Адаптированная образовательная программа разрабатывается с учетом чего
Адаптированная образовательная программа
Юлия Васильевна
Адаптированная образовательная программа
Презентация «Адаптированная образовательная программа» Структура написания, содержание.
Адаптированная образовательная программа (далее АОП) это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
АОП разрабатывается самостоятельно образовательной организацией с учетом федеральных государственных образовательных стандартов общего образования по уровням образования и (или) федеральных государственных образовательных стандартов образования детей с ОВЗ на основании основной общеобразовательной программы и в соответствии с особыми образовательными потребностями лиц с ОВЗ.
Адаптация общеобразовательной программы осуществляется с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальной программыреабилитации инвалида и включает следующие направления деятельности:
анализ и подбор содержания;
изменение структуры и временных рамок;
использование разных форм, методов и приемов организации учебной деятельности.
Адаптированная образовательная программа предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Получение детьми и детьми-инвалидами (далее — дети с особыми образовательными потребностями) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации.
Адаптированная образовательная программа — это комплексная программа по оказанию помощи детям с особыми образовательными потребностями в освоении основной образовательной программы дошкольного образования.
Компонентный состав структуры АОП для обучающегося с ОВЗ:
-Пояснительная записка, в которой излагается краткая психолого педагогическая характеристика лиц с ОВЗ, с описанием особенностей их психофизического развития. На основе данных психолого-педагогической диагностики формулируется цель и задачи обучения по предмету или предметам на текущий период.
-Содержание программы. Компонент структуры АОП,раскрывающий ее содержание по трем блокам: образовательный, коррекционный и воспитательный. Проектирование каждого из трех блоков должно идти с учетом развития предметных, метапредметных и личностных результатов освоения обучающимися АОП
В данном разделе АОП следует соотнести цель и задачи Программы с ее планируемыми результатами, а также конкретно сформулировать результаты реализации программы на уровне динамики показателей психического и психологического развития обучающегося (обучающихся) и уровне сформированности ключевых компетенций. Эти требования являются основой для осуществления промежуточной и итоговой оценки результативности АОП. Требования к результатам реализации Программы можно не выделять в особый раздел, а проектировать их параллельно с описанием содержания Программы в рамках обозначенных выше компонентов.
Цель программы: обеспечить системный подход к обеспечению условий для развития детей с особыми образовательными потребностями и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы дошкольного образования.
В связи с этим коррекционная работа с особыми образовательнымипотребностями направлена на решение задач:
1. Определение особых образовательных потребностей детей – инвалидов.
2. Разработка и реализация плана индивидуальной коррекционной работы у ребёнка в ДОУ и семье.
4. Оценка результатов помощи детям с особыми образовательными потребностями определение степени их готовности к школьному обучению;
5. Создание условий, способствующих освоению детьми с особыми образовательными потребностями основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграции в образовательном учреждении.
7. Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с особыми образовательными потребностями по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Адаптированная образовательная программа на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают еёосновное содержание:
— диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ОВЗ, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого- медико – педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
— коррекционно- развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;
Статья «Алгоритм разработки адаптированной основной образовательной программы (АООП)»
Алгоритм разработки адаптированной основной образовательной программы (АООП)
АООП разрабатывается с учетом:
— Федерального государственного образовательного стандарта (Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016);
— Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ОВЗ (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 19.12.2014);
— Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с УО Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» от 19.12.2014
Педсовет ОУ ежегодно утверждает АООП для обучающихся с ОВЗ.
1. объем и содержание образования
2. условия образовательной деятельности
3. результаты обучения
Для обследования категорий лиц с ОВЗ:
— с нарушениями слуха;
— с нарушениями зрения;
— с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
— с нарушениями речи;
— с нарушениями интеллекта;
— с расстройствами аутистического спектра;
— со сложными дефектами.
АООП состоят из нижеперечисленных разделов:
1. Целевой (пояснительная записка, планируемые результаты освоения; система оценки достижений в освоении программы ).
2. Содержательный (для школы: Программа формирования универсальных учебных действий обучающихся (базовых учебных действий для обучающихся с УО); Программа отдельных учебных предметов (и курсов коррекционной области; в зависимости от категории детей с ОВЗ); Программа духовно-нравственного развития; Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; Программа коррекционной работы (АООП ОВЗ вариант 1.1 – 8.4,
АООП УО вариант 1); Программа сотрудничества с семьей обучающегося (для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой УО – АООП УО вариант 2); Программа внеурочной деятельности (АООП ОВЗ вариант 7.2, АООП УО вариант 1,2); для дошкольной ОО: содержание образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие).
3. Организационный (для школы: учебный план; система условий реализации АОП или АООП; для дошкольной ОО: система условий, механизмы реализации АОП или АООП и т.д.).
При разработке АООП (АОП) нужно учесть, что данный документ является локальным нормативным актом, описывающим содержание образования и механизм реализации ФГОС для детей с ОВЗ. В ней конкретизируются положения новых образовательных стандартов применительно к особенностям образовательной организации, состава учащихся, места расположения, педагогических возможностей. Условия и порядок разработки основной образовательной программы устанавливается отдельным локальным нормативным актом образовательного учреждения, в котором указываются: 1) порядок и периодичность разработки АООП (АОП) или внесения изменений в действующую АООП (АОП) (в соответствии с периодичностью обновления образовательных стандартов, а также в связи с изменениями в жизнедеятельности образовательного учреждения); 2) состав участников разработки АООП (АОП), их полномочия и ответственность; 3) порядок обсуждения проекта АООП (АОП); 4) порядок утверждения АООП (АОП) и ввода в действие.
Для обеспечения учета индивидуальных особенностей и потребностей каждого обучающегося в данный локальный нормативно-правовой акт ОО может быть включен:
перечень индивидуальных прав детей и их родителей, которые должны быть реализованы при формировании документа;
процедура выявления, фиксирования образовательных запросов детей с ОВЗ в разных форматах;
индивидуальная образовательная программа на основе образовательной программы учреждения, индивидуальный учебный план в рамках образовательной программы учреждения, индивидуальный выбор в рамках отдельных учебных предметов, курсов, видов, направлений образовательной деятельности и др.
Особенно стоит обратить внимание на описание учебно-методического оснащения АООП (АОП), в том числе ТСО, учебниками, пособиями и другими средствами обучения, предоставляемыми детям с ОВЗ бесплатно.
Характеристика каждого из вышеназванных разделов представлена в Примерных АООП к каждому ФГОС для обучающихся с ОВЗ.
Образовательная организация с опорой на Закон об образовании в РФ, Концепцию ФГОС, конкретный ФГОС для обучающихся с ОВЗ, Примерные АООП определенного варианта, а также иные документы самостоятельна в составлении своей адаптированной образовательной программы.
В процессе этой работы кристаллизуются методические подходы к осуществлению образовательного процесса конкретных детей с ОВЗ в
Структура АООП включает:
• Пояснительная записка, в которой отражается характеристика учащихся с ОВЗ программы, на основе которых разрабатывалась АООП, перераспределение тем, количество часов
• Содержание программы включает 3 компонента:
Пояснительная записка – это четкая «картинка» учеников с ОВЗ, которых будут обучать. Надо указать: «зону актуального развития» (внимание, память,
мышление, речь. ), «зону ближайшего развития», основные образовательные потребности, принципы и подходы к разработке АООП (дифференцированный и деятельностный подходы), общую характеристику АООП (сроки, условия, формы, методы).
2. Коррекционный компонент включает: цели и задачи, направления:
а) диагностическая работа
б) коррекционно-развивающая (на уроке, развитие ВПФ, универсальных учебных действий, жизненных компетенций)
в) консультативная работа
г) информационно-просветительская работа
д) оздоровительно-просветительская работа.
3. Воспитательный компонент включает ценностные ориентиры:
— Формирование основ гражданской идентичности личности;
— Развитие ценностно-смысловой сферы личности;
— Формирование механизмов коммуникативного общения, основ социального поведения.
Планируемые результаты освоения АООП: личностные, метапредметные и предметные.
«Оценка личностных результатов включает в себя оценку овладения
социальными (жизненными компетенциями):
2. Адекватность понимания учащимся причин успеха/неуспеха
3. Морально-этическая ориентация
Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования в соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке.
Оценка метапредметных результатов включает в себя:
1. Регулятивные универсальные умения (умение учиться и способность к организации своей деятельности; формирование целеустремленности и настойчивости, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей).
2. Коммуникативные универсальные умения – это умения взаимодействовать, сотрудничать, получать необходимую информацию.
3. Познавательные универсальные умения –общеучебные, логические (анализ, синтез, классификация…) действия постановки и решения проблем.
Оценка предметных результатов включает в себя:
1.Систему предметных знаний
2.Действия с предметным содержанием
3.Способность решать учебно-познавательные и учебно-практические
Программа коррекционной работы ОО (в частности, учителя-логопеда) – важнейшая составляющая АООП (АОП) ОО (вариант 5.1), АООП ДОО, АОП ДОО.
Программа коррекционной работы направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию (примерная основная образовательная программа образовательного учреждения (начальная школа).
В примерной основной образовательной программе образовательного учреждения (начальная школа) указывается, что основной целью программы коррекционной работы (ПКР) выступает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ОВЗ посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса (а).
В примерных АООП для детей с ОВЗ цель ПКР формулируется, как создание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения процесса освоения АООП обучающимися с ОВЗ, позволяющего учитывать их особые образовательные потребности на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательном процессе.
Программа коррекционной работы с детьми с ОВЗ учитывает вариант АООП, но в целом предусматривает:
реализацию образовательной организацией коррекционно-развивающей области через специальные курсы, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ, преодоление дефицитарности их развития;
обеспечение коррекционной направленности общеобразовательных предметов и воспитательных мероприятий, что позволяет обучающимся с ОВЗ самостоятельно повышать свои компенсаторные, адаптационные возможности в условиях урочной и внеурочной деятельности;
возможность адаптации образовательной программы при изучении различных предметов с учетом необходимости коррекции психофизических и речевых недостатков и оптимизации коммуникативных навыков обучающихся с ОВЗ;
организацию и проведение мероприятий, обеспечивающих реализацию «обходных путей» коррекционного воздействия на психические и речевые процессы (например, коррекционно-развивающие занятия с логопедом, психологом и др.);
реализацию специальных коррекционных курсов с учетом первичной недостаточности в структуре нарушения.
Ориентируясь на многообразие как первичных, так и вторичных отклонений в развитии детей с ОВЗ, ПКР должна решать триединую
1) определение общих, необходимых для всех детей с ОВЗ условий, позволяющих осваивать им образовательную программу;
2) определение для конкретной категории обучающихся с ОВЗ направлений, содержания работы, плана мероприятий, планируемых результатов, критериев оценивания;
3) определение для конкретного ребенка с ОВЗ направлений, содержания работы, плана мероприятий, планируемых результатов, критериев оценивания.
Это должно быть отражено в ее структуре. В связи с этим можно выделить следующие разделы ПКР образовательной организации:
1. Общий раздел: может определяться образовательной организацией с перспективой на несколько лет (до 5-ти лет) и утверждается на педагогическом совете в августе-сентябре месяце.
2. Специальный раздел: разрабатывается в зависимости от того, какая категория детей с ОВЗ включена в образовательный процесс, конкретизирует содержание и механизмы реализации с учетом специфических особенностей психофизического и речевого развития каждой категории детей с ОВЗ (представлена пакетом рабочих программ коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда, педагога-психолога, социального педагога и т.п.). В данной части также определяется необходимость индивидуализации коррекционно-педагогической работы с учетом специфических особенностей конкретного ребенка с ОВЗ (представлена индивидуальными коррекционно-развивающими программами).
Специальный раздел ПКР должен определяться ежегодно на основе изучения контингента обучающихся с ОВЗ в сентябре месяце и утверждаться на педагогическом совете в октябре месяце.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя: использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
С 1 сентября 2016 года для вышеперечисленных категорий обучающихся вступил в силу ФГОС НОО и разработаны примерные Адаптированные основные образовательные программы.
Дети-инвалиды, нуждающиеся в создании специальных условий для получения образования, и обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по Адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (за исключением обучающихся с умственной отсталостью) должны получить образование, сопоставимое с образованием нормально развивающихся сверстников, а по окончании обучения – аттестат о получении основного общего или среднего общего образования. Поэтому их образование организуется по Адаптированной основной образовательной программе, которую самостоятельно разрабатывает Образовательная организация, опираясь на Закон об образовании, конкретный ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, примерную Адаптированную основную образовательную программу определенного варианта, иные документы и в соответствии с психофизическими особенностями, особыми образовательными потребностями и индивидуальными возможностями детей с ограниченными возможностями здоровья.
Программно-методическое обеспечение инклюзивного образовательного процесса отражается в трех документах:
– программе коррекционной работы, являющейся составной частью основной образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией на основе рекомендуемого перечня общеобразовательных программ,
— адаптированной основной общеобразовательной программе,
Таким образом, разработка Адаптированной основной общеобразовательной программы – задача, касающаяся многих педагогов, специалистов и руководителей Образовательных организаций.
Разработка адаптированной образовательной программы
В ст. 79 п. 1 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в РФ» говорится:
«Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой….»
Это говорит о том, что каждая образовательная организация, в которой обучается ребёнок с ОВЗ, должна разрабатывать адаптированную образовательную программу (АОП). Как правило, данная программа разрабатывается в случае инклюзивного образования.
Необходимость разработки адаптированной образовательной программы поставило передо мной ряд вопросов. Ответы на которые я искала, изучая, в первую очередь, нормативно-правовые документы, опыт коллег на просторах интернеты. Прослушала множество вебинаров, связанных с этой темой. В итоге я нашла для себя ответы на эти вопросы, с которыми хочу поделиться с вами.
Основные вопросы, возникающие в процессе разработки АОП
Вопросы | Ответы |
---|---|
Что является основание для разработки АОП? | Для разработки АОП основанием является заключение ПМПК. |
Нужно ли согласие родителей на разработку АОП? | Да, родители должны оформить письменное заявление на обучение и воспитание ребёнка по АОП. |
Кто участвует в разработке АОП? | Весь педагогический коллектив (методист, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре и т.д.) |
На основе какой программы разрабатывается АОП? | АОП разрабатывается на основе ООП и дополняется ПрАООП по соответствующей нозологии. ПрАООП можно посмотреть на сайте https://fgosreestr.ru/ |
Что адаптируется в АОП по сравнению с ООП? | Сроки, содержание, условия, методы, приёмы, способы, формы работы, режим посещения, график организации образовательного процесса на протяжении дня и т.д. |
На какой срок разрабатывается АОП? | АОП разрабатывается на 1 год |
Нужно ли к АОП разрабатывать рабочую программу? | Такой необходимости нет, так как в АОП каждый специалист расписывает свою коррекционную работу с ребёнком. |
Кем утверждается АОП? | АОП рассматривается ППк, утверждается педагогическим советом, согласуется с родителями (законными представителями) и утверждается заведующим ДОУ. |
Ещё один вопрос, который касается разработки АОП относится к её структуре. Какой же должна быть структура АОП?
Структура АОП должна учитывать требования, предъявленные во ФГОС ДО к содержанию образовательных программ и утверждаться внутренним локальным актом дошкольного учреждения.
Ниже я хочу познакомить вас с одной из таких структур, которая построена таким образом, что каждый педагога, сопровождающий ребёнка с ОВЗ заполняет свой раздел. Данная структура программы представляет собой АОП совмещённую с индивидуальной образовательной траекторией (или маршрутом).
Примерная структура АОП
Целевой раздел. Данный раздел включает в себя:
Содержательный раздел. Он включает в себя:
Организационный раздел включает в себя:
Используемая литература: Инклюзивная дошкольная группа: Методические рекомендации по разработке индивидуальных образовательных маршрутов и программ для детей с ограниченными возможностями здоровья/ Под ред. Л.А. Головчиц, Н.В. Микляевой
Адаптированная программа для детей с ОВЗ
Структура адаптированной образовательной программы
После всех обследований ребенка с ОВЗ педагогический коллектив приступает к разработке школьной адаптивной общеобразовательной программы по следующей структуре:
● Пояснительная записка: психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ; цели и задачи обучения по предмету или предметам на конкретный промежуток времени; опорная примерная АООП, обоснование варьирования очередности изучения тем и распределения часов.
Скачать все ПАООП для ОВЗ можно по ссылке:
1. Содержательная область: содержание образования по годам обучения, ожидаемые успехи и форма их оценки.
2. Коррекционная область: приемы и техники коррекционной работы; программы психолога, дефектолога, социального работника, ведущего медицинского специалиста.
3. Воспитательная область: работа, осуществляемая в урочное и внеурочное время.
К ней относится дополнительное образование ребенка по общеразвивающим программам технического, социально-педагогического, туристско-краеведческого, естественно-научного, художественного направлений, разработанным специалистами дополнительного образования с учетом требований Примерной АООП для ОВЗ.
Программно-методическое обеспечение по обязательным учебным предметам, факультативам, занятиям по дополнительному образованию в стенах школы, спорту.
Основные требования к результатам реализации АОП: соответствие целей и задач предполагаемым результатам; конкретная формулировка результатов.
Система контрольно-измерительных материалов: тесты, тексты контрольных работ, вопросы промежуточной и итоговой аттестации, критерии оценки.
Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ в ДОУ
Адаптированная программа для детей с ОВЗ в ДОУ составляется на основе «Программы коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями». Цель программы — дать им равные стартовые возможности при подготовке к школе и дальнейшему школьному обучению.
Адаптированная образовательная программа составляется и реализуется для воспитанника с ОВЗ комбинированной группы. В такой группе все остальные дети без нарушений занимаются по ООП, а «особый» ребенок — по адаптированной образовательной программе. В ее основе — общая программа группы, дополненная материалами Примерной адаптированной образовательной программы для ДОУ, корректирующей специфические нарушения ребенка. (Виды адаптированных программ: для детей с амблиопией и косоглазием, слабовидящих, слепых, при ЗПР, умственной отсталости, нарушениях ОПДА, тяжелых нарушениях речи)
Для компенсирующей группы, состоящей из детей с похожими нарушениями, педагогический коллектив разрабатывает адаптированную основную образовательную программу всего учебного учреждения на основе ООП и Примерной АООП ДОУ.
Полное осуществление адаптивной программы зависит от комплексной работы всех специалистов детского сада и создания единого образовательного пространства «ДОУ — семья».
Также успешность обучения детей с ОВЗ по АОП и АООП связана с грамотным оформлением развивающей предметно-пространственной среды. Тщательно продуманное и обустроенное корректирующее пространство имеет огромную ценность, воздействуя на бессознательном уровне. Бессознательное автоматически включает процессы компенсации, стимулирует весь организм, психику ребенка на «впитывание» в себя содержания обучения и ежедневно закрепляет его позитивные результаты.
Не менее важна информатизация образовательного процесса, возможность специалистов создавать свою собственную уникальную базу развивающих и обучающих компьютерных программ, электронную библиотеку. Тем более, что Примерная АООП дает полную самостоятельность в подборе материалов.
Разработка АООП для слабослышащих и позднооглохших детей
Остановимся на разработке адаптивной основной общеобразовательной программы начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших детей. Она имеет три варианта: 2.1, 2.2, 2.3, но запросы читателей сайта связаны с вариантом 2.1, при котором ребенок получает образование, аналогичное здоровым ровесникам и в инклюзивной среде.
Цель программы — оказать комплексную помощь слабослышащим и позднооглохшим ученикам в освоении основной общеобразовательной программы начального общего образования, корректировать недостатки их физического и (или) психического развития, развить жизненные компетенции, интегрировать в среду нормально слышащих сверстников. Для ее достижения решаются следующие общие задачи:
● активизация через моторику нейродинамических процессов (в качестве базы выполнения следующих задач);
● совершенствование познавательной деятельности;
● формирование интеллектуальных навыков и умений;
● нормализация учебной деятельности;
● развитие устной и письменной речи;
● формирование умения пользоваться речью во всех жизненных ситуациях;
● формирование учебной мотивации;
● выработка навыка контроля и самооценки.
II. Специфические особенности слабослышащих детей
Цели и задачи АООП напрямую связаны со специфическими особенностями развития, которые указываются в психолого-педагогической характеристике.
В дошкольном возрасте и начальной школе при зрительном восприятии материал перерабатывается медленно и хранится в памяти недолго, с 10 −11 лет начинается прогрессивная компенсация этого процесса.
Замедленное формирование понятий ведет к необычному использованию слов.
Письменная речь, как импрессивная (чтение), так и экспрессивная (письмо) преобладает над устной.
Импрессивная форма речи преобладает при анализе и сравнении воспринимаемых предметов.
Формирование и развитие устной речи зависит от успешного умения управлять мышцами руки и приобретения навыка письма.
Адаптация происходит через зрение, моторику и сохранные телесные функции.
Двигательные ощущения помогают контролировать произношение: при неправильном произношении ребенок ощущает дискомфорт артикуляционного аппарата.
Подобная особенность развития предполагает строить коррекцию, обучение и воспитание на эффективном сочетании словесных, наглядных и практических методов.
Также нужно иметь ввиду особенности поведения слабослышащих детей, привлекающих к себе внимание собеседников, резко до них дотрагиваясь и буквально «заглядывая в рот» при слушании (концентрация на губах говорящего для лучшего восприятия артикуляции). При составлении воспитательной части адаптированной программы очень тщательно выбираются тактичные и увлекательные методы и приемы, дающие возможность детям освоить допустимые границы социальных контактов и социальные ритуалы.
III. Разработка коррекционно-развивающей программы
Составляя коррекционную часть программы и анализируя возможные приемы и методы, необходимо помнить:
Мысль и глаз ребенка движутся с той же скоростью, что и его рука, поэтому необходимо постоянно и всемерно развивать тонкую двигательную координацию кистей рук.
Слабослышащий ребенок замечательно контролирует свое тело, доверяет ему и своим телесным впечатлениям и эмоциям. Нужно использовать эти способности, применяя телесно ориентированные техники (в том числе кинезиологическую гимнастику) для диагностики, создания позитивного эмоционального фона, формирования осознанного поведения и самоконтроля.
Для слабослышащих характерна «живая речь» мимики и жестов. Целенаправленно применять эти приемы на корректирующих занятиях для развития крупной и мелкой моторики рук.
Исследования показали, что принятые в среде слабослышащих жесты и другие упражнения, выполняемые руками примерно в 50-70 см от тела компенсируют у детей механизм саморегуляции головного мозга, снимают утомление и повышают работоспособность.
Восприятие ребенка с нарушением слуха идет с опорой на сохраненный зрительный анализатор, постоянно находящийся в активном состоянии. Для его разгрузки и на уроках, и на внеучебных занятиях необходимо периодически проводить гимнастику для глаз.
Чтобы избегать переутомления и перегрузок ребенка, нужно учитывать состояние его мелких мышц кистей рук: при правильной мышечной нагрузке может ощущаться их легкая усталость; при перегрузке — нескоординированность движений, потливость; а при переутомлении — писчие спазмы.
Со зрительным анализатором связана и организация пространства школы, чему посвящен раздел АООП. В разделе указывается вся печатная и электронная визуальная текстовая и символическая информация, которой оснащаются помещения школы для безопасности и комфорта слабослышащего ребенка.
IV. Адаптированная рабочая программа для слабослышащих детей. 1, 2, 3, 4 класс
Реализуется АООП с помощью адаптированных рабочих программ по каждому предмету начальной школы, которые индивидуально и творчески создает учитель. Они обеспечивают детям профессиональную коррекцию, индивидуализацию и дифференциацию, постоянный рефлексивный контроль за овладением материала.
Важной частью реализации рабочих программ является грамотный подбор Предметных линий УМК базовых учебников. Наиболее высокую оценку педагогов, работающих по АООП для ОВЗ, получили следующие разработки.
Рабочие программы М.Н. Максимовой «Литературное чтение», УМК Климановой. 1 класс, 2 класс
Больше интересных материалов:
Адаптированная программа по ИЗО для слабослышащих детей
Адаптивная программа по ИЗО составлена таким образом, что все учебные, воспитательные, коррекционные задачи решаются гармоничным и действенным сочетанием вербальных, наглядных и практических методов. Цель программы: заложить в детях первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека.
Задачи программы, связанные c развитием слуха и речи:
● обучение осознанному пониманию значений «красиво» и «некрасиво» и его осмысленному озвучиванию;
● обучение применению речи при эмоциональной оценке произведений искусства;
● обучение контролю за своими действиями: умение увидеть и исправить несоответствие рисунка образцу, умение сравнивать свой рисунок с работой одноклассников;
● обучение проговариванию всего процесса работы;
● развитие моторики рук;
● развитие компенсирующего тактильного восприятия.
Так, изучая тему «Скульптура», дети наглядно воспринимают красоту образа, учатся проговаривать свои эмоции по отношению к произведению искусства, затем самостоятельно создают из глины и пластилина собственные художественные творения. В этот момент включаются центры мозга, отвечающие за общую моторику и речевую моторику, за качество тактильных ощущений, раскрываются чувства и оздоравливается психика ребенка.
АООП НОО для детей с легкой умственной отсталостью
Данная категория детей учится по программам И. М. Бгажноковой. Программы включают большое количество часов по предметам «Коррекционные технологии», «Трудовое обучение», которые, оздоравливая детей, ориентируют их на трудовую деятельность.
Новшество АООП — предметы «Речевая практика» и «Мир природы и человека». «Речевая практика» нацелена превратить развитие речи в один из видов деятельности учеников с легкой умственной отсталостью, а «Мир природы» — познакомить с явлениями и объектами природы и социума, установить между ними связь, сформировать коммуникативно-речевые умения.
Программа коррекционной работы психолога
Индивидуальная программа работы психолога с ребенком с ОВЗ — это часть коррекционной области общей индивидуальной АОП. Ее цель — преодолеть и/или ослабить нарушения, помочь ребенку полностью и полноценно включиться в школьную жизнь.
Задачи психологической коррекции:
● адаптировать ребенка в школьную среду;
● помочь осознанно контролировать и регулировать свои поступки;
● дать установку на достижение успеха и реализовывать ее;
● соотносить все свои действия с жизненными условиями ребенка и его семьи.
Алгоритм работы над программой:
● проанализировать все предложения ПМПК для ребенка;
● провести диагностику ребенка и определить особые образовательные потребности с учетом имеющихся недостатков;
● составить программу коррекционно-психологического сопровождения и развития, учитывая предложения ПМПК и собственное исследование, включив методы гештальт-и арт-терапии, нетрадиционные психотехники, например, основанные на принципах айкидо и других восточных боевых искусств, одновременно развивающих интеллект и тело;
● распланировать время проведения индивидуальных консультаций и групповых занятий ребенка;
● гибко редактировать программу по результатам достижений ребенка.
Главный итог обучения детей с ОВЗ по адаптивным программам прописан в АООП НОО. Это создание коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность, являющейся гарантом охраны и укрепления физического, психического и социального здоровья «особых» учеников.