Аксамит ткань что это
Ткань аксамит: роскошь Византии в наше время
Аксамитами называли все тяжелые плотные ткани, выполненные из шелка и дополненные вышитым золотыми или серебряными нитями орнаментом. Относятся к роду парчовых. Они могут быть гладкими, ворсистыми или петельчатыми, но обязательно ткутся из двух основных и четырех уточных нитей, откуда и происходит такое название: hex на греческом означает «шесть», mitos — «нити», вместе hexamitos — «шестинитка». Этот способ переплетения позволяет выдерживать металлические нити.
История Аксамита
Такой материал появился еще в древние времена, тогда производство было ручным, использовались исключительно натуральные волокна. В Византии до 10 века была монополия на производство аксамитовых тканей, также их запрещали вывозить. С 11-12 веков их стали продавать, но в ограниченном количестве. В Древнюю Русь они попали через Польшу в качестве даров.
Вместе с арабским владычеством этот роскошный материал распространился по всей средиземноморской Европе. Знаменитыми стали и венецианские аксамиты с драгоценной металлической нитью.
На изготовление метра такого материала уходило несколько месяцев, поэтому он был дорогим и использовался для пошива одежды царских особ и духовенства, князей и бояр и убранства дворцовых комнат. Говоря о стоимости аксамитов, вполне применимо выражение «цена на вес золота».
На Руси ткань пользовалась популярностью вплоть до 18 века, затем интерес к ней угас и временно возродился в конце 19 столетия. Тогда было приказано изготовить аксамит для церемоний коронования Николая II. Торгово-промышленный дом «А. и В. Сапожниковы» (Москва) являлся лучшей мануфактурой того времени. Они соткали прекрасный петельчатый аксамит, из которого сшили одежды для иерархов православной церкви, принимавших участие в церемонии. На нем были изображения двуглавых орлов. До этого в России такую ткань лишь имитировали.
Виды и особенности производства
Существует два вида аксамитов: византийский и венецианский (итальянский, флорентийский).
Византийский
Ткачество в Византии было хорошо развито еще в 5-6 веках. Там ткали двустороннее полотно сложносаржевого переплетения. Его особенностью было наличие двух основ. Одна основа переплетается с утком лица и изнанки и создает структуру ткани. Вторая же основа не переплеталась с утками, а свободно лежала между ними. Она делала ткань более прочной и тяжелой.
Такие ткани не содержали золотые нити, но были украшены вышивкой с изображениями животных, растений, ангелов и святых.
Венецианский
С 15 века популярность приобрели дорогие шелковые аксамиты, произведенные лучшими мастерами Флоренции и Венеции (к тому времени византийский шелк уже не производили). Характерной чертой этих полотен было наличие рельефного орнамента из золотой или серебряной нити.
Гладкой основой (землей) был плотный шелк, скреплявший три сквозных утка:
- толстый пучок из нескольких десятков невыделанных нитей шелка-полусырца. Он образует вместе с основой плотную ткань саржевого переплетения; тонкие нити желтого шелка. Служит фоном для третьего; третий — нити пряденого золота (очень тонкие шелковые или льняные нити, обвитые золотой проволокой).
Орнамент мог быть плоским или петельчатым. Считалось, что чем он объемнее, тем роскошнее и богаче ткань. Петельчатый узор создавался при помощи гладкого скользящего прута (булавки, спицы). Сначала прут оплетался драгоценной нитью, а когда ряд был закончен, вытаскивался, и оставался объемный узор. Чаще всего объемным (петельчатым) был только контур. Над созданием узоров трудились лучшие художники. Основа могла быть любого цвета, но в основном это были зеленый, темно-красный или желтый. Преобладали растительные и животные орнаменты: крупные цветы и листья, львы, грифоны, геральдические элементы.
Свойства
Главным достоинством аксамита, безусловно, является его красота и оригинальность, особенно, если на нем присутствует рельефный золотой узор, создающий неповторимую игру светотени.
Основные характеристики ткани:
- прочность. Саржевое переплетение обеспечивает аксамиту очень высокую степень прочности на разрыв; износостойкость и долговечность. Аксамит — ткань, практически не поддающаяся истиранию благодаря наличию ворса. До наших дней сохранились многочисленные наряды 15 и 17 веков. Они хранятся в музеях и все так же прекрасны; большой вес. Весили изделия из этого материала очень много. Иногда их было тяжело даже поднять; жесткость и одновременно гибкость. Ткань позволяла кроить и шить одежду и головные уборы, при этом хорошо держала форму, не сминалась и не образовывала подвижные складки, благодаря чему такая одежда считалась символом величия и твердости.
Применение
- Из аксамита шили церковные убранства для духовенства, одежду для царских особ, великих князей и знатных бояр. В царских покоях и в казне всегда хранилось несколько готовых одежд из этого материала, для того чтобы их можно было надевать во время торжественных церемоний. Также одежду из аксамита шили для послов и других важных людей, представлявших страну в чужих землях.
В наше время ткут имитацию аксамита. Используются натуральный или искусственный шелк и нити, имитирующие золотые. Из таких тканей шьют дорогие портьеры для роскошных интерьеров особняков, музеев и театров.
Аксамит — ткань с богатой историей и настоящее произведение искусства, признанное во всем мире.
Ткань аксамит: роскошь Византии в наше время
История Аксамита
Такой материал появился еще в древние времена, тогда производство было ручным, использовались исключительно натуральные волокна. В Византии до 10 века была монополия на производство аксамитовых тканей, также их запрещали вывозить. С 11-12 веков их стали продавать, но в ограниченном количестве. В Древнюю Русь они попали через Польшу в качестве даров.
Вместе с арабским владычеством этот роскошный материал распространился по всей средиземноморской Европе. Знаменитыми стали и венецианские аксамиты с драгоценной металлической нитью.
На изготовление метра такого материала уходило несколько месяцев, поэтому он был дорогим и использовался для пошива одежды царских особ и духовенства, князей и бояр и убранства дворцовых комнат. Говоря о стоимости аксамитов, вполне применимо выражение «цена на вес золота».
На Руси ткань пользовалась популярностью вплоть до 18 века, затем интерес к ней угас и временно возродился в конце 19 столетия. Тогда было приказано изготовить аксамит для церемоний коронования Николая II. Торгово-промышленный дом «А. и В. Сапожниковы» (Москва) являлся лучшей мануфактурой того времени. Они соткали прекрасный петельчатый аксамит, из которого сшили одежды для иерархов православной церкви, принимавших участие в церемонии. На нем были изображения двуглавых орлов. До этого в России такую ткань лишь имитировали.
Популяризация ткани
Драгоценные полотна ткались в Византии до XV века. Они были монополистами производства, а с XVI-XVII веков их стали распространять и попали на территорию Древней Руси в качестве даров.
Известность и востребованность ткани принес Венецианский Аксамит, который ткался руками и на создания одного метра уходило больше месяца.
Впервые на Руси был соткан Аксамит к церемонии коронации Николая II в IXX веке наилучшей московской мануфактурой ТПД «А. и В. Сапожниковы».
Виды и особенности производства
Существует два вида аксамитов: византийский и венецианский (итальянский, флорентийский).
Византийский
Ткачество в Византии было хорошо развито еще в 5-6 веках. Там ткали двустороннее полотно сложносаржевого переплетения. Его особенностью было наличие двух основ. Одна основа переплетается с утком лица и изнанки и создает структуру ткани. Вторая же основа не переплеталась с утками, а свободно лежала между ними. Она делала ткань более прочной и тяжелой.
Такие ткани не содержали золотые нити, но были украшены вышивкой с изображениями животных, растений, ангелов и святых.
Венецианский
С 15 века популярность приобрели дорогие шелковые аксамиты, произведенные лучшими мастерами Флоренции и Венеции (к тому времени византийский шелк уже не производили). Характерной чертой этих полотен было наличие рельефного орнамента из золотой или серебряной нити.
Гладкой основой (землей) был плотный шелк, скреплявший три сквозных утка:
Орнамент мог быть плоским или петельчатым. Считалось, что чем он объемнее, тем роскошнее и богаче ткань. Петельчатый узор создавался при помощи гладкого скользящего прута (булавки, спицы). Сначала прут оплетался драгоценной нитью, а когда ряд был закончен, вытаскивался, и оставался объемный узор. Чаще всего объемным (петельчатым) был только контур. Над созданием узоров трудились лучшие художники. Основа могла быть любого цвета, но в основном это были зеленый, темно-красный или желтый. Преобладали растительные и животные орнаменты: крупные цветы и листья, львы, грифоны, геральдические элементы.
Происхождение и техника создания аксамита
Хотя данный материал имеет, вне всякого сомнения, восточное происхождение, его название является греческим и обозначает «шесть нитей». Именно такое количество волокон плотного шелка-сырца использовали для создания основной разновидности аксамита – узорной ткани саржевого переплетения, напоминающей парчу. Ее отличительными признаками были:
Вторая разновидность аксамита называлась петельчатой. Для ее изготовления применялась очень кропотливая техника, при которой на определенном шаге переплетения металлическая нить вручную обвивалась вокруг специального тонкого прутка, образуя петельчатый ворс. Эта техника в XIII веке была заимствована венецианскими ткачами и привела к созданию нового дорогого материала – петельчатого бархата.
На Руси эта драгоценная ткань появилась не позднее XI века и использовалась только для парадных одеяний великих князей и высших духовных иерархов. В Оружейной палате Кремля хранятся такие старинные одеяния. Однако уже в XV веке аксамитовые ткани на Востоке не производились, а под этим названием чаще всего подразумевали венецианский петельчатый бархат. До настоящего времени слово «аксамит» или производные от него используют для обозначения бархата во многих европейских языка (польском, немецком, шведском и др.). В золотошвейных мастерских московского Кремля изготовлялись шелковые и бархатные одеяния с золотой вышивкой, которые также называли аксамитовыми. С введением петровских реформ изготовление таких материалов, которые теперь предназначались только для церковных одеяний, стало упрощаться, а само слово постепенно исчезло из обихода.
Свойства
Главным достоинством аксамита, безусловно, является его красота и оригинальность, особенно, если на нем присутствует рельефный золотой узор, создающий неповторимую игру светотени.
Основные характеристики ткани:
Виды и техника расшивки Аксамита
Основной характерной чертой Аксамита является прочность, жесткость и одновременно гибкость. Считалось, что ткань была символом величия, поскольку ее могли позволить себе только царские особы, знатные князья и бояре. Из ниш шили рясы высокие слои духовенства и церковнослужители.
По орнаментам, узорам и полотнам различают несколько видов Аксамита.
Византийский
Ткался в V-VI вв. Отличием было наличие двух основ. Они не содержали злата, но были украшены ручной вышивкой с изображением ангелов, святых и животных.
Венецианский
Стал известен в XV в. его качеством было наличие рельефного узора с присутствием дорогостоящих нитей. Вышивка создавалась на трех слойной шелковой основе. Два первых слоя из сырца служили основой (землей) для третьего тонкого светло желтого шелка, который был фоном.
Современный
Сегодня аксамит представляет собой имитацию драгоценной ткани. Для расшивки используют натуральные или искусственный шелка, золотые нити, которые только подражают настоящим.
Применение
В наше время ткут имитацию аксамита. Используются натуральный или искусственный шелк и нити, имитирующие золотые. Из таких тканей шьют дорогие портьеры для роскошных интерьеров особняков, музеев и театров.
Аксамит — ткань с богатой историей и настоящее произведение искусства, признанное во всем мире.
organza.ru
На сегодняшний день ткань аксамит имеет множество значений и сходу сложно определить в каком же виде она предстает на современных рынках. В старину под этим названием подразумевались все тяжелые и дорогие ткани, для производства которых нужно было использовать драгоценные золотые и серебряные волокна. Можно сказать, что аксамит отправляет нас во времена золотошвеек, в которые материал, затканный златом и серебром, носился людьми только высокого ранга, например, священниками и аристократами самого высшего ранга.
Очень часто можно встретить употребление слова «аксамит» в качестве синонима бархату. Но это не выступает гарантом того, что вы приобретете натуральный бархат. Также называют и ткани, имеющие некую схожесть с бархатом по фактуре – ворсистые, мягкие и плотные. Однако, чтобы как можно точнее определить что же это за ткань такая — аксамит, нужно посмотреть на особенность ее плетения, в которое должно входить шесть нитей. Кроме этого, аксамит имеет соответствующий растительный рисунок, который выполняется с помощью синтетических ниток, имитирующих серебро и золото. Некогда аксамитом называли все дорогие ткани ручной работы, которые сегодня относятся к самым модным и престижным, их используют как для изготовления одежды, так и для украшения интерьера. Материал такого типа лучше использовать с помощью дизайнера и его советов, так как его можно отнести к специфическим.
Немного из истории.
Ранее на аксамитовых тканях преобладали «звериные» мотивы: стилизованные орлы, грифоны, львы, располагающиеся в медальонах круглой формы, самые популярные тона – фиолетовый и красный.
Действительно, читая описи наследственного приданого или имущества восемнадцатого века, можно встретить фразы, которые укажут на то, что под аксамитом подразумевали ткань, произведенную с помощью техники петельчатого бархата. Прочность материала не может не вызывать изумление – до наших времен дошли многочисленные старинные ткани и костюмы из них. К самым лучшим коллекциям мирового значения можно отнести собрание тканей и костюмов шестнадцатого – восемнадцатого столетий, их собственники – Государственная Оружейная палата Московского Кремля. В 1884-1893 годах издалась опись Оружейной Палаты, в которую входили сведение о поступлениях в царскую казну материалов из Турции, Ирана, Италии и Франции. Также в записях указывалось, что ворс такой ткани сделан из уплощенного золота и серебра. Этот тяжелый материал, который к тому же не гнулся, употребляли исключительно для потребностей высшего духовенства и царского двора. Знаменитая фраза «на вес золота» может применяться к старинным аксамитовым тканям буквально, настолько дорого ценился этот материал, ведь для основы брали драгоценные металлы и шелк. На Руси аксамит стал известен не позднее двенадцатого столетия, упоминания об этой ткани можно прочесть в «Слово о полку Игореве», в котором материал именуется как «оксамит». Все ценные и дорогие ткани до начала восемнадцатого века ввозились в Россию как польские дары, закупки для нужд духовенства и царского двора из Византии, Турции, Ирана, а позднее – из Франции и Италии.
nickfilin
Исторические записки
Аксамит (от греч. εξα — шесть + μιτος — нить) – а) в древней Руси до XV века, самый дорогой сорт многоцветного византийского шелка, производимый на основе саржевого (диагонального) плетения в шесть нитей (2 нити основы – 4 цветных нити утка). б) В XV-XVII веках – получившие это имя дорогие итальянские шелка, вытканные золотыми и серебряными нитями, украшенные сложным растительным узором из золотого и серебряного ворса (петельчатый аксамит).
а) Византийские аксамиты
Аксамиты известны на Руси не позднее XII века. Этот редкий вид ткани служил для убранства храмовых и дворцовых зал, покровов гробниц, изготовления парадной одежды.
На Руси такие ткани были редки. Производство аксамитов в Византии было монополией государства. В X веке вывоз их был запрещен, а в XI-XII вв. они вывозились в ограниченных масштабах. Одним из важных источников поступления этих дорогих тканей на Русь были посольские подарки. Так под 1164 г. Ипатьевская летопись сообщает: «и присла цесарь дары многы Ростиславу: оксамиты и паволокы, и вся узорочь разноличная».
В XII веке парадные одеяния из аксамитов использовались не только князьями, но и боярством. Так в Лаврентьевской летописи под 1175 г. убийцу Андрея Боголюбского, ключника Амбала, упрекают в том, что стараниями убитого им господина, наряжен был в аксамиты:
«И рече Амбалъ: Иди прочь, мы хочем выверечи псомъ [выбросить тело князя Андрея псам – Н.Ф.]. И рече Кузмище: О еретиче, уже псомъ выверечи. Помнишь ли, жидовине, въ которыхъ порътѣхъ пришелъ бяшеть [язычник, в какой одежде пришел – Н.Ф.]? Ты нынѣ в оксамитѣ стоиши, а князь нагъ лежить».
Рис. Благовещение. Аксамит. Византия. 7-8 век.
О них известно автору «Слова о полку Игореве», как о дорогой ткани, захваченной у половцев: «помчаша (русичи) красныя девкы Половецкыя, а съ ними злато, и паволокы, и драгыя оксамиты».
При изготовлении аксамитов использовалась сложносаржевая техника. В отличие от обычного, полотняного плетения, когда уток и основа пересекаются через раз (рис. а), и простой саржевой техникой, когда основные и уточные перекрытия располагаются со сдвигом на одну нить и образуют на поверхности ткани диагональные полосы (рис. б), в Византии уже в V—VI вв. приступили к выработке плотных двусторонних материй сложносаржевого переплетения. Характерной особенностью этого сорта тканей (рис. в) является наличие двух основ, из которых одна, коренная, создает структуру ткани, переплетаясь как с лицевым, так и с изнаночным утком, а вторая, внутренняя, не участвует в переплетении и свободно лежит между двумя утками: назначение ее состоит главным образом в том, чтобы уплотнить ткань, сделать ее более тяжелой и прочной.
То что византийские аксамиты, поставлявшиеся в Древнюю Русь не имели вид парчи (сплошь шитой золотом ткани) показывают как исследования византийских образцов (золотая нить в утке отсутствует, золотые кайма и узоры представлены вышивкой), так и описания аксамитов, сохранившиеся в древнерусских источниках. Так в духовной грамоте 1486 г. князя Михаила Верейского перечисляются аксамиты разных цветов: «аксамит синь, аксамит черн, аксамит зелен, аксамит червчат».
Византийские аксамиты в большинстве своем представлены тканями с узорами и рисунками. Значительную часть их составляли ткани со звериными рисунками. Главные мотивы звериных рисунков заимствованы видимо из Персии; таковы: грифы, львы, орлы, расположенные или в одиночку, или попарно, на сплошном фоне или в кругах с растительным орнаментом. Встречаются также изображения Богородицы, ангелов, святых и цветов (лилий).
Сохранившиеся образцы аксамита этого времени из Древней Руси представлены к сожалению истлевшими фрагментами ткани их кладов и гробниц.
б) Итальянские аксамиты
После гибели Византии и прекращения там производства шелка, в XV веке название аксамит перешло на дорогие шелка, изготовление которых было налажено во Флоренции, Венеции и других городах Италии. Так уже в 1437 году, например, инок Симеон Суздальский, в своем описании путешествия в Италию, между прочим замечает, что во Флоренции «делают камки и аксамиты со златом» (Сахаров. Путешествия русских людей. Спб., 1839, ч. II, cтр. 5).
Рис. Петельчатый аксамит. Фрагмент петельчатого рисунка. Фелонь из петельчатого аксамита. Начало XVII века
В отличие от византийских, итальянские аксамиты ткались с использованием золотых и серебряных нитей. Основу ткани составлял цветной шелк темно-красного, зеленого или желтого цвета. По ней саржевым (диагональным) плетением накладывались утки желтого цвета, которые служили фоном идущему вслед за ними утку с пряденой золотной нитью (т.е. металлической уплощенной проволокой, перевитой с шелковой ниткой). Так готовился золотистый гладкий фон (земля) с плоскими травными узорами.
Важнейшие рельефные части узора (цветы, короны, венцы, вазоны, листья) создавались из золотого или серебряного петельчатого ворса (петельчатый аксамит). При изготовлении петельчатого аксамита в плетение с золотной или серебряной нитью вставлялась булавка. Когда ряд петель закончен, ее вытаскивали, оставляя незатянутые петли. Выделка такого сорта аксамита требовала от ткача фантастической виртуозности и мастерства. Говорили: «Без матери младенца не утешишь, без мастера аксамит не уложишь» (пословица XVII в.).
Получалась тяжелая, негнущаяся и чрезвычайно дорогая ткань, употреблялась в основном для нужд царского двора и высшего духовенства. Выражение «на вес золота», применительно к старинным аксамитам можно понимать буквально, так дорог был материал, из которого их ткали – шелк и драгоценные металлы. Так, например, саккос (верхнее архиерейское богослужебное облачение) патриарха Никона, шитый в 1654 г. из петельчатого итальянского аксамита из-за тяжести ткани и нашитых на нее золотых пластинок и драгоценного камня весил 24 килограмма и стоил, по словам Павла Алеппского 30 000 динаров.
Набольшее распространение изделия из итальянского аксамита получают в России в XVII веке. В это время их убранство достигает наибольшей пышности. В XVIII веке употребление их постепенно сходит на нет.
Ткань аксамит по видам и описание свойств натурального материала
История Аксамита
Такой материал появился еще в древние времена, тогда производство было ручным, использовались исключительно натуральные волокна. В Византии до 10 века была монополия на производство аксамитовых тканей, также их запрещали вывозить. С 11-12 веков их стали продавать, но в ограниченном количестве. В Древнюю Русь они попали через Польшу в качестве даров.
Вместе с арабским владычеством этот роскошный материал распространился по всей средиземноморской Европе. Знаменитыми стали и венецианские аксамиты с драгоценной металлической нитью.
На изготовление метра такого материала уходило несколько месяцев, поэтому он был дорогим и использовался для пошива одежды царских особ и духовенства, князей и бояр и убранства дворцовых комнат. Говоря о стоимости аксамитов, вполне применимо выражение «цена на вес золота».
На Руси ткань пользовалась популярностью вплоть до 18 века, затем интерес к ней угас и временно возродился в конце 19 столетия. Тогда было приказано изготовить аксамит для церемоний коронования Николая II. Торгово-промышленный дом «А. и В. Сапожниковы» (Москва) являлся лучшей мануфактурой того времени. Они соткали прекрасный петельчатый аксамит, из которого сшили одежды для иерархов православной церкви, принимавших участие в церемонии. На нем были изображения двуглавых орлов. До этого в России такую ткань лишь имитировали.
Что такое аксамит
Определимся, что такое аксамит – это ткань, сотканная из 4 уточных и двух основных нитей. Дословное значение слова «аксамит» – шестинитка. Такая редчайшая ткань упоминается в тексте «О полку Игореве». В прежние времена она считалась признаком роскоши и избранности. Со временем значение аксамита изменилось – так стали называть всякий плотный материал с металлизированным расшитым узором. Многие путают аксамит с бархатом, но это разные ткани, несмотря на некоторое внешнее сходство.
Сейчас аксамит в продаже не встречается, но в швейном деле используют аналоги этого материала – расшитую парчу и плотный шелк с вышивкой.
Виды и особенности производства
Существует два вида аксамитов: византийский и венецианский (итальянский, флорентийский).
Византийский
Ткачество в Византии было хорошо развито еще в 5-6 веках. Там ткали двустороннее полотно сложносаржевого переплетения. Его особенностью было наличие двух основ. Одна основа переплетается с утком лица и изнанки и создает структуру ткани. Вторая же основа не переплеталась с утками, а свободно лежала между ними. Она делала ткань более прочной и тяжелой.
Такие ткани не содержали золотые нити, но были украшены вышивкой с изображениями животных, растений, ангелов и святых.
Венецианский
С 15 века популярность приобрели дорогие шелковые аксамиты, произведенные лучшими мастерами Флоренции и Венеции (к тому времени византийский шелк уже не производили). Характерной чертой этих полотен было наличие рельефного орнамента из золотой или серебряной нити.
Гладкой основой (землей) был плотный шелк, скреплявший три сквозных утка:
Орнамент мог быть плоским или петельчатым. Считалось, что чем он объемнее, тем роскошнее и богаче ткань. Петельчатый узор создавался при помощи гладкого скользящего прута (булавки, спицы). Сначала прут оплетался драгоценной нитью, а когда ряд был закончен, вытаскивался, и оставался объемный узор. Чаще всего объемным (петельчатым) был только контур. Над созданием узоров трудились лучшие художники. Основа могла быть любого цвета, но в основном это были зеленый, темно-красный или желтый. Преобладали растительные и животные орнаменты: крупные цветы и листья, львы, грифоны, геральдические элементы.
Аксамит-ткани для царского двора
Среди многочисленных узорных шелков, привозимых иноземными купцами из стран Востока и Запада, аксамит ценился особенно высоко. Документы, датированные 1164 годом, сообщают, что князю Ростиславу греческий царь прислал «дары многие: аксамиты и поволоки и вся узорочья разноличныя». Аксамитами в Византии назывались лучшие сорта шелковых тканей. В их узорах золотом вытканы геральдические орлы и грифоны, симметричные, размещенные в кругах с растительным и геометрическим орнаментом. Куски подобной ткани были извлечены из гробницы князя Андрея Боголюбского и хранились в Успенском Соборе города Владимира. К XV веку техника изготовления этих византийских тканей была забыта, но название «аксамиты» сохранилось и перешло в Италию. Мастера из Флоренции и других центров ткали очень сложные в техническом отношении и замечательные по художественному впечатлению материи. Итальянский аксамит настолько высоко ценился, что из него шили (раньше употребляли более емкое и точное слово — строили) самые парадные царские одежды и облачения высших иерархов церкви. Знаменитый саккос патриарха Тихона (хранится в Оружейной палате) датируется 1654 годом. Стан саккоса из итальянского аксамита покрывают великолепные украшения. Вес облачения достигает 24 килограмм, из них половина приходится на ткань.
Аксамит напоминает тонкий металлический лист. В его основе — очень плотный цветной шелк. Чаще других встречаются зеленый или темно-красный (червчатый) цвет, реже желтый. Эта основа служит скреплением для трех сквозных утков. Первый уток из шелка-полусырца пробрасывается толстым пучком в несколько десятков несученых нитей и саржевым переплетением образует с основой очень плотную ткань. На нее наложено еще два утка: один из тонкого желтого шелка, редким слоем, служащим фоном для третьего утка из нитей пряденого золота. Аксамиты бывают гладкими, с особой плоской выработкой узоров. Но чем лучше, чем богаче аксамит, тем значительнее и пышнее его орнамент. Образуется он из петель различной величины. При изготовлении петельчатого аксамита пряденое золото оплетает металлический прут (булавку). Когда ряд петель закончен, зёв ткацкого стана закрывают, и прут вытаскивают. Выделка аксамита требовала от ткача фантастической виртуозности. Орнамент для этих ткачей создавали художники, безупречно владеющие искусством сложного плоскостного растительного орнамента, с массивными цветами и листьями, с геральдическими элементами — коронами, вазонами и т.д.
Одеяния для царского двора отшивали из тафты, камки, парчи, бархата, муара с узором из золотых или серебряных нитей, шелка, хлопковой китайки и миткаля, сатина и кумача, имевших яркие насыщенные расцветки. Гораздо позже стали ввозить материи черного окрашивания, с 17 века одеяния черного цвета вошли в разряд траурных. Но даже такие дорогие материи расшивались богатыми вышивками, жемчугом и драгоценными камнями. Наряд царской особы по правилам имел несколько слоев, надетых друг на друга и представляющих одно целое. Надевать только одно платье считалось бесстыдством. В список облачения государя входили также регалии для торжественных случаев: крест из золота, шапка-венец, бармы, держава, посох, платно и становой кафтан. Одевание царя – это был особый и отработанный ритуал. Из редких видов шелка, таких как зуфь, объярь, бархат, камка шили самое почитаемое парадное царское платье –платно. Платно — это верхнее одеяние с длинными рукавами, зауженными к запястью. Носили его без пояса, накинув сверху кафтана.
В середине 17 века платно начали называть иначе – порфира. Но его по-прежнему шили из богатых материй и украшали кружевами, жемчугом и пуговицами из золота, мехом. Все одежды для праздничных случаев и венчания шили из самых дорогих материй – итальянских золотых аксамитов и восточных алтабасов. Особой красотой выделялись петельчатые аксамиты с узором из золотых петель различного вида, благодаря чему получали богатую игру светотени. Одежды из аксамита не сгибались, богато расшитые жемчугом или драгоценными камнями, они весили очень много, их даже не всегда могли поднять. Одежды церковных служителей не уступали царским одеяниям. Шили одежду для духовенства из богатых материй, украшенных дорогим шитьем, жемчугом и драгоценными камнями. Русские вышивальщицы очень ценились, расшитые золотом и серебром одежды поражали своим мастерством иностранных гостей. Это были поистине произведения искусства. В царских палатах и казне находилось очень много готовых одеяний, в которые облачались во время придворных церемониалов. Снабжали одеждами из царской казны и тех, кто ехал за границу с миссиями послов — для того, чтобы послы выглядели достойно на чужой земле.
На Руси аксамиты воспринимали как образы высокого искусства. В Царицыной мастерской палате вышивальщицы подражали аксамиту, имитируя иглой не только мотивы великолепных узоров, но и строение ткани, воспроизводя петли и «землю». Возникло выражение «шитьё на аксамитовое дело», вошедшее в язык официальных описей XVII века. В XVIII столетии аксамит уходит из церковного и царского быта. Последний всплеск интереса к аксамиту возник в конце XIX века в связи с коронацией Николая II этому событию лучшая парчовая мануфактура России, принадлежавшая купцам Сапожниковым, выткала ткань, повторяющую древний «петельчатый аксамит» с изображением двуглавых орлов. Ткань шла на церковные облачения православных иерархов, участвующих в коронации. Сделано это было с неподражаемым мастерством и блеском.
Свойства
Главным достоинством аксамита, безусловно, является его красота и оригинальность, особенно, если на нем присутствует рельефный золотой узор, создающий неповторимую игру светотени.
Основные характеристики ткани: