Акселератор проектов что это

Зачем нужны стартап-акселераторы: опыт российских проектов в программе ФРИИ

Акселератор проектов что это. Смотреть фото Акселератор проектов что это. Смотреть картинку Акселератор проектов что это. Картинка про Акселератор проектов что это. Фото Акселератор проектов что это

В одном из предыдущих материалов в нашем блоге мы уже рассматривали разницу между стартап-акселераторами или инкубаторами. Если коротко, она заключается в сроках и формате поддержки проектов (обычно командам стартапов необходимо на время переезжать в снятый для них офис или коворкинг), сферах применения (акселераторы больше интересуются интернет-проектами), стадии проекта и доле, которую необходимо отдать. В акселераторы чаще приходят команды, нуждающиеся в масштабировании работающего бизнеса, а доля, которую забирает акселератор, редко превышает 5-7%, что оставляет предпринимателям пространство для маневра при общении с будущими инвесторами.

Сегодня мы хотели бы рассказать об опыте прохождения программы акселерации ФРИИ некоторыми российскими стартапами — под катом история ошибок, сюрпризов, смены стратегий и реальные результаты в цифрах.

Зачем нужен акселератор ФРИИ

Несмотря на то, что Фонд развития интернет-инициатив является крупнейшим игроком венчурного рынка в Европе и предоставляет стартапам значительные инвестиции (до 270 млн рублей), ценность запущенной в рамках фонда программы акселерации заключается не только в деньгах.

Главным плюсом акселератора является возможность «ускорения времени» — с помощью советов экспертов, получения доступа к широкой базе контактов и проработанной программе, предприниматели развивают проект значительно интенсивнее, достигая результатов, намеченных на год вперед, за три месяца.

Как уже было сказано выше, задача акселератора — отладка бизнес-процессов и масштабирование бизнеса, то есть создание задела для дальнейшего развития проекта и привлечения крупных инвестиций. По статистике, около трети (27%) компаний-выпускников акселератора ФРИИ привлекают инвестиции в размере от 5 до 30 млн рублей.

Примеры улучшения показателей российских стартапов

Пример такого ускорения — сервис для составления отчетности «Первая Онлайн-Бухгалтерия». Команда стартапа развивала его на протяжении двух лет, а затем провела три месяца в акселераторе ФРИИ.

Если за время самостоятельного развития бизнеса предпринимателям удалось получить 42 контакта потенциальных клиентов, добиться 12 демонстраций и получить 19 платящих клиентов, то после прохождения программы акселерации все показатели значительно увеличились — число проведенных демонстраций составило 129, база контактов расширилась до 9328 лидов, а в списке платящих клиентов появились 22 новые записи.

Акселератор проектов что это. Смотреть фото Акселератор проектов что это. Смотреть картинку Акселератор проектов что это. Картинка про Акселератор проектов что это. Фото Акселератор проектов что это

Другой стартап, сумевший улучшить свои показатели — проект для любителей домашних животных Pets Ferma. До попадания в акселератор продажи компании не превышали 4000 рублей, после прохождения трехмесячной программы, эта сумма выросла до 460 000 тыс. в месяц.

Акселератор проектов что это. Смотреть фото Акселератор проектов что это. Смотреть картинку Акселератор проектов что это. Картинка про Акселератор проектов что это. Фото Акселератор проектов что это

Компания UNIM Histology предоставляет точную, быструю и дистанционную диагностику рака. Компания дает возможность пациенту из любой точки России провести исследования в лучшей лаборатории РФ в самые кратчайшие сроки, без необходимости куда либо ехать. После трех месяцев в акселераторе команда проекта сумела понизить стоимость привлечения платящего пользователя (CAC) с 1666,6 руб до 623,4 руб и повысить средний доход с такого пользователя (ARPPU) с 2305 руб. до 2850. Общая выручка проекта выросла с 76000 рублей в месяц до 340000 в месяц.

Акселератор проектов что это. Смотреть фото Акселератор проектов что это. Смотреть картинку Акселератор проектов что это. Картинка про Акселератор проектов что это. Фото Акселератор проектов что это

Какие команды берут в акселератор ФРИИ

Акселератор проектов что это. Смотреть фото Акселератор проектов что это. Смотреть картинку Акселератор проектов что это. Картинка про Акселератор проектов что это. Фото Акселератор проектов что это

Фонд готов проинвестировать 1,4 млн рублей, из которых 800 тысяч – составят прямые инвестиции в проект, а дополнительные 600 тысяч пойдут на расходы по прохождению акселерационной программы. Доля ФРИИ в бизнесе составит 7%. Кроме того, если вы пройдете отбор, но по тем или иным причинам не будете готовы отдавать долю в своем стартапе, у вас будет возможность оплатить акселерацию самостоятельно.

Что стартап реально получает в акселераторе

Прохождение программы акселерации помогает команде молодой компании понять «что нужно делать» для достижения успеха. Эксперты ФРИИ осуществляют постоянный мониторинг успехов каждого проекта, предлагая свои консультации и рекомендации по выстраиванию бизнес-процессов (тестирование каналов продаж, построение поддержки пользователей, тактика работы над продуктом и т.п.).

Немного мифов

Вокруг деятельности мировых стартап-акселераторов уже сложились определенные стереотипы, некоторые из которых могут негативно повлиять на будущее конкретных проектов. Напоследок, развеем некоторые из этих мифов.

Один из самых распространенных заключается в убежденности, что в акселератор принимают только совсем начинающие проекты — это отнюдь не так, главное не то, что проект только стартовал, а его качество и перспективы.

Акселератор проектов что это. Смотреть фото Акселератор проектов что это. Смотреть картинку Акселератор проектов что это. Картинка про Акселератор проектов что это. Фото Акселератор проектов что это

Например, сервисы 2do2go (афиша событий Москвы) и SmartFood (организация здорового питания) перед стартом программы акселерации имели оборот около 1 млн рублей, число активных месячных пользователей (MAU) проекта соцсети для талантливых людей iFamous превышало 400 тысяч, а приложение для изучения английского Easy Ten скачали также более 400 тысяч раз.

Также считается, что акселераторы помогают не просто новым компаниям, но молодым предпринимателям — это также неверно: если новую компанию основал опытный «зубр» от бизнеса, у него тоже есть все шансы получить поддержку.

Среди основателей проектов, проходивших программу акселерации ФРИИ, есть несколько серийных предпринимателей, запустивших от 3-5 и более успешных бизнесов — некоторые эти компании приносят своим создателям более 500 млн рублей в год.

Интересный факт — средний возраст основателей компаний акселератора приближается к 30 годам (есть основатели и старше 40 лет) — шанс есть у каждого.

Внимание! До 20 октября продолжается прием заявок в ходе очередного набора проектов в акселератор ФРИИ. Ждем ваших заявок!

Узнать больше о нашем акселераторе можно из специальной презентации:

Источник

Иди в акселератор. Где «прокачать» свой бизнес и что для этого нужно

Есть несколько методов «прокачки» стартапа. Один из них —акселератор. Рассказываем, что это за зверь, чем он может быть полезен и что нужно, чтобы в него попасть.

Что такое акселератор

Акселератор — это короткая и интенсивная образовательная программа по ускоренному развитию стартапа. С бизнесменами занимаются коучи-трекеры, менторы и различные отраслевые эксперты.

Акселераторы завершаются так называемым Demo-day. В этот день финалисты акселератора выступают перед инвесторами, партнёрами программы и корпоративными заказчиками. Участники демонстрируют свои технологии и пилотные проекты, а также показывают, что они успели сделать, создать или улучшить.

Каким стартапам нужны акселераторы?

Акселераторы в первую очередь нужны стартапам и высокотехнологичным компаниям, которые хотят ускорить своё развитие, а также получить дополнительную экспертизу.

На российском рынке присутствуют два типа акселераторов

1). Акселераторы первой волны — акселератор 1.0, который подходит стартапам начальной стадии.

Эта программа заточена на:

2). Второй вид — корпоративные акселерационные программы. Сейчас в России они наиболее распространены. В них участвуют более зрелые стартапы на уровне масштабирования, с уже существующей и работающей собственной технологией. Но стартапы при этом адаптируют свои решения под конкретного корпоративного заказчика и предлагают ему запустить совместный пилот в надежде на крупный контракт, инвестиции или даже покупку технологии.

Критерии отбора для входа в акселератор

Критерии отбора каждый акселератор, как правило, самостоятельно составляет и размещает на своём сайте. К базовым критериям всех программ можно отнести:

Чем поможет участие в акселераторе?

Экспертиза

В первую очередь и, наверное, самое главное, что может дать акселератор стартапу, — это экспертиза. Это знания и опыт большого специалистов и экспертов индустрии. В наших акселерационных программах более 50 разных экспертов так или иначе соприкасаются со стартапами за период акселерации.

Ресурсы

➔ коворкинг или площадка, где стартап может пребывать в период прокачки;

➔ небольшие стартовые инвестиции;

➔ консультационные услуги юристов, бухгалтеров, финансистов, которые могут оказать компетентную помощь стартапам внутри программы;

➔ выходы на новые клиентские сегменты, на новых покупателей и инвесторов и, как следствие, получение крупных грантов и инвестиций;

➔ толчок для развития — акселератор как бы заставляет стартап активнее работать над своим продуктом, тестировать идеи и общаться с потенциальными клиентами.

Пилотирование проектов и масштабирование бизнеса

Корпоративные акселераторы зачастую фокусируются на пилотировании проектов вместе со стартапами, так как главная цель для корпорации — поиск и внедрение новых инновационных технологий. Стартапу же в первую очередь необходимо развивать свой собственный бизнес. Поэтому при рассмотрении предложений от корпоративных заказчиков вам нужно хорошо просчитать базовые расходы при реализации и масштабировании проекта.

Вы должны представлять себе реальную стоимость и ценность своей технологии как для конкретного заказчика, так и в обычных рыночных реалиях. После того как вы проанализируете свой стартап, уверенно ведите переговоры с корпорацией на равных. Отмечайте пользу и выгоду своего продукта, а не выпрашивайте инвестиции.

Если жизнь — это борьба за выживание, то стартап — это постоянная битва.

Как выбрать акселератор

При выборе акселерационной программы обратите внимание на специализацию, пул экспертов, географию и рынок, на котором специализируется акселератор.

Источник

Для чего нужны бизнес-акселераторы предпринимателям и как они работают

Акселератор проектов что это. Смотреть фото Акселератор проектов что это. Смотреть картинку Акселератор проектов что это. Картинка про Акселератор проектов что это. Фото Акселератор проектов что это

Акселератор проектов что это. Смотреть фото Акселератор проектов что это. Смотреть картинку Акселератор проектов что это. Картинка про Акселератор проектов что это. Фото Акселератор проектов что это

Около 90% стартапов терпят неудачу. Слабый маркетинг, отсутствие интереса со стороны инвесторов, конкуренция – все это не повод отказываться от идеи. За помощью стартаперы всегда могут обратиться к бизнес-акселераторам. Разбираемся, как они устроены, и почему к ним приходят начинающие предприниматели.

Акселератор проектов что это. Смотреть фото Акселератор проектов что это. Смотреть картинку Акселератор проектов что это. Картинка про Акселератор проектов что это. Фото Акселератор проектов что это

Что такое акселераторы

Бизнес-акселераторы – организации, которые поддерживают и развивают стартапы. Они оценивают потенциал проекта и предоставляют ему ресурсы, необходимые для успешного выхода на рынок: рабочее пространство, встречи с экспертами, финансирование, полезные контакты.

Само слово «акселератор» происходит от английского to accelerate – «ускорение». Оно отражает одну из особенностей программы – скорость. В классическом акселераторе бизнес находится всего 3-5 месяцев. Этого достаточно, чтобы перспективные проекты достигли цели и вышли на качественно новый уровень.

Отличия от бизнес-инкубатора

Первое, что отличает инкубатор от акселератора – сроки. В инкубаторе бизнес может пребывать годами. Второе отличие – финансирование. Акселераторы инвестируют в стартапы и получают взамен долю в компании. Инкубатор не претендует на прибыль молодого бизнеса, но и не вкладывает свои деньги в его развитие.

Если провести параллель с традиционным образованием, инкубаторы – это школа, акселераторы – университет. Зарождающимся стартапам, которые только-только начинают свой путь, нужно выбирать бизнес-инкубатор, более зрелым проектам – акселератор.

Польза для бизнеса

Первое, что делает бизнес-акселератор – ставит перед стартапом цель. Например, увеличить доход в 7 раз, вывести продукт за пределы региона/страны, найти эффективный канал для привлечения клиентов – то, чего достигнуть с акселератором удастся всего за несколько месяцев.

Дополнительную поддержку можно получить от инвесторов. Для них участие проектов в акселерации – своеобразный знак качества. Если хорошая организация выбрала тот или иной стартап, значит, в нем действительно что-то есть и вкладывать деньги можно с меньшими рисками.

У Calltouch есть инструменты для любого бизнеса. Они помогают оптимизировать сложные процессы, например, автоматизацию контекстной рекламы. Алгоритмы ежедневно собирают и анализируют данные из Яндекс.Директа и Google Рекламы. В результате вы получаете максимум конверсии и уменьшаете стоимость лидов.

Оптимизатор

Акселератор проектов что это. Смотреть фото Акселератор проектов что это. Смотреть картинку Акселератор проектов что это. Картинка про Акселератор проектов что это. Фото Акселератор проектов что это

Кому подойдет акселератор

Когда у команды есть потенциально успешная идея, первые клиенты/продажи и амбиции, то ей – прямой путь в бизнес-акселератор. На обучение часто отбирают уже действующие проекты, которые нуждаются в масштабировании, опыте и ресурсах. Такие программы подходят командам, которые готовы развиваться 24/7, но не знают, как правильно и быстро это сделать.

Часто в акселераторы идут стартапы, нуждающиеся в финансировании. Помимо опыта и навыков, которые они получают во время обучения, все проекты участвуют в Дне инвестора (Demo Day). Это своеобразная презентация стартапов перед инвесторами.

От традиционных встреч отличается тем, что в одном месте собирается сразу около десятка инвесторов, а спикерам дается только 3-5 минут на выступление.

Акселератор проектов что это. Смотреть фото Акселератор проектов что это. Смотреть картинку Акселератор проектов что это. Картинка про Акселератор проектов что это. Фото Акселератор проектов что это

Российские модели акселерации

В России более сотни акселераторов. Все они ищут перспективные стартапы, которые можно превратить в полноценный бизнес. Если у вас есть продукт, спрос от потребителей и первые продажи, но вы не знаете, как выйти на новый уровень, есть смысл пройти программу акселерации.

При выборе акселератора всегда смотрите, с какими направлениями он работает, какие инвестиции предлагает, и какие требования предъявляет к резидентам. Не лишним будет проверить, какие известные проекты вышли из-под его крыла и как у них сейчас обстоят дела.

Акселератор проектов что это. Смотреть фото Акселератор проектов что это. Смотреть картинку Акселератор проектов что это. Картинка про Акселератор проектов что это. Фото Акселератор проектов что это

Как отбирают стартапы для акселерации

Организаторы предъявляют разные требования, например, по количеству человек в команде или объему потенциального рынка. Поэтому первым делом изучите их и убедитесь, что вы подходите.

Организаторы отбирают наиболее перспективные команды и приглашают их на собеседование, в котором участвуют эксперты. Ваша задача на этом этапе – ярко и интересно презентовать свой проект и ответить на все вопросы участников.

Если команда заинтересовала организаторов, то она проходит в программу. В противном случае всегда можно попытаться пройти отбор повторно или презентовать свой проект другому акселератору – ограничений по количеству заявок нет.

Для старта бизнесу нужен продуманный сайт, привлекающий клиентов и инвесторов. Кастомизируйте виджеты от Calltouch под свои страницы и подключите мультикнопку. С помощью нее пользователи сами выберут способ связи: обратный звонок,

умную заявку, мессенджеры или соцсети. Сервис собирает обращения даже в нерабочее время и формирует аналитические отчеты.

Источник

Какими бывают акселераторы и зачем они нужны стартапам

Акселератор проектов что это. Смотреть фото Акселератор проектов что это. Смотреть картинку Акселератор проектов что это. Картинка про Акселератор проектов что это. Фото Акселератор проектов что это

Основатель образовательного проекта для дошкольников Happy Nappy Online

Если вы стартап, вам почти наверняка не хватает двух вещей — ресурсов и экспертизы. Ресурсы — это рабочие руки и деньги. Экспертиза — знания и опыт, которых может не хватать начинающему бизнесмену.

За полгода проект детского дошкольного образования Happy Nappy Online прошел ряд акселераторов, включая Сбер 500, StartHub от Департамента инноваций города Москвы и главный EdTech акселератор ED2, а также стал финалистом EdTech Challenge.

Основатель образовательного проекта для дошкольников Happy Nappy Online Андрей Гречкин на собственном опыте рассказывает о том, какими бывают акселераторы и как правильно выбрать подходящий.

Что такое акселераторы и какими они бывают

Акселератор для бизнеса — это место, где быстро дадут экспертизу, что позволит эффективно расти даже с небольшими ресурсами. С помощью акселератора можно привлечь ресурсы — как в виде инвестиций, так и в виде партнеров, членов команды. Акселератор помогает сконцентрироваться на самом важном в кратчайшие сроки и помочь избежать тех ошибок, которые проект сделал бы самостоятельно.

Бизнес-акселератор — это программа по ускорению развития стартапов от различных фондов, корпораций и институтов развития. Ускорение развития происходит через обучение, менторство, финансовую и экспертную поддержку и создание катализирующей среды. Чаще всего программа акселератора длится 3 месяца, но иногда 2 или 6. В основном акселераторы для стартапов бесплатные, но бывают и те, где за участие надо платить.

Алексей Черныш, руководитель трекинга проектов акселератора «Спринт»

«Все акселераторы можно условно разделить на три типа. Чтобы попасть в классический венчурный акселератор, направленный на выявление жизнеспособных бизнес-моделей и дальнейшее инвестирование (например, Y Combinator), важна сильная команда — на ранних стадиях минимальная, хороший трекшен, быстрый рост по выручке и пользователям, устойчивые конкурентные преимущества команды или технологическое ноу-хау.

Для корпоративных акселераторов, направленных на решение более узких задач внутри компании-заказчика (например, Build UP), определяющим будет соответствие сферы проекта бизнес-целям корпорации, зрелость команды и ее готовность к работе с крупным бизнесом.

К третьему типу относятся формы поддержки стартапов, которые развивают экосистему инноваций в целом. Такие акселераторы могут иметь отраслевую или региональную специфику и включать более глубокую образовательную программу, чем первые два типа.

Тест: привлечёт ли твой стартап финансирование?

Пример — недавно запущенный акселератор „Спринт“, разработанный ФРИИ при поддержке Минцифры. Требования к проектам здесь обычно близки к требованиям венчурных акселераторов, но могут быть особенности связанные со спецификой программы. Также они чаще доступны проектам более ранних стадий».

Что вы получите в акселераторе

В большинстве случаев:

В некоторых случаях — доступ к площадке коворкинга.

Акселератор — это классная история про нетворкинг. Там можете найти единомышленников, связи, контакты, экспертов и тех, кто прошел путь, как вы, и может поделиться опытом. Если не получите инвестиции сразу, как минимум попадете на радары инвесторов и фондов.

Есть мнение, что акселератор может зарабатывать на том, чтобы показывать проект инвесторам — мы с этим не сталкивались.

Кому и зачем стоит идти в акселератор

Акселераторы при инвестфондах ищут в первую очередь технологические проекты с большими рынками и потенциалом масштабирования до «единорога», ну или хотя бы «кентавра». Все остальные также заинтересованы в технологичных решениях. Если у вас маленький кирпичный заводик, и вы хотите сделать из него пять заводиков, это не ваш вариант.

Как правило, в акселераторы отбирают стартапы, у которых есть рабочий MVP и первые продажи — Problem Solution Fit, доказательство того, что продукт решает проблему пользователя. Акселератор помогает сфокусироваться уже на том, чтобы под продукт, решающий проблему пользователя, найти рынок и быстро масштабироваться на нем.

Это не должно останавливать тех, кто еще не сделал ни одной продажи, но имеет обоснование своей идеи на данных. Например, вы провели исследование и получили результат, что ваш продукт сможет решить проблему клиентов и его будут покупать с большой вероятностью. Готовьтесь продемонстрировать, что команда провела работу — идея без проактивных действий по разведке ее целесообразности ничего не стоит.

Как оценить жизнеспособность идеи

Изучите масштаб рынка и подтвердите, что количество людей, имеющих эту проблему, велико. Измерьте это количество в людях и деньгах по методике PAM, ТАМ, SAM, SOM.

Олег Баранник, эксперт фонда «Сколково», трекер GVA

«Зачем идти в акселератор? Чтобы что-то поменять в проекте.

Акселератор — это не школа, где вы просто последовательно выполняете задания и отчитываетесь за них в формате еженедельного звонка. Поставьте для себя какую то сверхзадачу, которая в режиме текучки в силу тех или иных причин казалось нереальной, и попробуйте ее решить. Отнеситесь к этому как к эксперименту, в какой-то степени — как к игре. Эксперимент должен быть проведен основательно и честно, а игра предполагает отдачу и понимание того, что не все и всегда могут выигрывать. И научитесь извлекать пользу из любого результата

А вот чего точно не стоит делать — относиться к акселератору потребительски-ресурсным способом: у меня крутой проект, мозги мне не того-разэтого, просто дайте денег и связи. Во-первых, не дадут, а во-вторых, впустую потратите время».

Наиля Замашкина, трекер EdMarket, предприниматель

«Если вы стартап-команда — определитесь со своей целью, что для вас сейчас важно. Синхронизируйте свои цели и возможности акселератора — вы сможете решить свои задачи в акселераторе?

Добавлю — сжатая по срокам, насыщенная акселерационная программа — это еще и стресс для всей команды. Программа создаст давление снаружи: у вас будут образовательные мероприятия, нетворкинг, работа с трекером — все эти мероприятия направлены на то, чтобы ускорить команду и все процессы внутри продукта и команды. Будьте готовы к дополнительной нагрузке. Удостоверьтесь, что ваша команда тоже готова к нагрузкам».

Какие основные акселераторы есть в России

В России на данный момент насчитывается больше 200 акселераторов. Как найти акселератор под вас? Попробуйте загуглить «акселератор» и пройтись по корпорациям — у многих есть акселераторы, а если нет, то скоро будут — это определенно тренд. Вот список основных.

Акселераторы фондов

Акселераторы институтов развития

Корпоративные акселераторы

Другое

Ольга Елина, HRTech-эксперт, трекер программы StartHub.Moscow

«Чтобы выбрать акселератор, нужно учитывать следующие критерии:

1. Совпадение целей акселератора и целей стартапа

Если вы в поиске инвестиций для масштабирования бизнеса, выбирайте акселератор, который на входе в программу или по ее результатам собирается инвестировать в лучших выпускников.

Обычно размер и условия инвестиций обозначаются на лендинге стартового набора в программу. Если же в инвестициях прямо сейчас вы не нуждаетесь, но для роста бизнеса и увеличения портфолио кейсов вам нужны пилоты — идите в корпоративные и коллаборативные акселераторы, целью которых как раз и являются пилотирование технологий в корпоративных и государственных заказчиках.

2. Профильная сфера

Выбирайте акселератор из нужной вам индустрии: банковский, промышленный, транспортный и другие. Институты развития делают отдельные отраслевые треки.

Есть акселераторы, специализирующиеся только на одной технологической сфере (FinTech, EdTech, BuildTech). Как правило, в узкоспециализированных программах собирают профильных экспертов, заказчиков, трекеров и менторов, которые помогают быстрее разобраться в отрасли и получить нужный нетворкинг и экспертизу.

3. Соответствие требованиям акселератора

Обычно к стартапам предъявляются требования по сфере и классу решений (например, LMS в EdTech, алгоритмы для прогнозирования цен в ритейле), стадии (например, наличие продаж и первых пользователей), готовности продукта (как минимум MVP, способное выдержать рост клиентов и пользователей), размеру команды (минимум два человека с бизнес- и технологической компетенциями).

4. Подходящий формат участия

С началом пандемии постоянное очное присутствие на площадке в рабочее время перестало быть необходимым. Есть возможность взаимодействовать дистанционно и приезжать на ключевые встречи с клиентами, монтаж и интеграцию системы, Demo Day. Тем не менее, лучше уточнить и рассчитать свое время и бюджет, особенно, если вы из другого города или региона.

5. Согласие с условиями пилота в случае акселераторов корпораций и госзаказчиков

А именно — готовности сделать бесплатный (в случае госзаказчиков) или условно бесплатный пилот (в случае корпораций — за небольшой fix). Особенно, если у вас hardware продукт, требующий ресурсов и специалистов на монтаж устройств, пуско-наладку системы, доработок на интеграцию с ИС заказчика.

Если вы понимаете, что не потянете пилот по ресурсам, то лучше отказаться в начале, чем испортить себе репутацию, договорившись с заказчиком, а потом понять, что вы не сможете выделить ресурсы и реализовать пилот».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *