Амфибрахием что это в литературе

Амфибрахий

Из Википедии — свободной энциклопедии

Стихотворный размер
Двухсложные
˘ ˘пиррихий, дибрахий
¯ ˘хорей
˘ ¯ямб
¯ ¯спондей
Трёхсложные
˘ ˘ ˘трибрахий
¯ ˘ ˘дактиль
˘ ¯ ˘амфибрахий
˘ ˘ ¯анапест, антидактиль
˘ ¯ ¯бакхий
¯ ¯ ˘антибакхий
¯ ˘ ¯кретик, амфимакр
¯ ¯ ¯Молосс
См. основную статью для четырёхсложных.

Амфибра́хий (греч. ἀμφίβραχυς «с обеих сторон краткий») — стихотворный размер (метр), образуемый трёхсложными стопами с сильным местом (ударением) на втором слоге.

Не ве́тер бушу́ет над бо́ром,
Не с го́р побежа́ли ручьи́
Моро́з-воево́да дозо́ром
Обхо́дит владе́нья свои́.

Наиболее часто употребляемые размеры русского силлабо-тонического амфибрахия — четырёхстопный (начало XIX века) и трёхстопный (с середины XIX века).

Доро́же отчи́зны — не зна́л ничего́
Бое́ц, не люби́вший поко́я.

Источник

Амфибрахием что это в литературе. Смотреть фото Амфибрахием что это в литературе. Смотреть картинку Амфибрахием что это в литературе. Картинка про Амфибрахием что это в литературе. Фото Амфибрахием что это в литературе

Один из трехстопных размеров называется амфибрахий. Это метр, где ударение на втором слоге из трех. Он был востребован поэтами в XIX веке XX веках; а что современные поэты знают о такой ритмике?

Что значит «амфибрахий»?

В переводе с греческого (amphibrachys) — короткий с обеих сторон. Это самое точное определение. Амфибрахий характеризуется тем, что его ударный слог находится прямо между двумя короткими безударными слогами. Пример в литературе следующий: «Не вЕтер бушУет над БОром, Не с ГОр побежАли РучьИ» (Н.А. Некрасов).

Так как трехстопный амфибрахий Некрасов часто использовал, его еще называют «Некрасовским метром». Где применяют размер? Рассмотрим творчество разных поэтов и наиболее известное лермонтовское стихотворение. Амфибрахий примеры имеет многочисленные.

Силлабо-тоническое стихотворение: размеры

Русское стихотворение исторически сложилось как гармоническое сочетание формы, ритма и мелодии. Классическое стихотворение имеет четкую структуру из 4 строк (1 катрен) и имеет силлабо-тоническое звучание. В теории литературы выделяют 5 самых основных размеров: ямб, хорей, дактиль, амфибрахий и анапест.

Например, ямб звучит энергично и громко-торжественно. Хорей использовался всегда в колыбельных — он нежен по звучанию, напевен. Чистый дактиль чересчур однообразен; анапест очень гибкий, возвеличивающий несет заряд. Амфибрахий тоже гибкий, но при этом спокойно повествует, без излишней напористости.

Есть еще размер Пеон — философский 5-стопный размер. Философский, потому что интонации его вызывают задумчивое, серьезное настроение. Другие размеры встречаются весьма редко.

Амфибрахий в классической русской литературе

Амфибрахием что это в литературе. Смотреть фото Амфибрахием что это в литературе. Смотреть картинку Амфибрахием что это в литературе. Картинка про Амфибрахием что это в литературе. Фото Амфибрахием что это в литературе

По мелодичности он, скорее, напоминает обычную разговорную речь. Поэтому амфибрахий — это размер, который более спокоен, чем его «сородичи» — ямб, хорей, дактиль, амфибрахий.

Амфибрахием что это в литературе. Смотреть фото Амфибрахием что это в литературе. Смотреть картинку Амфибрахием что это в литературе. Картинка про Амфибрахием что это в литературе. Фото Амфибрахием что это в литературе

Но Великий поэт имеет право добавить слог в катрене или использовать для сгущения эмоциональной палитры спондей или пиррихий.

В песчаных степях аравийской земли

Три гордые пальмы высоко росли.

Через несколько десятков лет, где-то с середины века, поэты предпочли 3-стопный амфибрахий. В знаменитой оде Николай Некрасов продолжает применять в своем творчестве этот стихотворный размер.

Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц.

Вначале же XX века популярность размера пошла на убыль, все же некоторые известные деятели литературы, такие как Сергей Есенин, А. Фет, Анна Ахматова, продолжали экспериментировать с его звучанием.

Анна Ахматова, представитель литературной школы «Акмеизма», также писала таким метром. К примеру, произведение «Мужество» написано 4-стопным амфибрахием. Это свое стихотворение она создала в начале тяжелых времен с призывом к обычным людям защищать «Русское слово».

Поэмы и стихи Есенина с амфибрахием

Амфибрахием что это в литературе. Смотреть фото Амфибрахием что это в литературе. Смотреть картинку Амфибрахием что это в литературе. Картинка про Амфибрахием что это в литературе. Фото Амфибрахием что это в литературе

Поэт выбирает классические строфы с трехстопным амфибрахием в качестве орудия осуждения войны.

Сплошные мужицкие войны —

Дерутся селом на село.

Ударения распределяются в такой очередности:

Поэма во многом биографична, все события показаны так, как видят ее два главных героя: поэт и главная героиня — Анна. Для написания поэмы о Гражданской войне очень подходит амфибрахий — это немного грустный, лирический ритм, который отражает настроение лиро-эпической поэмы Есенина.

Перевод стихотворения «Другая дорога» Р. Ли Фроста

Афанасий Фет перевел знаменитое стихотворение Роберта Фроста «Другая дорога» и в переводе использовал именно амфибрахий. Роберт Ли Фрост (1874-1963) стал легендой американской поэзии при жизни. Русские литераторы стремились перевести его лучшие произведения, многие из которых написаны амфибрахием.

Еще один великий поэт России А. Фет сумел перевести произведение Р. Фроста, сохранив и замечательный смысл, и ритмику этого стиха, и его настроение: осенне-призрачное, сдержанное и одновременно торжественное.

В осеннем лесу на развилке дорог

Стоял я, задумавшись, у поворота.

Амфибрахием что это в литературе. Смотреть фото Амфибрахием что это в литературе. Смотреть картинку Амфибрахием что это в литературе. Картинка про Амфибрахием что это в литературе. Фото Амфибрахием что это в литературе

Если такой стихотворный размер используется в каждом катрене стиха, действительно создается картина осени в воображении. Но этот стих говорит о подведении итогов жизни, о той дороге, полной испытаний, которую выбрал лирический герой.

Амфибрахий в Викторианскую эпоху в Англии

Стихотворения, написанные амфибрахием, встречаются и в английской классической поэзии, ведь метры стихов не отличаются в других языках. Размер — уникальный международный язык поэзии, как аккорды для музыкантов. В Викторианскую эпоху (это период с 1837 по 1903 года) была популярна лирическая поэзия.

Амфибрахием что это в литературе. Смотреть фото Амфибрахием что это в литературе. Смотреть картинку Амфибрахием что это в литературе. Картинка про Амфибрахием что это в литературе. Фото Амфибрахием что это в литературе

Русский поэт упомянул, что Томас Харди умело обращается со всеми ритмами, поэтому его стихи живы и разнообразны. Амфибрахий — это отражение не только внутренней глубины сказанного поэтом Слова, но в нем слышно и сладкозвучие, и силу жизни.

Амфибрахий и современность

Поэзия наших дней стремится выйти за рамки классических представлений, за рамки чистых, классических метров. Поэтому чистый амфибрахий встречается в современных стихах очень мало. Поэзия больше несет бунт или разочарование в жизни, поэтому и размер выбирается сбивчивый, дисгармоничный. Амфибрахий — это ритм неспешный, он больше склонен брать за живое читателя, вызывать грусть, но не протест.

Но все-таки есть еще поэзия, сохраняющая нотки «Серебряного века», где соблюдаются традиции прошлого и строгая метрическая система.

Зачем тебе замки из праха земного?

Зачем открываешь свой слух голосам.

И хоть иногда в этом стихотворении встречается пиррихий, лирика читается плавно и ритм все же присутствует.

Источник

Хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест

Стихотворные размеры

Условные обозначения

Мч а́ тся т у́ чи, вь ю́ тся т у́ чи,
На хорей они летят

В ы́ рыта д а́ ктилем я́ ма глуб о́ кая

Примеры

Примеры стихотворений
(псевдоударные (со вторичным ударением в слове) слоги выделены ЗАГЛАВНЫМИ буквами)

Пример четырехстопного хорея:

Б у́ ря мгл о́́ ю н е́ бо кр о́ ет
__/ __ __/ __ __/ __ __/ __

В и́ хри сн е́ жныЕ крут я́ ;
__/ __ __/ __ __ __ __/

Пример четырехстопного хорея:

Я приш е́ л к теб е́́ с прив е́ том
__ __ __/ __ __/ __ __/ __

РАссказ а́ ть, что с о́ лнце вст а́ ло,
__ __ __/ __ __/ __ __/ __

ЧтО он о́ гор я́ чим св е́ том
__ __ __/ __ __/ __ __/ __

ПО лист а́ м затрЕпет а́ ло.
__ __ __/ __ __ __ __/__

Пример пятистопного хорея:

ВЫхож у́ од и́ н я нА дор о́ гу;
__ __ __/__ __/__ __ __ __/__

СквОзь тум а́ н кремн и́ стый п у́ ть блест и́ т;
___ ___ __/ ____ __/ ___ __/ _____ __/

И звезд а́ с звезд о́ ю гОвор и́ т.
__ __ __/ _____ __/__ __ __ _/

Пример трехстопного хорея:

А вчер а́ зар е́ й
__/ __ __/ __ __/

Всё грач и́ лет а́ ли
__/ __ __/ __ __/ __

Да, как с е́ ть, мельк а́ ли
__/ __ __/ __ __/ __

В о́ н над т о́ й гор о́ й.
__/ __ __/ __ __/

Пример четырехстопного ямба:

Мой д я́ дя с а́ мых ч е́ стных пр а́ вил,
__ __/ __ __/ __ __/ __ __/ __

Когд а́ не в ш у́ тку зАнем о́ г,
__ __/ __ __/ __ __ __ __/

Он Уваж а́ ть себ я́ заст а́ вил
__ __ __ __/ __ __/ __ __/ __

И л у́ чше в ы́ думАть не м о́ г.
__ __/ __ __/ __ __ __ __/

Пример четырехстопного ямба:

Я п о́ мню ч у́ дноЕ мгнов е́ нье
__ __/ __ __/ __ __ __ __/ __

ПерЕдо мн о́ й яв и́ лась т ы́
__ __ __ __/ __ __/ __ __/

Как мИмол е́ тноЕ вид е́ нье
__ __ __ __/ __ __ __ __/ __

Как г е́ ний ч и́ стой крАсот ы́
__ __/ __ __/ __ __ __ __/

Пример пятистопного ямба:

Нар я́ женЫ мы вм е́ сте г о́ род в е́ дать,
__ __/ __ __ __ __/ __ __/ __ __/ __

Но, к а́ жетсЯ, нам н е́ за кЕм смотр е́ ть…
__ __/ __ __ __ __/ __ __ __ __/

Пример пятистопного ямба:

Пок у́ да зв о́ н ближ а́ йшей и́ з церкв е́ й
__ __/ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/

Не вОзвест и́ т, что э́ тот н и́ зкий св е́ т
__ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/

Я прОмен я́ л на н и́ зший м и́ р черв е́ й.
__ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/

Н а́ суетл и́ вую н е́ жность
__/ __ __ __/ __ __ __/ __

Я́ промен я́ ть безнад е́ жность
__/ __ __ __/ __ __ __/ __

Пример четырехстопного дактиля:

Т у́ чки неб е́ сные, в е́ чные стр а́ нники!
__/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ __

Ст е́ пью лаз у́ рною, ц е́ пью жемч у́ жною…
__/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ __

Пример четырехстопного дактиля:

Сл а́ вная о́ сень! Здор о́ вый, ядр е́ ный
__/ __ __ __/ __ ___ __/ __ __ __/ __

В о́ здух уст а́ лые с и́ лы бодр и́ т…
__/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/

Пример трёхстопного амфибрахия:

Не в е́ тер буш у́ ет над б о́ ром,
__ __/ __ __ __/ __ __ __/ __

Мор о́ з-воев о́ да доз о́ ром
__ __/ __ __ __/ __ __ __/ __

Пример четырехстопного амфибрахия:

Дор о́ же отч и́ зны — не зн а́ л ничег о́
__ __/ __ __ __/ __ ___ __/ ___ __ __/

Бо е́ ц, не люб и́ вший пок о́ я.
__ __/ __ __ __/ ___ __ __/ __

Пример трёхстопного амфибрахия:

Есть ж е́ нщины в р у́ сских сел е́ ньях
__ ___/ __ __ __/ ___ __ __/ ___

С спок о́ йною в а́ жностью л и́ ц,
___ ___/ __ __ __/ ___ __ __/

С крас и́ вою с и́ лой в движ е́ ньях,
___ ___/ __ __ __/ ___ __ __/ __

С пох о́ дкой, со взгл я́ дом цар и́ ц.
__ __/ __ ___ ___/ ___ __ __/

Пример трёхстопного амфибрахия:

Средь ш у́ много б а́ ла случ а́ йно,
__ ___/ __ __ __/ __ __ __/ __

Теб я́ я ув и́ дел, но т а́ йна,
__ __/ __ __ __/ __ __ __/ __

Пример трёхстопного анапеста:

О, весн а́ без конц а́ и без кр а́ ю —
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __

Узна ю́ тебя, ж и́ знь! Приним а́ ю!
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __

Пример трёхстопного анапеста:

Есть в нап е́ вах тво и́ х сокров е́ нных
___ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __

Роков а́ я о г и́ бели в е́ сть.
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/

Есть прокл я́ тье зав е́ тов свящ е́ нных,
___ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __

Поруг а́ ние сч а́ стия е́ сть.
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/

Пример трёхстопного анапеста:

Пропад у́ от тоск и́ я и л е́ ни,
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __

Сердце н о́ ет, слаб е́ ют кол е́ ни,
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __

В каждый гв о́ здик душ и́ стой сир е́ ни,
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __

Пример (разностопный размер)
поочерёдно: дактиль, амфибрахий и анапест:

В о́ все не сл о́ жные
__/ __ __ __/ __ __

Разм е́ ры трёхсл о́ жные,
__ __/ __ __ __/ __ __

Всё зав и́ сит от с и́ льных в них м е́ ст.
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/

Ну а тр е́ тий уже анап е́ ст!
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/

Стихотворные размеры

Как определить стихотворный размер?

а) если ударение повторяется каждые 2 слога, это двусложный размер: хорей или ямб;

б) если повторяется каждые 3 слога, это трехсложный размер: дактиль, амфибрахий или анапест.

Источник

Значение слова «амфибрахий»

Амфибрахием что это в литературе. Смотреть фото Амфибрахием что это в литературе. Смотреть картинку Амфибрахием что это в литературе. Картинка про Амфибрахием что это в литературе. Фото Амфибрахием что это в литературе

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Не ве́тер бушу́ет над бо́ром,

Обхо́дит владе́нья свои́.

Наиболее часто употребляемые размеры русского силлабо-тонического амфибрахия — четырёхстопный (начало XIX века) и трёхстопный (с середины XIX века).

Доро́же отчи́зны — не зна́л ничего́

Бое́ц, не люби́вший поко́я.

АМФИБРА’ХИЙ, ия, м. [греч. amphibrachys, букв. короткий с обеих сторон] (лит.). Трехсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге, напр.: Бое́ц, не | люби́вший | поко́я. Нкрсв.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

амфибра́хий

1. филол. трёхсложный стихотворный размер с ударением на втором слоге ◆ Ана́пест, ана́пест, ана́пест — // Вот та́к амфибра́хий звучи́т.

Делаем Карту слов лучше вместе

Амфибрахием что это в литературе. Смотреть фото Амфибрахием что это в литературе. Смотреть картинку Амфибрахием что это в литературе. Картинка про Амфибрахием что это в литературе. Фото Амфибрахием что это в литературеПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова ав (существительное):

Источник

Занятие 4. Амфибрахий

1. Определение амфибрахия.
2. Распространённые амфибрахические размеры.
3. Равносложные амфибрахические размеры.
4. Разностопные амфибрахические размеры.
5. Разнообразие амфибрахических строф.
6. Задания для самостоятельной проработки.

Количество стоп и слогов в строках амфибрахия, в зависимости от вида рифм, и схемы ударных и безударных слогов приведены в таблице, приведённой выше:

В отдельных стопах реального амфибрахия на теоретически безударных слогах могут стоять сверхсхемные ударения, но при этом ударения основных членов предложения, использованных в строке, должны располагаться на теоретически ударных слогах.

Рассмотрим двустопный амфибрахий.

Старинные розы
Несу, одинок,
В снега и морозы,
И путь мой далек.

Расставим ударения в четверостишии:

СтарИнные рОзы
НесУ, одинОк,
В снегА и морОзы,
и пУть мой далЕк.

Выделим в строках стопы:

Представим стопы четверостишия схематически:

Во всех строках идеальный амфибрахий. Размер стихотворения: двустопный амфибрахий: 6/5 слогов; рифмовка перекрёстная: ж/м.

1.2. Строки амфибрахия могут быть и более длинными:

За нашей спиною остались паденья, закаты, –
ну хоть бы ничтожный, ну хоть бы невидимый взлет!
Мне хочется думать, что черные наши бушлаты
дадут нам возможность сегодня увидеть восход.

Расставим ударения в четверостишии:

За нАшей спинОю остАлись падЕнья, закАты, –
ну хоть бы ничтОжный, ну хоть бы невИдимый взлЕт!
МнЕ хОчется дУмать, что чЕрные нАши бушлАты
дадУт нАм возмОжность сегОдня увИдеть восхОд.

Представим стопы четверостишия схематически, выделив сверхсхемные ударения в местоимениях «МнЕ» и «нАм» знаками плюс «+»:

Ключевой является первая строка, поскольку представляет собой идеальный пятистопный амфибрахий. Размер стихотворения: 5-ти стопный амфибрахий: 15/14 слогов; рифмовка перекрёстная: ж/м.

2. Самыми распространёнными являются 3-х и 4-х стопный амфибрахий.

Когда умирает любовь,
Врачи не толпятся в палате.
Давно понимает любой –
Насильно не бросишь
В объятья…

Приведём авторское пятистишие к традиционному четверостишию.

Когда умирает любовь,
Врачи не толпятся в палате.
Давно понимает любой –
Насильно не бросишь в объятья…

Расставим ударения в четверостишии:

КогдА умирАет любОвь,
ВрачИ не толпЯтся в палАте.
ДавнО понимАет любОй –
НасИльно не брОсишь в объЯтья…

Выделим в строках стопы:

Представим стопы четверостишия схематически:

Во всех строках идеальный трёхстопный амфибрахий. Размер стихотворения: 3-х стопный амфибрахий: 8/9 слогов; рифмовка перекрёстная: м/ж.

Над миром вечерних видений
Мы, дети, сегодня цари.
Спускаются длинные тени,
Горят за окном фонари,

Расставим ударения в четверостишии:

Над мИром вечЕрних видЕний
МЫ, дЕти, сегОдня царИ.
СпускАются длИнные тЕни,
ГорЯт за окнОм фонарИ,

Выделим в строках стопы:

Представим стопы четверостишия схематически, выделив сверхсхемное ударение в местоимении «МЫ» знаком плюс «+»:

Во всех строках, кроме второй, идеальный трёхстопный амфибрахий. Размер стихотворения: 3-х стопный амфибрахий: 9/8 слогов; рифмовка перекрёстная: ж/м.

В ЛЮКСЕМБУРГСКОМ САДУ

Я женщин люблю, что в бою не робели,
Умевших и шпагу держать, и копье, –
Но знаю, что только в плену колыбели
Обычное – женское – счастье мое!

Расставим ударения в четверостишии:

Я жЕнщин люблЮ, что в боЮ не робЕли,
умЕвших и шпАгу держАть, и копьЕ, –
Но знАю, что тОлько в пленУ колыбЕли
обЫчное – жЕнское – счАстье моЕ!

Выделим в строках стопы:

Представим стопы четверостишия схематически, выделив сверхсхемное ударение в местоимении «Я» знаком плюс «+»:

Во всех строках, кроме первой, идеальный четырёхстопный амфибрахий. Размер стихотворения: 4-х стопный амфибрахий: 12/11 слогов; рифмовка: перекрёстная: ж/м.

3. Равносложный амфибрахий.

Любовь и вино
Нам нужны равно;
Без них человек
Зевал бы весь век.

Расставим ударения в четверостишии:

ЛюбОвь и винО
НАм нУжны равнО;
Без нИх человЕк
ЗевАл бы вЕсь вЕк.

Выделим в строках стопы:

ЛюбОвь и – винО
НАм нУжны – равнО;
Без нИх че –ловЕк
ЗевАл бы – весь вЕк.

Представим стопы четверостишия схематически, выделив сверхсхемные ударения в местоимениях «НАм» и «вЕсь» знаками плюс «+»:

В первой и в третьей строках идеальный амфибрахий. Размер четверостишия: двустопный амфибрахий: 5/5 слогов; рифмовка смежная: м/м.

3.2. Р. Бёрнс (перевод С. Маршака)

Вот старый Роб Моррис. А кто он таков?
Король за столом, старшина стариков.
Он славится стадом коров и свиней
И дочкой – отрадой своей и моей.

Расставим ударения в четверостишии:

Вот стАрый РОб МОррис. а ктО Он такОв?
КорОль за столОм, старшинА старикОв.
Он слАвится стАдом корОв и свинЕй
и дОчкой – отрАдой своЕй и моЕй.
Выделим в строках стопы:

Представим стопы четверостишия схематически, выделив сверхсхемные ударения в имени собственном «РОб» и в местоимениях «ктО», и «Он» знаками плюс «+»:

Ключевыми строками, позволяющими безошибочно идентифицировать четырёхстопный амфибрахий, являются чётные строки. Размер стихотворения: 3-х стопный амфибрахий: 11/11 слогов; рифмовка смежная: м/м.

По улице Горького –
Что за походка! –
Красотка плывет,
Как под парусом лодка!
Прическа – что надо!
И свитер – что надо!
С моднейшим оттенком
Губная помада!

Для определения размера стихов приведём авторское восьмистишие к традиционному четверостишию.

По улице Горького – что за походка! –
Красотка плывет, как под парусом лодка!
Прическа – что надо! И свитер – что надо!
С моднейшим оттенком губная помада!

Расставим ударения в четверостишии:

По Улице ГОрького – что за похОдка! –
КрасОтка плывЕт, как под пАрусом лОдка!
ПричЕска – что нАдо! и свИтер – что нАдо!
С моднЕйшим оттЕнком губнАя помАда!

Выделим в строках стопы:

Представим стопы четверостишия схематически:

В первой строке фигурирует безударная стопа. Остальные строки представляют собой идеальный амфибрахий. Размер стихотворения: 4-х стопный амфибрахий: 12/12 слогов; рифмовка смежная: ж/ж.

А вот примеры пятистопного амфибрахия:

Усните блаженно, заморские гости, усните,
Забудьте, что в клетке, где бьемся, темней и темнее.
Что падают звезды, чертя серебристые нити,
Что пляшут в стакане вина золотистые змеи…

Расставим ударения в четверостишии:

уснИте блажЕнно, замОрские гОсти, уснИте,
ЗабУдьте, что в клЕтке, где бьЕмся, темнЕй и темнЕе.
Что пАдают звЕзды, чертЯ серебрИстые нИти,
Что плЯшут в стакАне винА золотИстые змЕи…

Выделим в строках стопы:

Представим стопы четверостишия схематически:

Все строки написаны идеальным пятистопным амфибрахием. Размер стихотворения: 5-ти стопный амфибрахий: 15/15 слогов; рифмовка перекрёстная: Ж/ж.

Когда зарыдала страна под немилостью божьей
И варвары в город вошли молчаливой толпою,
На площади людной царица поставила ложе,
Суровых врагов ожидала царица, нагою.

Расставим ударения в четверостишии:

КогдА зарыдАла странА под немИлостью бОжьей
и вАрвары в гОрод вошлИ молчалИвой толпОю,
На плОщади лЮдной царИца постАвила лОже,
СурОвых врагОв ожидАла царИца, нагОю.

Выделим в строках стопы:

Представим стопы строк схематически:

И здесь все строки написаны идеальным пятистопным амфибрахием. Размер стихотворения: 5-ти стопный амфибрахий: 15/15 слогов; рифмовка перекрёстная: Ж/ж.

4. Разностопный амфибрахий.

Осы;пались листья над вашей могилой,
И пахнет зимой.
Послушайте, мертвый, послушайте, милый:
Вы всё-таки мой.

Расставим ударения в четверостишии:

осЫпались лИстья над вАшей могИлой,
и пАхнет зимОй.
ПослУшайте, мЕртвый, послУшайте, мИлый:
ВЫ всЁ-таки мой.

Выделим в строках стопы:

Представим стопы четверостишия схематически, выделив сверхсхемное ударение в местоимении «ВЫ» знаком плюс «+»:

Первые три строки – идеальный, хотя и разностопный амфибрахий. Размер стихотворения: 4-х стопный/двустопный амфибрахий: 12/5 слогов; рифмовка перекрёстная: ж/м.

А много ль рассветов ты встретил в лесу?
Не больше, чем два или три,
Когда, на былинках тревожа росу,
Без цели бродил до зари.

Расставим ударения в четверостишии:

а мнОго ль рассвЕтов тЫ встрЕтил в лесУ?
Не бОльше, чем двА Или трИ,
КогдА, на былИнках тревОжа рОсу,
Без цЕли бродИл до зарИ.

Выделим в строках стопы:

Представим стопы четверостишия схематически, выделив сверхсхемные ударения в местоимении «тЫ» и в двусложном союзе «Или» знаками плюс «+»:

Ключевыми строками являются последние две, в них амфибрахий идеален. Размер стихотворения: 4-х/3-х стопный амфибрахий: 11/8 слогов; рифмовка перекрёстная: М/м.

СЫНОВЬЯ УХОДЯТ В БОЙ

Сегодня не слышно биенье сердец –
оно для аллей и беседок.
Я падаю, грудью хватая свинец,
подумать успев напоследок:

Расставим ударения в четверостишии:

СегОдня не слЫшно биЕнье сердЕц –
онО для аллЕй и бесЕдок.
Я пАдаю, грУдью хватАя свинЕц,
подУмать успЕв напослЕдок:

Выделим в строках стопы:

Представим стопы четверостишия схематически, выделив сверхсхемное ударение в местоимении «Я» знаком плюс «+»:

Все строки, кроме третьей, идеальный амфибрахий. Размер четверостишия: 4-х/3-х стопный амфибрахий: 11/9 слогов; рифмовка перекрёстная: м/ж.

Над нами ветра
И рыдают и пляшут,
Бормочут дожди
В темноте.
Спят наши любимые,
Воины наши,
А нас обнимают…
Не те.

Объединим полустроки в полные строки четверостишия.

Над нами ветра и рыдают и пляшут,
Бормочут дожди в темноте.
Спят наши любимые, воины наши,
А нас обнимают… не те.

Расставим ударения в четверостишии:

Над нАми ветрА и рыдАют и плЯшут,
БормОчут дождИ в темнотЕ.
СпЯт нАши любИмые, вОины нАши,
а нАс обнимАют… не тЕ.

Выделим в строках стопы:

Представим стопы четверостишия схематически, выделив сверхсхемное ударение в глаголе «СпЯт» знаком плюс «+»:

Все строки, кроме третьей, представляют собой идеальный амфибрахий. Размер стихотворения: 4-х/3-х стопный амфибрахий: 12/8 слогов; рифмовка перекрёстная: ж/м.

5. Разнообразие строф амфибрахия.

Предстала, и старец великий смежил
Орлиные очи в покое;
Почил безмятежно, зане совершил
В пределе земном все земное!
Над дивной могилой не плач, не жалей,
Что гения череп – наследье червей.

Примечание: зане – (союз. церк.) ибо, для того, потому что, т.к.

Расставим ударения в шестистишии:

ПредстАла, и стАрец велИкий смежИл
орлИные Очи в покОе;
ПочИл безмятЕжно, занЕ совершИл
В предЕле земнОм всЕ земнОе!
Над дИвной могИлой не плАч, не жалЕй,
Что гЕния чЕреп – наслЕдье червЕй.

Выделим в строках стопы:

Представим стопы шестистишия схематически, выделив сверхсхемное ударение в местоимении «ВсЁ» знаком плюс «+»:

Во всех строках, кроме четвёртой, идеальный амфибрахий. Размер шестистишия: 4-х/3-х стопный амфибрахий: 11/9/11/9/11/11 слогов; рифмовка сложная: м/ж/м/ж/М/М.

6. Задания для самостоятельной проработки.
Во всех заданиях необходимо расставить ударения в словах, выделить стопы в строках, представить строки схематически, найти ключевую строку (строки) и определить размер стихотворения. Решения заданий можно отражать в рецензиях на данное занятие.

Я плаваю в желтом пруду
И бредень тягаю за клячу.
Потом через поле иду
И с братом о карпах судачу. С. 100.

На красное зарево еду,
Устало роняя весло.
От лодки, неслышным следом,
Расходятся волны светло. С. 13.

Минута, другая – и солнце взойдет.
Туман опадет и растает сверкая.
Глядишь – и река золотая такая,
и чайкой береза стремится в полет. С. 68.

Даурский Багульник! Реликтовый старец.
Как пахари, трудятся корни твои.
Живучий, колючий, упрямый кустарник
на северных склонах сибирской земли. С. 46.

Спасибо тебе за рассеяность звездную, ночь,
тебе, подорожник-трава, что царапины лечит.
Спасибо за лепет дождя, за язык человечий,
а проще спасибо за то, что хотели помочь. С. 160.

Послушай, послушай,
ну разве же мы виноваты,
что спели до нас (но и все же не смолк
соловей) –
про белые ночи,
скупую улыбку заката,
про черные очи и гордые дуги бровей. С. 143.

Ты небо о тучах
молила
Своим растревоженным
взглядом:
Дождем осыпалась
малина
И яблоки сыпались
градом. С. 164.

На карте Союза она не нужна,
Речонка Таруса – две пяди до дна. С. 57

С утра то и дело
в колодце гремела бадья,
да церковь белела,
бокастая, как попадья. С. 144.

А город уходит. Рябая на нем
Рубаха топорщится дыбом.
И знаешь, опять то, что было огнем,
Мелькая, становится дымом. С. 149.

Скрипели колеса. По пыльным ухабам
Телега прошла за село.
Легко было, может быть, едущим бабам,
Зато лошадям – тяжело. С. 90.

Сломалась береза.
Потом ее люди под корень срубили.
Но там,
где была не земле ее длинная тень,
еще и поныне восходят цветы голубые,
и копятся росы,
и вечером бродит олень. С. 45.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *