Античные образы это что
АНТИЧНОСТЬ
| |||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | |
  |   | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 |   |   |
АНТИЧНОСТЬ
Античность — это завершающий этап эпохи Древнего мира. Древним миром принято считать период от XXIV века до нашей эры до V века нашей эры. От возникновения первых городов-государств до возникновения первых государств-империй. Этот период делится на два этапа:
Общим для культур древних цивилизаций и Античности является тотальность мифа. Отличие Античности состоит в новом восприятии мира, в котором на первый план выдвигается человек. Полный распад родовых отношений высвободил энергию отдельно взятого индивидуума. Искусство обращает свой взор к реальной, повседневной, а не только ритуальной жизни. В мифе утверждается антропоморфизм.
В Греции искусство впервые осознало себя искусством. Объективной основой прекрасного являются стройность, порядок, гармония частей, закономерность как космоса, так и самого человека и общества. На протяжении исторического развития древние Греция и Рим, при всем разнообразии общественных отношений и государственного устройства в каждой из этих стран, создали богатейшее и неповторимое культурное наследие. В истории мировой культуры она определяется как античная, или греко-римская культура. Культуры Греции и Рима — это две взаимосвязанные, хотя и не тождественные части одного целого.
Роль античного наследия в развитии европейской культуры невозможно переоценить. Недаром античную культуру называют колыбелью европейской цивилизации. После периода средневекового небытия значительной части античных ценностей, она, словно волшебная птица феникс, оживает в переосмысленном виде в произведениях художников Возрождения. На основе античной традиции в европейской практике утверждается гуманистическое мировоззрение, ценности земного бытия, идеал совершенного гармоничного человека. Именно сочетание гуманизма, любознательности, рационализма с художественным совершенством делает культуру античного мира одним из ведущих духовных достояний человечества.
Античное наследие и традиции, их гуманистическое содержание, составляли основу прежде всего культуры и искусства Византии и Ближнего Востока. Так, в эпоху эллинизма в Александрии сложился просветительский центр, в котором пересекались пути греческой и древневосточной культурных традиций, развивались естественные и гуманитарные науки, философские школы, расцветало высокое искусство.
Греческая культура воспринималась в последующие века как неповторимый феномен, историческое чудо. Она создала такую систему понятий и терминов (в политике, науке, искусстве), что исследователь Якоб Бурхарт имел основания сказать: «Мы видим глазами греков и разговариваем оборотами их языка». Именно в Древней Греции сложились и утвердились такие фундаментальные социально-политические понятия, как гражданская свобода и гражданский долг, человечность, гармоничность развития личности, соотношение личного и общественного. В античности общество впервые изобрело демократическую форму государственного устройства, определило статус, права и обязанности гражданина.
Греческое искусство и культура — памятники архитектуры, скульптуры, живописи, литература, философия, театр, музыка, художественные ремесла — стали неотъемлемой частью мироощущения и жизнедеятельности мирового социума. Вот почему античное искусство является для нас классикой. Оно вечно, не подвластно времени, потому что воплощает общечеловеческие ценности. Античная культура и искусство — неисчерпаемый источник идей, мыслей, художественных открытий. Из него человечество во все времена черпало вдохновение к творение прекрасного. Без этого наследия невозможно представить пути социального и духовного прогресса человечества, его будущее.
Рельефы «Менада с лентой» и «Менада с треугольником»
Данные рельефы созданы в наше время по мотивам древнегреческих произведений. На них изображены две танцующие менады. Менады — персонажи древнегреческой мифологии, спутницы бога Диониса. Во время праздничных шествий Менады, украшенные виноградными листьями и плющом, облачённые в шкуру пятнистого оленя, подпоясанные змеями, всегда следовали за Дионисом. Размахивая факелами, они плясали и пели. Своими посохами — тирсами Менады выбивали из скал молоко и мед. Дионис (римский Вакх) воспринимался греками как символ бессмертия, возрождения природы после зимы, как символ вечного обновления жизни. Весной виноградарь шел по полю и видел в зеленеющей лозе возрождающегося Диониса, каждой осенью он сокрушал тело бога — новый урожай — в винных прессах. Это был необычный бог, он не только требовал жертвоприношений, но и сам каждый раз был жертвой, и каждый раз возрождался к новой жизни. Когда смертные пили вино — они «пили бога».
Великолепными образцами древнегреческой пластики являются следующие рельефы:
«Ника, развязывающая сандалию»
Рельеф балюстрады храма Афины Ники Аптерос с афинского Акрополя
мрамор. Ок.410/400 гг. до н.э. Музей Акрополя, Афины.
Храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы) был выстроен при входе на Акрополь на специально вытесанном уступе-пиргосе в 450-421 гг до н.э. Ника-Победа не имела в Греции самостоятельного культа и рассматривалась как одно из воплощений победоносных женских божеств, чаще всего Афины и Артемиды. Афиняне построили храм Бескрылой Ники, чтобы богиня Победы не смогла от них улететь, они говорили, что Ника чувствует себя на Акрополе как дома.
После победы Алкивиада над пелопонесцами вокруг храма Афины Ники была воздвигнута балюстрада, украшенная рельефом с наружной стороны. На ней были представлены различные изображения Ники. Наиболее известный рельеф представляет Нику развязывающей сандалию.
Древний мастер изобразил гибкую, стройную фигуру богини, облачённую в тонкий, почти прозрачный хитон. Виртуозная техника представляет чарующий и живописный образ богини. Божественный лик очеловечивается, становится доступным и интимным. Поразительная игра светотени и необычайная ритмика складок одежды подобны лёгкой ряби на поверхности воды. В числе возможных авторов рельефа называют ученика и младшего современника Фидия — Агоракрита.
*Ссылка на коллекцию слепков ГМИИ им. Пушкина в Москве
http://www.arts-museum.ru/collections/casts/
«Орфей, Эвридика и Гермес»
Рельеф. Римская копия эпохи Августа греческого оригинала второй половины V в. до н. э. работы Алкамена, ученика Фидия.
Мрамор.
Неаполь, Национальный археологический музей.
Орфей в древнегреческой мифологии славился как певец и музыкант, наделенный магической силой. Этой силе покорялись не только люди, но и боги, и даже сама природа. Песни Орфея укрощали диких зверей, заставляли деревья склонять ветви, а камни — сдвигаться с места. Женой Орфея была прекрасная нимфа Эвридика. Горячо любил Орфей Эвридику, и не смог он примириться с её гибелью. Решил Орфей спуститься в мрачное царство душ умерших, чтобы упросить владыку Аида и жену его Персефону вернуть ему жену. Своим пением Орфей растрогал Персефону. Аид, восхищенный пением Орфея, обещал вернуть Эвридику певцу. На рельефе изображен момент, когда Орфей, оборачивается, чтобы взглянуть на Эвридику. После этого он будет разлучен с ней навсегда, поскольку нарушил закон, согласно которому никто не должен видеть обитателей подземного мира. Гермес, сопровождающий души умерших, пытается остановить его.
Орфей принес учение о музах, девяти силах человеческой души, которые предстают в виде девяти прекраснейших муз. Учение Орфея — это учение света, чистоты и Великой безграничной любви, его получило все человечество, и часть света Орфея унаследовал каждый человек. Это некий дар богов, который живет в душе каждого. И через него можно постичь всё: и силы души, сокрытые внутри, и Аполлона и Диониса, и божественную гармонию прекрасных муз. Может быть, именно это даст человеку ощущение настоящей жизни, наполненной вдохновением и светом любви.
Иллюстрация: копия эпохи Августа оригинала второй половины V в. до н. э., приписываемого Алкамену, ученику Фидия. Имена персонажей были добавлены копиистом. Подобный рельеф находится в Лувре.
*Ссылка на Национальный археологический музей в Неаполе
https://www.museoarcheologiconapoli.it/en/
«Афина, опирающаяся на копьё»
Рельеф с афинского Акрополя. Мрамор. Круг Мирона. Ок. 460 г до н.э.
Новый музей Акрополя, Афины.
Афина почиталась как покровительница ремёсел, земледелия, мудрости. Она была покровительницей Аттики и одноимённого полиса как в дни мира, так и во время войны. Ещё один бог войны, Арес, славился своей жестокостью, яростным духом. О нем говорят, что он любит войну ради войны, сражения ради сражений. Его не интересуют вопросы справедливости. В отличие от бога жестокой и кровожадной войны Ареса, Афина вела войну справедливо и разумно, она победила самого Посейдона в споре за обладание страной, даровав афинянам священное дерево — оливу.
К произведениям высокой классики относится рельеф аттического мастера, изображающий Афину, опирающуюся на копье. В этом рельефе хорошо передано состояние ясной и светлой думы, в которую погружена Афина. Строгий ритм складок плаща (пеплоса) Афины оттеняет свободную и естественную грацию ее движения. Легкий наклон фигуры вперед усиливает ощущение непринужденного покоя и только что закончившегося движения.
*Ссылка на Новый музей Акрополя в Афинах.
http://www.theacropolismuseum.gr
«Девять муз, Афина и Аполлон». Так называемый «Cаркофаг муз»
Фронтальный вид саркофага с крышкой. Мрамор. Середина II в. н. э. Остия, Археологический музей.
На слегка выпуклой фронтальной панели саркофага представлены фигуры девяти Муз, Афины и Аполлона. Задний план оформлен в виде невысокого занавеса. По иконографическим типам и атрибутам можно определить персонажей. Девять дочерей Зевса и богини памяти Мнемозины олицетворяют различные виды искусств. Каллиопа — муза эпической поэзии, Клио — муза истории, Мельпомена — муза трагедии, Талия — муза комедии, Полигимния — муза священных гимнов, Терпсихора — муза танца, Эвтерпа — муза поэзии и лирики, Эрато — муза любовной и свадебной поэзии, Урания — муза науки.
Первая фигура, Полигимния, стоит в задумчивой позе, опираясь на небольшую пилястру. Голова, изображенная в профиль, опирается на правую руку, пальцы которой изящно касаются шеи. Муза одета в тонкую тунику, закрепленную фибулой; правое плечо оставлено открытым.
Рядом с Полигимнией стоит Клио, одетая в хитон и полностью покрытая накидкой. Левая рука со свитком опущена вдоль тела. Клио и Полигимния носят одеяние философов и занимают верхние позиции в иерархии.
Следующая Муза, Терпсихора, изображена с лирой с характерными вертикальными стойками из рогов барана или козла; в правой руке она держит плектор, необходимый для извлечения звука из струнного инструмента. голова повернута вправо, черты лица безмятежны и не несут следов задумчивости или напряжения. Как и у других сестер, ее прическа поддерживается диадемой.
Четвертой Музой является Талия, покровительница комической поэзии и сельского хозяйства. Она стоит, одетая в короткий хитон с рукавами, стянутый высоким поясом, оставляющий открытыми высокие сапожки. В приподнятой левой руке Муза держит комическую маску, под которой на невысокой пилястре лежит еще одна такая же. В правой руке Талия держит трость.
Первую группу замыкает Муза Урания, она одетая в хитон и накидку. В правой руке, согнутой в локте и прижатой к телу, находится чертежная палочка. В левой руке Муза держит небесную сферу.
В центре композиции изображена Афина Воительница (Promachos). На ее голове шлем с гребнем, она одета в пеплос, закрепленный на плечах фибулами и стянутый под грудью поясом. В левой руке богиня держит копье. Правой рукой она удерживает за край щит, изображенный в профиль. Внизу рядом со щитом видна священная птица Афины — сова с раскрытыми крыльями, символ мудрости и благоразумия, но также и смерти и тьмы.
Справа от Афины стоит Муза Эрато. Она одета в хитон с длинными рукавами, подвязанный высоким поясом, и накидку, закрепленную на плечах двумя фибулами. В левой руке она держит на уровне плеч кифару. Плектором Эрато касается корпуса струнного инструмента.
Восьмая фигура изображена фронтально, голова ее повернута вправо. Она одета в хитон с длинными рукавами и высоким поясом. В каждой руке она держит по флейте. По иконографическим признакам и наличию флейт Музу можно определить как Эвтерпу. У левой ноги Музы лежит театральная маска Диониса, украшенная сверху лозой с виноградными листьями.
Далее следует Мельпомена, Муза трагической поэзии. На ней театральное одеяние — хитон с рукавами и высоким поясом; накидка переходит с левого плеча на спину. В левой руке на уровне головы она держит маску Геракла, под которой на невысокой пилястре лежит трагическая маска. В правой руке, опущенной вдоль тела, Муза держит палицу.
Последняя из Муз, Каллиопа, изображена стоящей и полностью закутанной в накидку, ниспадающую складками и образующую кольцо вокруг шеи.
Правый край фриза занимает фигура Аполлона, покровителя Муз. Юный Аполлон Мусагет слегка облокотился на кифару. Голова бога украшена лавровым венком, символом бессмертия и победы, который удерживает длинные пряди волос, зачесанные назад и опускающиеся на плечи. У ног стоит его священная птица — ворон, изображенный в тот момент, когда он, согласно Метаморфозам Овидия, повернул голову, чтобы видеть, как его белые перья становятся черными. Подобный саркофаг с изображением Аполлона и девяти муз находится в Лувре.
В честь муз строились особенные храмы — мусейоны, которые были средоточием культурной и художественной жизни Эллады. Наибольшую известность получил Александрийский мусейон. Это название и легло в основу всем известного слова музей.
Античное искусство в стиле архитектуры и интерьера
Античность стала одним из наиболее значимых периодов в развитии мировой истории и культуры. В эллинистических странах данного периода произошли основополагающие научные открытия, значительно усовершенствовались техники строительства, а культурное совершенство достигло своего пика. Античность по сей день остаётся эстетическим эталоном для множества более поздних направлений.
История возникновения
Античностью называют цивилизацию Древней Греции и Древнего Рима. Античная культура послужила первоисточником всего последующего западного искусства. Греко-римская культура подарила миру не только львиную долю искусств, но и выдающиеся научные достижения.
Временные рамки начала и конца эпохи античности отличаются в разных регионах. Так пик развития античной культуры в Греции наступил раньше, нежели в Риме. При этом античная цивилизация в Восточной части Римской империи зародилась и угасла раньше, чем в Западной.
Античность принято делить на следующие культурные периоды:
Эгейский период
В эгейский период происходит зарождения античной культуры, что связано с существованием монойской и микенской цивилизаций. На Крите, заселённом минойцами первые зачатки государственности и письменность стали развиваться значительно раньше, чем в материковой Греции.
В 12 в. До н.э. Грецию захватывают дорийцы, и микенская цивилизация прекращает существовать.
Гомеровский период
В гомеровский период происходит окончательная ликвидация минойской и микенской культур. В обществе господствуют родоплеменные отношения, постепенно трансформирующиеся в классовые, начинают зарождаться первые города.
Архаический период
Архаический период принято считать началом античной эпохи. В это время происходит активное развитие городов и великая греческая колонизация. Проводятся первые Олимпийские игры.
Классический период
Классическая эпоха стала расцветом полисного греческого общества. На неё приходится небывалый экономический и культурный прогресс.
Эллинистический период
Сменивший её эллинистический период пришёлся на время утверждения мировой державы Александра Македонского. Позднее, после захвата Греции и Персии римлянами античная культура продолжает развитие в рамках Римской империи.
Современное направление
Зародившаяся в античную эпоху латынь по сей день применяется в фармакологии и медицине. Теоритические изыскания Пифагора, Эвклида, Архимеда, положили начало развитию фундаментальной науки и до сих пор изучаются в школьных программах.
Архитектура
Античный стиль в архитектуре отличается особой лаконичностью и целостностью. Он выступал ориентиром для многих более поздних направлений. Некоторые архитектурные элементы древние греки заимствовали у египетского стиля. Однако античная культура не отличается догматизмом. У древних греков имелся свой пантеон богов, которые не воспринимались как что-то возвышенное. Они имели те же пороки и слабости, что и люди. По этой причине в античной архитектуре много индивидуальности.
Ещё одним важным фактором развития греческой архитектуры является возникновение геометрии, позволившей идеально просчитывать пропорции любых конструкций.
Ранние греческие постройки возводились из глины и дерева. Основными объектами строительства выступали крепости и замки Позднее, в начале архаического периода, замковую архитектуру сменили храмовые постройки. Все гражданские постройки отошли на второй план. Так дома жителей зачастую имели прямоугольную форму, сооружались из тростника и глины и были довольно неприхотливыми и непрочными. В конце архаического периода жилища знатных греков начали строить из более прочного кирпича и камня.
Древние греческие города возникали стихийно и не имели особой планировки. Позднее они с размахом перестраивались. План подобных городов имел ярко выраженную прямоугольную структуру. В каждом городе имелась крепость (акрополь), изначально вмещающая царские покои, а позже ставшая культурным сооружением. Под акрополем формировался город с собственным центром и главной площадью, там проходили общественные собрания, торги.
Одним из наиболее важных зданий для греков являлся булевтерий – в нём проходили заседания городского совета.
Основным элементом городских коммуникаций был портик. Он предназначался для передвижений горожан, там же выставлялись произведения искусства.
В каждом городе имелся собственный храмовый комплекс, театр, гимнасий (учебное заведение), стадион и ипподром.
Что касается храмовой архитектуры, то предположительно в 8 в до н.э. в ней выделилось два направления:
Не смотря на то, что данные стили возникли в разное время и регионах, особого географического разграничения в их использовании не было. Основным элементом любого греческого сооружения являются колонны. Их начали применять ещё в раннем микенском периоде. Первые колонны были деревянными. Постепенно дерево стали заменять камнем. В дорическом стиле колонны имели суженную кверху форму. Они были лишены любых декоративных украшений и имели исключительно конструктивные функции. С развитием мореходства и торговли, греческие города стали заметно богатеть. Храмовые сооружения стали возводить из камня, полностью вытесняя глинобитные постройки.
Одними из древнейших дорических зданий являются перистили – квадратные сооружения, со всех сторон обнесённые колоннадой. Они выделялись значительным превышением длинны над шириной, т.е. имели вытянутую вверх форму.
Ещё одна отличительная черта данного направления – значительная ширина колон. Так достигался эффект монументальности. Изначально возводились здания, с соотношением числа колонн у фасада и боковых стен 6к15 или 6к17. Позднее установилось иное правило: число боковых колонн должно в 2 раза превышать число колон у фасада плюс ещё одна.
Что касается ионического стиля, то здесь колонна является не просто опорой, но и ярким декоративным элементом. Их капители украшались лиственными элементами или завитками. Ионические колонные более изящные, имеют сложный цоколь и более тонкие углубления. К сожалению, большая часть древнейших ионических построек была разрушена. Так что об истоках ионики можно судить лишь с рассказов летописцев.
Наследником культурных достижений Древней Греции стала Римская Империя, захватившая Элладу во 2 в. до н.э.
Однако римляне привнесли и свои новшества в античные строительные технологии. Так ещё в 5-1 вв. до н.э. римляне умели строить добротные дороги, мосты, водопроводы, первыми стали использовать бетон, создали способ сооружений масштабных зданий из кирпичной кладки, использовали арки, своды и купола.
Римское искусство представляет собой совокупность культур множества государств, входящих в состав этой огромной империи. Небывалый приток средств из завоёванных государств обеспечил невиданный размах римской архитектуре. Так дворцы и храмы повсеместно украшались греческими картинами и скульптурами и подчас напоминали музеи. Римляне стремились продемонстрировать в своих постройках идею превосходство и силы, величия и подавляющей человека мощи. Римским постройкам 1 в до н.э. присущи помпезность и размах. Ещё одной особенностью развития римской архитектуры является стремление к богатой отделке зданий и пышному внутреннему декору.
В отличие от греков, лидирующее место в архитектуре римлян занимали не храмы, а более практичные городские сооружения – термы, театры, акведуки, мосты.
Римские строители создали новые конструктивные приёмы – купола, своды и арки, чем дополнили эллинистические конструкции.
Наравне с греческими дорическим и ионическим стилями, в Риме существовал коринфский стиль. Он отличался особой помпезностью и вычурностью построек и был наиболее популярным. Эту особенность частично перенял викторианский стиль.
Интерьер
Рассматривая особенности античного интерьера, стоит учитывать, что внутреннее убранство жилищ древних греков и римлян отличалось. Так дома знатных римлян выделялись особой помпезностью и размахом. Зачастую все жилые постройки имели внутренний дворик – атриум, из которого можно было попасть в любое помещение. По периметру атриума традиционно возводили 4-16 колонн. Что касается греков, то их интерьер был куда более сдержан. Основным критерием эстетики жилища было понятие «золотой середины», как состояния, когда нельзя ни добавить, ни убрать ни одной детали, чтобы не испортить эстетическую композицию.
Цветовая гамма
В античном интерьере приветствуются яркие цвета – синий, зелёный, оттенки красного, терракотового, жёлтый, золотой, чёрный и цвет слоновой кости.
Материалы
Для обустройства античных домов традиционно применялись дорогостоящие натуральные материалы, такие как мрамор, гранит, редкие породы деревьев, глина, бронза, слоновая кость. Мировой производитель лакокрасочной продукции Caparol (Капарол) — это торговый знак, объединяющий предприятия с вековой историей.
Полы и стены
Стены в античном интерьере зачастую украшались настенной живописью и облицовкой. Полы чаще всего покрывали мозаиками или коврами.
Окна, как правило, имели достаточно большие размеры. В Риме их традиционно драпировали дорогими узорчатыми тканями и шторами.
Декор и аксессуары
Одним из основных декоративных элементов стиля является мебель. Она должна быть преимущественно деревянной. В эпоху античности мебель украшали резьбой (как и мебель в стиле Рококо) или инкрустацией. Ножки столов, диванов и стульев традиционно изогнуты, часто они имеют форму силуэтов грифонов или лап животных. В особенности это касается римского интерьера.
Типичным для этого направления является и использование греческих стульев клисмосев.
Не менее важным элементом интерьера эллинов была скульптура. Наибольших высот этот вид искусства достиг в классический период в древней Греции. Основными сюжетами являлись не только изображения богов и героев древних мифов, но и реальные люди, занимающие признанные ответственных должности – атлеты, государственные деятели, учёные, полководцы, или просто богатые горожане.
Греческие скульптуры были максимально реалистичными. Они передавали не только внешний вид, но и настрой, эмоции героя. Зачастую все скульптурные персонажи обладали индивидуальными чертами лица и развитым телом – древние греки полагали идеалом здоровую, духовно и физически развитую личность.
В качестве ещё одного отличительного элемента античного декора можно использовать высокие греческие вазы, со всевозможными рисунками и орнаментами.
Античность в современном проявлении
Особенности обустройства и дизайна гардеробной комнаты вы узнаете, перейдя по этой ссылке.
Заключение
Античность стала не просто направлением искусства. Она характеризует целый исторический период развития ряда государств. Эта эпоха подарила миру множество открытий и достижений, актуальных и по сей день. Данная культура характеризуется преемственностью. Так, даже после захвата Греции, античное искусство продолжило своё развитие уже в рамках стиля Римской империи.
Свое продолжение античная культура нашла в развитии таких современных направлений, как колониальный стиль, американский стиль, романский стиль и в архитектуре эпохи возрождения.