Автотюн голоса что это
Что такое автотюн вокала? (autotune, тюнинг голоса)
Для чего нужен тюн (тюнинг/автотюн) вокала? Многих молодых исполнителей данный вопрос сбивает с толку и порой ставит в неловкое положение. Давайте разберем, для чего он нужен, какие его возможности и нужен ли он вообще!
1. Тюн вокала — используют все, без исключения, исполнители.
Когда исполняется песня на концерте, с живыми инструментами или под минусовку, то небольшое интонирование или непопадание в ноты — будет практически незаметно (в силу качества оборудования или акустики помещения). Конечно, есть такие певцы, которые ставят необходимую технику для корректировки исполнения в реальном времени (в определённых стилях).
При записи (особенно с качественным сведением и мастерингом ), такие детали станут более заметны, и легкий тюнинг вокала поможет исправить неточности без явных для слушателя артефактов. Даже самые опытные вокалисты не могут петь идеально. Они попадают в ноты, но полутона присутствуют и это заметно.
2. Автотюн вокала как художественный эффект.
В частности в таких стилях как RnB, хип-хоп и рэп — автотюн может использоваться, как эффект для подчеркивания или смены мелодического посыла песни. Очень часто такое внедряют артисты, чьи голосовые возможности не идеальны, или требуют занятий с преподавателем. Loc-Dog, чье творчество мы слышим на радиостанциях России, берет уроки вокала и это повышает уровень его творчества. Об этом он говорил в одной из серий «Профессия рэпер».
3. Автотюн сделает из любого человека отличного певца!
Вероятно вы слышали о группе Quest Pistols (дебют в 2007 году с песней «Я устал»), о которых изначально ходил слух, что они не умеют петь (т.к. они танцоры) и все что слышит человек — это тюнинг вокала. Это всё миф, если учитывать, что основные возможности тюнинга — это исправление по нотам и длительности.
Если человек наговорит в микрофон, то это будет просто разговор. Как-бы миксинг-инженер не исправлял запись — результат будет не утешительным.
Наша студия предоставляет услугу «автотюн вокала» совершенно бесплатно.
Проверь свои вокальные способности на пробном уроке по скайпу >>>
Вам интересно, что это за такой зверь – автотюн? Сейчас расскажем. Auto-Tune – аудиопроцессор, разработанный компанией Antares Audio Technologies в 1997 году. Он нужен для измерения и изменения высоты тона при записи и исполнении вокальной и инструментальной музыки.
Первопроходцем использования Auto-tune стала американская певица и актриса Шер (в сингле Believe). Благодаря ошеломляющему успеху сингла аудиопроцессор получил название «эффект Шер». Auto-Tune произвел революцию в популярной музыке и теперь используется не только для коррекции вокала. Он стал звуковым эффектом, с помощью которого артисты сознательно искажают голос. Этот эффект не следует путать с вокодером или talk box.
Auto-Tune доступен как VST-плагин в цифровых рабочих станциях. VST (Virtual Studio Technology) – формат плагинов реального времени, которые подключаются к звуковым аудио редакторам, цифровым звуковым рабочим станциям и секвенсорам. Формат был разработан компанией Steinberg Media Technologies в 1996 году.
Принцип работы Auto-tune заключается в постоянном отслеживании высоты входного звука и его сравнении со звукорядом определенной тональности, установленной пользователем. Если входной сигнал точно соответствует тону шкалы, коррекция не применяется. Если входной сигнал отклоняется от желаемого тона шкалы, Auto-Tune будет автоматически регулировать высоту тона в направлении ближайшей ноты.
Плагин имеет широкий спектр элементов управления, которые позволяют производить коррекцию голоса практически без искажений. Базовому пользователю достаточно указать тональность (key), лад (scale) и степень коррекции.
При экстремальных настройках программа начинает корректировать высоту звука очень быстро и резко, что приводит к эффекту «механического», или «синтезаторного» голоса. Этот эффект часто используется в современной хип-хоп и поп-музыке.
Противники плагина утверждают, что Auto-Tune оказывает негативное влияние на восприятие и потребление музыки обществом. В 2004 году музыкальный критик The Daily Telegraph Нил Маккормик назвал Auto-Tune
«особенно зловещим изобретением, которое с 1990-х годов придавало дополнительный блеск поп-вокалу. Автотюн, взяв плохо спетую ноту, помещает ее в идеальную точку, где нота должна была быть».
Несмотря на негативную репутацию, некоторые критики утверждают, что Auto-Tune открывает новые возможности в поп-музыке, особенно в хип-хопе и R&B. Вместо того чтобы использовать его в качестве опоры для плохого вокала, некоторые музыканты намеренно используют эту технологию для усиления своего художественного самовыражения.
Чтобы добиться хорошего стабильного исполнения, рекомендуем вам прочитать короткую статью о 10 привычках хорошего вокалиста.
Большинство исполнителей используют автотюн?
В большом зале с настоящими инструментами некоторое непопадание в ноты при исполнении песни вряд ли будет особенно заметно. Тем более тогда, когда концерт исполняется под минусовку и в помещении с плохой акустикой. И все же многие певцы привозят с собой на выступления специальную технику для корректировки исполнения прямо во время концерта. Особенно часто подобные технические приемы используются в хип-хопе и поп-музыке.
И все же обычно автотюн используется при записи, одновременно со сведением и мастерингом. Подобные технологии позволяют существенно улучшить качество исполнения, убрать мелкие недочеты и артефакты. Даже лучшие артисты не всегда поют идеально, поскольку срабатывает человеческий фактор. Поп-музыканты, конечно, попадают в ноты, но полутона присутствуют, и это бывает хорошо слышно.
Автотюн – что это и как превращается в художественный эффект
Технология Auto-Tune уже давно используется как художественный эффект. Чаще всего ее применяют в R&B, хип-хопе и рэпе. С помощью автотюна можно подчеркивать или менять мелодический посыл музыки. Часто его применяют исполнители, которые поют не совсем идеально. Не всегда применение автотюна оправдано – иногда стоит просто позаниматься с преподавателем вокала и отточить свое мастерство.
Может ли Auto-Tune сделать из любого человека крутого певца?
Возможно, вы что-то знаете о такой группе, как Quest Pistols. Они выпустили первую песню «Я устал» еще в 2007 году. В то время о них говорили, что они только танцуют, а петь – не умеют. А вся их песня сделана с помощью тюнинга. Конечно, это был миф, ведь тюнинг не может спеть за исполнителя – он может только подправить ноты и длительности.
Человек не может наговорить в микрофон – а потом с помощью техники сделать из этого песню. Разговор все равно останется разговором. Современные технологии пока не научились трансформировать речь в исполнение. Поэтому современные люди все еще вынуждены учиться вокальным техникам и оттачивать свое мастерство со специалистами.
запишитесь к нам на пробный урок по скайпу >>>
Как работает автотюн?
В новом выпуске рубрики, посвященной самым интересным вопросам, так или иначе связанным с музыкой, «Волна» выясняет, как работает автотюн — плагин для обработки голоса, помогающий петь людям, того не умеющим — вроде Канье Уэста и Ти-Пейна.
«Исторически автотюн — это разработка компании Antares, компьютерный плагин, который используется для обработки голосов и монофонических инструментов, то есть тех, которые играют одну ноту за раз, например саксофон. Автотюн делает очень простую вещь: он отслеживает высоту каждой ноты и, если она не чистая, подтягивает ее до ближайшей «хорошей» ноты. Такой магнит для нот, работающий в реальном времени. Теперь название «автотюн» прижилось, как «ксерокс», — поэтому его используют не только для обозначения плагина Antares.
Почти вся современная музыка основана на темперированном строе, который начали использовать еще в XVII веке. В этом строе сегодня есть привязка к частотам: например, нота ля, на которую настроены камертоны, — это 440 герц. Все эти частоты в программу вшиты. В современных версиях автотюна можно выбирать, с какими нотами ты работаешь, гаммы, мажор или минор. Более того, самая последняя версия работает в трех режимах, есть совсем жесткая обработка, есть более мягкая, есть почти незаметная.
Песня «Blue (Da Ba Dee)» итальянской группы Eiffel 65 — один из самых ярких ранних примеров использования автотюна в поп-музыке
В стародавние времена, на заре звуковой редакции, когда появлялись первые программы и самые простые семплеры, люди вручную нарезали вокал и немножко вручную же его правили. Потом появились цифровые системы: Cubase, Logic, все то же самое стали вручную делать в них, на компьютере. Это была тяжелая и муторная работа. В конце концов, появилась немецкая компания Celemony, которая сделала программу Melodyne: она более совершенная, но работает не в реальном времени, а анализирует звук и раскладывает его на ноты, и потом уже там можно работать, как в редакторе: менять ноты, подтягивать тон, там все очень наворочено. Лично я ее использую, когда нужно обработать много голосов, например, хор из двенадцати человек, — простой автотюн в таком случае справляется очень искусственно и фальшиво.
Первое самое известное использование автотюна — это песня «Believe» Шер, потом, конечно, была группа Eifell 65 и песня «Blue (Da Ba Dee)», где все было обработано настолько жестко, что невозможно было не заметить. Рэперы во второй половине 2000-х были скорее уже второй волной; перед ними автотюн начали использовать электронщики и всякие передовые музыканты вроде Бьорк — просто это все было в не самой популярной музыке на планете, поэтому не так заметно. Хип-хоп же распространяется как чума, поэтому оттуда автотюн пошел повсюду.
У кого-то голос с автотюном звучит так, что эффект почти незаметен, а у кого-то как ножом по уху, — это прежде всего зависит от умения петь. Если человек поет близко к оригинальным нотам, то исправления почти не слышны, а если плохо — то автотюн очень сильно работает, вот поэтому у рэперов получаются эти отвратительно звучащие электронные голоса.
В статус художественного приема автотюн возвел Канье Уэст на альбоме «808’s & Heartbreak», на котором рэпер запел электронным голосом про несчастную любовь
С вокодером у автотюна есть схожие вещи, но функции у них, конечно, совершенно разные. Они оба работают в реальном времени, и там и там происходит некое искажение сигнала. Но вокодер — инструмент для шифрования и дешифрования голоса, который использовался еще во время Второй мировой. Там сигнал разбивается на некоторое количество полос и частот и при помощи внешнего сигнала — например, синтезатора, голос изменяется. Вокодер может быть аналоговым, автотюн же гораздо проще, он работает исключительно с цифровым сигналом, обрабатывает единички и нули, поэтому он в состоянии делать самую главную вещь, на которую вокодер не способен, — менять длительность ноты, не соответствующей высоте тона. Ну, например, мы разговариваем — если меня записать и ускорить или замедлить, голос будет звучать ниже или выше, все так в детстве баловались. Автотюн делает это незаметно и в реальном времени: так, что не меняется ритмика разговора. В вокодере же тон задается синтезатором, а длительность — голосом, так что от него зависит дикция, артикуляция, где берется пауза и так далее.
«O Superman» Лори Андерсон — классическая вещь с использованием вокодера
Закодировать и декодировать голос с минимальными потерями, особенно так, чтобы он звучал естественно, невозможно. В вокодоре ограниченная ширина частот, нет глубоких аналитических возможностей, так что это технология прошлого века. Ее в электронной музыке используют и использовали — ну, скажем, Kraftwerk. А автотюн — программа для людей, которые не умеют петь. Так что по функционалу это абсолютно разные вещи, но по тому, как они устроены и работают, похожие».
Программы для автотюна
Практически все решения в этой статье представлены в виде VST-плагинов, а не полноценных программ, что связано с особенностями использования подобных инструментов. В большинстве случаев их применяют в различных DAW и других программах редактирования звука. Абсолютно все плагины поддерживаются программами, совместимыми с VST. Если возникнут проблемы с установкой, прочтите официальную документацию к используемому софту, чтобы разобраться с этим вопросом.
Antares Audio Technologies Auto-Tune
Правильнее всего будет начать с программы под названием Auto-Tune от разработчиков Antares Audio Technologies, поскольку именно она является первым зарегистрированным товарным знаком в качестве средства автонастройки голоса. Распространяется данное решение в двух разных форматах с отличиями по функциям и стоимости. В полную сборку входит как основной набор инструментов, так и дополнительный плагин Auto-Key для автоматического определения нот, тональности и другого анализа музыки.
Коррекция голоса в Auto-Tune производится в режиме реального времени с поддержкой различных эффектов. Присутствует график, позволяющий подробно редактировать высоту тона и времени. Инструмент под названием Humanize (включенный в обе сборки) подходит для более естественной настройки, усложняющей понимание того, действительно ли задействована программа или голос естественный. В программе есть два типа графических интерфейсов: первый — минималистичный и предназначенный для быстрого и легкого редактирования голоса. Второй — продвинутый и гибкий, подходящий профессионалам своего дела для более тонкой обработки звучания. Можно смело утверждать, что Auto-Tune сейчас не просто первая программа такого рода, но и одна из лучших, точно заслуживающая внимания всех желающих заняться подобной обработкой.
Waves OVox
OVox — это универсальное средство для настройки и гармонизации вокала. Оно отлично подходит для создания классических эффектов вокодера и Talkbox. Поддерживается интересное дополнение с названием Note Mapper, предназначенное для легкой работы с аккордами, гаммами и гармониями. Его можно использовать, чтобы добавить к вашему вокалу роботизированные тона в стиле Daft Punk. Главная особенность работы Waves OVox — способность запускаться в виде самостоятельной программы без использования DAW (но и режим плагина тоже поддерживается).
Если вы только начали увлекаться настройкой и автотюном голоса, Waves OVox должна заинтересовать сотнями встроенных пресетов от известных музыкальных продюсеров. Они уже настроены, поэтому останется только нажать кнопку для активации и воспроизвести голосовую дорожку в целях проверки наложения эффектов. На официальном сайте Waves часто действуют скидки и акции, когда в подарок к плагину при покупке идет еще один или даже несколько. Это отличная практика, потому что можно прихватить разнообразные инструменты, полезные для работы с голосом и музыкальными дорожками.
Melodyne
Если говорить о компании Antares как о первом, кто создал эффект автонастройки, то Celemony представила свой собственный взгляд на эффект обработки голоса с помощью Melodyne. Эта программа позволяет музыкальным продюсерам и звукорежиссерам редактировать аудио гибким способом, взаимодействуя с нотами напрямую. Манипулирование высотой звука, формантами, динамикой и синхронизацией экранных нот предоставляет возможность переосмыслить и отредактировать вокал, фортепиано, гитару, синтезатор и многое другое так, чтобы результат полностью удовлетворил исполнителя и режиссера.
Melodyne распространяется платно в трех разных сборках. Первая включает основные функции редактирования голоса при помощи изменения высоты звука и времени. Вторая сборка — Melodyne 5 assistant — предлагает полный набор инструментов для регулировки высоты тона, тайминга, вибрато, фразировки, форманта и динамики. В ней есть все необходимое для профессионального редактирования вокала. Дороже всего стоит Melodyne 5 editor с поддержкой семплового редактора для работы с музыкой, что нужно не всем пользователям. На странице разработчиков вы можете более детально ознакомиться с особенностями каждой версии и подобрать для себя подходящую.
The Mouth
The Mouth помогает генерировать мелодии и гармонии из любого звука, который в него вводится. Независимо от того, певец вы, битбоксер, бас-гитарист или используете синтезатор, вы всегда сможете загружать звуки в данную программу для автоматической обработки. Плагин определяет высоту звука входящего аудиоисточника, настраивает ее и преобразовывает в гамму либо независимую мелодию из нот MIDI. Вам не нужно музыкальное образование, опыт в звуковой режиссуре, чтобы добиться приемлемого или даже отличного эффекта с The Mouth.
Есть четыре генератора для создания желаемого звука: вход с выбором исходного входного, синтезатор, бас и вокодер. Все управляется 5 фейдерами в простой реализации микшера, которая также включает раздел мастер-эффектов для преображения и украшения финального микса. Каждый генератор имеет множество различных звуков, легко используемых с помощью развернутого списка в интерфейсе. В программу входят настраиваемые ручки и переключатели, позволяющие самостоятельно добиться желаемого эффекта, если имеется опыт в сфере автотюна.
Waves Tune Real-Time
Хотя Waves Tune Real-Time не так примечательна, как описанные выше программы, она по-прежнему остается одним из классических решений. Режим автотюна в режиме реального времени используется в основном для живых вокальных выступлений из-за его минимальной погрешности и отсутствия задержки. Софт может похвастаться способностью достигать студийного качества затюненного вокала в живом исполнении без необходимости ручного постредактирования. В связи с этим Tune Real-Time — лучший вариант автонастройки для концертных выступлений и тех, кому нужно изменить голос здесь и сейчас, без дополнительного редактирования в дальнейшем.
Сам плагин практически не вызывает проблем с задержкой, но требует специальной настройки, чтобы полностью реализовать свой потенциал. Для этого нужно использовать мощный компьютер, потенциала процессора которого точно хватит на обработку всех деталей. Если у вас нет современного устройства с актуальным железом, отдайте предпочтение другим программам или используйте Waves Tune Real-Time с немного большей задержкой, чтобы дать время на предварительную обработку голоса.
REAPER
Это не отдельный плагин, а отличная функция, встроенная в полноценную DAW для людей с ограниченным бюджетом, которые хотят повысить качество вокала и добиться более профессионального звука. Главный плюс состоит в том, что Reatune — один из самых дешевых доступных вариантов. Еще одно преимущество данного софта — возможность использовать полную версию бесплатно на протяжении двух месяцев. Этого срока вполне достаточно для ознакомления со всеми функциями и формирования решения о том, стоит ли приобретать цифровую звуковую рабочую станцию для постоянного использования.
Стоит понимать, что Reatune — всего лишь один из инструментов, встроенных в объемную программу. В ней присутствует огромное количество других полезных настроек и параметров, использующихся при написании треков и редактировании готовых дорожек. Кликните по кнопке ниже, чтобы перейти к обзорной статье на REAPER и прочесть информацию обо всех ее положительных и негативных сторонах.
Помимо этой статьи, на сайте еще 12523 инструкций.
Добавьте сайт Lumpics.ru в закладки (CTRL+D) и мы точно еще пригодимся вам.
Отблагодарите автора, поделитесь статьей в социальных сетях.
Автотюн голоса что это
Программные инструменты для коррекции вокальной партии могут значительно изменить запись голоса: от незаметной корректировки высоты тона, до полного искажения вокальной партии и придания голосу неестественного окраса. Я хочу подискутировать на тему использования инструментов автокоррекции голоса (оригинала от Antares, или его бесплатного аналога GSnap) ниже. Но для начала, я хотел бы проиллюстрировать неправильное применение этой обработки и эффектов, которых мы обычно пытаемся избежать.
Итак, 10 Примеров Злоупотребления автотюном:
Если вы не знакомы с Autotune и, особенно, если вы слушаете много популярной и коммерческой рок музыки, вы могли бы не услышать этот эффект первоначально. Излишняя обработка создаёт эффект неестественного йодля * или трели голоса. Но звук является настолько банальным в современной коммерческой музыке, что ваши уши, вероятно, не замечают обработки, принимая это как естественную манеру пения!
Ниже перечислены песни и конкретные слова с черезмерной обработкой, чтобы вы могли легко найти их в аудиозаписи:
Эффект Шер (Cher)
Когда обработка очевидна на слух, Autotune производит то, что многие называют как “Эффект Шер”, названный за её голос, звучащий в песне Believe. Мы назвали эффект как ученые, называющие новую болезнь в честь ее первой жертвы. С жёсткой обработкой, вокальный трек кажется синтетическим, с неестественно звучащими нотами.
Но не вся коррекция вокала является настолько явной. В примерах выше, сложнее услышать действие эффекта у Uncle Kracker и Avril, чем у T-Pain и Bedingfield.
Используем со вкусом
Как и с любым инструментом, немного аккуратности может привести к превосходным результатам. Вот некоторые простые вещи, которые нужно иметь ввиду, используя инструменты исправления высоты звука:
Меньше-лучше: чем меньше нот будет подвергнуто обработке, тем менее заметна коррекция. Рассмотрите вариант с автоматизацией плагина: таким образом, обработка будет задействована только по необходимости.
Графический способ: если ваше программное обеспечение предлагает графический способ редактирования партий (например, программы Antares Autotune или Melodyne), узнайте, как работать с этим. “Авто” способы по умолчанию хороши для элементарных исправлений, но часто создают эффект пения йодлем.
Бэки: в большинстве случаев, вы можете избежать коррекции вокала заднего плана (бэков), сосредоточившись на основном (lead).
Это устарело: жесткая обработка вокала «vocoder-style» устарела и граничит с пошлостью. Синтетически звучащий вокал означает, что песня как бы прибыла с определенной эры, это примерно так же, как гейтированная реверберация на барабанах немедленно перемещает песню в 80-е годы. Помните: если вы сделаете коррекцию очевидной, люди будут говорить, что в вашей песне использован “эффект Шер”. И пусть это будет руководством к действию.
Убедитесь, что это необходимо
Эта запись была опубликована 12.09.2008 в 16:28. В рубриках: Статьи. Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0.