Что почвенное питание растений
Почвенное питание растений
Питание — процесс поглощения и усвоения из окружающей среды необходимых для жизни веществ.
Процесс почвенного питания
Процессы поступления в организм растения растворов минеральных веществ из почвы и усвоения их клетками называют почвенным питанием. У большинства наземных растений оно происходит с помощью корня. В зоне всасывания корневые волоски поглощают воду и растворенные в ной минеральные вещества из почвы. Они тесно соприкасаются с комочками почвы и почвенным раствором. Слизь, образующаяся на поверхности корневых волосков, растворяет минеральные частицы почвы, облегчая их поглощение.
Поглощенные корневыми волосками вода и минеральные вещества поступают в проводящую зону корня. Здесь по сосудам проводящей ткани они под давлением поступают в стебель. Это давление называют корневым. Наличие корневого давления доказывает «плач» растений — выделение сока из поврежденного или перерезанного стебля. Особенно интенсивно сокодвижение происходит весной. У многих комнатных растений рано утром можно наблюдать выделение капелек воды но краям листа. Это явление тоже свидетельствует о корневом давлении.
Зависимость почвенного питания от внешней среды
Работа корней зависит от температуры почвы. При низких температурах всасывание воды корнями ослабевает и даже приостанавливается, корневое давление надает. Па почвенное питание растений оказывает влияние состав почвы, наличие в ней минеральных веществ. Установлено, что соединения азота, фосфора, необходимы растениям в больших количествах. Так, растения пшеницы на площади 1 га поглощают более 40 кг азота, 20 кг фосфора, 25 кг калия. Недостаток азота задерживает рост растения. При нехватке фосфора задерживается цветение и плодоношение. Такие элементы, как железо, медь, цинк и др., требуются растению в очень малых количествах. Однако недостаток любого элемента в питании растений отрицательно сказывается на его развитии. В естественных природных условиях поглощенные из почвы минеральные вещества частично возвращаются с упавшими листьями. На полях, занятых сельскохозяйственными растениями, почва истощается, так как питательные вещества забирают с урожаем. Поэтому на поля весной и осенью вносят удобрения, обеспечивающие питание растений.
Особые способы питания растений
Некоторые растения приспособились восполнять недостаток элементов питания своеобразным способом — получать питательные вещества от других живых организмов.
В природе встречаются растения-паразиты. Их корневая система предназначена не для почвенного питания, а для извлечения соков других растений. В средней полосе России распространены повилика (паразитирует на смородине, тыкве, крапиве) и заразиха (паразитирует на подсолнечнике). Стебли повилики образуют присоски, с помощью которых она внедряется в тело растения-хозяина и питается за его счет. Корни заразихи срастаются с корнями хозяина так, что их невозможно отделить друг от друга.
Презентация по биологии на тему Почвенное питание растений
Описание презентации по отдельным слайдам:
Почвенное питание растений Учитель биологии МБОУ г. Керчи, СШ №1 Им. В. Дубинина Трегубенко Юлия Николаевна
Основные процессы жизнедеятельности растений Питание
Что такое питание растений? Питание растений – это ___________ поглощения и ________растениями из ________ _______ химических элементов, необходимых для их жизни. Большая советская энциклопедия процесс усвоения окружающей среды
Внешнее и внутреннее строение корня Если сложить длину всех корневых волосков развитого растения ржи, то она сможет достичь 10000км
Почвенное питание растений Корневое или минеральное
Какие вещества поглощает корень? Тело растений на 50-98% состоит из воды. Азот Калий Фосфор Кальций Магний Сера … Минеральные соли ВОДА Почвенное питание – это поступление воды и минеральных солей в растение из почвы через корень.
Какая сила заставляет воду подниматься вверх по растениям? Вода и минеральные соли поступают в растения. Откуда они поступают в растения?
Какие удобрения нужны растению? Вынос кальция (кг) с 1 тонной урожая
Минеральные Органические макроудобрения микроудобрения
Значение элементов питания Азот Для роста растения Пожелтевшие нижние листья у табака — признак недостатка азота.
Значение элементов питания Фосфор Ускорение развития и плодоношения Усиление роста корней Повышение зимостойкости Признаки недостатка фосфора на листьях томата.
Значение элементов питания Калий Поддерживает водный режим Повышает морозо- и засухоустойчивость Снижение поражаемости заболеваниями Недостаток калия –появление бурых пятен на листьях, отмирание листвы
Агрохимия Агрохимики (врачеватели полей)
Почвенное питание растений Связано с поглощением воды и минеральных веществ с помощью корневых волосков зоны всасывания корня. Вода, минеральные вещества корневые волоски клетки корня сосуды корня сосуды стебля сосуды листа клетки листа
Оцени урок! Цель урока достигнута. Узнал много интересного. Цель урока достигнута. Узнал много, но хотел бы узнать больше. Цель урока не достигнута.
Определите, какие удобрения необходимы данным растениям для улучшения почвенного питания? Найдите необходимые удобрения в коллекциях. Ответ обоснуйте.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-106710
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
НИУ ВШЭ откроет первую в России магистратуру по управлению низкоуглеродным развитием
Время чтения: 2 минуты
Школьников Улан-Удэ перевели на удаленку из-за гриппа и ОРВИ
Время чтения: 1 минута
Минтруд представил проект программ переобучения безработных на 2022 год
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Что такое почвенное питание растений
Ответ или решение 2
Растению как и любому другому живому организму необходимо добывать питательные вещества для дальнейшего функционирования и развития и роста. Большинство растительных организмов питаются за счет поглощения минеральных веществ из почвы. За счет корневых волосков вода с различными неорганическими элементами по типу насоса поступают в клетки корня. Из них вещества идут в корневые сосуды, по ним вода поступает в сосуды стебля, листа и в конечном итоге в клетки листа. На всех этапах минералы используются по назначению организма. Такое питание называют почвенным.
Почвенным называется тип питания растений, который осуществляется с помощью корней путем всасывания из земли растворенных в воде минералов и прочих питательных веществ.
Значение почвенного питания
Как известно, растения являются единственными автотрофными организмами. Т.е. только они могут синтезировать из неорганических соединений органические вещества. Неорганические вещества в растения попадают двумя основными путями:
Оба способа важны и взаимодополняют друг друга. Из грунта растения получают, в первую очередь, различные минералы и такие вещества, как:
Перечисленные компоненты необходимы для роста практически всех представителей флоры. Всасывают воду с растворенными минералами из почвы растения с помощью очень тонких корневых волосиков. Эти волосики вырабатывают специальные экстракты, которые ускоряют разложение минералов внутри почвы и ускоряют их усвоение растением. Поскольку чем больше растение по размеру, тем больше же воды и питательных веществ ему нужно, то, соответственно, корневая система крупных видов занимает большую площадь.
Вода из волосиков передается в более толстые части корневой системы и, через специальные сосуды под давлением передается до самых верхних частей растения. Это можно заметить, если сделать надрез молодой коры дерева или срубить зеленую ветку: через некоторое время из поврежденного места начинает капать вода.
Эпифитные растения
Есть некоторые растения, которые не живут в грунте, а растут на других особях. Такие виды называются эпифитными. Они получают питательные вещества либо от растения, к которому они крепятся, либо из пылевых и грунтовых отложений между его ветками. Их корни свешиваются в воздух и усваивают воду из атмосферы. По большей части, такие виды встречаются в зонах, где воздух сильно увлажнен, поэтому извлечь из него влагу не составляет особого труда (например, на экваторе). К числу этих растений относятся:
Биология
Что такое почвенное питание растений?
С помощью корней растения осуществляют почвенное питание. Почвенное питание называют еще и корневым питанием. С помощью почвенного питания растения поглощают воду, а так же растворенные в ней минеральные вещества, удобрения.
Ещё по теме
Чем отличаются растения от животных и грибов?
Почему организмы высокоорганизованных животных (зверей и птиц) функционируют как единое целое?
В глубоком пруду отмершие остатки организмов опускаются на дно. К чему это ведёт?
На какие систематические группы делят растения? Какие конкретно растения, относящиеся к данным группам, вы уже знаете?
Какие приспособления для добывания пищи имеются у хищных животных?
Что означает слово «классификация»? Для чего нужна классификация?
Можно ли ваш образ жизни назвать здоровым? Что нужно в нём изменить, чтобы он таким стал?
Кто изучает живую природу?
К каким отрицательным последствиям привело создание и использование новых, неизвестных в природе веществ?
Если материал понравился Вам и оказался для Вас полезным, поделитесь им со своими друзьями!
О сайте
На нашем сайте вы найдете множество полезных калькуляторов, конвертеров, таблиц, а также справочных материалов по основным дисциплинам.
Самый простой способ сделать расчеты в сети — это использовать подходящие онлайн инструменты. Воспользуйтесь поиском, чтобы найти подходящий инструмент на нашем сайте.
calcsbox.com
На сайте используется технология LaTeX.
Поэтому для корректного отображения формул и выражений
пожалуйста дождитесь полной загрузки страницы.
© 2021 Все калькуляторы online
Копирование материалов запрещено
Урок «Почвенное питание растений»
Раскрыть содержание понятия “питание”, особенности минерального (почвенного) питания растений, роль корневой системы в этом процессе.
Познакомиться с процессом образования органических веществ, узнать условия их образования. Продолжить формирование умений узнавать ткани и органы растительного организма на таблицах, рисунках, работать с учебником, устанавливать причинно-следственные связи.
Отработать навыки ухода за растениями (полив и подкормка).
Оборудование. Комнатные растения, таблицы “Корень и его зоны”, презентация по теме урока, ” компьютер, проектор.
Тип урока: урок комплексного применения знаний с элементами инновационных технологий и дифференцированного подхода.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, элементы исследовательской деятельности.
Основные методы: проблемный, дифференцированного подхода, объяснительно-иллюстративный, частично–поисковый, наглядно-практический, личностно-ориентированный, творческий, метод проблемного изложения учебного материала; эвристическая беседа; аудиовизуальные; наглядные (иллюстративные, демонстративные).
Основные биологические понятия урока. Питание. Минеральное (почвенное) питание, корень, стебель, лист; корневые волоски, проводящая ткань, сосуды, основная ткань, корневое давление.
I. Организационный момент. Презентация Слайд № 1
II. Актуализация изученного материала. Введение в новый раздел.
Актуализация знаний (Игра на компьютере «Смотри в корень», «Их корни», работа по карточкам).
КАРТОЧКА № 1. “ Подпишите пропущенные слова”
Б)Какие типы корневых систем вам известны?______________ и _______________.
Какие видоизменения корней вам известны? Приведите примеры.
Нарисуйте внизу мочковатую корневую систему.
Биологическая разминка Слайд № 2, 3
— Какие вещества входят в состав растения?
— Как минеральные вещества поступают в растение?
— Какие органические вещества вы знаете?
— Как они поступают в растение?
— Как организмы получают основные химические элементы, из которых построено их тело?
— Чем питание растений отличается от питания других организмов?
— Какие функции выполняет корень? Что такое корневой волосок? Каково его значение? (СЛАЙДЫ № 4, 5)
— А что такое питание? Зачем всем живым организмам надо питаться? (учащиеся отвечают)
2. Постановка познавательной задачи.
3. Давайте послушаем заранее подготовленное сообщение учащегося по теме “Питание”. (СЛАЙД № 4)
Питание – процесс получения организмом энергии и веществ через пищу. Энергия не создается и не уничтожается. Она существует в разных формах – световой, химической, тепловой, электрической, механической и т.д. Формы энергии могут переходить друг в друга. Например, когда включается вентилятор, то электрическая энергия превращается в механическую, а у электрообогревателя – в тепловую. Энергию можно определить как способность совершать работу. Живые организмы в этом случае можно сравнить с машинами, которые не могут работать (оставаться живыми) без постоянного притока энергии.
Примеры различного рода работы в организме: образование органических веществ, транспорт веществ, механическое сокращение мышц, деление клеток. Кроме энергии, во время питания организм получает вещества, необходимые для его роста и развития.
III. Изучение нового материала.
Вступительное слово учителя (рассказ с элементами беседы). Как мы уже услышали. Питание –это важнейший признак всех живых существ.
Типы питания живых организмов – автотрофы, гетеротрофы (записываем схему). (СЛАЙД № 5)
И на этом уроке мы познакомимся особенностями питания растений. Слайд № 6. Растения обитают в двух питательных средах, в почве и в воздухе. Это привело к возникновению у растительных организмов двух органов питания- листа и корня. У них нет специальной пищеварительной системы как у животных так как питательные вещества образуются у них непосредственно в клетках либо проникают в них через клеточные мембраны(Слайд рис. )Лист приспособлен к поглощению углекислого газа из воздуха, а корень к поглощению воды и минеральных солей из почвы. Сегодня мы остановимся на почвенном (минеральном питании) растений. (Слайд № 8, 9 Опорная схема «почвенное питание растений»)
Демонстрация опыта с комнатным растением бальзамином. Слайд № 10
Убедимся демонстрацией опыта с комнатным растением бальзамином в том, что корни всасывают из почвы воду с растворенными веществами, что существует почвенное питание. Для этого срежем комнатное растение бальзамин, чтобы остался пенек высотой 2-3 см. На пенек наденем резиновую трубку длинной 3 см, нальем в нее немного воды и на ее верхний конец наденем стеклянную трубку с высотой 20-25 см, изогнутую так как изображено на рисунке. (Слайд № 10) Через некоторое время вода в стеклянной трубке поднимается и будет вытекать наружу. Откуда берется вода, вытекающая из трубки? Воду из почвы всасывает корень. По сосудам корня вода под давлением поступает в оставшийся пенёк, а затем в трубку. Это давление называют корневым. Корневое давление способствует поступлению воды из корня в стебель.
Чтобы познакомить учащихся с ролью минеральных элементов в питании растений, используем следующую сказку.
Жила –была в саду старая Яблоня. Каждый год давала она богатый урожай. Хозяин тщательно ухаживал за ней: летом регулярно поливал, осенью убирал из-под ее кроны все опавшие листья и яблоки, зимой оберегал от мышей.
Но вдруг заметил Хозяин, что, несмотря на все его старания, стала яблоня слабеть: листья какие-то бледно-зеленые, яблоки измельчали, и зиму она еле-еле пережила…
Задумался садовод. В чем причина? Чего в моей яблоне не хватает? (Выслушиваем мнения детей)
Узнали о его беде братья химические элементы и стали рассуждать:
— Я,- говорит Азот ( N ),- могу помочь этой яблоне. Я же влияю на рост вегетативных органов, особенно побегов. С моей помощью листья ее снова станут сочными, ярко-зелеными.
-А я,- говорит Калий ( K ),- влияю на созревание плодов. Я тоже готов помочь.
— И я с вами заодно,- вмешался Фосфор ( F ),- я повышаю зимостойкость растения. А чтобы помочь яблоне, надо садоводу с нами подружиться. Лекарства особые раздобыть… И братьев наших младших позвать.
Задайте вопросы по тексту.
Что это за лекарства, которые надо раздобыть?
Правильно ли минеральные соли (удобрения) считать лекарствами для растений?
О каких «младших братьях» идет речь в сказке?
3. Обобщение знаний по изученному фрагменту темы (ответ ученика).
Почва, которая используется человеком для выращивания культурных растений, требует восстановления состава, т.к. питательные вещества уносятся растениями. Поэтому человек вносит удобрения. Слайд № 12
Вывод: почвенное питание растений связано с поглощением воды и минеральных веществ с помощью корневых волосков зоны всасывания корня. Слайд № 13
IV. Закрепление изученного материала.
Процесс получения организмом энергии и веществ через пищу мы называем _______ _____ (питанием)
Корневая система растения поглощает из почвы … и ….
В поглощении воды и минеральных солей участвует зона____________ (всасывания)
Что мы нового узнали на уроке? Оценивание учащихся.