Что понимается под гарантиями прав инвесторов

Что понимается под гарантиями прав инвесторов

(в ред. Федерального закона от 02.01.2000 N 22-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Государство в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации гарантирует всем субъектам инвестиционной деятельности независимо от форм собственности:

обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности;

гласность в обсуждении инвестиционных проектов;

право обжаловать в суд решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц;

защиту капитальных вложений.

2. В случае, если вступают в силу новые федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, изменяющие размеры федеральных налогов (за исключением акцизов, налога на добавленную стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации) и взносов в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации), либо вносятся в действующие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации изменения и дополнения, которые приводят к увеличению совокупной налоговой нагрузки на деятельность инвестора по реализации приоритетного инвестиционного проекта на территории Российской Федерации или устанавливают режим запретов и ограничений в отношении осуществления капитальных вложений на территории Российской Федерации по сравнению с совокупной налоговой нагрузкой и режимом, действовавшими в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации на день начала финансирования приоритетного инвестиционного проекта, то такие новые федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также изменения и дополнения, вносимые в действующие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, не применяются в течение сроков, указанных в пункте 3 настоящей статьи, в отношении инвестора, осуществляющего приоритетный инвестиционный проект, при условии, что товары, ввозимые в Российскую Федерацию инвестором, используются целевым назначением для реализации приоритетного инвестиционного проекта.

(в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 409-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Стабильность для инвестора, осуществляющего инвестиционный проект, условий и режима, указанных в настоящей статье, гарантируется в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более семи лет со дня начала финансирования указанного проекта. Дифференциация сроков окупаемости инвестиционных проектов в зависимости от их видов определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

4. В исключительных случаях при реализации инвестором приоритетного инвестиционного проекта в сфере производства или создания транспортной либо иной инфраструктуры, срок окупаемости которого превышает семь лет, Правительство Российской Федерации принимает решение о продлении для указанного инвестора срока действия условий и режима, указанных в пункте 2 настоящей статьи.

5. Положения пункта 2 настоящей статьи не распространяются на изменения и дополнения, которые вносятся в законодательные акты Российской Федерации, или принимаемые новые федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

6. Правительство Российской Федерации:

устанавливает критерии оценки изменения в неблагоприятном для инвестора, осуществляющего приоритетный инвестиционный проект на территории Российской Федерации, отношении условий взимания федеральных налогов и взносов в государственные внебюджетные фонды, режима запретов и ограничений в отношении осуществления капитальных вложений на территории Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 409-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

утверждает порядок, определяющий день начала финансирования инвестиционного проекта, в том числе с участием иностранных инвесторов;

утверждает порядок регистрации приоритетных инвестиционных проектов;

осуществляет контроль за исполнением инвестором взятых им обязательств по реализации приоритетного инвестиционного проекта в сроки, указанные в пунктах 3 и 4 настоящей статьи.

В случае неисполнения инвестором обязательств, указанных в части первой настоящего пункта, он лишается льгот, предоставленных ему в соответствии с настоящей статьей. Сумма денежных средств, не уплаченных в результате предоставления указанных льгот, подлежит возврату в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Источник

Гарантии правовой защиты деятельности иностранных инвесторов в России

Выдержка из книги «Правовой режим иностранных инвестиций в Российской Федерации», Пушкин А.В. >>>

«Нужно выучить правила игры. А затем, нужно начать играть лучше всех.» А. Эйнштейн

Иностранные инвестиции пользуются полной и безусловной правовой защитой, которая обеспечивается законодательством РФ и международными договорами, действующими на территории России (ст. 5 Закона об иностранных инвестициях). Как указано выше, на территории Российской Федерации иностранным инвесторам предоставляется национальный правовой режим.

В соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом. Иностранный инвестор имеет право на возмещение убытков, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (в соответствии со статьей 1069 ГК РФ вред возмещается за счет казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования). Ответственность наступает при наличии вины причинителя вреда. От имени казны выступают соответствующие финансовые органы.

В соответствии с п. 5 ст. 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) арбитражные суды рассматривают подведомственные им дела с участием российских организаций, граждан Российской Федерации, а также иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, организаций с иностранными инвестициями, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Таким образом, предприятия с иностранными инвестициями являются участниками арбитражного процесса независимо от наличия соглашения о передаче спора на рассмотрение в арбитражный суд.

Законом об иностранных инвестициях предусмотрены следующие гарантии для иностранных инвесторов:

1. Гарантия использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории Российской Федерации.

Иностранный инвестор имеет право осуществлять инвестиции на территории России в любых формах, не запрещенных законодательством РФ (статья 6 Закона об иностранных инвестициях).

При этом установлено обязательное предварительно согласование сделок, совершаемых иностранными государствами, международными организациями или находящимися под их контролем организациями и в результате которых приобретается право прямо или косвенно распоряжаться более чем 25 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) российского предприятия, или иная возможность блокировать решения органов управления такого российского предприятия. Порядок предварительного согласования установлен в статьях 9 – 12 Федерального закона от 29.04.2008г. № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». Исключением, не требующим обязательного предварительного согласования сделок установлено в отношении международных финансовых организаций, созданных в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, или международных финансовых организаций, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры (Перечень таких организаций утверждается Правительством РФ).

Гражданин КНР С. обратился в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконным решения налоговой инспекции об отказе в государственной регистрации юридического лица в форме общества с ограниченной ответственностью – предприятия, полностью принадлежащего иностранному инвестору, и просил обязать инспекцию осуществить такую регистрацию в пятидневный срок с момента вынесения решения.Отказ в регистрации общества признан судом незаконным. Суд установил, что согласно ст. 6 Закона об иностранных инвестициях иностранные инвесторы имеют право осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации в любых формах, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Таким образом, довод налогового органа относительно того, что федеральными законами ограничено право иностранного гражданина на создание юридических лиц с иностранными инвестициями, в частности обществ с ограниченной ответственностью, обоснованно отклонен судом как не соответствующий приведенным выше законодательным актам.

2. Гарантия перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу

Иностранный инвестор в силу договора вправе передать свои права (уступить требования) и обязанности (перевести долг), а на основании закона или решения суда обязан передать свои права (уступить требования) и обязанности (перевести долг) другому лицу в соответствии с гражданским законодательством РФ, установленным главой 24 ГК РФ (за исключением промышленно-производственной, технико-внедренческой или туристско-рекреационной деятельности, осуществляемой резидентами особой экономической зоны).

Право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона (статья 382 ГК РФ).

Если иностранное государство или уполномоченный им государственный орган производят платеж в пользу иностранного инвестора по гарантии (договору страхования), предоставленной иностранному инвестору в отношении инвестиций, осуществленных им на территории Российской Федерации, и к этому иностранному государству или уполномоченному им государственному органу переходят права (уступаются требования) иностранного инвестора на указанные инвестиции, то в Российской Федерации такой переход прав (уступка требования) признается правомерным.

3. Гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями

Имущество иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями не подлежит принудительному изъятию, в том числе национализации, реквизиции, за исключением случаев и по основаниям, которые установлены федеральным законом или международным договором Российской Федерации (п. 1 ст.8 Закона об иностранных инвестициях).

Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (ч. 3 статьи 35 Конституции РФ).

При реквизиции иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестициями выплачивается стоимость реквизируемого имущества. При прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, иностранный инвестор или коммерческая организация с иностранными инвестициями вправе требовать в судебном порядке возврата сохранившегося имущества, но при этом обязаны возвратить полученную ими сумму компенсации с учетом потерь от снижения стоимости имущества.

В случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущество в интересах общества по решению государственных органов может быть изъято у собственника в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества (реквизиция) (статья 242 ГК РФ).

При национализации иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестициями возмещаются стоимость национализируемого имущества и другие убытки. Споры о возмещении убытков разрешаются в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами в суде или арбитражном суде либо в международном арбитраже (третейском суде) (статья 10 Закона об иностранных инвестициях).

В случае принятия Российской Федерацией закона, прекращающего право собственности, убытки, причиненные собственнику в результате принятия этого акта, в том числе стоимость имущества, возмещаются государством. Споры о возмещении убытков разрешаются судом (ст. 306 ГК РФ).

4. Гарантия от неблагоприятного для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями изменения законодательства Российской Федерации

При неблагоприятном изменении российского законодательства (вступление в силу новых федеральных законов или иных нормативных правовых актов РФ, изменяющих размеры федеральных налогов, или влекущих увеличение налоговой нагрузки) гарантируется стабильность условий реализации инвестиционных проектов в отношении:

Гарантия стабильности условий реализации инвестиционного проекта заключается в том, что в течение срока окупаемости (но не более семи лет со дня начала финансирования инвестиционного проекта) не применяется новое или изменяемое российское законодательство, устанавливающее режим запретов и ограничений для предпринимательской деятельности иностранных инвесторов или приводящее к увеличению совокупной налоговой нагрузки на деятельность иностранного инвестора (коммерческой организации с иностранными инвестициями) по сравнению с совокупной налоговой нагрузкой и режимом запретов и ограничений, действовавших на день начала финансирования инвестиционного проекта за счет иностранных инвестиций. Правительство Российской Федерации при этом наделяется следующими полномочиями:

В случае неисполнения иностранным инвестором и коммерческой организацией с иностранными инвестициями обязательств по реализации инвестиционного проекта они лишаются льгот, предоставленных им в соответствии с настоящей статьей. Сумма денежных средств, не уплаченных в результате предоставления указанных льгот, подлежит возврату в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (статья 9 Закона об иностранных инвестициях).

Между Обществом и Правительством субъекта РФ был заключен в 1999г. договор об осуществлении инвестиционной деятельности, согласно которому Общество осуществляло инвестиционный проект, а правительство субъекта РФ предоставляло определенные налоговые льготы, в т.ч. освобождение от уплаты налога на прибыль в размере 100% в течение всего периода фактической окупаемости инвестиций и в размере 50% в течение двух лет после завершения периода фактической окупаемости инвестиций.

Суд удовлетворил заявление Общества, указав на то, что использование им льготы по налогу на прибыль, предусмотренной п.9 ст. 6 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций», относится к длящимся правоотношениям, к которым не подлежит применению Федеральный закон от 08.12.03 N 163-ФЗ как ухудшающий положение налогоплательщика.

5. Гарантия обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации иностранным инвестором

Спор иностранного инвестора, возникший в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации, разрешается в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами в суде или арбитражном суде либо в международном арбитраже (третейском суде) (ст. 10 Закона об иностранных инвестициях). Наша компания окажет помощь в юридическом сопровожденим бизнеса

Судебная практика разрешения арбитражными судами споров, связанных с защитой иностранных инвестиций изложена в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее – ВАС РФ) № 58 от 18 января 2001г.

Основными положениями данного документа являются следующие:

6. Гарантия использования на территории Российской Федерации и перевода за пределы Российской Федерации доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм

В соответствии со ст. 11 Закона об иностранных инвестициях иностранный инвестор после уплаты предусмотренных законодательством Российской Федерации налогов и сборов имеет право на свободное использование доходов и прибыли на территории Российской Федерации для реинвестирования с соблюдением положений п. 2 с. 4 Закона об иностранных инвестициях или для иных не противоречащих законодательству РФ целей и на беспрепятственный перевод за пределы РФ доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм в иностранной валюте в связи с ранее осуществленными им инвестициями, в том числе:

7. Гарантия права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы Российской Федерации имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены в Российскую Федерацию в качестве иностранной инвестиции

Иностранный инвестор, который первоначально ввез в Российскую Федерацию имущество и информацию в документальной форме или в форме записи на электронных носителях в качестве иностранной инвестиции, имеет право на беспрепятственный (без квотирования, лицензирования и применения к нему других мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности) вывоз указанных имущества и информации за пределы Российской Федерации (ст. 12 Закона об иностранных инвестициях).

8. Гарантия права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг

Статья 13 Закона об иностранных инвестициях предусматривает для иностранного инвестора возможность приобрести акции и иные ценные бумаги российских коммерческих организаций, а также государственные ценные бумаги в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах.

9. Гарантия участия иностранного инвестора в приватизации

Иностранный инвестор может участвовать в приватизации объектов государственной и муниципальной собственности путем приобретения прав собственности на государственное и муниципальное имущество или доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале приватизируемой организации на условиях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о приватизации государственного и муниципального имущества (ст. 14 Закона об иностранных инвестициях).

10. Гарантия предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество.

Приобретение иностранным инвестором права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Право на заключение договора аренды земельного участка может быть приобретено коммерческой организацией с иностранными инвестициями на торгах (аукционе, конкурсе), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (ст. 15 Закона об иностранных инвестициях).

11. Льготы, предоставляемые иностранному инвестору и коммерческой организации с иностранными инвестициями, по уплате таможенных платежей.

Льготы по уплате таможенных платежей предоставляются иностранным инвесторам и коммерческим организациям с иностранными инвестициями при осуществлении ими приоритетного инвестиционного проекта в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, международными договорами государств-членов Таможенного союза, законодательством Российской Федерации о таможенном деле и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (статья 16 Закона об иностранных инвестициях).

Отдельно о существующих таможенных льготах при ввозе товара на территорию Таможенного союза и судебной практике в этой ссфере речь пойдет в специальной главе, посвященной инвестиционному климату на территории государств-участников Таможенного союза.

12. Льготы и гарантии, предоставляемые иностранному инвестору субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления

Субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут предоставлять иностранному инвестору льготы и гарантии, осуществлять финансирование и оказывать иные формы поддержки инвестиционного проекта, осуществляемого иностранным инвестором, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также внебюджетных средств (ст. 17 Закона об иностранных инвестициях).

Источник

Привлечение и защита иностранных инвестиций

1. Понятие и виды иностранных инвестиций. Иностранная инвестиция — это использование в предпринимательских целях на территории России принадлежащего иностранному инвестору капитала. В качестве капитала могут выступать любые не изъятые из оборота в силу российского законодательства объекты гражданских прав, в том числе деньги, ценные бумаги, иное имущество, имущественные права, интеллектуальная собственность, услуги.

На территории России в качестве иностранного инвестора могут выступать любые субъекты права, в том числе физические и юридические лица, государства, международные организации. При этом каждый из названных субъектов должен обладать надлежащим объемом право- и дееспособности, иметь права на инвестиционную деятельность в России по своему личному закону.

Иностранные инвестиции подразделяются на две категории: прямые и портфельные. Критерием подразделения является возможность инвестора принимать участие в управлении объектом инвестирования: если такая возможность есть, то инвестиция прямая, если такой возможности нет, то инвестиция будет портфельной. Юридическое значение классификации состоит в том, что статус иностранного инвестора могут получить только прямые инвесторы.

Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. N 54.

Для России действует более 70 таких соглашений.

Абсолютный режим предполагает обязательство государства, принимающего инвестицию, не применять дискриминационных мер к иностранной собственности, обеспечивая справедливый и равный режим управления и распоряжения этим имуществом. Абсолютный режим действует как минимальный международный стандарт защиты собственности, но из-за абстрактности содержания он не обеспечивает оптимальную защиту прав инвестора. Относительные режимы инвестиций основаны на предписаниях, позволяющих четко определить статус капиталовложения. В международном инвестиционном праве выделяются режим наибольшего благоприятствования (уравнивающий иностранных инвесторов из разных стран), национальный режим (приравнивающий иностранных и отечественных инвесторов), режим допуска (ограничивающий возможности при осуществлении инвестиционной деятельности), режим деятельности (предлагающий льготы в целях привлечения капиталов).

Российское инвестиционное законодательство закрепляет, что базовым для иностранных инвесторов является национальный режим, однако он осложняется отдельными элементами режима допуска (изъятия ограничительного характера) и режима деятельности (изъятия стимулирующего характера).

3. Инвестиционный договор — это соглашение о реализации инвестиционного проекта, сторонами которого выступают принимающее инвестиции государство и иностранный инвестор — частное лицо другого государства.

Материально-правовое регулирование инвестиционных договоров на универсальном уровне не представлено, действует несколько региональных международных договоров (Европейский союз), но Россия в них не участвует.

Коллизионные правила определяют применимое право к таким договорам с учетом концепции государственного иммунитета. Соответственно, в качестве такового всегда выступает право принимающего инвестиции государства.

В российской практике распространено несколько видов инвестиционных договоров, каждый из которых является предметом специального регулирования на уровне федерального законодательства:

1) концессионный договор — предполагает предоставление инвестору на возмездной, срочной и возвратной основе права на осуществление вида деятельности, являющегося исключительным правом государства, или прав по владению и пользованию объектом государственной собственности (в том числе созданным силами инвестора). Особенности регулирования концессионных отношений устанавливаются Законом о концессионных соглашениях;

2) соглашение о разделе продукции — представляет собой договор, в соответствии с которым инвестор обязуется осуществлять поиск, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, предоставленном ему на возмездной и срочной основе. Закон о разделе продукции детально определяет содержание такого соглашения, а также особенности получения прибыли инвестором;

3) в силу соглашения об осуществлении деятельности в особой экономической зоне инвестор обязуется осуществить инвестиции в объеме и сроки, которые установлены соглашением, взамен на предоставление особого режима деятельности в особой экономической зоне. Особенности содержания и исполнения таких соглашений определены Законом об особых экономических зонах.

4. Особые средства защиты иностранных инвесторов представляют собой гарантии прав инвесторов, предусмотренные как внутренними, так и международными нормами. К таким средствам защиты в том числе относятся:

1) выбор применимого права к инвестиционным отношениям с участием государства, который позволяет преодолеть государственный иммунитет и подчиняет инвестиционный спор нейтральному правопорядку;

2) стабилизационная (или «дедушкина») оговорка, защищающая инвестора от неблагоприятного изменения закона, действовавшего в начале реализации инвестиционного проекта. В случаях, предусмотренных законом, действие новых норм не распространяется на иностранного инвестора в течение срока реализации инвестиционного проекта ( ст. 9 Закона об инвестициях);

3) страхование инвестиций, т.е. активация механизма возмещения инвестору его затрат на реализацию проекта при наступлении страхового случая. Наибольшую значимость имеет возможность страхования инвестиции от некоммерческих рисков в порядке, определенном Сеульской конвенцией ;

Конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (Сеул, 11 октября 1985 г.; вступила в силу для РФ с 29 декабря 1992 г.).

Конвенция об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств (Вашингтон, 18 марта 1965 г.).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *