Что понимается под информационными услугами
Понятие информационных услуг
Деятельность отдельных людей, групп, коллективов и организаций сейчас все в большей степени начинает зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Прежде, чем предпринять какие-то действия, необходимо провести большую работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу. Отыскание рациональных решений в любой сфере требует обработки больших объемов информации, что подчас невозможно без привлечения специальных технических средств.
Поэтому все более значимым становится информационный рынок: рынок телекоммуникаций, компьютерный рынок и рынок информационных сетей, рынок информационных технологий, рынок программных продуктов и знаний, рынок информационных услуг в финансовой сфере, «черный» рынок незаконных информационных услуг.
Информация сегодня рассматривается в качестве одного из важнейших ресурсов развития общества. Существование ряда свойств информации, аналогичных свойствам традиционных ресурсов, дало основание использовать многие экономические характеристики (цена, стоимость, издержки, прибыль и т.д.) при анализе информационного производства.
На мировом рынке средств информационных технологий сложился устойчивый круг действующих субъектов – производителей, потребителей, экспертов и институциональных органов – и возник значительный объем бизнеса. В структуре рынка образовались явно выраженные сектора или сегменты в соответствии с представлениями о рыночном механизме, сложилась устойчивая и разнообразная номенклатура продуктов и услуг.
Новые информационные технологии предполагают предоставление пользователю не только информационного продукта, но и средств доступа к нему (средств поиска, обработки, представления и т.п.). Эти средства позволяют пользователю не только визуализировать содержание компьютерных файлов, в которых воплощен информационный продукт, но и получить информацию в объеме и формате, которые релевантны именно его потребностям.
В идеальном случае средства доступа должны обеспечить поиск и представление информации, соответствующей потребностям пользователя, где бы она не находилась. Подобная возможность традиционно связывается с понятием «информационная услуга».
Информационная услуга – это услуга, ориентированная на удовлетворение информационных потребностей пользователей путем предоставления информационных продуктов.
Иными словами, информационная услуга – получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов. В узком смысле информационная услуга часто воспринимается как услуга, получаемая с помощью компьютеров, хотя на самом деле это понятие намного шире.
При предоставлении услуги заключается соглашение (договор) между двумя сторонами – предоставляющей и использующей услугу. В договоре указываются срок ее использования и соответствующее этому вознаграждение. Перечень услуг определяется объемом, качеством, предметной ориентацией по сфере использования информационных ресурсов и создаваемых на их основе информационных продуктов.
Информационные услуги возникают только при наличии баз данных в компьютерном или некомпьютерном варианте.
База данных – совокупность связанных данных, правила, организации которых основаны на общих принципах описания, хранения и манипулирования данными.
Базы данных являются источником и своего рода полуфабрикатом при подготовке информационных услуг соответствующими службами. Базы данных, хотя они так и не назывались, существовали и до компьютерного периода в библиотеках, архивах, фондах, справочных бюро и других подобных организациях. В них содержатся всевозможные сведения о событиях, явлениях, объектах, процессах, публикациях и т.п. С появлением компьютеров существенно увеличиваются объемы хранимых баз данных и, соответственно, расширяется круг информационных услуг.
Рассмотрим классификацию баз данных с позиций их использования для систематизации информационных услуг и продуктов. Базы данных принято разделять на библиографические и небиблиографические.
Библиографические базы данных содержат вторичную информацию о документах, включая рефераты и аннотации.
Небиблиографические базы данных имеют множество видов:
· справочные, содержащие информацию о различных объектах и явлениях, например адреса, телефоны магазинов, фирм и т.п.;
· полного текста, содержащие первичную информацию, например статьи, журналы, брошюры и т.п.;
· числовые, содержащие количественные характеристики и параметры объектов и явлений, например химические и физические данные, статистические и демографические данные и т.п.;
· текстово-числовые, содержащие описания объектов и их характеристики, например по промышленной продукции, фирмам, странам и т.п.;
· финансовые, содержащие финансовую информацию, предоставляемую банками, биржами, фирмами и т.п.;
· юридические, содержащие правовые документы.
Исходя из возможных видов информационных продуктов, баз данных классификацию информационных ресурсов можно представить следующим образом (Рис. 1.1).
Рис. 1.1 Основные виды информационных услуг.
Выпуск информационных изданий означает подготовку печатной продукции:
· Библиографических и других указателей;
Информационные издания подготавливаются практически всеми видами информационных служб, органов и систем. Эти издания содержат вторичную информацию, которая создается на основе работы с базами данных, предоставление работы с которыми также является услугой.
Ретроспективный поиск информации – это целенаправленный по заявке пользователя поиск информации в базе данных и пересылка результатов либо по почте в виде распечаток, либо по электронной почте в виде файла.
Предоставление первоисточника является традиционной услугой библиотечных служб. Эта услуга предусматривает не только выдачу первоисточников, но и их копий, полученных с помощью устройств различного принципа действия.
Традиционные услуги научно-технической информации осуществляются по предварительному заказу и включают в себя: подготовку обзоров в виде рукописей; подготовку переводов текстов.
Дистанционный доступ к удаленным базам данных организуется в компьютерной сети в диалоговом режиме.
Популярность услуг дистанционного доступа к базам данных нарастает быстрыми темпами и опережает все виды других услуг благодаря:
· все большему числу пользователей, овладевших информационной технологией работы в коммуникационной среде компьютерных сетей;
· высокой оперативности предоставления услуг;
· возможности отказа от собственных информационных систем.
Традиционно основными пользователями услуг дистанционного доступа к базам данных являются организации. Однако за последние годы наметилась тенденция к существенному увеличению числа индивидуальных пользователей.
В основном эти услуги предоставляются специальными организациями. Дистанционный доступ к базам данных может быть предоставлен по подписке на основе абонементной платы или по договорам.
Схема оплаты может быть разная, но в основном это почасовая оплата, зависящая от объема получаемой информации.
Услуги дистанционного доступа к базам данных можно классифицировать следующим образом:
· непосредственный доступ к базам данных может быть организован с локального места пользователя;
· косвенный доступ включает организацию обучения пользователей, выпуск бюллетеня новостей, организацию справочной службы, организацию встреч с пользователем для выяснения интересующих его вопросов, рассылку вопросников пользователям;
· услуга Downloading позволяет загрузить результаты поиска в центральной базе данных в свой персональный компьютер для дальнейшего использования в качестве персональной базы данных;
· регулярный поиск предусматривает регулярное проведение поиска в массивах одной или нескольких центральных баз данных и предоставление результатов поиска на терминал пользователю в удобное для него время.
Подготовка и оказание информационных услуг включает следующие компоненты:
· связь (телефонная, телекоммуникационная) для предоставления осуществляемых в форме передачи данных информационных услуг;
· обработка данных в вычислительных центрах;
· разработка информационных систем;
· разработка информационных технологий.
Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что информационные услуги – это особый вид товара на информационном рынке.
В свою очередь, рынок информационных продуктов и услуг (информационный рынок) – это система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе.
Информационный рынок характеризуется определенной номенклатурой продуктов и услуг, условиями и механизмами их предоставления, ценами.
В отличие от торговли обычными товарами, имеющими материально–вещественную форму, здесь в качестве предмета продажи или обмена выступают информационные системы, информационные технологии, лицензии, патенты, товарные знаки, ноу-хау, инженерно-технические услуги, различного рода информация и прочие виды информационных ресурсов.
Основным источником информации для информационного обслуживания в современном обществе являются базы данных. Они интегрируют в себе поставщиков и потребителей информационных услуг, связи и отношения между ними, порядок и условия продажи и покупки информационных услуг.
Поставщиками информационных продуктов являются:
· центры, где создаются и хранятся базы данных, а также производится постоянное накопление и редактирование в них информации;
· центры, распределяющие информацию на основе разных баз данных;
· службы телекоммуникации и передачи данных;
· специальные службы, куда стекается информация по конкретной сфере деятельности для ее анализа, обобщения, прогнозирования, например консалтинговые фирмы, банки, биржи;
Потребителями информационных продуктов и услуг являются различные юридические и физические лица.
В настоящее время в России быстрыми темпами идет формирование рынка информационных продуктов и услуг, важнейшими компонентами которого являются:
Техническая и технологическая составляющая.
Это современное информационное оборудование, мощные компьютеры, развитая компьютерная сеть и соответствующие им технологии переработки информации.
Нормативно-правовая составляющая. Это юридические документы: законы, указы, постановления, которые обеспечивают цивилизованные отношения на информационном рынке. (Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации»; Закон «Об авторском праве и смежных правах», федеральный закон «О коммерческой тайне», федеральный закон «Об электронно-цифровой подписи» и т.п.).
Информационная составляющая. Это справочно-навигационные средства и структуры, помогающие находить нужную информацию.
Организационная составляющая. Это элементы государственного регулирования взаимодействия производителей и распространителей информационных продуктов и услуг. Выделяют пять секторов рынка информационных продуктов и услуг (Рис. 1.2).
Рис. 1.2 Инфраструктура рынка информационных услуг.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 2 настоящего Федерального закона
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
ГАРАНТ:
О конституционно-правовом смысле положений пункта 5 статьи 2 настоящего Федерального закона см. постановление Конституционного Суда РФ от 26 октября 2017 г. N 25-П
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 11.1, вступающим в силу с 1 января 2011 г.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 7 июня 2013 г. N 112-ФЗ в пункт 13 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2013 г.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 14, вступающим в силу с 1 ноября 2012 г.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 15, вступающим в силу с 1 ноября 2012 г.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 16, вступающим в силу с 1 ноября 2012 г.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 17, вступающим в силу с 1 ноября 2012 г.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 18, вступающим в силу с 1 ноября 2012 г.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 7 июня 2013 г. N 112-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 19, вступающим в силу с 1 июля 2013 г.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 264-ФЗ статья 2 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 20, вступающим в силу с 1 января 2016 г.
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Оказание информационных услуг. Виды информационных услуг
Популярность информационных услуг в настоящее время растет с каждым годом. Редко какая компания не обращается к соответствующим специалистам, чтобы получить те или иные данные. Они могут касаться претендентов на работу, поставщиков, партнеров или товаров и услуг. Также эти сведения могут потребоваться в обычной жизни. В статье рассмотрим подробности о сфере информационных услуг.
Получение различных сведений требуется в разных ситуациях, например, при устройстве на работу. Соискатель ищет такое место, которое соответствует определенным параметрам (адрес офиса, заработная плата, отзывы бывших работников и так далее). Вместе со стремительным совершенствованием технологий растут и потребности в информировании граждан и организаций. Также наблюдается развитие информационных услуг.
Предоставляемые сведения можно поделить на три вида:
К первому виду относится информация биржевого и финансового плана. Это валютные курсы, ставки, производители товаров, котировки ЦБ и прочее. Также могут предоставляться коммерческие сведения и новости делового мира в области бизнеса и экономики.
Второй вид данных носит отчетливый специализированный характер, а третий вид – это новости, предоставляемые средствами массовой информации, развлекательные, познавательные программы и так далее.
Информационные услуги предоставляются в устной или письменной форме. В настоящее время это также бизнес, который приносит высокий доход. Люди всегда имеют потребность в той или иной информации. Причем нередко попросту нет времени для того, чтобы самостоятельно заниматься поиском сведений. В таких случаях оказание соответствующих услуг бывает весьма кстати.
Запрос
В особых случаях информирование осуществляется посредством:
Государство предоставляет информацию на основе Административного регламента. За это не взимается пошлина или иная плата. В соответствующую инстанцию могут обращаться для получения следующих сведений:
Информационные услуги, оказываемые частными компаниями, предоставляются на основе договора в зависимости от запросов клиента. Как правило, ими пользуются юрлица с целью проверки сведений разного рода: о партнерах по бизнесу, компаний и физлиц на предмет долгов и прочее.
Для получения сведений в компанию, специализирующуюся на осуществлении данной деятельности, направляют соответствующий запрос. В нем должны содержаться следующие данные:
Кроме того, можно указать время для поиска информации, а также форму ее передачи. На основании запроса заключается договор возмездного оказания услуг.
Договор и акт
В соответствии с заключенным соглашением, исполнитель ищет, обрабатывает и передает сведения, а заказчик платит за это деньги. Договор подписывается в двух экземплярах, для заказчика и клиента:
Договор не подтверждает совершение сделки, а лишь демонстрирует соответствующие намерения. Поэтому результат ее осуществления необходимо зафиксировать. С этой целью составляется специальный акт.
В нем должны содержаться следующие сведения:
Если не составить данный акт, то сделка может быть признана незаконной.
Составление
Договор является основным документом в системе информационных услуг. О том, как он составляется, говорится в гл. 39 Гражданского кодекса. Предполагается, что в нем должны предусматриваться условия, которые являются выгодными для обеих сторон. Клиент платит деньги, а исполнитель оказывает услугу в порядке и сроки, предусмотренные договором. Нотариальное заверение сделки не требуется. В качестве сторон могут выступать как физлица, так и юрлица.
Предметом договора являются сведения об определенных фактах, процессах, лицах и тому подобные сведения. Его результат – это информационный продукт, обработанный надлежащим образом и представленный в том виде, о котором стороны предварительно договорились. Оплата также осуществляется по договоренности. При этом стороны вправе требовать друг от друга компенсации в случае, если противная сторона не соблюдала условия и причинила ущерб умышленно. При непредставлении информации в установленный срок исполнитель обязан выплатить неустойку.
Содержание
Основное соглашение должно содержать следующую информацию:
Права и обязанности сторон
Чаще всего, юрлица и ИП обращаются к соответствующим специалистам с целью получения следующих данных:
В зависимости от видов информационных услуг определяются права и обязанности сторон. Так, исполнитель имеет право:
При этом он обязан:
Данные перечни не являются исчерпывающими.
По договору заказчик наделен следующими правами:
В обязанности клиента входит:
Ответственность
Договор на предоставление информационных услуг – это юридически значимый документ, в соответствии с которым предусматривается ответственность. Правовые последствия наступают, если одна из сторон не соблюдает прописанные условия соглашения, а именно:
Когда ответственность не наступает?
В определенных случаях юридическая ответственность не наступает. Как правило, это имеет место при наличии обстоятельств, которые не зависят от сторон. Их называют форс-мажорными. К таковым относятся:
Если произошло одно из вышеуказанных обстоятельств, то период выполнения заказа переносится на другое время. Законом предусмотрено, что максимальный срок приостановления действия договора составляет 60 дней. В дальнейшем соглашение аннулируется.
Расторжение
Как и любое соглашение, рассматриваемый договор может быть расторгнут по следующим основаниям:
Если аннулирование осуществляется по согласию сторон, то нужно подписать документ, в котором заказчик и клиент подтверждают отсутствие претензий друг к другу. В нем нужно указать следующее:
Соглашение может быть аннулировано в одностороннем порядке, если:
При этом сторона, расторгающая договор, обязана уведомить другую сторону о прекращении сделки посредством отправления заказного письма, в котором нужно указать причину. При получении согласия договор расторгается, и об этом составляется соответствующий акт. Если другая сторона не согласна с этим, то вопрос решается через суд.
Заключение
В настоящее время информационные услуги для организаций и физических лиц пользуются спросом, который с каждым годом только растет. Но для того, чтобы получить профессиональную услугу в полной мере, нужно заключить договор и предусмотреть в нем все необходимые нюансы.
В статье мы изложили основные положения для этого. Если у вас есть опыт по данному вопросу и желание поделиться с читателями, оставляйте комментарии к статье.
Информационная услуга: проблемы определения и классификации
Ситдикова Л.Б., профессор кафедры гражданского права и процесса Академии труда и социальных отношений, г. Москва, кандидат юридических наук.
Исходя из норм гл. 39 ГК РФ, следует признать, что информационная услуга выступает в качестве объекта обязательственного правоотношения, при этом законодатель в нормах статей ГК РФ не раскрывает понятия данной дефиниции.
ФЗ от 04.07.1996 N 85-ФЗ утратил силу.
Закон «О связи» в п. 3 ст. 46 также закрепляет обязанность за оператором связи в целях информирования пользователей услугами связи о действующей на его сети связи нумерации создать систему бесплатного информационно-справочного обслуживания, а также предоставлять на платной основе, исходя из экономически обоснованных затрат, сведения об абонентах его сети организациям, заинтересованным в создании своих систем информационно-справочного обслуживания.
Приведенный перечень услуг Классификатора, которые могут быть объектами различных обязательств, вытекающих из различных договоров, позволяет объединить их в единую группу под названием «услуги информационной сферы».
Таким образом, несмотря на отсутствие законодательной дефиниции содержательного понятия «информационная услуга», законодатель тем не менее довольно широко оперирует данным термином.
В науке гражданского права среди ученых также предпринимались попытки дать определение понятия «информационная услуга».
Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник: В 2 т. Т. 2 / Отв. ред. О.М. Олейник. М., 2002. С. 437.
Измайлова Е.В. Информация в коммерческих отношениях // Вестник Моск. университета. Сер. 11. Право. 2005. N 1. С. 72.
Несмотря на множественность высказанных позиций, среди ученых-цивилистов так и не сложилось единого понимания столь сложного и многогранного феномена, которым является информационная услуга.
Данная проблема не обойдена вниманием и учеными-экономистами.
Данный вывод позволяет учитывать то, что уже изначально правовому явлению «информационная услуга» присущи те же свойства, что и услугам вообще: это действия или деятельность, способные порождать тот правовой эффект, на который они направлены. При этом все те же действия сводятся к двум связанным между собой элементам: целям и средствам достижения этих целей. Таким образом, налицо особое правовое явление, состоящее:
Объединение этих элементов является квалифицирующим для выделения понятия «информационная услуга». Значимость информационных услуг, особенно в рыночной экономике, обусловливает необходимость не только их разработки, но и законодательного закрепления. Выстроенная система, объединяющая взгляды ученых, как юристов, так и экономистов, дает нам основание рассматривать информационную услугу не изолированно, а как единую правовую категорию и представляет возможным сформулировать общее понятие «информационная услуга».
Под информационной услугой следует понимать деятельность по поиску, сбору, переработке, систематизации, предоставлению и распространению определенного объема информации, в соответствии с целями и запросом, которые определяются заказчиком.
На основании вышеизложенного целесообразно предложенное определение закрепить в ст. 2 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» путем внесения п. 13:
Москаленко И.В. Сравнительные основания классификации гражданско-правовых дефиниций // Современное право. 2005. N 2. С. 66.
В настоящее время еще не сложилось общепризнанной классификации информационных услуг. Попытки разработки классификации информационных услуг учеными предпринимались неоднократно. Так, И.И. Родионов, анализируя уже сформировавшийся мировой рынок информационных услуг, предлагает следующую их классификацию :
Приведенная классификация показывает всю степень широты социально-правовой действительности сферы информационных услуг и в этом контексте представляет несомненный интерес для дальнейшей научной разработки и может служить одним из базовых оснований классификации с точки зрения гражданско-правового подхода.
Дворкина М.Я. Информационное обслуживание: социокультурный подход. М., 2003.
Большой познавательный интерес как с практической, так и с теоретической точек зрения имеет предложенная классификация В.В. Брежневой. Исследуя вопросы информационного обслуживания, автор приводит следующие многоаспектные классификационные группы информационных услуг, выделяя типы услуг по их видам :
При этом автор, обосновывая предложенную классификацию, говорит об открытом ее характере, позволяющем легко ее корректировать под влиянием развития информационных технологий и новых достижений в информационной деятельности.
Учитывая, что в рамках нашего исследования рассматриваются договоры возмездного оказания информационных услуг, интерес будет представлять классификация, которая позволит разделить все договоры возмездного оказания услуг в информационной сфере по тем существенным признакам, которые будут выражать особенности их правового режима, складывающиеся в результате гражданско-правового опосредования экономических отношений.
Поэтому было бы целесообразно разделить всю совокупность представленных информационных услуг на две большие группы по принципу направленности.