Что понимается под перемещением через таможенную границу товаров и или транспортных средств

Что понимается под перемещением через таможенную границу товаров и или транспортных средств

Статья 16.1. Незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации

влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от одной второй до трехкратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой и конфискацию товаров и (или) транспортных средств, явившихся орудиями совершения административного правонарушения, либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Примечание. В настоящей главе используются понятия «товары», «транспортные средства», «перевозчик», принятые в Таможенном кодексе Российской Федерации.

Статья 16.1 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за незаконное перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу и объединяет три самостоятельных состава правонарушений, различающихся способом противоправного перемещения.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеются в виду подпункты 7, 8, 9 пункта 1 статьи 11 ТК РФ.

— вход (въезд) физического лица, выезжающего из Российской Федерации, в зону таможенного контроля;

— въезд автотранспортного средства в пункт пропуска через Государственную границу в целях убытия его с таможенной территории Российской Федерации;

— сдача транспортным организациям товаров или организациям почтовой связи международных почтовых отправлений для отправки за пределы таможенной территории Российской Федерации;

— действия лица, непосредственно направленные на фактическое пересечение товарами или транспортными средствами таможенной границы вне установленных мест.

Следует обратить внимание на то, что новый ТК РФ расширяет объем понятия «перемещение товаров и транспортных средств» при ввозе по сравнению с ТК РФ 1993 г. и относит к нему не только фактическое пересечение таможенной границы, но и все последующие действия с товарами и транспортными средствами до их выпуска таможенными органами.

Статья 16.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу:

— с представлением таможенному органу недействительных документов;

— помимо таможенного контроля;

— с сокрытием от таможенного контроля.

Согласно подп. 10 п. 1 ст. 11 ТК РФ под незаконным перемещением товаров и транспортных средств понимается совершение действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или по вывозу с этой территории товаров и транспортных средств с нарушением установленного порядка, включая нарушение норм процедурного характера. Однако в контексте рассматриваемого правонарушения незаконным следует признавать только перемещение, сопряженное с совершением одного из указанных деяний.

Перемещение товаров и транспортных средств с представлением недействительных документов. Под недействительными документами понимаются:

а) поддельные документы, то есть полностью изготовленные фиктивные документы или подлинные документы, в которые внесены искаженные сведения (например, путем исправления или уничтожения части текста, внесения в него дополнительных данных, проставления оттиска поддельного штампа или печати и т.п.);

б) документы, полученные незаконным путем, то есть выданные с нарушением порядка их выдачи, либо полученные в результате представления в качестве основания для их выдачи заведомо ложных сведений или поддельных (подложных) документов, либо в результате злоупотребления должностным лицом служебным положением или совершения им халатных действий при выдаче этого документа;

д) иные недействительные документы, к которым могут относиться документы, не имеющие юридической силы или утратившие ее (например, документы, выданные неправомочным органом или неуполномоченным должностным лицом, доверенность, в которой не указана дата ее совершения, и т.п.).

Расширение круга действий, составляющих при ввозе перемещение через таможенную границу, не может не повлечь расширение круга деяний, образующих объективную сторону рассматриваемого правонарушения. Так, ТК РФ устанавливает требование о представлении таможенному органу документов при:

— прибытии в пункт пропуска через таможенную границу или иное установленное место (ст. 72);

— получении разрешения на применение таможенной процедуры внутреннего таможенного транзита (ст. 81);

— завершении процедуры внутреннего таможенного транзита (ст. 92);

— помещении товаров на склад временного хранения (ст. 102);

Представление недействительных документов на любом из указанных этапов перемещения является противоправным, общественно опасным, в связи с чем должно влечь наступление административной ответственности.

Вместе с тем учитывая, что при декларировании товаров необходимые документы представляются в подтверждение заявленных в декларации сведений, а также наличие в ст. 16.1 отсылки к ст. 16.2 КоАП РФ, вопрос о конкуренции ст. 16.1 и 16.2 КоАП РФ должен решаться в пользу последней как более специальной. Кроме того, иной подход означал бы применение различных «стандартов» при квалификации в случае первого декларирования товаров и декларирования товаров при их последующем помещении под таможенный режим, поскольку изменение таможенного режима не входит в понятие перемещения.

Необходимо учитывать, что недействительные документы должны быть необходимы для таможенных целей и их представление таможенному органу должно находиться в причинно-следственной связи с возможностью осуществления именно той таможенной операции, на этапе которой документы были представлены. Представление документов, необходимых на иных этапах перемещения или вообще не относящихся к товарам и транспортным средствам, пусть даже недействительных, не влечет ответственности по данной статье. При представлении документов, содержащих недостоверные сведения, необходимыми для принятия таможенным органом решения о предоставлении соответствующей таможенной процедуры должны быть не только сами документы, но и недостоверно указанные в них сведения. Так, представление при прибытии на таможенную территорию Российской Федерации или при помещении под процедуру внутреннего таможенного транзита документов, содержащих недостоверные сведения, необходимые на этапе декларирования, не влечет наступление ответственности по ст. 16.1 КоАП РФ. В связи с этим в случае ввоза товаров с указанием в товаросопроводительных документах, представляемых таможенному органу в месте прибытия, неверного кода по ТН ВЭД на уровне последних знаков, а также «заниженных» с точки зрения пограничного таможенного органа стоимостных показателей состав правонарушения, предусмотренного ст. 16.1 КоАП РФ, отсутствует, поскольку данные сведения не являются определяющими или влияющими на принятие таможенным органом решения о возможности продвижения товаров по таможенной территории Российской Федерации, а являются необходимыми при их декларировании.

При указании в товаросопроводительных документах недостоверных сведений о количестве ввозимых товаров необходимо иметь в виду, что прибытие товаров в количестве меньшем, чем указано в представляемых документах, не является нарушением таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена данной статьей, поскольку отсутствует предмет правонарушения. В случае прибытия товаров в количестве большем, чем указано в товаросопроводительных документах, предметом правонарушения является только не указанная в документах часть товара.

Наряду с представлением таможенному органу недействительных документов объективную сторону рассматриваемого правонарушения образует использование для незаконного перемещения товаров и транспортных средств также средств идентификации, перечисленных ст. 16.1 КоАП РФ, а именно:

— поддельного средства идентификации, то есть полностью изготовленного фиктивного средства идентификации;

— подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и транспортным средствам, то есть соответствующего установленным требованиям, но служащего идентификации других товаров и транспортных средств (подробнее о средствах идентификации см. рекомендации к ст. 16.11 КоАП РФ).

Перемещение товаров и транспортных средств помимо таможенного контроля. Под таможенным контролем понимается совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации (подп. 19 п. 1 ст. 11 ТК РФ). ТК РФ не раскрывает понятие «помимо таможенного контроля», однако анализ отдельных его положений позволяет сделать вывод о том, что перемещение товаров и транспортных средств без предъявления их к таможенному контролю является противоправным.

Так, в соответствии со ст. 14 ТК РФ все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, предусмотренных Кодексом. Согласно ч. 1 ст. 69 ТК РФ прибытие товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации допускается в пунктах пропуска через Государственную границу, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и во время работы таможенных органов. В иных местах товары и транспортные средства могут прибывать на таможенную территорию Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о Государственной границе. Часть 2 статьи 69 ТК РФ закрепляет обязанность перевозчика после пересечения им таможенной границы доставить ввезенные товары и транспортные средства в место прибытия и предъявить их таможенному органу для проведения таможенного оформления и таможенного контроля. Убытие товаров и транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации также допускается только в пунктах пропуска через таможенную границу и во время работы таможенных органов. Основанием для убытия служит разрешение таможенного органа, для получения которого представляются документы, подтверждающие помещение товаров под таможенный режим, предусматривающий вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации (ст. 119, 120 ТК РФ).

Учитывая изложенное, объективную сторону правонарушения, выражающегося в перемещении товаров и транспортных средств помимо таможенного контроля, составляют:

— прибытие товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации вне установленных мест или вне времени работы таможенных органов;

— убытие с таможенной территории Российской Федерации товаров и транспортных средств вне установленных мест, вне времени работы таможенных органов или без разрешения таможенного органа.

Статья 77 ТК РФ содержит исчерпывающий перечень действий, которые могут совершаться с товарами и транспортными средствами в месте прибытия: товары могут быть разгружены или перегружены, помещены на склад временного хранения, под процедуру внутреннего таможенного транзита либо заявлены к определенному таможенному режиму. Все указанные действия совершаются с разрешения таможенного органа, сопровождаются сообщением сведений о товарах и представлением необходимых документов, что подтверждает проведение таможенного контроля. В случае последующего выбытия товаров из-под таможенного контроля действия лиц должны квалифицироваться по иным статьям КоАП РФ (ч. 1 ст. 16.9, ч. 1 ст. 16.2).

Правительство Российской Федерации вправе устанавливать пункты пропуска через Государственную границу для прибытия отдельных видов товаров (п. 1 ст. 69 ТК РФ). Следует иметь в виду, что деяние, выражающееся в прибытии товаров и транспортных средств в место прибытия, отличное от специально определенного для этого вида товаров, не может рассматриваться как перемещение помимо таможенного контроля.

За перемещение товаров и транспортных средств помимо таможенного контроля подлежит ответственности лицо, фактически перемещающее их через таможенную границу.

Предметом рассматриваемого правонарушения выступают как товары, так и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу помимо таможенного контроля.

Перемещение товаров с сокрытием от таможенного контроля. В соответствии с диспозицией ст. 16.1 КоАП РФ сокрытие товаров от таможенного контроля может осуществляться одним из следующих способов:

— путем использования тайников;

— путем использования иных способов, затрудняющих обнаружение товаров;

— путем придания одним товарам вида других.

Тайниками признаются места, специально изготовленные (функциональным предназначением которых является только незаконное перемещение товаров через таможенную границу) либо специально оборудованные или приспособленные (подвергшиеся конструктивным изменениям, разборке, монтажу и т.д.) для сокрытия товаров (например, перемещение товаров в нише, не предусмотренной конструкцией транспортного средства, в чемодане с двойным дном, в полостях под подкладкой одежды). К иным способам, затрудняющим обнаружение товаров, относятся различные ухищренные способы утаивания товаров, такие, как физическое сокрытие товаров, когда должностное лицо таможенного органа не может их обнаружить путем обычного визуального осмотра без проведения личного досмотра как исключительной формы таможенного контроля или применения технических средств таможенного контроля, а также нахождение товаров в местах, не предназначенных для их транспортировки или хранения, доступ в которые затруднен (например, перемещение товаров в шинах транспортного средства). Под приданием одним товарам вида других понимается существенное изменение внешних характерных признаков товаров, которые позволяет отнести их к товарам иного вида.

При ввозе на таможенную территорию Российской Федерации сокрытие товаров от таможенного контроля происходит в месте их прибытия, однако обнаружено таможенным органом может быть на любом этапе перемещения, вплоть до декларирования. При вывозе с таможенной территории Российской Федерации сокрытие товаров от таможенного контроля может быть совершено как при декларировании товаров, так и на пути следования по таможенной территории Российской Федерации.

Субъектом правонарушения, выражающегося в перемещении товаров и транспортных средств с сокрытием от таможенного контроля, выступает лицо, фактически перемещающее товары и транспортные средства через таможенную границу.

Следует отметить, что, исходя из диспозиции статьи и характера самого способа незаконного перемещения, предметом рассматриваемого правонарушения могут быть только товары, но не транспортные средства.

При совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.1 КоАП РФ, орудием его совершения будут являться те предметы, при помощи которых непосредственно достигается цель незаконного перемещения товаров через таможенную границу (например, чемодан с двойным дном, в котором скрывались товары, транспортное средство, оборудованное тайником). При использовании для этой цели недействительных документов транспортные средства, на которых перемещаются товары, в отношении которых были предоставлены такие документы, не будут являться орудиями совершения правонарушения в связи с отсутствием причинно-следственной связи между их использованием и совершением правонарушения.

В примечании к комментируемой статье указано, что в главе 16 КоАП РФ используются понятия «товары», «транспортные средства» и «перевозчик», принятые в ТК РФ. Такая оговорка обусловлена тем, что в гражданском, транспортном законодательстве указанные понятия используются в других значениях. Согласно ст. 11 ТК РФ под товарами понимается любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства. К транспортным средствам относятся любые морское (речное) судно, судно на воздушной подушке, воздушное судно, автотранспортное средство или единица железнодорожного подвижного состава, которые используются в международных перевозках для платной перевозки лиц либо для платной или бесплатной промышленной или коммерческой перевозки товаров, а также их штатные запасные части, принадлежности и оборудование, содержащиеся в их штатных баках горюче-смазочные материалы и топливо, если они перевозятся вместе с транспортными средствами. Перевозчиком считается лицо, осуществляющее перевозку товаров через таможенную границу или перевозку товаров под таможенным контролем в пределах таможенной территории Российской Федерации либо являющееся ответственным за использование транспортного средства.

Источник

О перемещении транспортных средств для личного пользования

В соответствии с пунктами 5, 6 статьи 260 Таможенным кодексом Евразийского Экономического Союза таможенному декларированию подлежат транспортные средства для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу ЕАЭС любым способом, за исключением транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государствах-членах; временно ввезенные транспортные средства для личного пользования, находящиеся на таможенной территории Союза.

При таможенном декларировании товаров для личного пользования, за исключением товаров для личного пользования, перемещаемых в международных почтовых отправлениях, либо помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, заявляется одна из следующих целей их ввоза на таможенную территорию Союза и (или) нахождения на таможенной территории Союза либо вывоза с таможенной территории Союза:

Таможенное декларирование товаров для личного пользования, в том числе помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита в соответствии, производится с использованием пассажирской таможенной декларации (далее – ПТД).

Таможенное декларирование товаров для личного пользования осуществляется декларантом либо таможенным представителем.

Декларантом товаров для личного пользования выступают лица поименованные в п. 14 ст. 260 ТК ЕАЭС.

В соответствии со ст. 261 ТК ЕАЭС сведения о товарах, а также транспортных средствах ввозимых для личного пользования физическими лицами и заявленные в ПТД подтверждаются документами.

Особенности временного ввоза транспортных средств для личного пользования определены ст. 264 ТК ЕАЭС.

За нарушение существующего порядка ввоза на таможенную территорию ЕАЭС товаров и транспортных средств физические лица несут ответственность в соответствии с административным и уголовным законодательство Российской Федерации:

В настоящее время согласно приказу ФТС России от 17.07.2014 № 1372 «О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении подакцизных и других определенных видов товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования» 8 таможенных постов Центральной акцизной таможни (Брянский акцизный, Владимирский акцизный, Калужский акцизный, Смоленский акцизный, Донской, Пикинский, Северо-Западный акцизный, Южный акцизный) обладают компетенцией по совершению таможенных операций в отношении транспортных средств ввозимых физическими лицами для личного пользования.

Источник

Письмо ФТС России от 28.06.2013 № 18-12/27777

Направляем для использования в практической деятельности при производстве по делам об административных правонарушениях методические рекомендации по статье 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статья 16.1. Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза товаров и (или) транспортных средств международной перевозки

1. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей главой, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

2. Для целей применения настоящей главы под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.

Статья 16.1 КоАП России устанавливает административную ответственность за незаконное перемещение товаров и транспортных средств международной перевозки через таможенную границу Таможенного союза и объединяет четыре самостоятельных состава правонарушений, различающихся способами совершения.

При этом транспортные средства также являются товарами (подпункт 39 пункта 1 статьи 4 ТК ТС). Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 4 ТК ТС незаконным признается перемещение товаров через таможенную границу вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации, равно как и покушение на такое перемещение. Несмотря на некоторое сходство указанного термина с диспозицией рассматриваемой статьи, незаконным следует признавать только перемещение, сопряженное с совершением одного из указанных в статье 16.1 КоАП России деяний.

Часть 1 статья 16.1 КоАП России предусматривает административную ответственность за нарушение порядка прибытия товаров и (или) ТСМП на таможенную территорию Таможенного союза и их убытия с таможенной территории Таможенного союза.

Объективную сторону административного правонарушения (АП), предусмотренного частью 1 статьи 16.1 КоАП России, составляют:

Следует учитывать, что в соответствии с частью 1 статьи 193 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (Закон N 311-ФЗ) ввоз товаров в Российскую Федерацию непосредственно с территорий государств, не являющихся членами Таможенного союза, должен осуществляться в местах прибытия, указанных в статье 156 ТК ТС, которыми являются пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации, во время работы таможенных органов. Правительство Российской Федерации вправе определять пункты пропуска через Государственную границу Российской Федерации для прибытия в Российскую Федерацию отдельных категорий товаров, а также устанавливать в соответствии с законодательством Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации случаи и порядок, когда товары могут прибывать в Российскую Федерацию в иных местах, не являющихся местами прибытия в соответствии с ТК ТС.

Убытие товаров с таможенной территории Таможенного союза осуществляется в местах перемещения товаров через таможенную границу (места убытия) и во время работы таможенных органов в этих местах (статья 162 ТК ТС).

Для убытия товаров с таможенной территории Таможенного союза перевозчик обязан представить таможенному органу таможенную декларацию либо иной документ, допускающий их вывоз с таможенной территории Таможенного союза (пункт 1 статьи 163 ТК ТС).

Убытие товаров с таможенной территории Таможенного союза допускается с разрешения таможенного органа, которое оформляется путем проставления на таможенной декларации либо ином документе, допускающем их вывоз с таможенной территории Таможенного союза, и транспортных (перевозочных) документах соответствующих отметок таможенного органа (пункт 4 статьи 163 ТК ТС).

Предметом АП являются товары, в том числе транспортные средства, и ТСМП, перемещаемые с нарушением порядка прибытия или убытия. При этом транспортные средства и ТСМП, на которых перевозятся товары, орудиями совершения данного правонарушения не являются. Так, если товары ввозятся на таможенную территорию Таможенного союза на транспортном средстве вне места прибытия, то есть помимо таможенного контроля, то и товары, и транспортные средства, на которых такие товары перемещаются, являются предметами АП.

Ответственность за данное правонарушение несут лица, осуществляющие перевозку товаров, в том числе транспортных средств, и (или) ТСМП с нарушением порядка прибытия или убытия.

Часть 2 статьи 16.1 КоАП России предусматривает административную ответственность за сокрытие товаров от таможенного контроля при перемещении через таможенную границу Таможенного союза одним из следующих способов:

— путем использования тайников;

— путем использования иных способов, затрудняющих обнаружение товара;

— путем придания одним товарам вида других.

Тайниками признаются места, специально изготовленные (функциональным предназначением которых является только незаконное перемещение товаров через таможенную границу Таможенного союза) либо специально оборудованные или приспособленные (подвергшиеся конструктивным изменениям, разборке, монтажу и т.д.) для сокрытия товаров (например, перемещение товаров в нише, не предусмотренной конструкцией транспортного средства, в чемодане с двойным дном, в полостях под подкладкой одежды). К иным способам, затрудняющим обнаружение товаров, относятся различные изощренные способы утаивания товаров, такие как физическое сокрытие товаров, когда должностное лицо таможенного органа не может их обнаружить путем обычного визуального осмотра без проведения личного досмотра как исключительной формы таможенного контроля или применения технических средств таможенного контроля, а также нахождение товаров в местах, не предназначенных для их транспортировки или хранения, доступ в которые затруднен (например, перемещение товаров в шинах, топливных и иных емкостях транспортного средства). Под приданием одним товарам вида других понимается существенное изменение внешних характерных признаков товаров, которые позволяют отнести их к товарам иного вида. Это могут быть изменения внешнего вида самого товара или его упаковки и тары, в которой он перемещается через таможенную границу. При ввозе на таможенную территорию Таможенного союза сокрытие товаров от таможенного контроля совершается в месте прибытия товаров. Однако факт сокрытия может быть обнаружен таможенным органом на любом этапе перемещения, вплоть до таможенного декларирования. При вывозе с таможенной территории Таможенного союза сокрытие товаров от таможенного контроля может быть совершено как при декларировании товаров, так и при их убытии с таможенной территории Таможенного союза.

Субъективная сторона АП характеризуется для физического лица только умышленной формой вины. Следует отметить, что рассматриваемая диспозиция статьи и характер самого способа незаконного перемещения свидетельствуют о том, что предметом данного АП могут быть только товары.

Если транспортное средство было оборудовано специальными хранилищами для сокрытия товаров при перемещении их через таможенную границу Таможенного союза (тайниками, изготовленными в целях сокрытия товаров, а также оборудованными и приспособленными на транспортных средствах в этих же целях конструктивными емкостями и предметами, предварительно подвергшимися разборке и монтажу), то они рассматриваются в качестве орудия АП.

По части 3 статьи 16.1 КоАП России подлежит квалификации деяние, выразившееся в сообщении таможенному органу недостоверных сведений путем:

— представления недействительных документов;

— использования поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам.

Согласно примечанию 2 к статье 16.1 КоАП России под недействительными документами понимаются:

а) поддельные документы, то есть полностью изготовленные фиктивные документы или подлинные документы, в которые внесены искаженные сведения (например, путем исправления или уничтожения части текста, внесения в него дополнительных данных, проставления оттиска поддельного штампа или печати, замены целой страницы на другую с текстом отличным от исходного и т.п.);

б) документы, полученные незаконным путем, то есть выданные с нарушением порядка их выдачи, либо полученные в результате представления в качестве основания для их выдачи заведомо ложных сведений или поддельных (подложных) документов, либо в результате злоупотребления должностным лицом служебным положением или совершения им халатных действий при выдаче этого документа;

д) иные документы, не имеющие юридической силы, к которым могут относиться документы, не имевшие юридической силы или утратившие ее (например, документы, выданные неправомочным органом или неуполномоченным должностным лицом, доверенность, в которой не указана дата ее совершения, и т.п.).

Объективную сторону АП образуют действия лица, выразившиеся в сообщении таможенному органу недостоверных сведений на каждом этапе перемещения, указанном в диспозиции части 3 статьи 16.1 КоАП России: при прибытии товаров на таможенную территорию Таможенного союза или их убытии, при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения.

Таможенным законодательством Таможенного союза на различных этапах перемещения товаров через таможенную границу установлена обязанность совершать таможенные операции по сообщению сведений или заявлению (декларированию) таможенным органам сведений о товарах.

Для разграничения указанных составов АП необходимо исходить из того, что диспозицией части 3 статьи 16.1 КоАП России определены конкретные перечни этапов перемещения товаров и сведений о товарах, недостоверное сообщение о которых образует данный состав АП.

Сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, маркировке грузовых мест, наименовании товаров, весе брутто и (или) объеме товаров при помещении под таможенную процедуру таможенного транзита, несмотря на то, что оно осуществляется путем таможенного декларирования (подача транзитной декларации) и завершается выпуском товаров, подлежит квалификации по части 3 статьи 16.1 КоАП России, как более специальному составу АП по отношению к части 1 статьи 16.2 КоАП России.

Следует учитывать, что административную ответственность по части 3 статьи 16.1 КоАП России влечет сообщение недостоверных сведений путем представления только тех недействительных документов, которые необходимо представить таможенному органу в вышеуказанных случаях.

Частью 3 статьи 16.1 КоАП России установлен исчерпывающий перечет недостоверных сведений, за сообщение которых наступает административная ответственность:

— количество грузовых мест;

— маркировка грузовых мест;

— вес брутто и (или) объем товаров.

В случае представления вышеназванных сведений на этапе прибытия (убытия) товаров на таможенную территорию Таможенного союза, необходимо учитывать, что представление перевозчиком таможенному органу тех или иных документов и сведений зависит от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров (статьи 159, 163 ТК ТС).

Представление иных недостоверных сведений о товарах таможенному органу не подпадает под действие данной статьи.

Привлечение к административной ответственности перевозчика за сообщение недостоверных сведений о качественных характеристиках товара при условии достоверности заявленных сведений об общем наименовании товара, его весе брутто и (или) объеме, количестве и маркировке грузовых мест, то есть сведений, необходимых для его идентификации, не является правомерным (например, когда декларируется обувь из кожзаменителя, а не кожаная, как заявлено в транспортных (перевозочных), коммерческих документах).

При правовой оценке недостоверности сведений о весе брутто и (или) объеме товаров необходимо исходить из основных и дополнительных единиц измерения веса и (или) объема, применяемых в соответствии с Единым таможенным тарифом Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (утвержден Решением КТС от 18.11.2011 N 850) к конкретному товару, являющемуся предметом АП.

Прибытие на таможенную территорию Таможенного союза товаров в количестве меньшем, чем указано в представляемых таможенному органу документах, не является нарушением таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена данной статьей, поскольку указанная в документах часть товара фактически не перемещается на таможенную территорию Таможенного союза и не подлежит таможенному контролю.

В случае прибытия товаров в количестве большем, чем указано в транспортных и коммерческих документах, предметом АП является только часть товара, не указанная в документах. Вывоз товаров Таможенного союза в меньшем количестве, чем указано в транспортных и коммерческих документах, также не является нарушением таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.1 КоАП России, поскольку в соответствии с пунктом 3 статьи 164 ТК ТС товары Таможенного союза могут быть вывезены с таможенной территории Таможенного союза в меньшем количестве, чем количество, заявленное при их помещении под определенную таможенную процедуру, вне зависимости от причин, по которым произошло уменьшение количества товаров.

Однако сообщение таможенному органу недостоверных сведений о количестве вывозимых иностранных товаров, когда иностранные товары вывозятся в меньшем количестве, чем указано в транспортных и коммерческих документах, подлежит квалификации по части 3 статьи 16.1 КоАП России. Если же такие обстоятельства устанавливаются при перевозке иностранных товаров, перемещаемых при таможенном транзите, необходимо рассмотреть вопрос о наличии в действиях перевозчика признаков правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.9 КоАП России.

Исходя из пункта 1 статьи 164 ТК ТС товары должны быть фактически вывезены с таможенной территории Таможенного союза в том же количестве и состоянии, в котором они находились в момент их помещения под определенную таможенную процедуру либо в момент прибытия на таможенную территорию Таможенного союза, если эти товары не покидали места перемещения товаров через таможенную границу, за исключением случаев, когда допускаются изменения количества и (или) состояния товаров вследствие естественного износа или убыли либо вследствие изменения естественных свойств товаров при нормальных условиях перевозки, транспортировки и хранения, а также изменения количества товаров вследствие наличия несливаемых остатков в транспортном средстве. Вредные последствия такого деяния выражаются в том, что в отношении иностранного товара фактически не завершается таможенная процедура, в соответствии с которой иностранный товар был ввезен на таможенную территорию Таможенного союза. Также может иметь место необоснованное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов и от применения к товарам запретов и ограничений. Наряду с привлечением лица, фактически сообщившего недостоверные сведения, по части 3 статьи 16.1 КоАП России необходимо рассматривать вопрос о привлечении лица, поместившего товары под таможенную процедуру, за незавершение в установленные сроки таможенной процедуры, в отношении которой установлено требование о ее завершении, по части 3 статьи 16.19 КоАП России.

За сообщение таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) объеме товаров подлежит ответственности лицо, фактически представившее недействительные документы.

Документы и сведения в месте прибытия (убытия) могут быть представлены таможенному органу перевозчиком, таможенным представителем, а также любым иным лицом, действующим по его поручению (пункт 1 статьи 158, пункт 3 статьи 163 ТК ТС, часть 4 статьи 194, часть 2 статьи 195 Закона N 311-ФЗ).

При определении понятий «грузовое место», «упаковка» следует применять понятия, употребляемые в международных правовых актах.

Так, согласно Рекомендациям Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций (Рекомендация N 21/Rev.1 европейской экономической комиссии ООН «Коды для видов груза, упаковки и материалов упаковки» от августа 1994 г.):

При доказывании вины перевозчика в совершении правонарушения, выразившегося в сообщении таможенному органу недостоверных сведений о товаре, следует установить, в полной ли мере перевозчиком были использованы положения действующих международных договоров в области перевозок (Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ/CMR) от 1956 г., Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении 1951 г., Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 года, Конвенции ООН о морской перевозке грузов 1978 г. и др.), предоставляющие ему возможность для выполнения возложенных на него ТК ТС обязанностей.

Так, до вступления в таможенные правоотношения перевозчик, заключив договор международной перевозки, вступает с отправителем (получателем) груза в гражданско-правовые отношения. При этом, учитывая, что ему предстоит выполнить обязанности перед таможенными органами, в частности, по представлению в месте прибытия на таможенную территорию ТС документов на перевозимые товары, перевозчик должен принять все зависящие от него меры для надлежащего выполнения в последующем этих обязанностей.

Поскольку указанные меры принимаются перевозчиком, действующим в рамках гражданско-правовых отношений, как правило, на этапе приема груза к перевозке, круг его правовых возможностей ограничен правами, установленными международными договорами, регулирующими вопросы международных перевозок грузов, и законодательством Российской Федерации, а также вытекающими из конкретного договора перевозки.

При отсутствии возможности реализовать фактически свое право проверить достоверность сведений о товаре, например, при приемке груза в контейнере, опломбированном отправителем, перевозчик должен внести в товаротранспортные документы соответствующие обоснованные оговорки (пункт 2 статьи 8 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ/CMR) от 1956 г., статья 39 Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 года). Аналогичный подход к порядку действий перевозчика при приемке груза к перевозке установлен и для других видов транспорта.

Вместе с тем наличие оговорок не должно расцениваться как обстоятельство, безусловно исключающее вину перевозчика, поскольку оно не препятствует привлечению перевозчика к ответственности в случае, если будет установлено, что он, знал о недействительности документов, переданных отправителем, и мог отказаться от заключения договора перевозки, но, несмотря на это принял груз к перевозке и представил такие документы таможенному органу.

Отсутствие таких оговорок в документах в случае выявления недостоверности заявленных в них сведений может свидетельствовать о недостаточной степени заботливости и осмотрительности перевозчика с целью соблюдения требований таможенного законодательства, а следовательно, и о наличии вины в его действиях.

При определении вины перевозчика, сообщившего таможенному органу недостоверные сведения о количестве наливных, насыпных, навалочных и иных товаров, количество которых определяется весовыми параметрами, необходимо исходить из того, насколько существенна разница между количеством фактически перемещаемого товара и количеством, указанным в транспортных и коммерческих документах, а также насколько такое несоответствие могло быть очевидным для перевозчика, осуществляющего свою деятельность на профессиональной основе, исходя из осадки транспортного средства, его технических возможностей, расхода топлива и других подобных показателей.

Наряду с представлением таможенному органу недействительных документов объективную сторону рассматриваемого правонарушения образует использование для незаконного перемещения товаров и транспортных средств также средств идентификации, перечисленных в части 3 статьи 16.1 КоАП России, а именно:

— поддельного средства идентификации, то есть полностью изготовленного фиктивного средства идентификации;

— подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и транспортным средствам, то есть соответствующего установленным требованиям, но служащего для идентификации других товаров и транспортных средств.

Требование о соблюдении запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза установлено пунктом 1 статьи 152 ТК ТС.

Независимо от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка, при уведомлении таможенного органа о прибытии (убытии) товаров на таможенную территорию Таможенного союза перевозчиком представляются документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений (пункт 2 статьи 159, пункт 1 статьи 163 ТК ТС).

Помещение товаров под таможенную процедуру таможенного транзита допускается, если товары не запрещены к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза или вывозу с такой территории, либо в отношении товаров представлены документы, подтверждающие соблюдение ограничений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу (статья 215, пункты 1, 2 статьи 216 ТК ТС).

В соответствии с пунктом 1 статьи 169 ТК ТС для помещения товаров на временное хранение в таможенный орган представляются транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) таможенные документы, содержащие сведения о товарах, то есть тот же пакет документов, что и на этапах прибытия, помещения под таможенную процедуру таможенного транзита, в том числе подтверждающих соблюдение запретов и ограничений.

Необходимо разграничивать составы АП, предусмотренных частью 4 статьи 16.1, частью 3 статьи 16.2 и частью 1 статьи 16.3 КоАП России.

Правонарушение, предусмотренное частью 4 статьи 16.1 КоАП России, совершается путем действия в виде представления недействительных документов на всех этапах перемещения товаров, перечисленных в диспозиции данной статьи, если такие документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных запретов и ограничений.

Если же представление недействительных документов осуществляется на этапе таможенного декларирования товаров, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, и такие документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных запретов и ограничений, такое противоправное действие охватывается объективной стороной АП, предусмотренного частью 3 статьи 16.2 КоАП России.

Объективную сторону АП, предусмотренного частью 1 статьи 16.3 КоАП России, образует бездействие лица, выразившееся в несоблюдении установленных запретов и ограничений на ввоз (вывоз) товаров.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *