Что понимается под проектной деятельностью кратко

Что понимается под проектной деятельностью кратко

Что понимается под проектной деятельностью кратко. Смотреть фото Что понимается под проектной деятельностью кратко. Смотреть картинку Что понимается под проектной деятельностью кратко. Картинка про Что понимается под проектной деятельностью кратко. Фото Что понимается под проектной деятельностью кратко

Непременным условием проектной деятельности является

· наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности,

· этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта)

Учебный проект или исследование с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:

Обеспечение осуществления учебного проекта или исследования

Для того чтобы создать условия для самостоятельной творческой проектной и исследовательской деятельности, обучающимся необходимо проводить подготовительную работу. Должны быть предусмотрены ресурсы учебного времени, для того чтобы избежать перегрузки обучающихся и педагогов. Приступая к работе, обучающийся должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками (стартовые ЗУН) в содержательной области проекта или исследования. Ему понадобятся до определённой степени сформированные специфические умения и навыки (проектирования или исследования) для самостоятельной работы. Новое знание для обучающихся в ходе проекта или исследования учитель может дать, но в очень незначительном объёме и только в момент его востребованности обучающимися.

Каждый проект или исследование должны быть обеспечены всем необходимым: материально-техническое и учебно-методическое оснащение, кадровое обеспечение (дополнительно привлекаемые участники, специалисты), информационные (фонд и каталоги библиотеки, Интернет, CD-Rom аудио и видео материалы и т.д.) и информационно-технологические ресурсы (компьютеры и др. техника с программным обеспечением), организационное обеспечение (специальное расписание занятий, аудиторий, работы библиотеки, выхода в Интернет), отдельное от урочных занятий место (не ограничивающее свободную деятельность помещение с необходимыми ресурсами и оборудованием — медиатека). Разные проекты потребуют разное обеспечение. Проектная и исследовательская деятельность обучающихся побуждает к организации информационного пространства образовательного учреждения.

Все виды требуемого обеспечения должны быть в наличии до начала работы над проектом. В противном случае за проект не надо браться, либо его необходимо переделывать, адаптировать под имеющиеся ресурсы. Недостаточное обеспечение проектной или исследовательской работы может свести на нет все ожидаемые положительные результаты. Важно помнить, что задачи проекта или исследования должны соответствовать возрасту и лежать в зоне ближайшего развития обучающихся — интерес к работе и посильность во многом определяют успех. Кроме того, необходимо обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом или исследованием — мотивацию, которая будет давать незатухающий источник энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект или исследование, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. В ходе работы включаются заложенные в проектную и исследовательскую деятельность мотивационные механизмы.

Источник

Сущность понятия «проектная деятельность» и ее классификация

В большом толковом словаре русского языка проект дословно с латинского projectus означает выступающий вперед. В словаре приводится несколько значений этого слова:

В большой советской энциклопедии метод проектов трактуется как организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий-проектов [2].

Классификация проектной деятельности

Типология проектов очень разнообразна. На протяжении XX века зарубежные авторы разработали огромное количество классификаций. Приведем примеры основных из них:

У.Х. Килпатрик рассматривает классификацию по двум признакам:

1. по целевой установке

2. по количеству участников проекта

Э.Коллингс рассматривает классификацию проектной деятельности по видам деятельности:

— Экскурсионные проекты. Целью таких проектов является изучение детьми проблем, вязанных с окружающей средой и общественной жизнью;

— Проекты-рассказы. Также их называют повествовательные проекты. Цель данных проектов заключается в получении удовольствия детьми от рассказов разнообразных формах (письменная, музыкальная, художественная);

— Трудовые проекты направлены на самостоятельное изготовление и получение определенного продукта [7].

В школе имени Линкольна проектную деятельность рассматривают по степени взаимосвязанности учебного материала с опорой на класс:

— Проекты, направленные на сравнение и изучение географии;

— Сельскохозяйственные проекты [8].

В классификации О.Декроли (метод центров интересов) деятельность делят по темам изучения:

— Социальные проекты [9].

Ф.Л. Штоллер классифицирует проектную деятельность следующим образом:

1. По способам сбора и источникам информации

— Исследовательский (работа с библиотечными ресурсами);

— Текстовой (работа с источниками информации, но не с людьми);

— Корреспондентский (сбор информации при помощи писем, факсов, телефонных звонков);

— Обзорный (сбор и обработка данных от других лиц посредством разработанного инструментария);

— Личный (контакты с людьми).

2. По характеру решаемой проблемы:

— Моделирующий реальные условия, проблемы;

— Основанный на интересах учащихся, независимо от реальной значимости.

3. По характеру координации проекта:

4. По количеству участников проекта:

5. По продолжительности проекта:

— Средней продолжительности (несколько недель);

— Долгосрочный (длящийся в течение семестра);

6. По характеру контактов:

— Внутренний (в рамках класса);

— Внешний (за пределами класса) [10].

Е.С. Полат предлагает систему основных критериев проектной деятельности:

1. По доминирующему в проекте методу или виду деятельности:

2. По признаку предметно-содержательной области:

3. По характеру контактов:

— Внутренние или региональные;

4. По количеству участников проекта:

5. По продолжительности проекта:

— Доклад, альбом, сборник, каталог;

— Макет, схема, план-карта;

А.С. Сиденко классифицирует проекты следующим образом:

1. По характеру результата (информационный, исследовательский, обзорный, продукционный, сборник творческих работ, стенгазета и т.д.);
2. По форме (видеофильм, телепрограмма);

3.По характеру доминирующей в проекте деятельности (поисковый, исследовательский, творческий, ролевой, прикладной, ознакомительно-ориентировочный);

6. По уровню контактов (внутришкольные, межшкольные, региональные, международные);

7. По количеству участников (индивидуальные, групповые, парные);

Классификация проектов, предложенная Т.М. Мартыновой.

Первым признаком является уровень творчества, который выделяет следующие виды:

— Творческим проект является тогда, когда учащиеся самостоятельно выбирают тему, находят проблему и решают ее без чьей-либо помощи, выводя готовый продукт.

По второму признаку классификации проекты делятся на индивидуальные и групповые. При индивидуальной работе присутствуют элементы групповой работы, когда необходимо оценить первоначальные идеи друг друга или при проведении мозгового штурма. При групповой работе учащиеся обсуждают и принимают общее решение, развивают навыки сотрудничества и коллективной ответственности. Осваивают элементы организационной деятельности, которая им необходима при выборе лидера, сотрудника, исполнителя. Также при групповой работе присутствуют разделы, которые необходимо выполнять индивидуально.

Третий признак классификации рассматривается с позиции организации проведения проекта в одном классе, либо в разновозрастных группах. В таких проектах учителю необходимо дифференцировать темы по уровню сложности и уделять особое внимание индивидуальным и возрастным особенностям школьников.

По четвертому признаку классификация делится на следующие виды:

— Монопроекты проекты в рамках одного предмета. Часто работа над такими проектами предполагает последующую индивидуальную или групповую работу во внеурочное время. При работе с данными проектами необходимо четко представлять структуру по каждому уроку. В монопроектах для решения проблемы применяются знания и из других областей, но сама проблема лежит в каком-то определенном знании. Для монопроектов необходимо выбирать наиболее сложные разделы.

— Межпредметные проекты выполняются, как правило, во внеурочное время. Такие проекты затрагивают 2-3 предмета, требуют квалифицированной координации со стороны учителей, слаженной работы между участниками проекта.

— Надпредметный проект в основном носит характер исследования. Выходит, за рамки изучения и содержания школьных предметов, используется в качестве дополнения [13].

Выполнение проектных заданий помогает учащимся видеть практическую пользу предметов, повышает интерес, учит учащихся применять полученные знания на практике. Все это способствует качеству знаний, формирует творческий потенциал и развивает мотивированность учащихся.

Для того чтобы учащиеся научились самостоятельно находить решение поставленной перед ними проблемы, им необходимо овладеть определёнными навыками:

В проектной деятельности существует большое количество классификаций, все они в большей степени схожи между собой. Мы считаем, что в работе со студентами более целесообразным будет придерживаться классификации Е.С.Полат. В классификации выделяются 6 основных признаков: по доминирующему в проекте методу или виду деятельности; по признаку предметно-содержательной области; по характеру контактов; по количеству участников проекта; по продолжительности проекта; по результатам.

Список использованных источников.

Источник

Сущность и основные характеристики проектной деятельности

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Сущность и основные характеристики

проектной деятельности

Проектная деятельность играет существенную роль в учебном процессе, так как в процессе работы над проектом у учащихся происходит формирование не только специальных, но и универсальных учебных действий.

Рассмотрим понятие «проект» и «проектная деятельность».

В.С. Лазарев отмечает, что «проект – это работа, выполняемая единовременно (т.е. имеющая определенные начало и конец) в целях получения уникального результата».

По мнению В.Н. Фунтова, проект – это целенаправленная, ограниченная во времени деятельность, осуществляемая для удовлетворения конкретных потребностей при наличии внешних и внутренних ограничений и использовании ограниченных ресурсов.

М.Ю. Пахомова считает, что проект – это любая деятельность, выпол­ненная «от всего сердца», с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединен­ных в данный момент общим интересом.

Так, по мнению М.Х. Музафаровой, под проектной деятельностью понимается « учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, и заранее выработанные представления о продукте деятельности».

В.С. Лазарев считает, что проектная деятельность – это «комплекс интеллектуальных действий, в результате выполнения которых создается образ нового продукта и способа его получения».

Во ФГОС говорится, что проектная деятельность – это «форма учебной деятельности, структура которой совпадает со структурой учебного проекта».

Проанализировав различные определения, можно прийти к выводу, что под проектной деятельностью необходимо понимать процесс создания проекта, имеющий общую цель, согласованные методы, направленные на достижение результата – создание проекта. Под самим проектом понимаем целенаправленную деятельность, ограниченную во времени, которая осуществляется для получения образа результата.

Таким образом, заметим, что любой проект включает в себя не только образ желаемого результата, но и саму деятельность по его получению, а также все стадии его производства от зарождения идеи до ее воплощения в действительности.

Основными отличительными признаками проектной деятельности школьников являются: направленность на достижение конкретных, поставленных целей; ограниченная протяженность во времени с определенным началом и концом; в определенной степени неповторимость и уникальность.

Немаловажную роль в том, насколько успешно будет организована работа над проектом, играет профессионализм учителя. Учитель должен определить, какие ребята смогут работать в одной группе, а какие нет, какие разделы проекта будут интересны и посильны для одних и сложны для других, когда имеет смысл оказать помощь, а когда необходимо настоять на том, чтобы работа выполнялась самостоятельно и т.п.

Кроме того, проектная деятельность обладает рядом свойственных ей характеристик:

1. ограниченность во времени – любой проект имеет четкие временные рамки;

2. уникальный продукт – проект должен порождать уникальные результаты, достижения;

3. последовательность разработки – любой проект развивается во времени, проходя через определенные этапы.

Исследователи выделяют следующие основные требования к проектной деятельности школьников:

1. наличие проблемы значимой в исследовательском плане;

2. значимость предполагаемых результатов (теоретическая, познавательная, практическая);

3. самостоятельная деятельность участников проекта (индивидуальная, парная, групповая);

4. структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;

5. использование исследовательских методов.

Осваивая способы проектной деятельности, учащиеся смогут развивать умения, которые будут полезными в жизни. К таким умениям В.С.Лазарев относит следующие:

— умение анализировать проблемные ситуации;

— умение проектировать цель;

— умение разрабатывать гипотезу;

— умение проверять (верифицировать) гипотезы;

— умение планировать достижение целей;

— умение оценивать способы решения и делать обоснованный выбор;

— умение ставить и решать познавательные задачи;

— умение эффективно работать в группе;

Каждый проект предполагает деятельность людей, в результате которой происходят существенные изменения. Содержание проекта зависит от того, на изменения в каких областях он ориентирован. К примеру, проекты могут быть технические, социальные, экологические, исследовательские, деловые, гуманитарные и др.

Технические проекты ориентированы на изменения в социальной сфере путем создания и производства новых видов техники.

Социальные проекты нацелены на изменения в социальной сфере путем создания новых политических партий, новых общественных движений, модернизации деятельности существующих организаций и т.п.

Экологические проекты ориентированы на изменения в природной среде (сохранение каких-либо видов животных, растений, очистку территории и т.д.).

Исследовательские, познавательные проекты ориентированы на получение новых знаний (изучение генома человека, изучение доказательств теорем и т.д.).

Деловые проекты, в результате которых могут происходить изменения в социальной сфере, и в технической, и в сфере экологии, но сами по себе эти изменения не являются целями деловых проектов. Их цель – получение прибыли от вложения средств.

Гуманитарные проекты разрабатываются отдельными людьми или группой людей с целью саморазвития, устранения собственных слабостей, ограничений.

Существуют и другие подходы к классификации проектной деятельности (рис. 1).

Что понимается под проектной деятельностью кратко. Смотреть фото Что понимается под проектной деятельностью кратко. Смотреть картинку Что понимается под проектной деятельностью кратко. Картинка про Что понимается под проектной деятельностью кратко. Фото Что понимается под проектной деятельностью кратко

Рис 1. Классификация проектной деятельности

На рисунке 1 представлена обобщенная схема классификации проектной деятельности. Рассмотрим элементы данной схемы более детально.

По характеру доминирующей деятельности проектная деятельность может быть исследовательской, информационной, творческой, ролевой и практико-ориентированной (рис.1):

Исследовательский проект включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. В результате исследовательских проектов,в основном создаются научные статьи, брошюры, модели или макеты, учебные фильмы и компьютерные презентации, реже мероприятия, например, учебная экскурсия или доклад.

Информационный или ознакомительно-ориентировочный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении, с возможностью анализировать, обобщать и представлять информацию для широкой аудитории. Такие проекты требуют идеально продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы. Итоом проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в сети Internet, а также конечным продуктом информационных проектов чаще всего становятся брошюры, таблицы, схемы, графики, диаграммы, которые могут быть опубликованы в газете, стенде или размещены в Интернете.

Творческий проект предполагает абсолютно свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, творческие мероприятия видеофильмы и др.

Ролевой (игровой) проект – это проект, при котором участники приобретают для себя определенные роли, например, литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации. Игровые и ролевые проекты почти всегда связаны с проведением мероприятий, которые в этом случае являются проектным продуктом, так как слушатели привлекается к решению проблемы проекта.

Практико-ориентированный (прикладной) проект нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта. Эти проекты отличает конкретно обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни класса, школы, города и т.д. Форма конечного продукта при этом разнообразна – от учебного пособия для кабинета математики до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Уникальность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему.

Далее рассмотрим основные виды проектной деятельности по предметно-содержательной области.

Монопроект выполняется в рамках одной области знаний, при этом выбираются наиболее сложные разделы или темы. Монопроект предусматривает применение знаний и из других областей для решения той или иной проблемы. Сама проблема лежит в русле какого-либо одного знания. Подобный проект требует тщательной структуризации по урокам с четким обозначением не только целей и задач проекта, но и тех знаний, умений, которые ученики предположительно должны приобрести в результате.

Межпредметный проект выполняется на стыке различных областей знаний и, как правило, во внеурочное время. Это либо небольшие проекты, затрагивающие 2–3 предмета, либо достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную сложную проблему, значимую для всех участников проекта;

По характеру координации проекты могут быть с открытой (явной) координацией и со скрытой (неявной) координацией.

В проектах с открытой (явной) координацией (непосредственный) учитель выполняет свою собственную функцию, направляет работу учащихся, организует отдельные этапы их деятельности;

Проект со скрытой координацией (неявный) характерен для телекоммуникационных проектов, организованных на основе компьютерной телекоммуникации, учитель в данном виде проекта выступает как полноправный участник проектной деятельности, это более сложный вид проекта.

По характеру контактов проекты могут быть внутришкольными, региональными, межрегиональными и международными.

Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), являются телекоммуникационными, поскольку требуют использования информационных технологий.

По количеству участников проект может быть индивидуальный, парный или групповой.

По продолжительности проект может быть краткосрочным, среднесрочным или долгосрочным.

Кроме того, проект может быть реализован в рамках учебных программ, в рамках программы элективного курса, факультатива, кружка и т.д., т.е. в свободное время.

Проектная деятельность состоит из компонентов, связи между которыми определяют качество самого проекта. К основным компонентам проекта относят:

— план действий по достижению цели;

— механизм управления реализацией плана;

— ресурсное обеспечение проекта;

— действия, обеспечивающие реализацию проекта;

— результаты реализации проекта;

— субъект проекта (один человек или команда).

Проектная деятельность подразумевает при осу­ ществлении проекта соблюдение определенного алгоритма :

1. организационно-подготовительный этап;

Рассмотрим, что включают в себя данные этапы.

Организационно-подготовительный этап. Данный этап предполагает определение темы проекта, его цели и задач, поиск необходимой для начала проектирования информации, разработка плана реализации идеи, а также формирование микро-групп. Кроме того, данный этап включает в себя формирование мотивации учащихся, создание инициативной группы, консультирование участников проектной группы по выбору тематики и жанра проекта, помощь в подборке необходимых материалов, определение лишь общего направления и главных ориентиров поиска, а также определение критериев оценки деятельности учащихся на всех этапах.

Поисковый этап. Данный этап предполагает сбор, анализ и систематизация необходимой информации, обсуждение ее в микрогруппах, выдвижение и проверка гипотез, оформление макета или модели проекта, самоконтроль. Регулярное консультирование по содержанию проекта, помощь в систематизации и обобщении материалов, индивидуальные и групповые консультации по правилам оформления проекта, стимулирование умственной активности учащихся, отслеживание деятельности каждого участника, оценка промежуточных результатов и мониторинг совместной деятельности.

Итоговый этап. Данный этап включает оформление пакета документов по проекту и информационных стендов, схем, диаграмм, подготовка устной презентации и защиту содержания проекта. Кроме того, итоговый этап предполагает обязательную рефлексию проектной деятельности.

По мнению некоторых авторов проект – это «пять П», поскольку в проектной деятельности выделяются следующие элементы:

2. П роектирование (планирование)

3. П оиск информации

Кроме того, некоторые авторы выделяют еще и шестое «П» – портфолио проекта (папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.).

Продукт проектной деятельности должен быть представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое решение проблемы. Кроме того, проектная деятельность всегда предполагает создание (усовершенствование) какого-либо продукта проектной деятельности, т.е. разработанного участниками проектной группы реального средства разрешения поставленной проблемы.

От выбора формы продукта проектной деятельности в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта – презентабельной и убедительной, а предложенные решения – полезными для решения выбранной социально значимой проблемы.

Выделяют следующие формы проектных продуктов:

Источник

«Понятие проектной деятельности».

Что понимается под проектной деятельностью кратко. Смотреть фото Что понимается под проектной деятельностью кратко. Смотреть картинку Что понимается под проектной деятельностью кратко. Картинка про Что понимается под проектной деятельностью кратко. Фото Что понимается под проектной деятельностью кратко

Что понимается под проектной деятельностью кратко. Смотреть фото Что понимается под проектной деятельностью кратко. Смотреть картинку Что понимается под проектной деятельностью кратко. Картинка про Что понимается под проектной деятельностью кратко. Фото Что понимается под проектной деятельностью кратко

Содержимое разработки

«Понятие проектной деятельности».

педагог дополнительного образования МБОУ ДОД ЦИР ЮВЕНТА

Понятие «проектная деятельность»

и его сущностная характеристика

История возникновения метода проектов

Значение проектной деятельности

Готовность младших школьников к проектной деятельности

Проектные задачи в начальной школе

Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму.

Современный этап развития системы образования в России, конкретизированный в Концепции модернизации российского образования, характеризуется обновлением, качественным изменением структуры, содержания, методов и средств обучения, новыми подходами к его проектированию и практической реализации. Он связан с кардинальным изменением ориентиров, в том числе начальной стадии образования, состоящих в приоритете личностного развития, формировании субъектных характеристик школьников. Общеобразовательная школа должна формировать не только целостную систему знаний, умений, навыков, но и опыт саморазвития и личностной ответственности учащихся, способности к творческой созидательной деятельности, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования.

Разработка стандартов второго поколения актуализирует вопросы, связанные с содержанием образования на разных ступенях обучения. При этом подчеркивается, что содержание и формы организации учебной деятельности проектируют определенный тип сознания и мышления учащегося. Важным фактором, влияющим на изменение содержания образования в начальной школе, является то, что современные дети сильно изменились [2, с.47]. Резко возросла их информированность, однако при этом информация, которую дети получают, бессистемна, чрезмерна и иногда даже агрессивна. Меняются информационные источники.

В современной начальной школе должны быть организованы такие виды деятельности, которые позволяют развивать информационные, познавательные, коммуникативные умения в комплексе с предметными знаниями и умениями [1, с.63]. В современном обществе существует потребность в активных деятельностных людях, которые могли бы адаптироваться в меняющихся условиях труда, способных к самообразованию, саморазвитию и самовоспитанию. Для выполнения данного социального заказа педагоги обращаются к различным методам обучения, которые сочетают интересы общества и личности. В этой связи все большее внимание привлекает метод проектов, так как повсеместно внедрять проектную деятельность в программу начальной школы.

Понятие «проектная деятельность»

и его сущностная характеристика

Проектная деятельность содержит:

выбор средств ее достижения;

поиск и обработка информации, ее анализ и синтез;

оценка полученных результатов и выводов.

Предметная деятельность состоит из трех блоков:

Проектная деятельность учащихся является одним из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).

История возникновения метода проектов

Использование в обучении элементов исследовательской деятельности учащихся (а это и есть сущность метода проекта) позволяет педагогу не столько учить детей, сколько учить учиться, направлять их познавательную деятельность.

Значение проектной деятельности

Какое значение придают современные исследователи проектной деятельности младших школьников? Эта деятельность относится к области детской самодеятельности, а значит она личностно-ориентирована, приносит удовлетворение ученикам, вызывает у них стойкий познавательный интерес. Особое значение проектной деятельности младших школьников заключается в том, что в процессе интересной для них деятельности они готовятся к весьма серьезному учебному труду в основной школе: получают опыт элементарного исследования проблемы, поиска информации по теме в разных источниках (включая компьютерные программы), овладевают навыками работы со справочниками, энциклопедиями, словарями.

Метод проектов может быть индивидуальным, но чаще (особенно в начальной школе) он является деятельностью скоординированной группы, участники которой умеют распределять роли, руководить и подчиняться, объединять усилия для достижения поставленной цели, использовать вклад каждого в общее дело.

Современные исследователи (например, E.С. Полат, И.А. Сасова и др.) выделяют требования к использованию этого метода в начальной школе:

Наличие значимой в исследовательском и творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания, поиска ее решения.

Практическая и познавательная значимость для участников результатов проекта.

Возможность самостоятельной деятельности учащихся, доступность тематики, содержания и средств реализации проекта.

Возможность выдвижения разных гипотез, существования разных мнений и точек зрения.

При использовании метода проекта очень важно обратить внимание на роль учителя в организации и руководстве процессом проектной деятельности. Можно выделить следующие необходимые особенности педагогической позиции учителя:

Обеспечить формирование предпосылок готовности школьников к успешной проектной деятельности (соответствующих знаний, умений, навыков элементарной исследовательской деятельности).

Создать условия, обеспечивающие возможность доступа учащихся к различным средствам и источникам информации.

Учитель в процессе руководства работой над проектом:

является источником информации;

поддерживает и поощряет участников;

обеспечивает непрерывность работы над проектом;

подготавливает необходимое оборудование;

осуществляет консультационную помощь.

Что понимается под проектной деятельностью кратко. Смотреть фото Что понимается под проектной деятельностью кратко. Смотреть картинку Что понимается под проектной деятельностью кратко. Картинка про Что понимается под проектной деятельностью кратко. Фото Что понимается под проектной деятельностью кратко

В процессе реализации проекта у участников возникают трудности объективного характера (не хватает знаний, навыков в выборе информационных средств и т.п.). Однако именно их преодоление является одной из главных целей этого метода. При выполнении проекта ученик попадает в среду «неопределенности», что и активизирует его познавательную деятельность: в психологии известно, что интерес возникает скорее в «зоне незнания», чем знания.

По доминирующей деятельности различают следующие виды проектов [5] :

По комплексности (иначе говоря, по предметно – содержательной области) можно выделить два типа проектов [6].

Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.

Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут быть: внутриклассными, внутришкольными, региональными, межрегиональными, международными.

Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий [7].

Классификация проектов по продолжительности.

Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.

Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время

По количеству участников различают индивидуальные и групповые проекты.

В проектной деятельности младших школьников выделяются следующие этапы [8] :

1 этап. Погружение в проект. На данном этапе выбираются и формулируются проблемы, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности учащимися, выдвигаются гипотезы, требующие доказательства или опровержения. При этом необходимо учитывать интересы школьников, показать практическое применение знаний, полученных в ходе выполнения проекта.

2 этап. Организационный. На данном этапе выбираются и организуются группы участников проекта, определяются направления работы, формулируются задачи для каждой группы, указываются способы источников информации по каждому направлению. Данный этап может заканчиваться презентацией, представлением участников проекта. Каждая группа выступает перед классом с рассказом о составе группы, распределении ролей, о тех задачах, которые им предстоит решить и о возможных путях решения данных задач.

3 этап. Осуществление деятельности. Поиск необходимой информации, сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач. Примером деятельности учащихся на этом этапе может быть: изучение соответствующей литературы, проведение опроса, анкетирования по изучаемой проблеме и т.д.

4 этап. Обработка и оформление результатов проекта (презентация). На этом этапе определяются способы обработки полученных данных. Ребята представляют свои творческие проекты, демонстрируя понимание проблемы, цели и задач этой работы, умение планировать и осуществлять свою деятельность, а также найденный способ решения проблемы. Результаты представляются в виде творческой работы.

5 этап. Обсуждение полученных результатов (рефлексия). Оформленные результаты представляются остальным участникам проекта в виде доклада, дискуссии, ролевой игры, через научную конференцию и т.д. Участники обсуждают и анализируют полученную информацию, делятся мнениями, задают докладчику вопросы, проверяются выдвинутые гипотезы. Рефлексия, самооценка проделанной работы.

Готовность младших школьников к проектной деятельности.

Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений [9] :

умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий);

умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);

умение выражать свою точку зрения;

умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

Во-вторых, это сформированность обобщенности умственных действий как интегративной характеристики, включающей в себя [10] :

развитие аналитико-синтетических действий;

сформированность алгоритма сравнительного анализа;

умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;

возможность выделять общий способ действий;

перенос общего способа действий на другие учебные задачи.

В качестве третьего показателя готовности младших школьников к эффективной проектной деятельности рассмотрим опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений:

адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;

обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;

выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.

Проектные задачи в начальной школе

Выделяя основные тенденции в современном образова­нии, в том числе начальном, можно отметить: «Сегодня все большее признание получает положение о том, что в основе успешности обучения лежат общие учебные действия, име­ющие приоритетное значение над узкопредметными знани­ями и навыками. В системе образования начинают превали­ровать методы, обеспечивающие становление самостоятель­ной творческой учебной деятельности учащегося, направлен­ной на решение реальных жизненных задач. Признанными подходами здесь выступают деятельностно-ориентированное обучение; учение, направленное на решение проблем (задач); проектные формы организации обучения».

Система образования должна подготовить людей, приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. Информация станет и уже становится основой, и поэтому для человека одним из самых важных умений будет умение найти её, переработать и использовать в определенных целях.

Педагоги должны помочь маленькому человеку ориентироваться в этом сложном мире, решать поставленные жизнью задачи и выходить победителем из сложных ситуаций, легко адаптироваться в современной социокультурной среде.

Среди важнейших ценностных ориентиров начального образования отмечаются следующие:

Формирование психологических условий развития общения, кооперации, сотрудничества на основе:

доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

уважения к окружающим — умения слушать и слы­шать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;

Развитие умения учиться как первого шага к самообра­зованию и самовоспитанию:

развитие широких познавательных интересов, иници­ативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

формирование способности к организации своей учеб­ной деятельности (планированию, контролю, оценке).

Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:

формирование самоуважения и эмоционально-положи­тельного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать.

Как видно из вышесказанного, решить современ­ные педагогические задачи и получить новые качества личности младшего школьника в рамках отдельных учебных дисциплин с использованием только классно-урочной формы организации образовательного процесса, провести оценку полученных результатов, используя только тестовые проверочные работы, практически невозможно. Необходим поиск адекватных способов и форм организации образо­вательного процесса, с помощью которых можно дос­тичь новых образовательных результатов.

Одной из таких адекватных форм является проектная деятельность (основателями считаются американский психолог, педагог и философ Джон Дьюи и его ученик Уильям Килпатрик), которая способствует:

обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся;

развитию творческих способностей и активности учащихся;

адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни;

формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.

Новые образовательные результаты (прежде всего учебная и социальная самостоятельность; компетентность в решении проблем, в принятии решений; ответственность и инициативность и др.) могут быть достигнуты толь­ко через проектную деятельность школьников.

Однако проектная деятельность свое центральное (ведущее) место занимает в подростковой (основной) школе. В начальной школе могут возникнуть только ее прообразы в виде творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.

В деятельностной педагогике задачный принцип по­строения учебного содержания является ключевым. В об­разовательной практике используются разные типы задач: учебная, конкретно-практическая, исследовательская, творческая и др. Ведущей в деятельностной технологии является учебная задача, которая направлена на нахож­дение общих способов решения большого круга частных задач, требующих детального анализа и теоретического (содержательного) обобщения (В. В. Давыдов). Как прави­ло, учитель (через содержание программы) сам ведет класс к постановке и решению очередной учебной задачи. Цель педагога на уроке постановки учебной задачи — соз­дать в классе такую ситуацию, в которой дети приняли бы именно эту запланированную задачу.

Учебная задача всегда новая задача. До нее подобных задач дети не решали, и поэтому с ходу она не может быть решена учащимися. Это поисковая задача. Именно в результате поиска через определенное время дети смо­гут решить эту задачу. Как уже отмечалось, результатом решения подобного типа задач является общий способ для решения широкого класса частных конкретно-практичес­ких задач, в процессе поиска которого происходят изме­нения в самих младших школьниках.

Конкретно-практическая задача ориентирована на применение (отработку) уже освоенных способов действий (знаний, умений) в известной школьникам ситу­ации, как правило, внутри конкретного учебного предме­та. Итогом решения такого типа задач является правиль­ное использование знаний, умений и навыков учащихся (получение правильного ответа). В отдельных случаях конкретно-практическая задача может быть использована для выявления границ применения освоенного способа действия и тем самым становится условием для постанов­ки новой учебной задачи.

Творческая (олимпиадная) задача — это такая задача, которая не имеет готового формального способа решения. Ученик за счет своих способностей, в основ­ном спонтанно пытается сам найти способ решения. Как правило, этот способ решения не поддается алгоритми­зации. Поэтому такие задачи обычно решают немногие учащиеся (ученики, обладающие нестандартным мыш­лением).

Что не могут сделать в обучении перечисленные типы задач? Они не позволяют:

научить самостоятельному выбору способа решения задачи (проблемы) в ситуации, когда он не виден явно и однозначно из условия задачи; как правило, способ реше­ния либо лежит на поверхности, либо задается автором или учителем;

стимулировать получение принципиально нового «продукта», которого никто (включая учителя) не знал бы до решения этой задачи;

содержательно мотивировать поиск решения задачи в малой группе; как правило, задачи, которые мы пред­лагаем решать детям на уроке, искусственно связываются с групповыми формами обучения, формами учебного сотрудничества;

оценить возможности детей действовать в незнакомой, нестандартной ситуации, но (в отличие от творческой задачи) с использованием известных детям способов действий;

задать разные «стратегии» решения задачи с получе­нием «веера» возможных результатов.

А именно эти действия лежат в основе формирова­ния новых образовательных результатов современной школы.

Для осуществления перечисленных образовательных условий мы предлагаем ввести еще один тип задач — проектные задачи.

Под проектной задачей мы понимаем задачу, в ко­торой через систему или набор заданий целенаправлен­но стимулируется система детских действий, направлен­ных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и в ходе ре­шения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер.

Другими словами, проектная задача устроена таким об­разом, чтобы через систему или набор заданий задать возможные «стратегии» ее решения.

Через опыт решения серии подобных задач на протя­жении пяти первых лет обучения в школе младшие школьники (без специального акцента) осваивают основы проектной деятельности в учебном сотрудничестве. Система заданий, которая входит в ткань задачи, фак­тически задает «стратегию решения» этой задачи. В начальных классах целесообразно вместо упо­рядоченной системы заданий использовать их неупорядоченный набор; в этом случае дети сами строят свою «стратегию» решения задачи. В предельном случае не­которые задания вообще не выделяются явным образом изначально. Выявление их в общем контексте задачи возлагается на самих учащихся. Такая форма проектной задачи является наиболее приближенной к собственно проекту.

Итак, проектная задача — это система заданий (действий), направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального «продукта».

Фактически проектная задача задает общий способ /проектирования с целью получения нового (до этого неиз­вестного) результата.

Почему задачи такого типа получили название «про­ектные»?

Проект есть целенаправленное управляемое изменение, фиксированное во времени. Важнейшей характеристикой проектирования является различение того, что производится, и того, что в результате получается. Производи­мый «продукт», по словам К.Н. Поливановой, не является самоцелью, его нужно рассматривать в более широком контексте. Особенность проекта в том, что при его реализации не задается порядок действий, проекти­ровщики сами определяют весь набор необходимых средств, материалов и действий, с помощью которых бу­дет достигнут результат.

Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлага­ются все необходимые средства и материалы в виде набо­ра (или системы) заданий и требуемых для их выполнения данных.

имеет общий сюжет, задается реальная ситуация, в которой детям необходимо воспользоваться набором известных или неизвестных им способов действия;

состоит из нескольких взаимосвязанных сюжетом заданий, которые помогают учащимся разрешить поставленную задачу;

двигаться от задания к заданию можно как последовательно, так и выборочно (в зависимости от уровня подготовленности группы);

задания могут иметь определенные «шумы» (отвлекающие маневры), создающие разные препятствия для решения поставленной задачи;

заключительное задание задачи может быть общей «сборкой», позволяющей собрать вместе все то, что выполняла группа в отдельных заданиях (для учителя это задание «ключевое», предмет общей оценки решения задачи).

Какие педагогические эффекты имеет подобный тип задач?

Задает реальную возможность организации взаимо­действия (сотрудничества) детей между собой при решении поставленной ими самими задачи. Определяет место и время для наблюдения и экспертных оценок за деятель­ностью учащихся в группе.

Учит (без явного указания на это) способу проекти­рования через специально разработанные задания.

Дает возможность посмотреть, как осуществляет группа детей «перенос» известных им предметных спосо­бов действий модельную ситуацию, где эти способы изначально скрыты, а иногда и требуют переконструирования.

Таким образом, в ходе решения системы проектных за­дач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное — почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);

целеполагать (ставить и удерживать цели); планировать (составлять план своей деятельности);

моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя все существенное и главное);

проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или отклонять точки зрения других).

Итак, применение проектных задач благотворно сказывается на развитии учащихся младшей школы. [11 ]

Основной целью современного образования является подготовка всесторонне развитой личности, в связи с чем, одним из аспектов современного образования является вовлечение младших школьников в проектную деятельность. Проблема организации проектной деятельности в начальной школе приобрела в настоящее время особую актуальность в связи с современным характером и содержанием трудовой деятельности человека, имеющей творческий характер и проектную направленность. Введение метода проектов уже на начальном этапе школьного обучения способствует формированию основ творческой и проектной деятельности, так как учит планировать, анализировать, контролировать свою деятельность, дает необходимые знания, умения, навыки овладения способами и приемами создания оригинальных изделий, развивает творческие способности учащихся.

Проектная деятельность – деятельность, в процессе которой у учащихся происходит осознание проблемной области; построение алгоритма обдумывания; выработка идей, вариантов, альтернатив; выбор оптимального решения; разработка технологического процесса, выполнение технологических операций; самоконтроль деятельности; при необходимости – коррекция; испытание изделия; самооценка, защита проекта.

Таким образом, проектная деятельность на уроках в начальной школе решает несколько задач:

Достигаются образовательные (предметные) задачи урока – дети в активной деятельности усваивают необходимые знания.

Реализуются метапредметные задачи за счет формирования проектных умений, которые являются универсальными учебными действиями.

Объект или процесс, лежащий в основе проектирования, а также полученные знания и опыт становятся для детей ценностными, так как ученики относятся к работе не формально, а прилагают фантазию, старание,

Формирование представлений о проектной деятельности и проектных умений позволяет в будущем учащимся самостоятельно работать над проектами уже по любым дисциплинам.

Проектная деятельность, являясь интегративной деятельностью, обеспечивает погружение учащихся в разнообразную активную деятельность, решает задачи усвоения предметных знаний различных дисциплин, позволяет формировать универсальные учебные действия проектного характера.

Важно, что благодаря проектной деятельности дети становятся активными участниками образовательной деятельности на уроке. Если проектная деятельность будет успешно организована не только во внеурочное, но и в урочное время, это позволит педагогам сделать процесс обучения более интересным и эффективным.

Головизнина Н.Л. Учебно-исследовательская деятельность как перспективное средство воспитания творческой личности//Дополнительное образование.— 2002.— №8.— С. 6 [7]

Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования. – 2000. – № 2. – C. 36–43. [9]

Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения // Директор школы. – № 6. – 1995. с.23 [4]

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: От действия к мысли. Пособие для учителя. Под ред. А. Г. Асмолова. – 041C [11]

Мамонтова Г.В. Исследовательская работа учащихся по русскому языку. Журнал «Начальная школа» №12, 2008. С.24 [6]

Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. – М., 2004 С.7 [5]

Огурцова З. И. // Начальная школа плюс до и после. – 2009. – № 8. – С. 25–28. [8]

Поздеева С. И., Кузнецова Т. В., Позиция педагога в организации проектной деятельности младших школьников / Педагогика начального и общего образования // Вестник ТГПУ, Выпуск 2 (92), 2010. [1]

Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 1. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2009. [2]

Шликене Т. И. Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся / Т. И. Шликене // Начальная школа. – 2008. – № 9. – С. 34–38 [10]

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *