Что понимается под термином транспортирование отходов
Что понимается под термином транспортирование отходов
Статья 1. Основные понятия
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2014 N 458-ФЗ, от 16.12.2019 N 431-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2014 N 458-ФЗ, от 27.12.2019 N 450-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2014 N 458-ФЗ, от 27.12.2019 N 450-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2000 N 169-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 356-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ; в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 26.07.2019 N 225-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 26.07.2019 N 225-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 26.07.2019 N 225-ФЗ)
Что понимается под термином транспортирование отходов
Статья 16. Требования к транспортированию отходов
(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 356-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Транспортирование отходов осуществляется с соблюдением экологических требований, санитарно-эпидемиологических требований и иных требований, установленных законодательством Российской Федерации об автомобильном, железнодорожном, воздушном, внутреннем водном и морском транспорте.
2. Организация транспортирования отходов осуществляется при следующих условиях:
наличие документации для транспортирования и передачи отходов, оформленной в соответствии с правилами перевозки грузов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования;
соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов транспортными средствами;
Абз. 5 п. 2 ст. 16 вступает в силу с 01.03.2022.
наличие на транспортных средствах, контейнерах, цистернах, используемых при транспортировании отходов, специальных отличительных знаков, обозначающих определенный класс опасности отходов.
3. Образцы специальных отличительных знаков, обозначающих определенный класс опасности отходов, а также порядок нанесения таких знаков на транспортные средства, контейнеры, цистерны, используемые при транспортировании отходов, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта.
Статья 16. Требования к транспортированию отходов
Информация об изменениях:
Статья 16. Требования к транспортированию отходов
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 16 настоящего Федерального закона
1. Транспортирование отходов осуществляется с соблюдением экологических требований, санитарно-эпидемиологических требований и иных требований, установленных законодательством Российской Федерации об автомобильном, железнодорожном, воздушном, внутреннем водном и морском транспорте.
2. Организация транспортирования отходов осуществляется при следующих условиях:
наличие документации для транспортирования и передачи отходов, оформленной в соответствии с правилами перевозки грузов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования;
соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов транспортными средствами;
ГАРАНТ:
Абзац пятый пункта 2 вступает в силу с 1 марта 2022 г.
наличие на транспортных средствах, контейнерах, цистернах, используемых при транспортировании отходов, специальных отличительных знаков, обозначающих определенный класс опасности отходов.
3. Образцы специальных отличительных знаков, обозначающих определенный класс опасности отходов, а также порядок нанесения таких знаков на транспортные средства, контейнеры, цистерны, используемые при транспортировании отходов, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта.
Оформляем лицензию на транспортировку (транспортирование) отходов
Определение транспортирования отходов (ФЗ-89 «Об отходах производства и потребления»)
Разберемся в определениях
Во-первых, согласно ФЗ-89 «Об отходах производства и потребления» верно использовать термин «транспортирование отходов» вместо распространенного «транспортировка отходов».
Во-вторых, в законе «Об отходах производства и потребления» приводится определение данного вида обращения с отходами:
Транспортирование отходов, проще говоря, перевозка входит в общее понятие «обращения с отходами» наряду с деятельностью по сбору, накоплению, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов.
Организации, которые осуществляют перевозку отходов I – IV классов опасности вне границ земельного участка своего предприятия, должны получить лицензию на транспортирование отходов, согласно ФЗ-99 о лицензировании видов деятельности.
Требования к транспортированию отходов I-IV класса опасности отходов
Прежде чем обратиться за лицензией, соискатель должен убедиться, что соблюдены лицензионные требования:
Правила перевозки опасных грузов
Опасные грузы – это «любые вещества и материалы, которые в силу присущих им свойств и особенностей могут создавать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести непоправимый вред окружающей природе и привести к повреждению или уничтожению материальных ценностей».
Если отходы, которые транспортирует ваша фирма, являются опасными грузами, то транспортирование таких веществ регулируется другой нормативной базой.
Процесс получения лицензии на транспортирование опасных грузов автомобильным транспортом описан в РД 3112199-0199-96.
Некоторые виды опасных отходов:
Перевозка промышленных отходов на полигоны и вспомогательные производства должна осуществляться с помощью специально оборудованного транспорта. (СанПиН 2.1.7.1322-03).
При перевозке отходов I–IV классов опасности, которые не входят в перечень опасных грузов, следует руководствоваться требованиями экологического законодательства в части обращения с отходами.
Транспортные средства, которые перевозят отходы, представляющие собой опасные грузы, должны быть оборудованы информационными таблицами для обозначения класса перевозимого груза. Эти таблицы включают в себя КЭМ, № ООН и знак опасности груза.
Согласно ДОПОГ (Дорожная перевозка опасных грузов), таблицы располагаются на двух боковых сторонах и сзади транспортного средства, которое везет опасные отходы (в цистернах, контейнерах или навалом/насыпью).
Информация о № ООН содержится в ДОПОГ. Изображения знаков опасности представлены в ГОСТ 19433-88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка» и ДОПОГ.
Порядок получения лицензии
Выдавать лицензию на обращение с отходами, согласно тому же закону «Об отходах производства и потребления», имеет право только орган исполнительной власти. В настоящий момент – это Росприроднадзор.
Сам процесс лицензирования осуществляется в соответствии с отдельным законом №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», но с учетом закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Этап 1: проверка ФБУЗ
Цель: получить экспертное заключение о соответствии вида деятельности (в нашем случае это транспортирование отходов) СанПиН 2.1.7.1322-03 и СП 2.1.7.1386-03.
ФБУЗ запрашивает документы:
1. Учредительные бумаги.
2. Пояснительную записку со следующим содержанием:
3. Приложение к пояснительной записке. Если предприятие намерено получить лицензию на транспортирование отходов, то в состав приложения войдут копии следующих документов:
Сейчас обучение по обращению с отходами проводится во многих учебных центрах. Существуют узкопрофильные курсы, например, по подготовке водителей, которые профессионально занимаются перевозкой опасных отходов.
Зачастую перед транспортировкой отходов производится сбор, т.е. прием или поступление отходов от компаний и/или граждан. Возможно, вашей фирме необходимо получить лицензию на сбор, транспортирование, обработку и утилизацию отходов 1-4 классов опасности отходов. Если это так, то список документов нужно дополнить.
ФБУЗ рассматривает документы компании, затем организует выездную проверку, чтобы удостовериться в истинности информации, которая содержится в бумагах.
Если все лицензионные требования соблюдены и ситуация в компании соответствует описанной, ФБУЗ выдает экспертное заключение о соответствии деятельности экологическим стандартам.
Этап 2: обращение в Роспотребнадзор
Цель: получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии лицензируемых работ санитарно-гигиеническим нормативам.
Роспотребнадзор запрашивает документы:
Материал изучается в течение 30 дней.
Документы возвращаются на доработку, если есть нарушения по их оформлению, содержанию, комплектности.
Рассмотрение документов прекращается, если в них обнаружены ложные сведения (в особенности, это касается результатов экспертизы) или данные о заявителе отсутствуют в ЕГРЮЛ (ЕГРИП).
Если проблем не возникло, предприятию выдается санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии СанПиН 2.1.7.1322-03.
Этап 3: получение лицензии в Росприроднадзоре
Цель: получить лицензию на обращение с отходами.
Документы, которые собираются в Росприроднадзор:
(Эти же документы подавались во ФБУЗ.)
Если подаем документацию электронно, то подкрепляем усиленной электронной подписью.
После рассмотрения материала на содержание, оформление и подлинность электронной подписи (если нужно) Росприроднадзор выезжает в саму компанию, где инспекторы проверяют, действительно ли ваша компания технически готова осуществлять работы по транспортированию отходов.
Если не выявлено отклонений от лицензионных требований, то в течение двух дней после составления акта проверки фирма получает лицензию на транспортирование отходов.
Официально вы получаете лицензию на обращение с отходами I – IV классов опасности, в Приложении к которой будет пояснено, какие именно виды работы лицензировались и с какими именно отходами по ФККО.
Процесс лицензирования не отличается, если необходимо получить лицензию на сбор и транспортировку отходов.
Сроки получения
Вся процедура занимает около 5,5 месяцев, из которых:
Процесс может занять ещё около 1 месяца, если возникнет необходимость в доработке документов. Получить лицензию на сбор и транспортирование отходов можно за те же 5,5 месяцев.
Что понимается под термином транспортирование отходов
ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ
Термины и определения
Resources saving. Waste treatment. Terms and definitions
Дата введения 2002-07-01
Всероссийским научно-исследовательским Центром стандартизации, информации и сертификации сырья, материалов и веществ (ВНИЦСМВ) Госстандарта России;
Техническим комитетом по стандартизации N 349 «Вторичные материальные ресурсы»;
Межгосударственным Техническим комитетом по стандартизации N 349 «Вторичные материальные ресурсы»;
Федеральным научным центром гигиены им.Ф.Ф.Эрисмана Минздрава России;
Федеральным государственным учреждением «Центр экологического контроля и анализа» при Министерстве природных ресурсов Российской Федерации;
Российским межотраслевым научным советом по ресурсосбережению и переработке отходов;
ВНИИ охраны природы Министерства природных ресурсов Российской Федерации;
НИИ экологии человека и окружающей среды им.А.Н.Сысина Российской академии медицинских наук;
НИА-Природы Министерства природных ресурсов Российской Федерации;
Советом по изучению производительных сил Украины Национальной Академии наук Украины;
Государственным научно-производственным объединением «Экологические технологии и нормативы», Украина;
Черновицким государственным научно-техническим центром по межотраслевым и региональным проблемам экологической безопасности и ресурсосбережению (ГНТЦ «Экоресурс»), Украина
ВНЕСЕН Госстандартом России
2 ПРИНЯТ Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол N 19 от 24 мая 2001 г.)
За принятие проголосовали:
Наименование национального органа по стандартизации
Госстандарт Республики Беларусь
Госстандарт Республики Казахстан
3 Стандарт соответствует Резолюции Организации Экономического Сотрудничества и Развития о трансграничных перемещениях опасных отходов, предназначенных для операций по регенерации С (92) 39 (окончательная, принята Советом 30 марта 1992 г.), Базельской Конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (22 марта 1989 г.).
4 Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 28 декабря 2001 г. N 607-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 30772-2001 введен в действие в качестве государственного стандарта Российской Федерации с 1 июля 2002 г.
Введение
Установленные в стандарте термины расположены в систематизированном порядке, отражающем систему понятий данной области знаний.
Настоящий стандарт разработан с целью нормативно-методического обеспечения ряда законодательных решений, появившихся в 90-е годы, и реализации современных федеральных и региональных программ по утилизации отходов.
Основными принципами формирования терминологической системы настоящего стандарта с учетом требований Р 50-603-1-89 являются следующие:
— расширение перечня стандартизованных терминов с учетом всех возможных работ по обращению с отходами;
— систематизация всего множества терминов по четырем аспектным группам, включая ресурсные, производственные (технологические), экологические и социальные;
— гармонизация терминов с международной, региональной и отечественной правовой и нормативной документацией по профилю.
Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин. Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом. Недопустимые к применению термины-синонимы приведены в круглых скобках после стандартизованного термина и обозначены пометой «Ндп».
В алфавитном указателе данные термины приведены отдельно, с указанием номера статьи.
Приведенные определения можно, при необходимости, изменить, вводя в них производные признаки, раскрывая значения используемых терминов, указывая объекты, входящие в объем определяемого термина.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает термины и определения основных понятий, необходимых для регулирования, организации, проведения работ, а также нормативно-методического обеспечения при обращении с отходами: твердыми, жидкими (сбросами), газообразными (выбросами), шламами и смесями на различных этапах их технологического цикла, и распространяется на ликвидацию любых объектов, идентифицированных как отходы, которые могут рассматриваться как биосферозагрязнители.
Термины систематизированы по четырем аспектам деятельности:
Стандарт не распространяется на обращение с радиоактивными и военными отходами.
Требования следует учитывать при разработке документации по ликвидации любых отходов и объектов.
Термины, установленные в настоящем стандарте, обязательны для применения в научно-технической, учебной и справочной литературе, в стандартах и других нормативно-методических документах, устанавливающих порядок организации и выполнения работ, являющихся объектами стандартизации при обращении с отходами.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие нормативные документы:
ГОСТ 17.5.1.01-83 Охрана природы. Рекультивация земель. Термины и определения
ГОСТ 15467-79 Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения
ГОСТ 16482-70 Металлы черные вторичные. Термины и определения
ГОСТ 17606-81* Переработка и захоронение радиоактивных отходов. Термины и определения
* В Российской Федерации действует ГОСТ Р 50996-96.
ГОСТ 18978-73 Лом и отходы цветных металлов и сплавов. Термины и определения
СанПиН 2.1.7.722-98 Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов
3 Общие понятия
3.1 отходы: Остатки продуктов или дополнительный продукт, образующиеся в процессе или по завершении определенной деятельности и не используемые в непосредственной связи с этой деятельностью.
3.2 вторичные ресурсы: Материальные накопления сырья, веществ, материалов и продукции, образованные во всех видах производства и потребления, которые не могут быть использованы по прямому назначению, но потенциально пригодные для повторного использования в народном хозяйстве для получения сырья, изделий и/или энергии.
3.3 вторичные материальные ресурсы (BMP): Отходы производства и потребления, образующиеся в народном хозяйстве, для которых существует возможность повторного использования непосредственно или после дополнительной обработки.
3.4 вторичные энергетические ресурсы (ВЭР): Отходы производства и потребления, используемые повторно, с выделением тепловой и/или электрической энергии.
3.5 вторичное сырье: Вторичные материальные ресурсы, для которых имеется реальная возможность и целесообразность использования в народном хозяйстве.
3.6 вторичная продукция: Вещества, материалы, комплектующие изделия, детали, функциональные узлы, блоки, агрегаты от различных объектов, утратившие свои потребительские свойства и не пригодные для дальнейшей эксплуатации в соответствии с директивными требованиями и/или нормативной документацией, но представляющие собой товарную продукцию.
3.7 вторичный функциональный блок: Функционально завершенная и автономно дееспособная часть утилизируемого объекта, пригодная для дальнейшего использования.
3.8 вторичный комплектующий элемент: Автономный элемент, получаемый в результате демонтажа недееспособного узла, блока, прибора, агрегата, пригодный для дальнейшего использования.
3.9 изделие вторичного изготовления: Изделие, получаемое в результате демонтажа и технологических переделов функционального блока, узла, агрегата, комплектующего элемента.
3.10 специальные возвратные ресурсы: Все виды агрегатно-сырьевых материалов, получаемые в результате комплексной утилизации или демонтажа объектов военной техники, возвращаемые для использования в народном хозяйстве непосредственно или после проведения ремонтных работ.
3.11 отходы производства: Остатки сырья, материалов, веществ, изделий, предметов, образовавшиеся в процессе производства продукции, выполнения работ (услуг) и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства
3.12 отходы потребления: Остатки веществ, материалов, предметов, изделий, товаров (продукции или изделий), частично или полностью утративших свои первоначальные потребительские свойства для использования по прямому или косвенному назначению в результате физического или морального износа в процессах общественного или личного потребления (жизнедеятельности), использования или эксплуатации.
1 К отходам потребления относят полуфабрикаты, изделия (продукцию) или продукты, утратившие свои потребительские свойства, установленные в сопроводительной эксплуатационной документации.