Что понимается под учебной целью модуля на платформе

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Добрый день уважаемые коллеги!

Своё выступление я хотела бы начать с объяснения что такое модульное обучение вообще и какие преимущества оно даёт всем участникам образовательного процесса.

По сравнению с поурочным, модульное планирование имеет ряд преимуществ:

l Обеспечивает возможность для манёвра по времени, поскольку многих учебных целей невозможно достичь качественно за один урок;

l Позволяет пройти все этапы, необходимые для достижения учебной цели;

l Позволяет педагогу и учащимся лучше увидеть “большие” идеи предмета;

l Позволяет легче включаться в какую-либо деятельность, если она видится целостно, понятны её цели, основные вехи, общий объём работ, образ результата. Как раз представление учебного материала в модульном виде обеспечивает это;

l Учебный модуль можно дополнять вариативными материалами.

Давайте рассмотрим структуру учебного модуля. В ПМО модуль составляют следующие элементы:

ü Базовая идея (формулируется самостоятельно в зависти от содержания и темы модуля)

ü Шкалированные учебные цели (ожидаемый результат обучения, структурированный по уровням; помогают понять куда двигаться, помогают в реализации учебных и гибких навыков)

ü Мотивирующее задание (должно представлять базовую идею модуля или проблемный вопрос)

ü Блок заданий уровня 2.0 (базовый уровень)

ü Блок заданий 3.0 (целевой уровень)

ü Варианты заданий уровня 4.0 (углубление и связь с другими модулями и даже предметами)

ü Инструменты рефлексии и самооценки (обратная связь, рубрикаторы)

Чтобы ребенок смог выстроить личную траекторию внутри учебного модуля, — он должен осознавать учебные цели, отвечающие на три вопроса:

1. Чего требуется достичь? (целевой уровень);

2. Какие элементарные знания и умения необходимо для этого освоить? (базовый уровень);

3. Как можно применить достигнутые результаты, развивать их дальше? (сверхцелевой уровень).

Такая формулировка целей образует шкалу — структурированный по уровням ожидаемый результат.

Уровень 1.0 не наполняется конкретным содержанием и используется, прежде всего, для диагностики, достижения готовности к работе, мотивации. В частности, он ориентирован на освоение цели уровня 2.0 при наличии помощи. То есть, это либо частичное освоение содержания уровня 2.0, либо полное, но с помощью учителя, с «подсказкой».

2.0 — уровень усвоения, простейшего понимания. Это не механическая репродукция: например, выучив термин, учащийся может объяснить его значение, привести аналогичные примеры. Действия по образцу, применение формул и алгоритмов. Элементы более сложного действия.

Уровень 3.0 — целевой результат, на который направлено изучение модуля. Анализ и понимание, которое можно применить к разным примерам и обстоятельствам. Синтез нескольких простых элементов.

Уровень 4.0 — исследование, проектирование, перенос достигнутых образовательных результатов (знаний, умений, навыков и т. п.) в другую область, синтетическое (охватывающее разные темы в рамках одного предмета) или междисциплинарное умение. Применение знаний в практических ситуациях.

Значительная часть элементов ФГОС находится на уровне 2.0, некоторые — на уровне 3.0. Таким образом, четвёртый уровень выше требований ФГОС.

Учащийся не обязан достигать все цели четвёртого уровня, однако интерес и желание могут появиться в процессе. Чувство успеха, возникшее в результате достижения более сложной цели, мотивирует учащегося выбирать сложные цели и в дальнейшем, т. е. чаще находиться в зоне ближайшего развития.

Цели изложены на понятном для школьника языке, что позволяет обеспечить самостоятельное обучение. Цели являются ориентиром и для учителя, который получает возможность предлагать ребенку взаимозаменяемые задания, работающие на достижение конкретного элемента цели.

Благодаря модулю и шкалированным целям учащийся может выбрать индивидуальную траекторию обучения. Индивидуальная траектория — персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика. В персонализированной модели не предполагается заблаговременное построение и документальное описание маршрута каждого ребёнка. Это значит, что ребёнок самостоятельно выбирает задания модуля, которые ему под силу, в дополнение к обязательным, придерживается собственного комфортного темпа работы, распределяет время тоже сам, и несёт ответственность за выполнение заданий. В состоянии безопасности и благополучия ребёнок выбирает из предлагаемых вариантов деятельности те, что входят в зону его ближайшего развития.

Возможны такие варианты, когда ученик потратил больше времени на прохождение модуля. Это нормально. Скорее всего такой ученик не приступит к выполнению заданий уровня 4.0. Задача учителя заключается в том, чтобы он достиг целевого уровня 3.0, пусть и чуть медленнее. Или, наоборот, ученик успешно завершил модуль раньше дедлайна. Тогда у него встаёт выбор выполнять задание уровня 4.0 и принять участие в проекте или создать собственный, или приступить к выполнению модуля по другому предмету.

Время прохождения модуля и выполнения заданий регулирует учитель.

ПЛАТФОРМА — ПУЛЬТ УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ.

Управление выбором, фиксация и предъявление результатов, сбор отдельных элементов содержания в целостные структуры требует адекватной системы управления. Сложность решения этого вопроса «на бумаге», вероятно, тормозило развитие персонализированного образования в массовой практике.

Сейчас эти функции берёт на себя платформа. Здесь учащийся может фиксировать свои краткосрочные и долгосрочные цели, видеть прогресс по их достижении, получить необходимую информацию и обратную связь. Платформа выступает в роли органайзера, или «пульта управления».

Платформа является организатором совместной деятельности учащихся и помогает строить сильное образовательное сообщество, формируя стратегию взаимного обучения, повышая уровень мотивации к образованию. Можно сказать, платформа учит детей за счёт построения новых нейронных связей в социуме, помогая понять базовый принцип работы современного искусственного интеллекта.

Обучение с использованием цифровой платформы очное, оно осуществляется в тесном контакте учителя и учеников друг с другом. Цифровая платформа — интерактивный помощник, мобильное учебное пособие, средство для реализации авторских методических замыслов, инструмент оперативной обратной связи, визуализации и анализа большого объёма данных о персональном развитии ученика, а также личное портфолио. ПМО освобождает учителя для личного общения с детьми, а не заменяет его.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Что такое модульная форма обучения?

Одной из современных форм обучения является модульная система, которая сегодня становится все популярней в силу своей динамичности и высокой результативности. Мы расскажем обо всех ее особенностях и перечислим все преимущества и недостатки этой системы обучения.

Что понимается под учебной целью модуля на платформе. Смотреть фото Что понимается под учебной целью модуля на платформе. Смотреть картинку Что понимается под учебной целью модуля на платформе. Картинка про Что понимается под учебной целью модуля на платформе. Фото Что понимается под учебной целью модуля на платформе

В основе современных систем образования лежат принципы, кардинально отличающиеся от учебных постулатов советских времен. Они чужие для наших родителей и, наверняка, незнакомы бабушкам и дедушкам (ну разве что они работают в сфере образования). Но это отнюдь не приуменьшает их эффективности и удобства. Одной из таких современных форм обучения является модульная система, которая сегодня становится все популярней в силу своей динамичности и высокой результативности. Мы расскажем обо всех ее особенностях и перечислим все преимущества и недостатки этой системы обучения.

Понятие модуля

Что понимается под учебной целью модуля на платформе. Смотреть фото Что понимается под учебной целью модуля на платформе. Смотреть картинку Что понимается под учебной целью модуля на платформе. Картинка про Что понимается под учебной целью модуля на платформе. Фото Что понимается под учебной целью модуля на платформе

Понятие «модуль» является одним из новых терминов в современном российском образовании. Это структурированная часть образовательной программы, в рамках которой изучается несколько дисциплин, учебных курсов и разделов наук. Термин «модуль» часто употребляют в качестве синонима рабочей программы дисциплины, цикла дисциплин учебного плана, программы учебного курса.

Сущность модульной формы обучения, прежде всего, заключается в том, что ученик сам изучает дисциплину, а педагог управляет его учебно-познавательной деятельностью: организовывает учебный процесс, а также мотивирует, координирует и контролирует работу ученика.

На сегодняшний день в системе российского образования модуль выполняет функции:

Структура модульной образовательной программы, программы модуля

Образовательный процесс с модульной организацией реализуется на базе утвержденных Министерством образования и наук России учебных планов. Структура образовательной программы может включать в себя несколько модулей, при этом объем их исполнения выражается в кредитах (за академический год может быть освоено не более 60 кредитов).

Каждый модуль имеет в своем составе учебные элементы, конфигурация которых зависит от дидактических целей. Учебный элемент модуля состоит из: цели, списка материалов, пособий, проверки усвоенных знаний. Как правило, каждый модуль содержит 5-8 учебных элементов: введение, учебные цели, базовые проблемы элемента (кейсы), текстовая информация, упражнения, заключения, библиографический список, глоссарий (словарь терминов).

Структура модульной учебной программыСтруктура учебной программы модуля
Цели освоения учебной программыЦели освоения модуля
Ожидаемый результат освоения учебной программыОжидаемый результат освоения модуля
Элемент 1 учебной программыУчебная программа курса 1
Элемент 2 учебной программыУчебная программа курса 2
Элемент 3 учебной программыУчебная программа курса 3
Элемент 4 учебной программыУчебная программа курса 4
Аттестация по итогам освоения учебной программыАттестация по модулю (экзамен, письменная работа, защита письменной работы)

Целью модульной программы является организация и реализация учебного процесса, ориентированного на индивидуализм, повышение эффективности и качества подготовки учащихся, а также формирование универсально-профессиональных компетенций. Учащийся должен самостоятельно ее усвоить и достичь поставленных целей в процессе работы над модулем. Учебные модули должны быть структурированы таким образом, чтобы достичь поставленных педагогических целей и ясно, в полном объеме, преподнести информацию учащемуся. Оценка успеваемости происходит через рейтинговую систему оценки знаний.

Модульная система обучения

Модульная система обучения реализуется в формате ECTS – Европейской кредитно-трансферной системы (Болонской системе), которая базируется на объеме учебной нагрузки, выполненных кредитов.

Что понимается под учебной целью модуля на платформе. Смотреть фото Что понимается под учебной целью модуля на платформе. Смотреть картинку Что понимается под учебной целью модуля на платформе. Картинка про Что понимается под учебной целью модуля на платформе. Фото Что понимается под учебной целью модуля на платформе

Модульное обучение отличается от классической формы преподавания:

Модульная система обучения это современная педагогическая технология, которая базируется на блочном (модульном) построении материала, который усваивается последовательно и оценивается путем накопления рейтинговых баллов за занятия и самостоятельную работу. Она реализуется в контексте принципов познавательной деятельности, индивидуальной структуризации программы и психологического комфорта. Преподаватель в учебном плане самостоятельно распределяет количество баллов на каждый модуль, за разные виды учебной деятельности, формы контроля знаний.

Формы модульного контроля

В отличие от привычной нам (советской) системы обучения модульная система имеет несколько форм контроля:

Результаты учебы трактуются в контексте количества набранных баллов согласно шкале ЕСТS.

Шкала ECTSНациональная шкалаСумма баллов по дисциплине
Aотлично90-100
B,Cхорошо75-89
D,Eудовлетворительно60-74
FXнеудовлетворительно (но с возможностью пересдачи)35-59
Fнеудовлетворительно (с обязательным повтором курса)1-34

Преимущества и недостатки модульной формы обучения

Что понимается под учебной целью модуля на платформе. Смотреть фото Что понимается под учебной целью модуля на платформе. Смотреть картинку Что понимается под учебной целью модуля на платформе. Картинка про Что понимается под учебной целью модуля на платформе. Фото Что понимается под учебной целью модуля на платформе

Преимущества модульного обучения:

Отметим, что несмотря на некоторые недостатки, модульная система обучения является инновационной педагогической технологией, которая повышает эффективность учебного процесса, делает его более индивидуализированным и динамичным.

Источник

Вперед и вверх!

Во многих случаях на практике оценка выступает средством контроля, а иногда и наказания. При этом надо понимать, что обратная связь – один из краеугольных камней, базовых элементов (наряду с культурой учения, системой ориентиров и индивидуальными траекториями) персонализированной модели образования. Очевидно, что оценивание должно выступать прежде всего инструментом развития.

Инструменты оценивания

Если сравнить процесс обучения с процессом приготовления блюда, то итоговая оценка будет выражена словом «вкусно», после того как приготовленное попробуют. А формирующая – это комментарии опытного повара, который стоит рядом, пока блюдо готовится, и говорит, где добавить специй, а где уменьшить огонь. С психологической и педагогической точек зрения более грамотно накапливать достижения, чтобы на подходе к контрольной у ученика уже была сформирована траектория его успехов. Как интегрировать такое оценивание в массовую практику? Прежде всего заложить соответствующие инструменты в учебное содержание (контент).

Шкалированные учебные цели

Под учебной целью понимается явно сформулированное действие, которое учащийся сможет продемонстрировать по освоении предлагаемого содержания. Структурированные по трем уровням, такие цели составляют шкалу освоения модуля. В персонализированной модели образования в шкале выделяются три уровня образовательных результатов (табл. 1).

УровеньХарактеристика
4.0Исследование, проектирование, перенос достигнутых результатов в другую область, синтетическое или междисциплинарное умение, применение умений и знаний в ранее незнакомых ситуациях
3.0Целевой результат, на который направлено содержание модуля; анализ и понимание, которое можно применить к множеству примеров и обстоятельств, синтез из нескольких элементов
2.0Уровень усвоения и простейшего понимания, действия по образцу, применение формул и алгоритмов, элементы более сложного действия

Учебные цели формулируются на языке учащегося, делаются прозрачными даже до начала освоения содержания, чтобы и учащийся, и учитель могли использовать их как инструмент промежуточного и итогового контроля. Шкала показывает, на каком уровне достигнута цель. В отличие от отметки уровень содержит четко сформулированные критерии, тем самым предоставляет развивающую и содержательную обратную связь.

Система проверочных задач

Система оценивания в целом и отдельные проверочные задания в частности ориентированы прежде всего на обратную связь для ученика относительно его актуального уровня и перспектив развития. Проверочные задания – часть системы заданий учебного модуля (на схеме выделены красным). Достижение уровней 2.0 и 3.0 всегда диагностируется одним или несколькими проверочными заданиями. Уровень 4.0 в силу творческого характера предлагается оценивать по критериям-рубрикаторам, о чем будет сказано далее.

На платформе «СберКласс» представлены проверочные задания с 4 видами проверки:
– автоматическая проверка;
– самопроверка учеником по представленным на платформе ключам;
– взаимопроверка школьниками по представленным на платформе ключам, например, в парах;
– индивидуальная проверка отдельных заданий учителем по критериям/ключам.

Стоит подчеркнуть, что проверяется достижение цели, а не владение контекстом или знание частных деталей. Например, если в элементе цели фигурирует навык (например, «определять черты строения животного, которые являются адаптацией к его среде обитания»), то частное содержание (конкретное животное) не является важным. Если в цели фигурирует знание факта, примера, владение терминами, проверочное задание должно охватывать их достаточное количество. Отметим также, что проверочное задание может вовлекать учащихся в самостоятельный поиск определений в источниках информации, установление характеристики какого-либо явления, а не только просить воспроизвести усвоенное.

Критерии оценивания и рубрикаторы

Одна из долгосрочных целей персонализированного образования заключается в том, чтобы постепенно научить детей самооцениванию – когда ученик не ждет вердикта от учителя, а берет на себя больше ответственности за успехи и неудачи. Он понимает, где он был хорош, а где – не очень. Первым шагом для внедрения этого принципа становится изменение самих критериев оценки, каждое задание должно сопровождаться четким описанием того, как оно оценивается. На платформе «СберКласс» для сложных заданий уровня 3.0 и выше применяется критериальное оценивание, основным инструментом которого являются схемы оценивания/рубрикаторы (табл. 2).
Что понимается под учебной целью модуля на платформе. Смотреть фото Что понимается под учебной целью модуля на платформе. Смотреть картинку Что понимается под учебной целью модуля на платформе. Картинка про Что понимается под учебной целью модуля на платформе. Фото Что понимается под учебной целью модуля на платформе
Критериальное оценивание – это оценивание по критериям, когда оценка складывается из составляющих, которые отражают достижения учащихся по разным направлениям развития их учебно-познавательной деятельности. Например, при написании сочинения отдельно оцениваются знание и понимание произведения, владение письменным русским языком, разнообразие лексики, структура текста и т. д. Таким образом, итоговая отметка оказывается гораздо информативнее традиционной единой отметки за задание и дает ученику понимание первоочередных зон развития.

Способы перевода достижений в отметку

Несмотря на демократичный характер персонализированной модели, в ней есть место и для оценок. Поскольку каждая школа вправе устанавливать свои формы, периодичность и порядок проведения текущего оценивания и промежуточной аттестации, у педагогов появляется возможность для маневра. В персонализированной модели возможны 5 вариантов оценивания. Их условно можно обозначить как традиционный, традиционный+, модульный, модульный+ и динамический (табл. 3).
Что понимается под учебной целью модуля на платформе. Смотреть фото Что понимается под учебной целью модуля на платформе. Смотреть картинку Что понимается под учебной целью модуля на платформе. Картинка про Что понимается под учебной целью модуля на платформе. Фото Что понимается под учебной целью модуля на платформе
По механизму вычисления отметки все варианты группируются по трем направлениям.

Первое направление – вычисление среднего арифметического.

В этой логике работают традиционный и модульный варианты. При традиционном варианте задания в модуле обязательны и оцениваются с помощью подсчета среднего арифметического.

Укрупненной версией традиционного варианта оценивания является модульный, когда оценка за модуль ставится по результатам достижения уровней. За финиш на уровне 2.0 школьник получает отметку «удовлетворительно», на уровне 3.0 – отметку «хорошо» или «отлично» (по успешности выполнения основного задания, оценка по рубрикатору), на уровне 4.0 – дополнительную отметку «отлично». Далее считается среднее арифметическое из отметок пройденных модулей.

Второе направление – учет среднего взвешенного.

В традиционном+ и модульном+ вариантах оценивания к каждой отметке добавляется «вес».

В традиционном+ «вес» зависит от типа задания: чем выше уровень задания, тем весомее его оценка. Например, решение теста на уровне 2.0 «весит» 1, основное задание на уровне 3.0 – 2, а итоговый тест на уровне 3.0 «весит» 3. В этом случае средневзвешенная отметка считается так: сумму произведений отметок на их «вес» поделить на сумму «весов» отметок. Безусловно, учителю не потребуется вести такой подсчет вручную. С этой задачей вполне справится базовая настройка в электронном журнале.

В модульном+ «вес» отметки меняется от модуля к модулю за обозначенный учебный период (модуль 1 – «вес» 0,5, модуль 2 – «вес» 1 и т. д.). Это вариант оценки прогресса. Для этого отлично подходит сравнение со спортивными тренировками: то, с какими результатами мы начинаем тренировочный сезон, менее весомо по сравнению с тем, как мы его закончим.

Третье направление – динамическое оценивание, поэтапное накопление.

Самым персонализированным вариантом из представленных является динамический. Он предполагает непривычно мало отметок за учебный период – всего одну. То есть за четверть ученик может пройти 5 модулей по предмету, достигнуть разных уровней, из которых в результате и будет выведена отметка. Работая с динамической накопительной оценкой, ребенок учится ошибаться и достигать желаемого результата, брать ответственность за свой образовательный маршрут, выбирать и развиваться.

Итоговая оценка рассчитывается в процентах: сумма достигнутых уровней по пройденным модулям делится на количество пройденных модулей (знаменатель предполагает, что все пройденные модули закрыты на уровне 3.0) и умножается на 100. Полученный результат пересчитывается в пятибалльную отметку по следующему алгоритму:
• 100% и выше – «отлично»;
• 75-89% – «хорошо»;
• 60-74% – «удовлетворительно»;
• ниже 60% – «не аттестован».

Для осуществления такого варианта оценивания пригодится электронная таблица, где процесс подсчета становится автоматическим.

Что понимается под учебной целью модуля на платформе. Смотреть фото Что понимается под учебной целью модуля на платформе. Смотреть картинку Что понимается под учебной целью модуля на платформе. Картинка про Что понимается под учебной целью модуля на платформе. Фото Что понимается под учебной целью модуля на платформе

«В традиционной системе работу детей оценивают, сравнивая их ответы с неким образцом. Соответствуешь ему – получи «пять», чуть отклонился – «четыре», и так далее. А нам нужна накопительная система, которая учитывала бы любую деятельность ученика, направленную на достижение цели».

Виктор БОЛОТОВ, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования, профессор, академик РАО

Новость

В 2019-2020 учебном году 15 школ из пяти регионов России вошли в проект «Персонализированная модель образования на платформе «СберКласс». Руководители пилотных школ осознали необходимость общения и обсуждения траекторий своего движения в рамках проекта. В результате была создана площадка для откровенного разговора – «Директорский клуб».

Мы приглашаем глав образовательных организаций, присоединившихся к проекту в 2020-2021 учебном году, на встречи с директорами пилотных школ. Ваши коллеги поделятся своим опытом, ответят на вопросы, предложат пути решения возникающих проблем.
Встречи проходят один раз в месяц в онлайн-режиме. Первая состоялась 6 октября 2020 года.

Вторая встреча запланирована на 10 ноября. Приглашаем руководителей школ, участвующих в проекте, принять участие, пришлем вам приглашение. Планируется обсудить следующие вопросы:
– разъяснительная работа с родительским сообществом;
– подготовка учителей, участвующих в проекте.

Источник

Модульная организация учебного процесса

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Глебова Т.С., Авдонина Л.П

Модульная организация учебного процесса

Как известно, модульным обучением называют способ организации учебного процесса на основе блочно-модульного представления учебной информации. Вопросы модульного обучения освещались в трудах многих исследователей А.Ф.Ануфриев, С.В.Кульневич, Г.К.Селевко, И.М.Осмоловская, Н.Ф.Талызина, И.Б.Сенновский, П.И.Третьяков, М.А.Чошанов и др.)

Исследователи проблемы отмечают, что сочетание модулей в процессе обучения обеспечивает нужный уровень гибкости при подборе и расположении учебного материала, необходимого для обучения определенной категории обучающихся и реализации специальных дидактических и профессиональных целей.

Модуль определяют как целостный набор компетенций, описанных в форме требований, которым должен соответствовать обучающийся по завершении модуля. Требования представляют составную часть более общей функции. Каждый модуль оценивается.

Модули формируют как структурную единицу учебного плана по специальности. Это организационно-методическая междисциплинарная структура, представляет собой набор разделов из разных дисциплин, объединяемых по тематическому признаку. Основными примерами УМК, построенными по такому принципу, являются современные учебники английского языка, такие, как Opportunities.

Содержание модульного обучения представлено обычно в виде информационных блоков, усвоение которых осуществляется в соответствии с целью. Дидактическая цель модуля содержит в себе не только указание на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения. Кроме того, каждый обучаемый получает от педагога советы в письменной форме, как рациональнее действовать, где найти нужный учебный материал и т.д.[2]

Естественно, что при модульном обучении меняется форма общения учителя и ученика (с авторитарного на личностно-ориентированное). Оно осуществляется через модули и личное индивидуальное общение.

Преимущества модульного обучения для обучаемого: 1) максимум времени для самостоятельной работы, самопланирования, самоорганизации, самоконтроля и самооценки; 2) возможность осознания себя в деятельности, в определении уровня усвоения знаний, видении пробелов в своих знаниях и умениях; 3) индивидуализация работы с обучаемыми при наличии модулей с печатной основой.

Обычно модуль представляет содержание учебного курса в трёх уровнях: полном, сокращённом и углубленном. Учебный материал подаётся одновременно в поликодовом формате: символ (нарисовать), слово (рассказать, написать), схема (графическое изображение, диаграмма) [3].

Обучающий модуль состоит из следующих компонентов: точно сформулированной учебной цели (целевой программы); банка информации (собственно учебный материал в виде обучающей программы); методического руководства по достижению целей (как?); практических занятий по формированию необходимых умений; контрольной работы, строго соответствующей целям, поставленным в данном модуле.

Переход к модульным технологиям предполагает, что весь материал изучаемой дисциплины тщательно структурируется. Каждый модуль обязательно содержит все составляющие, необходимые для осуществления учебного процесса. Оценка полученных студентами знаний и умений осуществляется при помощи рейтингов.

Важно, что модульная система построения учебного процесса позволяет разработать учебные программы с учетом уровня подготовки обучаемого и конечной цели, которая прописана в модулях при изучении дисциплины, а это предполагает, что теоретический и практический материал тщательно согласуется и очень обоснованно выстраивается система контроля знаний, умений, навыков в рамках материала отдельного модуля.

Правильно организованная и методически поддержанная самостоятельная работа студентов обеспечивает качественное усвоение и эффективный перенос внимания и умственных усилий обучаемых с усвоения заданного объема знаний на получение практических навыков и профессиональных компетенций. Важность правильной организации контроля и самостоятельной работы заключается в творческом характере взаимодействия преподавателя и того, кого он обучает. На этих двух этапах происходит особенное для каждого обучаемого сочетание компьютерных и методических технологий. Именно на этих этапах рождается профессионализм будущего специалиста и на уровне практика, и на уровне исследователя [4].

Оценка освоения обучаемым модуля осуществляется на базе болонской шкалы. Особое внимание обращается на периоды пересдач, которые строго ограничены во времени. Контроль знаний, умений, навыков при модульной системе обеспечивается многоуровневым тестированием.

Междисциплинарные тестовые задания обеспечивают качественные межпредметные связи и повышают результативность образовательного процесса. В традиционной методике система тестовых заданий проверяет знания, предлагаемые в процессе обучения. Однако всегда по многим причинам объем проверяемых знаний обычно оказывается меньше объема знаний, предлагаемых на занятиях. Этот недостаток в модульном обучении восполняет обучающее тестирование. Обучающие тесты показывают обучаемому, как можно использовать его знания, умения, навыки, полученные в процессе изучения дисциплины.

Для эффективного тестирования знания можно разделить на три вида: предлагаемые, приобретаемые и проверяемые. Предлагаемые знания даются обучаемым в форме учебных пособий, материалов, текстов, лекций, рассказов и т.п., отражающих основную часть образовательной программы. Эти знания формулируются в системе заданий, по которым сами студенты могут проверить степень своей подготовленности. Приобретаемые знания – только часть предлагаемых знаний, большая или меньшая, и она зависит от учебной активности обучаемых. С внедрением в учебный процесс компьютерных обучающих программ, направленных деловых игр, специальных мультимедийных курсов появились условия для повышения объема приобретаемых знаний над объемом предлагаемых знаний.

Модульное обучение требует более тщательной подготовки методического сопровождения самостоятельной работы. Требуются электронные учебники, пособия, методические указания, мультимедийные обучающие программы и среды, тренажеры, содержание которых расширяет, дополняет материалы, освоенные на аудиторных занятиях, и направлено на самостоятельное выполнение студентом домашних заданий различной степени сложности.

Проверяемые знания контролируются обязательно. Они обязательно должны быть актуальными, готовыми к практическому применению для решения актуальных заданий. Специалисты советуют использовать некоторые элементы проверяемых знаний в текущем контроле. Другие элементы проверяемых знаний, охватывающие знания нескольких тем, используются в семестровом контроле. В итоговом контроле используются задания, правильные ответы на которые требуют знания многих, а и иногда и всех тем, изученных в течение учебного года.

Организовать такое многоуровневое тестирование достаточно трудно, но необходимо, и этому способствует модульная система организации изучения материала. На каждом этапе обучения целесообразно использовать специальные программные продукты, позволяющие создавать тесты разных видов, использовать их в нужной комбинации и последовательности, что дает возможность значительно расширить диапазон проверяемых знаний. Проведенные исследования подтвердили мысль о том, что использование в рамках дисциплин специальности новейших образовательных технологий для расширения предлагаемых знаний повышает эффективность образовательного процесса, и это подтверждается анализом результатов тестирования.

Следует отметить, что уровень знаний в значительной степени зависит от личных усилий и способностей студентов, в то время как структура знаний заметно зависит от правильной организации учебного процесса, от индивидуализации обучения, от мастерства преподавателя, от объективности контроля. Возможность активно участвовать в образовательном процессе не только в роли обучаемого, но и в роли партнера обеспечивает обучаемому возможность быстрее найти в будущем свое профессиональное место.

Каждое учебное заведение сейчас стремится к формированию правильных индивидуальных структур знаний, носящих комплексный характер, в которых не было бы разрывов в знаниях, и на этой основе повышать качество подготовки будущих специалистов. Модульные технологии способствуют небольшой формализации процесса обучения в рамках конкретной дисциплины, однако именно они в значительной степени делают процесс обучения «живым», творческим. В итоге модульного обучения каждый обучаемый имеет все возможности для самоактуализации.

Объем учебной нагрузки определяется системой зачетных единиц (кредитов) и временных затрат, необходимых для освоения учебного курса. Зачетная единица (кредит) – это унифицированная единица измерения трудоемкости учебной нагрузки обучающегося, которая включает все виды его учебной деятельности, предусмотренные в учебном плане (аудиторную и самостоятельную работу, стажировки, практики и др.). Количество зачетных единиц (кредитов) по каждой основной профессиональной образовательной программе устанавливается соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом.

После завершении изучения обучающимся учебного курса проводится аттестация, по результатам которой оценивается уровень и качество освоения соответствующего учебного курса в принятой в этой организации системе оценивания, а также засчитывается его трудоемкость в зачетных единицах (кредитах). Зачетные единицы (кредиты) начисляются только при получении удовлетворительных результатов аттестации по данному учебному курсу, при этом количество набранных баллов, определяющих качество их освоения, не влияет на количество зачетных единиц (кредитов).

При модульной организации обучение формирует у обучаемого навыки самообразования, т.к. процесс строится на основе осознанного выбора цели с иерархией ближних (знания, умения и навыки), средних (общеучебные умения и навыки) и перспективных (развитие способностей личности) результатов. Поэтому эффективность обучения будет много выше, если обучаемый овладевает знаниями сам, а педагог управляет этим процессом – мотивирует, организовывает, консультирует, контролирует.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *