Что после медкомиссии в военкомате
Призыв военкома
В нашем случае главный вопрос, который решал суд одного из районов Московской области, звучит на обывательском языке примерно так: призывник должен бегать за военным комиссариатом или комиссариат за призывником?
На такой вопрос Верховный суд РФ ответил однозначно: у призывника нет обязанности по собственному почину, без повестки являться в комиссариат. Тем более если официально призыв еще не объявлен или же закончился, как это произошло в нашем случае.
Верховный суд РФ на конкретном примере детально объяснил, в каких случаях призывник вправе получить на руки военный билет вместо справки, что он уклонился от исполнения своего долга.
Все началось с того, что в суд пришел молодой человек с иском. Ответчиком в нем значилась призывная комиссия военного комиссариата. Молодой человек просил суд признать незаконным решение этой самой призывной комиссии о зачислении его в запас как не прошедшего военную службу по призыву.
Подобному иску предшествовала такая история. Молодой человек состоял на воинском учете в военном комиссариате по месту жительства. Но он сначала был студентом, потом пошел учиться дальше. Было это в подмосковном Щелкове. В мае призывная комиссия его муниципального района предоставила будущему истцу очередную отсрочку от призыва на время обучения в аспирантуре до 1 октября того же года. Эта дата прошла, никакой повестки аспирант не получал и продолжал жить дальше на гражданке.
Областной суд его отменил и принял новое. Апелляция молодому человеку в иске отказала. По мнению областного суда, гражданин вполне мог послужить, так что призывная комиссия поступила с уклонистом правильно. Тот факт, что после окончания отсрочки и до 27 лет его не призвали, по мнению апелляции, роли не играет. Кстати, апелляция еще и признала ошибкой отсрочку аспиранту до 1 октября. В передаче кассационной жалобы Мособлсуд отказал.
Верховный суд, пересматривая жалобу, напомнил: у призывника нет обязанности самостоятельно, без повестки являться в военный комиссариат. Члены призывной комиссии должны были всесторонне изучить имеющиеся у них документы и коллегиально вынести свое заключение насчет гражданина, но не сделали этого.
В материалах дела, по мнению Верховного суда, нет доказательств направления аспиранту повестки. Поэтому суд Щелково рассудил спор правильно и принял законное решение. А вот вывод апелляции о незаконности предоставления ему отсрочки вообще нельзя признать правильным. Ведь таких требований никто не заявлял. Так что Верховный суд отменил решение апелляции и оставил в силе решение суда первой инстанции
Главная мысль, которую после проверки спора высказал Верховный суд, звучит так: инициатива должна исходить от военного комиссариата. Гражданин, который не получал повестки и именно поэтому не приходил в комиссариат, не несет ответственности в связи с неявкой.
Поэтому Верховным судом решение облсуда отменено и оставлено в силе решение суда первой инстанции.
Признание «уклонистом»: правовые особенности выдачи справки взамен военного билета
Не так давно граждане, не прошедшие военную службу по призыву, которым исполнилось 27 лет (возраст, по достижении которого в РФ не призывают в армию), как и те, кто прошел службу по призыву, могли похвастаться красным военным билетом – документом воинского учета гражданина, пребывающего в запасе. Для его получения достаточно было явиться в военкомат на следующий день после достижения непризывного возраста, пройти медкомиссию и сдать несколько фото для документов.
Военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы в запас, считали такой порядок несправедливым: выходило, что одни отдают конституционный долг Родине, рискуя жизнью, участвуют в боевых действиях, а другие – напротив, скрываются и со временем также зачисляются в запас и получают военный билет.
В 2012 г. в Госдуму был внесен проект поправок в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа службы по призыву, которым было предложено ввести в ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон о воинской обязанности) норму, предусматривающую вынесение в отношении граждан, не прошедших военную службу и не пользовавшихся отсрочками или не получавших освобождение от призыва, заключения о признании не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (п. 1.1). Чтобы заключение стало для граждан, пренебрегших возложенной на них законом и Конституцией РФ воинской обязанностью, своего рода санкцией, корреспондирующие поправки были внесены в ст. 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и ст. 13 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Так, с 1 января 2014 г. граждане, признанные на основании заключения призывной комиссии не прошедшими службу по призыву, не имея на то законных оснований, не могли быть приняты на гражданскую или муниципальную службу, а уже принятые – находиться на ней. Стоит отметить, что в первоначальной редакции Закона о воинской обязанности запрет являлся бессрочным, но с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 30 октября 2014 г. № 26-П (далее – Постановление КС № 26) период действия санкции ограничен 10 годами.
Для «уклонистов» утвердили также специальный документ воинского учета – справку взамен военного билета по форме № 1/У.
Стоит отметить, что поправки в Закон о воинской обязанности вызвали бурную реакцию со стороны призывников и их родителей: многие сочли, что отсутствие военного билета при наличии справки существенно ограничивает трудовые права и может сказаться на карьере самым непосредственным образом. Возник резонный вопрос: как быть с теми, кого не призывали на службу по не зависящим от них причинам (к примеру, на территории Чеченкой Республики призыв на срочную военную службу длительное время не проводился).
Необходимо отметить, что тревоги призывников были отчасти обоснованы: с началом действия поправок в Закон о воинской обязанности призывные комиссии начали практику «тотального признания уклонистами» всех, кто на момент достижения 27 лет не имел действующей отсрочки от призыва или не получил решения об освобождении от военной службы. Под «каток» попали не только граждане, активно скрывавшиеся от военкомата после окончания действия отсрочки, но и многие другие: аспиранты, пожарные, сотрудники полиции – многие из них, проходя службу в органах системы МВД, сами по долгу службы участвовали в розыске «уклонистов» для последующего обеспечения их явки в военкомат. Поправки коснулись даже тех молодых людей, кто учился за пределами России и не обязан был состоять на воинском учете на основании Закона, в связи с чем не мог быть призван на военную службу.
В Постановлении № 26 КС дал оценку соответствия Закона от 2 июля 2013 г. № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву» Конституции РФ. В целом признав поправки конституционными, Суд указал, что данный закон применяется только в отношении граждан, не прошедших военную службу по призыву без законных оснований начиная с 1 января 2014 г. Заключение должно выноситься в отношении конкретного гражданина на основе исследования всех обстоятельств, обусловивших неисполнение им конституционной обязанности по защите Отечества, и может быть оспорено в суде. При этом КС добавил, что бессрочное ограничение трудовых прав граждан не соответствует требованиям Конституции и должно быть пересмотрено законодателем.
Кроме того, Суд отметил, что, вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных оснований службу по призыву, призывная комиссия не обязана оценивать фактические обстоятельства, из-за которых данный гражданин не прошел службу, а также устанавливать факты наличия (отсутствия) объективных условий или уважительных причин для неисполнения призывником указанной конституционной обязанности, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействие), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва. Таким образом, сам факт непрохождения службы при отсутствии оснований, предусмотренных ст. 24, п. 1, 2 и 4 ст. 23 Закона о воинской обязанности, а также в случае, если решение нижестоящей призывной комиссии не было отменено решением призывной комиссии субъекта Федерации, является достаточным основанием для вынесения соответствующего заключения.
Таким образом, Суд фактически сделал вывод, что все имеющиеся сведения должны изучаться призывной комиссией беспристрастно и всесторонне, с учетом всех обстоятельств дела.
Судебная практика насчитывает достаточное количество дел, в том числе рассмотренных Коллегией по административным делам Верховного Суда РФ, анализ которых позволяет сделать вывод о том, что же в первую очередь имеет значение для оценки обоснованности принятого в отношении гражданина заключения. Стоит отметить, что призывные комиссии зачастую не только не занимаются объективным и всесторонним изучением всех обстоятельств каждого конкретного дела, но и не утруждают себя вызовом гражданина для участия в таком заседании, хотя соответствующее право для граждан закреплено Федеральным законом от 26 июля 2017 г. № 192-ФЗ. Военные комиссары, на которых в силу прямого указания п. 18 Положения о призыве на военную службу возложен контроль за наличием оснований для отсрочки или освобождения от призыва, пытаются переложить такой контроль на призывников, что приводит к последующему принятию призывными комиссиями необоснованных заключений.
В качестве одного из значимых критериев оценки обоснованности заключения о признании «уклонистом» судебная Коллегия по административным делам ВС назвала направление и вручение гражданам повесток. Например, отменяя решения нижестоящих судов по делу № 18-КГ18-159 (Определение от 19 октября 2018 г.) и принимая новое решение об удовлетворении заявленных требований, Верховный Суд указал, что мероприятия по организации призыва на военную службу с момента окончания действия предоставленной отсрочки в связи с обучением в аспирантуре – с 14 октября 2014 г. до 13 июля 2015 г. (достижение административным истцом 27 лет) не осуществлялись, соответствующие установленным требованиям повестки о необходимости явки в военкомат не направлялись, доказательств обратного ответчиком не представлено.
Правовая позиция ВС относительно повесток, по которым граждане обязаны являться в военкомат, немного позднее нашла отражение в п. 54 Обзора судебной практики ВС РФ № 3 от 14 ноября 2018 г., в котором Суд прямо указал, что гражданин, подлежавший призыву, не может быть признан лицом, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, если ему не направлялись повестки о явке на мероприятия, связанные с призывом.
Конечно, вопрос о направлении или вручении повесток достаточно «скользкий», ведь военкоматы практически никогда не используют для вручения повесток заказные письма, а в личном деле гражданина, обжалующего вынесенное заключение, можно найти лишь корешки повесток с пометкой «отправлено почтой». Такие доказательства, как правило, судами в качестве доказательств надлежащего оповещения не принимаются, ведь обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами в силу ч. 1 ст. 61 КАС РФ (см. например, апелляционные определения Мосгорсуда от 28 июля 2020 г. по делу № 33а-2956/2020; от 4 августа 2020 г. по делу № 33а-2997/2020; Мособлсуда от 15 июля 2020 г. по делу № 33а-16775/2020).
Зачастую, если вручить повестку лично призывнику не удалось, военкомат составляет акт о невозможности вручения повестки. Однако такой документ тоже далеко не всегда отвечает требованиям закона и не во всех случаях будет являться доказательством надлежащего оповещения. В частности, отсутствие подписи лица, принимавшего меры к вручению повесток, а также печати управы района влечет невозможность принятия такого доказательства в качестве подтверждения надлежащего извещения (см. например, определения Второго кассационного суда общей юрисдикции от 19 февраля 2020 г. по делу № 8а-6885/2019; от 16 сентября 2020 г. по делу № 8а-19977/2020).
Важные выводы, касающиеся возможности признания не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований гражданина, оспорившего решение призывной комиссии в суде и не прошедшего службу по этой причине, содержатся в апелляционном определении суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 января 2016 г. по делу № 33а-23/2016. Так, суд постановил: реализация права на оспаривание решения призывной комиссии и достижение возраста, исключающего последующий призыв, а также бездействие вышестоящей призывной комиссии по отмене нереализованного решения о призыве свидетельствуют о наличии законных оснований, исключающих призыв на военную службу в 2014 г.
Не менее значимый вывод, касающийся возможности признания не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований гражданина, постоянно проживавшего за пределами России, сделал суд Чукотского автономного округа в апелляционном определении от 20 февраля 2020 г. по делу № 33а-22/2020. Отменяя решение первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований, апелляция сочла, что нижестоящая инстанция пришла к неправильному выводу о том, что на военную службу могут быть призваны граждане, не обязанные состоять на воинском учете, и указала, что на лиц, не подлежавших призыву, не распространяются требования п. 1.1 ст. 28 Закона о воинской обязанности, согласно которым при зачислении в запас граждан, не прошедших военную службу по призыву до достижения 27 лет (за исключением граждан, не служивших по основаниям, предусмотренным п. 1, 2 и 4 ст. 23, ст. 24 Закона), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Таким образом, основания и доказательства обоснованности заключения призывных комиссий подлежат судебной оценке, которая, как показывает практика, в подавляющем большинстве случаев позволяет восстановить гражданские права и добиться отмены заключения, не соответствующего закону. Но желающим обжаловать заключение призывной комиссии нужно обратить внимание на сроки: согласно требованиям ч. 1 ст. 219 КАС РФ решение коллегиального органа может быть обжаловано в суд только в течение трех месяцев с момента, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.
Признание временно не годным к военной службе по состоянию здоровья
Признание временно не годным к военной службе по состоянию здоровья
Одна из категорий годности к военной службе (“Г”) – признает призывника временно не годным.
Заключение о временной негодности (на срок до 6 месяцев) и о необходимости медицинского обследования (лечения) выносит призывная комиссия. В заключении должен быть указан срок явки призывника на повторное освидетельствование, на котором выносится окончательное решение о его категории годности к военной службе.
Если обследование (лечение) призывника можно провести до окончания работы призывной комиссии, заключение о временной негодности не выносится.
Призывник, уклоняющийся (отказывающийся) от обследования (лечения), должен быть повторно освидетельствован через 6 месяцев. Если при этом у него не будет выявлено признаков ухудшения здоровья либо будут отсутствовать явные признаки увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, препятствующие призыву на военную службу, комиссия признает его годным к военной службе с незначительными ограничениями (категория годности “Б”).
Во время прохождения медицинского освидетельствования призывники имеют право на получение полной информации о медицинских показаниях на отсрочку или освобождение от призыва.
Если призывник (военнослужащий, контрактник) не согласен с заключением военно-врачебной комиссии, он имеет право на независимую медицинскую экспертизу (в учреждении, выбранном им самим) и (или) обжалование заключения комиссии в суде.
Экспертиза считается независимой, если эксперты либо члены комиссии не находятся в служебной (иной) зависимости ни от военкомата, ни от призывной комиссии, ни от других органов, учреждений, должностных лиц и граждан, заинтересованных в результатах независимой экспертизы. Независимая экспертиза производится в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей в том числе выполнение работ (услуг) по военно-врачебной экспертизе. Такая экспертиза производится за счет средств гражданина. Если заключение независимой военно-врачебной экспертизы не совпадает по своим выводам с заключением военно-врачебной комиссии, военно-врачебная комиссия назначает проведение новой военно-врачебной экспертизы.
Если на момент получения военным комиссаром заключения независимой военно-врачебной экспертизы работа призывной комиссии завершена, то заключение независимой экспертизы рассматривается в рамках работы последующей призывной комиссии.
Если гражданин, проходящий военную службу по призыву, признается независимой экспертизой ограниченно годным или не годным к военной службе, то военный комиссар направляет в течение 3 рабочих дней указанное заключение по месту прохождения военнослужащим военной службы для освидетельствования его военно-врачебной комиссией.
В конфликтных случаях окончательное решение по заключению медицинской экспертизы выносит суд.
Отсрочка специалистам, поступившим после окончания вуза на работу в одну из в государственных организаций, перечень которых определяется Правительством РФ предоставляется на время этой работы.
Закон дает право Президенту РФ своими указами предоставлять некоторым категориям граждан отсрочку от призыва и освобождение от военных сборов. Так, например, предоставлена отсрочка для граждан (не более 200 человек), поступивших непосредственно по окончании образовательных учреждений на работу по рабочим специальностям на основные производства Российского авиационно-космического агентства и Российского агентства по судостроению.
С 1 января 2008 года круг лиц, имеющих отсрочку от призыва, изменился. Граждане, которые до 1 января 2008 года пользовались отсрочками от призыва, продолжают пользоваться ими до истечения срока их действия или до исчезновения их оснований.
Отказ от медицинского обследования в военкомате
Можно ли отказаться от прохождения медицинского обследования?
Обязательно ли проходить медицинское обследование?
Если призывник отказался от комиссии, что ему грозит?
Как уже говорилось, отказаться от медицинского освидетельствования нельзя. Отказ или неявка квалифицируется как уклонение от воинского призыва и грозит призывнику как административной, так и уголовной ответственностью.
К сожалению, это не совсем так. Повторная неявка на медицинское освидетельствование грозит реальным уголовным сроком.
Помимо этого уклонистам может грозить:
Как происходит медицинское обследование в военкомате?
Перед тем, как проводить медицинское освидетельствование, всех призывников регистрируют и ставят на учет. После этого, они сдают общий анализ крови, общий анализ мочи, кровь на ВИЧ и СПИД. Из обязательных исследований можно выделить кардиограмму сердца и флюорографическое обследование легких в двух проекциях. На этом стандартный список медицинских анализов заканчивается.
Однако, если у вас есть серьезные проблемы со здоровьем такое обследование не сможет его диагностировать. В таком случае военкомат отправляет призывника на дополнительное медицинское обследование.
Всегда нужно помнить, что если вы отказываетесь от медицинского обследования в военкомате, военный комиссариат имеет право составить протокол об административном правонарушении и выписать вам штраф. Если нарушение повторяется, это может грозить призывнику обращением военкомата в Прокуратуру. Как следствие, за это может грозить уголовный срок до 8 лет за уклонение от воинской службы.
Поэтому, если у вас имеются проблемы со здоровьем, не подписывайте отказ от обследования. Если же отказ уже подписан, вы имеете право изменить свое решение и написать заявление на прохождение обследования.
Алгоритм прохождения освидетельствования на военно-врачебной комиссии (для кандидатов)
1. Согласно приложению № 1 и №2 собрать справки, выписки, результаты исследований. Все результаты анализов, обследований должны быть заверены печатью лечебного учреждения, а выписки и справки печатью врача, выдавшего документ и печатью медицинской организации.
2. Получить направление на военно-врачебную комиссию в кадровом подразделении.
3. Предварительно записаться на регистрацию по телефону 8(332)32-18-70. Звонить с 13-00 до 16-00. При явке без предварительной записи,Вас примут в порядке «живой очереди», что удлинит время ожидания регистрации.
4. Зарегистрироваться на военно-врачебной комиссии:
С документами, согласно приложению № 1, № 2, обратиться в ФКУЗ «МСЧ МВД России по Кировской области» по адресу гор. Киров, ул. Московская, 85, 4 этаж, кабинет № 47.
Обращаем Ваше внимание: только при предоставлении всех документов, указанных в Приложении № 1 и №2, военно-врачебная комиссия сможет провести освидетельствование. В регистратуре ВВК (каб № 47) Вам оформят карту медицинского освидетельствования. К ней приобщат представленные Вами справки, анализы, результаты обследований. После регистрации изымать из карты медицинского освидетельствования данные документы и рентгеновские снимки нельзя. Если Вы нуждаетесь в копиях этих документов, просим сделать их заранее.
5. Получить у регистратора карту медицинского освидетельствования и список врачей комиссии с указанием номера кабинета и времени приема.
6. Явиться на осмотр ко всем врачам, указанным в списке, без исключения. Очередность посещения врачей произвольная в соответствии с графиком их приема. Врачи ВВК могут Вам дополнительно назначить лабораторные, инструментальные и иные виды исследований. Обследования необходимо пройти в медицинских организациях по месту жительства или иных лечебных учреждениях, результаты предоставить на ВВК.
7.Уходя с комиссии, даже если прошли не всех врачей, сдайте карту медицинского освидетельствования со всеми анализами, справками в кабинет № 47. При повторной явке Вы сможете получить свои документы для дальнейшего прохождения комиссии в кабинете № 47 без очереди. Выносить медицинскую документацию за пределы ВВК, оставлять на руках запрещается!
8. Врач-психиатр ВВК выдаст Вам направление на психофизиологическое обследование. Данное обследование обязательно для всех кандидатов без исключения. Обследование проводится в центре психофизиологической диагностики (ЦПД).Без проведения обследования на ЦПД военно-врачебная комиссия не сможет вынести заключение!
10. При регистрации на военно-врачебной комиссии Вам будет выдан пропуск на ВВК. Пожалуйста, не теряйте его. При повторной явке на комиссию,вход в МСЧ будет разрешен при предъявлении постовому данного пропуска вместе с паспортом.
11. Действуйте согласно данному алогоритму и выполняйте все назначения врачей. Старайтесь пройти всех врачей комиссии в один день, даже если предыдущий врач назначил Вам дополнительное обследование.При получении направления на дополнительное обследование пройдите его, по возможности, в кратчайшие сроки. Если в течение двух месяцев со дня регистрации Вы не завершите освидетельствование у всех врачей комиссии, не пройдете психофизилогическое обследование (ЦПД) и не предоставите результаты обследований, освидетельствование будет прекращено.
Обращаем внимание, что в медсанчасти существует пропускной режим. Родители кандидатов в возрасте старше 18 лет в медсанчасть не пропускаются. Родители или иные законные представители кандидатов младше 18 лет могут быть допущены на территорию медсанчасти совместно с кандидатом по документу, удостоверяющему личность (паспорт).
Если у Вас возникли вопросы при регистрации или прохождении освидетельствования, обращайтесь к начальнику ВВК в кабинет № 65 или по телефону (8332)35-82-48.