Что потерял обломов в жизни
Сочинение: В чем состояла трагедия Обломова? (по роману И.А. Гончарова «Обломов»)
(507 слов) Известный роман «Обломов» был написан Иваном Гончаровым в 1858 году, а уже через год роман был опубликован в «Отечественных записках». С первой частью романа читатель познакомился ещё в 1849 году в «Литературном сборнике». В своем произведении писатель показал жизнь России того времени, поднял важные социальные проблемы того периода. Среди них можно отметить проблему смысла жизни и жизненного предназначения, человеческого счастья и любви. Главным героем романа является Илья Обломов, который не смог решить эти проблемы и умер в цвете лет, так и не преодолев в себе «обломовщину». Рассмотрим, в чем состоит трагедия жизни данного героя.
В образе Ильи Обломова русский писатель воплотил молодого помещика. Его жизнь неинтересна и однообразна. Героя интересуют лишь сон и вкусная еда. Все заботы Обломова сводились к одному – как отдохнуть и как поесть. Можно предположить, что если бы у персонажа было другое детство, он стал бы иным человеком. В детстве родители окружили Илью чрезмерной заботой. Слуги выполняли за него всю работу и не давали герою проявить себя. Он не получил даже нормального образования, потому что все вокруг его жалели и опекали, поэтому Обломов жил на всем готовом и вырос таким ленивым и неуклюжим. Со временем положительные черты, свойственные ребёнку, и вовсе исчезли. Их место заполнили ворчливость, консерватизм и бездеятельность. Герой лежит в постели с самого утра, думая о том, как бы сделать так, чтобы все само работало без его контроля. Под куполом лени Обломов начал деградировать: недоброжелательно относиться к окружающим, мириться с грязью и пылью в своей комнате, дрянным обедом и грубым слугой, смиряться со всем, лишь бы ничего не делать. Он забыл обо всем, чему учился в университете, и был катастрофически далек от реальности. Ему в тягость было любое действие, даже разговор с Захаром. В этом и заключается трагедия персонажа: ему в тягость сама жизнь. Позднее в литературе сохранилось понятие «обломовщина». Оно олицетворяет полное бездействие и нежелание стремиться к развитию. Именно так и проходили все дни героя. Безусловно, время от времени появлялись мысли, что он встанет и начнёт выполнять какое-то дело, однако это оставалось лишь на уровне желаний.
Выдающийся писатель, желая помочь своему герою выбраться из этого состояния, дарит ему светлое чувство к Ольге Ильинской. Однако Обломов не желает меняться, и даже любовь не смогла побороть в нем чувство лени. Однажды Обломов все же снимает свой халат и пытается жить полноценной жизнью. Ольга всеми силами стремилась к тому, чтобы Илья начал развиваться. Например, она стала давать герою книги, затем спрашивала о них. Несмотря на все старания, обломовщину было очень сложно победить. В итоге, герой снова вернулся в свой привычный халат и лёг на диван. Прилагая большие усилия, персонаж мог бы обрести подлинное счастье рядом с Ольгой, однако из-за апатии это не произошло.
2775. Сочинение В чем трагедия жизни Обломова? Русский язык
Сочинение — В чем трагедия жизни Обломова?. Русский язык и литература. Анализ. Характеристика и образ
На мой взгляд, трагедия жизни Обломова заключается в его непригодности для этого мира. Как ни странно, но он тоже является в каком-то смысле лишним человеком, таким неустроенным и не пристроенным. Вероятно, он вполне мог бы стать юродивым или святым, если бы родился в иных обстоятельствах, созерцал бы не свои воспоминания, а ангельские миры и высшие сферы духа.
С другой стороны, он вполне мог бы стать простым забулдыгой, погрязшим в пороках. Собственно, в этом вообще трагедия не только Обломова, но и многих людей, которые в культурном, а, наверное, генетическом тоже, смысле являются русскими. Или, как минимум, просто так называются и живут в этой культуре.
Ведь Обломов на самом деле представляет собой типично русского человека. Много типичных, невероятно типичных свойств выводит Гончаров в Илье Ильиче. В этом во многом и вся Россия, от святости до греха совсем близкая дистанция и многие непрестанно совершают такое турне, мечутся, мучаются, мечтают, созерцают, бездействуют.
Конечно, эти слова будут банальными, но Штольц – европейский тип. Его трагедия тоже существует и она своеобразна, он тоже страдает, но сейчас речь об Обломове, который выступает и композиционно и по смыслу как антитеза. Обломов – типично российский созерцатель.
Есть ли в нем отличия от тех мужиков, которые в начале поэмы Мертвые души размышляют о том, куда доедет колесо? Вероятно, эта дистанция на самом деле не так велика. Подтверждение данному факту легко отыскать в отношениях Обломова со своим слугой, который ходит за ним тенью и понимает весь его характер, более того, в своих пороках и склонностях они близки.
Обломов только более утонченный и имеет больше возможностей. Его трагедия в том, что благодаря этим возможностям он просто застыл, все понимает и ничего не может сказать. Также во многом и российская цивилизация, русские люди, смотрят, а сказать не могут, иногда только пойдут, да своротят терновый куст, а потом снова: апатия, фрустрация, стагнация нации.
Если говорить более глубоко, то трагедия жизни Обломова, наверное, в том, что он не может полностью посмотреть на себя со стороны и вырваться за рамки уготованной ему судьбы. Однако, разве такова трагедия не практически каждого человека? Да Обломов не может выходить за собственные пределы, он ограничен тягой к комфорту и неким опасением внешнего, холодного мира, но также и практически каждый человек в итоге не особенно преодолевает собственную личность.
Вариант 2
Обломов Илья Ильич – человек, которого полностью устраивает его жизнь. По крайней мере, так нам кажется на первый взгляд. Его развлечения – это еда и сон. Он ничего не делает самостоятельно, никуда не выходит и для исполнения всех его прихотей под рукой всегда есть верный слуга Захар. Однако, Илья мечтает. Бездействует, но мечтает. И это хоть на секунду, но наталкивает нас на мысль, что где-то в глубине души, он надеется, что кто-то может его спасти.
Обломов пребывает в своей зоне комфорта. Так ему привычнее, надежнее и так не приходится подстраиваться под окружающих людей. Ему с раннего детства не давали и лишнего шага ступить, сделать лишнее движение или сказать свое слово. Возможно, именно поэтому Илья Ильич настолько ленив.
Жизнь главного персонажа в произведении Ивана Александровича Гончарова «Обломов» — обыденна, идеальна и абсолютно лишена одобрения кого бы то ни было. Быть безвольным растением, на первый взгляд, кажется удобным. Но вы только вдумайтесь, Илье Ильичу даже нет 32 лет, он молод и богат. И ко всему этому совершенно беззащитен, как ребенок.
Всего раз Обломову представляется шанс изменить свою жизнь, внести в нее краски и любовь. Илья знакомится с Ольгой, влюбляется и ради нее выходит в свет. Он даже начинает читать книги, которые она советует ему. Ольга становится для Обломова мечтой, недостижимым идеалом. Мысли о ней он складывает в свой «маленький мир» и отгораживается от своего счастья. И лично для меня является неожиданностью то, что нежелание выходить из своей зоны комфорта победило любовь. Илья Ильич не остается один, а начинает жить с женщиной, которая действительно подходит его образу жизни. Она не вторгается в его личное пространство, рядом с ней спокойно и совершенно не нужно менять свою жизнь. С ней не нужно ходить на балы, вести беседы или вообще совершать лишние телодвижения. С ней удобно.
Я не считаю главного персонажа плохим человеком, я считаю его человеком потерянным. Ведь найти смысл в жизни он так и не смог, как и не смог удержать свое счастье и покинуть свое замкнутое пространство.
Так в чем заключается трагедия жизни Обломова? Я считаю, что в нем самом. Его нежелание меняться и бездействие – главная причина такой жизни. Возможно, на его привычки и повлияло воспитание родителей, но свой главный выбор он в итоге сделал сам.
Сочинение на тему «В чем трагедия жизни Обломова в романе Гончарова И.А.»
Роман И.А. Гончарова «Обломов» заставляет задуматься о смысле жизни и о том, как следует ее прожить, чтобы человек не чувствовал сожалений.
В начале романа Обломову всего 33 года, но он уже ощущает, что многое в его жизни потеряно, недоступно, утрачено. В чем же трагедия жизни героя?
Обломов – удивительный персонаж в русской литературе. Большую часть времени он лежит и мечтает, его жизнь не богата событиями и действиями, но он становится центром повествования. Автор показывает, как герой предается иллюзиям и становится неспособным даже на простые действия, полностью отрываясь от реальности. Для него проблематично все: скорый переезд, разговор с хозяином квартиры, посещение своего поместья, в котором дела идут все хуже. Обломов упускает возможности, теряет доход и контакты с людьми, но это его не тревожит. Ему обидно тратить свои усилия и время на такие «мелочи жизни». По его мнению, грандиозные планы по переустройству усадьбы – это достойные занятия. Беда только, что они так и остаются нереализованными.
Штольцу на правах друга удается иногда вытаскивать Обломова из квартиры. А у Ольги получается вдохновить Илью на то, чтобы начать ту жизнь, в которой он достигает целей и реализует мечты. Несколько месяцев общения с Ольгой преображают Обломова – он неожиданно оказывается влюбленным, деятельным и активным. Но чем ближе подступает проза жизни, тем больше Обломов хочет вернуться к привычному избеганию. Женитьба оказывается не таким уж простым делом, Обломову необходимо разбираться с финансами и поместьем. Это пугает его нежную мечтательную натуру, и он начинает откладывать важные решения. Это приводит к расставанию и горькому разочарованию для обоих.
Трагедия жизни Обломова – в том, что он остался в зачарованном кругу своих мечтаний и ничего не сумел воплотить. Мечтал о многом, видел себя героем и почетным членом общества, но так и пролежал на диване, строя планы. В какой-то момент к Обломову пришло жестокое осознание того, как бесцельно он живет. Последние годы его жизни были омрачены этими тягостными мыслями, но он больше не стал пытаться изменить свою жизнь.
В чем состоит трагедия жизни Обломова
Роман И.А. Гончарова «Обломов» был напечатан в 1859 году в журнале «Отечественные записки». Писатель работал над романом в период оживления общественной жизни, связанного с подготовкой к реформе об отмене крепостного права в России. В своем произведении Гончаров критикует основы крепостничества и раскрывает тему духовного оскудения и деградации поместного дворянства.
В центре романа «Обломов» – сложный и противоречивый образ помещика Ильи Ильича Обломова. На его характер и мышление повлияла та среда, в которой он воспитывался и прожил детство.
С малых лет герою привили черты, в дальнем получившие название «обломовщина». Маленький Илюша рос баловнем, совершенно не приспособленным к самостоятельной жизни. Он привык, что все делается за него, а его удел – «праздность и покой». В Илюше последовательно подавлялись любые попытки деятельности. Неподвижность жизни, дрема, замкнутый образ жизни – это не только признак существования героя, но и суть жизни в Обломовке, которая отделена от всего мира: «Ни сильные страсти, ни отважные предприятия не волновали обломовцев». Бездеятельность и отсутствие жизненных целей – вот что характеризует быт Обломовки.
Однако характер Илюши формирует не только барство. Жизнь в Обломовке по-своему полна и гармонична: это русская природа, любовь и ласка матери, русское хлебосольство, краски праздников. Эти впечатления детства являются для Обломова идеалом, с высоты которого он и судит жизнь. Поэтому герой не принимает «петербургскую жизнь»: его не привлекают ни карьера, ни желание разбогатеть.
До пятнадцати лет Илья учился очень неохотно в пансионе. Изучение наук и чтение книг утомляли его. После пансиона он «проследил курс наук до конца» в Москве. В Петербург Обломов приехал с целью преуспеть на государственной службе и устроить семейную жизнь. Илья Ильич прослужил кое-как два года и покинул службу. Для него это было ненужным и не имеющим смысла бременем.
Бросив службу, отгородившись от общества, Обломов предался мечтам. Теперь «его почти ничего не влекло из дома, и он с каждым днем все крепче и постояннее водворялся в своей квартире». Постепенно умирали в Обломове духовные потребности, становились бесплодными гуманные порывы, превращались в сонное бормотание здравые суждения. Герой постепенно погружался в полную умственную пассивность и апатию. Гончаров пишет: «Обломов… не мог осмыслить свою жизнь и поэтому тяготился и скучал от всего, что ему приходилось делать».
Он решил, что лучше оставаться «обломовцем», но сохранить в себе человечность и доброту сердца, чем быть суетным карьеристом, черствым и бессердечным. О петербургской жизни Илья Ильич говорит: «Все время беготня взапуски, вечная игра дрянных страстишек, особенно жадности, перебиванья друг у друга дороги, сплетни, пересуды, щелчки друг другу, это оглядыванье с ног до головы; послушаешь, о чем говорят, так голова закружится, одуреешь».
Таким образом, Обломов был добрым, кротким, умным человеком, получившим хорошее образование. В молодости он был полон прогрессивных идей и желания служить России. Его друг детства Андрей Штольц так характеризует Обломова: «Это – хрустальная, прозрачная душа». Однако положительные черты характера Ильи Ильича вытесняются такими качествами, как безволие и лень. Жизнь с ее заботами и волнениями, постоянным трудом страшит героя, и он хочет отсидеться в тихой квартире.
В квартире на Гороховой улице Обломов лежит на диване не только потому, что как барин может ничего не делать, но и потому, что он не хочет жить в ущерб своему нравственному достоинству. Герой радуется, что он «не мыкается, а лежит вот тут, сохраняя свое человеческое достоинство и свой покой!».
Лень Обломова и его бездеятельность вызваны его отрицательным отношением к жизни и интересам современных герою людей. В этом и состоит трагедия жизни Обломова. Иногда Илье Ильичу хочется отбросить «обломовские» привычки. Он порывается к делу, но эти желания быстро гаснут. И перед нами снова зевающий от скуки и лежащий на диване лежебока. Апатия и лень гасят все его благородные порывы.
Таким образом, Гончаров изображает борьбу хороших задатков в Обломове с барскими привычками и ленью. Герой не стремится изменить свою жизнь. Он ценит больше всего покой, не имея сил и желания бороться. Он отступает перед жизненными проблемами и трудностями.
Однако Илья Ильич стыдится собственного барства, как личность возвышаясь над ним. Его мучает вопрос: « Отчего я такой?» Когда Штольц пытается пробудить в Обломове желания жить и трудиться, упрекая его за паралич ума и воли, Илья Ильич признается: «Все знаю, все понимаю, но силы воли нет». Герой живет по принципу: «А хорошо бы если бы это само собой как-нибудь незаметно сделалось».
Любовь к Ольге Ильинской на время преображает Обломова. Вот как описывается герой в состоянии влюбленности: «Туманное, сонное лицо мгновенно преобразилось, глаза открылись, заиграли краски на щеках; задвигались мысли, в глазах сверкнули желание и воля». Но боязнь потерять покой заставляет Обломова отказаться от любви к Ольге. «Обломовщина» оказывается даже сильнее любви. Вот истинная трагедия!
В дальнейшем Илья Ильич находит свой «идеал» в сердечной любви Агафьи Матвеевны Пшеницыной, которая ничего от него не требует, во всем потакая ему. В ее доме «его окружали теперь такие простые, добрые, любящие лица, которые согласились своим существованием подпереть его жизнь, помогать ему не замечать, не чувствовать ее». Исчезнувший мир детства, Обломовка появляется опять. Еда и отдых – вот все занятия Ильи Ильича.
Достоинство Обломова заключается в том, что он сам осуждал себя и сознавал неизбежную духовную гибель. Ольга в тоске спрашивает его: «Что сгубило тебя, Илья? Нет имени этому аду…» Илья Ильич отвечал ей: «Есть – обломовщина!» Обломов страдает от того, что не видит цели в жизни и не находит приложения своим силам.
В романе «Обломов» Гончаров раскрывает трагедию главного персонажа, показывая, какое губительное действие на душевный и облик и характер человека оказывает паразитическая, бездеятельная жизнь.
Писатель показал путь Обломова к осознанию своей никчемности, несостоятельности, а в конечно итоге – к распаду личности. Разрушению сущности человеческой натуры.
Итак, героя романа погубила «обломовщина». Это явление не индивидуальная особенность Обломова, а, по выражению Добролюбова, «оно служит ключом к разгадке многих явлений русской жизни». Критик заключает: «В каждом из нас сидит значительная часть Обломова, и еще рано писать нам надгробное слово».
В чём трагедия Обломова
Содержание:
Введение
Вершиной творчества Ивана Александровича Гончарова является роман «Обломов», написанный в 1859 году. Роман необыкновенно богат по содержанию. В нем передана жизнь России середины 19 века.
Роман рассказывает нам о том, как лежит и спит ленивый Обломов и как ни дружба, ни любовь не могут ни пробудить, ни поднять его. В распорядке дня Обломова отразилась русская жизнь, наша жизнь. Это, по словам Добролюбова, «совершенный русский тип, отчеканенный с беспощадною строгостию и правильностью; сказалось новое слово нашего общественного развития, произнесенное ясно и твердо, с полным сознанием истины».
В романе «Обломов» Гончаров изобразил трагичную историю жизни главного героя – Ильи Ильича Обломова, прожившего всю свою жизнь в мечтах, так и не сумевшего переступить через себя и выйти за рамки собственных иллюзий. У читателя Илья Ильич вызывает смешанные эмоции – с одной стороны, судьба его была понятна почти с первых глав романа – уж слишком далек был герой от реального мира, а его лень и апатичность скорей раздражают, чем привлекают, с другой стороны, читателю в чем-то близок этот образ, вобравший в себя все признаки мещанского и истинно русского менталитета. Чтобы понять, в чем состоит трагедия жизни Обломова, и почему герой остается интересен и современным читателям, требуется подробное рассмотрение образа Ильи Ильича как персонажа-носителя черт «обломовщины».
Истоки «обломовщины»
Гончаров впервые в русской литературе вводит такое социально-философское понятие как «обломовщина». В социально-историческом плане явление проявляется как приверженность персонажа к старым, отжившим себя ценностям, мещанскому укладу жизни, нежеланию трудиться и двигаться вперед, пока за тебя судьбу мира будут вершить другие.
В философском аспекте «обломовщина» представляет собой более глубокое и емкое понятие. Она является воплощением всей российской культуры и истории, российского менталитета – не удивительно, что Обломовка в сознании Ильи Ильича связан с обрядами, сказками и преданиями, то есть с вековой мудростью предков, не столько материальным, сколько духовным наследством.
Центральным персонажем русских сказок является Иван Дурак – персонаж якобы не глупый и не ленивый, но воспринимаемы людьми именно таким, так как постоянно лежит на печи и ждет чуда, которое само его найдет и захватит в водоворот событий. Обломов – проекция Ивана Дурака из сказочного повествования в мир 19 века. Как и сказочный образ, Илья Ильич является лишним персонажем, однако, в отличие от Ивана, чудо к Обломову так и не является, ведь он живет в реальном, а не выдуманном мире. Именно поэтому «обломовщина» – это не только чрезмерное лелеяние в себе устаревших и неактуальных ценностей и проживание жизни в другом, прошедшем времени, когда прошлое в разы важнее настоящего, но и замена реальности иллюзиями, эскапизм приводящий к деградации и застою личности, в чем и состоит внутренняя трагедия Обломова.
Обломов и общество
Для Обломова общество и окружающие его люди выступают словно декорацией в его полусне-полусуществовании. Это ярко прослеживается в первой части произведения, когда к Обломову по очереди приходят Волков, Судьбинский и Пенкин – Илья Ильич на самом деле мало интересуется их жизнью, ему даже лень подняться с постели, чтобы поздороваться с гостями. Даже более «важные» для Обломова Алексеев и Тарантьев на самом деле также мало значат для Обломова – первый выступает фоном для его размышлений и позволяет выговориться, второй нужен Обломову в качестве такого себе второго Захара, но более активного и готового действовать, даже несмотря на то, что Тарантьев всячески обманывает Обломова.
Подобное отношение к людям сформировалось видимо на основе первой неудачи – службы Обломова, где ему было трудно, тяжело, не интересно. Илья Ильич думал, что на работе его ждет «вторая семья», подобная семье обломовской, однако, когда оказалось, что здесь каждый за себя, героя ждало полное разочарование в этой сфере жизни. Социальная трагедия Обломова состоит в его инфантильности, неумении жить реальной жизнью и подстраиваться под обстоятельства – малейшая неудача или препятствие становятся для Ильи Ильича катастрофой и приводят к уходу героя от истинного существования к существованию иллюзорному.
Обломов и любовь
Такой же эскапизм прослеживается и в вопроса любви Обломова – их расставание было предначертано еще в момент их встречи. Ольга, влюбившаяся не сколько в реального Илью Ильича, сколько в навеянный ей Штольцем образ, лелеяла именно это представление об Обломове как добром, мягком, чувствительном человеке, при этом не беря во внимание его чрезмерную погруженность в свой внутренний мир, куда он него готов пустить кого-то еще.
Любовь Обломова также была скорей поэтичной влюбленностью, самым важным в которой была недостижимость счастья, о котором о мечтал – именно поэтому Илья Ильич неосознанно отодвигал признание о своих отношениях тете Ольги и дату свадьбы – если бы женитьбы произошла, его мечта стала бы реальностью. Трагедия жизни Обломова состоит в том, что для Ильи Ильича смыслом существования были именно мечты, а не их достижение – подобная реализация желанного привела бы к катастрофе, внутреннему опустошению героя, потерей им цели и сути жизни.
В момент очередного отодвигания Обломовым дня женитьбы, Ольга поняла, что мужчине важна не столько реальная любовь и семья, сколько томление по прекрасной и недостижимой даме сердца, далекой и недоступной. Для девушки же, представляющей практичные взгляды на мир это не приемлемо, поэтому она первая инициирует расставание с Обломовым.
Вывод:
Обломов – сборный персонаж, изображающий человека, полностью живущего прошлым, не желающего и не умеющего подстраиваться под новые обстоятельства. Как отзывался о романе Гончарова Добролюбов – автор рано «похоронил» «обломовщину», более того, она остается тенденциозным проявлением общества даже в наше время, представляя людей ищущих, пытающихся познать свое место в мире, но апатичных, быстро разочаровывающихся в собственной жизни и уходящих в мир иллюзий. Трагизм Обломова – это трагизм нереализованного человеческого потенциала, постепенное и полное отмирание думающей, но инертной личности.
При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org
Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи
Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей
Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.
Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.