Что появилось на территории холмогорского монастыря первым россии

Что появилось на территории холмогорского монастыря первым россии

Что появилось на территории холмогорского монастыря первым россии. Смотреть фото Что появилось на территории холмогорского монастыря первым россии. Смотреть картинку Что появилось на территории холмогорского монастыря первым россии. Картинка про Что появилось на территории холмогорского монастыря первым россии. Фото Что появилось на территории холмогорского монастыря первым россии

Что появилось на территории холмогорского монастыря первым россии. Смотреть фото Что появилось на территории холмогорского монастыря первым россии. Смотреть картинку Что появилось на территории холмогорского монастыря первым россии. Картинка про Что появилось на территории холмогорского монастыря первым россии. Фото Что появилось на территории холмогорского монастыря первым россии

Холмогорский район запись закреплена

17 фактов о Холмогорском районе Что появилось на территории холмогорского монастыря первым россии. Смотреть фото Что появилось на территории холмогорского монастыря первым россии. Смотреть картинку Что появилось на территории холмогорского монастыря первым россии. Картинка про Что появилось на территории холмогорского монастыря первым россии. Фото Что появилось на территории холмогорского монастыря первым россии

Дата образования Холмогорского района — июль 1929 года, в этом году району исполнилось 90 лет. За это время Холмогорский район стал одним из самых притягательных туристических центров Архангельской области.

1. Существует около 10 гипотез о происхождении названия «Холмогоры». Историки утверждают, что первоначально селение носило название «Колмогоры».

2. Холмогорский район знаменит своими памятниками православной архитектуры. На территории района располагаются Спасо-Преображенский собор (1691 год), Никольская церковь (1678 год), Антониево-Сийский монастырь (1738 год), Дмитриевская церковь (1738 год).

3. Административный центр Холмогорского района считается древнейшим поселением на Беломорском Севере, в летописях село Холмогоры упоминается в 1137-1138 годах.

4. Первое упоминание об обряде выпекания традиционных северных пряников «козуль» относится к Холмогорскому уезду и датируется 1730 годом. Холмогорские «козули» имеют характерную особенность — по виду они напоминают оленя.

5. На территории района располагаются особо охраняемые природные территории регионального значения (Чугский ландшафтный заказник) и федерального значения (Сийский лесопарк), также предусмотрено создание нового ООПТ регионального значения Национального парка «Звозский».

6. В XVIII веке в Холмогорах во время ссылки содержалось Брауншвейгское семейство. Это традиционное название семьи свергнутого с российского престола в ходе дворцового переворота 25 ноября 1741 года императора Ивана Антоновича.

7. В районе деревни Звоз расположены пещеры Двинско-Кирокского спелеомассива, который представляет собой скалы из доломитов, ангидридов и гипсов до 30 метров высотой.

8. Холмогорский район стал центром косторезного промысла, на территории села Ломоносово сейчас работает фабрика холмогорской резьбы по кости.

9. Трагически погибший поэт Николай Рубцов был уроженцем села Емецк Холмогорского района.

10. Холмогорский район — родина чёрно-белой коровы, по-простому породу ещё называют «холмогорка». Из-за того, что скот содержался в суровых северных условиях, холмогорские коровы более устойчивы к простудным заболеваниям разного типа.

11. На территории района под руководством министерства культуры Архангельской области реализуется проект «Остров Ломоносова», который включает в себя большое количество мероприятий, способствующих развитию туризма в регионе. В проекте активно принимают участие меценаты Марианна и Франк-Михаэль Энгель из Германии.

12. Первая торговая верфь России была образована в Холмогорском районе, на ней было построено 120 судов.

13. Дом Бажениных, братьев-основателей судоверфи, до сих пор стоит в деревне Вавчуга. По местным преданиям, в этом доме бывал Петр I. Сегодня дом Бажениных пустует, но ожидается его реставрация.

14. Петр I неоднократно посещал Холмогорский район. Во время своего первого визита на Русский Север император приезжал в Холмогоры и Вавчугу. В 1702 году Петр I снова прибывает в Вавчугу, чтобы наблюдать спуск на воду двух фрегатов.

15. В районе, недалеко от Антониево-Сийского монастыря, есть озеро Святое. На берегу озера находится древнее языческое капище. О происхождении названия озера есть целое предание. Однажды крестьянин, болевший страшной болезнью, рыбачил на озере и, ступив в воду, ощутил исцеление в ногах, искупавшись в озере целиком, мужчина понял, что болезнь отступает. По этому случаю озеро и стали называть Святым.

16. Один из наиболее значимых скульпторов XVIII века, Федот Шубин, родился в деревне Тючковская Куроостровской волости. Семья Шубиных помогла М.В. Ломоносову собраться в судьбоносное путешествие в Москву. Позднее Михаил Васильевич поможет Федоту Шубину поступить в Академию художеств.

17. Всем известный факт, что Холмогорский район — родина великого русского учёного Михаила Васильевича Ломоносова.

У нас вы найдёте ещё много интересного, подписывайтесь!

Источник

Холмогоры. Успенский Холмогорский женский монастырь.

Карта и ближайшие объекты

Что появилось на территории холмогорского монастыря первым россии. Смотреть фото Что появилось на территории холмогорского монастыря первым россии. Смотреть картинку Что появилось на территории холмогорского монастыря первым россии. Картинка про Что появилось на территории холмогорского монастыря первым россии. Фото Что появилось на территории холмогорского монастыря первым россии

Статьи

Холмогорский Успенский женский монастырь располагался в г. Холмогорах, на одном из островов, образуемых рукавами Северной Двины. Теперь это село Холмогоры Архангельской области. Точное время основания Холмогорского монастыря не известно. Монастырь располагался в самом городе вблизи кафедрального Преображенского собора. Первоначально обитель находилась в ином месте, в нижнем посаде при речке Падере. По главному храму в честь Сретения иконы Божией Матери Владимирской обитель наименовалась изначально Владимирским монастырем. Обитель существовала при храме, возможно, после 1636 г., так как при извещении о пожаре, уничтожившем весь посад, в том году упоминания о монастыре нет. Но до учреждения Холмогорской епархии был указ Новгородского митрополита (имя не сохранилось) об открытии при отстроенной Сретенской Владимирской церкви девического монастыря.

При учеждении Холмогорской епархии прибывший первый епископ новой епархии в 1882 г. застал уже обветшавшую Сретенскую церковь с опустевшими кельями. Для разошедшихся стариц Владыко учреждает в 1884 г. Успенскую странноприимницу. В 1687 г. Холмогорский архиепископ Афанасий решил вместо деревянного собора построить каменный и основать обитель на расстоянии 5 верст от собора в посаде Курцево. 3 ноября 1687 г. было заложено основание деревянной Успенской церкви – обитель стала именоваться Успенской. Обитель не имела своих угодий и полностью содержалась на средства архиерейской казны. После этого монастырь, влачивший ранее бедное существование, стал возрождаться.

Первой игуменьей Успенского женского монастыря была мать архиепископа Афанасия Марфа (с 1688 г.). Вначале церкви монастыря были деревянными и не раз горели и восстанавливались. Весной же монастырь, находящийся в низине, страдал от затопления и льда. При приемниках выделяемое содержание сократилось, т.к. сами архиереи нуждались в средствах. По учреждению монастырских штатов в 1764 г. Холмогорский Успенский монастырь был сохранен и определен к 3 классу. Дабы стать штатным и набрать необходимое число монашествующих для этого класса (17 инокинь), был закрыт Шенкурский женский монастырь, а его 4 монахини переведены в Холмогоры. Монастырю было увеличено жалование и выделены земли и рыбные угодья.

Успенский женский монастырь оказывал сильное влияние на окрестное население. Родственники монахинь, посещавших монастырь, выносили оттуда светлые впечатления. Некоторые девушки оставались в нем на год-два, потом возвращались в свои семьи с христианскими навыками.
В 1840 г. при монастыре был открыт приют для девочек-сирот. Это было первое образовательное заведение для девиц духовного звания. При монастыре была странноприимница и больница.

На начало XX века в монастыре проживало около 200 монахинь, послушниц и богомольцев. В тяжелые годы отечества, в русско-турецкую войну 1877-78 гг. кроме пожертвования деньгами и вещами многие из сестер вступили в общество Красного Креста для ухода за ранеными. 12 монахинь отправились на место военных действий. Инокини занимали помещения бывшего архиерейского дома вплоть до 1920 г., когда обитель была закрыта. Последней игуменьей обители была мать Глафира (Макарова), управлявшая монастырем в 1917-1920 гг. С 1914 по 1920 г. монастырь духовно окормлял священник Василий Фирцев. В год закрытия монастыря 16 сентября 1920 г. отца Василия расстреляли по обвинению в антисоветской агитации и контрреволюции.

Деревянные постройки Успенского монастыря были разобраны, но каменные храмы сохранились. В гражданскую войну здесь расстреливали людей. Потом всю территорию монастыря застроили сараями. Остался и монашеский корпус – бывшие архиерейские палаты. После закрытия Успенского монастыря Преображенский собор подвергся разорению, места упокоения архангельских владык были осквернены, надгробные плиты растащены, пол разобран, так что сейчас невозможно определить, где находились их захоронения. В войну в подвалах под собором жили пленные, потом эти подвалы были засыпаны и вход в них забетонирован. В советское время здесь все перерыли: дети искали клады.

Ныне в Холмогорах открыт православный приход. Восстановлен храм Св. Духа, где совершаются богослужения.

Краткое историческое описание монастырей Архангельской епархии. Архангельск, 1902. Стр.518-562. П.П. Сойкин. Православные русские обители. А.А. Куратов. Утраченные монастыри Архангельской епархии. http://hram-svyatih.ucoz.ru/index/kholmogorskij_monastyr/0-58

Первый женский монастырь существовал в Холмогорах уже в середине XVII в. Успенский женский монастырь был основан в 1687 г. архиеп. Афанасием на южной окраине города. В 1798 г. монастырю переданы строения бывшего архиерейского двора, расположенные рядом с Преображенским собором и с 1744 г. использовавшихся для казенных нужд, в которые в 1802 г. обитель и была переведена. От архиерейского двора уцелел главный корпус 1680-х гг. Большинство новых корпусов выстроено во 2-й половине XIX в., к началу ХХ в. один из крупнейших монастырей епархии. Закрыт в 1920 г., занят под тюрьму, потом передан под совхоз. Большая часть построек сохранилась, занята жильём, племзаводом и проч.

Фирсов А. Историческое описание Холмогорского Успенского монастыря. // Архангельские епархиальные ведомости. Архангельск, 1894, N 22-24

Источник

По святым местам. Спасо-Преображенский собор, с. Холмогоры

Аудио

Сотрудники храма, местные жители и батюшка, который приехал на Русский Север из Северной Македонии, помогут нам больше узнать о Холмогорах и местных храмах.

Мария Евгеньевна Попова, звонарь:

– Здесь на колокольне находилась первая на Русском Севере обсерватория, созданная архиепископом Афанасием (Любимовым).

Священник Николай Павлов, клирик Архангельской епархии:

– Мы пытаемся молиться, как наши предки молились здесь.

Мария Евгеньевна Попова:

– Колокольне более 330 лет, она сейчас частично отреставрирована; по крайней мере, позволяет осуществлять какие-то звоны.

Места здесь просто дышат историей, поэтому, чтобы не заблудиться в калейдоскопе событий и исторических лиц, начнем по порядку. Первое письменное упоминание о Холмогорах мы встречаем еще в грамотах XIV века, а в XV веке Холмогоры уже торговали с Данией. В XVI веке были установлены торговые отношения с Лондоном. В общем, экономическая жизнь кипела.

Священник Николай Павлов:

– То, где мы находимся, – искусственный холм, который образовали в XI веке. Значит, это было городище. На этом месте люди собирались и торговали, то есть здесь был торговый порт. Можно сказать, это был такой базар, рынок, где люди обменивались продуктами, ценностями, знаниями, общением.

Был в Средние века здесь и деревянный храм, но в XVII веке произошла церковная реформа. Те, кто ее не принял (старообрядцы), уходили на Урал, в Сибирь. Немало их селилось и в Поморье; именно здесь, в Холмогорах.

Священник Николай Павлов:

– По указу патриарха Иоакима сюда отправляется человек, который родом с Урала, из Тюменской губернии, Афанасий Любимов. Именно ему дано послушание, чтобы возродить церковную жизнь, так как на Севере было много старообрядцев – людей, которые придерживались старообрядческого чина, то есть не все таинства признавали.

Владыка Афанасий становится первым епископом Холмогорской епархии и принимает решение строить собор.

Священник Николай Павлов:

– Он не теряет времени, начинает строить колокольню. Уникальность ее строительства в том, что она четырехгранная, а сверху, до половины колокольни, восьмерик. То есть восьмерик на четверике.

Есть данные, что стены колокольни в свое время даже были расписаны разными красками узорочно, а неподалеку владыка Афанасий повелел возвести архиерейский двор. Но главной архитектурной доминантой, центром духовной жизни и одним из самых больших каменных храмов Русского Севера становится Преображенский собор. Через два года после освящения собора здесь побывал Петр I. Тогда на устройство иконостаса он пожертвовал 300 рублей, по тем временам это были очень большие деньги.

В начале царствования Петра I Россия имела выход только в Белое море, но для того, чтобы торговать с иностранными государствами, надо иметь и хорошо оснащенные, а также прочные корабли. И вот Петр I решил сам побывать на Двине и посмотреть, как идет строительство верфей и судов на них.

Священник Николай Павлов:

– Петр I, по историческим данным, приезжал трижды в Холмогоры; однажды присутствовал на литургии, однажды забрал самого архиепископа с собой, когда отправлялся на Соловки. То есть он ехал через Холмогоры, забрал архиепископа; тогда здесь шли большие корабли, которые потом отправились на Соловки. И когда третий раз он приезжал в Холмогоры, именно Афанасий (Любимов) встречал его в архиерейских палатах.

Рядом с Преображенским собором вскоре появился и Успенский женский монастырь, его первой настоятельницей стала мама архиепископа Афанасия. Главный храм обители в честь Успения Божией Матери до нас не дошел, но зато сохранилась Духосошественская церковь. Храм Сошествия Святого Духа – это надвратная церковь. Правда, сейчас, глядя на это здание, догадаться об этом сложно, но вот посмотрите внимательно на эту арку – сейчас она застроена, но когда-то здесь было свободное пространство. И здесь осуществлялся проезд в Успенский монастырь.

В XVIII веке здесь была надвратная церковь в честь Иакова, брата Господня. В тот же период на территории монастыря жил и был похоронен Антон Ульрих – принц, генералиссимус, супруг свергнутой с престола правительницы Анны Леопольдовны.

Мария Евгеньевна Попова:

– Они были заключены в архиерейском доме, здесь у нее родилось двое детей – Петр, Алексей.

Всего в семье было пятеро детей. Старший – российский император Иоанн VI – официально правил лишь несколько месяцев, будучи еще младенцем. Государственный переворот 1741 года привел к тому, что на престол взошла дочь Петра I Елизавета, а брауншвейгское семейство было выслано на Север. Их поселили в Холмогорах в архиерейских палатах.

А вот это архиерейские палаты. Сейчас здание стоит немного отдельно, но когда-то крытой галереей оно соединялось с главным храмом Успенского монастыря. Следующая галерея уже вела к церкви Сошествия Святого Духа. В замкнутом пространстве, под строгим домашним арестом, в суровых условиях они и жили. Шестнадцать лет Иоанн VI, изолированный от семьи, был заточен в Шлиссельбургской крепости, а позже убит. Его мать, Анна Леопольдовна, умерла от родильной горячки, а муж, оставшись без супруги, как говорят современники, явил пример самоотвержения, достойной родительской нежности – он воспитал своих детей и умер в их окружении слепой, страдающий цингой, подагрой и водянкой. Его останки были преданы земле близ церкви Успения Пресвятой Богородицы на левой стороне от алтаря. Но не только опальный принц нашел свой приют здесь, у Преображенского собора.

Священник Николай Павлов:

– В 1919 году начались смуты. Когда пришли большевики к власти, здесь был организован концентрационный лагерь, самый жестокий по своей сущности, можно так сказать. В 1921 году этот лагерь начинает функционировать официально.

…Только за одну ночь погрузили 7 000 человек в баржу и по Северной Двине в направлении Белого моря отвезли их. Факты, данные говорят, что их утопили в самом море. Много среди них было молодой интеллигенции, много было из белой армии.

А когда заключенных расстреливали, была такая практика – считали каждого десятого, а потом – каждого второго, чтобы у людей было больше страха…

Если сравнивать этот лагерь и лагерь Освенцим, который находился в Европе, где истребляли определенное количество людей расовой категории, то они ничем не отличаются. Там были газовые камеры, там из-за определенной национальной идеологии убивали других людей, потому что не считали их людьми, а здесь русские убивали русских. Настолько может лукавый вселиться в человека и превратить его в такого зверя…

Позже лагерь был перенесен на Соловки, а здесь, в Холмогорах, до сих пор находят останки убитых людей. В память о них здесь установлен Поклонный крест. Сейчас местные жители молятся не в Преображенском соборе, а в рядом стоящем храме Двенадцати апостолов.

Татьяна Егоровна Сергеева, прихожанка:

– Этот храм – мой самый любимый, потому что здесь мои самые любимые иконы, здесь был мой духовный отец игумен Леонтий. Здесь много старых икон, которые немножко расположены не так, как в свое время, но они все остались. Из новых современных икон на иконостасе наша Богородица (Она тоже очень чувствует, помогает, слышит) и икона двенадцати апостолов – храмовая икона.

А на колокольне на одном из этажей находится музей, где вам подробно расскажут и об истории этого места, и о том, что здесь была первая на Русском Севере обсерватория, основанная архиепископом Афанасием. А на самом верху, как и прежде, звучит колокольный звон.

Мария Евгеньевна Попова:

– Звонницу приобрели в 2008 году, и на престольный праздник храма Двенадцати апостолов, 13 июля 2008 года, эти колокола были водружены на колокольню. Даже несколько организаций боролись за право их поднимать – всем очень хотелось принять в этом участие, но выбрали одну из многих претендентов. Подняли эти колокола; самый большой весит 500 килограммов. У нас (даже для удобства, может быть) подписаны ноты, которым соответствует их звучание. Самый большой колокол называется Исцеляющий. Почему Исцеляющий? Потому что организаторами движения по сбору средств были выпускники Архангельского медицинского института 1972 года выпуска.

Родительский, Преображенский, Объединяющий, Семейный, Ломоносовский, Заутра услыши глас мой – вот такие интересные названия у других кампанов.

Мария Евгеньевна Попова:

– Колокол Счастливый. Как вы думаете, почему он так называется?

– Кто-то по фамилии Счастливый?

Мария Евгеньевна Попова:

– Вы просто зрите в корень событий. Действительно, фамилия семьи Счастливцевых и дала название этому колоколу.

Хотите позвонить в колокол Счастливый? Приезжайте в Холмогоры. Если вы соберетесь ехать туда после Пасхи, то на Светлой седмице на колокольню пускают всех желающих. А может быть, вы уже сейчас, в дни Великого поста, готовы отправиться в паломничество? Тогда мы пожелаем вам доброго пути, а сами отправимся дальше – исследовать святые места Русского Севера.

Автор и ведущая программы Надежда Калинина

Источник

Что появилось на территории холмогорского монастыря первым россии

Что появилось на территории холмогорского монастыря первым россии. Смотреть фото Что появилось на территории холмогорского монастыря первым россии. Смотреть картинку Что появилось на территории холмогорского монастыря первым россии. Картинка про Что появилось на территории холмогорского монастыря первым россии. Фото Что появилось на территории холмогорского монастыря первым россии

История Холмогор

В XV веке при московском правлении, когда другой связи с морем у русского государства не имелось, из Холмогор выходили русские суда в страны Европы, а сюда прибывали английские и голландские торговые корабли.

Только по причине мелководного рейда в XVI веке в семидесяти верстах от Холмогор, в устье Северной Двины, был основан другой морской порт – Ново-Холмогоры, впоследствии получивший название Архангельск. Поэтому сейчас, глядя от переправы на маловыразительную береговую панораму или гуляя по улицам с их однообразной поздней застройкой, трудно даже вообразить, насколько интересна и богата событиями была древняя история Холмогор.

Куростров впервые упоминается в грамоте великого князя Василия Дмитриевича 1397 года. Уже в XVI веке он был густо населен, здесь стояло сто семьдесят девять дворов «черносошных» (государственных) крестьян. Во второй половине XVII века их число увеличилось до двухсот двадцати. Большая часть земли находилась в крестьянских хозяйствах, лишь отдельными угодьями владел крупнейший в низовьях Двины Антониев-Сийский монастырь. В начале XIX века многочисленные мелкие деревни, разбросанные по острову, были объединены в одно большое село Ломоносовское. От дороги и сейчас все время видны жилые усадьбы, хозяйственные постройки, сложенные по-северному добротно, крепко. На одном из домов широченные свесы кровли раскрашены в несколько цветов. Хотя дом новый, эта деталь напоминает нам о древних традициях, долго сохранявшихся на Севере.

Первые уважаемые купцы обосновались в деревнях Курцево, Качково, Порокурье, находящихся недалеко от Матигор и Ухтострова, резиденции новгородских начальников. В Уставной грамоте новгородского князя Святослава Олеговича (1137 г.) упоминается Иван-погост, который позднее под наименованием Ивановского прихода вошел в состав Холмогор – древнейшее поселением новгородцев в Двинской земле. В Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге хранится древняя книга “Паремейник”, написанная в 1271 году “Матигорьцам за Волок”, которая принадлежала матигорской церкви Бориса и Глеба.

Как географическое название Холмогоры упоминаются в первой половине XIV века в грамоте великого князя Ивана “К Двинскому посаднику на Колмогоры”.

В отношении даты основания столицы Двинской земли Холмогор мнения историков расходятся. В XII-XIII веках, видимо, все официальные документы шли к посадникам на Матигоры и Ухтостров. Первое письменное упоминание о Холмогорах относится к XIV веку: “От Великого князя Ивана, от посадника Даниила, от тысяцкого Авраама и от всего Новгорода — к Двинскому посаднику на Колмогоры и к боярам Двинским. ” — таково предисловие новгородской грамоты.

Нет и точного источника происхождения наименования села. М.В. Ломоносов категорически отвергал мнение немецких историков о происхождении названия своего родного города Холмогоры от скандинавской Голльмгардии. Мнение что “имя сего знатного места” возникло как сложение слов “холм” и “гора разделяли многие историки.

Центром обширной Холмогорской и Важской епархии Холмогоры стали с 1682 года. Первым владыкой был поставлен архиепископ Афанасий (Любимов), один из образованнейших людей своего времени, знавший 24 языка. Им в Холмогорах была собрана большая библиотека на немецком, греческом, латинском и других языках – в большинстве из рукописных книг по самым различным областям знаний.

Преосвященный Афанасий не только собирал и обменивался книгами, но и сам писал их. Еще у владыки была своя астрономическая обсерватория, он вел ежедневные наблюдения за погодой, которые записывались в журнал. Был он к тому же выдающимся общественным деятелем и строителем. В его архиерейство в Холмогорах построены почти все каменные храмы, архиерейские палаты и другие подсобные сооружения, а также кафедральный Спасо-Преображенский собор с колокольней, который и поныне является одним из самых больших храмов на Русском Севере. Сам владыка был и архитектором большинства сооружений. В 1687 году он основал в Холмогорах Успенский женский монастырь, первой игуменьей которого стала мать архиепископа.

Вместе с культовыми сооружениями возводились и архиерейские палаты. Активный сподвижник Петра I, владыка Афанасий во все три приезда царя в Холмогоры и Архангельск с почестями встречал молодого монарха и оставлял ночевать в своих архиерейских палатах.

По иронии судьбы всего через 16 лет после смерти Петра архиерейский дом стал тюрьмой для его правнучатых племянников: полуторагодовалого императора Иоанна Антоновича и его четырехлетней сестры Екатерины вместе с их свергнутыми с престола родителями – принцессой-правительницей Анной Леопольдовной, внучкой Петра, и ее супругом генералиссимусом Антоном-Ульрихом Брауншвейгским.

Почти сорок лет царское семейство содержалось в полной изоляции и великой тайне. Даже тюремщики, охранявшие царских узников, не знали, кого они стерегут. Под страхом смерти никто к ним не допускался. Печальна участь всего семейства. Принцесса Анна скончалась в тюрьме в 1746 году во время родов. Прах ее впоследствии был перевезен в Петербург и захоронен в усыпальнице Романовых. Генералиссимус Антон-Ульрих после своей смерти был тайно похоронен ночью на территории Успенского монастыря, в нескольких метрах от своей «тюрьмы». А Ивана Антоновича с сестрой Екатериной выслали и заточили в Шлиссельбурскую крепость. При попытке освобождения в 1764 году он был убит. В середине 18 столетия императрица Елизавета Петровна направила сюда «секретных арестантов». Только спустя годы стало известно, что здесь томилась семья царственной особы Анны Леопольдовны.

В Спасо-Преображенском соборе, ставшем усыпальницей холмогорских архиепископов, были захоронены владыка Афанасий и еще девять архиепископов, где они до сих пор и почивают под спудом. После закрытия в 1920 году Успенского монастыря собор подвергся разорению, места упокоения владык были осквернены, надгробные плиты растащены, пол разобран, так что сейчас невозможно определить, где находились их захоронения.

Холмогоры с 17 века известны резьбой по кости. Ныне в Холмогорах расположена фабрика художественной резьбы по кости, естественно, имени Ломоносова.

Еще один любопытный факт из истории Холмогор. В апреле 2002 г. исполнилось 115 лет образования метеорологической станции Холмогоры. Метеорологические наблюдения в селе Холмогоры начали проводиться в апреле 1887 г. по программе станции III разряда. В январе 1896г. была образована метеорологическая станция II разряда.

С 1923 года город Холмогоры был снова переименован в село. Сейчас это районный центр с пятитысячным населением, вторая кафедра епископа Архангельского и Холмогорского Тихона, уникальный памятник истории.

В 1997 году в Холмогорах было открыто подворье Антониево-Сийского монастыря и началось возрождение старинных монастырских храмов. Первая Божественная литургия состоялась 7 апреля 1998 года на Благовещение Пресвятой Богородицы в храме Святого Духа, восстановленном на третьем этаже бывшего надвратного монастырского храма. Сейчас в Холмогорах зарегистрирован свой приход.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *