Что принимать для роста ребенка
Расти, расти, деточка
Важные размеры
Действительно, рост, масса тела, а еще величина окружности головы и груди – это основные показатели, с помощью которых оценивается физическое развитие новорожденного ребенка. Маленький или, наоборот, большой вес, соотношение окружности головы и груди, рост малыша – это не просто сухие цифры, по ним можно предположить или исключить некоторые заболевания новорожденного. Вот почему, как только ребенок родился, его сразу же измеряют, взвешивают и заносят эти данные в медицинскую карту. Затем на первом году жизни рост, вес, окружность груди и головы ребенка должны измеряться один раз в месяц, поскольку малыш в это время очень интенсивно растет.
Рост доношенных новорожденных обычно находится в пределах 46–56 см. Мальчики, как правило, длиннее девочек, но если родители высокие, то новорожденная девочка может значительно опережать в росте среднестатистического новорожденного мальчика.
Что же происходит с ростом детей на первом году жизни? За этот период ребенок вырастает интенсивнее всего – на целых 20–25 см! В дальнейшем такой значительной прибавки в росте уже не будет.
После первого года темп прибавки роста несколько снижается: на втором году жизни ребенок вырастает на 8–12 см, на третьем — на 10 см. После трех лет считается нормальным, если ребенок в год вырастает не менее чем на 4 см.
Известно, что рост детей увеличивается неравномерно, скачками. Например, существует сезонная и суточная динамика. Многие родители замечают, что за лето ребенок вытягивается больше, чем в другое время года. Первый скачок роста происходит обычно в возрасте 4–5 лет. Следующий обычно приходится на подростковый возраст – начало периода полового созревания. В это время дети растут очень быстро – в год до 8–10 см и даже более. Причем у мальчиков и девочек это происходит, в разном возрасте – девочки «стартуют» раньше на 1–2 года, зато мальчики потом их догоняют и перегоняют.
Интересный факт: быстрее растут те части тела, которые наиболее удалены от головы (то есть стопа малыша растет быстрее, чем голень, а голень, в свою очередь, – быстрее, чем бедро), с этим связано возрастное изменение пропорций тела ребенка.
Что влияет на рост
То, как ребенок будет прибавлять в весе и расти в длину, зависит от наследственных данных, от его питания и от качества жизни в целом. Если мама и папа высокие, то и рост их сына или дочери, скорее всего, тоже будет таким же. Причем мальчики растут обычно так же, как их папа (или родственник по мужской линии – дядя, дедушка), а девочки следуют сценарию «женской линии» (мама, бабушка, тетя). Так что если папа ребенка до определенного возраста стоял на физкультуре в строю сверстников последним или предпоследним, а подростком за одно лето резко вырос, то вероятно, что и у сына тоже будут такие же темпы роста.
Существуют формулы, которые позволяют вычислить генетически заложенный рост вашего ребенка. Однако в зависимости от некоторых других факторов рост ребенка может быть больше или меньше, отличаться от расчетного до 10 см!
Девочки = (рост отца в сантиметрах + рост матери в сантиметрах)/2 – 6,5 см.
Мальчики = (рост отца в сантиметрах + рост матери в сантиметрах)/2 + 6,5 см.
И, конечно, большое значение имеет качество жизни ребенка: если он растет в хороших бытовых условиях, часто бывает на свежем воздухе (особенно важны солнечные ванны), если с ним много занимаются, уделяют внимание здоровью, значит, рост и прибавка в весе будут соответствовать норме для его возраста.
А еще установлено, что дети растут во сне. Гормон роста выделяется в кровь ночью, когда ребенок крепко спит. Большая часть гормона вырабатывается в период с 22 до 24 часов, причем только во время глубокого сна. Так что чтобы ребенок хорошо рос, он должен спать именно в это время, причем не просто спать – сон его должен быть уже глубоким. Кроме того, сон должен быть еще достаточно продолжительным: до 12–14 лет ребенку надо спать не менее 10 часов, подросткам – не менее 8.
За ростом ребенка надо внимательно следить. Существует такое состояние, как дефицит гормона роста (соматотропная недостаточность) – часто это врожденная болезнь. У ребенка в гипофизе с самого рождения вырабатывается очень мало гормона роста (СТГ). Ребенок рождается с нормальным ростом и весом, а потом начинает плохо расти: в 2 года вместо средних 80–85 см, он имеет рост 78–80 см. К пяти годам это отставание все более заметно, и с каждым годом ребенок все больше и больше отстает в росте от сверстников. Если такого ребенка не лечить, то уже взрослым человеком он будет иметь маленький рост: мужчины меньше 140 см, женщины – меньше 130 см. Но если вовремя заметить отставание в росте и начать лечение искусственным гормоном роста, то ребенок вскоре догоняет сверстников, а потом и сам растет хорошо.
Записывайте рост вашего малыша примерно раз в год в одно и то же время. Если ребенок растет на 4 см в год после 4 лет – это нормально, но если меньше, то это повод для беспокойства.
Получая результаты измерения своего малыша нужно помнить, что все дети разные, и не обязательно каждому младенцу к определенному возрасту достигать среднестатистического роста. Нужно учитывать рост при рождении, а также темпы прибавки этих показателей: так, новорожденный с ростом 48 см может значительно отличаться по антропометрическим показателям от ребенка, родившегося с ростом 55 см и весом 4000 г. И это совершенно нормально – хорошо, когда в мире есть разнообразие!
Нормой для новорожденного считаются:
рост: от 46 до 56 см
Прибавка роста по месяцам:
1–3 мес: по 3–3,5 см ежемесячно (всего 9–10,5 см)
3–6 мес: по 2,5 см ежемесячно (всего около 7,5 см)
6–9 мес: по 1,5–2 см ежемесячно (всего 4,5–6 см)
9–12 мес: по 1 см ежемесячно (всего 3 см)
Средние показатели роста в 1 год:
70% гормона роста вырабатывается в период с 22 до 24 часов, причем только во время глубокого сна. Получается, что в это время ребенок любого возраста должен не просто спать, а видеть десятый сон – причем глубокий. Поэтому, чтобы хорошо расти, до 12–14 лет надо спать не менее 10 часов, подросткам – не менее 8
На росте могут сказываться проблемы со здоровьем. Например, хронические заболевания дыхательной системы, сердца и сосудов, желудочно-кишечного тракта, гормональные нарушения. Регулярный прием лекарств, содержащих гормоны глюкокортикостероиды (например, для снятия приступов астмы), тоже замедляет рост.
Как повлиять на рост ребенка
Кардиоревматологическое отделение
Рост ребёнка- актуальные вопросы
И что же, ребенок не может быть выше этого роста?
Кривые роста — мальчики
Nach J.M. TANNER and R.H. WHITEHOUSE: Aech. Dis. Childh. 51. 170 (1976)
Nach J.M. TANNER and R.H. WHITEHOUSE: Aech. Dis. Childh. 51. 170 (1976)
Зависит ли рост от питания?
Да, конечно! В любом возрасте, особенно в первые годы жизни, рост ребенка определяется достаточным поступлением в организм белков, жиров, витаминов, углеводов, минеральных солей. Например, нехватка йода в организме приводит к отставанию в росте и ухудшению интеллекта. Недостаточное поступление белковой пищи сопровождается отставанием в росте, дистрофией.
Следите за тем, чтобы ребенок получал достаточно пищи не только по объему, но также и по качественному составу. Очень полезно есть творог, мясо, молоко, овощи, фрукты, рыбу. Не обязательно это должны быть апельсины, авокадо или другие экзотические фрукты. Например, морковь с маслом или сметаной содержит много витамина А, который называют «витамином роста». Но помните, витамины А и D всасываются лучше, когда употребляются вместе с жирами. Витамин D необходим для построения кости. Вспомните, ведь все высокие люди длинноногие.
А чтобы кости росли, им нужны витамин D, кальций и белок. Белок содержится в мясе, рыбе, яйцах, молоке, твороге. Витамина D много в яичном желтке, рыбьем жире, черной икре. Очень полезно давать детям поливитамины, особенно зимой и весной.
Полезны ли для роста занятия физкультурой и спортом?
Физические упражнения способствуют росту мышечной массы и росту костей, не позволяют откладываться лишнему жиру. Приучайте ребенка к физическим упражнениям с раннего детства. Мускулистый, спортивный, подвижный ребенок даже невысокого роста смотрится очень хорошо. И потом, ребенок, достигший каких-либо высот в спорте, никогда не будет переживать из-за своего роста.
Никогда не настраивайте ребенка на то, что он обречен на небольшой рост. Кто сказал, что все должны быть высокими?!
Что еще очень важно для роста?
Часто обращаются к врачу по поводу задержки роста родители мальчиков в возрасте 13-15 лет. Их беспокоит, что все ребята-сверстники обогнали его в росте. Помните, что в возрасте 13 лет мальчик постепенно превращается в мужчину и в этот период бывает скачок в росте. У ребят-одноклассников этот скачок произошел, а у вашего сына нет. В этом случае обязательно проконсультируйтесь с врачом, но перед этим узнайте у родственников мужа, может, и он так рос и только к 16-17 годам догнал, а может, обогнал своих сверстников. Называется это состояние «конституциональной задержкой роста и пубертата». Врач поможет вам поставить этот диагноз после исключения других причин задержки роста. В этом случае, можно спрогнозировать конечный рост ребенка. Вам надо сделать ребенку рентгеновский снимок кисти для определения костного возраста.
Например, вашему ребенку 13 лет. Рост его 135 см. Это ниже нижней границы роста. Но его костный возраст равен всего лишь 11 годам. Посмотрите на рисунок 1 и вы увидите, что для 11 лет его рост нормальный. Конечный его рост будет не менее 173-175 см.
Можно ли ускорить рост ребенка, давая анаболические препараты?
Можно. Но лучше делать это только по согласованию с врачом. Что такое анаболические гормоны? Вы слышали о них. Их иногда используют спортсмены для увеличения мышечной массы и выносливости. Они действительно вызывают сначала ускорение роста за счет роста костей, но могут привести к более раннему закрытию зон роста. И тогда конечный рост будет меньше. Взвесьте вместе с врачом все «за» и «против». По опыту, чаще всего лучше этого не делать.
Как определить, достаточно ли у ребенка гормона роста?
Делается это только в специализированном детском эндокринологическом отделении!
Какие же признаки характерны для недостатка гормона роста?
Как же узнать, что гормона роста вырабатывается мало?
В эндокринологическом отделении ребенку проведут специальные пробы и определят содержание гормона роста в крови.
Как назначается гормон роста?
После того, как будет установлено, что у ребенка мало гормона роста, врач назначит препарат гормона роста. Препарат вводят подкожно, чаще в бедро, но можно и в руку, и в спину. Доза для каждого индивидуальна. Она зависит от веса ребенка. Но помните! Уколы делают каждый день вечером, перед тем, как лечь спать.
Бывают ли какие-либо осложнения от лечения гормоном роста?
В начале лечения иногда бывает отечность под глазами, которая у детей через несколько дней проходит. Пугаться этого не стоит. Наоборот, этот симптом показывает, что гормон роста «работает». Иногда в первые дни и даже недели появляется скованность в суставах кисти. Это бывает редко и только у детей постарше.
В начале лечения препаратом гормона роста может быть головная боль, но это бывает очень редко. В этих случаях надо уменьшить дозу в 2 раза, а через 2-3 недели вновь повысить до необходимой. Делайте это только по согласованию с врачом-эндокринологом.
Лечение гормоном роста безопасное и крайне необходимое, ибо при лечении ребенок может вырасти до 160-170 см. У нас под наблюдением есть ребенок, начавший лечиться при росте 133 см, а теперь его рост составляет 182 см.
Кто же должен назначить гормон роста?
Только врач! Чаще всего это делает эндокринолог.
Поэтому, если рост ребенка ниже нормы, если ребенок отстает от своих сверстников, обратитесь к детскому эндокринологу!
ГУЗ «Областная детская больница, ул. Московская 6а
Можно ли увеличить рост
Невысокий рост у человека может быть вызван различными причинами, наиболее серьезные из них это сбои в гормональном фоне, тогда невысокий рост является лишь симптомом серьезных изменений в организме. В данной статье рассмотрим основные причины низкого роста у девушек, мужчин и детей, и главное, как его увеличить.
Проблемы с ростом
Проблемы с ростом могут возникнуть у человека в любом возрасте, подростки в 14 и 15 лет могут переживать о низком росте, но здесь лучше дождаться конца полового созревания. Некоторые дети могут быть ниже, чем их сверстники, в этом случае лучше обратиться к врачу и пройти обследование. Основными причинами невысокого роста у детей и взрослых могут быть наследственность или невысокая выработка гормона роста. Если с наследственным фактором практически ничего нельзя сделать, то при невысокой выработке гормона лучше обратиться к врачу и пройти обследование, ведь это может быть симптомом другого серьезного заболевания.
Гормон роста или соматотропин вырабатывается в одном из участков мозга. У детей и подростков он вырабатывается особенно активно, с ним связаны резкие скачки в росте и развитии, после полового созревания выработка постепенно сокращается и после 25 лет происходит очень малая его секреция.
В большинстве стран мира последние поколения значительно выше своих предков. В основном это происходит засчет того, что увеличивается уровень жизни, человеку в общем хватает пищи, в употреблении значительно больше белка, чем раньше и сама пища достаточно разнообразна.
Соматотропин влияет не только на рост человека, он отвечает за такие важные функции как:
Для того чтобы выявить проблемы с ростом необходимо обратиться к врачу. После осмотра и сбора анамнеза он может назначить такие исследования (для детей и взрослых):
Лучше выявить проблемы как можно раньше, особенно в детском возрасте, ведь она может стать причиной не только отставания в росте, но и отставания в физическом, половом и умственном развитии ребенка.
Можно ли вырасти
При правильном подходе и выяснении причины низкого роста человек может его увеличить. Никто не даст гарантии на сколько именно можно стать выше, на 5 см, 10 см или на 1 см, однако возможность существует. Главное подойти комплексно к решению данной проблемы, желательно, если этот процесс будет контролировать специалист.
Если причина лежит в нарушениях работы эндокринной системы, то необходимо выяснить, что это за нарушения и чем они вызваны – с этим поможет только опытный врач. Если же нет патологических причин или они устранены, то для достижения результата необходимо пройти курс специальных препаратов, наладить рацион питания и режим дня, уделить время физической активности и специальным упражнениям.
Средний рост людей, проживающих в восточной Европе, составляет для мужчин чуть больше 176 см, а для женщин почти 165,5 см.
Как можно увеличить свой рост с помощью физических упражнений
Доказано, что гормон роста активнее вырабатывается в организме во время физической активности, поэтому очень важно уделять ей внимание ежедневно, а также заниматься каким-либо видом спорта. Какой это будет спорт выбирает сам человек, но наибольшего успеха можно добиться, если заниматься плаванием, велосипедным спортом и пауэрлифтингом.
На данный момент разработаны методики специальных упражнений, которые способствуют увеличению роста:
Медикаментозная терапия
Так как соматотропин является основным фактором, стимулирующим рост, то возможно его дополнительное введение в организм. Препараты могут назначаться в качестве заместительной терапии, если количество соматотропина, вырабатываемого организмом мало или назначаться курсом. Лекарственная терапия может назначаться всем: детям, подросткам, в 18 лет и людям после 30 лет.
Препаратов с гормоном роста достаточно много, все они имеют свои побочные эффекты и предназначены для людей с различными анамнезами, поэтому препарат прописывает врач и прием его осуществляется также под наблюдением врача.
Хирургические вмешательства
Сегодня существует возможность увеличения роста засчет удлинения костей ног. Операции достаточно сложные, требуют серьезного послеоперационного восстановления, стоят немалых денег и поэтому не пользуются особой популярностью.
Наиболее эффективный операционный метод – это метод Илизарова. Он заключается в том, что в кости ног вставляются специальные прутья и устанавливается механизм. Потихоньку с помощью этого механизма прутья раздвигаются, таким образом стимулируя и рост самой кости. Весь процесс длиться около года (в зависимости от того на сколько выше нужно стать), все это время человек должен ходить на костылях.
Естественные способы увеличения выработки самототропина
Человеку в любом возрасте необходимо придерживаться правил здорового образа жизни: в 16 лет, в 17, в 20, в 30 лет и позже, чтобы продлить свою жизнь и не потерять ее качество.
Как было отмечено выше, спорт является хорошим стимулятором для выработки самототропина. Кроме этого большое его количество вырабатывается во время сна, поэтому дети так много спят в раннем возрасте, а вот взрослые нередко пренебрегают сном за что и платят потом болезнями и усталостью.
В поддержке нормального уровня всей гормональной и эндокринной системы важную роль играет питание. Оно должно быть максимально разнообразным, богатым белками и полезными жирами, необходимо уменьшить потребление сахара. Особенное важное внимание необходимо уделить родителям, которых интересует как увеличить рост ребенка без медикаментов.
Не стоит пренебрегать и ежегодным посещением врачей. Специалисты смогут только на основании осмотра и оценки образа жизни сделать предположение о наличии или отсутствии заболеваний. Важно следить за работой щитовидной железы: сдавать анализ на гормоны, УЗИ и консультироваться со специалистом.
К какому специалисту обратиться
Врач-эндокринолог – это специалист в области эндокринологии, именно к нему необходимо обращаться при подозрении на заболевания эндокринных органов и систем, а также при гормональных изменениях.
Я, Романов Георгий Никитич, врач-эндокринолог высшей квалификационной категории, кандидат медицинских наук. Моя непрерывная врачебная практика насчитывает более 20 лет, за которые мне встречались пациенты с различными заболеваниями. Я владею обширными знаниями в области медицины, как классическими, так и современными методами диагностики и лечения. Я точно могу ответить на вопрос можно ли увеличить рост – я и мои пациенты с данной проблемой добивались замечательных успехов при лечении.
На данный момент я веду прием в медицинском центре в г.Гомеле, куда может записаться любой желающий. Также я предоставляю услугу платной онлайн консультации. В рамках такой консультации я могу помочь расшифровать и оценить результаты диагностики, разобраться с симптомами и назначить необходимое лечение, корректировать лечение и следить за его ходом. Для записи на консультацию пишите мне в любой из предложенных аккаунтов: Viber, Skype, Instagram, Вконтакте, WhatsApp.
Витамины для школьника: как понять, что ребенку нужны пищевые добавки? Ответ врача-педиатра
Я собрала несколько важных фактов о витаминах, чтобы вы могли быть уверены, что выбрали лучшие добавки для укрепления здоровья ребенка.
Какие витамины нужны ребенку?
Важно обсудить этот вопрос с лечащим врачом!
Несмотря на то, что витамины продаются в любой аптеке без рецепта, не покупайте их без предварительной консультации с врачом. Минералы и витамины очень важны для здоровья детей, давать поливитаминные комплексы, особенно с жирорастворимыми витаминами опасно – витамины А и Д могут накапливаться в теле, провоцируя токсический эффект.
Врач (на основании анализов) определит конкретный курс витаминов, который подойдет вашему ребенку. Избыточный прием поливитаминов вызывает токсический эффект: тошноту, рвоту, сыпь и головные боли, а иногда и более серьезные побочные эффекты. В среднем, курс витаминов длится две недели, затем делается перерыв на месяц, и повторяется двухнедельный прием. Принимать препараты лучше в период каникул, чтобы поддержать организм ученика перед нагрузками.
Оцените состояние: нужны ли витамины?
К примеру, ученикам начальной школы требуется 25 мг витамина С каждый день, 3000 МЕ витамина А и 400 МЕ витамина D. Кроме того, малышам нужны и все витамины группы В. Причем, мальчикам нужно чуть больше витаминов, чем девочкам. Но в период полового созревания, который у девочек наступает раньше, соотношение становится противоположным.
Витамин D: нужен ли он школьникам?
Исследование 2016 года, опубликованное в журнале «Эпидемиология»,[i] выявило, что дети, в рационе которых не было коровьего молока, могут страдать от нехватки витамина D. Поэтому с октября по апрель им показаны профилактические курсы этой добавки. Можно использовать комплексные БАДы с омега-3 и витамином D, капсулы с рыбьим жиром или капли (водный или масляный раствор).
В летнее время ребенку не нужен прием этого витамина. Важно, чтобы малыш как можно больше бывал на свежем воздухе и получал необходимый ему витамин. Но не стоит длительно находиться под палящими лучами солнца – возможны ожоги. Витамин Д можно получить даже в тени.
Когда добавки необходимы?
Многие родители задаются вопросом: должны ли дети принимать витаминные или минеральные добавки?
Если меню вашего ребенка богато правильными и разнообразными продуктами, включает блюда из цельного зерна, свежие фрукты и овощи, молочные продукты, орехи, семена, яйца и мясо, тогда, возможно, витаминные комплексы не нужны.
Если ребенок пропускает приемы пищи, соблюдает диету или родители обеспокоены тем, что он не ест какие-то конкретные блюда, к примеру, овощи или молочные продукты, тогда рекомендуется не пренебрегать курсами витаминов.
Витамины и минералы стимулируют иммунную систему, поддерживают нормальный рост и развитие и помогают клеткам и органам выполнять свою работу. Если у школьника возникают проблемы со зрением, он быстро устает, часто болеет, шелушится кожа, трескаются губы – ему нужен курс витаминов, подобранных совместно с врачом.
Помочь организму справляться с нагрузками в период быстрого роста (в 8-9 лет), в период полового созревания помогут витаминно-минеральные комплексы.
Наряду со всеми вышеупомянутыми витаминами, в эти периоды нужен кальций и железо, йод, цинк и селен. А в периоды повышенных умственных нагрузок важно достаточное поступление йода, меди, магния и витамина В6.
Курс витаминов хотя бы дважды в год (в межсезонье) нужен детям, склонным к полноте, любителям фастфуда и сладкой газировки.
Если же дети придерживаются вегетарианской диеты, им нужно дополнительно принимать витамины группы В, особенно фолат (В9) и цианокобаламин (В12).
Витаминно-минеральная недостаточность у детей: соматические и психоневрологические аспекты проблемы
Проблема дефицита витаминов и/или минеральных веществ у детей не утрачивает своей актуальности до настоящего времени. Именно витамины и минеральные вещества относятся к так называемым микронутриентам, обеспечивающим в человеческом организме множество физи
Проблема дефицита витаминов и/или минеральных веществ у детей не утрачивает своей актуальности до настоящего времени. Именно витамины и минеральные вещества относятся к так называемым микронутриентам, обеспечивающим в человеческом организме множество физиологических функций, сопряженных с деятельностью нервной, эндокринной, иммунной и других систем. Это обстоятельство объясняет интерес к витаминно-минеральной недостаточности врачей различных педиатрических специальностей: детских неврологов, гастроэнтерологов, диетологов, аллергологов, иммунологов, кардиологов, эндокринологов и др.
Общеизвестно, что вышеперечисленные микронутриенты необходимы для нормального роста и развития детей. Дефицит витаминов и/или минеральных элементов может приводить к развитию специфических болезней (гиповитаминозы и минералодефицитные состояния — дисэлементозы). Большинство этих патологических состояний давно описаны в доступной медицинской литературе [1–5]. Врачам хорошо известны такие гиповитаминозы, как макроцитарная (пернициозная) гиперхромная анемия (дефицит витамина В12 — цианокобаламина), геморрагическая болезнь новорожденных (дефицит витамина К — менадиона), рахит (дефицит витамина D — кальциферола) и многие другие варианты витаминной недостаточности [1–5]. Детским неврологам и неонатологам также знакомо состояние, получившее название «пиридоксин-зависимых судорог» (пароксизмы, вызванные потребностью в витамине В6). Основные клинические проявления при недостаточности минеральных веществ в различные периоды детства также описаны в литературе [1, 4, 5].
К сожалению, приходится признать, что обеспечение поступления в организм всех микронутриентов с пищей остается малодостижимой перспективой. Поэтому необходимые детям витамины и минеральные вещества следует дотировать. Это положение, считавшееся в прошлом дискутабельным, сегодня уже является аксиомой.
Витамины и минералы — важнейшие микронутриенты. Помимо так называемых макронутриентов (белки, жиры и углеводы), для полноценной работы организма необходимы и микронутриенты, к которым относятся витамины и минеральные вещества. Последние в отличие от макронутриентов не обеспечивают поступление пищевой энергии, но обладают целым рядом иных полезных свойств. Так, D. Benton указывает, что обеспеченность микронутриентами необходима для нормального уровня интеллектуального развития у детей [6].
Существуют и другие «непитательные» функции микронутриентов. Так, например, витамин D является гормоноподобным веществом и обладает доказанным иммуномодуляторным действием, а физиологические функции Са настолько многочисленны и связаны со столь многими системами организма (нервной, костной, мышечной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, эндокринной, ферментной, свертывающей, иммунной и др.), что не возникает никаких сомнений относительно эссенциальности последнего макроэлемента.
Витамины. Все витамины (жирорастворимые: А — ретинол, Е — токоферол, D — кальциферол, K — менадион, водорастворимые: B1 — тиамин, В2 — рибофлавин, РР или B3 — никотиновая кислота/никотинамид, B5 — пантотеновая кислота, B6 — пиридоксин, B12 — цианокобаламин, B9 — фолиевая кислота, С — аскорбиновая кислота, биотин — витамин Н) постоянно выполняют в организме конкретные, присущие только им функции. Гиповитаминозы и витаминодефицитные состояния — это специфические проявления недостаточного поступления витаминов в человеческий организм [1, 3, 4, 7, 8].
Детский организм является особенно чувствительным к дефициту витаминов. Помимо изолированных и клинически манифестных гиповитаминозов (цинга, болезнь бери-бери, пеллагра и др.), которые хорошо известны детским врачам, в педиатрической практике нередко встречаются случаи сочетанной витаминной недостаточности, которые проявляются менее специфично. В частности, признаками сезонных поливитаминодефицитных состояний можно считать следующие: повышенная утомляемость или возбудимость, плаксивость, снижение аппетита, нарушения сна и т. д. В ряде случаев признаками сочетанного витаминного дефицита служат снижение в крови уровня гемоглобина, различные изменения слизистых оболочек и кожных покровов, частичное снижение остроты зрения, нарушения нормального функционирования желудочно-кишечного тракта (запоры и т. п.) [7, 8].
Для терапевтического воздействия на ключевые звенья метаболизма обязательным является использование комплекса витаминов группы В.
Известно, что тиамин (витамин В1), никотинамид (витамин РР), рибофлавин (витамин В2), пиридоксин (витамин В6) участвуют в метаболизме аминокислот, углеводов, жиров, в синтезе РНК/ДНК, гемоглобина, ацетилхолина, нейротрансмиттеров, обеспечивают функционирование окислительно-восстановительных реакций.
Пантотеновая кислота (В5) необходима для синтеза гормонов, желчных кислот, холистерола, для поддержания нормальной работы нервных клеток и обеспечения детоксикационных процессов в организме, цианкобаламин (витамин В12) — для синтеза миелина, нуклеиновых кислот и эритроцитов, а фолиевая кислота — для обеспечения функциональной целостности нервной системы, высокого уровня иммунитета, оптимизации процессов деления и роста клеток, их регенерации.
Следует отметить, что для нормальной работы жизненно важных органов: сердца, мозга, печени, почек, для поддержания психического и физического здоровья необходимо введение комплекса витаминов связи с их взаимозависимым и потенцирующим действием.
Препаратом, который отвечает этим требованиям, является Нейромультивит, содержащий витамин В1 в дозе 100 мг, витамин В6 — 200 мг, витамин В12 — 200 мкг.
Препарат назначается предпочтительно в утренние часы по 1 таблетке 1–2 раза в сутки, с учетом возраста и тяжести неврологических нарушений, в течение 1–2 месяцев.
Минеральные вещества. Кудрин А.В. и Громова О.А. подчеркивают, что среди более чем 80 элементов (макро- и микро), обнаруженных в человеческом организме, 15 признаны эссенциальными (среди них Fe, I, Cu, Zn, Se, Mn и др.), а не менее четырех других (Cd, Pb, Sn и Rb) являются «серьезными кандидатами на эссенциальность» [9].
Рекомендуемое суточное потребление минеральных веществ (Ca, P, Mg, Fe, Zn, I) представлено в «Нормах физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения» Минздрава РФ и остается неизменным с 1991 г. (как и нормативы потребления витаминов) [10].
Потребление достаточного количества макро- и микроэлементов с пищей и в составе витаминно-минеральных комплексов оказывает выраженное положительное влияние на состояние многих органов и систем человеческого организма.
В свою очередь, дефицит минеральных веществ приводит у детей к выраженным нарушениям со стороны соматического и психоневрологического здоровья.
Так, при рассмотрении макродисэлементозов можно констатировать, что недостаток натрия (Na) сопровождается гипонатриемией и дисфункцией ЦНС, а калия (К) — гипокалиемией, нарушениями проведения нервных импульсов, снабжения головного мозга кислородом, мышечной сократимости и др. (включая специфические изменения на ЭКГ, нефропатию с нарушением концентрационной функции почек и полиурией, вторичную полидипсию и т. д.). Дефицит кальция (Са) приводит к кальциопеническим состояниям, магния (Mg) — к нарушениям со стороны сердечно-сосудистой системы и гипомагниемическим судорогам, а также предрасполагает к повышенной подверженности стрессам, синдрому хронической усталости и головным болям [4, 9, 10].
Дефицит микроэлементов встречается не с меньшей частотой, чем недостаточность минеральных веществ, относящихся к макроэлементам. Хорошо известно, что у детей йодная недостаточность способна приводить к задержке нервно-психического развития и снижению работоспособности, а длительный период дефицита йода (I) в детском возрасте вызывает развитие специфического кретинизма [4, 9, 10].
В свою очередь, дефицит фтора (F) приводит к поражению зубов (зубной кариес, гипоплазия эмали и т. д.) [4].
Недостаточное поступление в организм меди (Cu) сопровождается не только признаками анемии, лейкопении и костной деминерализации, но и снижением показателей иммунного статуса, а также нарушениями формирования коллагена [4, 9, 10].
Дефицит хрома (Cr) нередко приводит к повышенной возбудимости и раздражительности, нарушениям памяти, а также полидипсии. В случаях тяжелой депривации по Cr у детей могут возникать спутанность сознания (различной степени выраженности) и другие нарушения функций ЦНС [4, 9, 10].
Недостаточное потребление железа (Fe) — причина снижения у детей уровня иммунной резистентности; выраженный дефицит Fe проявляется гипохромной анемией, мышечной слабостью, нарушениями вкуса и обоняния, патологическими изменениями структуры волос и ногтей, а также ухудшением сна. Имеются данные о нарушениях психомоторного и интеллектуального развития при недостатке Fe у детей грудного и раннего возраста [4, 9, 10].
При дефиците марганца (Mn) у детей отмечаются недомогание, похудание, тошнота и/или рвота, замедление роста волос (с изменением их структуры и окраски), иногда возникает транзиторный дерматит [4, 9, 10].
Недостаточность никеля (Ni) приводит к нарушениям процессов нормального кроветворения и обеспечения клеток кислородом (O2) [4, 9, 10].
Дефицит бора (B) клинически выражается в нарушениях формирования костной ткани и метаболизма в соединительной ткани. Для недостаточности этого микроэлемента также характерны признаки снижения иммунитета [4, 9, 10].
Недостаточность кремния (Si) в детском возрасте сопровождается нарушениями процессов роста и формирования костей, а также хрящевой и соединительной тканей [4, 9, 10].
Цинк (Zn) и селен (Se) — это микроэлемeнты, которым в настоящее время уделяется особое внимание. Проявления дефицита цинка многочисленны и многообразны, но на первый план выступают признаки снижения иммунитета, нарушения заживления ран, иногда развивается специфическая дефицитарная энцефалопатия; недостаточность Zn может сопровождаться дефицитом Se. Недостаточность Se приводит к снижению антиоксидантной и иммунной защиты, а в регионах, где наблюдается недостаточное потребление этого микроэлемента, отмечается повышенная встречаемость онкологических заболеваний. В настоящее время также не исключается, что дефицит Se является причиной болезни Кашина–Бека [4, 9–12].
Другие элементы (в частности, Mg) также обладают важными доказанными физиологическими функциями, вследствие чего недостаточность по этим минеральным веществам приводит к появлению соответствующих симптомов различной степени специфичности [13]. Нарушения витаминной и минеральной обеспеченности усугубляют течение соматических и неврологических болезней даже при отсутствии выраженного дефицита по этим веществам [1].
Распознавание типичных гиповитаминозов и дисэлементозов обычно не вызывает существенных затруднений в практике детских врачей, но иногда имеют место сочетания витаминной и минеральной недостаточности, которые клинически не столь специфичны и однозначны.
Классическим примером сочетанной витаминно-минеральной недостаточности у детей служит витамин D-дефицитный рахит, который в последние годы в зарубежной литературе принято называть нутритивным, подчеркивая тем самым алиментарную зависимость этой болезни, нередкой у детей грудного и раннего возраста. При этом возраст-зависимом заболевании у детей первых лет жизни отмечаются симптомы поражения не только нервной и скелетной систем, но и многих других органов и систем организма (сердечно-сосудистой, эндокринной, кроветворной, иммунной и т. д.).
Помимо рахита Prince R. и Glendenning P., выделяют целую группу остеопенических состояний с нарушением костного и минерального метаболизма [14]. Подчеркивается, что эти нарушения вызываются как алиментарной недостаточностью микронутриентов, так и генетическими факторами и метаболическими заболеваниями.
Психоневрологические аспекты витаминно-минеральной недостаточности. Выше уже были упомянуты некоторые аспекты взаимосвязи между нервной системой и обеспеченностью детского организма витаминами и минеральными веществами. Роль микронутриентов в формировании когнитивных функций, а также влиянии на поведение и настроение уже может считаться признанной с позиций доказательной медицины (существует представительная группа систематических обзоров, представленная в международной базе данных библиотеки Cochrane). Тем не менее особо хотелось бы подчеркнуть один из актуальнейших аспектов детской психоневрологии, а именно — роль микронутриентов в противостоянии острым и хроническим стрессам различного генеза [15, 16].
Поскольку многие витамины и минеральные вещества являются антистрессорными факторами, препятствующими дезадаптации, то есть одновременно выполняют и роль адаптогенов, то именно эти свойства описываемых микронутриентов нашли применение в современной нейродиетологии [17].
Нейродиетология. Так называется новое направление нейронауки, занимающее промежуточное положение между медикаментозными и немедикаментозными методами лечения и ориентированное на терапию многих болезней нервной системы. Нейродиетология нацелена на качественное и количественное манипулирование составом рационов питания, а также на алиментарную профилактику нарушений со стороны ЦНС и оптимизацию психомоторного, эмоционального и психологического развития детей [17]. Поэтому детские неврологи назначают витаминные, минеральные и комплексные препараты при широком спектре заболеваний центральной нервной системы (эпилепсия, синдром дефицита внимания с гиперактивностью, рассеянный склероз и др.), а также при соматоневрологической патологии [15–17]. К представителям последней, в частности, относятся целиакия (глютеновая энтеропатия) и другие виды пищевой непереносимости, болезнь Вильсона–Коновалова, ювенильный ревматоидный артрит, нейродермит и т. д.
Хотя, как уже указывалось, обеспечить 100%-ное поступление в организм алиментарным путем витаминов, микро- и макроэлементов далеко не всегда представляется возможным, использование моно- или комплексных препаратов на основе эссенциальных витаминов и минеральных веществ является одним из важных «инструментов» нейродиетологии. Именно контролируемое применение описываемых микронутриентов позволяет добиться своевременной профилактики или коррекции изолированной витаминной и минеральной, а также сочетанной витаминно-минеральной недостаточности [1, 4, 5].
Следует отметить, что в настоящее время большинство специалистов склонны признавать полную идентичность натуральных (пищевых) и химически синтезированных витаминов и минеральных веществ, а также отсутствие предпочтительности первых или последних в реализации ими физиологических эффектов в человеческом организме [17].
Витаминные и витаминно-минеральные комплексы. Для профилактики витаминной и витаминно-минеральной недостаточности в России представлен целый ряд отечественных и зарубежных препаратов, которых насчитывается не менее 150. Для детей некоторые компании предлагают так называемые «витаминные линейки», то есть поливитаминные препараты и витаминно-минеральные комплексы, предназначенные для различных возрастных категорий [3–5, 8, 11, 15, 16, 18]. Вполне естественно, что прием детьми поливитаминных препаратов, не содержащих минеральных веществ, имеет основной целью профилактику и коррекцию витаминной недостаточности, но не минералодефицитов.
В настоящее время пристально рассматривается проблема нежелательного взаимодействия между отдельными витаминами и минеральными веществами. В частности, малосовместимыми считаются такие элементы, как железо и кальций, а витамин С (аскорбиновая кислота) обладает свойством к частичной дезактивации цианокобаламина (витамин В12). При определенных условиях такие эссенциальные вещества, как Cu, Zn, Se, Si и некоторые другие микроэлементы способны оказывать прямое токсическое влияние на детский организм. Существуют и другие виды неблагоприятных взаимодействий между микронутриентами, возникающие вследствие биохимических реакций [15].
Поэтому в настоящее время для избежания проблем нежелательного взаимодействия витаминов и минеральных веществ нередко прибегают к раздельному приему малосовместимых компонентов витаминно-минеральных комплексов. С этой целью многие современные витаминные, минеральные и витаминно-минеральные комплексы состоят не из одной таблетки, а из двух или трех [11]. Указанная практика позволяет добиться увеличения эффективности компонентов витаминно-минеральных препаратов до 50% и соблюдения одного из старейших постулатов медицины «Не вреди!» (Noli Nocere!).
Все витаминные и витаминно-минеральные комплексы для детей обязательно должны быть адаптированы для конкретных категорий пациентов и ориентированы на конкретные возрастные группы [19–21]. Помимо препаратов в виде таблеток, капсул, драже и жевательных пастилок, для детей грудного и раннего возраста предусмотрены жидкие лекарственные формы витаминно-минеральных комплексов (сиропы, суспензии) — с учетом вкусовых предпочтений и функциональных возможностей ЖКТ этих пациентов.
Не следует забывать, что в целях обеспечения плода необходимыми витаминами и минеральными веществами для нормального внутриутробного и последующего постнатального развития в периоды беременности и кормления грудью женщинам показан регулярный и систематический их прием. В России представлен сравнительно широкий ассортимент витаминно-минеральных комплексов, производимых отечественной и зарубежной промышленностью для беременных и кормящих матерей [22].
Регулярное потребление витаминов и минеральных веществ практически всеми возрастными категориями населения в России продолжает оставаться крайне неудовлетворительным. Детским врачам всегда следует помнить о том, что в настоящее время имеются все возможности как для профилактики, так и для коррекции любых форм витаминно-минеральной недостаточности. Игнорирование этих возможностей абсолютно недопустимо и ничем не может быть оправдано.