Что привлекает в облике г р державина 6 класс литература
Холодным январским с утра 1815 года Г. Р. Державин находился на экзамене
Холодным январским днем 1815 года Г. Р. Державин находился на экзамене в Царскосельском лицее. Чьё выступление его неподражаемо взволновало? Пристально осмотри репродукцию картины И. Е. Репина Пушкин на лицейском экзамене в Королевском Селе 8 января 1815 года и ответь на вопросы. Картина на стр. 32. Задание 53. 1. В каком месте Царскосельского лицея происходит событие, изображенное на картинке? 2. По какому предлогу состоялось событие, изображённое на картине? 3. Кто изображён живописцем на картине? 4. Каким изобразил живописец А. С. Пушкина? 5. Сколько лет было тогда А. С. Пушкину? 6. Какое творение читал А. С. Пушкин на лицейском экзамене? 7. Что завлекает в облике Г. Р. Державина?
1. В Большом зале Лицея.
2. 8 января 1815 года состоялись переводные экзамены.
3. Зал заполнен гостями, родителями, родственниками. За столом посиживают
лицейские начальники и доктора в парадных мундирах. В состав
экзаменационной комиссии заходил большой поэт Г. Р. Державин,
4.Пуш-кин стоит на открытом пространстве, в необыкновенной позе, ни у кого из
изображённых людей нет такового
вдохновенного личика; кидаются в глцза белоснежные
штаны, путовицы на фраке. Расценивая свою работу, художник писал: а Личико
и вся фигура мальчугана Пушкина на моей картине составляет радости моей
жизни. Никогда мне ещё не удавалось ни одно личико так живо, сильно и с таким
несомненным сходством, кок это героя-ребёнка.
Подготовка к описанию картины И.Е. Репина «Пушкин на лицейском экзамене»
Презентация к уроку
Оборудование урока: репродукция картины И. Е. Репина “Пушкин на лицейском экзамене”
Перспективное дом. задание: учащиеся заранее заучивают отрывки из произведения Пушкина “Воспоминания в царском селе”
Ход урока
Дети получают цветные фишки (учитель определяет настроение детей перед уроком)
1. Организационный момент Вступительное слово учителя. Играет музыка Римского-Корсакова
Слово учителя: Ребята, сядьте удобно. Я вижу, что у всех настроение хорошее. Улыбнитесь друг другу. Я вам желаю сегодня получить только положительные оценки (если у кого-то из детей черные или серые фишки, учитель в течение урока уделяет особое внимание ребенку, поддерживает его, помогает ему в ответах; важно, чтобы в конце у этого ребенка поднялось настроение)
2. Разминка. Учитель читает стих
Взглянув когда-нибудь на тайный сей листок,
Исписанный когда-то мною,
На время улети в лицейский уголок
Всесильной радостной мечтою.
Ты вспомни быстрые минуты первых дней,
Неволю мирною, шесть лет соединенья,
Печали, радости, мечты души твоей,
Размолвки дружества и сладость примиренья, –
Как вы думаете, чему посвящен наш сегодняшний урок? (творчеству и жизни Пушкина в лицее. Знакомство с планом урока (Презентация, слайд 2)
3. Подготовка учащихся к восприятию произведения живописи.
Беседа.
Ребята, мы знаем, что развитию поэтического дарования Пушкина способствовали годы учебы в лицее. Расскажите, что больше вам запомнилось о жизни Пушкина в лицее?
Что говорили современники Пушкина о его таланте?
В. А. Жуковский, известный тогда поэт, приехал в лицей специально, чтобы познакомиться с Пушкиным, писал: “Я сделал приятное знакомство с нашим молодым чудотворцем Пушкиным. Милое живое творение! Это надежда нашей словесности. Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастет”.
Учитель
Мы с вами задержимся у картины И. Е. Репина “Пушкин на лицейском экзамене”, который изобразил событие, описанное Пушкиным.
Сколько лет было тогда Пушкину? (15 лет)
Ребята, расскажите о Г. Р. Державине?
(В 1815 году на экзамене по русской словесности А. Пушкин встретился с Гаврилом Романовичем Державиным, одним из крупнейших русских поэтов XVIII века. Он родился в 1743 году недалеко от Казани, в селе Сокуры (ныне село Державино Лаишевского района), учился в Казанской гимназии, увлекался поэзией, музыкой, рисованием.)
Просмотр отрывка из фильма “Юность Пушкина”, режиссер Абрам Народицкий
Физминутка. Прочтите отрывок из стиха, передавая движения Пушкина? (перспективная домашняя работа: подготовить инсценировку по картине “Пушкин на лицейском экзамене”)
Анализ картины.
Прежде чем приступим к работе над картиной художника “Пушкин на лицейском экзамене” поговорим о творце этого произведения.
Беседа об Илье Ефимовиче Репине (с просмотром презентации к уроку о художнике )
— Просмотр слайда о картинах репина (во время просмотра дети вспоминают ранее виденные картины Репина. Приложение1)
— Какие сведения о художнике вы получили? (заранее подготовленный ученик)
Илья Репин родился 24 июля (5 августа) 1844 года в семье военного поселенца Ефима Васильевича Репина (1804—1884) в городе Чугуеве Харьковской губернии Российской империи. Грамоте и арифметике обучился у пономаря и дьячка. В 1863 году поступил в Академию Художеств в Петербурге. В Рисовальной школе на Бирже Репин познакомился с И. Н. Крамским, который стал его наставником. Учился успешно, в 1869 г. был награждён малой золотой медалью.
— Расскажите об истории создания картины? (заранее подготовленный ученик)
Дополнения учителя (для разностороннего развития. (Презентация, слайд 3)
ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ. Интересная деталь. Исследуя композиционную структуру картин – шедевров мирового изобразительного искусства, искусствоведы обратили внимание на тот факт, что во многих жанровых и пейзажных картинах (например, у Шишкина) широко используется закон золотого сечения. Принцип этого закона можно увидеть и в картине И.Е. Репина “А.С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года”. (приложение 3) Фигура Пушкина помещена художником в правой части картины по линии золотого сечения. Левая часть картины, в свою очередь, тоже разделена в пропорции золотого сечения: от головы Пушкина до головы Державина и от нее до левого края картины. Расстояние от головы Державина до правого края картины разделено на две равные части линией золотого сечения, проходящей вдоль фигуры Пушкина.
Анализ произведения живописи ( попутные записи в тетради)
— Ребята, посмотрите на репродукцию картины “Пушкин на лицейском экзамене” и попробуйте войти в картину.
— Что в ней интересного? (Она открывает страницы жизни великого поэта.)
— Почему И. Е. Репин обратился к теме Пушкина?
(Художник очень любил поэта, преклонялся перед его творчеством, хотел выразить свою любовь к нему.)
— О чем художник рассказывает в своей картине, каков его сюжет?
(В Большом зале Лицея 8 января 1815 года состоялись переводные экзамены. Среди приглашенных был выдающийся русский поэт Г. Р. Державин. Пушкин читал стихотворение “Воспоминания в Царском Селе”)
Дополнение учителя:
(“Зал был наполнен гостями, родителями и родственниками. В глазах рябило от сияния золотых эполетов, шнуров и вензелей. За столом сидели лицейские начальники и профессора в парадных формах. Лицеисты стеной стояли вдоль окон, все в мундирах, белых панталонах и ботфортах. Лица у них были торжественные и отчаянные. Спрашивали Пушкина. Поэт стоял перед экзаменатором Галичем, закинув назад растрепанную голову. Державин открыл глаза, посмотрел на Пушкина удивленно и повернул к нему левое ухо. Пушкин читал все больше воодушевляясь. Голос его становился все увереннее и звонче. Руки его задвигались, глаза засияли. Пушкин читал о нашествии Наполеона, о родной Москве, о победе над врагом. Голос его звенел металлом. Галич сложил ладони на животе и удовлетворительно покачивал головой в такт. Державин поднялся и протянул обе руки к Пушкину. Пушкин дико посмотрел кругом и вдруг заметил, что в зале сидит множество людей, что за столом экзаменаторы, а у Державина на щеке слёза. Он тряхнул кудрями и бурно устремился к выходу из зала. Среди гостей прокатился гул”. )
Составление опорных словосочетаний и предложений. С данными словами составить словосочетания (слова в таблице). Таблицы раздаются каждому (Приложение 2)
Ответы на вопросы, требующие размышления и доказательства:
— Кто является главным действующим лицом: Пушкин или Державин? Почему?
— Как это сумел показать художник? (Композицией: Пушкин стоит на открытом пространстве в необычной позе; Красками: ни у кого из изображенных людей нет такого светлого лица; бросаются в глаза белые панталоны, пуговицы на фраке и т.д.)
— Что привлекает внимание в облике Державина? (сначала засыпал потом оживился, приставил руку к левому уху, заплакал)
— Какова реакция окружающих на происходящее?(все сидят с гордыми лицами, довольными)
— Какие чувства и мысли она вызывает? (гордость за русского поэта)
Работа по готовому плану. Запись на доске (план с пропусками, заполнить недостающие пункты. (Презентация, слайд 10)
Восхищение Державина (музы*ка, второй Державин)
Илья Репин родился в 1844 году в городе Чугуеве Харьковской губернии Российской империи. Грамоте и арифметике обучился у пономаря и дьячка. В 1863 году поступил в Академию Художеств в Петербурге.
Свою картину “Пушкин на лицейском экзамене” Репин создал в 1911 году.
Сюжет картины исторически конкретен и достоверен. В Большом зале Лицея 8 января 1815 года в связи с переходом воспитанников в “окончательный курс” состоялись переводные экзамены. Среди приглашенных был выдающийся русский поэт Г. Р. Державин. На экзамене по российской словесности Пушкин читал специально написанное для этого дня стихотворение “Воспоминания в Царском Селе”.
Зал был наполнен гостями, родителями и родственниками. За столом сидят лицейские начальники и профессора в парадных формах. Все собравшиеся стеной стоят и сидят вдоль окон, все в мундирах, белых панталонах и ботфортах. Лица у них торжественные и отчаянные. Спрашивают Пушкина. Поэт стоит перед экзаменатором Галичем.
После прочтения стиха Державин прослезился от радости и протянул руки к Пушкину.
Мне нравится картина Репина, потому что художник достоверно передал исторические события, показал свою любовь к молодому гению.
А теперь покажите мне фишки снова?
Русский язык, 9 класс
Вопрос от #38709 517 дней назад
ЛИТЕРАТУРА Вопросы и задания «В творческой лаборатории Г. Р. Державина» http://vip8082p.vip8081p.beget.tech/Literatura_9_Korovina/22.html 1. Что нового Вы узнали о Державине? Чем заинтересовала Вас личность поэта? Почему Державину пришлось покинуть губернаторство в Олонецкой и Тамбовской губерниях, хотя сделано им было там немало полезного?
Что нового Вы узнали о Державине? Новое о Державине я узнал то, что его род происходил от знатного татарского мурзы Багрима, который в XV веке прибыл в Москву для службы русскому князю. Один из потомков Багрима получил прозвище Держава и стал служить в Казани. От него пошёл род Державиных, постепенно обедневший. Державин родился в Казани в 1743 году, учился в Казанской гимназии, а затем был призван на военную службу рядовым. Державин служил в Преображенском гвардейском полку и лишь спустя десять лет после начала службы получил первый офицерский чин. Когда в 1765 году умер Ломоносов, Державину было 22 года. Чем заинтересовала Вас личность поэта? Это действительно очень интересный и талантливый человек. Он служил простым солдатом и дослужился до должности министра юстиции, был личным секретарём императрицы. Почему Державину пришлось покинуть губернаторство в Олонецкой и Тамбовской губерниях, хотя сделано им было там немало полезного? Императрицей он был назначен правителем Олонецкой, а потом Тамбовской губерний. Приближенный затем ко двору, поэт не вписался в его атмосферу, и конфликты с императрицей и с ее фаворитами следовали один за другим. Екатерина II в конце концов сделала его кабинет-секретарем, но вскоре перевела в сенаторы. Впоследствии так же поступили Павел I, призвавший Державина на службу и вскоре отказавшийся от его услуг, и Александр I, сделавший Державина министром юстиции и через год освободивший поэта от этих обязанностей. Придворная карьера Державина каждый раз оканчивалась ссорой между гордым, прямым, честным, крутого нрава поэтом и покровителями-самодержцами. Это привело к тому, что ему приходилось покидать губернаторства в Олонецкой и Тамбовской губерниях.
Роль державина в русской литературе кратко. Роль философской лирики Г.Р. Державина для русской литературы
Юные годы
Военная служба
Еще будучи учеником Казанской гимназии, поэт написал свои первые стихи. Однако доучиться в гимназии ему так и не удалось. Дело в том, что канцелярская ошибка, допущенная каким-то служащим, привела к тому, что юношу на год раньше отправили на военную службу в Петербург, в Преображенский полк, в должности обычного солдата. Лишь десять лет спустя ему удалось все-таки добиться чина офицера.
С поступлением на военную службу жизнь и творчество Державина сильно изменились. Долг службы оставлял мало времени для литературной деятельности, но, несмотря на это, в военные годы Державин сочинил довольно много шуточных стихов, а также изучал произведения различных авторов, в том числе Ломоносова, которого он особенно почитал и считал образцом для подражания. Поэзия Германии также привлекала Державина. Он отлично знал немецкий язык и занимался переводами на русский немецких поэтов и в своих собственных стихотворениях часто опирался на них.
Однако в то время Гаврила Романович еще не видел свое главное призвание в поэзии. Он стремился к карьере военного, к служению родине и улучшению материального положения семьи.
В 1773-1774 гг. Державин участвовал в подавлении восстания Емельяна Пугачева, однако повышения и признания своих заслуг так и не добился. Получив в качестве вознаграждения всего триста душ, он был демобилизован. Некоторое время обстоятельства вынуждали его зарабатывать на жизнь не вполне честным способом — игрой в карты.
Творчество Державина и его значение для русской литературы
Своими учителями он с гордостью называет Ломоносова и Сумарокова. Ведущим жанром поэзии Державина была ода в разновидностях, предложенных Ломоносовым: победно-патриотическая, похвальная, духовная, анакреонтическая. От одической поэзии классицизма Державин унаследовал риторичность, т. е. многословие, рассудочность, напряженный и не всегда согретый глубоким чувством ораторский пафос. Оды его по количеству стихов иногда приближаются к поэмам XIX в., но не по содержанию, а вследствие чисто словесного изобилия. Принцип — словам тесно, а мыслям просторно — еще не известен Державину. В его одах наличествует дидактический элемент. Поэт не повествует, а поучает, хвалит или осуждает героев в духе своих гражданских представлений.
И вместе с тем, не объявляя классицизму войны и даже называя своими учителями лучших его представителей, Державин почти в каждом произведении в большей или меньшей степени нарушает его нормы. Так, например, он уже не придерживается строгого разграничения высоких и низких жанров, изящной и грубой действительности. В его стихотворения, как это было в «Фелице» и «Вельможе», вошли и хвалебные и обличительные начала. Прежний барьер между одой и сатирой оказался разрушенным. Державин предвосхищал одну из черт политической лирики поэтов-декабристов, Пушкина, Лермонтова, в которой наличествовали и похвала и осуждение. В связи с этим сам термин «ода» теряет у Державина свое прежнее жанровое значение и становится синонимом слова «стихотворение». В одном и том же произведении Державин может сказать высоким слогом:
Живописное начало широко представлено в поэзии Державина. Он великолепно передает цвет и форму изображаемых им явлений средствами поэтической речи. К Державину как нельзя лучше подходит выражение «художник слова». Он любит красочные эпитеты. Так, преодолевая условный, аллегорический язык классицистической поэзии, Державин вышел в своих стихах к реальному миру. Это было огромным завоеванием, открывавшим дорогу к реализму, но это не был еще сам реализм, поскольку речь еще шла лишь о перенесении в поэзию множества отдельных конкретных фактов. Дальнейшие успехи русской поэзии были связаны с мастерством художественного обобщения, с типизацией, которыми овладели другие поэты, в первую очередь Пушкин.
Новаторство Державина проявилось также и в том, что в его творчестве впервые в русской литературе нашли отражение личность поэта и факты его биографии. В русском классицизме второй трети XVIII века общественная тематика почти полностью заслонила авторское, биографическое начало. При решении огромных государственных задач изображение частной жизни поэта казалось незначительным и даже ненужным. Поэтому поэзия Кантемира, Тредиаковского, Ломоносова, Сумарокова не дает почти никаких сведений о самом поэте и его домашнем окружении. Но в конце века соотношение государственного и личного начал в литературе резко изменилось, и для этого были веские причины.
К середине XVIII в. процесс централизации и укрепления русского государства был завершен. На очереди стояла демократизация общества: отмена крепостного права, смягчение законов. Решить эти задачи самодержавное правительство было не в силах. Государство все более и более ощущается как начало, враждебное человеку, за права которого стала бороться просветительская литература. В связи с этим государственная тематика теряет былой ореол и уступает место личному началу. Одним из проявлений этой тенденции и была автобиографическая лирика Державина, открывавшая пути к субъективному началу и к романтизму.
Раскрытие таланта
Стоит отметить, что именно в это время, к семидесятым годам, его талант впервые раскрылся по-настоящему. «Чаталагайские оды» (1776) вызвали интерес читателей, хотя в творческом отношении это и другие произведения семидесятых были еще не вполне самостоятельны. Творчество Державина было несколько подражательным, в частности Сумарокову, Ломоносову и другим. Строгие правила стихосложения, которым, следуя классицистической традиции, подчинялись его стихи, не давали в полной мере раскрыться уникальному таланту автора.
В 1778 году в личной жизни писателя случилось радостное событие — он страстно влюбился и женился на Екатерине Яковлевне Бастидон, ставшей на долгие годы его стихотворной музой (под именем Пленира).
Какой вклад в развитие русской литературы внёс Державин. и,что он взял от Пушкина?
Собственный путь в литературе
С 1779 года писатель избирает свой собственный путь в литературе. До 1791 года он трудится в жанре оды, принесшей ему наибольшую известность. Однако поэт не просто следует классицистическим образцам этого строгого жанра. Он его реформирует, полностью изменяя язык, который становится необыкновенно звучным, эмоциональным, совсем не таким, каким был в размеренном, рациональном классицизме. Полностью изменил Державин и идейное содержание оды. Если ранее государственные интересы были превыше всего, то теперь в творчество Державина вносятся и личные, интимные откровения. В этом отношении он предвещал сентиментализм с его акцентом на эмоциональности, чувственности.
Обоснование выбора темы
Осмысление современного мира ка к совокупности культурных достижений человеческого общества является одной из задач культурологического образования, тем более что очевидна необходимость подготовки молодежи к личностной ориентации в культурной среде современного общества, к участию в диалоге культур. Необходимо изучать культуру в ее историческом развитии, как отражение философии времени, как систему знаний, совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком.
Это изучение требует опоры на конкретный материал, на исторические факты как в прошлом, так и в настоящем, т ак как многое в понимании исторического процесса позволяет объяснить современную культуру, осознать противоречия в развитии цивилизации. Первоочередной задачей становится овладение навыками эстетического и этического анализа художественных произведений.
Почему Державин? Восемнадцатый век – переломное время в выборе пути раз вития России, период сильного влияния европейской культуры, осмысления роли и места славянской культуры в мировом процессе. Державин, будучи важным государственным лицом и заботясь о процветании Отечества, является представителем своего времени, и его литературное наследие выявляет логику развития российской культуры, ее самобытность, к тому же дает богатый конкретный материал, характеризующий важные достижения русского общества.
Почему мы выбрали тему русского пира? Воссоздание «образа» культуры 18 ве ка (архетипа) в творчестве Державина, наряду с патриотическим и эстетическим воспитанием читателя, связано с явлением русского хлебосольства, монаршей роскоши и гостеприимства, свойственных 18 веку, эпохе расцвета просветительства и классицизма.
Для понимания данного этапа истории необходимо обратиться к связям с проблемами отечественного культурного развития, показать исторические, культурные корни явления, провести аналогии, проанализировать культурные тенденции в социальной практике России.
Почему «традиция русских пиров», а не «культура русского пира»?
В русской лексике термин «культура» впервые был зафиксирован в 1846 – 1848 гг. в «Карманном словаре иностранных слов» Н. Кириллова. До этого оно практически не попадалось в словарном составе живого и литературного языка. Даже у Пушкина оно нигде не встречается. Его нет ни у Добролюбова, ни у Чернышевского. В словаре В. Даля 1865 г. это слово характеризуется через понятия умственного и нравственного образования. И только к концу 19 века оно прочно завоевало права гражданства.
Для раскрытия темы пиров в творчестве Г. Р. Державина нами были исследованы его сочинения: оды, стихотворения разных лет и посвящения — значительная часть поэтического наследия поэта.
Культура вбирает в себя способность использовать то, что накоплено в процессе многовекового развития человечества. Быть культурным – это «уметь». Уметь пользоваться множеством вещей, представлять то, что создано веками и актуально сегодня, сохранять традиции от поколения к поколению. Культура невозможна без творчества. Отражая культуру своего времени, Державин накладывает отпечаток своей индивидуальности.
Торжественные оды
Творчество Державина кратко характеризуют наиболее известные его оды. В них часто соседствует бытовое и героическое, гражданское и личное начало. Творчество Державина, таким образом, объединяет ранее несовместимые элементы. Например, «Стихи на рождение в Севере порфирородного отрока» уже нельзя назвать торжественной одой в классицистическом смысле этого слова. Рождение Александра Павловича в 1779 году было описано как великое событие, все гении приносят ему различные дары — разум, богатство, красоту и др. Однако пожелание последнего из них («Будь на троне человек») указывает на то, что и царь — человек, что для классицизма было не характерно. Новаторство в творчестве Державина проявилось здесь в смешении гражданского и личного статуса человека.
Изображение личности в творчестве Державина
Новаторская разработка темы личности в поэзии Державина также имела черты реализма Своеобразная, новая разработка темы личности в поэзии имела следующее значение для развития русской литературы:
✓ способствовала развитию литературы и ее отходу от традиций классицизма с его «безликим» героем, не имеющим своей индивидуальности;
✓ подготовила «рождение человека» в русской литературе и развитие традиций индивидуально-лирической медитации Жуковского, а также в перспективе психологической прозы XIX в.
Изображение личности у Державина имело следующие особенности:
✓ открытие национального определения человеческой личности, т. е. рассмотрение ее в национальном ключе, как принадлежащую к определенной нации (в данном случае нации русских), что олицетворяло собой первые попытки поднять литературу на уровень социального и исторического понимания личности, что впоследствии с успехом было реализовано А. С. Пушкиным. Такое понимание личности выражалось у Державина в следующем:
• образах русской природы;
• картинах русского быта;
• описании идеала человека;
• демократизме идеального героя;
• особенностях поэтической речи;
✓ изображение личности не только в масштабе крупных исторических событий государственной важности, но и в мелочах и деталях быта, т. е. в повседневной жизни;
✓ создание образа героя не в соответствии с конкретными жанровыми чертами, которыми должен обладать персонаж, исходя из установленного жанра произведения, а опора на то, что близко автору, и на то, что он хочет передать о себе через героя (будь то автобиография, или нет). Изображение реального персонажа и того, что ему дает автор, может не соответствовать изначально заданному жанру;
✓ неотделимость лирического героя от представлений о реальном авторе;
✓ создание образа реального человека, окруженного реальным бытом, имеющего свою индивидуальную биографию, свой характер и свою психологию, и описание его индивидуальных особенностей, и это является способом создания портрета живого настоящего человека.
«Фелица»
В этой оде Державин осмелился обратиться к самой императрице и полемизировать с ней. Фелица — это Екатерина II. Гаврила Романович представляет царствующую особу как частное лицо, чем нарушает существовавшую в то время строгую классицистическую традицию. Поэт восхищается Екатериной II не как государственным лицом, а как мудрым человеком, знающим свой путь в жизни и следующим ему. Затем поэт описывает свою жизнь. Самоирония при описании страстей, владевших поэтом, служит, чтобы подчеркнуть достоинства Фелицы.
То есть жанр оды, полностью сосредоточенный на объекте восхваления, превращается у поэта в дружеское послание, где есть две стороны, и важна каждая из них, а не только адресат. В Екатерине II поэт ценит больше всего великодушие, простоту, снисходительность, то есть личные, человеческие качества.
АРОЖДЕНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЭЗИИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ КОНЦА ХVIII СТОЛЕТИЯ Г. Р. ДЕРЖАВИН
ПОЭЗИИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
КОНЦА ХVIII СТОЛЕТИЯ
О Державине можно сказать, что он — певец величия. Все у него величаво: величав образ Екатерины, величава Россия, созерцающая себя в осьми морях своих…
— продолжение знакомства семиклассников с русской литературой конца ХVIII века;
— развитие эмоциональной отзывчивости школьников на содержание прочитанного произведения литературы;
— воспитание уважительного отношения к культуре своего народа и его прошлому.
Форма урока:
синтетический урок
, включающий в себя слово учителя, сообщения учащихся, чтение произведений и беседу о прочитанном.
Гавриил Романович Державин (1743—1816) — крупнейший русский поэт второй половины ХVIII столетия. В его творчестве наиболее полно и ярко отражено время правления императрицы Екатерины II. «Державин сыграл огромную роль в освобождении русской поэзии от пут классицизма и в подготовке элементов, из которых сложилась реалистическая поэзия ХIХ в. (А. А. Кайев
В начале своей литературной деятельности Г. Р. Державин подражал Ломоносову: в 1776 году вышел первый сборник Державина
В 1783 году без ведома автора и без его подписи в журнале «Собеседник
» была опубликована ода «
К Фелице
», в которой Державин прославлял Екатерину II и «с довольною издевкою и с шалостью» говорил о ее ближних. Императрице ода понравилась, и она приблизила поэта ко двору: начался новый виток государственной деятельности Гавриила Державина. Однако параллельно с нею Державин опубликовал оду «
Бог
» (1784), а также яркое «
Видение Мурзы
» (1783), которые никак нельзя назвать верноподданническими и льстивыми. Эти произведения окончательно утвердили славу Державина-поэта.
Свои служебные обязанности Державин исполнял ревностно, но новых хвалебных од в честь Екатерины II не писал, службе же мешал характер поэта; по его словам, он был «горяч и в правде чорт». Чтобы избавиться от неуживчивого правдолюбца, его постоянно переводили с места на место, из города в город.
Державин в своем творчестве откликнулся на все исторические события эпохи Екатерины II, воспевал государственных деятелей конца ХVIII столетия, ратовал за всеобщее просвещение и воспитание народа в духе патриотизма. Именно по причине горячей любви к Отечеству он прославлял не только Суворова и его подвиги, но и полководческие успехи Потемкина и Румянцева. Изображение и прославление подвигов русской армии и русского народа в литературе Державин считал лучшим средством воспитания подрастающих поколений.
В начале ХIХ века совместно с писателем А. С. Шишковым Державин основал литературное общество «Беседа любителей российского слова
» (1811). Здесь объединялись и сторонники классицизма, и молодые поэты, которым стареющий литератор помогал освоиться в мире российской интеллигенции.
В 1815 году, за год до своей смерти, Г. Р. Державин на лицейском экзамене услышал стихи юного Александра Пушкина — «Воспоминания в Царском Селе» — Державин сказал потом Сергею Аксакову: «Мое время прошло… Скоро явится второй Державин — это Пушкин, который и в Лицее перещеголял всех писателей».
2. Чтение произведений Г. Р. Державина.
» — чтение стихотворения учеником по учебнику (с. 69—70).
2) «Река времен в своём стремленьи
…» — чтение стихотворения учителем по учебнику (с. 70—71).
3. Беседа с классом.
— Понравилось ли вам стихотворение «Признание»? Объясните почему.
— Каково настроение данного стихотворения? Что мы чувствуем во время чтения стихотворения?
— Что вы можете сказать о ритме
стихотворения «Признание»? Как помогает ритм создать определенное настроение?
Ритм (от греч. rhythmos— стройность, соразмерность) — периодическое повторение каких-либо элементов текста через определенные промежутки или мерное чередование равновеликих групп гармонического движения в динамических искусствах — в музыке, танце и метрическом стихе1. |
— Можно ли утверждать, что ритм стихотворения задается его размером? Докажите это, определив стихотворный размер «Признание».
— Вспомните, какие стихотворные размеры вы уже изучали в 5—6 классах.
— Докажите, что ритм стихотворения соответствует его содержанию.
Например, стихотворение «Признание» Г. Р. Державина.
(Бодрое утверждение своей жизненной позиции, своего кредо.)
— Подумайте и ответьте: лирический герой этого стихотворения близок самому автору? В чем?
Соотнесите содержание стихотворения с рассказом учителя о жизни и творчестве Г. Р. Державина.
— На кого в своей жизни уповал лирический герой стихотворения? Кому доверял? Кому вверял свою жизнь?
— Какова была цель жизни и лирического героя стихотворения «Признание», и самого Г. Р. Державина? Смогли ли оба ее достичь?
— В чем, на ваш взгляд, заключается сходство и различие поэзии М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина?
— В чем сходство их жизненных позиций?
— Почему стихотворение Гавриила Романовича Державина «Признание» относят к гражданской лирике
? Как вы понимаете слова
гражданская лирика
?
Можно ли отнести к гражданской лирике стихотворение «Река времен в своем стремленьи
…»? Свою точку зрения подтвердите цитатами из текста.
МАТЕРИАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Стихотворение «Река времен в своем стремленьи
…»
Г. Р. Державин
за несколько дней до своей смерти написал на аспидной доске, откуда оно потом и было переписано в черновики уже умершего поэта.
Стихотворение имеет философский характер — размышления о бренности существования, смысле человеческой жизни. Так как перед нами фактически поэтическое завещание поэта, оно носит пессимистический оттенок, горечь авторского мировосприятия от осознания близкого конца.
— Давайте сделаем общие выводы. Что вы понимаете под словами гражданская лирика
— Как вы считаете, отражает ли лирика идейные и политические воззрения поэта? Всегда ли? Приведите примеры.
«Взяв на себя роль учителя своих читателей, настаивая на своем человеческом достоинстве и независимости своего суда над современностью, Державин прояснил тем самым еще одну важную идею, существенную для дальнейшего развития русской передовой литературы, идею личной ответственности поэта за свои суждения, личной искренности, правдивости до конца в своей идеологической пропаганде
5. Домашнее задание.
— прочитать 1—2 баллады В. А. Жуковского;
— принести сборник стихотворений и баллад поэта на урок.
1 См. подробнее в кн.: Квятковский А. П.
Школьный поэтический словарь. — 2-е изд. — М.: Дрофа, 2000. — С. 286—287; Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — М., 2001. — Стб. 875—876.
Русская литература ХVIII века: Учеб. — М.: Аспект-Пресс, 1999. — С. 363.
«Водопад»
В этой оде, написанной в 1791 году, главным образом становится образ потока, символизирующего бренность бытия, земной славы и человеческого величия. Прообразом водопада послужил Кивач, находящийся в Карелии. Цветовая палитра произведения богата различными оттенками и красками. Первоначально это было всего лишь описание водопада, но после смерти князя Потемкина (неожиданно умершего по дороге домой, возвращаясь с победой в русско-турецкой войне) Гаврила Романович дополнил картину смысловым содержанием, и водопад стал олицетворять собой бренность жизни и наводить на философские размышления о различных ценностях. Державин был лично знаком с князем Потемкиным и не мог не отозваться на его внезапную кончину.
Однако Гаврила Романович был далек от восхищения Потемкиным. В оде ему противопоставляется Румянцев — вот кто, по мнению автора, истинный герой. Румянцев был настоящим патриотом, заботящемся об общей пользе, а не личной славе и благосостоянии. Этому герою в оде образно соответствует тихий ручеек. Шумному водопаду противопоставляется невзрачная красота реки Суны с ее величественным и спокойным течением, полными ясности водами. Люди, подобные Румянцеву, спокойно, без суеты и кипения страстей проживающие свою жизнь, могут отразить всю красоту неба.
Литературное творчество
Незадолго до ухода Екатерины Второй Державин преподнёс ей свой рукописный сборник произведений. Это примечательно. Ведь расцвет таланта поэта пришёлся именно на период её правления. Фактически, его творчество стало живым памятником правления Екатерины II. В последние годы жизни пытался экспериментировать с трагедиями, эпиграммами и баснями, но они не имеют той высоты, что его поэзия.
Отношение критики было неоднозначным. От благоговения до практически полного отрицания его творчества. Лишь появившиеся после революции работы Д.Грога, посвящённые Державину, его усилия по изданию произведений и жизнеописания поэта позволили дать оценку его творчества. Державин для нас это первый поэт той эпохи, стихи которого можно читать без дополнительных комментариев и объяснений.
Главная » Словарный запас » Державин и его вклад в юриспруденцию. Какой вклад в развитие русской литературы внёс Державин?и, что он взял от Пушкина? Метрика и тропы
Анакреонтическая лирика
Подражая древним авторам, создавая переводы их стихотворений, Державин создал свои миниатюры, в которых чувствуется национальный русский колорит, быт, описывается русская природа. Классицизм в творчестве Державина и здесь претерпел свою трансформацию.
Перевод Анакреона для Гаврилы Романовича — это возможность уйти в царство природы, человека и быта, которым не было места в строгой классицистической поэзии. Образ этого древнего поэта, презирающего свет и любящего жизнь, очень привлекал Державина.
В 1804 году вышли отдельным изданием «Анакреонтические песни». В предисловии он разъясняет, почему решил писать «легкую поэзию»: поэт писал такие стихи в молодости, а напечатал сейчас потому, что оставил службу, стал частным человеком и теперь волен публиковать все, что хочет.
Особенности поэзии Державина
Поздняя лирика
К особенности творчества Державина в поздний период относится то, что в это время он практически перестает писать оды и создает в основном лирические произведения. Стихотворение «Евгению. Жизнь званская», написанное в 1807 году, описывает повседневную домашнюю жизнь старого вельможи, обитающего в роскошном сельском родовом поместье. Исследователи отмечают, что это произведение было написано в ответ на элегию Жуковского «Вечер» и являлось полемичным зарождающемуся романтизму.
К поздней лирике Державина относят и произведение «Памятник», наполненный верой в достоинство человека вопреки невзгодам, жизненным перипетиям и историческим изменениям.
Значение творчества Державина было очень велико. Начатую Гаврилой Сергеевичем трансформацию классицистических форм продолжил Пушкин, а в дальнейшем и другие русские поэты.
Смена поколений: Державин и Пушкин
Эту знаменитую фразу одного гениального поэта, Александра Сергеевича Пушкина о своём не менее знаменитом предшественнике – Гавриле Романовиче Державине можно считать самым значительным подведением итогов творчества последнего.
Державин – один из наиболее прославленных поэтов второй половины XVIII века. Прошли столетия и в лету забвения канули все передряги непростой жизни правдолюбца Державина. А его новаторская поэзия запомнилась в веках. Поэзия Державина стала предвестницей поэзии золотого века – поэзии Пушкина и Лермонтова.
В том, что тяжеловесная и высокопарная поэзия классицизма превратилась в лёгкие и изящные строки пушкинских стихов есть немалая заслуга Гаврилы Державина – поэта, ещё при жизни ставшего классиком. До сих пор для критиков остаётся загадкой, каким образом Державину в его новаторстве удалось обойти таких столпов того времени, как Сумароков и Ломоносов.
Ведь именно Державин первый отошёл от незыблемых канонов поэзии классицизма, от её торжественного и напыщенного слога. В сочинениях Державина высокопарная риторика сменяется подлинной лирикой. Державин первый заговорил «забавным русским слогом» — ясным, живым и простым, ввёл в речь лица, сюжеты обороты и выражения народной поэзии, чем внёс неоценимый вклад в развитие русского языка. Державин смешал в торжественной оде общественное с личным, расширив её вневременными философскими обобщениями. Благодаря этим и многим другим моментам творчество Державина стало предвестником новой литературной эпохи.
Александр Сергеевич Пушкин – знаменитый потомок Державина – первый русский писатель мирового значения. Пушкин – создатель русского национального литературного языка. В своём творчестве, в основу которого легли реалистические принципы художественного отражения действительности, Пушкин, как и Державин, опирался на язык народа. Особое новаторство А. С. Пушкина заключается в умении проникать в дух различных эпох и культур. В его творчестве можно найти отображение фольклора самых различных народов мира. Спецификой творчества Пушкина стало также перенесение норм одного жанра в пределы другого. Отсюда ощущение новизны и необычности письма поэта в сравнении с творчеством его современников.
Заслуга Пушкина – в отказе от деления языковых средств на низкие и высокие, синтез языковых стилей. Гражданская поэзия Пушкина создаётся из сочетания высокого пафоса с интимными интонациями, что было также новаторством для его времени («Послание к Чаадаеву»). Начиная с 1820 года – «южного периода» творчества — Пушкин создаёт романтические произведения (южные поэмы). В дальнейшем развитии творчества Пушкин работает в реалистическом направлении, главной чертой которого становится интерес к законам истории. Важнейшим достижением поэта была реабилитация прозы, как элемента искусства. У Пушкина появляются прозаические стихи («Маленькие трагедии» и поэтическая проза («Капитанская дочка», «Повести Белкина»).
Т. о., творчество А. С. Пушкина стало истоком для литературы Тургенева, Гоголя, Толстого, Чехова, Достоевского, став важнейшим этапом на пути духовного развития человечества.