Как восстановить емкость кислотного аккумулятора

Восстановление кислотных аккумуляторов

Большинство транспортных и погрузочных механизмов приводятся в движение, работают посредством электрического импульса, полученного от свинцово-кислотных аккумуляторов. Проблема использования таких накопителей энергии заключаются в снижающейся способности принимать заряд. Через 2-3 года АКБ утилизируют. Восстановление основных функций устройства возможно и экономически выгодно.

Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Смотреть фото Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Смотреть картинку Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Картинка про Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Фото Как восстановить емкость кислотного аккумулятора

Причины отбраковки кислотных аккумуляторов

Кислотный аккумулятор представляет динамичную систему с непрерывно идущей внутри электрохимической реакцией. Именно она создает условия для приема энергии на хранение и передачи потребителю. Но в результате непрерывного процесса внутренние компоненты изнашиваются, преобразуются непрерывно. Параллельно полезным идут паразитные реакции, ускоряющие процесс деградации устройства.

Результатом нарушения инструкции по эксплуатации прибора и по объективным причинам функциональность АКБ нарушается, происходит:

Независимо от причины, вызвавшей признаки отбраковки, изделие теряет способность выдавать ток нужных параметров. Возможно восстановление кислотного АКБ десульфатацией – разрушением трудно растворимого осадка химическим, физическим способами. Рассмотрим несколько методов электрического воздействия разрушающих осадок и восстановливающих функции кислотного аккумулятора.

Восстановление свинцово-кислотного аккумулятора после глубокого разряда

Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Смотреть фото Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Смотреть картинку Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Картинка про Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Фото Как восстановить емкость кислотного аккумулятора

Глубокий разряд опасен образованием прочной корки на поверхности электропроводящих пластин. Если батарея систематически работает с недозарядом, сульфатация неизбежна. Налет на пластинах имеет нейтральный заряд и препятствует электрической диссоциации. Концентрация электролита снижается, так как активные ионы SO4– вступили в прочную связь и их в растворе мало.

При сульфатации емкость падает, батарея быстро заряжается, не дает нужный пусковой ток или отдает энергию недолго. Так, свинцово кислотный аккумулятор ИПБ, простаивающий в ожидании пуска, теряет до 20 % емкости за год. В случае отключения сетевого электричества, севшая АКБ не обеспечит аварийное освещение. Восстановление свинцово-кислотных аккумуляторов ИПБ и стартовых автомобильных позволит вернуть им первоначальную емкость, увеличить срок службы.

При глубоком разряде внутреннее сопротивление АКБ увеличивается, ток зарядки он принимать отказывается, кипит. Наиболее часто используют методы восстановления кислотных аккумуляторов :

Все способы десульфатирования можно применять при условии целостности корпуса и пластин, устойчивости замазки.

Восстановление кислотных аккумуляторов циклическим током

Застарелое сульфатирование, не оставляющее свободного места на пластинах убрать особенно сложно. Применение для восстановления забитых осадком кислотных аккумуляторов переменного тока – эффективный способ очистки. Синусоидная осцилограмма имеет положительные и отрицательные периоды. Положительная кривая энергии направляется на пробивание ходов к контактной пластине. Скопившиеся на поверхности частицы нейтрализуются периодически направляемыми отрицательными импульсами. Эффективность импульсного воздействия превосходит другие применяемые методы. Электролит нагревается незначительно, соотношение периодов подачи отрицательных импульсов регулируется, в зависимости от состояния корочки сульфата свинца.

Характеристика устройства Напряжение электросети, В220
Напряжение аккумуляторов, В12
Емкость аккумуляторов, А*ч2…90
Вторичное напряжение, В2*18
Мощность трансформатора, Вт120
Зарядный ток, А0…5
Импульс тока, Адо 50
Мощность импульса, Втдо 1000
Разрядный ток, А0,25
Время заряда при восстановлении, мс1…5
Время разряда, мс10
Время восстановления, ч5…7

Для создания десульфатора, необходимо доработать имеющееся зарядное устройство, использовав электрическую схему.

Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Смотреть фото Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Смотреть картинку Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Картинка про Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Фото Как восстановить емкость кислотного аккумулятора

Импульсный десульфатор для восстановления кислотных аккумуляторов циклическим током обеспечивает автоматический процесс десульфатации, используя электронную схему управления, расположенную на печатной плате.

Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Смотреть фото Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Смотреть картинку Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Картинка про Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Фото Как восстановить емкость кислотного аккумулятора

На панель управления выносится только выключатель, амперметр, регулятор тока заряда и предохранитель.

Устройство разработано в 1999 году, и выпущено небольшой партией. Но доработать обычное зарядное устройство, пользуясь схемой, доступно мастеру.

Видео

Предлагаем посмотреть сборку самодельного импульсного десульфатора с регулировкой и объяснение использования компонентов. Доступный способ и полезные сведения для создания схемы своими руками.

Источник

Восстановление ёмкости Ca/Ca Аккумулятора(Десульфатация), Правильное восстановление плотности электролита.

Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Смотреть фото Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Смотреть картинку Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Картинка про Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Фото Как восстановить емкость кислотного аккумулятора

Давно не писал БЖ.ВНИМАНИЕ! Фото с низкой плотностью в 1,21 нету, затупил и не сфотографировал, ЭТО не реклама, это все реальный опыт.

Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Смотреть фото Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Смотреть картинку Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Картинка про Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Фото Как восстановить емкость кислотного аккумулятора

Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Смотреть фото Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Смотреть картинку Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Картинка про Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Фото Как восстановить емкость кислотного аккумулятора

Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Смотреть фото Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Смотреть картинку Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Картинка про Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Фото Как восстановить емкость кислотного аккумулятора

Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Смотреть фото Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Смотреть картинку Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Картинка про Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Фото Как восстановить емкость кислотного аккумулятора

Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Смотреть фото Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Смотреть картинку Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Картинка про Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Фото Как восстановить емкость кислотного аккумулятора

Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Смотреть фото Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Смотреть картинку Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Картинка про Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Фото Как восстановить емкость кислотного аккумулятора

Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Смотреть фото Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Смотреть картинку Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Картинка про Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Фото Как восстановить емкость кислотного аккумулятора

Hyundai Accent 2004, двигатель бензиновый 1.5 л., 102 л. с., передний привод, механическая коробка передач — электроника

Машины в продаже

Комментарии 13

Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Смотреть фото Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Смотреть картинку Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Картинка про Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Фото Как восстановить емкость кислотного аккумулятора

Здравствуйте, на любом железе намотать можно?

Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Смотреть фото Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Смотреть картинку Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Картинка про Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Фото Как восстановить емкость кислотного аккумулятора

Не совсем. Это кольцо для трансов и дросселей. Имеет определенную проводимость магнитного поля. Мерять надо. Я у друга мерял индуктивность дросселя.

Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Смотреть фото Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Смотреть картинку Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Картинка про Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Фото Как восстановить емкость кислотного аккумулятора

То есть у вас есть возможность замерить индуктивность

Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Смотреть фото Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Смотреть картинку Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Картинка про Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Фото Как восстановить емкость кислотного аккумулятора

Практически. У друга есть возможность )))

Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Смотреть фото Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Смотреть картинку Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Картинка про Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Фото Как восстановить емкость кислотного аккумулятора

Хороший человек Ака Касьян, я его идеями тоже пользуюсь. Вам спасибо за инфу.

Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Смотреть фото Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Смотреть картинку Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Картинка про Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Фото Как восстановить емкость кислотного аккумулятора

Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Смотреть фото Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Смотреть картинку Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Картинка про Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Фото Как восстановить емкость кислотного аккумулятора

Хочу купить восстановленный АКБ. Не опасно ли их эксплуатировать?

Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Смотреть фото Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Смотреть картинку Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Картинка про Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Фото Как восстановить емкость кислотного аккумулятора

Нет. Если нет трещин (кислотники).

Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Смотреть фото Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Смотреть картинку Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Картинка про Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Фото Как восстановить емкость кислотного аккумулятора

После этого я его зарядил до нормы.

Разок съездил на рыбалку.

Казалось бы всё хорошо.

Но нет, неделю отдохнул и не может завести машину. Видимо емкость теперь теряет быстро или саморазряд какой-то внутри происходит.

Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Смотреть фото Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Смотреть картинку Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Картинка про Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Фото Как восстановить емкость кислотного аккумулятора

Емкость восстановилась.
Десульфатор не поможет если коротнет банка (такое тоже бывает при глубоком разряде, что и произошло со 2ым моим АКБ).
Смысл в том, если у тебя заряжается АКБ, но вольтаж примерно около 12 вольт, то восстановить реально, а если ниже, к примеру 10+ вольт (а может и того ниже), то коротнуло банку и тут только на свалку(методы прожига сваркой и прочие танцы с бубном это все эффект плацебо и совсем не надолго)

Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Смотреть фото Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Смотреть картинку Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Картинка про Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Фото Как восстановить емкость кислотного аккумулятора

«Реношник» проклянёт тебя )))))

Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Смотреть фото Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Смотреть картинку Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Картинка про Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Фото Как восстановить емкость кислотного аккумулятора

Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Смотреть фото Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Смотреть картинку Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Картинка про Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Фото Как восстановить емкость кислотного аккумулятора

Некоторое время назад, Реношник собрал почти такое же ЗУ, но с блэкджеком и шлюхами на основе ардуины и с экраном и продавал прошивку к нему за деньги. По факту оно выполняло те же функции, но с подсчетом емкости и отображением тока и напряжения.

Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Смотреть фото Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Смотреть картинку Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Картинка про Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Фото Как восстановить емкость кислотного аккумулятора

Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Смотреть фото Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Смотреть картинку Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Картинка про Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Фото Как восстановить емкость кислотного аккумулятора

Понял ))). Я человек не жадный, поделился (хотя и не моя идея, а
схема тем более), вдруг кто не знает или не видел. Честно говоря, все эти допы в виде отображения напряжения и тока не имеют смысла, т.к. есть Ареометр (для АКБ обслуживаемых), а как уже сказал для необслуживаемых этот подсчет не имеет смысла ввиду неизвестного изначального состояния пластин. Может я не прав, ИМХО.

Источник

Просто добавь воды: как оживить мёртвый аккумулятор

Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Смотреть фото Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Смотреть картинку Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Картинка про Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Фото Как восстановить емкость кислотного аккумулятора

В свои права вступила зима, а значит, пора рассказать что-нибудь интересненькое и полезное про аккумуляторы – главные источники проблем автомобилиста в холодный сезон. Давайте проверим уровень электролита аккумуляторной батареи и при необходимости доведем его до нормы. Спойлер: если вы уверены, что ваш аккумулятор «необслуживаемый», то скорее всего, это не так. Оживить его всё равно можно.

Обслуживаемый или нет?

Э лектролит свинцовых батарей состоит из двух компонентов – серной кислоты и воды. В понижении уровня электролита виновата именно вода, которая со временем испаряется. В итоге часть пластин оказывается не погруженной в электролит, и аккумулятор теряет емкость. Если летом этот эффект можно не заметить безболезненно, зимой он наверняка подложит вам морозную утреннюю свинью…

У автовладельцев принято делить аккумуляторы на «обслуживаемые» и «необслуживаемые» по типу пробок на банках. Если пробки в наличии, и их можно открутить монеткой – значит, «обслуживаемый»: в нем нужно контролировать уровень электролита и доливать воду при необходимости. Если пробок нет – наоборот.

На деле «необслуживаемость» заключается в первую очередь в том, что аккумулятор изготовлен с добавками кальция в свинец электродов вместо старой доброй сурьмы, которая применялась десятки лет, – говорит Александр Казунин, заведующий аккумуляторной лабораторией НИИ автомобильной электроники и электрооборудования.

«Кальциевые» батареи обладают очень низкой интенсивностью электролиза воды, которая почти не испаряется из электролита в нормальных условиях эксплуатации. И поэтому в них часто отсутствуют пробки для контроля уровня электролита. Впрочем, надо понимать, что с появлением «кальциевых» батарей проблема выкипания электролита полностью не исчезла. Склонные к падению уровня электролита «сурьмяные» батареи до сих пор выпускаются и продаются, да и «кальциевая» запросто может потребовать контроля и доливки, если машина интенсивно ездит летом в городском цикле или, скажем, неисправен регулятор напряжения в генераторе.

Кальций может применяться только на отрицательных электродах батареи или на всех электродах. Аккумуляторы, у которых кальцием легированы все электроды, называют «кальций-кальциевыми» (Ca/Ca). Правда, плата за необслуживаемость уровня электролита – повышенная чувствительность к глубокому разряду. «Кальциевая» батарея, единожды посаженная «в ноль», как правило, не жилец…

Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Смотреть фото Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Смотреть картинку Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Картинка про Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Фото Как восстановить емкость кислотного аккумулятора

Про воду

Часто даже в по-настоящему необслуживаемых батареях пробки всё-таки имеются, но они не отдельные, а закрепленные на общей пластмассовой пластине, которая сверху прикрыта фирменной наклейкой. На таких пробках нет явных признаков того, что их можно открыть. Но сделать это можно, и зачастую нужно. Поскольку уровень электролита может понизиться почти в любом типе аккумулятора.

Выровнять пониженный уровень электролита в аккумуляторе – несложно и недорого. Достаточно приобрести в автомагазине бутылку дистиллированной воды и долить ее посредством шприца или груши в каждую банку батареи, число которых у машины с 12-вольтовой бортсетью равно шести. Заглянув с фонариком в банки, можно увидеть пластмассовый язычок-«клювик», который является меткой уровня. Если его нет – вода доливается до полного покрытия пластин. После этого аккумулятор крайне желательно не грузить стартером, а подзарядить.

Процедура эта проста и доступна любому автовладельцу. Единственное «узкое место» в этой истории — покупка дистиллированной воды. Обычно фасованная в бутылки по 1,5 литра «дистиллировка» выпускается конторами типа «Рога и копыта», и найти в продаже воду производства известного бренда автомобильной химии не так-то просто. А ввиду невысокой розничной и еще более низкой закупочной цены дистиллированной воды у производителей имеется нешуточный соблазн максимально сократить издержки и начать разливать под видом дистиллировки для АКБ воду из под крана… Тем более, что обманутый покупатель вряд ли станет предъявлять претензии: аккумулятор от обычной воды, безусловно, умрет, но произойдет это не мгновенно.

Вот типичный отзыв о некачественной дистиллированной воде от одного из форумчан «Уазбуки»:

«У меня как-то в багажнике завалялась нераспечатанная бутылка такой воды. Провалялась, наверное, месяца четыре. И как-то вознамерился я ее долить в систему охлаждения. Вскрыл бутылку, а оттуда такой тухлятиной несет — хоть убегай. Из какого болота набрали её. »

TDS-метр

Проверить качество приобретенной дистиллированной воды можно разными методами. Самый правильный способ проверки из доступных в бытовых условиях – применение специализированного прибора, который называется TDS-метр. В китайских интернет-магазинах их полно, стоят они не слишком дорого, а точность вполне достаточна для наших нужд. Выглядит TDS-метр как карандаш с дисплеем и измеряет уровень общей минерализации (солесодержания) воды в единицах «ppm» — количестве частиц растворенных солей на миллион частиц водного раствора.

Измеряем воду из-под крана — 215 ppm. Измеряем дистиллированную воду из автомагазина – бутылка одного производителя показывает 8 ppm, второго – 7 ppm, а третьего, та, на которой написано «двойная очистка», — 0 ppm!

Последнему производителю, безусловно, респект! Продукт действительно высококачественный. Но и в случае, если ppm дистиллировки не равен нулю, волноваться не стоит. Небольшое число — в пределах допустимого. В конце концов, почти в любом советском учебнике по автомобильным эксплуатационным материалам в крайнем случае допускалось применение для электролита талой снеговой воды (не из городских сугробов, разумеется), ppm которой обычно составляет 10-20.

Источник

Восстановление свинцово-кислотного аккумулятора — как это сделать

Свинцово-кислотный аккумулятор имеет свой срок службы. В среднем это 5 лет, при условии, что он правильно заряжался и выполнялось периодическое обслуживание. Вообще к АКБ относятся как к расходному материалу – заменяют, когда «отживает свое». Бывает, батарея никак не реагирует на зарядку после глубокого разряда. Восстановить свинцово кислотный аккумулятор можно, причем несколькими способами, но это, что называется, «танцы с бубном», ведь часть энергоемкости все равно потеряется. Поэтому правильнее было бы купить новый источник питания.

Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Смотреть фото Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Смотреть картинку Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Картинка про Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Фото Как восстановить емкость кислотного аккумулятораВосстановление свинцово-кислотного аккумулятора позволяет продлить срок его эксплуатации.

Особенности свинцово-кислотных АКБ

Эта разновидность используется давно и проверена временем. Даже сегодня свинцовый аккумулятор, будь он для фонаря или автомобиля, получает улучшения, модернизируется. Вот его положительные качества:

Но и без недостатков не обошлось:

Состоит свинцовый аккумулятор из следующих основных элементов:

В 1970-х годах появилась новая технология изготовления свинцовых батарей – AGM (Absorbent Glass Mat). В источнике питания вместо привычного жидкого электролита абсорбированный. Такие аккумуляторы: герметичны, не требуют обслуживания, долго служат при условии правильной зарядки, хорошо переносят холод, заряжаются в 2 – 3 раза быстрее и имеют саморазряд еще ниже, чем в классических АКБ.

Варианты восстановления

Бывает, автолюбитель ставит батарею на зарядку и понимает, что она не получает заряд, при этом напряжение в норме – 14.4 – 14.7 В. При наличии нагрузочной вилки можно выполнить проверку. И если под нагрузкой напряжение сильно просаживается, это говорит о том, что АКБ потеряла свою емкость. Обычно так происходит в результате сульфатации пластин.

Если батарея эксплуатировалась правильно, это явление все равно наступит, но лет через 5. Если возможности взять новый источник питания нет, можно попробовать его реанимировать, продлив тем самым срок службы еще на пару лет.

Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Смотреть фото Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Смотреть картинку Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Картинка про Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Фото Как восстановить емкость кислотного аккумулятораСульфатация пластин аккумулятора.

После глубокого разряда восстановить батарею можно несколькими способами:

Обычно восстановление свинцового аккумулятора выполняют методом переполюсовки. Он действенный в том случае, если в ходе эксплуатации АКБ не подвергалась серьезным токовым или механическим повреждениям. То есть просто произошла естественная сульфатация.

Если в аккумуляторе осыпались пластины, произошло замыкание «банок», вздутие или было серьезное механическое повреждение, реанимация не даст результата.

Подготовка

Прежде чем приступать к восстановлению батареи, надо ее подготовить – тщательно отмыть моющим средством поверхность корпуса от любых загрязнений. После визуально оценивают состояние: вздутий, выпуклостей и повреждений быть не должно.

Далее откручивают все пробки и смотрят, есть ли электролит. Если в какой-то «банке» он отсутствует, еще раз проверяют, нет ли трещин на корпусе.

Затем берут фонарик и оценивают состояние пластин изнутри – осыпаний быть не должно. На этом этапе как раз будет заметна сульфатация в виде белого налета на пластинах.

В каждую «банку» до уровня надо долить дистиллированную воду. Если есть возможность, замеряют плотность электролита в каждом отсеке.

Порядок процедуры

Для начала надо зарядить АКБ до отметки 14.4 В. Подключив галогеновую лампочку или другую нагрузку источник питания разряжают до 10.6 В. Так повторяют три раза, а после заряжают аккумулятор полностью. Для проверки энергоемкости используют нагрузочную вилку или делают это автомобильным стартером. Если восстановить емкость получилось – хорошо, если нет – продолжают реанимацию.

В 90% случаев восстановить батарею поможет переполюсовка. Процедура состоит из трех этапов:

Это и есть способ восстановления методом переполюсовки.

Результат восстановления

Если все сделано верно, получится восстановить энергоемкость на 70 – 100% от исходной. При этом пластины очистятся и приобретут черный цвет, то есть белый налет сульфата сойдет. Электролит в то же время станет чище и прозрачней.

Автомобильные аккумуляторы не терпят глубокого разряда, но есть способы восстановить их, что поможет продержаться до покупки нового источника питания. Чтобы не доводить до такого, рекомендуется придерживаться правил эксплуатации, вовремя заряжать и не забывать о периодическом обслуживании.

Источник

Использование и восстановление свинцовых АКБ мой опыт

Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Смотреть фото Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Смотреть картинку Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Картинка про Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Фото Как восстановить емкость кислотного аккумулятора

Недавно я делал очередную замену батареек в своих ИБП. Я решил поглубже изучить вопрос правильного использования свинцовых АКБ, их устройство и химию процесса.

Цена батарей растет из-за курса и покупать их становится накладно.

Можно ли сделать так, чтобы батарейки служили дольше? Как получить от них максимальную отдачу, чтобы оборудование работало дольше и отключения электричества меня совсем не беспокоили?

Хочу поделиться опытом. Кому интересно, прошу под кат…

Долгая работа от батареи.

На батареях для бесперебойника производители пишут 20 часовую емкость, то есть емкость, которую батарея отдаст за 20 часов разряда.

Но в бесперебойниках такого режима не бывает. Они работают от батареи минут 30 в лучшем случае. А обычно 5-10.

Посмотрим на табличку из даташита на батарею CSB GP1272 с заявленной емкостью 7.2 Ач:

Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Смотреть фото Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Смотреть картинку Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Картинка про Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Фото Как восстановить емкость кислотного аккумулятора

Так вот, если мы будем разряжать ее 1 час до напряжения 10.8 вольт (больше не рекомендуется иначе будет потеря ресурса), то она отдаст 5.23 Ач. Уже очень далеко от заявленных 7.2 не правда ли?

Если 30 минут, то 4.38
Если 10 минут, то 3,1 всего 43% емкости!

Вывод: свинцовые батареи не любят отдавать большие токи.

Оставим заявленную емкость на совести производителей и подумаем, как лучше поступить.

Бесперебойники с одной батарейкой для питания компьютера не пригодны. Ну может быть кроме совсем слабых офисных машин.

Ну, или они будут работать считанные минуты а батарейки будут умирать быстро и не отдавать и треть своей емкости.

Сам бесперебойник может и выдержит какое-то время 300вт нагрузки, которые на нем написаны, но батарейке внутри будет очень тяжко.

Такие бесперебойники годятся для питания какого-нибудь маломощного устройства (роутера например) или неттопа или совсем слабого офисного системника с маленьким монитором.
Для питания компьютера надо использовать бесперебойник с двумя батареями. Обычно это устройства категории «smart».

Это не только в 2 раза больше емкость, но и в 2 раза меньший ток. А значит, отдать батарейки смогут ампер * часов больше.

А еще хорошо бы использовать в компьютере качественные блоки питания с PFC корректором и высоким КПД.
С хорошим блоком питания будет меньше потерь, а значит дольше время работы от батарей.

Долгая жизнь АКБ

Почему в одних бесперебойниках батарейки живут по 5-6 лет, а в других помирают за год, и их приходится выковыривать оттуда монтажкой? Попробуем разобраться.

Для этого посмотрим вот на этот график из даташита:

Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Смотреть фото Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Смотреть картинку Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Картинка про Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Фото Как восстановить емкость кислотного аккумулятора

А теперь возьмем термометр и измерим температуру в помещении и в батарейном отсеке.
Посмотрим теперь на график. Если температура батарей 20-25 градусов (как обычно в помещении), то срок службы 5 лет. Если 35, то в 2 раза меньше! А если выше 40, то батарейка проживет меньше 2х лет.

Вывод: батареи должны быть холодными! Ну, то есть не выше комнатной температуры.
При повышении температуры ускоряются химические процессы и испарение электролита.

А еще, есть еще такая штука как температурная компенсация напряжения заряда.
В некоторых даташитах ее указывают. Но чаще просто приводят режимы для 20 или 25 градусов цельсия.

Вот диаграмма из даташита:

Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Смотреть фото Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Смотреть картинку Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Картинка про Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Фото Как восстановить емкость кислотного аккумулятора

Напряжение заряда для разных температур разное и его надо корректировать по фактической температуре в батарейном отсеке. Продвинутые ИБП умеют это делать сами. Но чаще всего, зарядник там стоит тупой и кипятит батареи повышенным напряжением заряда в дополнение к тому, что греет их.

Посмотрим, как обстоит дело в реальных устройствах

У меня есть 2 ИБП типа «смарт». Один Ippon вот такой:

Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Смотреть фото Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Смотреть картинку Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Картинка про Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Фото Как восстановить емкость кислотного аккумулятора

А другой APC smart 700 вот такой:

Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Смотреть фото Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Смотреть картинку Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Картинка про Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Фото Как восстановить емкость кислотного аккумулятора

Ну и еще пара простеньких APC back CS500.

У устройств типа «смарт» есть одна особенность. Там стоит Большой Железный Трансформатор (БЖТ).

Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Смотреть фото Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Смотреть картинку Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Картинка про Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Фото Как восстановить емкость кислотного аккумулятора

Он активен всегда, когда ИБП включен в розетку. И он греется! При питании от сети этот БЖТ работает в режиме автотрансформатора и может повышать или понижать напряжение путем переключения обмоток. Так же как в трансформаторах для лампового дедушкиного телевизора, но только автоматически. От него же идет зарядка. Хотя в более современных ИБП, зарядку делают на отдельном импульснике.

Так вот в Ippon этот трансформатор отдает в тепло 30 Вт. А в APC почти 20.
(Замерил потребление на холостом ходу)

Я измерил температуру в помещении, а также температуру в батарейном отсеке ИБП.

Еще я измерил напряжение заряда.

Получилось вот что:
Температура в помещении 25 градусов.
Температура в ИБП Ippon 25 градусов.
Температура внутри APC 34 градуса!
Напряжение заряда Ippon 27.5 V, у APC оно 27.2 V.

В Ippon есть кулер. И он крутится всегда, когда он включен в сеть. Конструкторы позаботились об охлаждении, не смотря на то, что это не самый крутой производитель. А вот зарядник там самый простой линейный на LM317. И напряжение высоковато для моих 25 градусов в помещении.

У APC ситуация плохая. Принудительное охлаждение отсутствует, монтаж плотный, трансформатор нагревает батарейный отсек. И хотя напряжение заряда примерно соответствует (возможно даже есть температурная коррекция), он все равно быстро убьет батареи.

Что я буду делать

В Ippon я немножко уменьшу зарядное напряжение. Сделать это просто. Достаточно рассчитать и впаять резистор в цепочку делителя LM317. Так я и поступил. Теперь напряжение 27,15в.

В случае APC я решил установить туда кулер. Можно конечно вынести батареи из корпуса. Но мне такое решение показалось не эстетичным. Кроме того, будут лучше охлаждаться компоненты самого ИБП, не будут сохнуть конденсаторы.

Берем слесарный инструмент и вперед:

Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Смотреть фото Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Смотреть картинку Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Картинка про Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Фото Как восстановить емкость кислотного аккумулятора

Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Смотреть фото Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Смотреть картинку Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Картинка про Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Фото Как восстановить емкость кислотного аккумулятора

Ну а в маленьких APC back CS500 ничего делать не надо. Там импульсный зарядник, и он почти не греется. Напряжение в пределах нормы.

Итак, для долгой жизни батарей надо

Обеспечить температурный режим.

В случае серверной это вынос батарей в отдельную комнату, шкаф, короб и обеспечение вентиляции / охлаждения.

В случае обычного бесперебойника это внедрение кулера, вынос батарей за пределы горячего корпуса.

Обеспечить соответствие напряжения заряда и температуры батарей.

Скорректировать напряжение заряда если необходимо.

Тест и восстановление АКБ

Теперь мне стало интересно. А можно ли попробовать восстановить б/у батарейки? Подсохшие и потерявшие емкость.

Понятно, что в интернетах много всякого бреда и фейка. Я решил для начала немного изучить суть вопроса и почитать теорию.

Выводы из прочитанного

Я сделал опытный вариант установки для теста и восстановления АКБ.

В качестве «мозгов» я взял Arduino nano. Источник тока – лабораторный блок питания с контролем тока и напряжения. Для связи с внешним миром – модуль Bluetooth HC-05.

Ключ Q1 подключает зарядку. Q3 подключает нагрузку R4 для разряда. Делитель R6 / R8 для контроля напряжения на АЦП Arduino.

Основная идея этой установки в том, что она работает где-нибудь в дальнем углу сама по себе, есть / пить не просит. Иногда можно поглядывать что там происходит и даже подходить к ней не надо.

Пока все сделано «на соплях». Я не знаю будет ли толк от всего этого, по этому заморачиваться с платой и корпусом пока не стал.

Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Смотреть фото Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Смотреть картинку Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Картинка про Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Фото Как восстановить емкость кислотного аккумулятора

Управляется вся эта беда удаленно с терминала:

Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Смотреть фото Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Смотреть картинку Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Картинка про Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Фото Как восстановить емкость кислотного аккумулятора

Схема позволяет прогонять разные циклы заряда / разряда по программе и считает примерно сколько электричества ушло на процесс. Можно определить сколько батарея берет и отдает.

Алгоритм работы такой:

Заряд идет импульсами 0,5 сек заряд и 1 сек релаксация.
Разряд импульсами 1/1 сек.
Измерение напряжения при заряде идет в паузах (не под напряжением)
Измерение напряжения при разряде идет под нагрузкой.

Заряжаем или разряжаем 3 минуты, потом измеряем напряжение, отправляем данные на Bluetooth модуль и решаем надо ли продолжать.

Есть еще программа десульфатации. Она долгая.

Сначала 3 цикла «выравнивания». Это заряд малым током и ожидание 10 часов.
Потом циклы разряд / заряд.

Выберем «подопытных кроликов»

Батарея № 1 Sven. (ее фото в начале статьи)

Это батарейка 2012 года. ИБП на нее не ругается, проходит селф тест, но емкости у нее почти не осталось. Она держит 10 минут бесперебойник, нагруженный на роутер. Она и новая была хлам, а после 6 лет работы остались рожки да ножки 🙂 Но для издевательств – самое оно.

Вскрытие крышки и заглядывание в банки показало, что в батарее сильно не хватает электролита.

Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Смотреть фото Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Смотреть картинку Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Картинка про Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Фото Как восстановить емкость кислотного аккумулятора

Она 2014 года, работала в ИБП типа «смарт» до тех пор, пока у соседней батареи в паре не закоротило банку. Произошло это недавно. То есть наработка 4 с лишним года. Она изрядно покипела и в нее пришлось доливать воду.

Доливаем дистиллированную воду

Именно воду, а не электролит. Потому что уходит именно вода, а серная кислота остается на пластинах в связанном состоянии. Обычная вода из под крана убьет АКБ сразу.

Доливать нужно так:

Доливаем заряженную АКБ. Потому что в ходе работы уровень электролита меняется и в заряженном состоянии он максимальный. Чтобы не было перелива.
Шприцом с тупой иголкой капаем воду прямо на пластины. И смотрим фонариком.
Надо чтобы пластины были сверху влажные, но чтоб вода не плюхалась.
Процедуру повторить 2-3 раза по мере впитывания воды через несколько часов.

В испытуемую батарею №1 я долил примерно 50мл воды. Очень много, батарея была почти сухая! В батарею №2 долил чуть меньше, но тоже по 6-8 кубиков в каждую банку.

После долива воды, напряжение упало. Вода задействовала части пластин, которые давно были сухие и на них непонятно какие отложения.

Итак, предположим, что батарейке не дают нормально жить труднорастворимые отложения (сульфат свинца и α оксид свинца). Они имеют большое сопротивление и пассивируют участки пластин. Кроме того, отложения эти плотные и в них не проникает электролит. Удельная поверхность получается маленькая а циркуляции электролита – никакой. В результате симптомы: потеря емкости АКБ, большое внутреннее сопротивление (батарея не может отдавать большой ток), кипение при зарядке.

Батарея в таком состоянии даже может отдать свою паспортную емкость. Но только ооочень малыми токами. Так что практической пользы от этого никакой.

Задача цикла восстановления это растворить «вредные» соли. И путем заряда с правильным режимом, создать новые структуры с правильным строением.

Батарея 1 потребовала долгого выравнивания. То есть циклов заряда с ожиданием.
Заряжаем, ждем, напряжение падает. Потом опять заряжаем.

Я думаю, что из-за длительного выкипания воды, на пластинах образовались неравномерные отложения с разными свойствами. Получается разный заряд в пределах одной пластины.
К сожалению, дальнейшие тесты этой батарейки на разряд / заряд выявили, что у нее есть отгнившие пластины в одной из банок. Видно это как «ступеньку» на кривой разряда.

Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Смотреть фото Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Смотреть картинку Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Картинка про Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Фото Как восстановить емкость кислотного аккумулятора

Слева — нормальная разрядная кривая. Справа — что получается когда отгнила часть пластин.

Батарея №2 почти не требовала выравнивания.

Электролит в ней выкипел быстро из-за аварии соседней батареи и я предпологаю что трудно растворимые отложения не успели образоваться.

Ей я прогнал 2 цикла разряд / заряд.

Для теста в условиях приближенных к реальным, я использовал APC Back CS500, нагруженный на лампочку 60вт. Мощность лампочки известна и замерена, КПД UPSа тоже замерен и равен 80%. От времени работы можно будет вычислить отдаваемую емкость.

Вот тестовая установка:

Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Смотреть фото Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Смотреть картинку Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Картинка про Как восстановить емкость кислотного аккумулятора. Фото Как восстановить емкость кислотного аккумулятора

После долива воды, но до проведения восстановительных циклов, я зарядил батарейку №1 штатным способом от UPS и разрядил на лампочку.

Лампочка горела 8 минут, а батарея разрядилась до 9,5в (измерено под нагрузкой). Потом бесперебойник отключился. Возьмем эти 8 минут за точку отсчета (до процедур восстановления).

После проведения восстановления, я испытал батарею №1 на том-же стенде с лампочкой и…
она продержалась 16 минут.
То есть в 2 раза дольше, чем до. И это при среднем токе 6,5А.
Конечно отгнившие пластины уже ничем не спасти, но динамика мне понравилась.
Даже эту дохлую батарейку можно использовать для питания какого-нибудь роутера или свича где-нибудь на чердаке / подвале и она продержит минут 30-40.
Отданная емкость до 0,87 Ач, после 1,73 Ач

Батарея №2 после восстановления продержалась на стенде с лампочкой 37 минут.

При этом я ее разряжал не до 9,5 а до 10,5 вольт. Она кальциевая и ее нельзя разряжать до 9,5.
Отданная емкость при этом 4 Ач при среднем токе 6,5 А.

Сравним это с табличкой из даташита вверху. Даташит конечно на другую батарею, но это не сильно важно.

В таблице нет значения 6,5А, но есть соседние колонки для напряжения 1,75в на элемент.
Я приблизительно посчитал и получилось 50минут продержала бы новая батарея ток 6,5А по даташиту.

Это значит что батарейка №2 отдает примерно 74% емкости относительно новой. Я считаю неплохо после 4х с лишним лет работы и пережитой аварии.

Эта батарейка еще послужит.

Вобще, я конечно не рекомендую использовать восстановленные батареи для важных задач.
Но для второстепенных, для питания маломощного и не критичного оборудования их можно использовать.

Еще я планирую использовать установку для прогона тестового разряда / заряда используемых батарей примерно раз в год. Буду оценивать их емкость и пригодность чтобы не получить аварию с разрушением, коротким замыканием батареи и выгоранием бесперебойника.

Всем спасибо за внимание, надеюсь кому нибудь пригодится.

Если кто хочет пожертвовать батарейку для опытов в Барнауле, прошу в личку.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *