Как выбрать национальность в паспорте
Отметка о национальности в паспорте. Зачем ее изъяли и почему хотят вернуть
💡 Для чего нужна была графа «национальность» в паспорте СССР
Графа «национальность» появилась в паспорте СССР для категоризации населения. Деление по социальным классам не отвечало требованиям к категоризации, так как выступало переменчивой величиной.
«Национальность» в паспорте призвана была продемонстрировать, что в стране проживает многонациональный народ. На практике многие люди страдали из-за отметки в паспорте: их отстраняли от социальных благ только по причине того, что их национальность считалась «неблагонадежной», по мнению коммунистической партии. Например, они испытывали сложности при трудоустройстве, получении наград и повышении по службе.
Паспорт дополнительно содержал вкладку на национальном языке, которая дублировала информацию на русском. Это было плюсом, так как способствовало поддержке языков малочисленных народностей.
Если родители имели разные национальности, то человек сам выбирал, что будет написано в его паспорте.
В 1992 году графу «национальность» посчитали «советским пережитком» и решили ее убрать. Другая причина исключения соответствующих сведений состояла в том, что разделение общества по национальностям было способно спровоцировать межнациональные конфликты: эта проблема была весьма актуальна для позднего СССР.
Мнения граждан по вопросу удаления записи о национальном признаке разделились: одна часть населения полагала, что графу надо убрать (в основном это те, кто пострадал из-за записи), другая часть была против – те, кто чувствовал высокую идентичность своим корням.
✅ Предложения о возвращении указания национальности
Предложение о возвращении графы должно:
По идее депутата возврат графы с национальностью не потребует глобальной «паспортной реформы» и производства новых бланков. Отметку будут вносить в графу «Особые отметки» вместе с ИНН или резус-фактором. Более того, процедура станет добровольной: никто не сможет обязать гражданина прописывать свою национальность.
Графа национальность в российском паспорте
В паспортах и иных документах, удостоверяющих личность граждан Советского Союза, указание национальной принадлежности являлось обязательным, но в 1990-х годах графа национальность в российском паспорте была отменена. Во времена СССР каждый гражданин определял для себя национальность при получении паспорта в 16 лет – по отцу или матери. В большинстве случаев ее выбирали по отцу; также по отцу определяли национальность детей, не достигших 16-летнего возраста, так как в классных журналах также присутствовала графа «национальность».
Известны многочисленные свидетельства того, что информация о национальности в документах давала возможность чиновникам дискриминировать некоторые национальные меньшинства. Эта дискриминация проявлялась при поступлении в ВУЗы и аспирантуру, приеме на работу и карьерном продвижении, получении государственных наград и поездках за границу и т. д.
Когда отменена графа национальность в российском паспорте
Если обратиться к истории появления такой отметки, то следует отметить, что в документах подданных Российской империи она отсутствовала. В то время национальность определялась по вероисповеданию.
Сейчас паспортные данные не включают в себя сведения о национальности. Тем не менее, указание на принадлежность может записываться со слов заявителя при получении ряда социальных услуг.
Предложения о возвращении указания национальности
В 2010 году Конституционный суд России постановил, что отсутствие графы национальность в паспортах граждан страны не противоречит Конституции Российской Федерации. Однако коммунисты и представители других партий неоднократно предлагали возвратить такую отметку в паспорта граждан.
В декабре 2012 года в Госдуму был внесен законопроект «О паспорте гражданина РФ», подготовленный фракцией КПРФ. Этот проект предусматривал возвращение графы о национальности в паспорта россиян, заполняться которая должна по желанию их владельцев. Обусловлено это тем, что частью I статьи 26 Конституции РФ закреплено право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность. Кстати, в Татарии и Башкирии существуют специальные вкладыши в паспорта, в которых можно указывать свою национальность. Законопроект был отклонен, но попытки возвращения отметки в паспорта продолжаются.
Планируется наделить миграционную службу правом введения временных ограничений на проставление отметки. Так, не сможет сделать отметку в паспорте гражданин, признанный недееспособным. Будет введено ограничение и тогда, если указанная заявителем национальность не совпадает с той, которая указана в свидетельстве о рождении. В таких случаях окончательное решение будет принимать суд.
Нужна ли отметка национальности в паспорте РФ
Появится ли снова графа национальность в российском паспорте и как скоро это произойдет, покажет время, но если существует заинтересованность в этом вопросе, то она должна быть удовлетворена.
14 вопросов по теме
Здравствуйте! Подскажите в заявлении на получение загранпаспорта образца 1998г. была графа национальность? Стоит ли делать запрос в ОВИР с целью определения нации?
На тот момент действовала Инструкция о порядке оформления и выдачи паспортов гражданам Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию, утвержденная Приказом МВД РФ от 26.05.1997 N 310. В бланке заявления (Приложение 1 к Инструкции) графа национальность отсутствует.
В вашей ситуации лучше воспользоваться подтверждением национальности через актовые записи о рождении.
Ваша национальность определяется вашим свидетельством о рождении, если там записано, что вы — русская, то именно такая запись и будет сделана в актовой записи о рождении вашего ребенка. Ваш выбор только в том, что можете указывать или не указывать национальность у ребенка.
Для смены национальности вам нужно менять именно свои документы. Для этого нужно документально доказывать наличие польских корней.
45 лет без родителей, без прописки. И документов. Один документ свидетельство о рождение. С чего нужно начать. Ведь на планете земля меня не существует…
Вернется ли в паспорта «пятый пункт»?
Колумнист Харун Сидоров рассуждает о новой инициативе депутата Госдумы России о возможном возврате графы «национальность» в паспорта граждан этой страны.
Сайт Idel.Реалии заблокирован? Обойдите блокировку!
25 июля 2021 года Ильдар Гильмутдинов, председатель комитета Госдумы РФ по делам национальностей, сообщил СМИ, что он и его коллеги обсуждают инициативу возвращения в паспорта графы «национальность», которая будет заполняться добровольно. Оговорившись, что пока речь идет об обсуждении данной идеи, он все же озвучил и некоторые доводы «за»: «. если человек хочет обозначить таким образом свою принадлежность к тому или иному этносу, наверное, на примере вкладыша с ФИО на татарском можно, это некая связь в том числе с предками». Кроме того, по его мнению «ряд малочисленных коренных народов хотели бы иметь национальность в паспорте. У них есть определенные преференции, предусмотренные законодательством, для этого им надо предъявить документы, которые говорили бы об их национальности».
Однако сегодня уже не все понимают, что такое графа «национальность» во внутренних паспортах и иных документах. Ведь с этой реальностью знакомы лишь те, кто прожил или хотя бы застал сознательную жизнь (в возрасте от 16 лет) в СССР, где существовал этот, как его называли, «пятый пункт». Но миллионам совсем молодых и юных россиян сегодня даже непонятно, о чем идет речь, так как они с этой реальностью не сталкивались. Поэтому разговор об этой инициативе стоило бы начать с краткого экскурса в историю вопроса.
«Пятый пункт» в СССР
В Российской империи в паспортах не было графы «национальность», а была графа «вероисповедание». Кроме того, с 1897 года в переписях населения имелся пункт «родной язык».
В таких регионах как Поволжье это создавало особую реальность. Например, советских людей учили тому, что «вождь мирового пролетариата» Владимир Ленин был русским. И это было так в том смысле, что в дореволюционной России официальное значение слова «русский» («русский подданный») было таким же, как и «россиянин» сегодня, а в графе «вероисповедание» у «вождя», настоящая фамилия которого была «Ульянов», стояло «православный», как и у его отца Ильи Ульянова. «Великорусская» (как тогда называли русское в этническом смысле) фамилия, православное вероисповедание и русский как родной язык — этого было вполне достаточно, чтобы восприниматься русским в советские времена или «великороссом» в досоветские. При этом реальное этническое происхождение рода Ульяновых (по материнской линии в роду у Ленина были шведы, немцы и евреи) было неизвестно и с высокой вероятностью они были выходцами из обрусевших тюркских или финно-угорских народов — чувашей или мордвы (эрзян). Примерно такая же чересполосица в то время существовала у тюрко-мусульманских народов региона, свидетельством чему являются нынешние попытки выяснить истинное этническое содержание сословной или языковой принадлежности оспариваемых групп в те времена.
Стендапера избили за «русофобию»
Нации в более позднем (этнизированном) смысле начали оформляться уже в советские времена, зачастую посредством размежевания групп, ранее образовывавших конфессионально-языковое единство. Когда в 1932 году для граждан СССР были введены паспорта нового образца, графа «национальность» в них заполнялась со слов получателей. Но уже 2 апреля 1938 года был принят Циркуляр НКВД №65, согласно которому «запись национальности должна быть произведена в соответствии с фактическим национальным происхождением родителей». Правда, в стране с этнической чересполосицей и множеством случаев сложных идентичностей «фактическое национальное происхождение» людей, впервые заполнявших графу «национальность», не всегда было очевидным. Поэтому, потребовались десятилетия, чтобы эта определенность устоялась посредством фактического наследования закрепленной в паспортах и других документах «национальности».
В позднесоветские годы порядок определения национальности при получении паспортов гражданами, достигшими возраста 16 лет, был установлен Постановлением Совета Министров СССР от 28.08.1974 № 67: «Запись о национальности в паспорте производится соответственно национальности родителей. Если родители принадлежат к разным национальностям, то при выдаче впервые паспорта национальность записывается по национальности отца или матери в зависимости от желания получателя паспорта. В дальнейшем запись о национальности изменению не подлежит».
В период перестройки и гласности такая практика стала подвергаться активной критике — главным образом со стороны тех людей, у которых в соответствии с этими правилами не было возможности выбрать национальность по со своему самоощущению и культурной идентичности. Было немало и тех, кто выступал за изъятие графы «национальность» из официальных документов в принципе, считая, что она неизбежно ведет к дискриминации по национальному принципу.
Поэтому в принятой в 1993 году Конституции РФ появилась статья 26, пункт 1 которой гласит следующее: «Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности». А в 1996 году были введены (внутренние) паспорта граждан РФ нового образца, из которых в принципе исчез этот пункт. Тем не менее, графа «национальность» в документах Записи актов гражданского состояния осталась и после этого — она может добровольно указываться в отношении родителей новорожденного в выдаваемом ему свидетельстве о рождении, а также в отношении заключающих брак супругов в свидетельстве о браке.
«Этногенез не подчиняется указам Путина». Эрзянский старейшина отреагировал на слова президента России о «мордве»
«Во всем мире»
Критики записи «национальности» в официальных документах обычно указывают на то, что во всем мире понятие «национальность» используется как синоним гражданства, что и фиксируется в заграничных (международного образца) паспортах записью «Nationality». И потому закрепление за гражданами одной страны разных идентичностей они считают признаком апартеидно-сегрегационных систем. Тем не менее, в той или иной форме понятие «национальность» в том виде, в каком оно признавалось в СССР, сохраняется или признается в документах, устанавливающих личность, не только в ряде постсоветских стран, но и стран условно «цивилизованного мира».
На постсоветском пространстве графа «национальность» сохраняется во внутренних паспортах Узбекистана и Казахстана. И там, и там она по-прежнему заполняется в принятом в СССР порядке с той разницей, что в Казахстане ее можно не указывать. Пункт 1 статьи 19 Конституции Казахстана гарантирует каждому право «указывать или не указывать свою национальную принадлежность», при этом в соответствии со статьей 65 Кодекса о браке и семье, «национальность ребенка определяется национальностью его родителей. Если национальность родителей различна, она определяется по желанию ребенка национальностью отца или матери при выдаче ему удостоверения личности или паспорта». Поэтому неоднократно возникали такие ситуации, когда желающие записаться казахами не могли этого сделать из-за своего неказахского происхождения, что становилось поводом для критики этой практики.
В чужом глазу соринку найдёт, или Латвия последовала за Россией
Этническая национальность рассматривается как основание для получения гражданства живущими зарубежом соплеменниками-негражданами в таких странах как Израиль, Польша, Венгрия и Румыния. Как уже писалось ранее, в Израиле гражданство предоставляется зарубежному «ребенку и внуку еврея, супругу/супруге еврея и супругу/супруге детей и внука еврея», а в Польше такой претендент из-за рубежа должен доказать, что у него «хотя бы один из родителей или дедушка / бабушка либо прадедушка и прабабушка были польской национальности». Аналогичные нормы существуют в Венгрии, Румынии и Греции, долго существовали, но в последние годы постепенно ужесточаются в Германии (причем, как для этнических немцев, так и для евреев, которые могут считаться жертвами нацизма или их потомками).
Парадокс заключается в том, что ни в одной из этих стран национальность человека не указывается в паспорте, однако, для выдачи их паспортов тем, кто не имеет их гражданства по рождению, потребуются паспорта или иные документы, в которых закрепляется национальность их предков.
«Дай списать, фашистка»
В России
В России предложения вернуть в паспорта «национальность» не вписываются в мейнстрим государственной национальной политики, что не раз демонстрировалось отзывами на них ряда должностных лиц. В частности, негативно эту идею оценил в 2015 году Владимир Зорин, замдиректора Института этнологии и антропологии РАН — своего рода мозгового центра выработки государственной национальной политики. И практически незамедлительно на недавние заявления Ильдара Гильмутдинова отреагировал Игорь Баринов, глава Федерального агентства по делам национальностей, назвавший инициативу по возвращению этой графы в паспорта «излишней».
Появится ли в России немецкая республика?
Признание Владимира Путина в национализме
Опыт Латвии, Польши или Израиля показывает, что необязательно включать графу «национальность» в собственные паспорта, чтобы предоставлять свое гражданство тем, кто на него претендует на основании этнического происхождения. Поэтому, если Россия решит предоставлять свое гражданство зарубежным соотечественникам по такому же принципу, что при нынешней власти весьма маловероятно, в качестве документов, подтверждающих национальность предков претендентов вполне могут быть приняты их документы советского образца или дореволюционные согласно определенным алгоритмам. То же касается и других ситуаций, в которых национальность может иметь юридическое значение, вроде гипотетического избрания представителей народов в палату национальностей или предоставления прав представителям малочисленных коренных народов — для этих целей могут вестись соответствующие реестры со специальными документами, подтверждающими включение в них человека.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в рубрике «Мнения», не отражает позицию редакции.
❌Если ваш провайдер заблокировал наш сайт, скачайте приложение RFE/RL на свой телефон или планшет (Android здесь,iOS здесь) и, выбрав в нём русский язык, выберите Idel.Реалии. Тогда мы всегда будем доступны!
❗️А еще подписывайтесь на наш канал в Telegram.
харун сидоров
Кандидат юридических наук, член Союза журналистов Чехии
Как выбрать национальность в паспорте
В Конституции РФ говорится, что «каждый имеет право определять и указывать свою национальную принадлежность», но «никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности». Эта формулировка заведомо исключает появление в паспортах, других документах и анкетах обязательного для заполнения «пятого пункта», как было в СССР, но не исключает предоставления гражданам права добровольно свою национальность заявлять.
Самоидентификация
В свидетельстве о рождении родители вправе указать национальность ребёнка и сейчас. Но до сих пор не удалось придумать применительно к паспортам такую схему реализации этого права, которая не вызвала бы напряжения в обществе. На днях в Госдуму был внесен проект закона, позволяющий гражданам России указывать в паспорте свою национальность. Автором инициативы выступила член Совета Федерации Жанна Иванова.
Но могут быть и спорные случаи. Например, родители записали ребёнка в свидетельстве о рождении русским — такова национальность одного из родителей, а ребёнок вырос и решил назваться евреем — по национальности другого родителя. В таких ситуациях придётся идти в суд.
Без суда не обойтись и в случае «явного несовпадения объективных критериев определения национальной принадлежности данного гражданина с выраженным им в указанном заявлении соответствующим волеизъявлением». Объективные критерии, руководствуясь которыми чиновники ФМС будут принимать решение, перечислены тут же: это «родной язык, традиции и обычаи, культура, религия, родство и родственные связи, проживание в соответствующей этнокультурной среде, а также иные объективные критерии определения национальной принадлежности, предусмотренные федеральным законом». Все они применительно к конкретным ситуациям оказываются в ряде случаев субъективными.
Правда, ещё в 2003 году в законопроекте «Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина РФ», внесенном в Госдуму за подписью Владимира Путина, говорилось о возможности поставить в паспорте отметку о национальности по личному письменному заявлению. Но в 2011 году Госдума по согласованию с Кремлем сняла этот документ с рассмотрения как «утративший актуальность».
А вот в наше время…
В СССР графа номер 5 для указания национальности была в типовых анкетах. Запись «национальность» в паспортах появилась в 1974 году. В прежних также была графа «национальность», но не было графы «Гражданин СССР», также было «социальное положение» — рабочий, колхозник, служащий и т. п. Полная замена паспортов произошла примерно к 1980 году.
В Советском Союзе указание национальности в паспорте и других удостоверяющих личность документах носило обязательный характер. Национальность определялась гражданином для себя в 16 лет при получении паспорта путём выбора из национальностей отца или матери. Чаще выбирали по отцу; также обычно по отцу определялась национальность детей до 16 лет (например, в школьных классных журналах тоже имелась страница «национальность»). Зачастую, если национальность одного из родителей была «проблемной» (например, еврей, немец, поляк, крымский татарин и т. п.), человек выбирал себе национальность другого родителя, более приемлемую (русский, украинец, белорус и т. п.). При этом он мог иметь национальность только из числа официально признанных народов, проживавших на территории СССР. К примеру, учёт национального состава населения во время всеобщей переписи 1959 года осуществлялся по 126 наименованиям; во время переписи 1979 года — по 123, а в переписи 1989 г. — по 128. Существование некоторых народов (например, ассирийцев) советским государством отрицалось.
В большинстве стран мира созвучный термин (например, англ. nationality) означает не принадлежность к этнической группе, а гражданство. Для обозначения этнического происхождения употребляются термины этничность (англ. ethnicity), этническая личность, этническая принадлежность; в паспортах это не указывается. Согласно определению Конституционного суда РФ, «национальность не может иметь юридического значения для статуса гражданина. Согласно Конституции, гражданство РФ является единым и не зависит от оснований его приобретения».
Отмена в 1990-е годы упоминания национальности в паспорте в Российской Федерации, а затем её введение, но уже в необязательном порядке вызывает бурные политические дискуссии. Аналогичные вопросы рассматриваются на Украине и также вызывают неоднозначную реакцию. В итоге сейчас в России национальность может быть указана только в одном документе — в свидетельстве о рождении, причем национальность не ребенка, а только его родителей и только по их желанию. Помимо этого, национальность называют участники переписи населения, однако никаких критериев для ее определения не существует и человек волен обозначить себя как угодно, даже назваться хоббитом или эльфом.
Что имеем
Проблема гораздо шире, чем наличие либо отсутствие отметки в паспорте, она рассматривается в контексте роста межнациональной напряженности. Например, московская городская Дума вносила поправки в «Закон о СМИ» с запретом упоминания национальности преступников и их жертв.
В настоящее время в России право граждан определять свою этническую принадлежность (национальность) самостоятельно и произвольно привело к любопытному явлению: во время переписи населения люди сообщали о своей принадлежности к народам, существование которых как отдельных наций под вопросом (к примеру, казаки, поморы, скифы), либо вообще к несуществующим (хоббиты, эльфы и пр.).
В итоге приказом Росстата в 2010 году утверждён «Алфавитный перечень возможных вариантов ответов населения Всероссийской переписи населения 2010 года». Значительно увеличившийся список ограничен 1840 национальностями, среди которых, в частности, представлены «помесь», «советские», «человек земли», «человек мира», «иностранцы», «интернационалисты» и «жители вселенной», а также «кацапы», «бульбаши», «чухонцы», «чалдоны», «фараоны» и «скобари».
В странах-соседях, ранее входивших в состав СССР, ситуация аналогична нашей. Например, в Казахстане национальность указывается по желанию владельца в паспорте и в удостоверении личности. В паспортах граждан Украины графы национальность нет, и в свидетельствах о рождении ребёнка указывается лишь гражданство.
Олег Смолин, 1-й зампред комитета ГД РФ по образованию, фракция «КПРФ»: «Регулярность возвращения к данному вопросу объясняется, видимо, тем, что есть люди, — и таких людей немало — которые гордятся своей национальностью и хотели бы ее подчеркнуть. И я бы отделял друг от друга два понятия: национальной гордости и национализма. В национальной гордости нет ничего плохого: каждый человек вправе гордиться своим народом. Но при этом он не должен недооценивать другие народы. Иными словами: уважай все народы и люби свой».
Чем объяснить, что предложение об указании в документах национальности звучит у нас регулярно? Видимо, все это от неустроенности, от каких-то проблем, с которыми люди сталкиваются в повседневной жизни. Может, кто-то считает, что благодаря указанию в паспорте национальности, он будет защищен своим этносом. Но законы-то у нас направлены на защиту прав и свобод граждан вне зависимости от их национальной принадлежности!
Вспоминается известное высказывание Расула Гамзатова. Однажды он заметил: в Махачкале я аварец, в Москве дагестанец, а за пределами страны я — русский. Это говорит о том, что каждый из нас самостоятельно может определить свою идентичность, и не обязательно для этого указывать в паспорте национальность. И если мы хотим развиваться, двигаться вперед, то нам нужно не разделяться, а объединяться.
Исторический факт
Уже со второй половины XVI века в Астраханский край наряду с русскими начали прибывать армяне, бухарцы, хивинцы, персы, индийцы. Их привлекала выгодная торговля с Московским государством, поскольку правительство поощряло развитие торговли с восточными странами, предоставляя различные льготы заморским купцам. С XVII века в Астрахани появляются гостиные дворы персов, армян, индийцев, учреждаются торговые компании. Европейцы также стремились завязать торговые отношения с Астраханью, а через нее и со странами Востока. Особенно энергично действовали англичане. В 30-х годах ХVIII века степи Северного Прикаспия стали местом обитания калмыков, ранее кочевавших по необъятным просторам Западной Монголии. В конце ХVIII века на территории Астраханского края появились казахи.
Своеобразием астраханского казачества был его полиэтнический состав. Здесь были русские и поляки, калмыки и татары, малороссы. Казачество являло пример и религиозной терпимости. Хотя подавляющее большинство казаков были православными, среди них были, кроме того, мусульмане, католики, старообрядцы. Будучи весьма отличными по этническим и религиозным признакам, казаки были объединены конвойно-караульной службой и взаимной экономической заинтересованностью.
К началу XX века в Астраханской губернии проживали 1 241 432 человека. Среди них: русских — 552 399, украинцев — 178 712, белорусов —12 452. Таким образом, славянская группа населения была преобладающей, она в целом объединяла 733 563 человека. Сюда можно еще приплюсовать 2358 поляков. Другие национальности распределились следующим образом: казахов — 279 321; калмыков — 143674; татар — 65456; армян — 9724; немцев — 3382; евреев – 2597; персов — 1259, французов и англичан — 45, прочих — 50 человек. Из всех жителей Астраханской губернии к концу XIX века примерно 70 процентов вели оседлый образ жизни, а 30 процентов — кочевой.
В советскую эпоху (1917–1991) каких-то значительных изменений в этнической ситуации в Астраханском крае (с 1943 г. — области) не происходило. Необходимо только отметить переселение в область в 1947 г. русских-липован, а также — во второй половине XX в. мигрантов с Северного Кавказа (в основном, даргинцев), цыган и отдельных групп российских немцев, возвращающихся из мест депортации. По данным Всесоюзных переписей 1959–1989 гг. фиксировался общий рост населения области за каждые 10 лет в среднем на 50–70 тыс. чел.
С конца ХХ века и по нынешний день в Астраханской области наблюдается значительный прирост мигрантов с Кавказа и из Средней Азии: аварцев, даргинцев, лезгин, чеченцев, кумыков, азербайджанцев, армян, турок-месхетинцев, узбеков и таджиков. И наоборот, падает численность традиционных, «коренных» народов: русских, татар, украинцев, белорусов — в результате превышения смертности над рождаемостью, а также немцев и евреев — в основном, за счёт эмиграции в Германию и Израиль. Только один нижневолжский этнос — казахи, несмотря на всё, сохранил динамику неуклонного роста.
Национальное разнообразие
Астраханская область многонациональна и поликонфессиональна. По данным последней переписи населения, здесь проживают представители всех народов и этнических групп России и стран СНГ, всего в регионе насчитывается более 180 национальностей. Самыми массовыми этническими группами являются русские, казахи, татары вместе с «астраханскими татарами» (так во время переписи они пожелали себя назвать), украинцы, чеченцы, азербайджанцы вместе с талышами, калмыки и ногайцы.
Последняя перепись населения России состоялась в 2010 году. Согласно полученным данным, в стране проживает более 142 миллионов человек. Русскими себя назвали более 110 миллионов человек, татарами — свыше 5 миллионов, украинцами — 2 миллиона, башкирами — 1,5 миллиона, чувашами и чеченцами — по 1,4 миллиона человек.
Проанализировав национальный состав населения региона между переписями, специалисты пришли к выводу, что доля русского населения сократилась примерно на 2% (в 2010 году доля составила 67,6%), татар — с 7 до 6,6%, украинцев — с 1,2 до 0,9%, чеченцев — с 1 до 0,8%. Однако увеличилась численность казахов на 6,8 тыс. человек, узбеков — на 1,6 тыс., ногайцев — на 3,2 тыс., корейцев — на 0,9 тыс., цыган — на 0,9 тыс., даргинцев — на 0,7 тыс., лезгин — на 0,6 тыс., аварцев — на 0,5 тыс.. По оценке экспертов, это произошло в силу естественного воспроизводства, внешней миграции, роста этнического самосознания, сформированного под влиянием смешанных браков.
Интересны сведения по малочисленным народам. Например, по данным переписи населения 2010 года, в России насчитывается 205 тысяч человек, относящих себя к цыганам, примерно 5,5 тысяч цыган проживает на территории Астраханской области, в самой Астрахани – не менее 2,6 тыс. цыган и почти столько же в ближних пригородах. По сравнению, например, с переписью населения Астраханской области в 2002 году, когда было зафиксировано 4331 цыган, можно отметить некий возрастающий рост цыганского населения.
Есть в нашем регионе и бывшие румыны — астраханские липоване. Это, в основном, потомки переселившихся в своё время в Румынию стаарообрядцев, которые преследовались за свою веру в царской России. В 1947 году они были репатриированы оттуда к нам в Астраханскую область. Часть из них была отправлена в Тюменовку (с. Речное Харабалинского района), часть в посёлок Корейский (Успех Камызякского района). Астраханские липоване проживают также в Уварах, Раздоре Камызякского района и в Астрахани.
Интересна и ещё одна малая народность, проживающая в регионе — корейцы, которых депортировали к нам ещё в 1937 году с Дальнего Востока. Возможно, именно представителям таких народов и была бы наиболее интересна новация, связанная с проставлением национальности в паспорте.