Как выбрать велосипед для взрослого
Выбор первого хорошего велосипеда.
Недавно решил разнообразить свою спокойную жизнь побитыми коленками и довольным взглядом от покупки велосипеда. Последний мой «Аист» украли из подвала какие-то твари, после чего долгое время покупать велосипед не хотелось. Сразу столкнулся с проблемой огромного выбора и еще большего разбега цен. Пришлось просидеть хороших 4-5 дней за чтением материала, допросить всех знакомых, ведущих активный образ жизни, для того чтоб сделать осознанный выбор с знанием дела. И вот пока информация свежа, я решил ею поделится.
Думаю сразу стоит дать определение слову «велосипед» для того, чтоб исключить ненужные заблуждения по этому поводу. В параграфе 1 ПДД (правила дорожного движения) написано, что «велосипед – транспортное средство, кроме инвалидных колясок, приводимое в движение мускульной силой человека, находящегося на нем» и «Велосипедная дорожка — выполненная в пределах дороги или вне ее дорожка с покрытием, которая предназначена для движения на велосипедах и обозначена дорожным знаком 4.12». К сожалению, менталитет нашего народа не позволяет использовать ничего по назначению, включая и велосипедные дорожки, коих и так кот наплакал. В толковом словаре С.И. Ожегова сказано: «Велосипед — двухколёсная или трёхколёсная машина для езды, приводимая в движение ножными педалями…». Так вот ни Сирожа-по-батьку-Иванович, ни гаяры не смогли отразить суть. Единственно верные определения словам «велосипед» и «велосипедист» даёт именно энциклопедия «Луркоморье» на странице Велосипедист. Там все базовые истины с юморком (может кому-то и не понравится).
Итак, велосипед – это технически сложный механизм, который состоит из таких основных составляющих: рама, вилка, колёса, руль, тормоза, трансмиссия (цепь, кассета, шатуны, переключатели, педали, звездочки), седло, множество переключателей и т.д. Катафоты, фонари, крылья, подседельные сумки, насосы, бутылки, компьютеры и прочее относится к аксессуарам велосипеда.
Стоит ли покупать велосипед, учитывая факт, что это относительно дорогое приобретение?
Ну раз вы уже тут, то вас уже интересует покупка железного коня. Я могу только поддержать этот интерес, утвердительно сказав, что это одно из моих лучших капиталовложений! Я не буду говорить о достаточно косвенных плюсах (хотя для кого-то это важно), вроде: не следишь за ценами на бензин, не стоишь в пробках, едешь там, где хочешь и прочее. Главное, что это просто весело, классно, укрепляет здоровье и вы, скорее всего, побываете в новых местах, познакомитесь с новыми людьми, расширите кругозор, в конце концов, почувствуете адреналин. А еще у вас появится новое хобби. И это спорт, так что дерзайте! Вас поддержат в покупке велосипеда практически все ваши родственники, друзья, знакомые и, конечно же, я.
Какой фирмы брать?
При покупке велосипеда важно знать одну истину: практически не важно какой фирмы вы выбираете велосипед: Trek, Bianchi, Specialized, GT, Cannondale или Cube, или любой другой. По сути вы покупаете только раму этой фирмы, а весь обвес будет от других производителей. Поэтому более важный фактор – цена за новый велосипед. Поверьте, если у вас будет аппарат за 7 килодолларов он будет отличный и не важно, что на нём написано. Это правило работает в обе стороны, поэтому и ежу понятно, что не стоит ничего хорошего ожидать от «велосипеда» за 200$.
Где купить?
Я считаю, что при покупке велосипеда стоит обратиться в магазин, для того, чтоб померять на себя модель. Ведь разные производители указывают разный рост на один размер рамы. Связано это с тем, что одни отсчитывают всю длину трубы рамы, другие до верхней трубы и т.д. В общем важно посидеть на велосипеде, прокатиться на нём немного, решить удобно ли вам на этой модели. В интернет магазине всего этого вы сделать не сможете. К тому же, если живете в маленьком городе/ПГТ/селе, где не найти толкового веломеханика, то ответьте сами себе на вопрос: «А стоит ли экономить мифические 1-5% от цены для того, чтоб в конце концов получить велосипед, который будет плохо ездить, переключаться, поворачивать и т.д?». Думаю, вы уловили ход моей мысли. Лично я ездил в ближайший город (Одесса), где можно было бы прикупить качественный велосипед и попал на скидку в 10% в связи с открытием этого магазина (они открылись за 2-3 дня до моего прихода). И на официальном сайте цена такая же, как и в магазине! Поэтому очень сомневаюсь, что можно сэкономить в интернете. Конечно, если вы супер опытный велозадрот или механик года, то вперёд за покупками в интернет, но тогда возникает вопрос: зачем профи читать статью любителя? Еще один важный плюс магазина – наличие помощника (продавца), правда тут многое зависит от самого человека. Если продаёт черт, то покупать у него ничего не стоит. В процессе общения станет всё понятно.
Как узнать, что мне пытаются продать некачественный товар?
В ответ на данный вопрос можно привести примеры нескольких базовых принципов:
+ Вам продают велосипеды фирм BMW, Audi, Range Rover, Ferrari, Lamborghini, Hummer или другой именитой автокомпании на литых дисках. 98% этого хлама — подделка, а даже если и нет, то знайте, что ни одна из этих компаний сама не производит хорошие велосипеды.
+ Вам предлагают купить любой велосипед ценою ниже 300$ при этом заявляют, что это лучшее, что есть на рынке. Еще хуже если это двухподвес, т.к. это будет макет!
+ Если вам продают велосипед с карбоновой рамой за низкую цену.
+ Как только видите названия вроде: SuperBike, F1, Mustang, MegaSport, Supersport и так далее, знайте, что это всё развод.
Во всех вышеперечисленных ситуациях нужно сразу же бить барыгу с вертушки в пустую голову, как учил дедушка Чак Норрис. Желательно не раз, а до полнейшего истощения ваших сил!
Какой тип велосипеда брать из огромного множества?
Я считаю, что вы должны сами определить ответ на этот вопрос, т.к. именно вам ездить и получать удовольствие. Правда даже если вы сделаете не идеальный выбор, это не помешает кайфовать от езды на своём аппарате, т.к. хорошая вещь радует при любом раскладе. Всё же не имеет смысла тратить большие деньги на «идеальный» велосипед «на всю жизнь». Возможно, что через неделю вы забросите своё приобретение на балкон и даже не вспомните о нём, а может разок съездите с ребятами на велопокатушки на день-два и загоритесь покупкой шоссейного или заболеете идеей какого-то экстрима.
Все же универсальный и наиболее распространённый вариант – горный велосипед (МТВ, АТВ, mountain/all-terrain bike). Средняя скорость на таком будет около 20 км/ч. Там будет стоять амортизированная вилка и на таком можно ездить по любому покрытию.
Шоссейный велосипед (road racing bike) предназначен для скоростного (за 50км/ч) передвижения по дороге, но не любит пересеченную местность и газоны.
Городской велосипед (citybike) предназначен для просто езды по городу за хлебом и морковкой. На них обычно стоит жесткая вилка, крылья на половину окружности колеса. Имеют дедовской или женский вид и не предназначены ни для скорости, ни для пересеченной местности, ни для понтов.
Гибридный велосипед (hybrid) – среднее между горным и городским.
BMXы… и так далее.
Хардтейл или двухподвес?
Обратим внимание на два вида велосипедов: хардтейлы (ригид) и двухподвесы. Хардтейл имеет амортизационную вилку впереди, а у двух подвеса дополнительно имеется амортизатор в раме для амортизации ударов заднего колеса. Двухподвесы гораздо дороже и обычно стартуют от 1500$, в то время как примерно аналогичный по обвесу хардтейл обойдется в 1,5-2 раза дешевле. Плюс двухподвеса очевиден, как и факт того, что Солнце находится на небе. Он максимально гасит все неровности/прыжки/колебания. Но есть и пара небольших решаемых минусов: рамный амортизатор гасит немного вашей энергии, хотя это легко решается блокировкой амортизатора. А вот наличие 4-5 шарниров в раме действительно очень усложняют конструкцию и повышают риск выхода из строя какого-то из компонентов. Опять-таки всё решается если следить за велосипедом и осуществлять своевременный уход по регламенту. Можно с уверенностью сказать, что эти минусы мифичны и служат больше успокоением души для тех, у кого не хватило денег на двухподвес, нежели причиной отказа от этого класса велосипедов.
Какую выбрать вилку?
Выбор вилки – это достаточно важный момент при покупке велосипеда по ряду причин, определяющими из которых являются комфорт и, ничто иное, как цена. Качественные амортизационные вилки стоят 200 и более американских денежных единиц. И это вовсе не предел, цены переваливают и за 1000 у.е. Ясно, что если вы намереваетесь ездить в основном в пределах города за хлебом или на рыбалку, то для ваших целей подойдут и недорогие, но относительно хорошие вилки.
Вообще вилки бывают: а) жесткие и, б) амортизационные. Учитывая тот факт, что дорог как таковых у нас нет и не предвидится, то покупать стоит именно последний тип. Конечно же людям отработавшим последние лет 10 с отбойным молотком в руках, или желающим испытать не менее «приятные» ощущения после поездки по «шиферу» на наших супер-дорогах, стоит задуматься о покупке велосипеда с жесткой не амортизационной вилкой. Остальным, не желающим страдать синдромом алкоголиков, советую закинуть эту идею в «дальний ящик».
Жесткие вилки бывают тонкие и легкие – для шоссейных велосипедов, и более прочные – для горных. Такие вилки популярны во всех нормальных странах по тому как у них присутствуют хорошие ровные дорожные покрытия, а не окопы, как у нас. Шоссейные облегченные вилки использовать на пересеченной местности нельзя, так как можно сломать ноги не только у вилки, но и еще свои две вдогонку. На сегодняшний день жесткие вилки делают из стали, алюминия, карбона, титана. Они неприхотливы, дешевы, но некомфортны.
Амортизационные вилки, по типу конструкции, бывают:
— пружинные (в обеих «ногах» находятся пружины – это базовый уровень/«днище»);
— пружинно-эластомерные (в одной ноге, обычно левой, находится пружина, в соседней ноге стоит эластомер или гидравлический картридж);
— пневматические (уровень спортсменов и опытных пользователей, задротов).
Лучшие для спорта – пневматические, но для обычного человека с обычными запросами при первой покупке, я считаю, это бесполезным понтом. Если для вас велосипедный спорт далёк, как космос, то берите стандартную вилку с 2 ногами, в одной из которых будет пружина, в другой гидравлический поршень. Катайтесь себе в удовольствие, ни о чём не думая. А если настанет тот день, когда вы скажете себе, что хотите большего, то всегда можно прикупить себе хорошую воздушную вилку при наличии желания и денег. Помните только одно: пневматика всегда и везде (и в машине, и в велосипеде) требует профессионального ухода!
Какие тормоза лучше: дисковые (disk brake) или ободные(V-break)?
Естественно дисковые тормоза имеют много преимуществ перед ободными, но есть очень важный нюанс: цена за изделие. Если вы хотите немного сэкономить деньжищ, то лучше брать хорошие ободные, чем плохие дисковые за ту же сумму. Идеальный вариант: гидравлические дисковые тормоза хорошего качества! Они лучше всего выполняют свою функцию и очень удобно делать «дозированное торможение». Опять-таки, хорошие тормоза недешевые.
Какой свет брать?
Тут и ежу понятно, что если вы собираетесь ездить в темное время суток, то вам понадобятся велосипедный фонарь для освещения своего пути и красный задний фонарь для сигнализации другим участникам дорожного движения, что вы присутствуете на дороге. Все здравомыслящие еще рекомендуют одевать яркую одежду светлых оттенков с целью повышения вашей заметности.
Итак, первый совет: берите фару только белого (холодного) или желтоватого (тёплого) света. Ни в коем случае не берите синюю или любую цветную фару, т.к. ничего не будет видно! Второе, нужно еще обратить внимание на рассеивание света: фара должна бить как можно дальше, но рассеивание света еще более важно. Не берите дорогие тактические фонари, с ними за рулём ничего не видно, т.к. в основном они бьют куда-то в степь, как прожектор в космос, а рассеивания ноль. Еще на некоторых моделях фонарей есть режим стробоскопа, что я считаю отличной защитой от пьяных участников дорожного движения.
В целом для вас главное не ровнять асфальт своим носом, хотя кому как, конечно. Но не забывайте, что есть еще и окружающие вас люди, которые не хотят ходить с гипсом либо сидеть в тюрьме за раскатывание вас по асфальту на своём джипе, из-за того, что у вас не хватило мозгов для покупки света, но хватило, чтоб выпереться на дорогу в темное время суток.
Да и еще небольшой совет: вопреки мнению «пацанчиков», считающих наличие катафот на велосипеде некрутостью, не нужно снимать таковые (они идут в стандарте с велосипедом). Кто знает, когда сядет батарейка в заднем красном фонаре, а невнимательный «водятел» или «ВОдебил», который вчера заплатил 150$ (или по вашему местному «законодательству») за экзамен в ГАИ и сейчас рассекает на большом черном мерсе с друзьями, очень сильно захочет выпендриться перед возлюбленной на папиной телеге. Поймите, что вам на том свете будет наплевать сколько ему/ей дадут лет (если опять-таки папочка/мамочка не забашляют, как это в основном бывает в наших реалиях, и еще вы окажетесь виновником ДТП), а жизнь одна и столько всего еще нужно начудить!
Сделаем краткие выводы из всего вышесказанного и подытожим
.
План выбора велосипеда:
1) Определяемся с ценой, которую готовы потратить.
2) Определяемся с размером колёс (советую 29”)
3) Процесс примерки рам и выбор наилучшей посадки.
4) Хардтейл / двухподвес.
5) Материал рамы: алюминий / карбон.
6) Выбор трансмиссии по конфигурации и классу (лучшее: 1-11, хорошо: 2-10, стандарт 3-8/9).
На чем можно экономить:
1) Самая большая и разумная экономия – это выбор материала рамы. Берите алюминиевую раму вместо карбоновой и сохраните кучу денег.
2) Экономьте на рамной амортизации и берите хардтейл.
3) Скиньте с ценника пару сотен за счет трансмиссии и берите систему 2 на 10. Если все еще дорого – берите 3 на 9/8.
4) Дальше экономия вредит качеству езды! Можно сэкономить на передней вилке и взять подешевле, но это превращает велик в что-то иное. Теоретически можно экономить на обвесе, но все комплектации хороших велосипедов стартуют от 400-500$.
Больше сэкономить не получится, разве что купить в супермаркете макет велосипеда и рисковать своей жизнью, что крайне не рекомендуется. Если нет в кармане сразу 450$, то покупку лучше отложить до накопления средств! Еще вариант, если хочется сесть за руль двухколесного транспорта, а финансового пополнения ожидать не приходится, это купить сделанный по ГОСТу «Аист» или б/у «Украину», а лучшее — б/у шоссейник «ХВЗ» моделей В-551, 552, 553, 555. Опять-таки вы встречаетесь с проблемой того, что б/у товар нужно долго выбирать и искать в хорошем состоянии.
Что сразу брать с велосипедом?
Сразу стоит купить как минимум: насос, бутылку и подстаканник, набор латок, бортировочные ключи, универсальные ключи, запасную камеру, свет (фара + задний стоп), очки, химию (смазочные масла, очиститель). Всё-таки еще стоит приобрести: шлем, крылья, велокомпьютер, перчатки, бардачок, звонок, защиту на перо, противоугонный замок. К цене велосипеда можно смело добавить 150$ на аксессуары. Это нужно учитывать при ограниченном бюджете.
Ну вот примерно так и выглядит выбор велосипеда. Перед покупкой могу посоветовать побольше почитать на эту же тему статьи других людей, которые поделятся своим опытом. Со временем у вас появятся свои предпочтения, вы, скорее всего захотите поменять грипсы и педали под цвет рамы, поменять вилку, тормоза, фару или еще что-то. Короче дальше начнется углубление в ваше новое хобби, проче говоря — тюнинг.
И последнее по списку, но не по значению: берите тот аппарат, который «на вас смотрит», т.к. ездить и наслаждаться именно вам! Тут очень важно, чтоб он нравился вам во всём: дизайном, формой рамы, цветом, обвесом…
Удачи с выбором и соблюдайте правила ПДД в целях собственной безопасности.
2015г
Как выбрать новый велосипед: модели, цены, аксессуары
Как выбрать велосипед для спокойных прогулок или тренировок, и начать свой путь в шоссейных велогонках рассказывает Даниил Лобакин, кандидат в мастера спорта по велоспорту, PROэксперт Спортмастер PRO.
Какой велосипед купить
Разброс цен на велосипеды для классического шоссейного велоспорта огромен — от 30-40 тысяч рублей до 1-2 миллионов. Все зависит от целей, которые определяют уровень оборудования и его стоимость. Профессиональные велосипеды заточены на результат — выиграть на дистанции доли секунд. Чтобы велосипед не стоял дома в качестве экспоната, нужно понять: для каких целей он нужен. Если вы не велогонщик — начинайте с простых вариантов.
Чтобы попробовать, возьмите велосипед среднего ценового сегмента. Если покупать самый дешевый, можно столкнуться со сложностями в эксплуатации. Это повышает шансы быстро забросить велопрогулки. Выбирайте золотую середину с хорошим качеством навесного оборудования. Навесное оборудование — это все, что есть на раме: тормоза, трансмиссия, педали, руль, сиденье и вилка — часть, которая держит переднее колесо.
shutterstock.com
Обратите внимание на производителя навесного оборудования — шоссейные велосипеды, оснащенные механизмами линейки Shimano 105 надежны и легки в управлении. Стоимость стартового велосипеда для гонок будет варьироваться от 50 до 100 тысяч — она зависит от внутреннего оборудования. Если говорить о городском прогулочном или велосипеде для фитнеса — оптимальный бюджетный вариант будет в районе 20 — 40 тысяч. Разница между нижним и верхними ценовыми диапазонами заключается в ресурсе (насколько быстро велосипед израсходует свой ресурс), весе и легкости в управлении. Варианты верхнего ценового диапазона будут чуть легче и маневреннее. Новичкам лучше не ориентироваться в выборе на металл, из которого сделан корпус: будет сложно оценить преимущества карбоновой рамы. Для начала можно взять алюминиевый.
Какие аксессуары нужны для велосипеда
Список гаджетов и аксессуаров зависит то того, насколько и куда вы собираетесь ехать. Необходимый минимум: насос, набор инструментов (включая заплатки и запасную камеру на случай прокола), фонарь, держатель для фляжки с водой (во время тренировки или активного катания организм теряет влагу, ее запас нужно восполнять), шлем, рюкзак, велосипедные очки и велокомпьютер. Последний позволяет отслеживать километраж, максимальную и среднюю скорость, а также контролировать пробег — велосипедную трансмиссию нужно со временем менять.
Все велосипеды комплектуются катафотами — световозвращающими элементами (на педалях и спицах — желтого цвета, сзади — красного и белого — спереди), а вот фонари и задние габаритные огни — это дополнительное оборудование, которое начинающий велосипедист приобретает самостоятельно. Их стоимость зависит от задач, мощности и качества. Если катаетесь по хорошо освещенному мегаполису, где светло даже ночью, будет достаточно небольшого габаритного огня. Если по маршруту есть темные участки, лучше приобрести мощный фонарь с аккумулятором: он будет освещать дорогу как прожектор.
Каким должен быть зимний велосипед
shutterstock.com
Техническое обслуживание велосипеда
Велосипедам, как и автомобилям, нужно вовремя проходить техническое обслуживание, и делать это в специализированных сервисных центрах.
На всех видах транспорта есть небольшая обкатка. Велосипеды — не исключение. Механизмы и детали техники должны притереться — в результате могут появиться проблемы, которые можно решить на первом ТО, не доводя дело до серьезного ремонта. Обычно его проводят после первых 30-50 километров.
Регулярное ТО лучше делать в конце сезона, когда в мастерских нет очередей. От владельца требуется только периодически смазывать цепь капельной велосипедной смазкой (мотоциклетная не подойдет — она рассчитана на другие обороты и мощности, как и автомобильное масло — на него будет налипать грязь), и при загрязнении мыть велосипед губкой с мыльной водой. Нельзя использовать ручные мойки высокого давления — напор воды вымывает смазку из подшипников, влага попадает в части велосипеда, куда не должна просочиться. Внешне будет хороший чистый велосипед, но детали будут стираться: без смазки металл начнет крутиться по металлу. Избегайте прямых струй воды, не направляйте их на втулки и подвижные элементы. Из шланга можно окатить только раму и колеса.
Где хранить велосипед
Хранить велосипед нужно в сухих отапливаемых помещениях. Минусовая температура будет отрицательно влиять на воздушные камеры и смазку.
Какая экипировка нужна велосипедисту
Для велотренировок понадобятся велошорты и синтетическая футболка. Забудьте про хлопок — он намокает и не выводит влагу. Не нужно ездить в джинсах и брюках, у которых есть толстый шов на промежности. Велошорты имеют специальную уплотненную вставку — она делает продолжительное сидение в седле комфортным.
Что касается шлема, то здесь очень много тонкостей: от него зависит аэродинамика и безопасность. В производстве используют технологии, смягчающие удары — например, дополнительные амортизирующие гелевые вставки. Велошлемы с технологией MIPS оснащены подвижной внутренней частью — «вращающуюся скорлупу», которая снижает воздействие угловых ударов. Некоторые производители используются форму сот, чтобы сделать шлем легким и надежным.
shutterstock.com
Главное при выборе шлема — удобство. Вторая важная характеристика — вентиляция. Это предполагает качественные материалы. Если выбираете шлем для велофитнеса и коротких городских прогулок — подойдет тот, который сядет комфортно. Если собираетесь ездить в нем 5-6 часов, тогда поролоновые вставки недорогих моделей быстро израсходуют свой ресурс и нужно будет подбирать новый вариант.
Обратите внимание на размер — шлем должен сидеть плотно. Если окажется велик — при падении не будет выполнять свой функционал: съедет с головы и не сможет ее защитить. Шлем должен сидеть правильно: ровно, не закрывать лоб полностью, но и не висеть на затылке. Многие производители шлемов прилагают инструкцию с наглядной картинкой, где указано, как правильно должен сидеть шлем.
Велоспорт как фитнес: тренировки и рекомендации
Успех велотренировок зависит от того, насколько четко вы сидите на велосипеде. Для этого нужно не только выбрать его размер, в зависимости от роста, но и правильно настроить высоту сидения и положение руля. Сидя на велосипеде, прокрутите педаль до нижнего положения — нога должна выпрямиться и плотно стоять на пятке. Вынос руля повлияет на положение спины при катании — для прогулок допустим наклон не более 30 градусов, для фитнеса — около 45, для велогонок — до 60. При правильной технике езды спина должна быть прямой, а плечевой пояс не должен уставать.
shutterstock.com
Основные рекомендации для тренировок: нарабатывать километраж, делать ускорения, интервальные заезды (чередовать быструю и медленную езду), работать над техникой. Можно использовать природный ландшафт — подъемы и спуски. В велоспорте тело работает в одной плоскости и делает одни и те же движения, тренируются крупные мышцы, ягодицы и внешняя поверхность бедра. Педали — это работа на ноги и растяжка бедра. Для подготовки к соревнованиям лучше отрабатывать технические элементы, тренируясь в паре с кем-то. Например, «сидеть на колесе» — ехать максимально близко друг к другу, как в гонках, чтобы не бояться подобных ситуаций в реальных условиях.
Канал про ЗОЖ в телеграме! Подписывайся
Как выбрать велосипед для города и бездорожья. Полное руководство.
Каждый год (особенно в весенний период) большое количество людей начинает ловить себя на мысли – «мне нужен велосипед»! При этом мотивация для данного поступка может быть самой разной – «покататься, как в детстве», «сэкономить на фоне высоких цен на топливо», «заняться спортом» и т.д… Однако всех новоиспеченных велолюбителей объединяет один момент – они практически поголовно, при выборе впервые, сталкиваются с массой «недопонимания»: начиная от разнообразия вариантов исполнения двухколесного транспорта и заканчивая его техническими параметрами.
На самом деле, выбирать велосипед не так уж и сложно, главное – понимать для чего он вам нужен и на что нужно обратить внимание / чем руководствоваться… примерно как выбирать обувь (когда важен не только внешний вид, но и удобство, размер, предназначение) – вы же можете выбрать себе обувь, вот и велосипед выбрать сможете, а мы подскажем как это делается. В этой статье мы обсудим все о велосипедах!
В первую очередь, перед покупкой велосипеда, стоит определиться – в каких условиях и на какой местности он будет преимущественно эксплуатироваться (поскольку байки, как и другие виды транспорта, в этом плане подразделяются на различные классы):
Горные велосипеды (или маунтинбайки) – это, пожалуй, наиболее «распиаренная» разновидность «двухколесников», в большинстве случаев чем-то напоминающих «кроссоверы»: выглядят внушительно, но при этом больше годятся для городской эксплуатации, нежели покорения серьезного бездорожья. Ну а истинные горные велосипеды – как «суровые джипы»: они действительно круты за пределами дорог, но не всегда удобны в городе (да и нужны, по своим возможностям, далеко не каждому).
Так вот маунтинбайки, в свою очередь, делятся на два типа:
Хардтейлы – велосипеды с «жёстким» (без амортизации) креплением заднего колеса и, как правило, обладающие амортизацией переднего колеса. Они предназначены для катания, как по ровным дорогам, так и в условиях пересеченной местности. Вообще, это – достаточно универсальный двухколесный транспорт, так как позволяет и с комфортом ездить в городской среде, и уверенно чувствовать себя на проселочных и грунтовых покрытиях, а также в парках. Однако для сугубо городской эксплуатации хардтейлы являются скорее «избыточными вариантами».
Стоит отметить, что самые дешевые модели хардтейлов оснащаются настолько простенькими амортизационными вилками, что лучше уж склонить свой выбор в пользу «гибрида-ригида» (с жёсткой передней вилкой), но более высокого качества и с более добротным навесным оборудованием.
Двухподвесы – это уже скорее стезя профессиональных спортсменов, поскольку благодаря наличию передней и задней подвесок, их стихией является пересеченная местность с буераками, природными склонами и другими препятствиями. Такие маунтинбайки выглядят очень эффектно, но для города подходят не лучшим образом (в частности из-за высокого веса).
Тут стоит отметить, что реальные способности двухподвесов прямо пропорциональных их стоимости (чем выше цена – тем реальнее байк). Хороший полноподвесный велосипед априори не может стоить дешево, а бюджетные модели в данном сегменте – это «суррогат», от которого не следует ждать чего-либо хорошего (он с большой долей вероятности придёт в негодность при первом же серьезном выезде на бездорожье).
Гибридные велосипеды – сочетают в своей конструкции атрибуты горных и шоссейных байков: у первых они заимствуют раму типа «хардтейл» с амортизационной вилкой спереди, рулевую колонку и навесные компоненты, а у вторых – 28-дюймовые колеса с более узкими и гладкими покрышками. Такие велосипеды ориентированы, в первую очередь, на простых велолюбителей – которые предпочитают кататься не только в городских условиях, но и по грунтовкам в парках (при этом не желая или не имея возможности приобретать сразу несколько разноплановых «железных коней»).
Велогибриды – это своего рода компромисс, поскольку они не предоставляют тот уровень комфорта, которым могут похвастать «чисто городские» велосипеды, но при этом серьезно уступают во «вседорожных» способностях «истинно горным» моделям.
шоссейный гибрид – это шоссер, укомплектованный прямым рулем, который подходит и для городской эксплуатации, и для велопутешествий на большие дистанции;
треккинг-байк – «двухколесник», приспособленный к велопоходам, но еще не дотягивающий до классических туристических велосипедов, который может быть оборудован как обычным багажником, так и полным комплектом оборудования, включая динамо-втулки.
Городские велосипеды – байки, созданные для повседневной эксплуатации в городской среде и неспешных велопрогулок по дорогам с хорошим покрытием. Они не предназначены для использования в качестве спортивного инвентаря, так как «заточены» для поездок в обычной одежде, а их конструкция нацелена на практичность и комфорт. Подобные «двухколесники» адресованы простым велолюбителям, для которых велосипед – в первую очередь средство передвижения.
Ситибайки бывают нескольких видов:
Классические модели – их конструкция максимально подходит для езды по городу: жесткая вилка (хотя в некоторых случаях она может быть и амортизационной); небольшое количество передач; широкое и мягкое седло; наличие «заводских» аксессуаров. Они отлично приспособлены для размеренных покатушек по городским улицам и паркам.
Круизеры – комфортные велосипеды, предназначенные для городских велопрогулок. Их можно распознать за счет уникальных дизайна и конструкции (как правило – с вытянутой геометрией рамы) и широкого руля, обеспечивающих расслабленную посадку.
Чопперы – те же самые круизеры, но увеличенных размеров, которые «щеголяют» удлиненной базой, массивной рамой оригинальной формы, широкими колесами и большой двухкоронной вилкой.
Тандемы – еще одна из разновидностей круизеров, созданная для одновременного катания на одном велосипеде двоих человек. Такие байки обычно обладают колесами размерностью 24-26 дюймов, планетарной трансмиссией и задним ножным тормозом.
Дорожные модели – велосипеды, предназначенные как для городской эксплуатации, так и для велопутешествий. Подобные «двухколесники», как правило, «щеголяют» легкой рамой (с геометрией, напоминающей о маунтинбайках), многоскоростными трансмиссиями, ободными или дисковыми тормозами, а также дополнительными аксессуарами (багажник, крылья и т.д.).
Шоссейные велосипеды – велосипеды, созданные для скоростного передвижения по дорогам с хорошим покрытием, которые отличаются от других баков, в первую очередь, особой формой руля (так называемые «бараньи рога»), растянутой посадкой и исключительно ригидной рамой. Вообще, шоссеры ориентированы уже на более «продвинутых» велосипедистов, которые любят быструю езду и часто преодолевают на двухколесном «железном коне» внушительные расстояния по асфальтированным или ровным грунтовым дорогам.
Кроме того, в данную категорию можно отнести и байки класса «туринг» (то есть – туристические) – они подготовлены для длительных велопутешествий в активном темпе, но не только по асфальтированным покрытиями, но и по дорогам среднего качества. По своей компоновке такие велосипеды близки к шоссейным, но отличаются «растянутой» рамой, улучшающей плавность хода, более прочными колесами, а также увеличенным диапазоном передач.
Складные велосипеды – байки, обладающие рамой со складным механизмом. Такие «двухколесники» – выбор, в первую очередь, городских жителей, для которых главную роль играет компактность: складные велосипеды удобно не только хранить в условиях ограниченного пространства, но и перевозить практически во всех видах транспорта (в том числе – общественного, что разрешено официально).
Кстати, складными могут быть не только городские/прогулочные модели, но также горные, электрические и даже трехколесные.
Основополагающим фактором при выборе велосипедов данного типа является их компактность в сложенном состоянии, на что напрямую влияет размер колес – чем они меньше, тем соответственно меньше места займет и «железный конь» в сложенном состоянии. Кроме того, положительно на компактности складных байков сказывается и возможность складывания руля и педалей, однако наличие таких механизмов ощутимо увеличивает их стоимость.
Ещё одна из важнейших характеристик велосипедов со складной рамой – вес: наибольший вклад в легкость делает материал, из которого изготовлен непосредственно сам остов.
Выше перечислены основные, но не все типы велосипедов – их существует великое множество, в особенности спортивной, экстремальной и трюковой направленности. Однако такие байки редко вызывают интерес у начинающих велосипедистов, поскольку их выбор крайне специфичен (именно по этой причине они здесь и не рассматриваются).
При выборе велосипеда для взрослых людей (и подростков старшего возраста) следует учитывать пол (хотя не мало моделей «унисекс», но они, как и любой «компромиссный вариант» – максимального удобства они не обеспечат).
Поэтому, если Вы выбираете велосипед исключительно для себя – учитывайте его «половую ориентацию»:
Мужские модели велосипедов обладают, как правило, высокой рамой (но это не обязательное условие), а так же могут «похвастать» лучшей приспособленностью конструкции под анатомию именно мужского тела: оснащаются более низким и широким рулем, удлиненными шатунами, зауженным сиденьем и т.д. Впрочем, при покупке велосипеда, мужчине следует опираться, прежде всего, на свои предпочтения/ощущения – так как большинство велосипедов «по-умолчанию» всё же ориентированы на «сильный пол».
А вот женские велосипеды появились сравнительно недавно – это отдельный тип современных велосипедов, которые изначально проектируются с учетом анатомических особенностей именно женского тела – они обладают иным строением рамы (обычно – с заниженной верхней трубой), особой «анатомией» седла и конструкции рулевой колонки, а так же других узлов… Всё это сделано с одной целью – упростить женщинам подбор велосипеда обеспечивающего максимальный комфорт (т.к., как уже было отмечено выше, даже «унисекс»-модели созданы «с прицелом» на мужскую половину велолюбителей).
Когда вы определились с моделью велосипеда – необходимо выбрать его размер, где нужно ориентироваться на размер рамы или, говоря иначе,на её ростовку (которая изменяется в зависимости от индивидуальных особенностей организма и типа велосипеда). При увеличении ростовки происходит пропорциональное изменение длины всех труб рамы – потому правильно подобранный размер велосипеда способен обеспечить не только комфорт при езде, но и исключить возникновение болей в спине и коленных суставах.
Таким образом, перед «походом за велосипедом», следует заранее измерить собственный рост (без обуви). Соотношение длины тела человека к рекомендуемым параметрам рамы велосипеда (в зависимости от его типа) можно узнать из таблиц, приведенных ниже:
горный велосипед | рост (cm) | размер (×/inch/cm) | |
160 | XS | 13-14 | 33 56 |
> 200 | XXL | 23-24 | 57 61 |
шоссейный велосипед | рост (cm) | размер (inch/cm) |
160 | 19-20 | 49 63 |
городской велосипед | рост (cm) | размер (inch/cm) | ||||
160 | 16-18 | 41 2 отличных Он-лайн калькулятор выбора ростовки рамы: Не стоит забывать, что указанные выше размеры рамы (обозначено Ⓐ на иллюстрации ниже) – лишь ориентировочные величины: они «подсказывают» то, с каких параметров начать примерку того или иного велосипеда (поскольку «правильность выбора» также зависит ещё и от величины колес, геометрии/конструкции рамы и т.д.). Вообще, примерка велосипеда ① – один из главнейших моментов при приобретении двухколесного транспорта. Она осуществляется следующим образом: необходимо встать над рамой «железного коня», прикоснувшись «пятой точкой» к седлу – расстояние от верхней трубы до паха Ⓑ может варьироваться в зависимости от типа байка: например, для экстремального стиля катания – 6-10 см; для езды по дорогам с хорошим покрытием – 3-6 см. Подобный подход позволит избежать серьезных травм в случае непреднамеренного соскальзывания с сиденья. После успешной примерки, не лишним будет убедиться в возможности правильной посадки на велосипеде ② – которая зависит от предполагаемого стиля езды, но в любом случае: поднятое колено не должно касаться руля даже в его крайних положениях; на педали находящейся в крайнем нижнем положении стопа должна «уверенно лежать» (при чуть согнутом колене); руки так же свободно должны лежать на руле. Кроме того, при выборе велосипеда, не лишними будут следующие советы:
Ориентировочное соотношение размера колёс и роста/возраста ребёнка указано в таблице:
|