Как выглядит сатана в аду
Загадки Сатаны: Как его зовут, откуда у него рога и что связывает его с Антихристом
Сатана стал невероятно популярной фигурой в современной религии и массовой культуре, однако в религиозных текстах о нем практически нет никаких подробностей, что многих сбивает с толку. Из-за этого возникает множество вопросов о Сатане и не на каждый из них можно найти ответы.
Сатана это тот самый Змей, давший яблоко Еве?
Более того, в первой книги Бытия змея и вовсе описывается как «умнейшее из зверей в поле». Лишь в Откровении Иоана Богослова фигурирует первое сравнение Сатаны со змеей: «И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним».
По словам исследователей Библии, когда писалось Бытие, никто не связывал змея-искусителя с Сатаной. Однако если этот Змей не Сатана, то кто он? Просто говорящая змея? В таком случае это единственное подобное животное в Библии.
У него нет имени
Привычное нам слово Сатана на самом деле с еврейского языка переводится как «противник» или «клеветник» и оно никогда не используется в Ветхом Завете в качестве имени, зато часто применяется по отношению к людям, к примеру Царь Ризон из Сирии называется сатаной (противником) царя Соломона.
Существует также ангел под тем же прозвищем «сатана», который выступает как испытывающий веру праведника. К примеру Бог хочет испытать человека и посылает ангела-сатану, который насылает на человека разные беды, чтобы увидеть, будет ли этот человек все еще верить, когда все потеряет.
Слово «дьявол» тоже означает всего лишь «обвинитель» и это просто перевод слова «сатана» на греческий язык. И конечно же Сатану не зовут Люцифером («Утренняя звезда»), в Библии это имя употребляется лишь один раз и то лишь в книге пророка Исайи, когда он пишет о Вавилонском царе. Позже церковники связали это с сатаной, что стало источником мифа о падшем ангеле.
Любопытно при этом, что в Новом Завете утренней звездой зовется как раз Иисус Христос: «Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя».
Правил ли он в Аду?
Так откуда же взялась эта идея? Это на самом деле большая загадка, однако по самой распространенной версии сатана просто в какой-то момент оказался смешан с греко-римскими богами подземного мира, а именно Аидом и Плутоном.
Еще одна версия указывает на источник в зороастризме, в котором существует злой дух Ангра-Майнью, который мучает души злых людей, попавших после смерти в его подземный мир.
Какие у него силы на земле?
Поп-культура наделяет сатану огромной властью, но библейский сатана похоже имеет на Земле множество ограничений. В Ветхом завете он мог мгновенно сгубить жизнь, но лишь после разрешения от Бога. В Новом Завете он способен лишь на искушение Иисуса, подстрекая его использовать свою огромную силу. К примеру, когда Иисус голоден, сатана предлагает ему превратить камни в хлеб, но не делает этого сам.
С другой стороны Марк и Лука рассказывают, как Иисус изгонял из людей демонов, подразумевая, что у сатаны и демонов есть власть вселяться в человеческие тела. Сатана также в какой-то момент предлагает Иисусу «все царства мира», но неясно, способен ли он в реальности сделать это.
Большинство же христианских групп уверены, что реальная власть сатаны на земле это именно искушение и этот как раз то, чего и следует бояться.
Откуда у него взялись рога и красная кожа?
В наши дни классический образ дьявола-сатаны включает в себя красную кожу, рога, копыта и хвост. А в руках он держит вилы. Этот образ растиражирован миллионы раз и появляется везде от фильмов и мультиков до комиксов и карикатур.
Однако в Библии ничего из этого не описано, данные черты впервые возникли в образе сатаны лишь в позднее средневековье. Откуда они взялись? Тоже неизвестно.
По самой распространенной версии, рога и копыта могли достаться сатане от греческого бога Пана, который был диким и достаточно неприятным существом. Вилы вероятно перешли от Посейдона, а цвет возможно идет от красного дракона, описанного в книге Откровения.
Что связывает его с Антихристом?
В Новом завете описывается грядущее появление лжемессии под именем Антихрист (среди прочих имен). Первое послание к Фессалоникийцам и Откровение Иоана Богослова связывают это имя с сатаной, но при этом дают понять, что это разные лица. Так какая связь между сатаной и Антихристом? И есть ли она вообще?
В средние века считалось, что Антихрист будет во всем противоположен Иисусу, таким образом если Иисус был рожден от Бога через девственницу, то Антихрист вероятно будет сыном сатаны, рожденный распутной женщиной. Однако это скорее похоже на слишком буквальное понимание слова Антихрист, тем ни менее такое трактование быстро стало популярным, а в наше время считается практически каноническим из-за фильмов вроде «Знамение».
При этом основное христианство идею Антихриста как сына Сатаны отвергает и на самом деле связь между этими двумя лицами еще одна неразрешимая религиозная загадка.
Как выглядит настоящий ад в реальности – что такое 9 кругов ада и что говорит Библия
9 кругов ада, что это на самом деле
Религиозные убеждения гласят — ад это место в которое попадают грешники дабы нести мучения. Об описании ада, практически все религии сходятся. В каждой из них описывается суд на котором взвешиваются душевные поступки.
В чем заключается ад в разных верованиях:
Принято считать, что ад это место расположена ближе к земному ядру.
Разделен он на 9 кругов, иначе можно сказать этажей и чем ниже этаж тем больше мучаются души. В древние времена верили, что извержение вулканов — это доказательство нахождения под землей ада, а кратеры — это вход в него.
По Данте в аду находятся следующие круги:
Люцифер в аду
Как уже было сказано, владыка ада находится на самом последнем кругу. А как выглядит дьявол в аду? Известно, что после падения, самый красивый ангел потерял свою привлекательность. Его наказали рогами, лицом со шрамами на лице, крыльями.
Однако часто упоминается и другой облик. Его внешность ассоциируют с инфернальным козлом. У него устрашающий вид, голову венчают огромные рога, крепкие челюсти и желтые глаза.
Возможно ответу на вопрос как выглядит Люцифер в аду мы обязаны христианству. Именно здесь он приобрел внешности бога-сатира. В его описании есть большие крылья, копыта и рога. Данте описывал дьявола как чудовище с несколькими пастями. В своем кругу ада он вечно мучает самых больших предателей.
Встретить Люцифера в виде козла можно на фресках или иконах. На них он восседает в центре, а души грешников его окружают.
Ад в реальности
Существует много фото как выглядит ад и рай, но наверняка точного описания никто не даст. Однако в истории были случаи, когда люди после состояния клинической смерти утверждали, что побывали в страшном месте.
Религии сходятся в том, что люди не просто тело. Душа покидает его и продолжает существовать в другом мире. В зависимости от того, как человек прожил свою жизнь, его душа отправляется в светлое место или в преисподнюю.
Это несколько примеров того, как выглядит ад в реальной жизни по описанию тех, кто там побывал:
Описание ада в религиях
В разных религиях ад описан по своему. Например изучая информацию о том, как выглядит ад по библии можно понять, что он описан как что-то невидимое и подземное. Согласно церковным преданиям после смерти с 9 по 40 день душу знакомят с порядками в аду и показывают, что его ждет если он окажется грешным на суде божьем.
Первое описание ада дает пророк Исаия. Но в этом отрывке ад показан не как место в котором наказывают. Его описывают как склад с ветошью, но в этом случае вместо ветоши тут находятся люди.
Как выглядит ад, ислам описывает иначе. В Кур’ане сказано, что ад это огромное, черное и отвратительное место в котором зловоние и страшные звуки. Неверующих туда бросают как дрова в топку. Каждый, кто туда попадет, будет страдать от сжигающего огня, скорпионов, змей и холода. В этом месте мучаются не только душой, но и телом и страданиям нет конца, перерыва или привыкания.
Заключение
Не столь важно является ли ад порождением нашего сознания или это реальный потусторонний мир. Личное дело каждого, воспринять его как догму религиозного характера или как философское определение. Однако описание явно дает понять, что именно ждет грешников в этом месте после смерти.
Смотрите также видео с рассказами людей, побывавших в аду:
10 тайн о Сатане
1. Кто поручил Давиду провести перепись населения?
В 24–й главе «Второй Книги Царств» Бог гневается на Израиль и подстрекает царя Давида провести перепись. Давид понимает, что перепись является греховной, и тогда Бог насылает на Землю чуму.
Однако далее, в 21–й главе «Первой книги Паралипоменона», говорится, что это Сатана подговорил царя Давида сделать перепись. Кажется, эти два библейских отрывка противоречат друг другу. Так кто же – Бог или Сатана – подстрекал Давида к проведению греховной переписи?
В качестве одного из объяснений приводится аргумент в пользу того, что Сатана мог действовать только с разрешения Бога. По этой причине, когда Сатана предложил провести перепись, он сделал это в соответствии с волей Божьей. Другие исследователи используют данное расхождение в качестве доказательства того, что евреи во время их изгнания в Вавилон находились под влиянием зороастризма. Зороастрийцы верили в противопоставление сил добра и зла; авторы хроники могли впитать эту веру и переназначить ответственность за перепись на Сатану.
2. Есть ли у него имя?
«Сатана» – это еврейское слово, означающее «противник» или «обвинитель». В Ветхом Завете это слово никогда не используется в качестве имени и часто применяется по отношению к людям. Например, король Резон из Сирии называется сатаной («противником») Соломона. Существует также ангельское существо, известное как «сатана», которое выступает в качестве своего рода прокурора. Например, Бог позволяет сатане испытать Иова, чтобы проверить, останется ли тот верным ему даже после того, как потеряет всё.
Слово «дьявол» также означает «обвинитель»; оно пришло из греческого языка. Было бы правильным считать, что эти слова являются равнозначными, однако в какой–то момент мы стали относиться к слову «Сатана» как к имени безо всяких на то оснований.
Так есть ли у дьявола имя? «Люцифер» («утренняя звезда») не подходит, так как это слово упоминается в Библии только один раз – при описании царя Вавилонского. Имена «Велиар» и «Вельзевул» также не относятся к нему. Если у дьявола и есть имя, то мы не имеем о нём ни малейшего представления.
3. Он ли был в образе Змея в Эдеме?
Змея, искушающего Еву вкусить запретный плод, часто считают Сатаной, однако в Библии ни о чём подобном не упоминается. Это всего лишь предположение людей, которое, по всей видимости, возникло под влиянием того факта, что Змей и Сатана играют одну и ту же роль.
На самом деле оригинальный рассказ в «Книге Бытия» скорее исключает данную идею, называя Змея «умнейшим из всех полевых зверей». Исследователи Библии утверждают, что в то время, когда была написана «Книга Бытия», идея Сатаны ещё не была разработана. Но, если Змей – не Сатана, то кто же он? Просто говорящая змея? Если да, то выходит, что это единственное разумное животное в Библии.
В любом случае, в «Книге Бытия» конкретно говорится о том, что Змей в наказание был приговорён к ползанию на животе. По этой причине, если считать что Люцифер – это именно тот, кто искушал Еву, то он должен всегда ползать на своём животе.
4. Есть ли у него власть на Земле?
Большинство произведений поп–культуры наделяют дьявола невероятным могуществом, но действительно ли у библейского сатаны есть на Земле власть? Ответ неоднозначен. В Ветхом Завете сатана способен мгновенно испортить жизнь Иову – но только после того, как Бог даёт ему разрешение. В Новом Завете сатана подбивает Иисуса использовать свои собственные силы. Например, когда Иисус голоден, сатана говорит ему, чтобы он превратил камни в хлеб, но не делает этого сам.
С другой стороны, в 5–й главе «Евангелия от Марка» и 8–й главе «Евангелия от Луки» описывается, как Иисус изгоняет демонов, которые вселились в людей. И это говорит о том, что демоны или сатана действительно способны как–то управлять людьми. Сатана также предлагает подарить Иисусу «все царства мира» – но до конца не ясно, действительно ли он способен это сделать. Тем не менее, официальная позиция крупнейших христианских групп заключается в том, что сатана не имеет реальной земной власти, и он способен лишь на то, чтобы искушать.
5. Почему мы думаем, что он правит Адом?
Конечно, все знают, что Сатана правит Адом, где он получает наслаждение, подвергая пыткам злые души. Но мало кому известно, что об этом не сказано ни в одном из авраамических религиозных текстов. В Библии не содержится ни единого фрагмента, привязывающего Сатану к Аду, за исключением упоминания о том, что он там окажется после вынесения окончательного приговора.
Так откуда же появилась мысль о том, что Сатана правит Адом? Это загадка. Самая популярная теория заключается в том, что образ Сатаны был скопирован с греко–римских богов подземного мира, таких как Аид и Плутон. Другая теория ссылается на зороастризм, в котором злой дух Ангра Майнью мучает грешников в загробном мире. Как появился этот миф, пока не ясно, однако он остаётся чрезвычайно популярным.
6. Является ли Сатана, упоминаемый в Ветхом и Новом Заветах, одним и тем же лицом?
В Ветхом Завете дважды упоминается об ангеле, называемом «сатаной». В первый раз он появляется, когда Бог говорит о том, что Иов является его самым верным последователем. Сатана возмущается и говорит, что Иова непременно проклянёт Бога, когда его прекрасная жизнь пойдёт наперекосяк. Бог позволяет сатане испытать Иова, чтобы доказать, что тот останется верен Ему. Второе появление сатаны описано в «Книге пророка Захарии», где первосвященник Иисус предстаёт перед небесным судом. Сатана обвиняет Иисуса, но Ангел Господень защищает его.
В обоих случаях сатана, кажется, служит Богу в качестве своего рода небесного прокурора. Тем не менее, в Новом Завете сатана уже принимает обличие «принца демонов» и становится однозначным злом. Так почему же в Ветхом и Новом Заветах он предстаёт в разных ролях? Быть может, потому, что «сатана» – это просто название любой противостоящей сущности?
7. Что такое сатана в исламе?
В исламе Аль–Шайтан («сатана») более известен как Иблис. Согласно Корану, Аллах делает Адама из глины и приказывает ангелам поклониться своему созданию. Но Иблис отказывается склониться, говоря: «Я лучше, чем он; Ты создал меня из огня, а его из грязи». Аллах гневается, но соглашается отложить наказание, давая Иблису возможность доказать свою правоту тем, что тот сможет склонить людей к греху.
Учёные расходятся во мнениях по поводу того, кем на самом деле следует считать Иблиса. В исламе есть три категории существ: ангелы, люди и духи (известные как джинны), которые были сделаны из огня и наделены свободой воли. С одной стороны, в Коране говорится, что Аллах велел ангелам, в том числе и Иблису, поклониться человеку. Это значит, что Иблис тоже был ангелом. С другой стороны, Иблис показывает свободную волю и говорит, что Аллах сделал его из огня. Это наводит на мысль, что он был джинном. Данная тема остаётся предметом горячих споров.
8. Был ли исламский Сатана прав?
В исламе суфийского толка есть интересное поверье, гласящее о том, что Иблис был прав, ослушавшись Аллаха и отказавшись подчиняться Адаму. С точки зрения поверья, для ангелов было бы неправильным пасть ниц перед кем–либо ещё, кроме Аллаха. Хотя Иблис и ослушался, он сделал это только из–за своего подлинного подчинения Богу.
Живший в XI веке суфий Ахмад Газали сказал про Иблиса следующее: «Небеса запрещают поклоняться кому–либо ещё, кроме Единого. Этот приказ был проверкой». Айн–аль–Козат Хамадани писал, что когда Аллах стал угрожать наказанием за непослушание, Иблис воскликнул: «Господь, я не прошу у тебя прощения. Моя преданность не нуждается в нём».
Тем не менее, идея о том, что аль–Шайтан является наиболее преданным слугой Бога, никогда не пользовалась популярностью, даже среди суфиев.
9. Как выглядит сатана?
В современном мире мы привыкли к тому, что у нас есть «классический» образ дьявола, который включает в себя вилы и козлиные рога с копытами. В мультяшных версиях он носит преимущественно красные одежды и даже может иметь кожу такого же цвета. Ни одна из этих деталей не встречается в Библии, хотя они были распространены ещё в период позднего Средневековья. Так откуда же всё это взялось? Ответим честно: так же, как и о многом остальном в нашем списке, мы не имеем об этом ни малейшего представления.
Козлиные признаки могли быть позаимствованы у греческого бога Пана, дикого и пугающего божества, который вселял в людей внезапный страх в пустынных местах (отсюда – «паника»). Вилы напоминают трезубец Посейдона. Цвет может происходить от Великого красного дракона, описанного в «Книге Откровений». Но все эти теории не более чем догадки. Правда заключается в том, что на самом деле этого никто не знает.
10. Что его связывает с Антихристом?
В Новом Завете существует целый ряд пророчеств о приходе лжемессии, часто называемым Антихристом. В обоих «Посланиях к Фессалоникийцам» и «Книге Откровений» указывается на связь этой личности с Сатаной, но даётся понять, что это не одно и то же лицо. Так какова же связь между Сатаной и Антихристом?
В средневековый период пришли к выводу, что Антихрист будет противоположностью Христу во всех отношениях. Подобно тому, как Христос был сыном Бога, рождённым девственницей, Антихрист будет сыном Сатаны, рождённым шлюхой. Эти представления были основаны на чрезмерно буквальном толковании самого слова «антихрист», но идея стала популярной благодаря таким фильмам, как «Омен».
Тем не менее, идея об Антихристе как о сыне Сатаны отвергается большей частью христианства. На самом деле не ясно, что связывает эти две фигуры. Однако во «Втором Послании к Фессалоникийцам»действительно говорится о том, что приход Антихриста будет «виден по работе Сатаны».
11. Слова, раскрывающие стратегию сатаны против вас
Есть несколько ключевых слов, которые Писание использует, чтобы описать планы действий сатаны. Первое это «козни”.
В Ефесянам 6:11, Павел наставляет: “Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских.”
Второе слово это “умыслы”. Во 2 послании Коринфянам 2:11, Павел учит нас прощать других, “чтобы не сделал нам ущерба сатана, ибо нам не безызвестны его умыслы.”
“Козни” произошло из греческого слова methodos, которое есть результатом смешивания meta, что значит “с”, и odos, что значит “дорога”. Вкратце, “козни” может означать “на дороге”. Но дорога всегда ведёт куда-то. И это то, что раскрывает “умысел”. Оставайтесь во внимании.
“Умысел” это слово noema, что значит “разум”. Некоторые утверждают, что его значение вообще ближе к “играм разума”. В любом случае, когда мы соединяем всё это вместе, мы ясно видим духовную стратегию ведения войны сатаны: он стремится вторгнуться в наш разум.
Конечно, мы знаем что сатана не собирается посылать нам позитивные мысли. Нет, будучи обвинителем, мысли, которые он хочет посеять в нас, это такие мысли, которые заставят нас усомниться в себе: «Ты бесполезен», «Ты ничтожество» или «Бог никогда не полюбит тебя.» Он знает, что если сможет заполнить ваш разум ложью, он без проблем сможет вторгнуться в вашу жизнь.
Должно быть, именно поэтому Павел решительно призывает нас «преобразоваться обновлением умов наших» (Римлянам 12:2). Другими словами, Павел говорит, что для нас критически важно возвращать свой разум на его место, прежде чем сатана вторгнется в него со своими зловонными мыслями.
Постоянно вспоминать об истинах Слова Божьего в ваших мыслях – хорошее начало обновления. Но есть что-то ещё более действенное: провозглашать истину Божьего Слова вслух. Кстати, учёные говорят, что мозг реагирует быстрее на наши голоса, чем на мысли.
К тому же, когда ты говоришь вслух, ты больше вовлекаешь себя. Ты думаешь, ты говоришь, ты слышишь, ты думаешь, и цикл повторяется. Так как Божье Слово продолжает выходить из нас и заходить обратно в нас, в конце концов, мы начинаем верить тому, что Оно говорит. И тогда планы сатаны разрушаются и наше мышление обновляется к тому состоянию, когда мы имеем “ум Христов”.
Голубой ангел, саранча, трехглавый монстр и сексуальный красавчик: как менялось изображение Сатаны с поздней Античности до наших дней
Почему в VI веке Сатану изображали в виде голубого ангела, в раннем Средневековье — черного мужчины с крыльями, а в позднем — полузверя-получеловека с лицами на заднице? Как нелепый монстр превратился в XIX столетии в величественного обнаженного юношу? Об эволюции иконографии Сатаны с Античности до наших дней рассказывает Сергей Зотов, автор книги «История алхимии» и соавтор бестселлера «Страдающее Средневековье».
Содержание
Кажется, все знают, как выглядит дьявол: у него звериная морда, рога, когти, крылья, крюк в лапах, чтобы мучить грешника… Или царские одежды, вздыбленные волосы, одна нога длиннее другой? А может, три головы?
Для начала нужно разобраться, кто такой Сатана. Князь мира сего был одним из ангелов, которого за его тщеславие и мятеж Бог изгнал с небес в ад — место, куда отправляются после смерти грешники. Там дьяволу прислуживает множество существ, в русской традиции именуемых бесами, а в западной — демонами.
Так что когда мы видим в средневековой рукописи или на картине монстра с тремя лицами: на морде, животе и заду — перед нами не Сатана, а лишь один из его зловонных клевретов.
Огромная пасть, полная грешников, тоже не принадлежит дьяволу, как можно было бы подумать, а олицетворяет сам ад, геенну огненную. Демонический человек, прикидывающийся Мессией, — это опять-таки не владыка преисподней, а другой персонаж Библии — Антихрист, рожденный земной женщиной, и отождествлять их неправильно.
А вот можно ли считать воплощением Сатаны змия-искусителя, вопрос дискуссионный. Западные теологи ссылались на следующий отрывок из Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсиса): «И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр. 12, 9). Однако в процитированном фрагменте описываются не события в раю, а таинственное видение, напрямую не связанное с библейской историей. Поэтому богословы спорили, был ли змий самим Сатаной, его посланником, прислужником или кем-то еще. К тому же многие историки считают, что сам концепт дьявола появился гораздо позднее книги Бытия, в которой описывается грехопадение Адама и Евы.
Откуда взялся дьявол
Но даже если сузить круг поиска и рассматривать только образ Сатаны, четко отделив его от прочей нечисти, возникают новые сложности. Дело в том, что в Библии нет описания дьявольской внешности, и художникам приходилось самим «изобретать» ее. К тому же в Ветхом и Новом Заветах отец зла фигурирует в совершенно разных контекстах. Так, в Книге Иова он скорее оппонент Бога, чем Его заклятый враг. В Книге пророка Исаии упоминается денница — Люцифер, который был низвергнут Господом с небес за прегрешения (но имя Сатана по отношению к нему не употребляется):
«В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим; под тобою подстилается червь, и черви — покров твой.
Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы».
(Ис. 14, 11–12)
Наконец, в Книге пророка Иезекииля описывается царь Тирский, который сперва «находился в Едеме, в саду Божием», «был помазанным херувимом», однако после того, как в нем «нашлось беззаконие», он был низвергнут Господом «с горы Божией» (Иез., 28, 13–16).
В Новом Завете дьявол уже не только спорит с Творцом, но и пытается навредить Ему — и даже предлагает Христу стать его слугой:
«Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола,
и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал.
И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами.
Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих.
Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма,
и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею.
Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего.
Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их,
и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне.
Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи.
Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему».
(Мф. 4, 7–11)
Впервые эти разнородные образы слились воедино в Вульгате — латинском переводе Библии, выполненном на рубеже IV–V веков Иеронимом Стридонским. В нем свидетелем падения денницы-Люцифера с небес назван Сам Иисус Христос.
Иероним объединил в фигуре Сатаны как минимум четырех разных персонажей, потому что он опирался на интерпретацию теолога Оригена. Тот собрал содержащиеся в обоих Заветах сведения об антагонистах Бога и представил монолитный образ. Так Люцифер-денница из Книги Исаии, падший царь Тирский из пророчества Иезекииля, Сатана-спорщик из Книги Иова и дьявол из Нового Завета стали одним и тем же воплощением абсолютного зла.
Голубой ангел и черный человек: антропоморфный дьявол
Неудивительно, что первые изображения «отца лжи» были созданы по мотивам его недавно установленной «биографии». Историки искусства выяснили, что древнейший из дошедших до нас образов Сатаны находится на мозаике равеннской базилики Сант-Аполлинаре-Нуово, построенной примерно в 520 году. На ней мы видим Страшный суд, на котором Христос отделяет агнцев от козлищ. По правую руку от Спасителя находится ангел с красным нимбом. Рядом с ним — послушные овцы, олицетворяющие праведников. А вот слева от Господа, над козлами (эти животные часто паслись вдали от дома, забредали в горы — потому и стали символом заблудших душ), стоит ангел с ярко-синим нимбом.
Он не выглядит монструозно, но его расположение рядом с грешниками и необычный, противоположный «правильному» цвет сияния вокруг головы заставляют думать, что так художник хотел показать образ падшего ангела, то есть Сатаны.
Поскольку каноны иконографии дьявола в поздней Античности еще не сложились, автор рисунка в значительной степени импровизировал, доверившись собственному воображению. Наличие нимба у негативного персонажа не должно удивлять: позднее, в Средневековье, с сиянием вокруг головы изображали бесов, Антихриста, апокалиптического зверя. Этот графический элемент служил маркером не только святости, но и сверхъестественной силы вообще, а иногда и композиционным приемом. К тому же автор мог изобразить Люцифера до его падения — и в этом случае достаточно умело передал ангельскую природу персонажа, ничем не погрешив против истины.
В одном из старейших памятников христианской иконографии, Евангелии Рабулы, созданном в 586 году в Сирии, в сцене исцеления Спасителем одержимого мы находим первые известные изображения демонов. Это не сам Сатана, но позднее его приспешники обычно будут иметь хотя бы отдаленное сходство со своим господином. Бесы Евангелия Рабулы — красные крылатые существа, напоминающие ангелов. Так что сложно определенно сказать, каким представляли себе дьявола люди в ту эпоху, тем более что на этом этапе европейское искусство берет паузу длиной в три долгих столетия.
В Библии VIII или IX века, ныне хранящейся в Ватиканской библиотеке, Сатана, обращающийся к Иову, изображен черным бескрылым человеком. Он обнажен, но бёдра покрыты повязкой, а на ногах у него синие сапоги. Дьявол держит в руках большой багор, которым, видимо, собирается мучить Иова.
Массово врага рода человеческого начинают рисовать лишь с IX века. В Штутгартской псалтыри, созданной примерно в 820–30-х годах, мы находим не только многочисленные образы демонов, но и подробно выписанную фигуру самого дьявола, соблазняющего Христа в пустыне. При этом бесы и Сатана — почти точные копии друг друга: у них темные тела, взъерошенные волосы и бороды, изо рта часто вырывается адский пламень, как правило, они крылаты (намек на породу падших ангелов).
По демонам иногда ползают змеи, а на изображениях в конце рукописи их обычные человеческие ноги начинают мутировать в монструозные птичьи лапы.
У дьявола, находящегося на вершине адской иерархии, в руках посох — знак власти. Вплоть до XI века Сатану будут изображать как антропоморфное существо темного цвета с крыльями — никаких звериных ушей и лап, когтей и рогов или многочисленных пастей. Всё это свидетельствует о том, что «биографию» повелителя тьмы хорошо знали. Его лишили элегантных ангельских одежд, цвет тела поменяли с благородного белого на презираемый в Европе черный, а лицо и прическу сделали менее благообразными.
На христианском Востоке в это же время иконография дьявола могла быть совершенно другой. В церкви святой Варвары, находящейся сегодня в музее под открытым небом города Гёреме в Каппадокии, сохранилась необычная фреска IX века, изображающая — как считают многие историки искусства — Сатану в образе саранчи. В иконоборческую эпоху на территории этого региона запрещали неорнаментальные иллюстрации, а потому церкви были полны крестов, квадратов, кругов и растений. Саранча — один из образов Апокалипсиса, традиционно ассоциирующийся со злом. В регионе, не понаслышке знакомом с этим насекомым, негативные коннотации могли быть еще сильнее. А в западном искусстве звериные черты дьявол стал приобретать только спустя два столетия.
Козлоногий и собакоголовый: звериный дьявол
В начале XI века образ Сатаны в европейской культуре резко меняется и начинает варьироваться в достаточно широких пределах. К примеру, в Псалтыри Барберини, созданной около 1050 года, всё в той же сцене исцеления Христом одержимого присутствуют не только демоны, излетающие изо рта человека, но и сам Сатана, побежденный и скованный Спасителем.
Это полуобнаженное зооантропоморфное существо с красным телом, сединой, лысиной и мордой, напоминающей собачью.
В английском манускрипте XI столетия дьявол предстает в совершенно ином обличье: он изображен гигантом с волосатой спиной (в текстах того времени его шерсть сравнивалась с языками пламени) и всклокоченной прической, без единой звериной черты. А вот разглядеть что-то человеческое в фигуре Сатаны из испанского комментария к Апокалипсису (XI век) не так просто — ноги и руки персонажа снабжены остро заточенными когтями и больше похожи на лапы животного, из зада торчит короткий хвост, а нос напоминает клюв. Последняя деталь отнюдь не случайна — в ту пору уродливыми и носатыми изображали евреев, и, скорее всего, автор задумывал провести эту визуальную параллель. Черный, серый, коричневый, синий или фиолетовый, Сатана с его цветами ночи и болезни противостоял красным или белым ангелам, воплощающим небесный огонь и свет Господа.
В том же веке у некоторых дьяволов появляются рога. Поначалу крошечные, впоследствии они становятся доминантой образа. Вместе с когтями, звериными ушами и лапами, хвостом, а с XII столетия еще и крыльями летучей мыши вместо ангельских, эти детали формируют облик дьявола на протяжении всего Средневековья. «Зверификация» Сатаны выглядит совершенно логичной: как еще художникам было изобразить низменную сущность врага рода человеческого, павшего с небес?
Рогатый, хвостатый, козлоногий и волосатый, дьявол порой до такой степени напоминал древнего бога Пана, что некоторые исследователи говорят о преемственности образов (а другие полагают, что Сатана «произошел» от сатиров, шутов-атлетов и крылатого Эроса на греческих вазописных изображениях). И объясняют это так: в Античности, когда новая вера только начинала распространяться по Римской империи, зло стало ассоциироваться со старым, языческим пантеоном. Христианские теологи не уставали повторять, что, поклоняясь статуям традиционных римских небожителей, люди отдавали почести самому Сатане. Особенно обличали тех из них, чей культ был связан с распутными обрядами, — например, Пан, выделявшийся на фоне остальных своим неприличным поведением и звериным видом, а потому и ставший символом зла, которое якобы таил в себе римский политеизм.
Однако в действительности мы не находим ни одного изображения Сатаны, похожего на Пана, созданного раньше XI века, когда античная языческая иконография уже была позабыта. Вероятно, рога и копыта средневековые миниатюристы рисовали не потому, что пытались скопировать образ козлоногого бога, а из-за распространявшихся в их время текстов, где в описании дьявола использовались самые отборные эпитеты и звериные сравнения.
Эти прозаические и стихотворные апокрифы подробно рассказывали обо всех этапах жизни Сатаны — от основания собственного трона «на севере небес» и последующего низвержения в ад до его противостояния с Христом в пустыне.
Панообразный дьявол на миниатюре из знаменитой Псалтыри королевы Ингеборги предлагает святому VI века Феофилу Киликийскому вступить с ним сделку. Тот соглашается, и они заключают специальный пакт (сегодня историки действительно находят в архивах договоры с Сатаной, написанные кровью). Позднее, раскаявшись, Феофил вымаливает прощение у Богоматери, которая разрывает договор.
Особый интерес вызывал у теологов и представителей искусства эпизод падения ангелов. Ученый аббат Эльфрик Грамматик, живший в X веке, предположил, что Господь создал не девять, а десять чинов этих существ — и один из них как раз и был тем самым войском Сатаны, которое из-за своей гордыни предало Творца. После чего художники стали рисовать на небесах на одну «полочку» больше, изображая Господний трон: самая верхняя оставалась пустой в память о восставших отступниках, низвергнутых в пучины мрака.
Часто миниатюристы пытались показать преображение тел падших ангелов. Поэтому на изображениях, где воинство Сатаны низвергают в ад, демоны, только начавшие свой скорбный путь, абсолютно идентичны бывшим соратникам, скидывающим их вниз. У тех, что уже успели упасть с небес, прямо в воздухе отрастают рога, звериные уши или когтистые лапы. А оказавшиеся в бездне имеют более привычный вид: черные, неказистые, зверообразные твари.
В XII столетии Сатана впервые начинает мутировать. В одном из трудов средневековой интеллектуалки Хильдегарды Бингенской описано ее «видение Церкви как Невесты Сына Божьего».
Дьявол вылезает из вульвы женщины (персонификация Церкви), стоящей в молитвенной позе.
Сверху она источает небесное сияние, на ее голове корона, на теле — богатое одеяние. Но на ногах — кровоподтеки, обозначающие страдания верующих. Из вульвы высовывается дьявол с красными глазами и острыми зубами. Падший ангел Люцифер изрекает: «Мое владычество изойдет из лона Женщины», — имея в виду Церковь. Так дьявол богохульственно подражает Сыну Божьему. Набравшись сил, он посягает на власть Самого Господа и терпит поражение. Этот образ предвосхищает многочисленные лики, вырастающие на теле Сатаны и его помощников, которые появятся тремя столетиями позже.
Отвисшие груди и испражнение грешниками: дьявол-мутант
В период позднего Средневековья, ближе к XV веку, дьявол с ужасающей скоростью мутирует. Это больше не маленький черный силуэт и не просто полузверь-получеловек. Сатана всё чаще утрачивает крылья — будто бы в знак того, что ему уже никогда не вернуться на небеса. Вместо них у него появляются отвисшие груди с шерстистыми сосками, птичьи перья или хвосты, густые брови и волосы из ушей, как на иллюстрации из баварской Библии Отто Генриха (около 1430 года).
Сатану всё чаще изображают страдающим — даже терзая грешников в аду, он и сам испытывает муки. В созданной в 1430–50-х годах в Каталонии рукописи «Зерцало человеческого спасения» у связанного дьявола две пасти: вторая находится в промежности и с застывшей гримасой ужаса пережевывает острыми клыками жителя преисподней. Еще две морды вырастают прямо из коленей, а ниже находятся то ли птичьи, то ли жабьи лапы с длинными когтями.
Такая композиция повторялась на многих картинах Страшного суда в европейских храмах — например, на фреске в соборе Болоньи, для которой художник Джованни да Модена изобразил рядом с дьяволом среди грешников мусульманского пророка Мухаммеда. Вокруг его обнаженного тела обвита змея, символ порока.
Не так давно удалось предотвратить теракты, направленные на уничтожение спорного произведения, а исламские радикалы не устают подавать в суд и требовать запрета этого изображения.
Скованный Сатана появляется и на миниатюре к популярному литературному произведению «Видение рыцаря Тундала», созданной в 1475 году в Генте. Похожий на дерево дьявол с сотнями лап-веток возлежит на раскаленной решетке внутри пасти персонифицированного ада, мучась не меньше остальных, а на него безмолвно взирают с порога рогатая жаба, змеехвостая собака и мелкий чертенок.
Такое внимание образам Сатаны в позднем Средневековье уделяется потому, что в этот период по всей Европе свирепствовали голод и чума, многочисленные христианские ереси завоевывали всё большую аудиторию, а мусульмане одерживали победу за победой. Видимо, по тем же причинам теологи тогда часто затрагивали проблему активного зла: дьявол не только поджидает грешных людей, но и агрессивно вмешивается в их жизни, стремясь заполучить как можно больше душ.
Трехликий и перевернутый вверх тормашками: дьявол-царь
На многих средневековых изображениях, к примеру во французской рукописи середины XV века, мы видим трехликого дьявола. Так художники пытались показать, что повелитель зла пародирует Саму Троицу. На то, что этот монстр всё же не триединый Бог, а Антихрист или дьявол, в иконографии указывают многочисленные демонические атрибуты: вздыбленные или похожие на языки пламени волосы, змеи, которых он держит в руках, торчащие из пастей растения и т. д.
Во французских Морализованных Библиях XIII века и более поздних рукописях трех-, а то и семиликий Сатана или Антихрист часто восседает на троне, обнажив громадный меч, а его корона ощетинивается шипами, разоблачая истинную природу неправедного царя. Из-за стремления к рационализации, структуре и иерархии миниатюристы рисуют дьявола, который главенствует в преисподней так же, как Бог — на небе.
После колоссального успеха «Божественной комедии» Данте Алигьери, дописанной около 1321 года, хаотическая вселенная ада упорядочивается. Преисподняя в иконографии также начинает разделяться на четкие уровни, рвы и щели, и эту иерархию довершает фигура Сатаны, стоящего вверх головой в последнем круге ада:
И я от изумленья стал безгласен,
Когда увидел три лица на нем;
Одно — над грудью; цвет его был красен;
А над одним и над другим плечом
Два смежных с этим в стороны грозило,
Смыкаясь на затылке под хохлом.
Лицо направо — бело-желтым было;
Окраска же у левого была,
Как у пришедших с водопадов Нила.
Язык в промежности и незаметные рожки: дьявол-монстр и дьявол-уловка
Позднесредневековый дьявол всё больше экзотизируется и обрастает гротескными чертами. От Сатаны не отстают и его приспешники — самых разных цветов (иногда всех одновременно) и форм.
Рога вырастают у них не только на голове, но и на заднице, из промежности высовываются языки, на макушках высятся немыслимого размера хохлы.
Дьявола начинают чаще изображать среди людей. Он проникает повсюду, даже в дома святых, читает проповеди в церквях и всячески старается склонить человечество на свою сторону — сам или при помощи клевретов и Антихриста. Его коварство настолько велико, что он умело скрывается под разными личинами, а адскую природу порой выдают лишь ненароком высунутые из-под полы хвост или птичья лапа.
Однако зачастую художники рисовали дьявола без купюр, имея в виду, что окружающие люди не видят его истинной сущности. К примеру, на алтаре работы итальянского художника Антонио Виварини, созданном в середине XV века, святой Петр Мученик изгоняет демона, принявшего образ Мадонны с Младенцем или вселившегося в Их статую. Мы отчетливо видим дьявольские хвост, рога и крылья, но подразумевалось, что стоящие в церкви люди не могут узреть козней Сатаны.
На фреске начала XVI века кисти Луки Синьорелли, находящейся в церкви в Орвието, дьявол нашептывает Антихристу слова проповеди.
Однако лжепророка выдают демонические черты внешности: кудри недвусмысленно намекают на рога. Кроме того, Антихрист одет в желтое, а в средневековой иконографии наряды такого цвета обычно «носили» главные враги: евреи, мусульмане и Иуда. Некоторые искусствоведы считают, что в образе Сатаны Лука Синьорелли изобразил итальянского монаха-реформатора Савонаролу.
Гротескные гибриды: дьявол старых мастеров
Под впечатлением от фресок, алтарных панелей и миниатюр таким же, гротескным и барочным, Сатану начинают изображать знаменитые художники Ганс Мемлинг, Ян ван Эйк, Иероним Босх, Питер Брейгель и другие. Собранный из множества разнородных частей тела, этот персонаж становится скорее смешным, чем страшным или величественным.
Дьявол Мемлинга, написанный около 1485 года, находится на полиптихе по левую руку от Господа. Он будто танцует птичьими лапами на грешниках, запекающихся в пасти персонифицированного ада, его руки усеяны многочисленными шипами и когтями, а с живота прямо на зрителя смотрит второй лик.
Дьявол Иеронима Босха с триптиха «Сад земных наслаждений» (1510) еще более экзотичен: выполненный в позднесредневековой манере, он напоминает гибрид птицы, козла и пухлого человека.
Пожирающий души Сатана восседает на троне-«унитазе» и испражняется грешниками.
Обнаженные чресла: романтический дьявол
Эволюция дьявола завершилась тем же, с чего и началась. После публикации в 1667 году поэмы английского писателя Джона Мильтона «Потерянный рай», в которой подробно описывалась история противостояния Сатаны и Бога, образ нечистого стал романтизироваться. Его вновь начинают изображать в виде ангела, обычно мускулистого и крайне приятного мужчины, без каких-либо элементов гротеска. Это уже не гибрид и не монстр. Правда, характерная деталь — рога или крылья — иногда всё же выдает в красавце дьявола.
Один из самых сексуальных образов Сатаны создал в 1842 году бельгийский скульптор Йозеф Гефс для кафедрального собора в Льеже. Его «Гений зла» представлял собой обнаженного юношу с крыльями летучей мыши.
Дьявол оказался настолько красив, что местный епископ попросил убрать статую из церкви. Газеты трубили о том, что такой Сатана может отвлечь молодых девушек от молитвы и проповедей.
В 1848 году брат Йозефа Гефса Гийом изготовил еще один образ владыки преисподней — он должен был заменить слишком прекрасное изваяние в соборе Льежа. Его Сатана плачет, вместо змия изображено надкусанное яблоко, персонаж более мускулист и не так молод, а чресла демона спрятаны под покрывалом — чтобы не смущать прихожанок. К его ноге прикреплена цепочка, которой тот прикован к скале. Если присмотреться к волосам, можно заметить маленькие рожки. Епископ, внимательно проинспектировав работу, принял скульптуру, которая до сих пор украшает Льежский собор.
В 1847 году французский художник Александр Кабанель пишет картину «Падший ангел». На ней Сатана вновь изображен в виде мужчины с роскошным телом, а традиционные крылья летучей мыши сменяются птичьими, что еще больше приближает эту фигуру к образу небесного вестника.
В 1866 году Гюстав Доре изготавливает гравюры к произведению Джона Мильтона: на них дьявол столь же величествен, как и его благочестивые собратья, и отличается от них только формой крыльев и цветом.
В 1885 году в Мадриде появляется роскошный фонтан «Падший ангел» Рикардо Бельвера. До этого статуя получила множество премий и некоторое время экспонировалась в музее Прадо. Дьявол Бельвера неприлично обнажен, его лодыжку и запястье обвивает змея, а из плеч торчат птичьи крылья.
Более темным и таинственным Сатану на картине 1890 года изобразил немецкий художник Франц фон Штук: крылья состоят из черных перьев, а глаза будто светятся изнутри пламенем ада.
Дьявол на картине Саши Шнайдера «Триумф тьмы» (1896) мускулист, бородат и почти полностью обнажен. Художник разделял идеи натуризма, представители которого призывали находиться на лоне природы без одежды и воспевали культ здоровья и физической силы в искусстве.
Вслед за живописью романтические трикстеры появляются и в литературе. Мефистофель и Воланд окончательно закрепляют новый типаж Сатаны — демонически привлекательного мужчины. Так дьявол, которого в Античности изображали херувимом, в Средневековье — зверем, панообразным монстром или гротескным и смешным гибридом с лицом на заднице, вновь стал величественным ангелом.