Как выглядит станция метро фрунзенская
moscow_walks
Прогулки по Москве
Сообщество проекта moscowwalks.ru
Станция «Фрунзенская» открыта 1 мая 1957 года и расположена между станциями « Парк культуры » и «Спортивная». Находится на территории района Хамовники Центрального административного округа города Москвы.
Станция получила название по расположенным поблизости Фрунзенской набережной и 1-3 Фрунзенским улицам (а они, в свою очередь, в честь М. В. Фрунзе (1885—1925), военного и партийного деятеля СССР). До 1956 года улицы, а до 1926 года и набережная назывались Хамовническими — по историческому району Москвы Хамовники.
Наземный вестибюль станции до реконструкции. Фото с сайта oldmos.ru
Архитекторы вестибюлей: Н. А. Быкова, И. Г. Таранов, Ю. А. Черепанов, И. Г. Гохарь-Хармандарян, Н. И. Демчинский, Т. А. Ильина.
Наземный вестибюль станции был частично демонтирован в 1984 году при строительстве Московского Дворца Молодёжи, а его внутренняя часть встроена в здание МДМ.
Фото с сайта oldmos.ru
Входной портал вестибюля оформлен строгим портиком с квадратными колоннами. Внутри — двусветный вестибюль с кассами, переходящий в круглый эскалаторный зал.
Конструкция станции — пилонная трёхсводчатая глубокого заложения (глубина заложения — 42 метра). Авторы проекта — Р. И. Погребной и Ю. П. Зенкевич.
В облицовке пилонов использован белый и красный (снизу) мрамор. Пилоны украшены ажурными металлическими щитами с изображениями пятиконечной звезды. Пол выложен чёрным и красным мрамором. Станция освещается рядами массивных люстр.
В торце центрального зала, отделанном красным мрамором, — бюст М. В. Фрунзе работы скульптора Е. В. Вучетича.
Путевые стены покрыты керамической плиткой: кремовой — сверху и чёрной — снизу.
Элементы декора станции.
На перегоне «Фрунзенская» — «Парк Культуры» от путей Сокольнической линии отходит ветка к Кольцевой линии, используемая для служебных перевозок.
«Осторожно, двери закрываются, следующая станция » Парк культуры «.
Обновление к юбилею: станция «Фрунзенская» открывается после реконструкции
Последний памятник сталинского ампира
«Фрунзенская» открылась 1 мая 1957 года одновременно со «Спортивной». Они начали пятый десяток (41-я и 42-я) станций столичной подземки и завершили эпоху так называемого сталинского ампира — монументального классицизма, который господствовал в советской архитектуре с середины 1940-х годов.
В ноябре 1955 года вышло постановление ЦК КПСС «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». С идеологической точки зрения оно продолжало критику культа личности, которая началась после смерти Сталина, с практической — позволяло строить гораздо быстрее и дешевле. Метро это касалось чуть ли не в первую очередь: Москва возрождалась после войны, активно разрасталась и нужно было как можно скорее связать центр и окраины.
«Фрунзенской» повезло: проектировали её еще до выпуска постановления, и облик станции сохранил строгую и величавую красоту запрещённого стиля. Пол платформы выложили плитами из красного и чёрного мрамора. Этим же материалом, только в сочетании красного и белого, облицевали пилоны — массивные колонны, на которых держатся своды. Главным элементом декора стали ажурные металлические щиты с пятиконечными звёздами. Стены вдоль путей отделали чёрной и кремовой керамической плиткой. Освещение доверили массивным круглым люстрам с вытянутыми вверх плафонами, которые напоминают церковные паникадила, — как только цензура проглядела?
Наконец, в тупиковом торце центрального зала установили бюст Михаила Фрунзе, созданный Евгением Вучетичем. Этот скульптор известен благодаря военным мемориалам — монументу «Родина-мать зовёт!» на Мамаевом кургане в Волгограде, статуе «Воин-освободитель» в берлинском Трептов-парке и аллегории «Перекуём мечи на орала», установленной возле штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке (кстати, тоже в 1957 году). Он же автор восстановленного в этом году горельефа «Знаменосцу мира, советскому народу — слава!» в павильоне № 1 «Центральный» на ВДНХ.
Особенности конструкции
«Фрунзенская» — станция глубокого заложения: под землю она уходит на глубину 42 метра. Пилоны разделяют объём помещения на три зала — парадный центральный и технические путевые. Отличаются они, как ясно из описания, убранством: в центре — богаче, по бокам — проще. Платформа, как будто омываемая путями, называется островной. Станций такого типа в московском метро немало — например, «Белорусская», «Октябрьская», «Охотный Ряд», «Театральная».
Всё это очевидно, потому что на виду. Но мало кто из пассажиров догадывается, что помимо привычной им ветки до станции «Парк культуры» (радиальная) от «Фрунзенской» идёт другой путь, прямиком к Кольцевой линии. Увы, прокатиться по нему нельзя — он предназначен сугубо для служебных целей.
Наконец, конструктивная особенность станции — наличие всего одного наземного вестибюля. Он выходит в переулок Хользунова почти у самого пересечения с Комсомольским проспектом. В 1984 году вестибюль пережил первую реконструкцию: его частично разобрали и встроили в здание Московского дворца молодёжи.
Простое сложное название
При проектировании станцию назвали «Хамовнической». В XVII веке именно здесь, между Земляным городом и Девичьим полем, располагалась Хамовная слобода, где жили ткачи; хамовным в древности называли белое полотно. Топоним дал имя не только району, но и ряду улиц: здесь были Хамовнический Вал, 1-я, 2-я и 3-я Хамовнические улицы и Хамовническая же набережная.
В 1925 году при загадочных обстоятельствах умер советский военный и партийный деятель, герой Гражданской войны Михаил Фрунзе. В последующие годы его имя получали не только улицы, но и целые районы и поселения в разных городах и республиках страны; даже его родной город Бишкек в Киргизии переименовали во Фрунзе.
Стоит ли удивляться, что Фрунзенской стала набережная, где обосновался Главный штаб сухопутных войск? Даже Хамовнический Вал до 1986 года назывался Фрунзенским, вызывая критику краеведов за смешение реалий старой и новейшей истории. Наконец, в 1956 году все три Хамовнические улицы, выходящие на набережную, тоже стали Фрунзенскими. Таким образом, к моменту открытия станции проектное название полностью утратило актуальность, а других обоснованных вариантов попросту не нашлось.
Более того, до 1990 года красная ветка метро называлась Кировско-Фрунзенской (сейчас Сокольническая). А название «Фрунзенская» позже получили ещё две станции подземки — одна в Ленинграде, другая в Минске.
Назревшая реконструкция: удобство и безопасность
2 января 2016 года «Фрунзенскую» одновременно с северным вестибюлем «Красных Ворот» закрыли на реконструкцию. Главной целью стало увеличение пропускной способности — станция давно перестала справляться с пассажиропотоком в часы пик. Инженеры предложили простое решение: вместо трёх старых эскалаторов установить четыре новых. Этот способ, опробованный на «Проспекте Мира» (кольцевой) и на «Бауманской», доказал свою эффективность: «самобеглые лестницы» стали перевозить на 20–25 процентов больше людей.
При этом заменили не только сами эскалаторы, но и все обслуживающие механизмы. Общий вес новых металлоконструкций составил 600 тонн, а общая протяжённость всех маршей — почти две тысячи ступеней. Современное оборудование заботится как об удобстве, так и о безопасности пассажиров. Эскалаторы снабжены специальными щётками, которые не позволяют зажёвывать одежду и мелкие предметы, а также автоматизированными системами мониторинга и диагностики. Учтены и требования по энергоэффективности: потребление электричества снижено на 40 процентов.
Поскольку станция имеет всего один вестибюль, её пришлось полностью закрыть для входа и выхода, и поезда проезжали от «Парка культуры» до «Спортивной» без остановки. В качестве альтернативы город предоставил пассажирам бесплатные автобусы М, которые курсировали между этими станциями.
Во время реконструкции стены путевых залов заново облицевали керамической плиткой. Вынужденную меру использовали и для модернизации самого вестибюля. Рабочие установили современные турникеты и новые кассы, заменили все инженерные коммуникации. Косметический ремонт сделали и на фасаде вестибюля.
По плану на реконструкцию отводилось 14 месяцев, но большинство работ удалось выполнить с опережением графика. Поэтому руководство метрополитена решило преподнести москвичам и гостям столицы своеобразный новогодний сюрприз — открыть станцию на два месяца раньше срока. Впрочем, это можно рассматривать и как подарок самой «Фрунзенской» к предстоящему 60-летию.
Что известно о реконструкции «Фрунзенской». Ее обсуждают больше 6 лет — текущий проект предлагает высокое здание в форме подковы и еще 4 года работ
Вестибюль станции метро «Фрунзенская» в ближайшие годы, вероятно, будут перестраивать. Власти больше шести лет хотят создать там транспортный диспетчерский центр.
В сентябре новый проект реконструкции представили на согласование в Смольный. План предполагает, что работы продлятся четыре года, а на месте вестибюля появится семиэтажное здание в форме подковы. Часть членов Градсовета раскритиковала проект, из-за чего он может отправиться на доработку.
«Бумага» рассказывает, что известно о реконструкции «Фрунзенской», строительстве диспетчерского центра и сроках работ.
В сентябре на Градсовете представили проект реконструкции «Фрунзенской». У здания — семь этажей, оно похоже на подкову
Согласно проекту, над существующим вестибюлем надстроят здание, в котором будет находиться Единый диспетчерский центр (ЕДЦ). Там появятся офисы транспортных ведомств. Всего в здании может появиться два подземных этажа и пять надземных.
Нижние ярусы и два первых надземных этажа займет сама станция — там разместят машинный зал, вестибюль, служебные и технические помещения.
Третий, четвертый и пятый этажи предназначены для ЕДЦ. Предполагается, что на третьем этаже будут сидеть диспетчеры, в атриуме четвертого этажа разместится ситуационный центр и помещение для проведения оперативных совещаний, на пятом этаже оборудуют серверные, технические комнаты и сопутствующие помещения. Как сообщала пресс-служба метрополитена, предполагается, что в ЕДЦ будет работать около 150 человек.
Высота нового здания составит 27,3 метра. По своей форме оно будет напоминать подкову, отмечалось на заседании Градсовета. Над этажами, согласно проекту, возвышается стеклянный купол, в облицовке фасада планируют использовать камень и гранит, у здания будут алюминиевые панели.
По мнению авторов проекта из бюро «А.С.+», здание вписывается в контекст застройки Московского проспекта 40–50-х годов ХХ века, а стилистические решения — это «симбиоз исторической архитектуры и эстетики нынешнего времени».
Согласно проекту, на «Фрунзенской» должны увеличить число эскалаторов и изменить интерьеры вестибюля
Предполагается, что в ходе строительства нынешняя станция не будет демонтирована — новое здание надстроят над ней.
Но вместе с тем в ходе строительства изменят интерьеры вестибюля, а также увеличат число эскалаторов: вместо трех их станет четыре. Как может выглядеть новый вестибюль внутри, пока не сообщается.
Реконструкция «Фрунзенской» займет около четырех лет. Но когда начнутся работы — пока неизвестно
Предполагается, что работы на станции будут проходить в два этапа.
Первый этап — это непосредственно реконструкция станции с гидроизоляцией наклонного хода, увеличением числа эскалаторов, оборудованием новой линейки турникетов и зоны транспортной безопасности. Параллельно с этим будут строить здание ЕДЦ.
Второй этап — обустройство рабочих мест для диспетчеров, прокладка инженерных и кабельных сетей, а также наладка оборудования.
На каждый из этапов планируется выделить по два года. Как сообщали в пресс-службе метрополитена, работы могут начать уже в середине 2022-го и закончить в 2026-м. Но «Бумаге» в пресс-службе предприятия уточнили: конкретные сроки пока неизвестны.
Некоторые члены Градсовета раскритиковали проект. Если большинство архитекторов проголосуют против, его могут отправить на доработку
На заседании, посвященном реконструкции «Фрунзенской», присутствовало около десяти экспертов, большинство из которых — известные архитекторы. Четыре из них критически отнеслись к некоторым частям проекта.
Например, руководитель архитектурного бюро «Студия 44» Никита Явейн говорил, что здание слишком высокое для Московского проспекта
Никита Явейн
руководитель архитектурного бюро «Студия 44»
— Если мы не можем заглубить [здание], то нужно как-то либо очень сильно заглубить этот дом, либо делать его пониже — в пределах 20–23 метров. Но вот если 28, мне кажется, он уже попадает выше даже габаритов жилых домов, а вместе с тем масштаб у него очень крупный.
По мнению руководителя архитектурного бюро «А.Лен» Сергея Орешкина, зданию не хватает детализации, у него грубые формы. «Не петербургская совершенно стилистика и подход. Меня много смущает в этой работе. Если мы продвинулись, то не в ту сторону, в которую надо бы городу», — отметил эксперт.
Глава комитета по градостроительству и архитектуре Владимир Григорьев согласился с членами Градсовета, которые высказались против.
Итоги Градостроительного совета пока не подведены, подтвердили «Бумаге» в пресс-службе КГА 10 сентября. Есть вероятность, что проект отправят на доработку: если за это проголосует большинство из присутствовавших на заседании 8 сентября членов совета.
Власти обсуждают размещение диспетчерского центра на месте «Фрунзенской» минимум шесть лет. Сначала форму здания хотели сделать похожей на паука
На месте вестибюля станции метро «Фрунзенская» уже давно хотят построить единый диспетчерский центр. Об этих планах было известно еще в 2015 году.
Предполагается, что в ЕДЦ разместят различные центры, которые следят за работой всего петербургского метрополитена. Власти также разрабатывали проект объединения там всех диспетчерских служб: наземного транспорта, ГИБДД, Дирекции по организации дорожного движения, ЗСД и КАД.
Власти Петербурга планировали, что в здании диспетчерского центра, которое возведут на месте вестибюля «Фрунзенской», будет несколько этажей. В изначальном эскизе здание напоминало паука: у него был стеклянный фасад в виде овала и несколько исходящих в стороны конструкций, похожих на лапы.
Первым проектировщиком здания была петербургская компания Suart: та же, которая проектировала вестибюль «Горьковской» и торговый комплекс «Адмирал» со встроенным вестибюлем «Адмиралтейской».
Метрополитен несколько раз объявлял конкурсы на проектирование центра. В итоге им занялась московская компания
Начиная с 2015 года метрополитен несколько раз объявлял конкурсы на проектирование нового вестибюля «Фрунзенской». В 2015 году в нем победила компания Suart — которая до этого разработала проект станции, напоминающей паука. Но оказалось, что у фирмы нет лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
УФАС предписало метрополитену отменить итоги конкурса. В 2016-м ГУП заново начало искать подрядчиков. Победило ОАО «Ленметрогипротранс», которое также проводило инженерно-геологические изыскания.
В 2019 году метрополитен объявил новый конкурс. На этот раз начальная цена контракта заметно выросла: с 105 миллионов рублей до 208. Новый подрядчик должен был разработать проектную документацию для реконструкции вестибюля с полной заменой эскалаторов и созданием единого диспетчерского центра — и при работе учитывать проект, который подготовили в «Ленметрогипротрансе».
В новом конкурсе победила московская компания «Единые системные технологии». Она привлекла для проектирования московское архитектурное бюро «А.С.+» — его сотрудники разработали текущий проект реконструкции. Отправят ли его на доработку, пока неизвестно.
Сравните, как быстро строят метро в России, ОАЭ и Китае: петербуржец показал это с помощью анимации. Посмотрите на инфографике, как власти Петербурга всё время сдвигают сроки открытия станций метро.
Каждый день мы сообщаем вам главные новости Петербурга
Поддержите нашу работу — вступите в клуб друзей «Бумаги»
Московское бюро наняла московская же компания «Единые системные технологии», победившая в конкурсе метрополитена Петербурга.
В него входят известные архитекторы Петербурга, а возглавляет совет глава комитета по градостроительству и архитектуре и главный архитектор города Владимир Григорьев. На совет для согласования выносят значимые для города архитектурные проекты.
«Студия 44» работает с 1991 года, бюро занималось реконструкцией восточного крыла здания Главного штаба, разрабатывало проекты детского театра балета Бориса Эйфмана и центрального музея Октябрьской железной дороги.
Управление Федеральной антимонопольной службы
Имена московского метро: станция «Фрунзенская»
Сегодня названия станций метрополитена для нас — всего лишь пункты в городских маршрутах, а люди, чей вклад в историю, науку или искусство был настолько велик, что их именами называли целые станции, оказались забыты. Time Out продолжает серию статей, призванных напомнить о заслугах личностей, чьими именами названы станции метрополитена. В этот раз речь пойдет о станции «Фрунзенская» и военачальнике Красной Армии Михаиле Васильевиче Фрунзе.
О станции
Была открыта 1 мая 1957 года.
Это станция глубокого заложения (42 м!), открытая уже после хрущевского постановления «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве».
Хотя проект подготовили еще до опубликования документа, некоторые элементы украшений, видимо, все же были убраны.
Первые посетители жаловались на минимализм и простоту оформления станции. Из книги отзывов пассажиров:
«Станция “Фрунзенская” не очень понравилась, потому что она выглядит очень скромно по сравнению с теми станциями, которыми оборудована Кольцевая линия. Неужели у нас не хватает средств на более красивые, благоустроенные станции?»
Проектное название: Хамовническая
Архитекторы проекта: Ю. П. Зенкевич и Р. И. Погребной
Отделка и декор: пилоны облицованы красным мрамором с узкой отделкой из белого мрамора и металлическими декоративными щитами со звездами. На полу — сочетание красного и черного мрамора. Торец украшен аркой из красноватого мрамора и бюстом Михаила Фрунзе работы скульптора Е. В. Вучетича.
В 2016 году была проведена реконструкция, в ходе которой заменили механизмы и обновили керамическую плитку.
Почему «Фрунзенская»
Прилегающая улица раньше была Хамовнической, отсюда и проектное название станции. Однако после того, как было принято решение переименовать ближайшие улицу и набережную во Фрунзенские, станция получила современное наименование.
Историческое название улиц и станции было связано с тем, что когда-то в этом районе располагалась Хамовная слобода ткачей. Вопрос о том, чтобы вернуться к нему, поднимался дважды — в 1991-1992 и 2016 годах, однако правительство идею не поддержало.
Личность за названием
Корреспондент Time Out подежурил у сетевой аптеки недалеко от вышеупомянутой станции и, соблюдая благоразумную социальную дистанцию, выяснил у посетителей, что им известно о личности Михаила Васильевича Фрунзе.
Правильность ответов внезапно обнаружила прямую зависимость от возраста отвечающих.
Вывод: фамилия Фрунзе ни о чем не говорит не только молодому поколению, но и людям среднего возраста. Предлагаем познакомиться с 10 фактами из жизни героя, чтобы сделать собственные выводы о том, насколько этот исторический деятель достоин увековечения в топонимических названиях.
Факт 1: его именем названа не только станция московского метро
В честь Михаила Фрунзе были названы два города (Бишкек носил это название с 1926 г. по 1991 г.), несколько поселков и деревень, 12 районов, 29 улиц и проспектов на территории бывшего СССР (некоторые были переименованы после 1991 года).
Станции метрополитена не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге и в Минске, шахта, 2 завода, 18 учебных заведений, 5 кораблей, стадион, гора и горная вершина на Памире.
А еще — сеть гипермаркетов в Кыргызстане и знаменитый советский актер Фрунзик Мкртчян («Мимино», «Кавказская пленница» и др.).
Факт 2: сократил свою фамилию и прославился под партийной кличкой
Его отец, фельдшер с молдавскими корнями, носил фамилию Фрунзеэ. Михаил Васильевич сократил ее для удобства произношения. Его партийные псевдонимы звучали не настолько экзотически: Трифоныч, Михайлов, Василенко.
Особенно он запомнился жителям Иваново-Вознесенска и Шуи под кличкой «товарищ Арсений».
Благодаря его активной агитации и организационной работе 72-дневная стачка текстильщиков навсегда вошла в историю.
Во время этих событий Фрунзе был сильно избит казачьим патрулем, после чего хромал всю оставшуюся жизнь. Кстати, в Иваново до сих пор существует улица Арсения.
Факт 3: был дважды приговорен к смертной казни
Вдохновленный личным знакомством в Стокгольме с Владимиром Лениным, Михаил Фрунзе активизировал подрывную революционную деятельность в Шуе.
В 1909 году Фрунзе был схвачен при попытке убийства полицейского, а в 1910 году его ожидаемо приговорили к смертной казни. Сестра Михаила добилась свидания с командующим Московским Военным Округом П. А. Плеве, имея на руках ходатайство от профессора Ковалевского.
В это время Фрунзе находился в знаменитом Владимирском централе, где и «заработал» язву желудка, трагически сократившую жизнь будущего полководца.
Высшую меру дважды заменяли на тюрьмы и каторги, но из ссылки в Иркутской губернии он сбежал. Под видом земского статистика Фрунзе объездил все Забайкалье с целью создания мощной революционной организации.
Факт 4: с его именем связано создание белорусской милиции
Под псевдонимом «Михаил Михайлов» Фрунзе собрал солдат минского гарнизона и боевые дружины рабочих, а затем организовал захват основных государственных объектов города Минска и разоружение всех отделений полиции. Это произошло 4 марта — и именно эта дата стала Днем милиции в Беларуси.
А сам Фрунзе стал первым начальником минской городской милиции.
Легендарный командир Первой Конной армии, будущий маршал Советского Союза Семен Буденный писал:
«Впервые я увидел Михаила Васильевича в 1917 в Минске, когда он был членом фронтового комитета и одновременно начальником гражданской милиции. Уже в то время нужно было его только увидеть выступающим на митинге, чтобы узнать славного борца за дело трудящихся».
Факт 5: разгромил Колчака и Врангеля
С началом Гражданской войны карьера Михаила Васильевича резко пошла вверх. В августе 1918 он занимал должность военного комиссара в Ярославле — и за следующий год он поднялся до командующего всего Восточного, а затем и Южного фронта.
В его активе — успешное наступление на силы Колчака на Урале, штурм Бухары, изгнание Врангеля из Крыма и Северной Таврии. Последнюю операцию он организует совместно с повстанческой армией Махно, которую через несколько лет сам же и разгромит по приказу московского правительства. И в награду за это достижение получит второй орден Красного Знамени.
Фрунзе укреплял армию талантливыми кадрами. Например, легендарный Чапаев и бывшие царские офицеры Карбышев и Новицкий продвигались в военной карьере именно под его руководством.
Факт 6: некоторые ошибочно полагают, что Фрунзе увековечен в скульптурной группе на центральной площади Стамбула
В центре площади Таксим в Стамбуле стоит 12-метровый монумент «Республика», символизирующий дружбу Турции и Советской России.
Монумент был установлен по приказу Мустафы Кемаля Ататюрка в знак благодарности за помощь, оказанную его стране в борьбе за независимость.
Факт 7: проявлял человечность по отношению к врагу и был автором военной реформы
Первые лица молодого советского государства подчас осуждали Фрунзе за мягкотелость и снисходительность к побежденным противникам.
Отвоевывая территории у «белых», отряды Михаила Васильевича не проводили «показательные казни» местного населения, не брали заложников. Отважный командующий фронтом под свое слово гарантировал безопасность белогвардейским офицерам и казакам, поощрял переходящих на сторону Красной Армии и даже выплачивал деньги за отобранных лошадей. Хотя у этой версии есть как сторонники, так и противники.
Под руководством Фрунзе была осуществлена военная реформа. В частности, именно ему Советская армия обязана появлением помощников командира по политработе.
Идеи марксизма внедрялись в каждое подразделение, а политработники зорко следили за командирами, особенно привлеченными военными специалистами «из бывших». Вот как писал об этом Фрунзе:
«Мы обязаны были создать институт комиссаров, когда руководящего состава армии, надежного в классовом отношении, мы не имели, когда мы привлекали к строительству Красной армии людей, зачастую враждебно относившихся к Советской власти. Мы знали это хорошо и тем не менее шли на это, приставляя к этим работникам комиссаров, которые являлись нашим пролетарским оком.»
Факт 8: одна из версий смерти председателя Реввоенсовета Фрунзе предполагает убийство
Михаил Фрунзе умер в 40 лет после операции.
В последний год жизни он пережил три автомобильных аварии, а его собственный ординарец якобы случайно выстрелил в него во время охоты. У Михаила Васильевича начались желудочные кровотечения, и некто из правительства начал настаивать на операции.
Фрунзе оперировали опытный анестезиолог совместно с лучшим хирургом — и они приняли странное решение. Сочтя действие эфира недостаточно продуктивным, врачи решили усилить эффект хлороформом. Само сочетание этих препаратов считалось смертельным, а учитывая то, что доза эфира была превышена в четыре раза, а хлороформа в полтора — летальный исход был предрешен. Позже вскрытие покажет, что язва, формальная причина операции, к тому времени уже затянулась.
Жена генерала А. Брусилова писала в своем дневнике:
«[Фрунзе] одного только недавно привезли в Москву и после ряда консилиумов решили делать операцию. Мы слышали, что в этом решении был нажим от кого-то из властей. Судя по официальным бюллетеням, выпотрошили его настолько основательно, что, конечно, жить он не мог. А между тем, мы видели нескольких врачей, которые утверждают, что без операции он еще мог бы жить долго. Конечно, на очень строгой диете и при соблюдении некоторых врачебных условий. Когда он умер, то выписали [из Крыма] несчастную больную жену, и вчера на похоронах, говорят, она ни идти, ни стоять не могла и ее несли на носилках. Какой ужас. Какая трагедия…».
Весной 1926 года в журнале «Новый мир» вышла «Повесть непогашенной луны» советского писателя Бориса Пильняка.
Не называя имен, автор описывал, как руководитель государства отправляет на операцию героя Гражданской войны, соперника в борьбе за власть. В результате командарм умирает на операционном столе.