ретро бонус как правильно писать
Ретро-бонус (рибейт) в торговом маркетинге
Что такое ретро-бонус?
Термин «ретро – бонус» (см. «бонус» в словаре маркетолога) используется в основном в России, в то в время, как в мировой практике для подобных платежей используется термин «рибейт» (rebate).
Существуют 3 основных варианта выплат ретро-бонусов:
Бонусы юридически оформляются как вознаграждение по итогам оказания услуг, Например, маркетинговых услуг сбора информации, услуг распространения маркетинговой информации, услуг проведения промо мероприятий торгового маркетинга, мерчандайзинга, т.е. по факту предоставления отчетов о продвижении и выкладки товаров. Предлагаю с точки зрения необходимости упрощения налогового учета, не увязывать предоставление ретро-бонусов с договорами купли-продажи продукции.
Чтобы избежать налоговых проверок, сложностей во взаимоотношениях, необходимо:
Если ретро-бонус выплачивается как процент от объема реализации товаров то, такие условия его начисления необходимо учесть в договоре консигнации, заключаемом между производителем и дистрибьютором (такие договоры очень не любят бухгалтера). В договоре необходимо упомянуть, что цена на товар дистрибьютору включает ретро-бонус, который подлежит выплате при условии достижения им определенного объема покупок. Такие ретро-бонусы накапливаются в системе учета объема продаж по каждому дистрибьютору. Нужно предусмотреть в договоре формат уведомления-согласования сторонами момента начала начисления бонусов. Такое уведомление подписывают обе стороны как факт согласования суммы бонуса и сроков выплаты.
Опцион в качестве бонуса
Ретро-бонус уменьшением цены
А если потребуется все же корректировка цены ранее отгруженного товара в сторону уменьшения на величину ретро-бонуса? Выглядит такой бонус, как скидка к цене товара, предоставляемая после налогового периода, за выбранный объем товара или ассортимент. Как правильно оформить эту скидку?
Для оформления ретро-скидки используют отрицательный счет-фактуру. Теперь с этим даже проще стало, отрицательную счет-фактуру легализовали с 01 октября 2011 года. Теперь при изменении стоимости полученных ранее товаров продавец должен будет оформить корректировочный счет-фактуру (Федеральный закон от 19.07.2011 № 245-ФЗ дополнил п. 3 ст. 168 НК РФ). Отмечу, что для изменения таким образом цены потребуется договор, соглашение, иной первичный документ, подтверждающий согласие (факт уведомления) покупателя на изменение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг).
Что-то в качестве итога
Подводя итоги, можно сказать, что в целом ретро-бонус, или лучше использовать правильное понятие «рибейт», является эффективным инструментом усиления рыночного присутствия для всех участников рынка, но в то же время, предоставление рибейта может вызвать сложности и дополнительную работу у бухгалтерии, учет которого, требует повышенного внимания и осмотрительности от бухгалтера.
Ретробонус в бухгалтерском учете
Ретробонус в бухгалтерском учете
Похожие публикации
Практически все крупные производители и оптовые фирмы продают свою продукцию (товары) через сеть представителей. Для того, чтобы мотивировать их к повышению качества работы, используются различные методы. Одним из наиболее распространенных является ретробонус – выплата, которую получают дистрибьюторы при выполнении определенных показателей. Рассмотрим, какими бывают виды этих вознаграждений и как их следует отражать в учете.
Понятие и условия выплаты ретробонусов
Ретробонус – это вознаграждение, которое производитель или оптовик использует для стимулирования работы своей дилерской сети. Частица «ретро» говорит о том, что бонус выплачивается после отгрузки партии товара. Также его начисление может при определенных условиях «задним числом» изменять финансовые показатели истекших периодов. Хотя лучше так не делать… Почему – рассмотрим в следующем разделе.
Данный вид вознаграждения выплачивается в следующих случаях:
Виды ретробонусов
Вознаграждения выплачиваются в следующих основных формах:
Бухгалтерский учет ретробонусов
То, как отражается ретробонус в бухгалтерском учете и в налогообложении, главным образом зависит от его отношения к цене поставляемой продукции.
С точки зрения упрощения документооборота целесообразно оформлять бонусы так, чтобы цена по основному договору не изменялась.
Проводки у продавца в этом случае будут следующие:
Далее учет зависит от порядка выплаты бонуса:
Для покупателя бонус будет являться прочим доходом:
Если же ретробонус влияет на цену ранее проданных товаров, то продавец должен будет выставить корректирующие документы (в т.ч. счета фактуры) и внести изменения в налоговый учет.
Покупатель в этом случае будет вынужден восстановить часть принятого к вычету НДС и также внести корректировки в учет по налогу на прибыль.
Если в договоре ничего не сказано об изменении цены поставки из-за ретробонуса, то «по умолчанию» считается, что цена остается неизменной. Но для надежности лучше условие неизменности цены прямо отразить в документе. Образец договора на ретробонус можно скачать ниже.
Вывод
Ретробонусы в торговле – это денежные вознаграждения или скидки, которые получают участники дилерской сети за выполнение определенных показателей. Наиболее простым с точки зрения организации учета является вариант начисления бонуса, при котором цена ранее проданных товаров не изменяется.
Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.
Ретро-бонус. Что это такое?
Что такое ретро-бонус?
Это понятие применяется в торговой сфере, в обменных взаимоотношениях. В мире это слово известно, как рибейт (анг. – rebate). Оно имеет значение – платёж, выплата, полученная в результате:
Также предоставляется возможность пользоваться товаром на бесплатной основе.
Товары на бесплатной основе
В торговых отношениях выделяется самый распространённый способ – это доставка товаров в качестве ретро-бонуса. Этот способ является одним из самых популярных, но он влечёт за собой налоговые обязательства.
Для того, чтобы не возникло сложностей, проводят следующие шаги:
Оформление ретро-бонуса
По сути дела, перед нами возникают взаимоотношения между сторонами на момент оплаты своих обязательств. Получается, что ретро-бонус – это вознаграждения, которые даются в результате оказанной услуги.
Как это выглядит на практике
Чтобы понять суть термина, обратимся к практической направленности. Например, если одна сторона занимается проведением акций для другой, то оформляется ретро-бонус для проведения такого мероприятия.
Как рассчитывается ретро-бонус
Получается, ретро-бонус – это процент от реализованной продукции. Его необходимо оформить его документально, прописать все основные условия. Это достаточно трудоёмкий процесс, который должен учитывать многие моменты:
Как это работает на практике
Встречаются ситуации, когда цена товаров получателя ретро-бонуса может меняться в процессе, несмотря на то, что всё было юридически оформлено правильно. Это происходит вследствие того, что сделка была оформлена в налоговый период, и предприятие предоставляет скидку после того, как налоговый период пройдёт. Во всех тонкостях нужно разбираться отдельно. Механизм получения скидок несложный. Нужно оформить корректировочный фактурный счёт. В качестве второго условия должно быть снижение цены на товар. Всё это оформляется документально. На основе этих условий оформляется ретро-скидка. Эта незаменимая вещь в торговых отношениях. Прежде чем ею воспользоваться, необходимо убедиться в этом.
Что такое ретро-бонус в торговле: как оформить и рассчитать
Торговля подчиняется законам рынка, а рынок – фактор динамичный, живой и постоянно меняющийся. Поэтому для ведения бизнеса в торговой сфере нужны дополнительные рычаги для повышения эффективности и стабильности рыночных процессов.
Одним из таких инструментов взаимодействия производителей, поставщиков и продавцов является система ретро-бонусов, широко распространенная на Западе и постепенно приживающаяся у нас.
Рассмотрим особенности отечественного применения ретроспективной скидки, тонкости ее налогового и бухгалтерского учета, а также правила оформления, познакомим с последними законодательными новшествами в этой области.
Содержание
Мотивация – важнейший фактор для успешного развития вашего бизнеса. Производители любой продукции могут стимулировать рост продаж за счет вознаграждения для своих дилеров и дистрибьюторов. В нашей стране это называется ретро-бонус. Сегодня поговорим о том, для чего используется этот инструмент и как его рассчитать.
Практика
Практика — это именно то, что помогает понять, что такое ретро-бонус. Пример использования в маркетинге наиболее прост и понятен. К примеру, сторона, получившая такую маркетинговую услугу как сбор или распространение информации, проведение промо-акций, мерчендайзинг, оформляет ретро-бонус оказавшей данную услугу стороне в виде предоставления бесплатных товаров по факту свершения действий.
Что такое ретро-бонус
Говоря простыми словами, ретро-бонус – этопремия стимулирующего характера, которую поставщики товаров выплачивают своим дистрибьюторам, если выполнен определенный план по продажам. В торговле это выглядит так: бонусы выплачиваются за определенное количество реализованных или закупленных товаров.
Такая система мотивирует всех начиная от производителя и заканчивая потребителями товаров.
Ретробонусы
5 ПБУ 10/99), либо в прочих расходах (п. 11 ПБУ 10/99). Выбранный способ необходимо отразить в учетной политике.
Проводки зависят от варианта отнесения на расходы и от способа оплаты премии:
На каких условиях предоставляется
Дополнительно
Купля-продажа (Договор купли-продажи) — по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
Договор — соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Предмет договора — имущество, имущественные права, работы, услуги, объекты интеллектуальной собственности и т.п., в отношении которых, стороны устанавливают возникновение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Существенные условия договора — условия, которые должны быть в обязательном порядке быть указаны в договоре. Если хотя бы одно из существенных условий в договоре не обозначено, то договор считается не заключенным.
Предприятие — имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности.
Главная » Полезная информация » Бухгалтерское обслуживание » Учет премии покупателям за выполнение условий договора
Когда начисляют бонусы
Начисление может быть произведено в несколько моментов:
Что-то в качестве итога
Подводя итоги, можно сказать, что в целом ретро-бонус, или лучше использовать правильное понятие «рибейт», является эффективным инструментом усиления рыночного присутствия для всех участников рынка, но в то же время, предоставление рибейта может вызвать сложности и дополнительную работу у бухгалтерии, учет которого, требует повышенного внимания и осмотрительности от бухгалтера.
Ретро-бонусы классифицируются по нескольким критериям:
Так, дистрибуторы, сотрудничающие с «сетевиками», обязаны подстраиваться под их требования. При этом условия могут часто меняться, иногда даже «задним числом». Мультивендорные дистрибуторы вынуждены учитывать правила начисления ретро-бонусов, задаваемые каждым из производителей. Кроме того, важно принимать во внимание, что рынок, особенно региональный, очень динамичен. И это может привести к необходимости постепенного изменения правил расчета бонусов для реализации наиболее грамотной политики продвижения товара.
Какие бывают ретро-бонусы
Различают три типа бонусов:
Вывод
Ценовая политика влияет на объемы продаж и уровень прибыли предприятия. Ее составная часть — скидки. Часто они предоставляются бессистемно и необдуманно, без каких-либо экономических обоснований. В итоге у предприятия недостаточный уровень прибыли и низкая рентабельность.
Сохранить нужный уровень рентабельности продукции и увеличить прибыль предприятия помогут скидки, размер которых зависит от объемов закупки продукции клиентом и напрямую связан с изменением себестоимости продукции (в зависимости от объемов производства и реализации).
Чтобы заинтересовать клиента в увеличении объемов закупки, можно применять ретро-скидки.
Как оформить юридически
Выплата ретро-бонусов – вид отношений, которые возникают между двумя сторонами. У каждой из сторон есть обязательства. Поэтому и важно оформить эти отношения правильно.
Так как бонусы – это вознаграждение, то правильнее будет, чтобы упростить учет, не осуществлять привязку этих выплат к основному договору купли-продажи. Лучше все-таки оформлять это в качестве отдельного договора.
Учет скидок у продавца
—————¬ ——————————————¬ ¦ ¦ —->¦В бухучете отражается фактическая выручка¦ ¦ ¦ ¦ ¦(с учетом скидки) ¦ ¦ ¦ ¦ L—————————————— ¦ ¦ ¦ ——————————————¬ ¦ ¦ ¦ ¦В налоговом учете для налога на прибыль ¦ ¦ Продавец ¦ +—>¦отражается фактическая выручка (с учетом ¦ ¦ предоставляет¦ ¦ ¦скидки) ¦ ¦ скидку +—+ L—————————————— ¦до реализации,¦ ¦ ——————————————¬ ¦при заключении¦ +—>¦НДС платится с фактической выручки ¦ ¦ договора ¦ ¦ ¦(с учетом скидки) ¦ ¦ ¦ ¦ L—————————————— ¦ ¦ ¦ ——————————————¬ ¦ ¦ ¦ ¦Документы (товарные накладные, ¦ ¦ ¦ L—>¦счета-фактуры) оформляются сразу исходя ¦ ¦ ¦ ¦из фактической суммы реализации (с учетом¦ ¦ ¦ ¦скидки) ¦ L————— L—————————————— —————¬ ——————————————¬ ¦ ¦ —->¦В бухучете после предоставления скидки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦делаются сторнировочные записи ¦ ¦ ¦ ¦ L—————————————— ¦ ¦ ¦ ——————————————¬ ¦ ¦ ¦ ¦В налоговом учете для налога на прибыль ¦ ¦ ¦ ¦ ¦сумма скидки включается во ¦ ¦ ¦ +—>¦внереализационные расходы. В налоговые ¦ ¦ Продавец ¦ ¦ ¦органы представляется уточненная ¦ ¦ предоставляет¦ ¦ ¦декларация ¦ ¦ скидку после +—+ L—————————————— ¦ реализации, ¦ ¦ ——————————————¬ ¦ по уже ¦ ¦ ¦НДС уменьшается на сумму налога с суммы ¦ ¦ заключенному ¦ +—>¦скидки. В налоговые органы представляется¦ ¦ договору ¦ ¦ ¦уточненная декларация ¦ ¦ ¦ ¦ L—————————————— ¦ ¦ ¦ ——————————————¬ ¦ ¦ ¦ ¦Документы (товарные накладные, ¦ ¦ ¦ L—>¦счета-фактуры) выставляются по ¦ ¦ ¦ ¦первоначальной цене, после предоставления¦ ¦ ¦ ¦скидки корректируются ¦ L————— L——————————————
Договор о ретро-бонусе
Это ключевой документ, в нем зафиксированы обязанности сторон, а также алгоритм взаимодействия.
В нем должны быть приведены следующие формулировки:
Кроме этого, в договор включают подпункты, имеющие серьезное значение:
Применяем ретро-скидки
Самый эффективный способ заинтересовать покупателя приобретать продукцию с существенными скидками, но в достаточно большом количестве — применение так называемых ретро-скидок. В чем он заключается?
В течение месяца покупатель приобретает продукцию по мелкооптовым ценам прайс-листа, вне зависимости от того, в какой форме осуществляется оплата. В конце периода (месяца) рассчитываются суммарные объемы закупки и в зависимости от них пересчитывается цена на всю закупленную в течение месяца продукцию.
В договоре поставки применение ретро-скидки можно оформить следующим образом:
Рассмотрим особенности применения ретро-скидки на примере (табл. 4, 5).
Ретро-скидку можно применять как в течение месяца, так и единоразово по итогам месяца при последней отгрузке — все зависит от пожеланий заказчика. Если покупатель оплачивает поставку в форме предоплаты или сразу после поставки, то ему невыгодно переплачивать за продукцию, на которую при соответствующих факту объемах отгрузки в прайс-листе поставщика предусмотрена скидка.
Корректировкой цены на последнюю поставку с 2089,84 руб./м3 на –2641,14 руб./м3 изменяем сумму реализации, т. е. применяем ретро-скидку по итогам месяца при достижении объемов реализации 200 м3 и свыше в соответствии с прайс-листом (табл. 6).
Сумма реализации за месяц по клиенту ООО «Строитель» с учетом ретро-скидки — 456 272,21 руб. при объеме закупки в размере 203,1 м3 бетонов и растворов.
На основании расчета выписываются отгрузочные документы. Процесс документального оформления ретро-скидки завершен. Аналогично оформляются промежуточные ретро-скидки.
Из таблиц видно, что как поэтапное применение ретро-скидки, так и применение по итогам месяца дает одинаковый результат общей суммы реализации по клиенту. Однако второй способ применения намного проще и по договоренности с клиентом удобнее воспользоваться им.
Общая сумма скидки — 39 399 руб. 74 коп., или 7,9 % к первоначальному объему реализации. При этом воспользоваться скидкой может только клиент, полностью выбравший соответствующие цене объемы.
Расчеты ретро-бонуса
Буквально в прошлом году размер вознаграждения, которое выплачивается в виде ретро-бонуса составлял до 10%. В настоящее время по решению Правительства РФ показатель уменьшен до 5%. Также соответствующие поправки внесены в законодательство на федеральном уровне.
Если заключенный договор новым условиям не соответствует, то с января текущего года он утратил свою силу.
Что касается формулы расчета, то выглядит она следующим образом:
Вознаграждение за приобретение определенного объема товара + компенсация за определенные услуги = ретро-бонус.
Услугами, включенными в сумму бонуса, могут быть:
В расчет не входит НДС, который предъявляется ритейлеру, а также акцизы, если товар подакцизный.
Пример. По условиям договора у поставщика закупают товар на 5 млн. рублей. В общей сложности на услуги по логистике, работам с товаром, мы потратили 150 000 рублей. В этой ситуации максимальный размер бонуса может быть 250 000 рублей. Это 5% от 5 млн. рублей. За услуги компенсируется 200 000, за товар – 50 000.
Новшество в ретро-бонусной системе от российских законодателей
24 июня 2020 года Госдума приняла, а 29 июня Совет Федерации одобрил поправки к Закону о торговле «О внесении изменений в закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ». В рамках этого закона вдвое снижен максимальный размер ретро-бонусов (с 10% до 5%), есть изменения и в сроках предоставления отсрочки. Пересмотрены и размеры административных штрафов за нарушение обязательств.
Последствия введения новой нормы закона пока непредсказуемы, общественностью, поставщиками и продавцами он принят неоднозначно.
Товары как бонус
Мы уже отмечали, что это самый часто встречающийся вид бонусов. Обычно в этом случае товары поставляют, не требуя оплаты. Но в данной ситуации возникают налоговые обязательства по НДС у того, кто товары произвел или продал, а также по валовому доходу у того, кто их получил.
Чтобы избежать проблем, нужно поступить следующим образом:
Списание части долга
Разновидностью денежной премии считают списание части долга на сумму скидки. Например, если покупатель к моменту оформления скидки еще не успел полностью погасить свою задолженность поставщику, то для обеих сторон удобнее просто «закрыть» часть долга на сумму скидки, чтобы лишний раз не осуществлять денежные перечисления.
Казалось бы, какие тут могут быть сложности? Ведь, по сути, эта та же скидка, только предоставленная иным способом. Однако полностью исключить вероятность претензий при таком способе предоставления скидок нельзя.
Так, налоговики могут посчитать, что в данной ситуации та часть стоимости товаров, оплату за которую продавец «простил», считается безвозмездно переданной. А стоимость безвозмездно переданных товаров, как известно, не относится на расходы при расчете налога на прибыль (п. 16 ст. 270 НК РФ).
Однако мы считаем, что говорить о безвозмездности в данной ситуации неправильно. Ведь списание долга происходит в обмен на выполнение покупателем определенных условий, а не просто так. И суды принимают такой аргумент во внимание (постановление ФАС Московского округа от 24.01.11 № КА-А40/16314-10).
Бонус как % от объема товара
Если бонус планируется выплачивать в подобном виде, то все условия по его начислению должны быть прописаны в договоре. При этом специалисты по бухгалтерии очень настороженно относятся к таким договорам.
В договоре сразу упоминается, что цена товара включает в себя бонус, который будет выплачен, как только определенный объем покупок будет достигнут. Также предусматривается уведомление и согласование сторонами того момента, когда бонусы начнут начисляться.
Уведомление подписывается двумя сторонами, это означает, что согласована сумма бонуса и дата его выплаты.
Что такое денежная премия
Премия – это денежное вознаграждение покупателю за выполнение каких-либо договорных условий. К примеру, за превышение объема отгрузок, за предоплату или продажу определенного ассортимента товара. Продавец самостоятельно решает, сколько процентов от стоимости поставленных товаров выплачивать каждому из контрагентов. Порядок выплаты премии отражается в договоре или отдельном дополнительном соглашении.
Обязанности по пересчету НДС не возникает у продавца/покупателя, если по договору не происходит уменьшения стоимости товара на сумму премии (п. 2.1 ст. 154 НК РФ) либо четко прописано, что премии не влияют на величину стоимости товара. Тогда корректировка счетов-фактур, документов на отгрузку не требуется.
Исключением являются продовольственные товары, цена которых не меняется вне зависимости от содержания договора. Премия по таким товарам не может превышать 10-процентный максимум от общей договорной стоимости (Федеральный закон №381-ФЗ от 28.12.2009 года).
Премия, влияющая на цену товара, требует корректировки документов. Такой вариант зачастую неудобен и невыгоден как для продавца, так и для покупателя.
Как оформить в бухгалтерском и налоговом учете
Оформление ретро-бонусов в бухгалтерской отчетности в настоящее время провоцирует серьезные споры между всеми участниками рынка. Даже специалисты по бухгалтерии отмечают, что вести учет этих операций сложно. Самым распространенным вопросом является процедура уплаты НДС с тех бонусов, которые получил дистрибьютор.
Бывает, что поставщики ведут расчет бонусов, сразу увеличивая их на % НДС. Но такое условие вызывает просто бурю недовольства – вернуть деньги в таком количестве поставщики просто не могут.
Как говорят эксперты, процедура налогообложения бонусов будет зависеть и от того, какой конкретно товар поставляется – продовольственной группы или непродовольственной.
Если продукты пищевые, то есть некоторые ограничения. К примеру, согласно законам РФ, если товар продовольственный и в его цену уже входит НДС, то бонус высчитывают, ориентируясь на стоимость с НДС.
Что это такое и как он работает
Ретро-бонус — это, прежде всего, отношения. Поэтому важен факт юридически правильной регистрации таких отношений. Бонусы оплачиваются стороной в результате предоставления определенных услуг. Более корректно для значительного упрощения налоговых счетов не привязывать такие транзакции к основному договору, а формализовать их с отдельными подходящими контрактами.
Проведение рекламных акций, мерчандайзинг, наносит ретро-бонус стороне, предоставившей эту услугу, в форме предоставления бесплатных товаров по завершении действий.
Есть два способа заплатить ретро заработок. Вы можете включить сумму ретро заработной платы на следующую зарплату сотрудника. Или вы можете выпустить отдельную зарплату, которая содержит только ретро-зарплату.
В любом случае, убедитесь, что сотрудник понимает, за что стоит заработная плата за ретро. Понятно, что это не дополнительная плата, а оплата сотрудника, ранее заработавшего.
Вы должны удерживать и перечислять налоги на плату и налог с ретро-оплаты. Вы также должны заплатить часть налога на заработную плату работодателя.
Ставка, которую вы используете, будет зависеть от того, как вы определяете оплату за ретро. Если вы идентифицируете ретро-заработок в качестве отдельного платежа от обычной заработной платы, вы будете рассчитывать налоги, используя дополнительный метод уплаты налога. Если вы не определяете ретро-заработок в качестве платежа, отличного от обычного дохода, вы будете удерживать налог, как и для обычной заработной платы.
Ретроактивная оплата или «ретро-оплата» относится к деньгам, которые причитаются работнику за работу, уже выполненную с более низкой ставкой заработной платы. Например, если ваш работодатель сказал, что они дадут вам повышенную ставку оплаты за прошлый проект, но не смогли этого сделать, вы можете иметь право на оплату в ретро. Тем не менее в некоторых юрисдикциях будет применяться только ретро-оплата, так как работодатель намеренно лишил сотрудника обещанной заработной платы.
Термин «ретро-бонус» в основном используется в Румынии, тогда как, как и в мире, для таких выплат используется термин «скидка». Существует 3 основных варианта для премиальных бонусных платежей:
Наиболее распространенным и простым коммерческим и учетным управлением является предоставление бонусных товаров. Однако учтите, что доставка товаров бесплатно несет ответственность за НДС с производителя и валовой доход бенефициара. Бонусы юридически документируются как вознаграждение за прекращение службы, например, маркетинговые услуги в области маркетинга, распространение маркетинговых информационных услуг, рекламных услуг по коммерческому маркетингу, мерчандайзинг, а именно, когда сообщается о прогрессе записи и отображения продукта. Это также относится к ретро-бонусу, выплачиваемому розничным торговцам, который непосредственно от производителя не является контрактом на поставку продуктов (еда производится через посредника — дистрибьютора).
Чтобы избежать фискального контроля, трудности в отношениях, вы должны:
Продавцы и покупатели часто согласны с тем, что если покупатель покупает сверх определенной суммы или денежного объема, он получит скидку, то есть бонус покупки от покупателя. Хотя такая договоренность чрезвычайно привлекательна с точки зрения продаж, она создает различные вопросы для бухгалтеров: как ее записать? Какие финансовые показатели оказывают влияние на бонусы? Когда записывать бонусы за покупку?
Ретро-бонус и уменьшение цены
Несмотря на тот факт, что ретро-бонус оформляется договором с ценами на товары, которые предоставляются получателю сразу же. Бывают ситуации, когда они могут быть подвергнуты пересмотру.
Пример. Это может произойти, если сделку заключили во время налогового периода, а скидку сделали на тот товар, который будет отгружен по прошествии этого времени.
Но прежде чем использовать такой вариант бонусов, нужно разобраться, какие тонкости есть в бухгалтерском оформлении этой скидки. Может быть, стоит даже проконсультироваться со специалистами по этому вопросу.
В бухучете такую скидку оформляют используя отрицательную счет-фактуру. Эта процедура полностью легальна еще с 2011 года.
Механизм здесь простой: продавец составляет корректировочную счет-фактуру. Затем получателя бонуса уведомляет о том, что цена снижена. А получатель дает на это свое согласие в письменном виде.
Только если оба этих условия выполнены, продавец может оформить эту скидку как вид бонуса.
Отгрузка бонусного товара
Продавец может предусмотреть в договоре купли-продажи предоставление премий в виде дополнительной отгрузки товара покупателю. Основной риск такой формы скидок тот же, что и в случае о списанием части долга — налоговики могут признать отгрузку безвозмездной передачей. В целях налога на прибыль стоимость безвозмездно переданного товара не может уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль, а в целях НДС такая передача образует объект налогообложения. Иначе говоря, налоговики не разрешат отнести сумму скидки (стоимость бонусного товара) на расходы, и исчислят НДС с данной поставки.
К сожалению, оспорить начисление НДС тут вряд ли удастся, ведь объектом налогообложения этим налогом является реализация, которая подразумевает передачу права собственности на товар. В данной ситуации отрицать факт такой передачи бессмысленно. Поэтому начислить НДС на отгрузку бонусного товара продавцу все же придется.
С налогом на прибыль ситуация иная. Продавец может отстоять свое право на включение в состав расходов стоимости бонусного товара, если докажет, что его передача не является безвозмездной передачей. Для этого из договора должно четко следовать, что отгрузка бонусного товара представляет собой премию, предоставляемую покупателю за выполнение определенных условий. Поскольку путем предоставления бонуса продавец заинтересовывает покупателя на выполнение тех или иных обязательств по договору, которые выгодны продавцу, то полной безвозмездности здесь нет.
Налоговиков этот аргумент, скорее всего, не убедит, зато суд может принять решению в пользу организации. Например, в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 17.09.07 № Ф04-6332/2007(38166-А67-15) отмечено: в подпункте 19.1 пункта 1 статьи 265 НК РФ, разрешающей относить скидку на расходы, не конкретизировано, о каких именно скидках идет речь, и не указана форма их предоставления — денежная или натуральная. Поэтому способы реализации скидок, как отметили арбитры, могут быть различными. Это, в частности, предоставление товара на сумму скидки, выплата премии на сумму скидки, зачет скидки в оплату следующей партии товара и другие.
Впрочем, можно и не доводить дело до суда, если использовать маленькую хитрость. Например, по документам скидка будет «проходить» в виде денежной премии. Но по факту она будет представлять собой дополнительную партию товара. После отгрузки осуществляется взаимозачет, в результате которого оплата подарочной партии засчитывается в счет предусмотренной премии по договору. Тогда проблем со включением суммы скидки в расходы не возникнет. Правда, в таком случае дополнительно отгруженную партию товара придется включить в доход, но и расход (в сумме приобретения товара) тут также возникает.