указать код и наименование угсн при участии в многопрофильном конкурсе
Многопрофильный конкурс
В 2021 году абитуриенты вузов будут поступать на учебу по откорректированным правилам. Одно из спорных нововведений – многопрофильный конкурс
Новый вид конкурса – многопрофильный – одно из самых неоднозначных изменений в правилах поступления в вузы, по которым высшие учебные заведения будут принимать на учебу с 2021 года. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Что такое многопрофильный конкурс в вузах
Это новшество означает, что вузы могут проводить конкурс одновременно на несколько специальностей или программам, которые входят в укрупненную группу направлений подготовки.
Укрупненные группы направлений и специальности вузовской подготовки
Для вузов многопрофильный конкурс – находка, значительно упрощающая им жизнь: не надо проводить отбор на энное количество конкретных программ и даже специальностей, можно ограничиться общим – сразу на укрупненное направление. А еще – это ноу-хау по заполнению мест на невостребованных программах.
Как проходит
Для абитуриентов многопрофильный конкурс – это что-то вроде игры в русскую рулетку или покупки кота в мешке. Фактически поступающих лишают права выбирать, на какую именно программу подавать документы, – они могут участвовать в конкурсе только сразу на несколько специальностей (направлений). О том, куда именно поступил, абитуриент узнает, когда будет писать заявление с согласием на зачисление. Вуз сам распределит поступающих по программам, будущим студентам остается или согласиться с навязанным выбором, или забрать документы.
Чтобы было понятнее, что такое многопрофильный конкурс, конкретный пример. Абитуриент поступает в бакалавриат на укрупненное направление «Промышленная экология и биотехнологии» 19.00.00. Это значит, что, как и все остальные участвующие в многопрофильном конкурсе, он может не по своей воле, а по решению вуза пройти на одну из программ совершенно разных направлений:
А теперь представьте ужас убежденного вегетарианца, собиравшегося изучать производство продуктов из растительного сырья, но зачисленного вузом на программу «Технология мясных продуктов»… Или разочарование абитуриента, который хотел посвятить себя международному ресторанному делу, а ему предложили в будущем заняться микробными или ветеринарными технологиями…
В общем, при многопрофильном конкурсе не абитуриенту решать, будет ли он после окончания вуза биотехнологом или менеджером ресторанного бизнеса.
Вузы с многопрофильным конкурсом
К счастью, многопрофильный конкурс собираются проводить далеко не все вузы – университетов-«многостаночников» примерно 10 % от всех высших учебных заведений. Собираясь подавать документы, внимательно изучите правила приема: в них обязательно указывается, какие виды конкурса выбрал вуз.
Пока о том, что на некоторые укрупненные группы специальностей собираются проводить многопрофильный конкурс, заявили 10 ведущих российских вузов:
70 % вузов проводят однопрофильный конкурс на направление (специальность). При таком варианте вероятность поступить совсем не туда, куда хотелось, намного меньше, тем не менее она есть. Если у вуза по направлению единственная программа, тут все прозрачно: абитуриент поступает именно туда, куда и собирался. А если несколько – могут быть неприятные сюрпризы. К примеру, по направлению «Психология» есть больше 30 профилей с самыми разными программами со специализацией от сопровождения лиц с девиантным поведением до психоанализа. В этом случае даже при однопрофильном конкурсе на единственное направление абитуриент рискует стать криминальным, а вовсе не детским, психологом, как он мечтал.
Остальные 20 % вузов честны со своими абитуриентами и проводят конкурс на определенные программы – то есть поступающие точно знают, что им предстоит изучать, еще на этапе подачи заявлений. С уважением к будущему своих студентов и их выбору относятся РАНХиГС, СПбГУ, ВШЭ, СПбГЭУ (Экономический университет) и еще примерно пятая часть российских университетов.
Что делать абитуриенту
Понять, точно ли вуз проводит конкурс на определенную программу, а не «оптовый набор» студентов на направление, можно, вдумчиво изучив план приема. Его до 1 ноября года, предшествующего началу вступительной кампании, учебные заведения обязательно размещают на своих сайтах в разделах для абитуриентов. План еще может называться «Контрольные цифры приема».
Если в плане приема указано точное количество бесплатных и договорных мест на программе, а не вообще на всем направлении и тем более в укрупненной группе, значит, вуз проводит конкурс именно на каждую отдельную программу (профиль, специализацию – это варианты названий), и после поступления вы точно будете учиться тому, чему хотели. Как правило, наименования программ – это работающие ссылки, по которым можно перейти и прочитать описания содержание программы.
Несколько наглядных примеров.
Так подробно представляет свой план приема НИУ ВШЭ.
Скрин с сайта НИУ ВШЭ из раздела «Абитуриентам бакалавриата» → «Программы»
В строке «Направление» нет цифр – это значит, что прием не будет вестись на все направление в целом. Зато указаны названия отдельных программ и места на них (условные знаки красного цвета).
В СПбГУ тоже все прозрачно и предсказуемо для поступающих.
Скрин с сайта СПбГУ из раздела «Приемная комиссия СПбГУ» → «Перечень образовательных программ»
А вот в УрФУ уже есть сюрпризы для абитуриентов.
Скрин с сайта УрФУ из раздела «Абитуриентам» → «Бакалавриат, специалитет» → «План приема»
В строке «Направление подготовки» указано общее количество мест для приема на укрупненную группу в целом – сразу по всем специальностям. Что будет изучать студент, робототехнику или машиностроение, за него решит вуз, на свое усмотрение распределив по специальностям и программам тех, кто прошел по конкурсу на всё, что есть в группе.
В общем, многопрофильный конкурс – это лотерея, которую вуз проводит для своих абитуриентов. Если вам все равно, куда поступать – главное получить диплом, то это реальный шанс оказаться в рядах студентов. Университет с удовольствием зачислит вас на непопулярную программу, чтобы бойко отчитаться о высоких показателях приема. Если не хотите играть в лотерею, откажитесь от идеи поступать в облегчающий себе жизнь университет.
«Конкурсные процедуры становятся более понятными для абитуриентов»
«Такой конкурс предоставит большую вероятность поступить именно на ту программу, которую пожелает абитуриент»
Первое заметное новшество в новой версии порядка приема — возможность проводить «многопрофильный конкурс». При этом абитуриенты будут поступать не на конкретную специальность или направление подготовки, а на их укрупненную группу. В Минобрнауки считают, что это решение позволит вузам отбирать «наиболее подготовленных абитуриентов по широкому кругу образовательных программ (например, в целом на факультет вуза), а затем провести их профилизацию (специализацию) после 1-го или 2-го курса обучения».
Большинство представителей вузов, кто прокомментировал новый порядок приема для Indicator.Ru, считают это нововведение скорее правильным и предполагают, что оно расширит возможности вузов и поможет им увеличить средний балл ЕГЭ поступивших. Некоторые уже знают, на каких факультетах используют многопрофильный конкурс. Например, в Чувашском государственном университете имени И. Н. Ульянова, по словам ректора Андрея Александрова, со следующего года абитуриентам факультета энергетики и электротехники больше не нужно будет сразу при поступлении выбирать, в тепло- или в электроэнергетике они хотят работать в будущем. Для этих ребят выбор при поступлении станет, возможно, немного проще. Сотрудники вузов вообще видят в многопрофильном конкурсе сплошные плюсы для абитуриентов. «Такой конкурс предоставит большую вероятность поступить именно на ту программу, которую пожелает абитуриент», — считает начальник центральной приемной комиссии Северо-Восточного федерального университета Елизавета Ильина. «Зачисление в этом случае дает возможность формировать в течение следующих двух лет осознанный выбор программ обучения, в том числе по сквозным трекам «бакалавр — магистр — аспирант», — отмечает проректор по образовательной деятельности Томского политехнического университета Михаил Соловьев. А вот у вузов, считает он, могут возникнуть сложности с процедурами выбора профилей или специализации уже в процессе обучения. Самому ТПУ, впрочем, уверен Соловьев, бояться нечего — в нем такие процедуры уже отлажены: «У нас почти все студенты первые два года проходят базовую инженерную подготовку, и выбор специализации подготовки проводится на втором курсе». Ответственный секретарь приемной комиссии Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Виталий Дробчик отмечает, что в вузе еще не уверены, будут ли использовать многопрофильный конкурс уже в следующем году: «Однозначным плюсом данного подхода является возможное увеличение среднего балла ЕГЭ абитуриентов, поступающих в университет, к минусам стоит отнести тот факт, что абитуриенту будет непонятно, на какое направление он поступает и кем станет после обучения».
Следующее в новом порядке приема значительное изменение — так называемые «предметы по выбору» в списке вступительных испытаний. Как и раньше, абитуриенту нужно будет сдать для поступления три, реже четыре ЕГЭ. Но теперь вуз сможет ввести альтернативы для третьего (и для четвертого, если оно есть) вступительного испытания в этом списке. Например, будет требовать сдавать не физику, а физику / информатику. Сдавать оба ЕГЭ и потом выбирать лучший результат или сдавать только один экзамен, каждый абитуриент будет решать сам. Конечно, такое новшество увеличит шансы абитуриентов на поступление — если только вузы введут в свои списки вступительных испытаний «предметы по выбору». И поскольку мера сулит рост среднего балла ЕГЭ поступивших, это, похоже, будет сделано почти везде. «Сделать выбор третьего вступительного испытания из нескольких предметов возможно практически по каждому направлению, и вузы это приветствуют. Это повысит проходной балл, даст возможность абитуриентам с информатикой поступать на технические направления», — заявил ответственный секретарь приемной комиссии Саратовского государственного технического университета имени Ю. А. Гагарина Алексей Перегудов. О том же сказал его коллега из Южного федерального университета Иван Половко. А проректор ТПУ Михаил Соловьев предполагает, что «предметы по выбору» помогут развитию междисциплинарных направлений подготовки, ведь на них смогут поступить абитуриенты с разными интересами: «Это хорошая возможность привлечь в университет разносторонне развитых абитуриентов и в дальнейшем формировать междисциплинарные студенческие команды для проектной работы».
Как и в случае с «предметами по выбору», вузы получили больше свободы в приеме абитуриентов со средним профессиональным образованием. В прежнем порядке приема говорилось, что список вступительных испытаний для них должен включать все те же общеобразовательные и дополнительные экзамены, что предусмотрены для вчерашних школьников. Новый порядок требует только, чтобы совпадало число экзаменов в двух списках, а вот их содержание может отличаться. Это изменение выглядит очень логичным: зачем экзаменовать выпускника техникума по программе средней школы, если у него есть уже и профессиональные знания, которые можно проверить?
Другое нововведение, расширяющее права вузов, выглядит более спорным. Раньше организации определяли в своих правилах приема только уровень олимпиад школьников, победа в которых дает право на одно из двух «особых прав» при поступлении — прием без экзаменов или 100 баллов ЕГЭ по тому же предмету. Новый порядок дает вузам составлять собственный перечень олимпиад, по результатам которых абитуриент может получить льготы при поступлении. Конечно, выбрать олимпиады в свой список можно будет только из утвержденного Министерством перечня, и откровенно коммерческих низкопробных «конкурсов» там не будет, тем не менее у каждого вуза получится свой вариант. Не приведет ли это через несколько лет к тому, что каждый университет будет учитывать, кроме Всероссийских, только свои собственные олимпиады, которые станут более узкими и закрытыми? Вопрос открытый.
50 заявлений, одна волна
Вопросы с олимпиадами и вступительными для выпускников со средним профессиональным образованием важны, но касаются далеко не всех абитуриентов. В новом порядке приема есть еще несколько норм, которые затронут абсолютно всех.
Максимальное число вузов, в которые абитуриент может подать заявления, по-прежнему равно пяти. Передать документы можно лично, через почтовых операторов или через электронную систему организации — любой из этих способов должен быть доступен абитуриенту, то есть не иметь сервиса дистанционного поступления больше не получится. В документе не говорится об обязательном использовании суперсервиса для поступления онлайн через портал госуслуг, хотя представители Министерства при его запуске в этом году объявили, что через год к общей системе подключатся все вузы страны. В новом порядке приема портал госуслуг упоминается как один из вариантов дистанционной подачи документов, и в целом университеты пока больше ориентируются на собственные электронные системы.
Ряд нововведений в порядке приема может стать для этих электронных систем проверкой на прочность. Во-первых, вузы теперь могут самостоятельно расширить число направлений подготовки и специальностей, на которые абитуриент может подать заявления, до десяти. Если размахнуться, можно участвовать в конкурсе на 50 специальностей одновременно! Правда, к этой мере вузы относятся в основном настороженно. «Если у абитуриента высокие баллы, то даже трех направлений при поступлении было много, так как в итоге абитуриенту было сложно выбрать, куда пойти, — отмечает Дробчик. — А вот если балл, как мы его называем, «пограничный», то разнообразие выбора позволит абитуриенту остаться в том высшем учебном заведении, которое он выбрал». В общем, хорошо, что вуз может сам установить любое число конкурсных направлений для абитуриента от двух (меньше нельзя, потому что по порядку приема абитуриент должен иметь право участвовать в конкурсе на несколько направлений) до десяти. Расширять список до десяти заявлений сразу готовы явно не все. Да и не все абитуриенты смогли бы выбрать столько направлений в одном вузе, напоминает ответственный секретарь приемной комиссии Пензенского государственного технологического университета Валерий Люсев: «Здесь нужно особенно внимательно подойти к выбору сдаваемых экзаменов. Этого «набора» должно хватить на десять направлений подготовки».
Интересное нововведение связано с конкурсными списками: теперь они должны публиковаться на сайте организации без имен и фамилий абитуриентов. Узнать себя поступающие смогут по номеру полиса пенсионного страхования (или по специально присвоенному коду, если СНИЛС у абитуриента пока нет). Для вузов, считает Михаил Соловьев, это скорее хорошо, но есть нюансы: «Это возможность закрыть данные от недобросовестных конкурентов, которые переманивают абитуриентов из других вузов. Но со стороны отдельных участников приемной кампании это может показаться снижением открытости проведения отбора, здесь возможно появление слухов о недобросовестности проводимого конкурса». Дробчик не видит в изменениях ничего плохого и для абитуриентов: «Раньше отслеживали свою позицию по ФИО, сейчас по условному номеру. Главное же — отследить свою позицию в рейтинге и принять решение в нужный момент». Иван Половко согласен, что прозрачность не снизится, но вузам, считает он, придется адаптироваться к новым формам обработки данных.
Обновлять списки без имен и фамилий вузам придется не менее пяти раз в день. В некоторых сетевых обсуждениях это требование сочли явным бюрократическим перегибом. Не все представители вузов, приславшие в Indicator.Ru комментарии, видят смысл в пятикратном обновлении, но проблемой это требование никто не считает. В основном потому, что многие уже публиковали конкурсные списки в онлайн-режиме и в этом году, и раньше. «Наш вариант конкурсных списков позволял поступающим в режиме реального времени оценивать свои возможности на поступление по той или иной специальности», — говорит ректор ЧГУ. Так же ситуацию в своих вузах описывают остальные комментаторы: как только заявление появляется в информационной системе приемной комиссии и проходит проверку, подавший его абитуриент отображается в списках на сайте. Новшества в порядке приема скорее упрощают работу приемной комиссии, считает Алексей Перегудов: «До этого абитуриенты, которые хотели сменить перечень (направлений подготовки, в конкурсе на которые они участвуют, — Indicator.Ru), должны были отозвать ранее поданное заявление и прислать новое. Теперь этого делать не нужно. Можно просто заменить или расширить перечень направлений приема».
И наконец, очень серьезное новшество — отказ от двух волн зачисления. По прежним правилам все доступные для приема на общих основаниях бюджетные места по каждому направлению распределялись на два этапа. В первую волну заполняли 80%, во вторую — оставшиеся 20%. Для многих абитуриентов вторая волна была шансом в последний момент, когда все поступившие в другие вузы исчезнут из списков, пройти на бюджетное место. Теперь этот шанса не будет: на первом этапе вузы смогут зачислить только тех, кто поступает на льготных основаниях, по результатам олимпиад или по целевому набору, на втором — всех остальных. У тех, кто не поступит, будет другая возможность — вузы получают право закрывать незаполненные бюджетные места дополнительным приемом в любые выбранные сроки вплоть до 31 декабря. Ранее это было запрещено, отмечает Перегудов, а теперь становится нормой — и это к лучшему, ведь вторая волна зачисления, по его мнению, изначально была не нужна. Это мнение разделяют и в других университетах. Практика зачисления в одну волну в свое время показывала хорошие результаты, подчеркивает Андрей Александров, и теперь она снова поможет исключить громоздкость процесса. Абитуриентам она не создает дополнительной напряженности, считает Виталий Дробчик, а наоборот: «Очень сложно понимать, что идет процесс зачисления, а ты не попадаешь в первую волну и придется ждать следующего дня. В первую очередь это (отмена второй волны зачислений — Indicator.Ru) прекратит перебежки абитуриентов, которые в первую волну поступают на направления, где они 100% попадают, а потом высматривают, а куда еще можно с имеющимися баллами поступить. А во-вторых, конкурсные процедуры становятся более понятными для абитуриентов и их родителей». «Поступающий должен будет определиться сразу, в какой вуз он желает быть зачислен, с учетом ситуации в конкурсных списках», — согласен Иван Половко.
Во сколько бы волн зачисление не происходило, для него необходимо дополнительное заявление от абитуриента с согласием на зачисление. В этом году из-за пандемии такое согласие можно было подать в вуз, не отправляя туда свой аттестат или другой документ об образовании. В результате во многих вузах появились первокурсники, подавшие согласие и зачисленные параллельно в один или несколько других университетов. Все комментаторы согласны, что проблему таких «двоесогласников» новый порядок приема решает старым способом. «Новые нормы помогут решить появившийся в 2020 году вопрос с «двоесогласниками»: вернули необходимость подачи оригинала аттестата для зачисления», — отмечает начальник управления нового набора Томского государственного университета Евгений Павлов. Чтобы поступить полностью дистанционно в следующем году, придется подавать документы через портал госуслуг: наравне с оригиналом аттестата оценивается уникальная информация о нем, поданная через этот портал.
Поиск
Обзор:
Результаты проверки компетенций учителей | Добавлено 18.10.2021
Приоритетное зачисление в вуз | Добавлено 18.10.2021
Обучение в Европе | Добавлено 14.10.2021
Новые стандарты для средних профессиональных учреждений | Добавлено 14.10.2021
Кто имеет право на приоритетное зачисление? | Добавлено 12.10.2021
Новые правила приема в вузы 2021 года
Многопрофильный конкурс для поступающих в вузы
2021 год — время новых правил приема в вузы. Основные нововведения такие:
Совсем новое понятие этого года — многопрофильный конкурс. Это возможность поступления на обучение не на конкретную специальность (направление обучения), а на укрупненное направление, в которое включен ряд родственных специальностей.
К примеру, в направление обучения “Экономика” включено около 150 узких специализаций. Они работают по разным программам обучения и готовят специалистов разных компетенций — экономистов, финансистов, бухгалтеров, бизнес- аналитиков, аудиторов и т.п.
До сих пор вуз мог набирать студентов на обучение либо в целом на направление “Экономика”, либо на каждую специализацию отдельно. Т.е., поступая, абитуриент уже понимал, чему его будут учить и где он сможет работать после окончания вуза.
Введение многопрофильного конкурса позволит студентам поступать одновременно на несколько родственных специальностей, а конкретное распределение будет проводиться спустя год или два.
В частности, укрупненная группа “Экономика и управление” будет включать в себя и упомянутое выше направление обучения “Экономика”. Однако сюда же будут включены и другие специальности: “Менеджмент”, “Управление персоналом”, “Государственное и муниципальное управление”, “Бизнес-информатика”, “Торговое дело”, “Товароведение”, “Жилищное хозяйство и коммунальная инфраструктура”.
То есть, абитуриент будет поступать сразу на все эти специальности. В первых семестрах студенты будут изучать одинаковые общие предметы. И только после 1-2 курсов они будут распределены по конкретным направлением обучения.
В Минобрнауки считают, что это позволит студентам сделать более осознанный выбор будущей специальности. Ведь выпускники школ зачастую очень смутно представляют себе, в чем именно заключается работа того или иного специалиста.
При этом есть опасение, что введение многопрофильного конкурса резко увеличит конкурс среди поступающих в вузы. И пока непонятно, как распределять студентов по специализациям после второго курса.
Изменения в правилах приема в вузы: многопрофильный конкурс
Рассмотрим суть многопрофильного конкурса при поступлении в вуз.
Что такое многопрофильный конкурс
Многопрофильный конкурс можно определить как единый прием документов сразу на несколько специальностей укрупненного направления в вузе.
Пример: бакалавры получают после окончания учебы диплом по направлению «Экономика», которое включает более 150 специальностей. Эти специальности отличаются очень сильно: «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет», «Бизнес-аналитика» и т.п. Выпускники получают одинаковые дипломы, обладая совершенно разными компетенциями.
До 2021 г. вуз имел право проводить конкурс по каждому направлению отдельно. И абитуриенты четко знали, на какую узкую специальность они поступают.
Теперь вузы смогут проводить конкурс сразу на все направление. Студенты на младших курсах будут изучать общие дисциплины, а затем выбирать конкретное направление.
Как проводится многопрофильный конкурс
Многопрофильный конкурс будет проводиться по укрупненной группе специальностей, если таким же образом будут установлены контрольные цифры приема. Каждый вуз будет сам решать, каким образом проводить вступительную кампанию.
Информацию по каждому конкретному вузу можно получить на сайте учебного заведения.
При подсчете числа направлений нужно учитывать все, которые входят в укрупненную группу.
Например, в Волгоградском государственном университете абитуриент в 2021 г. имеет право подать документы на 4 направления. При проведении многопрофильного конкурса по направлению «Туризм и гостиничное дело» он может претендовать на бюджетные места, выделенные суммарно для этих специализаций. И дополнительно может выбрать еще 2 направления, поскольку 2 уже содержатся в указанном профиле.
Решение о проведении многопрофильного конкурса имеет как плюсы, так и минусы.
Плюсы
Не секрет, что в каждом вузе есть более престижные и менее престижные специальности. Конкурс на первые высокий, и вуз может выбирать среди хорошо подготовленных абитуриентов лучших.
Если специальность не пользуется спросом, конкурс будет небольшим, а уровень подготовки тех, кто стал студентом, даже не всегда достаточным для успешного обучения в данном вузе. И это, безусловно, становится проблемой.
Когда конкурс будет общим, общий уровень поступивших должен повыситься, поскольку абитуриенты будут надеяться в будущем получить более престижную специальность по сравнению с той, на которую они могли рассчитывать по баллам ЕГЭ при однопрофильном конкурсе.
Министерство образования и науки считает, что такое повышение конкурса приведет к отбору наиболее подготовленных абитуриентов, поступающих на конкретный факультет.
Минусы
Абитуриенты, поступившие в учебное заведение, не всегда смогут точно определить, какую специальность они в итоге получат. Например, направление «Экономика и управление» включает такие разные специализации, как «Бизнес-информатика», «Товароведение» и «Жилищное хозяйство и коммунальная инфраструктура».
Если в вузе есть все эти специальности, конкурс на них будет общий. А каким образом будет происходить дальнейшее распределение, пока неизвестно. Возможно, студентов будут распределять по специализациям сразу после поступления. В этом случае решающую роль будут играть баллы ЕГЭ. Если такое распределение будет проходить после 1-го или 2-го курса, то главную роль будут играть результаты учебы.
Кроме того, новые правила приведут к еще большей дифференциации вузов. Ведь теперь одни вузы смогут сделать отдельный конкурс по разным специальностям, а в других вузах он будет общим.
Что об этом думают в вузах
В большинстве вузов воспринимают новые правила положительно. Руководство учебных заведений считает, что предполагаемое увеличение конкурса приведет к поступлению более сильных абитуриентов.
В рамках одного вуза набор может быть как многопрофильным, так и однопрофильным, а зависимости от факультета.
Пример: в Чувашском государственном университете им. И.Н. Ульянова есть факультет энергетики и электротехники, на котором две специальности, «Теплоэнергетика» и «Электроэнергетика», близки по содержанию. Абитуриентам трудно сделать осознанный выбор между ними. Теперь им и не нужно будет выбирать, поскольку конкурс на факультет станет многопрофильным. А со специализацией студенты определятся позже, когда изучат основы специальности.
Положительно относятся к многопрофильному конкурсу в Томском политехническом университете. Тем более, что подобная система выбора специализации здесь уже давно отлажена. Будущие инженеры на первых двух курсах получают базовое инженерное образование, а затем, на втором курсе, определяются со специализацией.
В то же время есть вузы, в которых отношение к данному нововведению неоднозначное. Например, в Санкт-Петербургском политехническом институте им. Петра Великого не уверены, что будут использовать многопрофильный конкурс уже в 2021 году, отмечая перечисленные выше плюсы и минусы этого нововведения.
Что еще изменится в правилах приема
Часть изменений, безусловно положительная. Так, все вузы теперь обязаны принимать документы онлайн, если абитуриент выберет этот способ.
Есть и ряд изменений, к которым большинство родителей и экспертов относятся негативно. Например, вузы теперь имеют право не публиковать в открытом доступе список поступивших абитуриентов. Многие считают такой шаг повышающим коррупцию и делающим процедуру поступления менее прозрачной. Часть родителей даже полагает, что это связано со скандалом 2020 г., когда дети многих чиновников поступили в престижные вузы с низкими для этих учебных заведений баллами ЕГЭ. И, когда поступило разъяснение о том, что это было поступление на платные отделения, поверили далеко не все.
Конкурсные списки станут полностью обезличенными. Вместо фамилии, имени и отчества абитуриентов будут стоять номера СНИЛС либо номера, установленные вузом. Также можно будет не указывать, кто из абитуриентов уже сдал оригиналы документов.
По некоторым специальностям абитуриент может составить свой набор вступительных экзаменов по результатам ЕГЭ.
Пример: при поступлении в Волгоградский государственный университет на специальности, связанные с лазерными технологиями, нужно иметь результаты ЕГЭ по двум обязательным предметам: русскому языку и профильной математике. Третий предмет абитуриент может выбирать. Это может быть информатика или физика. Если сданы ЕГЭ по обоим предметам, можно выбрать тот, где результаты лучше.
Еще больше преференций у выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования. Они могут сдать ЕГЭ и внутренние экзамены вуза и выбрать лучший результат.
Таким образом в 2021 г. вступают в силу многие изменения, которые потенциально могут привести к высокому конкурсу, особенно в престижных вузах.
Среднее образование дает общеобразовательная школа. Оно может быть полным или неполным. Часто среднее образование путают со средним специальным. Среднее – это школьное, а среднее специальное – это колледжи и профтехучилища.