РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ШКЛЯР Аркадий Хононович, профессор кафедры общей и профессиональной педагогики, доктор педагогических наук, профессор
Родился 1.12.1949 в Минске. В 1972 г. окончил Белорусский политехнический институт по специальности «Машиностроение» и получил квалификацию «Инженер-механик, педагог». Трудовую деятельность начал в 1974 г. в качестве преподавателя профессионально-технического училища № 59 строителей. С 1975 по 1983 г. работал мастером производственного обучения в группах иностранных учащихся Минского профессионально-технического училища № 31 строителей, старшим мастером Минского профессионально-технического училища № 148 строителей, заместителем директора по учебно-производственной работе этого училища. С 1983 по 1989 гг. А.Х.Шкляр возглавлял ПТУ № (115) 158, которое было преобразовано в высшее профессиональное училище № 1. Таким образом, был проведен уникальный педагогический эксперимент по созданию системы непрерывного образования «ПТУ – техникум – вуз». С 1989 по 1993 гг. А. Х. Шкляр – директор Минского высшего технического училища № 1, с 1993 г. – ректор учреждения образования «Республиканский институт профессионального образования». В 1997 г. А. Х. Шкляр защитил докторскую диссертацию на тему: «Педагогическая система производственного обучения в условиях непрерывной многоуровневой подготовки в высшем техническом училище». Академик Российской академии образования, Академии педагогических наук Украины, действительный член консультативного форума Европейского фонда образования, член Общего собрания Академии наук Беларуси. Награжден знаком «Отличник профтехобразования СССР», Почетной грамотой Министерства образования Республики Беларусь, медалью «За трудовые заслуги», присвоено Почетное звание «Заслуженный работник образования Республики Беларусь». Имеет свыше 200 научных публикаций.
КРЕДО ШКЛЯРА АРКАДИЯ ХОНОНОВИЧА: Я не мечтаю, а ставлю цель
Шкляр Аркадий Хононович и министр образования РБ Радьков Александр Михайлович
Ильин Михаил Васильевич-Проректор РИПО по учебно-методической работе
Попова Оксана Сергеевна- проректор РИПО по воспитательной работе
Руководители Минского городского управления образования, министр образования РБ Радьков Александр Михайлович, ректор РИПО Шкляр Аркадий Хононович и директор Минского ГПТК электроники Хасин Валерий Михайлович
На совещании с руководителями областных управлений профтехобразования
Шкляр Аркадий Хононович и учёный секретарь РИПО Жуков Валерий Пантелеевич
Гапеев Александр Николаевич (зам. нач. управления Могилевского облисполкома), Шкляр Аркадий Хононович и Ильин Михаил Васильевич
Министр образования Сухнат Людмила Константиновна на открытии ПТУ № 115
Шкляр Аркадий Хононович и Шуляковский Валентин Степанович знакомят министра образования Демчука Михаила Ивановича и председателя Госпрофобра СССР Ягодина В.А с материальной базой ПТУ № 115
Суботская Л.И., Горнак А.М., Яскевич Л.М., Иванов Б.В., Кобяк Р.Ф., Шкляр А.Х. и др. на семинаре в ПТУ № 1, 1990 г.
Шкляр А.Х. и Шуляковский В.С. беседуют с председателем Госпрофобра СССР Ягодиным В.А. и министром образования РБ Демчуком М.И., 1987 г.
Шкляр А.Х. знакомит представителей Госпрофобра и Совмина БССР с новым училищем. Маевский Ю.С., Шкляр А.Х., Гончар Э.Н., Иванов Б.В., Горнак А.М., Победимский В.П.
Гончар Эдуард Николаевич, Радьков Александр Михайлович, Шкляр Аркадий Хононович, Калицкий Эдуард Мечиславович на Международной конференции по проблемам профтехобразования, 2009год
Шкляр Аркадий Хононович и руководители РИПО н заседании ректората
Шкляр А.Х. знакомит министра образования Радькова А.М. с работой РИПО
Аркадий Хононович поет с ансамблем училища
Директор Вычислительного аналитического центра Листопад Николай Измайлович и Шкляр Аркадий Хононович
Ректор РИПО Шкляр Аркадий Хононович на коллегии в Брестской области
Детские и студенческие годы
Семья Аркадия Хононовича
Аркадий в школе (во втором ряду второй справа)
Аркадий с друзьями
Шкляр А.Х. в студенческие годы
Шкляр А.Х. тянет канат
Шкляр А.Х. с родителями
.
За газетой с однокурсницами
Бабушка и дедушка Аркадия Хононовича
Аркадий в армии (во втором ряду в центре)
Аркадий Хононович- страстный болельщик футбола
Книга Шкляра Аркадия Хононовича «Состояние, проблемы и направления развития. «
На Международной конференции по проблемам профтехобразования, 2009год
Статья Шкляра А.Х. в журнале «Профессионально-техническое образование», 1987 год
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемkmsk.net
Похожие презентации
Презентация на тему: » А.Х. Шкляр, ректор, доктор педагогических наук, профессор РАЗВИТИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА В ОБЛАСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ. ОСНОВНЫЕ ВЕХИ ИНТЕГРАЦИОННЫХ.» — Транскрипт:
1 А.Х. Шкляр, ректор, доктор педагогических наук, профессор РАЗВИТИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА В ОБЛАСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ. ОСНОВНЫЕ ВЕХИ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ Москва, апрель 2013 г. Базовая организация государств – участников Содружества Независимых Государств по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров в системе профессионального образования
3 Миссия РИПО в воспроизводстве трудовых ресурсов Республики Беларусь Рынок труда, государство, обществоСфера образования Министерство труда и соц. защиты Министерство экономики Министерство статистики и анализа Комитет по стандартизации, метрологии и стандартизации Республиканские органы управления отраслями (министерства, комитеты, объединения) Организации (предприятия) УЦ, УКК, отделения подготовки кадров на производстве Облисполкомы Союзы предпринимателей Республиканский межведомственный совет и координационные комиссии областей и г. Минска по вопросам профессиональной подготовки и трудоустройства молодежи Министерство труда и соц. защиты Министерство экономики Министерство статистики и анализа Комитет по стандартизации, метрологии и стандартизации Республиканские органы управления отраслями (министерства, комитеты, объединения) Организации (предприятия) УЦ, УКК, отделения подготовки кадров на производстве Облисполкомы Союзы предпринимателей Республиканский межведомственный совет и координационные комиссии областей и г. Минска по вопросам профессиональной подготовки и трудоустройства молодежи Министерство образования Управления образования областей и г. Минска УМЦ ПО областей и г.Минска Учреждения образования ПТО и ССО НИО, РИВШ, АПО ГИАЦ Минобразования Государственные институты развития образования областей и г.Минска Республиканский институт инновационных технологий при БНТУ Республиканский центр физического воспитания и спорта Советы директоров УО ПТО и ССО Республиканские учебно- методические объединения Министерство образования Управления образования областей и г. Минска УМЦ ПО областей и г.Минска Учреждения образования ПТО и ССО НИО, РИВШ, АПО ГИАЦ Минобразования Государственные институты развития образования областей и г.Минска Республиканский институт инновационных технологий при БНТУ Республиканский центр физического воспитания и спорта Советы директоров УО ПТО и ССО Республиканские учебно- методические объединения РИПО
4 Проблемы профессионального образования в условиях глобальных вызовов поиск эффективных механизмов взаимодействия рынка труда и профессионального образования; обеспечение качества формируемых компетенций; профессиональное образование для устойчивого развития.
5 Ключевые понятия интеграционных процессов ПРОЗРАЧНОСТЬ (профессиональных квалификаций и компетенций) – доступная и понятная информация, необходимая для определения и сравнения ценности квалификаций на отраслевом, региональном, национальном и международном уровнях ПРИЗНАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ – подтверждение того, что набор квалификаций и компетенций обладает показателями, которые, по меньшей мере, эквивалентны требованиям, предъявляемым сертификационными органами Интеграционная система профессионального образования стран СНГ должна быть ориентирована на формирование компетенций, а не освоение образовательных программ
6 Задачи, возложенные на социальных партнеров Консульти- рование предприятий и обучаемых Мониторинг проводимого обучения Разработка регулирующих и нормативно- правовых актов Сертификация промежуточного и итогового экзаменов Критический анализ материальной базы, преподавателей, обучаемых
7 Стратегия развития профессионального образования 1.Разработка механизмов формирования и функционирования образовательного пространства стран СНГ 2. Определение общих подходов и принципов построения национальных систем квалификаций 3. Определение национальной специализации на рынке образовательных услуг стран СНГ
8 1. Разработка механизмов формирования и функционирования образовательного пространства стран СНГ Для этого необходимо создать: систему информационного обеспечения формирования образовательного пространства. правовую базу, регулирующую вопросы развития интеграционных процессов в сфере профессионального образования. межгосударственный фонд нормативных актов, регулирующих сферу образования и рынок труда. подготовить и издать согласованный словарь терминов и определений системы профессионального образования. Для этого необходимо создать: систему информационного обеспечения формирования образовательного пространства. правовую базу, регулирующую вопросы развития интеграционных процессов в сфере профессионального образования. межгосударственный фонд нормативных актов, регулирующих сферу образования и рынок труда. подготовить и издать согласованный словарь терминов и определений системы профессионального образования.
9 2. Определение общих подходов и принципов построения национальных систем квалификаций выработать методологию и структуру рамочных профессиональных стандартов. Институализировать на законодательном уровне формирование заказа на подготовку кадров системе профессионального образования и сертификацию полученных квалификаций, механизмы признания квалификаций. Подготовить предложения по созданию системы квалификационных центров и выработке единых для всех стран СНГ требований к квалификационным экзаменам. Разработать предложения о механизме применения стандартов разных уровней образования, принятых в одном из государств СНГ, в деятельности образовательных учреждений других государств-участников СНГ. Определить профессии и специальности, требующие профессионального образования или подготовки.
10 3. Определение национальной специализации на рынке образовательных услуг стран СНГ Организовать работу по координации ресурсного обеспечения отдельных образовательных программ профессионального образования между странами СНГ. Подготовить предложения по созданию сетевых колледжей по подготовки рабочих для высокотехнологичных отраслей в странах СНГ. Концентрировать материальные, технические, финансовые, кадровые, информационные и трудовые ресурсы в учреждениях образования, обеспечивающих конкурентоспособность национальной системы образования. Обеспечить опережающий рост заработной платы профессорско- преподавательскому составу, инженерно-педагогическим работникам этих учреждений образования по отношению к средней заработной плате в отрасли. Обеспечить прогнозирование новых профессий и квалификаций на рынке труда с целью обеспечения опережающего профессионального образования.
11 Сетевая модель взаимодействия учреждений профессионального образования Машиностроение Нанотехнологии Информационный банк Повышение квалификации Образовательные программы Индивидуальные образовательные запросы Профессиональная переподготовка Предложения ресурсных центров Запросы стран СНГ Строительство
13 Республиканский институт профессионального образования Е-mail: Факс : Тел Базовая организация государств – участников Содружества Независимых Государств по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров в системе профессионального образования
В 1983 году, став самым молодым директором ПТУ в СССР, Аркадий Шкляр рискнул провести в Минском профтехучилище N 158 уникальный эксперимент, внедрив там систему непрерывного образования по схеме «ПТУ – техникум – вуз». Впоследствии под его руководством новинка приобрела республиканский масштаб. Да и государства ближнего зарубежья перенимают ценный опыт нашей страны, не просто сохранившей профессионально–техническое и среднее специальное образование, но и значительно усовершенствовавшей учебный процесс.
Студенты из Вьетнама в шутку называли Шкляра «наш большой учитель». Познакомившись с Аркадием Хонуновичем, не могу с ними не согласиться. Этот фактурный человек действительно нигде не сможет остаться незамеченным, впрочем, как и его оригинальные идеи.
Сегодня доктор педагогических наук, профессор, академик Российской академии образования Аркадий Шкляр отвечает на наши вопросы.
1. Как бы вы сами представили себя читателям?
– Ректор Республиканского института профессионального образования, – должность, которой я очень дорожу и горжусь.
2. А в детстве вы кем мечтали стать?
– Как и многие послевоенные мальчишки, мечтал о военной карьере. Я родился и вырос в Минске. В первом классе со мной учились 14–летние ребята, у которых школьные годы украла война. Мы ощущали себя по сравнению с ними пацанятами, но попасть в их компанию, безусловно, считали за честь.
3. Как вы думаете, что досталось вашему поколению в наследство из того послевоенного детства?
– Любовь к спорту. Причем, когда мы делали себе спортивные площадки из подручных средств, мастерили теннисные столы во дворах, мы не считали, что занимаемся спортом. Это было неотъемлемой частью жизни. Что за зима без коньков или двор без собственной футбольной команды!
– А кем были вы в дворовой команде?
– Последним защитником. Называли меня «стопером». В этом же амплуа через несколько лет я играл в республиканской команде по футболу.
4. В каких человеческих слабостях вы не можете себе отказать?
– Очень люблю вкусно поесть. Когда приезжаю в другую страну, обязательно пробую национальные блюда.
5. И какая же кухня вам больше нравится?
– Белорусская деревенская. Лучше наших соленых огурчиков и квашеной капусты ничего нет!
6. Чьим мнением дорожите больше всего в своей работе?
– В свое время я многому научился у Аркадия Филипповича Путькова. В начале 1980–х он был директором ПТУ N 31, где я работал мастером. Как руководитель он отличался перспективным мышлением настоящего менеджера. К сожалению, Аркадия Филипповича уже нет, но я до сих пор считаю его для себя примером. В научной деятельности для меня особенно ценно мнение академика Российской академии образования, директора Научно–исследовательского института РАО Антонины Павловны Беляевой, к чьей научной школе я принадлежу.
7. Думаю, всем будет интересно узнать, что общего у оперной певицы Елены Сало и футбольной команды МТЗ–РИПО?
– И известная сейчас артистка, и не менее известный клуб начинали свою деятельность в РИПО. Наш институт занимается не только научно–методическими разработками. Десять лет у нас был ансамбль «Блiскавiца», в котором и начинала петь Елена Сало. Сейчас мы помогаем Театру песни и спорта Альберта Скорохода. Кстати, когда группе «Новый Иерусалим» негде было работать, мы предоставили им помещения и создали звуковую студию.
В 1980–е годы, когда я возглавлял высшее профессиональное училище N 1 (ныне профессионально–технический колледж РИПО. – Авт.), наша команда стала чемпионом по футболу среди команд ПТУ в СССР. В РИПО, как только появилась возможность, за счет внебюджетной деятельности мы создали свою футбольную команду, которая начала выступать во 2–й лиге. Потом к нам присоединился МТЗ и образовалась команда МТЗ–РИПО. Она сумела пройти в высшую лигу, и мы стали искать спонсоров, так как содержать профессиональную команду – удовольствие не из дешевых. Сейчас хозяином клуба является литовский бизнесмен Владимир Романов. Но мы продолжаем сотрудничать с клубом, при нем занимаются 300 ребят, в том числе из нашего колледжа.
8. На что не жаль потратить миллион?
9. Начнем по порядку. Что для вас отдых?
– Когда мой мозг потихоньку освобождается от повседневной работы. Бывает такое за рулем. Водить машину – мое любимое занятие! Есть, конечно, у меня водитель, работающий со мной уже 25 лет, – Сергей Георгиевич Ященя. Когда–то я сам преподавал ему автодело. Но за десятилетия совместной работы и мне пришлось у него кое–чему научиться.
10. А как грамотно вложить деньги в знания?
– Расскажу, как я наблюдал этот процесс в Китае. Впервые я попал в Поднебесную в составе правительственной делегации в 1992 году. Было это зимой, мы ездили по учебным заведениям и наблюдали такую картину: в очень скромных классах ребята в тужурках и перчатках. работали на приличных компьютерах. В 2001 году я снова оказался в Китае и, конечно, не мог не навестить старых знакомых. Меня просто поразило эстетическое оформление учебных аудиторий и высококлассное оборудование. Но заметьте, первое, во что они вложили деньги, – не шторы с обоями, а компьютеры.
11. Интеллигентность. Что это такое в вашем понимании?
– Неотъемлемая составляющая профессионализма. Первоклассный специалист, по моему глубокому убеждению, не просто хороший работник, но и человек культурный, всесторонне образованный, умеющий жить в обществе и с обществом.
12. Что вам легче, подняться в 6 утра или лечь спать в 4?
– Если человек ложится в 4 и встает в 6 – значит, так надо. Когда ты являешься руководителем 25 лет, это «надо» доминирует над всем, и для меня нет проблем ни с тем ни с другим.
13. Всегда ли вы говорите все, что думаете?
– К сожалению, нет. Бывают ситуации, когда что–то важное зависит не столько от тебя, сколько от других, и тогда в ущерб своим интересам приходится говорить этим людям то, что они хотят услышать. Оправданием в таком случае является достижение поставленной цели. Образно говоря, не каждую стену нужно пробивать лбом, порой ее можно обойти и таким образом получить то, что находится за этой стеной.
– Да вы философ, Аркадий Хонунович!
– Да, кое–что с годами оформляется в некую жизненную философию.
14. От кого вы устаете больше всего?
– Раньше уставал от зануд, а потом научился от них абстрагироваться.
15. Оказало ли влияние на ваш характер созвездие, под которым вы родились?
– Я Стрелец, но в гороскопы не верю.
16. А про Стрельцов говорят, что они всегда достигают поставленной цели.
– Если так, то это обо мне. Я умею ставить цель и не успокаиваюсь, пока ее не достигну. Когда я пришел из армии, сразу решил стать директором, причем тогда толком не определился, что бы мне хотелось возглавить. Вот такой вот юношеский максимализм. С тех пор я уверен, если хочешь чего–то достичь – ставь максимальные цели!
17. Как вы относитесь к оппонентам?
– По принципу презумпции невиновности. Никогда не доказываю, что я не виноват. Пусть мне доказывают, что я виноват.
18. Есть ли в жизни вечная любовь?
– Есть люди, с которыми тебе всегда хочется быть рядом.
19. Думаю, что путешествовать вы предпочитаете автомобилем?
– Путем сложных умозаключений.
– Люблю ехать в теплой машине, когда за окном дождь и ветер.
20. Кто ваш самый близкий друг?
– Моя жена Регина Казимировна. Она сочетает именно те качества, которые мне нравятся и которых, вместе взятых, нет больше ни у кого. Благодаря ей я совершенствуюсь и развиваюсь. Это мой тыл, без которого невозможно хорошо наступать и который обеспечил 98 процентов моих успехов.
21. Себе вы отвели очень скромный процент?
– Регина создала мне такие условия, что я не отвлекаюсь ни на что. Хоть она и сама хороший специалист и около 40 лет работала инженером–экономистом на одном месте.
22. Верите ли вы во внеземные цивилизации?
– Думаю, их не существует, но ошибиться было бы интересно. Время уже не раз демонстрировало нам: то, что сегодня необъяснимая фантастика, через 50 – 100 лет – самое обычное явление. Кто знает, может, наши внуки или правнуки, и правда, заведут себе межгалактические знакомства.
23. Чего нельзя прощать даже лучшим друзьям?
– Я все прощаю, но ничего не забываю. Делаю выводы. По моему жизненному наблюдению, друг познается не в беде, а в радости. Обратите внимание: у каждого есть очень мало людей, которые умеют искренне радоваться его успехам.
24. Что такое, по–вашему, лень, а что – душевный покой?
– Я страшно ленивый человек. Никогда не делаю то, что не хочу.
– Никогда не занимался вопросами быта.
– Понимаю, за что вы так преданы своей жене.
– А душевный покой для меня наступает, когда появляется возможность приобщиться к чему–то по–настоящему великому. Последний раз я пережил такое в храме Гроба Господня, затем у Стены плача в Иерусалиме. Еще мне посчастливилось быть в мечети Тамерлана, на Всемирной выставке Шагала в Швейцарии, в «Третьяковке», Эрмитаже, в нашем музее истории Великой Отечественной войны. На фоне таких общечеловеческих ценностей свои проблемы кажутся настолько мелкими и незначительными, что душа сразу успокаивается.
25. Будь вы главой нашего государства, что бы вы сделали в первую очередь?
– Во–первых, я бы продолжил ту политику, ориентированную на человека, которую ведет сейчас Президент. В советское время государственная политика тоже была ориентирована на человека, но сегодня она более предметная. В этом я убедился, когда недавно побывал в агрогородках Витебской и Минской областей. Раньше деньги вкладывали в фермы и сельскохозяйственное производство, а сегодня – в конкретных людей. Им строят дома, дают кредиты, создают все условия. Как сказал в недавнем интервью телеканалам Александр Лукашенко, мы должны «приспособить» наше государство к людям, чтобы мы сами же и почувствовали, что это государство работает на нас. Во–вторых, я бы расширил возможности для развития инвестиционного климата.
26. Кем бы вы стали, появись возможность начать все сначала?
– Думаю, что я снова стал бы руководителем.
27. То есть вы ничего не хотели бы изменить в своей судьбе?
– А разве можно? Мне кажется, что мы не вправе изменить то, что тебе предначертано свыше. Я прагматик, не умею мечтать и строить замки на песке, мне не снятся цветные сны, они вообще мне редко снятся. Недавно я вывел собственное правило жизни: не жалей о прошлом, не думай о будущем, благодари за настоящее.
28. Другими словами: все, что ни делается, все к лучшему?
– Да. Это мое любимое изречение.
29. Чего вам лично больше всего недостает сегодня?
– Всего хватает. Единственное, чего я прошу у Всевышнего, – здоровья себе и своим близким.
30. Когда вы последний раз хохотали от души?
– Есть у меня любимое создание – моя пятилетняя внучка Сашенька. И хоть ее родители и моя жена ругают меня за то, что я ее балую, но я не могу себе отказать в этом удовольствии. В последнее время она заставляет нас всех хохотать от души. Но юмор у современных детей порой бывает «черным», ничего не поделаешь. Недавно мы с женой взяли Сашу в магазин, где она присмотрела себе сумочку. Я уже приготовился ее купить, но бабушка в воспитательных целях объяснила внучке, что не нужно тратить деньги на сумочку, когда у тебя есть 10 таких же. Саша согласилась, но дома родителям тихонько сообщила: «Ну и звери же мои дедушка с бабушкой!»
31. Когда и при каких обстоятельствах вы познакомились с нашей газетой?
– Точной даты не скажу. Читал «Советскую Белоруссию» еще в школьные годы.
32. Помните ли вы свое детское прозвище?
– Я долго не выговаривал букву «р», и когда у меня спрашивали, как меня зовут, вместо «Аркаша» получалось нечто похожее на «гага». Гагой меня звали родные и друзья.
33. Не рискнете предсказать, какие перемены ожидают нашу страну через год?
– Мне бы очень хотелось, чтобы сохранилась нынешняя стабильность. Революционные преобразования никогда не давали возможность созидательному развитию.
34. Бывало ли такое, что вы чувствовали – вам надоела ваша работа?
– Нет. До сих пор я получал удовольствие от того, что делаю. Я же говорил, что всегда мечтал быть руководителем. Правда, идя к этой цели, я успел стать еще профессором и доктором наук.
35. Какие книги, по–вашему, надо прочесть всем?
– Библию, Коран, Тору – в зависимости от конфессии.
36. Если бы у вас была возможность, с кем из самых интересных личностей нашего времени вы хотели бы пообщаться?
– Я считаю, что мне очень повезло, потому что я уже общался со многими интересными личностями: с Шостаковичем, Товстоноговым, Высоцким, Эдуардом Стрельцовым, Розенбаумом.
37. Самый счастливый день в вашей жизни?
– Надеюсь, этот, когда я даю интервью вашей газете.
38. Есть ли у вас любимое занятие, помимо основного рода деятельности?
– А как же, смотреть матчи МТЗ–РИПО!
39. Что вы чувствуете в обществе молодых людей?
– Имея счастье бывать в этом обществе почти ежедневно, считаю его самым приятным для себя. Пока я смогу находить с молодежью общий язык, буду думать, что я не старею. Я принимаю как личное оскорбление утверждение о том, что нынешняя молодежь хуже прежних поколений.
40. Как часто и по какому поводу вы бываете недовольны собой?
– Я вполне доволен собой. Если у меня что–то не получается с первого раза, я попробую второй, третий, но я это сделаю. Считаю лишним отвлекаться на самокритику.
41. Как вы относитесь к современной эстраде?
– Вспоминаю, как в конце 1960–х в Минск приехал первый рок–ансамбль – «Червоны гитары» из Польши. Билеты, естественно, не продавались, а распределялись. Мы их перекупали через десятые руки! А через пару лет мне довелось оказаться на дискотеке в Риге. Я был поражен: там танцевали твист и чарльстон, играла музыка «Битлз» и «Роллинг Стоунз». Мне кажется, та эстрада переживет нынешнюю попсу, которая тоже имеет право на жизнь, потому что она кому–то нравится. Но однажды музыку снова начнут писать не на слова, как сейчас, а на стихи, как раньше.
42. Ваше любимое блюдо?
– Жареная картошка с луком, приготовленная женой.
– МТЗ–РИПО и сборная Бразилии.
– Мне нравится информация разносторонняя и объективная, которую я черпаю из множества газет.
– В детстве я любил музыку Исаака Дунаевского, в молодости – его сына. Теперь мне нравится легкая музыка Раймонда Паулса и Игоря Крутого. Это очень зависит от состояния души. Недавно в Германии я слушал оперу Пуччини «Чио–Чио–сан» и был совершенно потрясен.
– Утреннего моря. Когда бываю на побережье, специально встаю часиков в 6, чтобы надышаться.
– Сам я предпочитаю спокойные тона, но люблю, когда женщины одеваются ярко.
– Однажды на Всемирной выставке цветов в Германии я попал в розарий, где было более 1.000 видов роз. До сих пор не могу этого забыть.
– Без галстука. Вообще, думаю, к галстукам у мужчин есть претензии. Они и в салат попадают, и накапать на них можно. То ли дело бабочка! Предлагаю отказаться от галстуков в пользу бабочек.
– Новый год и 9 Мая. Мой отец начинал войну партизаном, затем работал на оборонных предприятиях. У меня к Дню Победы очень трепетное отношение.
43. Можете назвать то место на земле, которое вам всего милее?
– Моя Беларусь. Где бы я ни был, обожаю возвращаться. Вот недавно еду из Украины и замечаю, что у нас даже снег не такой.
44. Часто ли вам приходится одалживать у кого–то деньги?
– Деньги я одалживал один раз в жизни, когда в 1974 году покупал первую машину – «Москвич–412». После армии я получил подъемные, кое–что скопил, но все равно не хватало, и мы с женой одолжили крупную сумму. Машина, как сейчас помню, стоила 5.165 рублей.
45. Каково ваше отношение к конкурсам красоты?
– Могу назвать себя поклонником этих церемоний. Я так доволен, что наша Катя стала супермоделью! Хотя это и не было никогда секретом: самые красивые – славянские женщины. И самые находчивые!
– Это что–то из личного опыта?
– Был в моей молодости такой поучительный случай. Назначила мне девушка свидание на углу двух улиц. Я прошел эти улицы вдоль и поперек, а они оказались параллельными.
46. Как вы заботитесь о собственном здоровье?
– Каждое утро плаваю в бассейне. Это, кстати, не только к здоровью, но и к хорошему настроению на весь день. А еще каждую неделю парюсь в баньке, вот только не знаю, это к здоровью или нет?!
47. Вы часто пишете письма?
– Рабочие связи по электронной почте я перепиской не считаю. А настоящее письмо последний раз я писал своей будущей жене из Якутии, куда уехал зарабатывать деньги на нашу свадьбу. Так как с лирикой у меня не очень, а мне хотелось показаться ей романтичным молодым человеком, то лирические отступления я попросил написать друга.
– Прожив со мной 33 года, она до сих пор удивляется, откуда же взялся тот порыв.
48. Верите ли вы в лучшее будущее наших детей?
– Сейчас им предоставлена уникальная возможность заложить фундамент для своего будущего. Важно только не упустить момент.
49. Что вы считаете своим главным достижением в жизни?
– То, что всем могу прямо смотреть в глаза, мне не нужно их прятать.
50. Вопрос, который вы хотели бы задать себе сами.
– Сыграет ли МТЗ–РИПО с «Баварией»?
– Приложим все усилия.
– А с вашей любимой бразильской командой?
— Вот обыграем «Баварию» и поставим себе новую цель!