А люди все роптали и роптали что хотел сказать высоцкий
А люди все роптали и роптали что хотел сказать высоцкий
А люди всё роптали и роптали,
А люди справедливости хотят:
— Мы в очереди первыми стояли,
А те, кто сзади нас, — уже едят.
Им объяснили, чтобы не ругаться:
— Мы просим вас, уйдите, дорогие!
Те, кто едят, ведь это — иностранцы,
А вы, прошу прощенья, кто такие?
Но люди все роптали и роптали,
Но люди справедливости хотят:
— Мы в очереди первыми стояли,
А те, кто сзади нас, — уже едят.
Но снова объяснил администратор:
— Я вас прошу, уйдите, дорогие!
Те, кто едят, ведь это — делегаты,
А вы, прошу прощенья, кто такие?
2 комментария
Я слышал, на Савёловском вокзале
У ресторана люди говорят:
– Позвать сюда кто главный в этом зале!
Мы в очереди первые стояли,
А те, кто сзади нас, уже едят.
Но просто объяснил администратор:
– Есть рестораны в городе другие.
Сегодня кормим только делегатов,
А вы, прошу прощенья, кто такие?
Голодные и жаждущие знали,
Что в ресторанах кормят и поя́т,
Кричали, умоляли и роптали:
– Мы в очереди первые стояли
А те, кто сзади нас, уже едят.
Похожие цитаты
СПРАВЕДЛИВОСТЬ
Если бы у каждого было по четыре яблока,
если бы каждый был силён как бык,
если бы все были одинаково беззащитны в любви,
если бы у каждого было то, что есть у другого,
никто никому не был бы нужен.
Спасибо Тебе за то что Твоя справедливость в неравенстве,
то что есть у меня и то чего нет,
… показать весь текст …
И нас хотя расстрелы не косили,
Но жили мы поднять не смея глаз, —
Мы тоже дети страшных лет России,
Безвременье вливало водку в нас.
Все научились маски надевать,
Чтоб не разбить свое лицо о камни
История одной песни. «А люди всё роптали и роптали…»
Куйбышев, клуб им. Дзержинского, 24 мая 1967 года. Фото Григория Гутмана
Сегодня мы вспомним песню Владимира Высоцкого с парадоксальной, в некотором смысле, судьбой.
Известно всего 16 фонограмм этой песни, хотя написана она была осенью 1966 года. При этом публично Владимир Семёнович пел ее всего дважды – остальные пленки записаны в дружеских компаниях. Поэтому не стоит удивляться, если иной раз складывается впечатление, что во время записи и автор, и гости уже, скажем так, выпили. А одну фонограмму мы вообще не можем дать вам послушать, потому что Высоцкий употребляет «неэфирные» слова. Хотя, откровенно говоря, там они очень к месту.
Ленинград, 1966 год. Фото Михаила Смирина
Это самая первая из известных фонограмм песни «Мы в очереди первые стояли», или по первой строке «А люди всё роптали и роптали…»: слушать
Только на этой пленке, как вы сами слышали, Высоцкий поет «кричали и роптали», что влияет и на смысл песни. Одно дело роптать, а кричать – уже совсем иное.
Но есть у Владимира Семёновича и другой оттенок.
Однако прежде, чем мы вспомним следующую запись, заметим, что прослушанные только что куплеты были записаны, по разным оценкам, в октябре или ноябре 1966 года в гостях у Юрия Манина. Юрий Иванович был известнейшим математиком, лауреатом Ленинской премии и поклонником Высоцкого.
Аркадий Стругацкий
Между прочим, в гостях у Манина Высоцкий познакомился с Аркадием Стругацким, в честь которого они с Людмилой Абрамовой ранее даже назвали первого сына Аркадием.
Аркадий и Никита Высоцкие
Ну а теперь еще один вариант ключевой строки песни.
Фрагмент записи, сделанной в Московском Управлении водопроводно-канализационного хозяйства, 15 февраля 1970 года: слушать
Второе и последние публичное исполнение этой песни.
Москва, завод «Калибр», 13 января 1970 года. Фото Валерия Смирнова
Здесь люди, стоящие у закрытых дверей ресторана, «молчали и молчали».
То есть не «роптали» и не «кричали». Как все-таки можно изменить оттенок и настроение, поменяв всего одно слово. Впрочем, во втором куплете в этом варианте люди все-таки «закричат».
Как и на пленке, записанной 24 мая 1967 года в Куйбышеве, в гостях у Артура Щербака: слушать
Слева направо: cтоят — М.Щербаков, Анатолий Герасимов, Борис Чернышов, Артур Щербак, Всеволод Ханчин и Исай Фишгойт; сидят — В. Афанасьев, Владимир Высоцкий и Н.Павлов.
Куйбышев, Дворец спорта, 29 ноября 1967 года. Фото Геннадия Внукова
Существует две версии, каким образом появилась эта песня.
Обе версии рассказаны Людмилами. Вторая супруга Высоцкого Людмила Абрамова вспоминала, что летом 1966 года во время гастролей Театра на Таганке в Грузии московских артистов покорило гостеприимство в Тбилиси и, на контрасте с ним, неприятно поразил прием в Сухуми.
Тбилиси, в редакции газеты «Заря Востока», июль 1966 года. Фото Михаила Квирикашвили
Высоцкий с друзьями стояли у закрытой двери ресторана и видели внутри накрытые столы, а им объясняли, что войти внутрь нельзя, потому что ожидается прибытие какой-то важной делегации.
А Людмила Гурченко в своей книге «Больше такого нет» вспоминала вот такой случай:
«В то лето 1966 года Володя Высоцкий, Сева Абдулов и я с дочкой Машей оказались однажды в очереди ресторана «Узбекистан». Стояли мы бесконечно. Перед нами всё проходили и проходили какие-то люди в чёрных костюмах. Это было время, когда после «Карнавальной ночи» меня уже на улицах не узнавали, а Володю ещё не знали в лицо. Фильмы, фотографии его были впереди. Он вёл себя спокойно. Я же нервничала, дёргалась: «Ужас, а? Хамство! Правда, Володя? Мы стоим, а они уже, смотри! Вот интересно, кто они?» Через несколько дней Володя мне спел: «А люди всё роптали и роптали».
Людмила Гурченко с дочерью Машей
Вполне возможно, что были просто две похожие истории за короткое время и в сумме они переполнили чашу творческого терпения Владимира Семёновича и родились эти строки.
Москва, ресторан «Узбекистан» на Неглинной улице, 1965 год. Фото М.Трахмана
Фрагмент записи, сделанной у Олега Халимонова: слушать
Последняя известная фонограмма этой песни, которую датируют декабрем 1972 года.
И насколько любопытными были варианты начала песни, настолько же интересными были и финалы. Эта песня – классический вариант «игровой» песни Высоцкого. При исполнении автор успевал вставлять в припев ропот в разных вариантах. Здесь герой возмущается: «Сколько уже лет – одно и то же, всю дорогу!».
Но это еще не самый зажигательный вариант.
Был, например и такой, как во время записи, сделанной в 11-й медсанчасти в Москве 10 мая 1970 года: слушать
50 лет советской власти – это, как вы понимаете, имеется в виду юбилей революции, с размахом отмечавшийся в 1967 году.
А конкретно во время этого исполнения Высоцкий вспомнил еще и 100 лет со дня рождения Ленина, которые грандиозно отметили буквально за пару недель до этой записи.
С таким финалом песни в то время можно было действительно выступать только в кругу друзей и знакомых.
Которые были у Высоцкого и в этом медучреждении.
Но есть еще одна любопытная пленка.
В самом исполнении – никаких откровений или загадок, но непосредственно запись до сих пор вызывает споры. Внимательно послушайте начало: слушать
Обратили внимание на разницу в качестве звучания?
Как будто фонограмма склеена. И в то же время очевидно, что это одна и та же запись. Сделал ее в 1972 году Константин Мустафиди. Так вот одни исследователи творчества Высоцкого считают, что это автомонтаж, а другие полагают, что начальные строки – остатки исходника, впоследствии затертого при перезаписи. Так или иначе, вышел любопытный казус для знатоков.
Константин Мустафиди, 1980 год. Фото Дмитрия Чижкова
После 1972 года Владимир Высоцкий песню про людей, которые «роптали и роптали», больше не исполнял.
Трудно сказать однозначно, по каким причинам. Но сохранился его своеобразный комментарий. Единственный раз, кстати, когда Высоцкий сам не просто спел, но и что-то сказал об этой песне. Домашняя запись сделана у Михаила Львовского в мае-июне 1975 года.
Михаил Львовский
После исполнения песни «Тот, который не стрелял» у Высоцкого случился такой диалог.
Качество звука не очень хорошее, но прислушайтесь: слушать
То есть, Высоцкий говорит, что песня ему не нравится и называет ее «однодневкой».
И вообще, он её уже элементарно не помнит.
Тем не менее, в 1978-79 годах он предложил этот текст для самиздатовского литературного альманаха «Метрополь».
В машинописи из архива поэта для этого издания песня озаглавлена «Очередь».
В экземпляре «Метрополя», принадлежавшем Евгению Попову и находившемуся долгое время в правлении Союза писателей СССР, текст песни выделен и помечен руководителем московской организации Союза писателей СССР Феликсом Кузнецовым «галочкой» как вызывающий.
Евгений Попов
Ну а мы теперь послушаем с вами всю песню целиком.
Эта пленка была записана 2 марта 1970 года в гостях у Ии Саввиной, отмечавшей свой день рождения с друзьями, в числе которых был и Владимир Высоцкий.
Ия Саввина
Качество записи не самое лучшее даже из тех фонограмм, что сохранились.
Зато атмосфера и артистизм подачи – исключительные.
«А люди всё роптали и роптали…»: слушать
Фраза, что «мы первыми стояли, а те, кто после нас, уже едят» стала крылатой.
Потому что прекрасно отражала реалии той эпохи. Когда в бесклассовом советском обществе, где все вроде бы были равны, находились те, кто равнее других.
Москва глазами Жака Дюпакье, 1964 год
Без очереди обслуживали не только героев войны, труда или инвалидов.
Но и делегатов, депутатов и иностранцев. К которым что тогда, что теперь, относились, с одной стороны, с большим подозрением, а с другой стороны – всегда стремились пустить им пыль в глаза и создать самые лучше условия, каких не имели сами советские граждане.
Лыткарино, ДК «Мир», 30 сентября 1970 года. Фото Ивана Чернова
А с позиций сегодняшнего дня вся ситуация вдруг заиграла неожиданными красками.
Когда отсутствие QR-кодов может стать непреодолимым препятствием на пути в заведение общепита.
Я благодарю за помощь в подготовке этой программы Юрия Гурова, Андрея Скобелева, Владимира Чейгина и наших друзей из Творческого объединения «Ракурс» Игоря Рахманова, Александра Ковановского, Александра Петракова, Олега Васина, Сергея Алексеева, Валерия и Владимира Басиных.
Слушайте в следующей программе: слушать
При подготовке программы использованы:
– фонограммы из архивов Александра Петракова, Валерия и Владимира Басиных;
– фотографии из архивов Сергея Алексеева, Олега Васина, Игоря Данилова, Александра Петракова и Творческого объединения «Ракурс»;
– Людмила Гурченко. Больше такого нет // «Я, конечно, вернусь…» М., 1988, с. 98-99.
Я слышал, на Савёловском вокзале
У ресторана люди говорят:
– Позвать сюда кто главный в этом зале!
Мы в очереди первые стояли,
А те, кто сзади нас, уже едят.
Но просто объяснил администратор:
– Есть рестораны в городе другие.
Сегодня кормим только делегатов,
А вы, прошу прощенья, кто такие?
Голодные и жаждущие знали,
Что в ресторанах кормят и поя́т,
Кричали, умоляли и роптали:
— Мы в очереди первые стояли
А те, кто сзади нас, уже едят.
И им завзалом, чтобы не ругаться,
Сказал: – Прошу без шума, дорогие.
Те, кто едят, ведь это иностранцы,
А вы, прошу прощенья, кто такие?
Москва, на квартире Ларисы Лужиной, осень 1968 года. Фото Валерия Кузина
«А люди всё кричали и роптали…»: слушать (Москва, у Юрия Манина, 10 ноября 1966 года)
«А люди всё роптали и роптали…»: слушать (Куйбышев, у Артура Щербака, 25 мая 1967 года)
«А люди всё молчали и молчали…»: слушать (Москва, УВКХ, 15 февраля 1970 года)
«А люди всё роптали и роптали…»: слушать (Москва, 11-я медсанчасть, 10 мая 1970 года)
Ереван, апрель 1970 года
Друзья! У нас снова хорошие производственные новости о нашем проекте!
Канада, Morin Heights, Le Studio, июль 1976 года.
Фото Эль Брэндис (Yaёl Brandeis Perry)
© Издательство «Либрика»
Вы, конечно, не забыли, но мы всё-таки ещё раз напомним, что мультимедийная часть издания «Один Высоцкий. Том второй» состоит из двух флешек. Одна из них – с полным звуком всех глав программы «Один Высоцкий» со 101-й по 200-ю. Причём в ряде случаев главы были переработаны и дополнены для издания не только в текстовом, но и в звуковом варианте.
В прошлый раз мы уже сообщили вам, что тираж «домика», где будут эти флешки «обитать», полностью отпечатан. Сегодня мы докладываем, что полностью записаны и все флешки со звуком ста глав!
Что касается книжной части проекта, то сейчас заканчивается вёрстка буквально уже самых последних глав.
Макет вёрстки издания «Один Высоцкий. Том второй»
В ближайшее время мы сообщим вам и о том, что эту, главную часть подготовительной работы мы, наконец, завершили.
Макет вёрстки издания «Один Высоцкий. Том второй»
Спасибо ещё раз за поддержку и за терпение!
Антон Орехъ и Творческое объединение «Ракурс»
В интернет-магазине «Планета.ру» вы можете приобрести:
А люди все роптали и роптали что хотел сказать высоцкий
Жене и дочери посвящаю
Владимир Семенович Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве. Его родители – Нина Максимовна Серегина и Семен Владимирович Высоцкий – познакомились в 36-м, за два года до рождения Володи. Какое-то время жили в Новосибирске, а незадолго до появления на свет сына переехали в Москву, в коммунальную квартиру на Первой Мещанской, дом 126.
Где-то в полтора года у Володи сильно заболело горло. Сводили мальчика к врачу, и тот обнаружил увеличение миндалин. Их потом пришлось вырезать. Операция в общем-то легкая, но у Высоцкого она прошла тяжело – миндалины были такие большие, что даже стесняли ему язык. Но операцию он перенес хорошо.
Вспоминает Н. Высоцкая: «Володя был покладистым ребенком, без особых капризов. Я с работы звонила узнать, как идут дела, он сам подходил к телефону. Я спрашиваю:
– А тетя Надежда что делает?
– Она ничего не делает, только говорит: «Ой-ой-ой!» (У нее было воспаление среднего уха, и она очень страдала)…
Игрушек у Володи было хоть и немного, зато они были очень хорошие. Двести с лишним штук больших кубиков деревянных с картинками. Он строил из них замки, потом были машинки, а гаражом была тумбочка – он «р» не выговаривал и произносил «га-аж». Потом подарили ему лошадку – теперь уже таких не делают. Она была покрыта шкуркой настоящей, со стеклянными глазами и на очень больших колесах, даже взрослые на ней катались. Володя сам мыл ее, кормил понарошку.
К двум годам он уже говорил хорошо. И большие стихи знал. «Почемучку», «Детки в клетке» Маршака. Стихи он любил читать, стоя на табуретке. Он отбрасывал волосы назад, как настоящий поэт, и читал: «Климу Ворошилову письмо я написал…» И он обязательно должен был встать на что-то высокое…»
Когда началась война, Семен Владимирович ушел на фронт, а Нина Максимовна и Володя эвакуировались из Москвы на Урал, в село Воронцовка Бузулукского района Чкаловской (ныне Оренбургской) области. По словам Н. Высоцкой: «Я приняла решение поехать в Казань… Но пришлось ехать не в Казань, а на Урал, в город Бузулук, вместе с детским садом парфюмерной фабрики „Свобода“, в котором некоторое время воспитывался Володя… Володя с обидой говорил: „Ты все обещала: в Казанию, в Казанию, а сами едем в какой-то Музулук!“ Город Бузулук расположен между Куйбышевом и Оренбургом. В 15–18 километрах от Бузулука, в селе Воронцовка, находился спиртзавод № 2 имени Чапаева. В этом селе все мы и разместились: московский детский сад, дети школьного возраста и родители… Жили мы в крестьянских семьях. У меня были прекрасные хозяева: Крашенинниковы – мать, дочь и девочка Тая…»
Между тем Семен Владимирович на фронте встретил другую женщину – Евгению Лихолатову. И когда в июле 43-го жена и сын приехали обратно в Москву, на Первую Мещанскую, он пожил с ними всего ничего и ушел к Лихолатовой, на Большой Каретный. Вскоре Нина Максимовна тоже вышла замуж – за Григория Бантоша. Но маленький Володя чуть ли не с первых дней не принял отчима. По этому поводу вторая жена Высоцкого Людмила Абрамова позднее скажет: «Володя про Жору рассказывал. Со злостью и хохотом. Рассказывал как про преодоленное. Терпеть он его, конечно, не мог. Но опять же как рассказывал? Как Жора Бантош боялся Гисю Моисеевну (соседка Высоцких по Первой Мещанской. – Ф. Р.). Как весь дом содрогался при виде Жоры Бантоша, а Гися Моисеевна, бросив котлету, которую она в этот момент валяла в сухарях, – бежала, кричала на него, махала кулаками, тряпками, – приходила обратно, поднимала котлету и продолжала дальше ее валять. То есть не без смеха рассказывал. Я от него никогда не слышала, что «вот, бедная мама…»
Надо сказать, что отчим оставит в душе юного Володи Высоцкого непроходящую зарубку на всю жизнь. Из-за него родной дом для юного Высоцкого станет местом, куда он меньше всего будет хотеть вернуться. А истинным домом для него станет двор, сначала на Первой Мещанской, а позднее и на Большом Каретном. Не имея практически никаких точек соприкосновения со своим отчимом, предоставленный самому себе (мама с утра до вечера работала), маленький Володя целыми днями пропадал во дворе, где взрослые пили, резались в карты, стучали в домино, пели блатные песни и не стеснялись выражать свои чувства крепкой бранью.
В конце 1946 года отец Володи Семен Владимирович, будучи офицером Советской Армии, получил назначение в Германию и перед отъездом заехал к своей бывшей жене и восьмилетнему сыну. Зная, в каких условиях они живут (у Нины Максимовны была мизерная зарплата, и они с трудом сводили концы с концами), Семен Владимирович предложил ей на время отпустить с ним в Германию Володю (в город Эберсвальде-Финов). Нина Максимовна согласилась. Отъезд состоялся 2 января 1947 г. Так Володя Высоцкий оказался в далекой и чужой для него стране, в городе Эберсвальде. К сожалению, и это трехлетнее пребывание в Германии не принесло ему настоящей радости. И хотя отношение к нему отца и Евгении Степановны (Володя называл ее «мама Женя») было самым благожелательным, несмотря на то, что впервые в своей жизни Володя получил настоящий велосипед и обучился игре на рояле, однако жизнь в закрытом военном городке для энергичного московского мальчишки была скучна и однообразна. Позднее он расскажет об этом Марине Влади, и та напишет в своей книге воспоминаний следующее:
«Ты в Германии, в маленьком городке, где стоит гарнизон советских оккупационных войск. Тебе 7 лет… В своем замкнутом кругу десяток офицерских семей живет под перекрестным наблюдением. От них несет лицемерием и водкой… Все, что разрешалось бы русскому мальчику в твоей стране, тебе совсем или почти совсем запрещено. Ты не можешь сам себе выбирать товарищей для игр – только приятелей из твоей касты, равных тебе по привилегиям. Никаких прогулок в одиночку, контролируется каждый твой шаг, тебя ежеминутно проверяют, опасаясь покушения или детских шалостей, которые всегда плохо кончаются…»
В августе 1949 года служба Семена Владимировича в Германии закончилась, и он с семьей вернулся на родину. Учиться Володя Высоцкий был определен в 5-й класс 186-й мужской средней школы. Но первый учебный день запомнился ему не самым лучшим образом. Высоцкий пришел в школу в новенькой оранжевой курточке, которая на фоне серых и небогатых одежонок его новых одноклассников смотрелась как нечто экзотическое. За это новичку приклеили прозвище Американец. Но чуть позже отношения с одноклассниками у Высоцкого наладились. Самым близким другом для него стал Володя Акимов.
Однако во дворе Высоцкий предпочитал дружить не со своими сверстниками, а с ребятами постарше. Один из таких его друзей – Анатолий Утевский – вспоминает:
«Разница в возрасте у нас была довольно солидная – четыре года. Но надо отметить, что ни тогда, ни впоследствии „возрастной ценз“ нашей дружбе не мешал. У Володи была удивительная тяга к взрослым и старшим по возрасту. В нашей компании он не был „шестеркой“, „мальчиком на подхвате“. С ним держались на равных, и он отвечал тем же… Володя в нашей компании имел прозвище Швани (Хвостик), поскольку всюду за нами бегал. Но это было не обидное прозвище, а скорее домашнее, ласкательное, как бывает в добрых семьях, где в шутку дают подобные прозвища. Я не помню, чтобы кто-то из нас мог обидеть Володю. Он же не допускал амикошонства, фамильярности и всегда держался с достоинством…
Скажу откровенно, я никогда не относился к Володе с благоговением. Для меня он всегда был тем Володькой, который звал меня Толяном и приходил в наш дом, когда ему заблагорассудится. Он мог позвонить в дверь и рано утром, и поздно вечером, и ночью. Молча усесться в углу комнаты или завалиться спать, тем паче что места в квартире было достаточно. Вспоминая то время, понимаю, он был одинок. Родители, бабушки, друзья, любимые женщины, работа – все это маленькие норки, в которые он на время прятался, а потом «вылезал» и стремительно мчался куда-то, словно хотел убежать от самого себя…
Владимир Высоцкий «А люди все роптали и роптали. «
Другие песни
Krolik.biz — музыкальный портал, который представляет собой огромную медиатеку, где можно слушать и качать музыку в формате mp3. На нашем ресурсе легко найти музыкальные произведения различных жанров и тематической направленности, включая драйвовый рок, изысканный джаз, мелодичное ретро, легкую классику и много чего другого! Все сборники и отдельные треки тщательно рассортированы по категориям, благодаря чему их поиск осуществляется максимально быстро. Отдельно в меню Вы сможете найти самые «горячие» музыкальные новинки и рейтинг топ-100 наиболее популярных композиций.
Поиск музыки
Чтобы найти и послушать или скачать музыку достаточно использовать поисковый фильтр. В этот фильтр можно ввести имя или псевдоним исполнителя, группы, а также название композиции, причем, как на русском, так и на английском языке.
Также можно использовать поиск музыки по жанру. Это не менее эффективный и удобный способ поиска необходимого музыкального материала.
Понравившиеся композиции можно добавить в плейлист, создав собственную музыкальную коллекцию.
Прослушивание музыки
На нашем ресурсе у Вас будет доступ к абсолютно любому музыкальному материалу всевозможных жанров и направлений. У нас можно слушать музыку онлайн бесплатно и без регистрации. Вам достаточно выбрать интересующую Вас песню и запустить ее через встроенный плеер.
В отличие от других ресурсов мы не ставим ограничения на прослушивание музыки и не предлагаем скачивать дополнительные программы на ПК. Также Вы не столкнетесь с необходимостью отправлять какие-либо смс или вводить многочисленные капчи.
Скачивание музыки
У нас Вы сможете скачать музыку бесплатно и без регистрации в неограниченном количестве — это может быть несколько треков любимого исполнителя.
Музыка на нашем портале представлена в формате mp3 — наиболее популярном и широко применимом для оценочного ознакомления формате хранения и передачи информации в цифровой форме. Данный формат поддерживается всеми ОС и современными моделями аудио- и DVD-плееров.
Согласно законодательству РФ весь музыкальный материал, представленный на этом ресурсе, предназначен только для персонального использования в ознакомительных целях. Права на упомянутые музыкальные файлы принадлежат их владельцам. После прослушивания загруженного аудиофайла Вы должны удалить его, либо же, приобрести лицензионный компакт-диск. В противном случае Вы нарушите закон об интеллектуальной собственности.