А м курбский что создал
КУРБСКИЙ Андрей Михайлович
Князь, русский и литовский военный и государственный деятель, писатель-публицист; боярин.
Из рода князей Курбских, ветви ярославских Рюриковичей. Впервые упомянут в источниках осенью 1547 среди участников свадебной церемонии младшего брата царя Ивана IV Васильевича, дмитровского кн. Юрия Васильевича. Был близок к правительству А. Ф. Адашева (единственный из современников позднее назвал его Избранной радой). В 1549–50 в чине стольника и в звании есаула участвовал в походе на Казань, находясь в составе свиты царя Ивана IV. 16.8.1550 послан воеводой в Пронск, в окт. 1550 зачислен в состав 1-й статьи «избранной тысячи» детей боярских, получив владения под Москвой. В 1552 участник похода на Казань, после его начала отправлен для снятия осады Тулы, преследовал отступавших крымских татар до р. Шиворонь, где участвовал в победоносной битве с ними и был ранен. В июле по царскому приказу выступил к Свияжску, в августе в составе рус. войска под общим командованием Ивана IV направился под Казань, при штурме которой 2.10.1552 прорвался в город через Елбугины ворота, затем преследовал за городом отступавших казанских татар, был тяжело ранен. Во время болезни царя Ивана IV Васильевича (март 1553) присягнул младенцу-наследнику – царевичу Дмитрию Ивановичу. В 1553 сопровождал Ивана IV на богомолье в Кирилло-Белозерский мон., присутствовал на беседе с Максимом Греком в Троице-Сергиевом мон., во время которой Максим Грек предостерегал царя от продолжения поездки и сделал пророчество о возможной гибели во время неё царевича Дмитрия Ивановича (что и произошло в июне 1553). В 1553/54 во главе сторожевого полка участвовал в подавлении восстания черемисов в Ср. Поволжье (награждён за службу золотым угорским), в 1555 руководил подавлением новой вспышки восстания. В июне 1556 уже в чине боярина и находясь в свите царя участвовал в походе Ивана IV для охраны пограничных рубежей под Серпухов; в сентябре – октябре возглавлял полк левой руки, стоявший в Калуге. В 1557 находился на береговой службе 2-м воеводой полка правой руки, стоявшего в Кашире, с 21.12.1557 – 1-м воеводой в Туле. С начала Ливонской войны 1558–83 1-й воевода сторожевого полка, затем – передового полка. Участвовал в осаде Нейшлосса (Сыренска), Нейгаузена (Новгородка), Дерпта (Юрьева; ныне Тарту, Эстония) и др. городов. 11.3.1559 послан 2-м воеводой полка правой руки на охрану юго-зап. границы от набегов крымских татар, находился в Калуге, Мценске, в июле – в Дедилове. Выступал убеждённым сторонником воен. действий против Крымского ханства. В февр. – марте 1560 командовал в очередном Ливонском походе большим полком. Совершил успешные походы под Вейсенштейн (Белый Камень; ныне г. Пайде, Эстония), Феллин (Вильян; ныне г. Вильянди, Эстония), Вольмар (ныне г. Валмиера, Латвия). В мае 1560 был в Юрьеве во главе передового полка, в августе нанёс поражение литов. отряду во главе с кн. А. И. Полубенским под Венденом (Кесью; ныне г. Цесис, Латвия). Участник битвы при Эрмесе (2.8.1560), положившей конец существованию Ливонского ордена. В кон. 1560 участвовал в неудачной для рус. войск битве под Вейсенштейном. При вступлении в войну польско- литов. и швед. войск вместе с др. полководцами защищал пограничные с Ливонией города. С 25.3.1562 находился в Великих Луках, 28 мая сжёг посад и захватил артиллерию в остроге Витебска, в августе проиграл бой с литов. отрядами под Невелем, был ранен. ВПолоцком походе 1562–63 2-й воевода сторожевого полка; в ночь с 5.2 на 6.2.1563 «по государеву указу» руководил установкой осадных тур (башен) перед полоцким острогом. После взятия Полоцка (15.2.1563) сопровождал Ивана IV до Великих Лук. 8.3.1563 получил назначение наместником в Юрьев на 1 год. С янв. 1563 вёл тайные переговоры с вел. гетманом литовским Н. Ю. Радзивиллом Рыжим об условиях перехода на службу к вел. кн. литовскому и польск. королю Сигизмунду II Августу. Осенью 1563 К. вёл санкционированные рус. стороной тайные, но безрезультатные переговоры с гр. И. фон Арцем, наместником герцога Финляндии Юхана, о сдаче рус. царю замка Гельмет в Ливонии.
В ночь на 30.4.1564 в сопровождении 12 слуг бежал в Вел. кн-во Литовское (ВКЛ). Одной из причин его поспешного бегства, по предположению ряда историков, были полученные К. известия о его грядущей скорой опале и опасения возможного разоблачения его тайных связей с Радзивиллом и польск. королём. Сам по себе побег К. за рубеж нельзя ещё считать предательством, однако он не был простым отъездом служилого человека от одного государя к другому. К. бежал, оставив на произвол судьбы практически всю свою собственность в Рус. гос-ве с расчётом получить в ВКЛ компенсацию за переход на сторону Сигизмунда II Августа. Вскоре после этого К., исходя из условий своего ленного пожалования землями в ВКЛ и на Волыни, стал участвовать в воен. походах и активно помогать польск. королю в войне с Рус. гос-вом, что уже можно считать изменой. Мать, жена и сын К., оставшиеся в Юрьеве, подверглись опале и скончались в тюрьме; вотчинные земли К. и др. его имущество были конфискованы и поступили в казну.
Сигизмунд II Август 4.7.1564 пожаловал К. волынскими местечками, Ковелем, Вижвой и Миляновичами с замками и с 28 сёлами, богатыми поместьями в Литве (до 10 сёл). Вскоре К. получил также упитские имения (в 1567, заключив договор с кн. М. А. Чарторыйским, К. присоединил к своим волынским владениям Смединскую вол.). В ВКЛ он занимал должности ковельского старосты (назначен в 1564, принял должность в 1565 и занимал её вплоть до смерти), кревского старосты (1566–71).
В сент. – окт. 1564 К. вместе с кн. Б. Ф. Корецким командовал передовым полком 70-тысячной польско-литов. армии в походе на Рус. гос-во, участвовал в безуспешной трёхнедельной осаде Полоцка. В марте 1565 во главе конного отряда из 200 воинов в составе 15-тысячной литов. армии опустошал великолуцкие земли. В кон. 1560-х гг. К. лично вступил в тайные переговоры с представителем имп.Максимилиана II Габсбурга аббатом И. Циром о создании антитурецкой лиги в составе Рус. гос-ва и Священной Рим. империи. До нач. 1571 К. оставался при Сигизмунде II Августе и рассматривался им в качестве возможного кандидата для переговоров с рус. знатью, чтобы убедить её представителей принять королевское подданство. В марте 1573 избран депутатом выборного сейма от Волыни, в мае 1573 участвовал в избрании польск. королём Генриха Валуа. С приходом к власти в Речи Посполитой в 1576 нового польск. короля Стефана Батория К. вернулся на воен. службу. В авг. – сент. 1579 в походе польско- литов. войск на Рус. гос-во участвовала рота во главе с К., включавшая 86 казаков и 14 гусаров. В результате этого похода войска Стефана Батория отвоевали у Рус. гос-ва Полоцк (31.8.1579) и некоторые др. крепости. В 1581 по приказу короля Стефана Батория К. отправился в поход уже на Псков, но на пути к нему, в районе рус. границы, серьёзно заболел и вернулся в Миляновичи.
Лит. интересы и духовные воззрения К. формировались под влиянием дяди со стороны матери – писателя В. М. Тучкова, учёного инока-публициста Максима Грека, духовного отца К., старца ярославского Спасо-Преображенского мон. Феодорита Кольского. К. был очень образован для своего времени, не чужд веяний зап.-европ. Контрреформации. Изучал грамматику, риторику, диалектику, философию и др. светские «науки». В 1570-х гг. выучил лат. яз. Его наиболее известные сочинения – три послания Ивану IV [1-е отправлено царю после побега из Юрьева; 2-е – ответ на царское письмо от 5.7.1564, своевременно не отправлено и впоследствии, очевидно в 1570-е гг. (не позднее кон. 1578), отд. части его были переработаны и приложены к следующему посланию; 3-е составлялось и дополнялось на рубеже 1578–1579], а также «История о князя великого московского делех». В посланиях К. царю в полемич. форме высказывалось несогласие с политикой Ивана IV, проводившейся в 1560–70-е гг., выражались симпатии к боярской аристократии. К. осуждал жестокие и бессудные казни подданных, видя в них покушение на прерогативы Страшного суда. Он высмеивал воен. неудачи рус. войск, которыми командовали не искусные «стратилаты», а безвестные «воеводишки», издевался над грубым стилем «широковещательного и многошумящего» царского послания, недостойного, по его мнению, даже рядового «убогого воина», противопоставлял царю свою зап.-европ. учёность, образованность и блестящие способности в области эпистолярного жанра и стиля. Стремясь вновь оправдать своё бегство в ВКЛ, К. в 3-м послании ссылался на «Парадоксы» Цицерона (прислал царю два отрывка из них в собств. переводе с лат. яз.). Предсказывал Ивану IV гибель вместе со всем царским домом, если царь не вернётся к благочестивым делам.
Вопрос о датировке «Истории о князя великого московского делех» остаётся спорным и окончательно не решённым, но несомненно то, что она написана в период между 1573 и 1583. «История. », в которой К. новаторски соединил приёмы разл. лит. жанров – летописей, житий, воинских повестей, мемуаров, написана в форме развёрнутого ответа на вопросы «светлых мужей» Речи Посполитой об особенностях правления Ивана IV. В ней изложена жизнь Ивана IV от рождения до нач. 1570-х гг., названы причины его нравственного перерождения (влияние иосифлян, «шурьёв» Захарьиных-Юрьевых и др. «пагубников отечества»), описаны трагич. судьбы мн. современников К., погибших от царского произвола. В «Истории…» К. выступил представителем просвещённой аристократии, стоявшей на позициях компромисса с др. категориями дворянства. Гос. идеалом К. была Избранная рада, церковным – нестяжательство (см. в ст. Нестяжатели).
Во время пребывания в Юрьеве К. написал два послания к старцу Псково-Печерского мон. Вассиану (Муромцеву) и, вероятно, «Ответ о правой вере Иоанну многоучёному» (возможно, известному в Юрьеве протестантскому проповеднику И. Веттерману). 1-е послание старцу Вассиану и «Ответ. » посвящены гл. обр. церковно-догматич. вопросам и имеют антикатолич. и антиеретич. направленность. 2-е послание старцу Вассиану содержит осуждение беззаконий царя, угодничества ряда церковных иерархов; в нём обличался неправедный суд, выражалось сочувствие бедственному положению служилых людей, торговцев, крестьян. К. призывал псково-печерских монахов выступить против жестоких действий Ивана IV и просил защиты от произвола царя. 3-е послание Вассиану, написанное, очевидно, уже в Вольмаре после бегства из Юрьева, содержало жалобы и упрёки монахам, не оказавшим К. поддержки и распространявшим о нём наветы.
В 1570-х гг. К. написал также ряд писем разным лицам, в т. ч. кн. К. К. Острожскому, в которых защищал православие и выступал против союза с католич. церковью и особенно против разл. реформационных и еретич. религ. движений. В беседах со старцем Артемием пришёл к идее создания кружка книжников. К. и его единомышленники (кн. М. А. Ноготков-Оболенский, шляхтич бакалавр А. Бжежевский и др.) переводили и переписывали разл. сочинения христианских писателей, составили в нач. 1570-х гг. сб-к церковных сочинений «Новый Маргарит» (включал труды Иоанна Златоуста, анонимное грамматич. соч. «О знаках книжных» и «Сказ», составленный самим К.), перевели с лат. яз. сб-к слов и житий визант. агиографа Симеона Метафраста. Во 2-й пол. 1570-х гг. К. перевёл с лат. яз. трактат Иоанна Дамаскина «Источник знания», включавший «Богословие», «Диалектику» (частично), возможно, «Книгу о ересях». К. работал также над переводами «Хроники» Никифора Каллиста Ксанфопула, сочинений отцов Церкви Василия Великого, Григория Богослова, Дионисия Ареопагита, Иеронима Блаженного и др. Оригинальные и переводные сочинения К. дошли до нас в списках 16–19 вв.
В истории др.-рус. лит-ры К. оставил глубокий след как выдающийся писатель- публицист, впервые предпринявший попытку синтеза разл. лит. жанров с целью создания нового жанра – биографии отд. правителя на фоне истории его царствования. Лит. творчество К. – знаменательный феномен отеч. культуры, находящийся на пересечении разл. лит. и языковых традиций – славяно-византийской и латинской, московской и западнорусской.
Сочинения:
Сочинения. СПб., 1914. Т. 1: Сочинения оригинальные; Переписка Ивана Грозного с А. Курбским. 3-е изд. М., 1993;
То же // Библиотека литературы Древней Руси. СПб., 2001. Т. 11: XVI в.;
Сочинения А. Курбского // Там же.
Дополнительная литература:
Горский С. [Д.]. Жизнь и историческое значение князя A. M. Курбского. Казань, 1858;
Ясинский А.Н. Сочинения князя Курбского как исторический материал. К., 1889;
Лурье Я.С. Донесения агента императора Максимилиана II аббата Цира о переговорах с А. М. Курбским в 1569 г. (По материалам Венского архива) // Археографический ежегодник за 1957 г. М., 1958;
Скрынников Р.Г. Курбский и его письма в Псково-Печерский монастырь // Труды Отдела древнерусской литературы. М.; Л., 1962. Т. 18;
он же. Переписка Грозного с Курбским. Парадоксы Э. Кинана. Л., 1973;
Шмидт С.О. К изучению «Истории князя Курбского» // Славяне и Русь. М., 1968;
он же. К истории переписки Курбского и Ивана Грозного // Культурное наследие Древней Руси. М., 1976;
Keenan E.L. The Kurbskii-Groznyi Apocrypha. Camb. (Mass.), 1971;
Рыков Ю.Д. Редакции «Истории» князя Курбского // Археографический ежегодник за 1970 г. М., 1971;
он же. «История о великом князе Московском» А. М. Курбского и Опричнина Ивана Грозного // Исторические записки. 1974. Т. 93;
он же. Князь А. М. Курбский и его концепция государственной власти // Россия на путях централизации. М., 1982;
Флоря Б.Н. Новое о Грозном и Курбском // История СССР. 1974. № 3;
Зимин А.А. Первое послание Курбского Ивану Грозному: (Текстологические проблемы) // Труды Отдела древнерусской литературы. Л., 1976. Т. 31;
он же. Побег князя А. Курбского в Литву // Русский родословец. 2002. № 1;
Rossing N., Rønne В.Apocryphal – not Apocryphal? A critical analysis of the discussion concerning the correspondence between Tsar Ivan IV Groznyj and Prince A. Kurbskij. Cph., 1980;
Цеханович А.А. К переводческой деятельности князя А. М. Курбского // Древнерусская литература. Источниковедение. Л., 1985;
Auerbach I. A. M. Kurbskij: Leben in osteurop ̈aischen Adelsgesellschaften des 16. Jahrhunderts. Münch., 1985;
idem.Identity in Exile: A. M. Kurbskii and national consciousness in the sixteenth century // Московская Русь (1359–1584): культура и историческое самосознание. M., 1997;
Морозов Б.Н. Первое послание Курбского Ивану Грозному в сборнике конца XVI – начала XVII в. // Археографический ежегодник за 1986 г. М., 1987;
Калугин В.В. Когда родился князь А. Курбский? // Архив русской истории. 1995. Вып. 6;
он же. А. Курбский и Иван Грозный: Теоретические взгляды и литературная техника древнерусского писателя. М., 1998
Какой памятник культуры создал курбский
Андрей Курбский вошёл в историю России как ближайший приближённый Ивана Грозного, полководец, государственный деятель и писатель, один из самых известный деятелей своего времени. Это был человек разносторонних дарований, образованный, отличавшийся храбростью и мужеством. Но ему были присущи и жестокость, презрение к низшим слоям. Это – типичный представитель эпохи Грозного.
КУРБСКИЙ Андрей Михайлович
КУРБСКИЙ Андрей Михайлович ( 1528−1583) — воевода, политический деятель середины и второй половины XVI в., публицист, автор посланий Ивану Грозному и «Истории о великом князе Московском».
Курбские принадлежат к роду Федора Черного, они потомки ярославских князей. В Ярославском крае им принадлежало с. Курба — вотчина князей Курбских.
В апреле 1564, будучи наместником г. Юрьева, князь Андрей Курбский бежал в польскую Ливонию. Но он не просто вошел в число польско-литовской знати, а захотел обосновать свой отъезд в послании к Ивану Грозному.
«Царю, прославлямому древле от всех,
Но тонущу в сквернах обильных!
Ответствуй, безумный, каких ради грех
Побил еси добрых и сильных?
Внимай же! Приидет возмездия час,
Писанием нам предреченный,
И аз, иже кровь в непрестанных боях
За тя, аки воду, лиях и лиях,
С тобой пред судьею предстану. », —
Позднее Курбский, используя содержание переписки, написал сочинение о царствовании Ивана IV. Таким образом, Курбский стал первым историком правления этого царя-тирана.
Основные направления деятельности Курбского А.М. и их результаты
Одним из направлений деятельности была государственная и военная деятельность, служба у Ивана Грозного.
Грозный не знал пощады ни к кому. Поэтому и Курбского за неудачу он отправил в ссылку в Юрьев-Ливонский. Понимая, что это начало опалы, Курбский А.М. в 1564 году бежал в Литву. Вместе с ним бежало и много слуг, приближённых. Сигизмунд радушно встретил такого талантливого воеводу и государственного деятеля, пожаловал ему несколько имений.
Так закончилась его славная деятельность в России. Далее — жизнь в Литве и даже сражение на стороне ливонцев против России.
Результатом данной деятельности стали серьёзные преобразования практически во всех сферах общественной жизни, так как Курбский А.М. являлся их непосредственным инициатором и исполнителем. Военная деятельность его также была славной — принесла немало побед России. Однако бегство из страны, обусловленное ожиданием неминуемой опалы и жестокой участи, которая его ожидала, не позволило Курбскому А.М.далее продолжать свою деятельность на родине.
Другим направлением деятельности Курбского А.М. было творчество.
В своих трудах он выступал против усиления самодержавной власти, обличал и осуждал царя за его гонения на бояр, которые верой и правдой служили ему. В переписке оба обвиняли друг друга, пытаясь оправдаться перед обществом. Ведь и Курбскому было, в чём, оправдываться — по сути, он бежал из страны и даже воевал против неё.
«Историю» Курбского очень высоко оценивают учёные, считая её ценнейшим памятником по истории внешней и внутренней политики Грозного.
Всего было три послания Курбского царю два ответа Ивана Грозного
Курбский писал о сущности царской власти, о том, какие отношения должны быть у царя с подданными.
Политические взгляды Курбского А.М.
Результат данной деятельности – записки и исторический труд, которые являются источников информации о политике Ивана Грозного, об особенностях политической жизни страны того периода. Его работы — это страницы истории России, запечатлённые для потомков. Для нас они – бесценны.
Таким образом, Курбский А.М. – один из ярких представителей государственных и военных деятелей периода правления Ивана Грозного, внёсший значительный вклад в реформирование России, в её укрепление и в расширение её территорий. Как писатель, Курбский А.М. создал величайший труд, ставший одним из важнейших источников в изучении эпохи Грозного.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Биографизм исторической прозы. История о великом князе Московском» Андрея Курбского
Д. С. Лихачев в книге «Человек в литературе Древней Руси» как доминирующий стиль XVI в. выделял идеализирующий биографизм, который проявлялся в повышенном интересе писателей к истории жизни крупных политических и церковных деятелей, причем интересе самостоятельном, а не в связи с какими-либо событиями в стране. Сама русская история начинает восприниматься как свод биографий ее «делателей» – князей, митрополитов, святых, о чем свидетельствует «Степенная книга». Если в «Повести временных лет» жизненный путь князя складывался из разрозненных фрагментов, составленных в разное время, иногда разными авторами и в различной жанрово-стилевой манере, то в XVI в. он становится цельным жизнеописанием, как, например, «История о великом князе Московском», принадлежащая перу Андрея Михайловича Курбского (ок. 1528–1583). Произведение создано в первой половине 1570-х гг., скорее всего, в период «бескоролевья» в Польше (1572–1573), поскольку направлено против Ивана IV – возможного претендента на польский престол. В «Истории о великом князе Московском», известной в более чем 70 списках и четырех редакциях, жизнь русского царя предстает как процесс перерождения «доброго и нарочитого» московского князя в «злодея», причем писателя интересуют и сам процесс деградации личности, и причины этого явления.
Открывается «История» вопросом, который неоднократно задавали автору некие «свѣтлые мужи»: «откуды сия приключишася», как царь, «прежде от всѣхъ добрую славу имущий», превратился в «слугу Сатаны»? «Злой нрав» Ивана IV Курбский объяснял тем, что тот принадлежал к «издавна кровопийственному роду». Жестокость Ивана Грозного мотивировалась «попранием закона и похотью» его отца Василия III, который вступил в брак с Еленой Глинской, после того как первая, бесплодная, жена князя была насильно пострижена в монахини. Выявляя причинно-следственную связь между воспитанием и характером человека, Курбский приходил к выводу: «разбойничьи дела» юного государя – результат того, что он рос без отца, среди людей, поощрявших его «в злострастиях и в самовольствии».
Успехи Ивана Грозного на государственном поприще, его военные победы писатель ставил в заслугу «добрым советникам» – священнику Сильвестру и Алексею Адашеву, которые противостояли растущему в душе царя злу. Благодаря их усилиям вокруг Ивана IV была создана «избранная рада», состоявшая из «мужей разумных и совершенных». Своими советами они помогали молодому правителю судить справедливо, невзирая на лица, назначать воеводами умелых и храбрых людей, поощряя и вознаграждая их по заслугам. Таким образом, царь в «Истории» Курбского представал не как «земной бог», а как человек на троне, нуждающийся в дельных и мудрых помощниках. Писатель напоминал монарху: «Любяй совѣтъ, любитъ свою душу»; рекомендовал опираться на помощь и «всенародныхъ человѣкъ» (простых людей), ибо был убежден, что «дар духа даетца нс по богатеству внѣшнему и по силѣ царства, но по правости душевной».
Значимы в «Истории» не только события из жизни государя и государства, но и факты биографии самого писателя. В книге Андрей Курбский с прискорбием сообщал о смерти брата, погибшего от ран, полученных в битве за Казань; с уважением рассказывал о Максиме Греке, с которым встречался в Троице-Сергиевом монастыре, сопровождая туда Ивана IV. По свидетельству А. М. Курбского, «муж зѣло мудрый и не токмо в ритарском искустве многъ, но и филосов искусен», Максим Грек, осужденный еще при отце Ивана Грозного, долгое время в «тяжкихъ оковах» пребывал «в прегорчайших темницах, и других родов мученей искусил неповинне по зависти Даниила митрополита».
Автобиографическое начало в «Истории» ярче всего проявилось в описании взятия Казани, во время которого Курбский руководил полками «правой руки». Припоминая события прошлого, автор отмечал, что воинам, бывшим под его командованием, пришлось тяжелее всех: они располагались на равнине между болот, близко к крепости, находившейся на горе, и потому больше других страдали от стрельбы и вылазок неприятеля. Рассказывая о штурме Казани, Курбский акцентировал внимание на «Божьей помощи», благодаря которой русские, несмотря на большие потери, «с поощрениемъ сердца и со радостию бишася з босурманы за православное християнство. » Однако вместо награды за подвиг русское воинство, по версии А. М. Курбского, заслужило только гнев царя, «изрыгнувшего неблагодарность»: «Не возмоглъ есма вас мучити, паки Казань стояла сама во собѣ, бо ми есть потребны были всячески, а нынѣ уже волно мнѣ всякую злость и мучителство над вами показывати».
После взятия Казани и тяжелой болезни, перенесенной царем в 1553 г., в правлении Ивана Грозного наступил перелом. Под влиянием «презлых советников», прежде всего Вассиана Топоркова, царь подверг опале «вельмож» из родовитой знати, утверждая право самодержца казнить и миловать подданных. Андрей Курбский мастерски обыгрывал прозвище коломенского епископа Вассиана, родственника Иосифа Волоцкого и соратника митрополита Даниила, как и они, защищавшего сильную монархическую власть. Вассиана нарекли Топорковым, и он оправдал это имя своими делами, уничтожив так много людей, что достоин был зваться Секировым. Следуя совету Вассиана и не держа «советниковъ мудрѣйшии собя», Иван IV допустил, но словам Курбского, ряд непростительных государственных просчетов: не завершил войну с «басурманами» и отказался от плана мирного подчинения Литвы.
Основу «Истории о великом князе Московском» составляет «кроника» (описание жизни Ивана IV), которую дополняет мартиролог (перечень погибших по воле царя-тирана). Кроме того, в произведение вошли воинские повести (о взятии Казани, о Ливонской войне) и малые агиографические формы (о «страдании» митрополита Филиппа, о мученике Феодорите Кольском). Если в первой части «Истории» стиль повествования сдержан и фактографичен, то в рассказе о «новоизбиенных мучениках», который писался, скорее всего, в разгар опричнины, он становится резким и экспрессивно-эмоциональным. Если в первой части образ Ивана Грозного сложен и противоречив, его душа предстает как арена борьбы добра и зла, то во второй части «Истории» образ царя статичен и однопланов: он «кровопийца», «плотоядец» и «человекотерзатель».
Историческое сочинение обретает полемический характер, публицистическую остроту, подчас кажется, что оно написано «слезами и желчью, а не чернилами» (В. В. Калугин). «Християнский, речешь, царь? – вопрошает Курбский. – И еще православный, – отвещаю ти: християновъ губилъ и от православных человѣков рожденыхъ и сосущихъ младенцовъ не пощадилъ!» Иван Грозный в ответе за то, что «воскурилося гонение великое и пожаръ лютости в землѣ Руской возгорѣлся». Царю ставится в вину, что он ополчился не только на «избранных от вельмож», но на весь народ русский, поэтому так велик перечень «новомучеников». Среди них духовник царя Сильвестр, сосланный на Соловки; князь Михаил Репнин, отказавшийся плясать на пиру со скоморохами и зарезанный во время церковной службы; «муж нарочитъ в воинстве и богатъ» Петр Оболенский по прозванию Серебряный, а также многочисленные и, как правило, безымянные жены, дети и слуги попавших в опалу. Зло растет, приближая Судный день, и вместе с ним пополняется список пострадавших от опричного террора.
Мартиролог имеет трехчастную структуру, после рассказа о гибели представителей княжеских родов сообщается о гонениях на бояр и дворян, а заключительная часть посвящена трагической судьбе русского духовенства. Повествуя о том, как редеют ряды князей суздальских и ростовских, ярославских и рязанских, писатель указывал на реальную причину репрессий: «понеже имѣли отчины великие». Идет великий передел земли, связанный с тем, что за «цареву службу» надо платить, в том числе землей и селами. Иногда краткая некрологическая запись разрастается до сюжетно организованного рассказа, например о пытках и допросах советника царя Ивана Шереметева, которого Иван Грозный пощадил ради мудрого ответа на вопрос о сокрытых сокровищах: тщетно искать их на земле – руками нищих перенесены они в небесное хранилище. Сплав агиографического и новеллистического начала характерен для описания смерти Никиты Казаринова, который, узнав о том, что попал в опалу, принял постриг, после чего бесстрашно вышел навстречу опричникам: «Аз есми, егоже ищите!» Иван Грозный повелел казнить монаха, поставив под сруб бочку с порохом: «Онъ, рече, ангелъ: подобаетъ ему на небо возлетѣти!» Список
новых русских мучеников не завершен, не ограничен определенными пространственно-временными рамками. Это усиливает трагедийный пафос произведения, служит иллюстрацией мысли автора о том, что Святорусская земля превратилась в царство Антихриста, в «земной ад».
«Историю» Андрея Курбского часто рассматривают как первое в древнерусской литературе жизнеописание не святого, а грешника, своеобразное «антижитие«, изнутри разрушающее традиционные нормы жанра. Однако, думается, что в этом жанрово и стилистически неоднородном произведении сталкиваются два начала. Главным приемом, идейным и композиционным, является противопоставление добра и зла: антитезой «звериному», истребляющему все человеческое миру Ивана Грозного является по-житийному светлый, утверждающий принципы христианской этики мир невинно убиенных. В задачу создателя «Истории о великом князе Московском» входила не только борьба с царем-тираном. На примере житийных повестей о митрополите Филиппе и миссионере Феодорите Кольском Андрей Курбский доказывал, что не перевелись на святой Руси богатыри духа. Эта задача была не менее значима для автора «Истории» как православного человека, оказавшегося среди европейских реформаторов, отрицавших культ святых, институт монашества, церковную иерархию. Избегая критики со стороны католиков и протестантов, скептических реплик «маловерных», писатель не полностью реализовал житийную схему: он не описал чудес святых. Тем не менее Курбскому удалось сблизить житийное и историко-биографическое повествование, пополнить ряды русских святых мучениками, пострадавшими не столько за религиозные, сколько за политические убеждения.
В отличие от подвижного, резко меняющегося стиля произведений его главного противника – Ивана Грозного, стиль сочинений Андрея Курбского, по мнению Д. С. Лихачева, «индивидуально стабилен». Он связан с главной задачей творчества писателя – оправдать жизненную позицию человека, бежавшего за рубеж, т.е. предавшего интересы родины, но претендующего на право моралиста эпохи и защитника православия в Европе. Курбский волею судеб оказался на границе двух культур – латинской и греко-славянской. Переводивший Цицерона и Иоанна Златоуста, человек широко образованный, с тонким эстетическим вкусом, он равнялся на правила европейских риторик и потому воспринимал слог своего оппонента – царя Ивана Грозного – как «варварский», нарушающий правила красоты и логики. «История» Андрея Курбского имеет строгий и тщательно продуманный композиционный строй, изысканный стиль. Однако в пылу полемики этот «аристократ стиля» мог нарушить строгие литературные нормы, в чем, впрочем, неоднократно укорял противника, и ввести в повествование бытовые сцены, использовать просторечную лексику. Например, рассказывая о детстве царя, он обвинял его в ранней жестокости: тот проливал кровь «безсловесных» животных, «мечюще ихъ. с крылецъ, або с теремовъ. »
Сатирический характер имеют зарисовки быта польско-литовской знати, напоминающие «кусательный стиль» Ивана Грозного. По словам Курбского, европейские «крали» и «вельможи» любят пиры и маскарады, набивают брюхо «марцыпанами» и вливают в себя, «словно в дырявые
бочки», дорогие вина. Пьяные, они «похваляются победить турок и других врагов, даже если те не в Константинополе или в Москве, а на небе будут». Утром же едва встают с «толстых перин»; весь день, мучаясь с похмелья, ходят «чуть живы», с повязанными головами. «Забившись в претвердые грады», они пируют, даже если рядом с крепостью идет «сеча от бусурман на христианы». Забывшие о рыцарской чести, негодует Курбский, они пьют из кубков не вино и не мед, а кровь христианскую. В сатирических зарисовках книжные слова («властели», «чрево») соседствуют с разговорными («колачи», «пьяные бабы») и заимствованными из польского языка («машкара» – маска, «печенег» – прихлебатель), иногда образуя причудливые сочетания («баяти фабулы» – рассказывать басни). Таким образом, двух антагонистов – Ивана Грозного и Андрея Курбского – объединяло единое желание: подняться над жанрово-стилевыми канонами и отстоять свое право на индивидуальность в литературном деле.
С помощью вопросов и обращений князь Курбский создавал иллюзию непосредственной беседы с читателем или персонажем. Воспоминание о Казанском походе он строил как разговор с неопытным, изнеженным воином, что придавало повествованию живость и естественность: «И еще ктому тогда иную хитрость изобрѣте царь казанский против нас. – Яковую же? Молю, повѣждь ми. – Исте таковую, но слухай прилѣжне. » Активизируя читательское восприятие, автор то и дело перебивает повествование фразами: «Что же тогда приключишася?»; «Ту ми зри со прилѣжанием. «; «Онь же что рече?»; «Послушай, молю, прилѣжно пригорчайшия тоя и жалостные ко слышанию трагедии» и т.д. – тем самым демонстрируя прекрасное владение «риторским» искусством.
Условный образ читателя «Истории», к которому автор обращается с вопросами или наставлениями, обретает конкретность и, меняясь с развитием действия, создает впечатление большой, многоликой и разнохарактерной, аудитории. «. Κ чему тя привели человѣкоугодницы?» – вопрошал автор Ивана Грозного; вступая в «мысленый» диалог с суеверными людьми, напоминал им, что, возлагая надежды на помощь колдунов, они заключают союз с дьяволом; обращая свою речь к иностранцам, убеждал в реальности изображенных в «Истории» событий и лиц. Русских, которые оправдывали политику Ивана Грозного, Курбский причислял к «вселукавым пагубникам отечества», а тех, кто пострадал от немилостивого царя, утешал идиллической картиной загробной участи праведников: поплывут они на облаках навстречу Господу, который украсит их мученическими венцами.
Риторические вопросы и обращения акцентировали внимание читателя на главном, играя роль «связок» в повествовании. «Диалог создавал в произведении атмосферу живого слова, поддерживал неослабевающий интерес к беседе, сближал автора и читателя, превращая их в единомышленников. » – пишет В. В. Калугин в своей монографии «Иван Грозный и Андрей Курбский». Диалог Курбского полемичен: «эмигрант мысленно переносился из заграничного убежища на родину и, представ перед Грозным, обличал его, изливая обиды и упреки, накопившиеся в душе за долгие годы».
«Историю о великом князе Московском» можно рассматривать в одном ряду с «Повестью о Дракуле», «зломудром» воеводе (XV в.), с «Историей о Казанском царстве», героями которой являются Иван Грозный и Андрей Курбский (XVI в.). В том же ряду находится сочинение «О Московском государстве в середине XVII столетия» другого русского писателя-эмигранта Григория Котошихина, созданное за границей, в силу чего более свободное от официальной политической доктрины и литературного этикета. Своеобразие стиля «Истории» Андрея Курбского, где много заимствованной лексики, в основном полонизмов и западноруссизмов, сближает это произведение с литературными памятниками эпохи царствования Алексея Михайловича.
Сочинение Андрея Курбского относится к пограничным явлениям в древнерусской литературе, закладывающим основы нового исторического повествования. Автор отказывается от погодного изложения событий и переходит к тематическому принципу организации материала, что свойственно и другим новаторским произведениям исторической прозы XVI в. Так, уже в «Летописце начала царства», составленном около 1555 г., наблюдалось сужение временных границ и тяготение к хронографическому повествованию. Рассказ охватывал период с 1533 г., когда умер великий московский князь Василий Иванович, до 1552 г., когда состоялся поход Ивана IV Грозного на Казань. Основное внимание уделялось вопросам внешней и внутренней политики Московского царства, городскому строительству и дворцовым церемониям, в частности праздничным торжествам по случаю победы над Казанским ханством.
В недрах литературы идеализирующего биографизма крепнет установка писателя на «самосмышление», на художественный вымысел. Герои произносят речи, пытаясь объяснить свои поступки, выразить чувства, осмыслить происходящее. Часто это внутренние монологи, литературная условность которых очевидна, поскольку речь героя обращена к самому себе и ее нельзя услышать. Автор пытается уяснить причинно-следственную связь между историческими событиями, дает свое толкование поступкам персонажей, домысливает сюжетные повороты действия.
Какой памятник культуры создал курбский
Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца
ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ | ХАРАКТЕРИСТИКИ |
А) «История о великом князе Московском» | 1) Автор – А.М. Курбский. |
Б) здание Сената в Московском Кремле | 2) Автор – Д.И. Фонвизин. |
В) Грановитая палата Московского Кремля | 3) Данный памятник культуры был создан в XV в |
Г) картина «Чёрный квадрат» | 4) Автор – М.Ф. Казаков. |
5) Данный памятник культуры создан в XVII в. | |
6) Автор – К.С. Малевич. |
А) «История о великом князе Московском» — сочинение А. Курбского (написано в 1573 г.), бывшего приближенного Ивана IV Грозного, бежавшего от него в Литву в 1564 г., а затем ведущего с русским царем переписку. Характеристика 1.
Г) Картина «Черный квадрат» (1915 г.) является наиболее известным произведением художника – супрематиста К.С. Малевича. Характеристика 6.