Адаптированная образовательная программа это что
Адаптированная образовательная программа
Юлия Васильевна
Адаптированная образовательная программа
Презентация «Адаптированная образовательная программа» Структура написания, содержание.
Адаптированная образовательная программа (далее АОП) это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
АОП разрабатывается самостоятельно образовательной организацией с учетом федеральных государственных образовательных стандартов общего образования по уровням образования и (или) федеральных государственных образовательных стандартов образования детей с ОВЗ на основании основной общеобразовательной программы и в соответствии с особыми образовательными потребностями лиц с ОВЗ.
Адаптация общеобразовательной программы осуществляется с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальной программыреабилитации инвалида и включает следующие направления деятельности:
анализ и подбор содержания;
изменение структуры и временных рамок;
использование разных форм, методов и приемов организации учебной деятельности.
Адаптированная образовательная программа предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Получение детьми и детьми-инвалидами (далее — дети с особыми образовательными потребностями) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации.
Адаптированная образовательная программа — это комплексная программа по оказанию помощи детям с особыми образовательными потребностями в освоении основной образовательной программы дошкольного образования.
Компонентный состав структуры АОП для обучающегося с ОВЗ:
-Пояснительная записка, в которой излагается краткая психолого педагогическая характеристика лиц с ОВЗ, с описанием особенностей их психофизического развития. На основе данных психолого-педагогической диагностики формулируется цель и задачи обучения по предмету или предметам на текущий период.
-Содержание программы. Компонент структуры АОП,раскрывающий ее содержание по трем блокам: образовательный, коррекционный и воспитательный. Проектирование каждого из трех блоков должно идти с учетом развития предметных, метапредметных и личностных результатов освоения обучающимися АОП
В данном разделе АОП следует соотнести цель и задачи Программы с ее планируемыми результатами, а также конкретно сформулировать результаты реализации программы на уровне динамики показателей психического и психологического развития обучающегося (обучающихся) и уровне сформированности ключевых компетенций. Эти требования являются основой для осуществления промежуточной и итоговой оценки результативности АОП. Требования к результатам реализации Программы можно не выделять в особый раздел, а проектировать их параллельно с описанием содержания Программы в рамках обозначенных выше компонентов.
Цель программы: обеспечить системный подход к обеспечению условий для развития детей с особыми образовательными потребностями и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы дошкольного образования.
В связи с этим коррекционная работа с особыми образовательнымипотребностями направлена на решение задач:
1. Определение особых образовательных потребностей детей – инвалидов.
2. Разработка и реализация плана индивидуальной коррекционной работы у ребёнка в ДОУ и семье.
4. Оценка результатов помощи детям с особыми образовательными потребностями определение степени их готовности к школьному обучению;
5. Создание условий, способствующих освоению детьми с особыми образовательными потребностями основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграции в образовательном учреждении.
7. Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с особыми образовательными потребностями по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.
Адаптированная образовательная программа на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают еёосновное содержание:
— диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ОВЗ, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого- медико – педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
— коррекционно- развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;
Понятие адаптированной образовательной программы и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Понятие адаптированной образовательной программы и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса для обучающихся с ограниченными в озможностями здоровья.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.
Целями школьного образования, которые ставят перед школой государство, общество и семья, помимо приобретения определенного набора знаний и умений, являются раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей.
Адаптированная общеобразовательная программа (АООП) – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Понятие «адаптированная образовательная программа» появилось впервые в 273 — ФЗ «Об образовании в РФ» 2012 года. Это обусловлено тем, что так же впервые в отечественной истории законодательно предусматривается введение ФГОС для детей с ОВЗ.
Адаптированная образовательная программа направлена на преодоление несоответствия между процессом обучения детей с ОВЗ по образовательным программам определённой ступени образования и реальными возможностями ребёнка, исходя из структуры его заболевания, познавательных потребностей и интересов.
Предлагается четыре варианта, которые представляют собой системные характеристики требований к уровню конечного результата образования, структуре образовательной программы, условиям получения образования в очерченном диапазоне образовательных потребностей и возможностей детей с ОВЗ.
Требования к структуре АООП обучающихся с ОВЗ.
При разработке АООП нужно учесть, что данный документ является локальным нормативным актом, описывающим содержание образования и механизм реализации ФГОС для детей с ОВЗ. Все основные положения ФГОС для детей с ОВЗ должны быть отражены в АООП образовательного учреждения.
Стандарт обучающихся с ОВЗ учитывает их возрастные, типологические и индивидуальные особенности, особые образовательные потребности.
В основу Стандарта обучающихся с ОВЗ положены деятельностный и дифференцированный подходы.
АООП НОО для обучающихся с ОВЗ самостоятельно разрабатывается в соответствии со стандартом и с учетом примерной АООП НОО и утверждается организацией, а для обучающихся с ОВЗ, имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной программой реабилитации инвалида (ИПР) в части создания специальных условий получения образования.
На основе Стандарта организация может разработать в соответствии со спецификой своей образовательной деятельности один или несколько вариантов АООП НОО с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ.
Структура АООП НОО обучающихся с ОВЗ
планируемые результаты освоения обучающимися с ОВЗ АООП НОО;
система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО.
В пояснительной записке прописаны особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ и психолого-педагогическая характеристика обучающихся.
2. Содержательный раздел:
программа формирования УУД у обучающихся (в зависимости от варианта АООП
НОО – базовых учебных действий) на ступени НОО;
программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей
области и курсов внеурочной деятельности;
программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени
НОО (в зависимости от варианта АООП НОО – нравственного развития, воспитания
обучающихся на ступени НОО);
программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа
программа коррекционной работы;
программа внеурочной деятельности.
В содержательном разделе прописаны направление и содержание программы коррекционной работы.
3. Организационный отдел:
учебный план НОО, включающий предметные и коррекционно-развивающую
области, направления внеурочной деятельности;
систему специальных условий реализации АООП НОО в соответствии с
В организационном разделе прописаны обязательные предметные области учебного плана и учебные предметы, соответствующие ФГОС НОО. В соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ на коррекционную работу отводится не менее 5 часов в неделю на одного обучающегося в зависимости от его потребностей.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Организация коррекционной работы.
При организации внеурочной деятельности обучающихся используются возможности сетевого взаимодействия (например, с участием организаций дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта). В период каникул для продолжения внеурочной деятельности используются возможности организации отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования детей. Задачи и мероприятия, реализуемые во внеурочной деятельности, включаются в специальную индивидуальную образовательную программу.
Учебники, рабочие тетради и дидактические материалы
При освоении первого и второго вариантов программы дети с ОВЗ обучаются по базовым учебникам для нормально развивающихся сверстников со специальными, учитывающими особые образовательные потребности, приложениями, дидактическими материалами, рабочими тетрадями и пр. на бумажных и/или электронных носителях, обеспечивающими реализацию программы коррекционной работы, направленной на развитие жизненной компетенции обучающихся с ОВЗ и специальную поддержку освоения основной образовательной программы. В вариантах три и четыре обучающиеся с ОВЗ осваивают адаптированную основную образовательную программу по специальным, учитывающим особенности их психофизиологического развития и особые образовательные потребности, учебникам в комплексе со специализированными приложениями, дидактическими материалами, рабочими тетрадями и пр. на бумажных и/или электронных носителях. Предметное содержание специальных учебников, их методический аппарат, текстовый и иллюстративный ряд должны быть специфичны, поскольку призваны учитывать пролонгированность сроков обучения, ориентированность на имеющиеся у ребенка возможности компенсации нарушения (или сочетанных нарушений) развития, специальную направленность на общее и речевое развитие обучающихся в используемых методах и приемах обучения посредством учебных материалов.
Выбор методов обучения в каждом отдельном случае обуславливается целями обучения, содержанием обучения, исходным уровнем имеющихся знаний, умений, навыков, уровнем профессиональной подготовки педагогов, методического и материально-технического обеспечения, особенностями восприятия информации обучающимися, наличием времени на подготовку и т.д.
Подбор и разработка учебных материалов должны производиться с учетом того, чтобы предоставлять этот материал в различных формах, в частности, чтобы обучающиеся с нарушениями слуха получали информацию визуально, с нарушениями зрения – аудиально (например, с использованием программ-синтезаторов речи) или с помощью тифлоинформационных устройств.
При организации внеурочной деятельности обучающихся используются возможности сетевого взаимодействия (например, с участием организаций дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта). В период каникул для продолжения внеурочной деятельности используются возможности организации отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования детей. Задачи и мероприятия, реализуемые во внеурочной деятельности, включаются в специальную индивидуальную образовательную программу.
АООП обучающихся с ЗПР может быть реализована в разных формах: как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях.
Ребенок получает образование, сопоставимое по уровню с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки, при этом среда и рабочее место ребенка должны быть организованы в соответствии с особенностями ограничений его здоровья. Невозможность в полной мере освоить отдельный предмет школьной программы не является препятствием для выбора или продолжения освоения ребенком с ОВЗ первого варианта ФГОС.
Ребенок получает образование, в более пролонгированные сроки, в среде сверстников со сходными проблемами здоровья. Среда и рабочее место организуются в соответствии с составом учащихся класса. Второй вариант стандарта отличается от первого усилением внимания к формированию полноценной жизненной компетенции, использованию полученных знаний в повседневной жизни.
Предусматривается для детей с ОВЗ, не способных к освоению уровня начального общего образования даже в пролонгированные сроки и при наличии специальных условий обучения. Этот вариант ориентирован на детей с умеренной умственной отсталостью или детей с множественными нарушениями развития. Ребенок получает начальное образование, по уровню соответствующее возможностям ребенка с умеренной умственной отсталостью в группе детей со сходными образовательными потребностями.
Четвертый вариант (индивидуальный уровень конечного результата школьного образования) Этот вариант стандарта предусматривается для детей, до настоящего времени фактически признаваемых «необучаемыми». Ребенок получает начальное образование, уровень которого определяется исключительно его индивидуальными возможностями, резко ограниченными состоянием здоровья. Обязательной и единственно возможной является индивидуальная основная образовательная программа. Исключается изоляция от образовательной системы и замыкание в условиях дома или учреждения социальной защиты.
1. В связи с особенностями контингента обучающихся в каждом случае у образовательной организации имеется возможность организовать обучение учащихся по учебному плану, индивидуальному плану, реализация которого может подразумевать различную меру участия родителей (законных представителей) ребенка, привлечение сторонних организаций при осуществлении сетевого взаимодействия, другие возможности совершенствования условий для достижения наилучшего результата обучения школьников с ОВЗ и их адаптации в жизни современного общества.
2. Как указывается во ФГОС НОО ОВЗ и конкретизируется в АООП, обучение детей начинается в 1-м классе. В задачи этого периода обучения входит текущая диагностика состояния ребенка, призванная уточнить особенности его образовательных потребностей и затем принять ответственное решение о рекомендации того или иного варианта АООП. Другой задачей является адаптация ребенка к условиям обучения, его подготовка к осуществлению новой для ребенка учебной деятельности, снятие проблем, обусловленных педагогической депривацией и отсутствием должного опыта участия в образовательном процессе в дошкольном детстве.
3. В первом классе учащиеся с ОВЗ, так же как и другие обучающиеся, учатся по безотметочной системе. По окончании первого класса осуществляется динамическая оценка индивидуальных достижений ребенка в области предметных и личностных результатов обучения. В качестве материалов для составления аналитических документов могут выступать продуктивные работы детей, материалы наблюдения за процессом их деятельности на занятиях и в свободной деятельности, анализ состояния их учебной деятельности и пр., собранные, например, в «портфель достижений ребенка» или другой удобный для анализа комплекс. На основании проведенного анализа педагогом, обследований и наблюдений специалистов группы сопровождения делается заключение, с которым знакомится родитель, о предполагаемых перспективах обучения школьника. Совместное обсуждение представителями образовательной организации и родителями перспектив ребенка формирует стратегию дальнейшего его обучения. Решение о переводе на другой вариант обучения, повторном обучении в первом классе оформляется на основании рекомендации ПМПК после обследования ребенка и анализа документов, представленных школой.
Специализированные электронные приложения к учебнику (дидактические наглядные материалы, рабочие тетради, учебные пособия и т.д.) должны быть ориентированы на расширение и дополнение содержания материала учебника, а также обеспечение продуктивной, интерактивной, занимательной деятельности обучающегося. Наряду с печатной формой специальный учебник для обучающихся с ОВЗ может быть выполнен и в электронной форме. Основой обучения для слепых детей является система Брайля. Использование слепыми обучающимися осязательного и зрительно-осязательного восприятия требует оснащения учебной деятельности нестандартным дидактическим материалом и особыми средствами наглядности, позволяющими расширить рамки доступности учебной и другой информации. Слепой обучающийся в учебной деятельности использует специальные учебники и тетради, необходимые для освоения, а также письма и чтения рельефно-точечного шрифта по системе Л. Брайля, специальные измерительные приборы, дидактические пособия: а) в рельефном исполнении (картинки, картины, таблицы, схемы); б) с ароматизаторами, вычленяющими слепому объект познания; в) предметы-заместители реально существующих объектов живой и неживой природы, окружающей действительности (чучела, макеты и др.) для активного использования осязания. Из-за большого кубического объема (изложение информации рельефно-точечным шрифтом), вследствие чего учебники для слепых затруднительно переносить, они постоянно находятся в учебном классе, что также регламентирует требования к предметно-пространственной организации класса.
К техническим средствам обучения слепых обучающихся, ориентированным на их особые образовательные потребности, относятся: персональный компьютер, оснащенный брайлевской строкой и средствами речевого доступа; различные виды оптической коррекции (электронные лупы, дистанционные лупы, карманные увеличители и т.д.); читающие книги; брайлевский принтер; специально пишущие машинки, печатающие рельефно-точечным шрифтом; тифлотехнические приборы: а) для рисования и черчения и их варианты, б) для математики, в) для письма по системе Л. Брайля; прибор «Ориентир»; приборы и оборудование для обучения пространственному ориентированию и социально-бытовой ориентировке (трости, компасы, часы, дозиметр и др.).
Для слабовидящих обучающихся необходимы учебники и рабочие тетради с увеличенным шрифтом или специальные увеличительные средства.
Обязательным условием является обеспечение глухого и слабослышащего ученика индивидуальной современной электроакустической и звукоусиливающей аппаратурой.
Целесообразно оснащение учебного процесса дополнительными техническими средствами, обеспечивающими оптимальные условия для восприятия устной речи при повышенном уровне шума. Среди них коммуникационные системы, видео- и аудиосистемы, технические средства для формирования произносительной стороны устной речи, в том числе позволяющие ребенку осуществлять визуальный контроль за характеристиками собственной речи.
Все вовлеченные в процесс образования детей с ОВЗ взрослые должны иметь неограниченный доступ к организационной технике либо специальному ресурсному центру в образовательном учреждении, где можно осуществлять подготовку необходимых индивидуализированных материалов для реализации основной образовательной программы и поддерживающей.
Адаптированная образовательная программа начального и основного общего образования
Дата публикации: 12.11.2014 2014-11-12
Статья просмотрена: 52447 раз
Библиографическое описание:
Лятифова, Л. В. Адаптированная образовательная программа начального и основного общего образования / Л. В. Лятифова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 19 (78). — С. 576-578. — URL: https://moluch.ru/archive/78/13543/ (дата обращения: 20.12.2021).
В настоящее время происходят существенные изменения в педагогической теории и практике. В системе общего и специального образования происходит смена образовательной парадигмы, а именно, содержание образования обогащается акцентом на адаптацию образовательных программ для обучающихся в соответствии с их индивидуальными потребностями и возможностями.
В этой связи одной из актуальных проблем становится поиск путей качественной индивидуализации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их образовательными потребностями, позволяя обеспечить доступность получения образования детьми с психофизическими недостатками. Данное положение обусловлено тем, что образовательные результаты ребенка с ограниченными возможностями здоровья зависят от структуры и содержания программ, по которым они обучаются.
В свою очередь, процесс индивидуализации образования применительно к категории детей с ограниченными возможностями здоровья является инновационным в силу того, что требует смены педагогической парадигмы в направлении построения процесса обучения, коррекции и компенсации нарушений у детей как их адаптированной деятельности, поддержки и развития индивидуальности каждого ребенка и особой организации образовательно-воспитательной среды.
Основными механизмами достижения максимальной доступности и индивидуализации образования для различных категорий обучающихся являются: проектирование образовательного процесса в каждой образовательной организации и проектирование индивидуальных образовательных маршрутов (адаптированных образовательных программ) обучающихся и воспитанников с особыми образовательными потребностями. При этом каждая адаптированная образовательная программа нацелена на «преодоление несоответствия между процессом обучения ребёнка с ОВЗ по образовательным программам начального, основного, среднего общего образования и реальными возможностями ребенка, исходя из структуры его нарушения, познавательных потребностей и возможностей».
В качестве нормативно-правовых оснований проектирования адаптированных образовательных программ для воспитанников и обучающихся выступает закон РФ «Об образовании» в редакции от 29 декабря 2012 года. При этом законодательно установлен минимум содержания образовательной программы, определяемый государственным образовательным стандартом, на который следует ориентироваться при их разработке.
Вступление в силу нового закона «Об Образовании в Российской Федерации» требует введения в деятельность общеобразовательного учреждения (работающего с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья) нового направления — разработку адаптированной образовательной программы (далее — Программа). Эта ситуация обусловила реальную необходимость создания методического обеспечения, организационных документов, определяющих структуру и содержание Программы. Данный «Порядок» призван помочь специалистам в разработке адаптированной образовательной программы для разных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательных учреждений всех уровней.
«Порядок» знакомит со структурой адаптированной образовательной программы, механизмами ее разработки, процедурами перевода обучающегося с ограниченными возможностями здоровья на обучение по Программе, с организацией итогового и промежуточного контроля.
Адаптированная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Адаптированная образовательная программа, как и любая другая программа, разрабатываемая специалистами образовательных организаций, должна быть утверждена руководителем образовательной организации и проектируется и реализуется для нуждающегося в ней ребенка с согласия родителей (законных представителей), что также закреплено в нормативных документах в сфере образования.
Основным механизмами достижения цели — создания специальных условий для развития и социальной адаптации учащихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников будут: проектирование адаптированной образовательной программы для ребенка с особыми образовательными потребностями и проектирование образовательного процесса в инклюзивном классе. В рамках организации индивидуально ориентированной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья (с инвалидностью) специалистами психолого-педагогического сопровождения и учителем (классным руководителем, возможно — учителями предметниками) под руководством заместителя директора по учебно-воспитательной работе (руководителя ПМПк или координатора по инклюзии) в рамках деятельности школьного психолого-педагогического консилиума разрабатывается адаптированная образовательная программа.
Адаптационная образовательная программа (АОП) является продуктом деятельности школьного психолого-педагогического консилиума.
Основная цель АОП — построение образовательного процесса для ребёнка с ОВЗ в соответствии с его реальными возможностями, исходя из особенностей его развития и образовательных потребностей.
Адаптационная образовательная программа — документ, описывающий специальные образовательные условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения и воспитания на определенной ступени образования.
Адаптационная образовательная программа реализует индивидуальный образовательный маршрут ребенка в рамках образовательного учреждения.
Адаптационная образовательная программа разрабатывается для следующих категорий обучающихся:
1) Дети с ОВЗ, получающие образование в форме индивидуального обучения на дому, в том числе дети-инвалиды;
2) Дети с ОВЗ, получающие образование в форме дистанционного обучения, в том числе дети- инвалиды;
3) Дети с ОВЗ, выбравшие профессиональный профиль обучения;
4) Дети с ОВЗ, обучающиеся в форме очного обучения в рамках реализации инклюзивной практики.
Цели реализации адаптированной образовательной программы:
1. Реабилитационная («восстановление» уверенности в своих возможностях — «ситуация успеха»).
2. Стимулирующая (положительная внутренняя мотивация).
Задачи адаптированной образовательной программы:
— формирование учебных умений и навыков;
— овладение знаниями основ наук;
— активизация интереса к художественному и техническому творчеству, приобщение к культурным ценностям человечества;
— индивидуализация обучения, учитывая состояние их здоровья, индивидуально-типологические особенности.
Учебный план для учащихся с ограниченными возможностями здоровья составлен с учетом оптимального уровня общей нагрузки учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Учебный план определяет в соответствии с Федеральным базисным учебным планом перечень учебных предметов, обязательных для изучения на начальном общем и основном общем уровне образования, а также нормативы максимального объема учебной нагрузки учащегося. В учебном плане учтены интересы и возможности педагогического коллектива и учащегося, ресурсные возможности школы.
Адаптированная образовательная программа начального общего и основного общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья осваивается в очной форме обучения.
Основные принципы построения программы:
основные принципы дидактики; гуманизация и культуросообразность;
целостность и вариативность; индивидуализация и дифференциация;
преемственность; системность; открытость; творческая активность личности.
Здесь следует отметить, что разработка и реализация АОП для последней категории обучающихся в настоящее время можно отнести к инновационным технологиям профессиональной деятельности педагогов реализующих инклюзивную практику, т. е. обучающих детей с различными нарушениями развития в классе совместно с условно нормативными детьми. Поэтому в переходный период — на этапе обучения, внедрения и апробации деятельности по разработке и реализации адаптационных образовательных программ предлагают использовать менее «тяжелый» вариант — адаптационный образовательный план (АОп).
Адаптационный образовательный план — корректируемая часть адаптационной образовательной программы, структурированная программа действий администрации, учителей, специалистов психолого-педагогического сопровождения, родителей обучающегося воспитанника с ограниченными возможностями здоровья на некотором фиксированном этапе обучения (четверть, триместр, полугодие).
В соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 (далее — Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») установлено: «… содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида». В связи с этим, для получения общего образования детьми с ОВЗ в общеобразовательных организациях должны разрабатываться соответствующие адаптированные основные общеобразовательные программы (отдельными документами) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей.
Таким образом, Адаптированная образовательная программа является одним из индивидуально-ориентированных специальных образовательных условий, определяющих эффективность реализации образовательного процесса и социальной адаптированности ребенка в полном соответствии с его конкретными особенностями и образовательными возможностями. Реализация Адаптированной образовательной программы обучающегося с ОВЗ (инвалидностью) с одной стороны — соответствует государственной политике в области доступности и качества образования для всех категорий детей, нуждающихся в создании специальных образовательных условий, в том числе, в рамках инклюзивного (включающего) образования. С другой стороны — это система и направление деятельности педагогического коллектива образовательной организации, базирующаяся на определенных методологических и методических принципах, основным организационным механизмом которой является междисциплинарное и межведомственное взаимодействие.
С развитием интеграции школы будут вынуждены перестраиваться. Должны будут измениться и функции общеобразовательных и специальных школ. Однако, принимая решение о реорганизации школы, важно оценить его исходя из интересов ребенка — что позитивного получит конкретный человек? Разумеется, нельзя не учитывать и интересов работающих там педагогов. После реорганизации специальной школы не должен утратиться бесценный опыт, накопленный в ее стенах. Он должен целесообразно использоваться в массовых учебных заведениях. Воспитание детей со специальными образовательными потребностями должно опираться на общую программу воспитания, однако ее содержание должно быть адаптировано с учетом разных типологических и индивидуальных потребностей детей. На основе адаптированных программ в школах должны создаваться индивидуальные программы. Это новое, мало практикуемое в наших школах дело, однако, желая не только декларировать индивидуальный подход, но и реально помочь каждому ребенку, без создания индивидуальных программ не обойдется ни один педагог.
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273;
2. СанПиН 2.4.1.3049–13 от 15.05.2013 № 26.
3. Е. Р. Самсонова. Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе.