Адаптивное плавание для детей что это
Польза занятий в бассейне для детей с ОВЗ
Леся Струкова
Польза занятий в бассейне для детей с ОВЗ
МАДОУ №239 «Детский сад комбинированного вида»
Тема: «Польза занятий в бассейне для детей с ОВЗ»
Подготовили: инструктор по плаванию Струкова Леся Ивановна
Зачем ребенку нужен бассейн?
Родители часто выбирают для детей занятия плаванием: одни в качестве дополнительного времяпрепровождения, другие ради спортивных достижений, кто-то по рекомендации врачей. Через некоторое время все замечают положительный результат. Во-первых, ребёнок испытывает радость, во-вторых, он тренирует силу и выносливость, в-третьих, он обучается плавать и нырять, и у родителей появляется возможность не бояться за своего ребёнка на воде. А самое главное – это здоровье.
• закаливанию и укреплению иммунитета
• формированию правильной осанки
• укреплению нервной, дыхательной, сердечно-сосудистой систем профилактике плоскостопия
• повышению силы и выносливости мышц, улучшению координации
• улучшению сна и аппетита, формированию положительных эмоций
Что даёт ранее плавание детям?
Если ребенок попал в водную среду в раннем детстве, он освобождается от гравитации, которая сковывает его движения и начинает активно двигаться и резвиться.
Раннее плавание детей способствует быстрейшему их физическому и психомоторному развитию, снижению повышенного тонуса сгибательных мышц, что обеспечивает ускоренное формирование двигательных умений малыша.
Выполнение в воде физических упражнений вовлекает в процесс дыхания больший объём лёгких, способствует увеличению их жизненной ёмкости, улучшению обогащения крови кислородом. Всё это вместе с закаливающим действием воды является хорошей профилактикой заболеваний.
Помимо этого, при плавании кожа ребёнка испытывает благотворное массирующее воздействие воды, в связи с чем, улучшается кровообращение и укрепляется нервная система. И самое главное – детское плавание способствует появлению положительных эмоций.
Кому из ребятишек показано плавание?
Врачи рекомендуют занятия оздоровительным плаванием всем детям, у которых нет медицинских противопоказаний.
Как влияет плавание на умственное развитие?
Во время плавания в бассейне стимулируется моторика и включается в работу каждая часть тела.
Ребенок в воде вступает в другую среду, и изменение ощущений стимулирует весь организм, в том числе головной мозг.
Инструктор по плаванию и автор научных статей Дуглас Доман утверждает, что когда ребенок понимает, как задерживать свое дыхание, находясь под водой, он учится координировать свои конечности, чтобы намеренно направлять их туда куда он идет. Перемещая руки и ноги одновременно, ум ребенка развивает новые синапсы.
Многочисленные исследования доказали, что положительный эффект купания справедливо не только для здоровых малышей, но и для тех, у кого есть проблемы со здоровьем (неврологические проблемы или травмы головного мозга; синдром СДВГ, дети с аутизмом (сенсорная перегрузка); дети с нарушениями ОДА, синдромом Дауна и др.).
Здоровье таких детей значительно улучшается во время обучения плаванию.
В то время как дети, плавая улучшают свою физическую подготовку, приобретают терпение и целеустремленность, обучение плаванию также способствует повышению когнитивных способностей.
Чем полезно плавание для детей с нарушением ОДА?
Занятия плаванием детейс нарушением ОДА способствуют:
• преодолению слабости отдельных мышечных групп;
• улучшение подвижности в суставах;
• профилактика или разработка контрактур;
• нормализация тонуса мышц;
• улучшение мышечно-суставного чувства;
• формирование компенсаторной гипертрофии определенных мышечных групп;
• улучшение деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма;
• развитие предметно-манипуляционной деятельности рук;
• развитие зрительно-моторной координации;
• формирование вестибулярных и антигравитационных реакций, статодинамической устойчивости и ориентировки в пространстве;
• формирование различных опорных реакций рук и ног;
• общая релаксация тела и отдельных конечностей.
Чем полезно плавание для детей с нарушением речи?
• Теплая вода в бассейне способствует лучшей релаксации ребенка. Расслабление мышц упрощает речевые функции голосового аппарата. Водяные пары обеспечивают влажную мягкую среду, облегчающую дыхание, увлажняющую гортань, что способствует беспроблемному производству речи.
• Гидростатическое давление воды на уровне грудной клетки способствует тренировке вспомогательных дыхательных мышц и диафрагмы, основной мышцы, участвующей в дыхании при речи. Вода способна создавать нагрузку на грудную клетку, поддерживать шею и голову, тем самым обеспечивая лучшее позиционирование для челюсти и языка. Это способствует улучшению речевых навыков и способствует более понятной артикуляции. Логопедические упражнения, выполняемые в воде, способствуют развитию громкого и четкого голоса, тренируют ребенка произносить более длинные фразы.
• Серьезным препятствием для достижения успеха является естественная психологическая защита ребенка. Многие упражнения, которые ребенок не позволяет выполнить на суше, становится возможно выполнить благодаря тому, что в теплой воде ребенок расслабляется и успокаивается.
• Теплая вода в бассейне имеет тенденцию уменьшать тактильную защищенность ребенка. Это помогает детям переключить внимание на такие вещи, как вокальная и словесная имитация и речевое производство.
• Бассейн воспринимается детьми как пространство игры, а не лечения. Вода комфортна, приятна, обеспечивает естественную среду для проведения игр. Это дает прекрасную возможность развивать социальные навыки в обстановке комфорта и веселья.
1. Булгакова Н. Ж. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание. М., 2008.
2. Булгакова Н. Ж. Познакомьтесь – плавание. М., 2002.
6. Протченко Т. А., Ю. А.Семенов Обучение плаванию дошкольников и младших школьников: Практическое пособие. – М., 2003.
7. Фетисов А. М., Сайкин С. В. Плавание в комплексной реабилитации и социализации детей с ограниченными возможностями и отклонениями в состоянии здоровья. Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина, №12, 2014.
Бизиборд — радость и польза для детей » Знания и умения добытые самостоятельно, более глубоко проникают в сознание. «- говорила Мария Монтессори. Бизиборд именно такое пособие,.
Игры с водой в уличном бассейне для детей 1,5–2 лет Ребенок всегда с большим удовольствием играет с водой. Но это не только игровая деятельность, но еще и один из самых приятных способов обучения.
Конспект занятия в бассейне для детей средней группы «Путешествие по реке» Цель: упражнять в прыжках на воде, в погружении под воду, скольжении. Создать у детей радостное настроение; вызвать желание играть в воде.
Конспект занятия в бассейне для детей старшего дошкольного возраста «Задания морского царя Нептуна» Задания морского царя Нептуна Программные задачи: • Отрабатывать движения руками и ногами при плавании способом «Кроль». • Совершенствовать.
Конспект занятия в бассейне «Морское путешествие» для детей старшей группы Конспект занятия в бассейне для детей старшей группы «Морское путешествие» ЦЕЛЬ: закаливание и укрепление детского организма; создание основы.
Консультация для родителей «Какая польза для детей от игры с песком» Лето прекрасная пора, чтобы проводить больше времени на улице, гуляя со своими детьми. Ребята с удовольствием качаются на качелях, катаются.
Методические рекомендации для родителей «Польза занятий оригами для детей дошкольного возраста» Актуальность. Техника оригами – это очень интересный и важный для детей творческий процесс. Не перечислить всех достоинств оригами в развитии.
Консультация «Польза мозаики для детей раннего возраста» Польза мозаики для детей раннего возраста. Мозаика – это не просто детская игра, это волшебство, в процессе которого из маленьких кусочков.
Стихотворения для детей 4–8 лет на тему «Какая польза от игры»? Уважаемые товарищи воспитатели и педагоги начальных классов, Вы, знаете намного лучше меня, что дети быстрее познают окружающий мир через.
Разработка методики адаптивного плавания для детей дошкольного и младшего школьного возраста
Екатерина Бирюлина
Разработка методики адаптивного плавания для детей дошкольного и младшего школьного возраста
Адаптивное плавание представляет собой комплекс упражнений спортивно-оздоровительного характера, влияющих на формирование правильной двигательной активности.
Основные слова: методика, адаптивное плавание, заболевания опорно-двигательного аппарата, нарушение осанки.
В наше время одной из важнейших проблем является проблема здоровья подрастающего поколения. Большинство детей дошкольного и раннего школьного возраста имеют нарушения осанки и неравномерное развитие мышечного каркаса.
Во многом это является следствием того, что большинство детей ведут сидячий образ жизни, постоянное сидение за компьютерами, на занятиях, за любыми другими техническими средствами. В школах или детских садах не используются методики, направленные на исправления осанки и улучшения трофики в мышцах. Дети мало заинтересованы в занятиях физическими упражнениями или любыми разновидностями подвижных игр. Данная проблема характерна для детей во многих городах и деревнях.
Умение плавать – жизненно важный для каждого человека навык. Плаванием могут заниматься люди всех возрастов, начиная с дошкольного. Кроме этого плавание является одним из самых эффективных средств коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата, в том числе и нарушений осанки. Для лиц с серьезными нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, для инвалидов в реабилитационных центрах, больницах, профилакториях и иных учреждениях эффективным средством лечения и восстановления является адаптивное плавание.
Адаптивное плавание предназначено для реабилитации и адаптации к нормальной социальной жизни, применяя комплекс спортивно-оздоровительного характера. Оно влияет на формирование двигательной активности, как биологического и социального факторов воздействия на организм и личность человека.
Однако в пос. Светлый существует проблема отсутствия специализированных организаций по работе в сфере адаптивной физической культуры и приводящихся в них мероприятий, ни одна специализированная школа по плаванию не создает возможности для работы с детьми по данному направлению. Такая возможность, представлена в МАДОУ № 3, где для обучения выделено время и возможность для занятий адаптивной физической культурой. При этом в литературе встречается недостаточно информации о методиках адаптивного плавания для детей дошкольного возраста с нарушениями осанки и функций мышечной системы в условиях малогабаритного бассейна (длина 12,5 м).
В связи с этим целью исследования стала разработка методики адаптивного плавания для детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями в работе опорно-двигательного аппарата.
Занятия проводятся в бассейне 12,5 м, нормированная нагрузка 2 раза в неделю по 30 мин, из которых большая часть направлена на развитие мышц верхнего плечевого пояса, спины, брюшного пресса. Занятия проводятся на суше у бортика бассейна и непосредственно в воде. Температура воды составляет 29-32 С.
Во время плавания ребенок находится в состоянии гидростатической невесомости, что разгружает опорно-двигательный аппарат, снижая давление на него веса тела; создает условия для корригирования нарушений осанки [3]. 197
Для улучшения эффективности использования адаптивного плавания, как средства исправления осанки используются упражнения силового характера с собственным весом, а также упражнений на гибкость.
План занятий адаптивнойфизической культурой на суше:
• Приседания 3х10 раз
• Прыжки на скакалке 3х15 раз
• Наклоны в стороны 3х 8 раз
• Брюшной пресс 3х10-12раз
• Приседания на одной ноге 3х5-7раз
• Имитация гребковых движений
• Гиперэкстензия 3х15сек через 40 сек отдыха
• Наклон вперед 3х10 сек
• Стойка на коленях, прогнуться вперед и назад 3х5 раз
План занятий адаптивной физической культурой в плавательном бассейне:
1. Работа ногами кролем на груди у бортика.
2. Удержание положения на воде «Морская звезда»
3. Удержание положения на воде «Поплавок»
4. Плавание кролем на груди в ластах
5. Плавание кролем на спине в ластах
6. Плавание кролем на груди с доской
7. Плавание кролем на спине с доской
8. Обучение скольжению под водой, руки натянуты за головой
9. Свободное плавание.
10. Использование различных игр, направленных на работу мышц спины и брюшного пресса.
Занятия плаванием создают благоприятные условия для работы сердечно-сосудистой системы, поскольку в воде физические нагрузки происходят в антигравитационных условиях при отсутствии статического напряжения – уменьшается периферическое сопротивление стенок сосудов, нормализуется сердечный ритм, снижается артериальное давление, снижается нагрузка на опорно-двигательный аппарат.
Находясь в водной среде тренируется механизм терморегуляции, из-за высокой тепло проводимости воды, систематическое посещения бассейна уменьшает риск появления простуды. Очень важно развитие суставов, укрепление мышц верхнего плечевого пояса и ног, что играет не мало важную руль в развитии опорно-двигательного аппарата и осанки.
При плавании повышается эластичность ткани легких, тренируются бронхи и альвеолы, увеличиваются показатели ЖЕЛ, абсолютная и относительная величина показателя МПК, увеличивается подвижность грудной клетки. Обучение правильному дыханию (длительный выдох в воду) во время выполнения упражнений обеспечивает хорошую физическую работоспособность, а также снижает артериальное давление [3]. 198 Данная методика внедрена в программу обучения и оздоровления детей в МАДОУ №3.
Плавание в дошкольном учреждение не мало важно, так как это дает основу умения держаться на воде, имеет закаливающий эффект и укрепляет мышечный каркас ребенка. Использование различных дидактических упражнений и игр на воде развивают детское воображение, а также имеют направленность на правильное поведение на воде.
1. Булгакова Н. Ж. Методика обучения технике плавания: Метод, разработка для слушат. фак. усовершенствования / Булгакова Н. Ж. М. : ГЦОЛИФК, 1980.
2. Булгакова Н. Ж. Обучение плаванию детей младшего школьного возраста (7-10 лет): дис.. канд. пед.наук: В 2-х ч. /Булгакова Н. Ж. ; ГЦОЛИФК, 1954.
3. Викулов А. Д. Плавание: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. Д. Викулов. – М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.
4. Информация по реабилитации инвалидов – колясочников [Электронный ресурс]: URL: http://aupam.narod.ru/pages/fizkult/kod_dikulya/ page_01.htm (дата обращения 27 сентября 2014).
Игровые упражнения при обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста боевым искусствам Основной задачей работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста является обеспечение всестороннего развития организма, увеличение.
Игры с коллективными ответами для детей дошкольного и младшего школьного возраста ИГРА «ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО»Я люблю прямоту, я сама прямая. Сделать ровную черту всем я помогаю. Что-нибудь без меня начертить сумей-ка, Угадайте-ка,.
Консультация для родителей детей дошкольного и младшего школьного возраста «Новогодняя ёлка у вас дома» Шумные и весёлые новогодние праздники с представлениями и подарками общеприняты во всех образовательных дошкольных и школьных учреждениях,.
Рассказ «Зимние забавы» для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Шёл декабрь – первый зимний месяц. На дворе по-зимнему было бело, в этот год снег шёл очень часто. Его было много. Он так и искрился, сверкал.
Сценарий викторины «Двойная жизнь животных» для детей дошкольного и младшего школьного возраста В викторине нужно отгадать слова, которые совпадают с названиями самых разных живых существ. 1. Галстук (Бабочка) 2. Зарубежная фирма.
Весёлые тесты для детей дошкольного и младшего школьного возраста с ответами Описание: данный материал можно использовать воспитателям, учителям начальных классов и педагогам дополнительного образования для проведения.
Адаптивное плавание
Адаптивная физическая культура (сокр. АФК) в рамках инклюзивного образования – это комплекс мер в образовательном учреждении спортивно-оздоровительного характера, направленных на формирование здорового образа жизни, развитие физических возможностей, профилактику прогрессирования основного заболевания (дефекта), нарушений развития детей с особыми образовательными потребностями (детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с особенностями развития), создание условий для их эффективной социальной адаптации.
Одной из основных форм АФК является – адаптивный спорт.
В адаптивном спорте применяются различные виды: одни из них полностью перенесены от здоровых людей, другие адаптированы (приспособлены к ограниченным возможностям инвалидов), третьи – специфические, специально созданные для них. Прежде всего выбор вида спорта зависит от степени и уровня поражения, показаний и противопоказаний, с учетом спортивно-медицинской классификации.
Адаптивное плавание – это физкультурно-спортивная водная дисциплина, для которой разработаны специальные программы и нормативы, учитывающие особенности и возможности лиц с ментальными нарушениями.
Плавание характеризуется сочетанным воздействием на организм движений и пребывания в водной среде. При этом активизируется гемодинамика, повышается обмен веществ, облегчаются движения атрофичными мышцами. Плавание значительно снижает опорную нагрузку на позвоночник и нижние конечности. Применяется с целью улучшения функции кардиореспираторной системы. Это происходит, благодаря ритмичной работе мышц, при этом улучшается сердечная деятельность, повышается подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких. В следствии высокого сопротивления воды и активного чередования напряжения и расслабления разных групп мышц, плавание увеличивает их выносливость и силу.
Занятия физической культурой являются для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями факторами улучшения самочувствия, повышения уровня здоровья и уровня физической подготовленности, удовлетворения потребности в общении, расширения круга знакомств, самореализации при занятии спортом.
В каждой группе обучающиеся распределяются по классам в соответствии с их функциональными возможностями, а не категориями инвалидности.
Главным критерием распределения группы обучающихся на классы является уровень их физической подготовленности и функциональных возможностей. Особенности нозологии занимающихся учитываются при подборе индивидуальных методических приемов в процессе занятий.
Состав классов, занимающийся может со временем меняться в зависимости от динамики их функционального состояния в процессе занятий.
Данная программа предназначена для лиц с ограниченными возможностями здоровья (III подготовительная группа) и инвалидов, состоящих в следующих функциональных классах:
• лица с поражением опорно-двигательного аппарата;
• лица с нарушением зрения;
• глухонемые.
При объединении в одну группу детей, имеющих разные по тяжести поражения (класс) число обучающихся в группе должно составлять не более 8 человек на одного тренера-преподавателя. Срок обучения 1 год.
Педагоги
Содержание программы
Учебно-тематический план.
При организации учебной работы необходимо иметь следующие документы: программа, учебно-тематическое планирование и расписание занятий.
Тренеры-преподаватели должны иметь конспекты занятий, вести журнал учёта учебно-тренировочной и воспитательной работы.
Планирование тренировочного процесса
Все занятия состоят из 3-х частей – подготовительной (разминки), основной и заключительной (растяжка).
В подготовительной части решаются две задачи: разогревания и подведению к решению основной части занятия. Для решения первой задачи применяются упражнения, способствующие повышению температуры тела и скелетных мышц, что приводит к усилению кровообращения и дыхания, подвижности в суставах и т.п., что необходимо для выполнения заданий основной части. Для разогревания используют общеподготовительные упражнения – легкий бег, общеразвивающие упражнения, в которых вначале участвует небольшое количество мышечных групп, затем следует переходить к упражнениям, в которых задействовано все большее и большее их количество. Длительность этой части разминки во многом зависит от возраста занимающихся и условий проведения занятий.
Во второй части разминки выполняются упражнения, помогающие настроиться на выполнение задач основной части занятия.
В основной части занятия решаются задачи конкретного тренировочного характера: обучения техническому действию или тактико-технических действий, управление развитием физических качеств.
В заключительной стадии необходимо решать задачу восстановления, занимающегося после выполненной им работы в основной части занятий. В этой части всю работу надо выполнять в спокойном, равномерном темпе, включать выполнение упражнений на расслабление, растягивание.
Занятие включает в себя психологическую, теоретическую, техническую и физическую подготовку. Каждый из этих видов подготовки имеет определенное содержание и характеризуется рядом требований.
Психологическая подготовка представляется педагогическими воздействиями, которые обеспечивают формирование у обучающихся определенных психологических, социально-моральных и личностных качеств. Занимаясь в группе, обучающиеся вступают в отношения с педагогом и с коллективом, подвергаясь воздействиям с их стороны, и, в свою очередь, влияя на коллектив.
К основным методам психологической подготовки относятся беседы, педагогическое внушение, убеждение. В процессе психологической подготовки должны формироваться такие качества, как целеустремленность, настойчивость, воля к победе, выдержка, самообладание, способность предельно мобилизовать свои возможности.
Теоретическая подготовка идет одновременно с практической во всех разделах программы и является их неотъемлемой составной частью. Общеразвивающие упражнения, как движения отдельных частей тела и их сочетаний, выполняемые с различной амплитудой, частотой и степенью мышечных напряжений, широко применяются на всех этапах подготовки детей.
Техническая подготовка включает в себя разъяснение обучающимся правил работы с инвентарем (ласты, лопатки, плавательные доски, гантели и др.), применяемым на занятии, и спортивным оборудованием.
Цели программы
Цель программы: обеспечение передачи и усвоения практических знаний и умений в процессе формирования плавательного навыка, с целью развития общественной и двигательной активности ребенка с ограниченными возможностями.