Адекватность эмоциональных реакций у ребенка речевая карта что писать

Речевая карта (Форма№1)

Адекватность эмоциональных реакций у ребенка речевая карта что писать. Смотреть фото Адекватность эмоциональных реакций у ребенка речевая карта что писать. Смотреть картинку Адекватность эмоциональных реакций у ребенка речевая карта что писать. Картинка про Адекватность эмоциональных реакций у ребенка речевая карта что писать. Фото Адекватность эмоциональных реакций у ребенка речевая карта что писать Адекватность эмоциональных реакций у ребенка речевая карта что писать. Смотреть фото Адекватность эмоциональных реакций у ребенка речевая карта что писать. Смотреть картинку Адекватность эмоциональных реакций у ребенка речевая карта что писать. Картинка про Адекватность эмоциональных реакций у ребенка речевая карта что писать. Фото Адекватность эмоциональных реакций у ребенка речевая карта что писать Адекватность эмоциональных реакций у ребенка речевая карта что писать. Смотреть фото Адекватность эмоциональных реакций у ребенка речевая карта что писать. Смотреть картинку Адекватность эмоциональных реакций у ребенка речевая карта что писать. Картинка про Адекватность эмоциональных реакций у ребенка речевая карта что писать. Фото Адекватность эмоциональных реакций у ребенка речевая карта что писать Адекватность эмоциональных реакций у ребенка речевая карта что писать. Смотреть фото Адекватность эмоциональных реакций у ребенка речевая карта что писать. Смотреть картинку Адекватность эмоциональных реакций у ребенка речевая карта что писать. Картинка про Адекватность эмоциональных реакций у ребенка речевая карта что писать. Фото Адекватность эмоциональных реакций у ребенка речевая карта что писать

* Не понимает обращенной к нему речи

• Понимание обращенной к ребенку речи ограничено хорошо знакомой ему ситуацией общения; ребенок способен выполнять только элементарные слозесные инструкции

• Понимание обращенной к ребенку речи ограничено обиходно-бытовой тематикой; ребенок способен выполнять достаточно сложные речевые инструкции

• Понимание обращенной к ребенку речи в полном объеме

1.2 Характеристика экспрессивной речи

* Полное отсутствие звуковых и словесных средств общения

* Произносит отдельные звуки, звукокомплексы

* Произносит несколько лепетных, общеупотребительных слов и звукоподражательных комплексов

« В речи присутствуют лепетные слова и звукоподражания, при этом активно используются невербальные средства общения (выразительная мимика, жесты, интонация)

• Словарный запас состоит в основном из слов, обозначающих предметы,объем глагольного словаря резко ограничен; для осуществления своего коммуникативного намерения ребенок использует общеупотребительные слова, простые деграмматикализированные фразы

• Речь ребенка характеризуется достаточным объемом вербальных средств, позволяющих осуществлять полноценную коммуникацию

* Фонационная сторона речи характеризуется большим количеством антропофоничесих (фонетических) дефектов, смешениями, искажениями, заменами звуков, несоблюдением слоговой структуры слова, орфоэпических норм языка; просодическая организация речи характеризуется слабой модуляцией голоса, неадекватным интонационным оформлением высказывания; речь невнятная, «смазанная», малопонятная для окружающих

*• Произносительная сторона речи характеризуется фонетико-фонологическими дефектами: искажениями звуков, взаимозаменами, недостатками просодического оформления речи; фонематический слух нарушен/нарушен незначительно; разборчивость речи несколько снижена, речь нечеткая

• Фонационная сторона речи не нарушена

* В контакт не вступает, не обращает внимание и не отвечает на инициативу взрослого, в ответ на попытки со стороны взрослого наладить контакт проявляет негативные эмоции (плачет, кричит) или остается безучастным

* Контакт формальный, чисто внешний

* В контакт вступает не сразу, с большим трудом, не проявляет в нем заинтересованности, изредка откликается на инициативу взрослого, часто отвлекается, игнорирует обращения к нему

* Контакт избирательный, только с определенными людьми и в определенных ситуациях; в зависимости от этого проявляет либо положительные (улыбка,смех, движения на встречу), либо отрицательные (крик, плач, агрессивные действия) эмоции

• Легко и быстро устанавливает контакт, проявляет в нем заинтересованность, охотно выполнит просьбы и инструкции взрослого, откликаясь положительными эмоциями; следит за выражением лица другого человека, чутко реагируя на него

* Эмоциональные реакции при общении со взрослыми выражены слабо, отличаются однообразием, преобладанием отрицательных эмоций

* Проявляет индифферентность и неадекватность эмоций при общении с другими людьми, эмоциональный фон отличается лабильностью и недифференцированностью

* Эмоциональный фон характеризуется повышенной возбудимостью, раздражительностью, наблюдаются колебания настроения, капризность

* Характерна общая эмоциональная активность, реакции адекватны, устойчивы, дифференцированы в зависимости от ситуации

* Общение слабо выражено и реализуется посредством недифференцированных движений тела в сочетании с невыразительной улыбкой и криком

® Общение осуществляется посредством движений тела, головы, улыбки, голосовых реакций

* Общение осуществляется посредством дифференцированных голосовых и мимических реакций, выразительного взгляда, естественных и специальных жестов

* Общение осуществляется с помощью вербальных средств

* Полное отсутствие навыков самообслуживания и мотивации к их освоению

Адекватность эмоциональных реакций у ребенка речевая карта что писать. Смотреть фото Адекватность эмоциональных реакций у ребенка речевая карта что писать. Смотреть картинку Адекватность эмоциональных реакций у ребенка речевая карта что писать. Картинка про Адекватность эмоциональных реакций у ребенка речевая карта что писать. Фото Адекватность эмоциональных реакций у ребенка речевая карта что писать

* Элементарные навыки частично сформированы; при малейшем затруднении ребенок отказывается от их тренировки; выполнение действий характеризуется неловкостью

* Владение навыками с небольшой помощью взрослого

* Навыки самообслуживания сформированы в необходимом объеме

3. Познавательное развитие

* Низкая концентрация и неустойчивость внимания

* Внимание не устойчивое, поверхностное, ребенок очень быстро истощается

* Наблюдаются трудности концентрации произвольного внимания

* Внимание недостаточно устойчивое ® Внимание устойчивое

3.2.Познавательная активность и мотивация деятельности

* Крайне низкая познавательная активность и мотивация к предметной, предметно-игровой деятельности

* Низкая познавательная активность и мотивация к различным видам деятельности, наблюдается немотивированная избирательность познавательной активности

* Отмечается некоторая недостаточность познавательной активности и мотивации к предметной деятельности

* Ярко выраженная познавательная активность и мотивация к предметной, предметно-игровой деятельности

3.3.Адекватность и характер деятельности

* Интереса к игрушкам не проявляет

* Проявляет поверхностный, очень нестойкий интерес к игрушкам, предметам

* Недостаточно стойкий интерес к игрушкам и предметам

* Проявляет стойкий избирательный интерес к игрушкам, охотно включается в совместную игру со взрослым

* Совершает неадекватные действия с предметами

* Игрушки использует адекватно

* Совершает недиффиринцированные манипуляции

* Совершает специфические манипуляции: учитывает только физические свойства предметов

* Совершает осознанные предметные действия-использует предметы в соответствии с их функциональным назначением

3 Запас знаний об окружающем мире:

» Запас знаний об окружающем мире крайне низкий

* Запас знаний об окружающем мире ниже возрастной нормы

* Запас знаний об окружающем мире соответствует возрасту

* Сформировано/ не сформировано зрительное сосредоточение

* Визуальное прослеживание движения объекта в пространстве: фрагментарное/плавное

* Узнает/ не узнает, различает/ не различает близких и чужих людей

* Зрительное изучение людей, игрушек, окружающих предметов, находящихся в поле зрения, удаленных предметов, произвольное перемещение взгляда с одного предмета на другой

* Доступно/ не доступно узнавание, различение знакомых предметов, игрушек на картинках с реалистичным изображением одного предмета

3.5.2.Восприятие пространственных отношений:

* Знает/не знает части тела и лица

* Ориентируется/слабо ориентируется/не ориентируется в схеме собственного

* Доступно/не доступно восприятие целостного образа предмета

в Дифференцирует/ не дифференцирует понятия пространства

* Сформирован/не сформирован конструктивный праксис

4.2.Сформированность целенаправленных движений

* Основные двигательные навыки сформированы/сформированы недостаточно/не сформированы

* Наблюдаются нарушения первичной моторной функции снижение силы; нарушения тонуса: спастичность/гипотония/дистония: нарушения координации движения (атаксия); непроизвольные насильственные движения (гиперкинезы лица и языка)

* Наблюдаются нарушения отдельных аспектов сенсомоторной функции: нарушения схемы тела, нарушения зрительно-моторной координации;

моторные диссоциации: содружественные движения (синкинезии), нарушения согласованности действий рук

* Наблюдаются диспраксические (апраксические) расстройства: конструктивной деятельности (конструктивная диспраксия); артикуляционного аппарата (оральная диспраксия); формирования навыков рисования и письма (графомоторная диспраксия); наблюдаются нар) шения восприятия и выражения эмоций

5.Состояние артикуляционного аппарата

» Строение артикуляционного аппарата нарушено/не наршуено в Двигательные функции артикуляционного аппарата нарушены/не нарушены

Речевое дыхание, голосообразование и просодические компоненты речи нарушены/не нарушены: речевое дыхание свободное, голос хорошо модулированный, сильный, звонкий

Источник

Образец заполнения Речевой карты

1. Фамилия, имя, возраст_____________________________________________________________

2. Школа__________________________________ класс___________________________________

4. Домашний адрес__________________________________________________________________

5. Дата зачисления на логопедический пункт____________________________________________

6. Успеваемость по родному языку____________________________________________________

7. Заключение психоневролога________________________________________________________

__________________________________________________________________________________8. Данные о ходе развития речи. Анамнез.______________________________________________

9. Состояние слуха, зрения___________________________________________________________

10.Состояние артикуляционного аппарата (строение, подвижность)________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11.Общая характеристика речи_______________________________________________________

а) словарный запас__________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________б) грамматический строй____________________________________________________________

в) состояние звукопроизношения______________________________________________________

г) фонематическое восприятие________________________________________________________

д) слоговая структура слова__________________________________________________________

е) темп и внятность речи_____________________________________________________________

12.Уровень сформированнности навыков анализа и синтеза звукового состава слова__________

13.Письмо. Наличие и характер специфических ошибок.__________________________________

а) характеристика владения техникой чтения____________________________________________

б) ошибки при чтении_______________________________________________________________

в) понимание прочитанного__________________________________________________________

а) предполагаемая причина; выраженность заикания; ситуации, усугубляющие его проявление

б) сформированность языковых средств (произношение, словарь, грамматический строй)______

в) особенности общего и речевого поведения (организованность, общительность, замкнутость, импульсивность)_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

16.Краткая характеристика ребёнка по данным педагогических наблюдений (организованность, самостоятельность, устойчивость внимания, работоспособность, наблюдательность, отношение к своему дефекту)__________________________________________________________________

18.Результаты исправления речи (отмечаются в карте к моменту выпуска учащихся из логопе- дического пункта)__________________________________________________________________

1. Фамилия, имя, возраст _____________________________________________________________

2. Школа – ____________________ класс ___

3. Домашний адрес __________________________________________________________________

4. Дата зачисления на логопедический пункт15.09.2014 г.

5. Успеваемость по родному языкуначало учебного года

6. Заключение психоневрологана учёте не состоит/_____________________________________

Данные о ходе развития речи. Анамнез

А)Наследственные, нервно-психические, соматические, хронические заболевания у родителей: данные: со слов; по документам (подчеркнуть); данных нет; наследственность отягощена нервно-психическими заболеваниями (конкретизировать): неврозы, психозы, логоневрозы и др.; наследственность отягощена хроническими заболеваниями (конкретизировать): сердечно-сосудистые, эндокринные и др. заболевания; наследственность отягощена соматическими заболеваниями (конкретизировать); наличие алкоголизма у родителей; характерологические особенности матери и отца _______________________________________________________________________________

Б) Речевая среда: благополучная; ускоренный темп речи у родителей или близких родственников; задержка речевого развития у родителей; заикание у родителей, сестер, братьев; контакт с заикающимися или лицами с другой речевой патологией; нарушение звукопроизношения у родителей или близких родственников; наличие двуязычия – какой язык преобладает в общении ___________________________________________________________________________________

9. Состояние артикуляционного аппарата (строение, подвижность):

Прикуса: окклюзии, т.е. особенности соотношения и смыкания верхней и нижней челюстей; прямой, глубокий, переднеоткрытый, боковой открытый односторонний или двухсторонний, перекрестный, прогения, прогнатия,

Челюстей: особенности размера и формы, наличие сужения и расширения верхней и нижней челюсти; наличие или отсутствие смещения нижней челюсти – в состоянии покоя или при движении; направление смещения: вперед, назад, вбок – левостороннее или правостороннее смещение,

Языка: нормальное строение и размеры языка, складчатый, раздвоенный кончик макроглоссия, микроглоссия;

Подъязычной связки: нормальная длина и строение уздечки языка, короткая /укороченная, толстая /утолщенная подъязычная связка; наличие послеоперационного узла,

Твердого неба: нормальное, куполообразное; высокое, «готическое»; низкое, плоское; наличие расщелин и их характер: расщелина сквозная /несквозная, односторонняя /двусторонняя, полная /неполная, сумбукозная,

Мягкого неба: нормальное или укороченное; отсутствие, укорочение, раздвоение маленького язычка; рубцовые изменения мягкого неба и боковых стенок глотки; наличие послеоперационных щелей; срастание мягкого неба с дужками, миндалинами или с задней стенкой глотки,

Губ: нормальное строение, тонкие, утолщенные; укорочение верхней губы, расщелина верхней губы: частичная /полная, односторонняя /двусторонняя; наличие послеоперационных рубцов; короткая /укороченная уздечка верхней /нижней губы, наличие послеоперационного узла после проведения пластики уздечки губы.

состояние тонуса мышц органов артикуляции (норма, дистония, гипотония, спастичность);

подвижность артикуляционных органов (норма, недостаточна, строго ограничена);

неврологический синдром в артикуляционной моторике (отсутствует, спастический парез, тонические нарушения управления речевой деятельностью типа ригидности, гиперкинезы, атаксия, апраксия);

состояние глоточного и небного рефлексов (норма, повышен, понижен);

наличие /отсутствие патологических рефлексов орального автоматизма (гиперсаливация, слюноотделение в норме; усиливается при определенных условиях; постоянная);

подвижность нижней челюсти (строго ограничена; недостаточно – объем артикуляционных движений неполный, амплитуда движений снижена; нормальная), отмечается наличие смещения нижней челюсти в состоянии покоя, при закрытом рте и сомкнутых челюстях, при широко открытом рте в движении

движения и тонус язычной мускулатуры (спастичность, гипотония, дистония, норма), подвижности (строго ограничена; недостаточна – объем артикуляционных движений неполный, амплитуда движений снижена; нормальная), отмечается наличие гиперкинезов, тремора, девиации (отклонения в сторону) языка

тонуса мягкого неба (спастичность, гипотония, дистония, норма) и подвижности (строго ограниченная, недостаточная, норма), отмечается наличие отклонения всего мягкого неба или его язычка в сторону, отсутствие или недостаточное смыкание мягкого неба с задней стенкой глотки.

10. Словарный запас:

объем словаря (ограниченность, бедность, соответствие словаря возрастной норме);

резкое расхождение объема пассивного и активного словаря;

неточность употребления слов, многочисленные вербальные парафазии (смешения слов по родовидовым отношениям, замена обобщающих понятий словами конкретного значения);

несформированность семантических полей;

трудности актуализации слов (особенно предикативного – глаголов, прилагательных);

трудности классификации слов на основе семантических признаков (семантически далеких и близких).

11. Грамматический строй:

морфологические и синтаксические аграмматизмы;

владение синтаксическими конструкциями не соответствует возрастной норме;

ограничено понимание и передача в самостоятельной речи смысловой связи слов;

нарушения в овладении морфологическими и синтаксическими единицами (пропуск членов предложения; нарушение порядка слов в предложении; нарушение грамматических связей между словами; трудности в словообразовании; трудности в словоизменении);

своеобразное употребление грамматических категорий (замены окончаний; их нерегулярное использование; неправильное воспроизведение фонетического состава грамматических морфем).

фонетический строй сформирован достаточно /изолированно произносит все звуки правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи /фонетические (антропофонические) дефекты звукопроизношения – искажения: усредненность гласных; недостаток произношения свистящих; недостаток произношения шипящих; недостаток произношения сонорных; недостаток произношения губно-губных; недостаток произношения губно-зубных; недостаток произношения средненебных; недостаток произношения заднеязычных; недостаток произношения твердых согласных; недостаток произношения звонких согласных /фонологические дефекты (нарушение дифференциации звуков) – их замены.

Степень разборчивости речи: разборчивость речи не нарушена; разборчивость речи несколько снижена, речь не четкая; речь невнятная, смазанная, малопонятная для окружающих.

Мелодико-интонационная сторона речи: не нарушена; слабая выраженность голосовых модуляций (голос монотонный, маломодулированный); отсутствие голосовых модуляций (голос не модулированный); нарушение интонационного оформления речи.

Темп речи: нормальный (N); ускоренный (тахилалия); замедленный (брадилалия); запинки; заикание.

Ритм речи: нормальный (N); дисритмия; растянутый, скандированный, зависит от проявления гиперкинезов.

Паузации (правильность расстановки пауз в речевом потоке): правильная; нарушенная (деление слов паузой на слоги, деление слогов на звуки; излишне частая паузация, излишне редкая).

Слоговая структура слова

Воспроизведение слоговой структуры слова, его звуконаполняемости: парафазии (замены звуков, слогов), элизии (пропуски звуков, слогов), итерации (повторения звуков, слогов), контаминации (часть одного слова соединяются с частью другого), персеверации (отсроченное повторение), перестановки звуков, слогов, антиципации (замены предшествующих звуков последующими).

Ритмический рисунок слова: воспроизводит правильно /воспроизводит с ошибками.

14.Уровень сформированнности навыков анализа и синтеза звукового состава слова

Фонематический анализ: (сформирован; недостаточен; не сформирован).

Фонематический синтез: (сформирован; недостаточен; не сформирован).

Фонематические представления: (сформированы; недостаточны; не сформированы

а) характеристика владения техникой чтения_________________________________________________________________

б) ошибки при чтении_____________________________________________________________________________________

в) понимание прочитанного________________________________________________________________________________

а) предполагаемая причина; выраженность заикания; ситуации, усугубляющие его проявление

б) особенности общего и речевого поведения (организованность, общительность, замкнутость, импульсивность)__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

18 .Краткая характеристика ребёнка по данным педагогических наблюдений

внимание устойчивое (неустойчивое)

взгляд фиксирует (не фиксирует);

переключаемость с одного объекта на другой легкая (замедленная, быстрая, затрудненная, застревание);

общий уровень развития произвольного внимания (соответствует возрасту; низкий; не сформировано);

слабая концентрация внимания;

общий уровень произвольного внимания (соответствует возрасту, низкий; произвольное внимание не сформировано).

познавательной активности – высокий, снижен, низкий, требует развития;

сформированность умственных операций (анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение, причинно-следственные связи, абстрагирование) – сформированы, недостаточно сформированы, трудности в формировании, требуют коррекции);

преобладание формы мышления – наглядно-действенное мышление, наглядно-образное, логическое, словесно-логическое.

запоминание произвольное /непроизвольное;

быстрое запоминание /медленное, с трудом;

снижение объема памяти /ограничение; длительное запоминание /быстрое забывание; трудности в запоминании (новых слов, словосочетаний, синтаксических конструкций, текстового материала);

непрочное сохранение; неточное воспроизведение (точное).

19.Заключение учителя-логопеда __________________________________________________________________________

20 .Результаты исправления речи (отмечаются в карте к моменту выпуска учащихся из логопедического пункта) ________________________________________________________________________________________________________

Фамилия, имя _________________________________________________

Дата обследования _____________________________________________

Наследственные, нервно-психические, соматические, хронические заболевания у родителей: данные: со слов; по документам (подчеркнуть); данных нет; наследственность отягощена нервно-психическими заболеваниями (конкретизировать): неврозы, психозы, логоневрозы и др.; наследственность отягощена хроническими заболеваниями (конкретизировать): сердечно-сосудистые, эндокринные и др. заболевания; наследственность отягощена соматическими заболеваниями (конкретизировать); наличие алкоголизма у родителей; характерологические особенности матери и отца ______________________________________________________________________________________

Речевая среда : благополучная; ускоренный темп речи у родителей или близких родственников; задержка речевого развития у родителей; заикание у родителей, сестер, братьев; контакт с заикающимися или лицами с другой речевой патологией; нарушение звукопроизношения у родителей или близких родственников; наличие двуязычия – какой язык преобладает в общении _________________________________________________________________

Беременность по счету ____________________________________________________________

Как протекала ___________________________________________________________________

Когда закричал __________________________________________________________________

— стал держать головку ____________________________________________________________

Раннее речевое развитие:

— первые слова ___________________________________________________________________

— не прерывалось ли речевое развитие _______________________________________________

после 1 года ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Состояние слуха и зрения ребенка (в соответствии с данными медицинской карты) – соответствуют норме/не соответствуют норме __________________________

внимание устойчивое (неустойчивое)

взгляд фиксирует (не фиксирует);

переключаемость с одного объекта на другой легкая (замедленная, быстрая, затрудненная, застревание);

общий уровень развития произвольного внимания (соответствует возрасту; низкий; не сформировано);

слабая концентрация внимания;

общий уровень произвольного внимания (соответствует возрасту, низкий; произвольное внимание не сформировано).

познавательной активности – высокий, снижен, низкий, требует развития;

сформированность умственных операций (анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение, причинно-следственные связи, абстрагирование) – сформированы, недостаточно сформированы, трудности в формировании, требуют коррекции);

преобладание формы мышления – наглядно-действенное мышление, наглядно-образное, логическое, словесно-логическое.

запоминание произвольное /непроизвольное;

быстрое запоминание /медленное, с трудом;

снижение объема памяти /ограничение; длительное запоминание /быстрое забывание; трудности в запоминании (новых слов, словосочетаний, синтаксических конструкций, текстового материала);

непрочное сохранение; неточное воспроизведение (точное).

Произвольная мимическая моторика:

отмечаются особенности естественной мимики: мимика живая, выразительная, отражающая эмоциональное состояние ребенка; мимика невыразительная;

лицо гипомимичное, «маскообразное», отмечается неврологическая симптоматика в лицевой мускулатуре.

состояние тонуса лицевой мускулатуры (спастичность, гипотония, дистония, норма; гипомимия (недостаточность мимической моторики);

сглаженность носогубных складок;

оральные синкинезии; асимметрия лица;

состояние тонуса мышц органов артикуляции (норма, дистония, гипотония, спастичность);

подвижность артикуляционных органов (норма, недостаточна, строго ограничена);

неврологический синдром в артикуляционной моторике (отсутствует, спастический парез, тонические нарушения управления речевой деятельностью типа ригидности, гиперкинезы, атаксия, апраксия);

состояние глоточного и небного рефлексов (норма, повышен, понижен);

наличие /отсутствие патологических рефлексов орального автоматизма (гиперсаливация, слюноотделение в норме; усиливается при определенных условиях; постоянная);

подвижность нижней челюсти (строго ограничена; недостаточно – объем артикуляционных движений неполный, амплитуда движений снижена; нормальная), отмечается наличие смещения нижней челюсти в состоянии покоя, при закрытом рте и сомкнутых челюстях, при широко открытом рте в движении

движения и тонус язычной мускулатуры (спастичность, гипотония, дистония, норма), подвижности (строго ограничена; недостаточна – объем артикуляционных движений неполный, амплитуда движений снижена; нормальная), отмечается наличие гиперкинезов, тремора, девиации (отклонения в сторону) языка

тонуса мягкого неба (спастичность, гипотония, дистония, норма) и подвижности (строго ограниченная, недостаточная, норма), отмечается наличие отклонения всего мягкого неба или его язычка в сторону, отсутствие или недостаточное смыкание мягкого неба с задней стенкой глотки.

16. Общая произвольная моторика:

объем движений (полный /неполный);

точность выполнения (неточные /точные);

самостоятельность выполнения движений (полная /неполная /с помощью взрослых);

координация движений (нормальная /некоординированность /отсутствует);

темп выполнения движений (нормальный /быстрый /медленный);

активность (нормальная /заторможенность /двигательное беспокойство /повышенная двигательная активность /расторможенность);

качество движений (моторная напряженность, скованность);

переключаемость (низкая /застревания / переключение с лишними движениями (сопутствующими).

объем движений (полный, неполный),

координация (нормальная, некоординированность),

наличие синкинезий в общескелетной, мимической, артикуляционной мускулатуре,

темп (медленный, быстрый, нормальный),

переключение от одного движения к другому (низкое, недостаточное, нормальное),

активность (нормальная, двигательное беспокойство, заторможенность),

персеверации (повторение) на истощении: выраженные персеверации (застреваемость на отдельных позах); дезавтоматизация движений на истощении,

ведущая рука: графическое функциональное превосходство (графический правша, графический левша), бытовое функциональное превосходство (бытовой левша, бытовой правша), ребенок – амбидекстр (одинаково хорошо владеет и правой, и левой рукой в бытовых и графических действиях).

Анатомическое строение органов артикуляции:

Прикуса: окклюзии, т.е. особенности соотношения и смыкания верхней и нижней челюстей; прямой, глубокий, переднеоткрытый, боковой открытый односторонний или двухсторонний, перекрестный, прогения, прогнатия,

Челюстей: особенности размера и формы, наличие сужения и расширения верхней и нижней челюсти; наличие или отсутствие смещения нижней челюсти – в состоянии покоя или при движении; направление смещения: вперед, назад, вбок – левостороннее или правостороннее смещение,

Языка: нормальное строение и размеры языка, складчатый, раздвоенный кончик макроглоссия, микроглоссия;

Подъязычной связки: нормальная длина и строение уздечки языка, короткая /укороченная, толстая /утолщенная подъязычная связка; наличие послеоперационного узла,

Твердого неба: нормальное, куполообразное; высокое, «готическое»; низкое, плоское; наличие расщелин и их характер: расщелина сквозная /несквозная, односторонняя /двусторонняя, полная /неполная, сумбукозная,

Мягкого неба: нормальное или укороченное; отсутствие, укорочение, раздвоение маленького язычка; рубцовые изменения мягкого неба и боковых стенок глотки; наличие послеоперационных щелей; срастание мягкого неба с дужками, миндалинами или с задней стенкой глотки,

Губ: нормальное строение, тонкие, утолщенные; укорочение верхней губы, расщелина верхней губы: частичная /полная, односторонняя /двусторонняя; наличие послеоперационных рубцов; короткая /укороченная уздечка верхней /нижней губы, наличие послеоперационного узла после проведения пластики уздечки губы.

Фонетического строя: фонетический строй сформирован достаточно /изолированно произносит все звуки правильно, но при увеличении речевой нагрузки наблюдается общая смазанность речи /фонетические (антропофонические) дефекты звукопроизношения – искажения: усредненность гласных; недостаток произношения свистящих; недостаток произношения шипящих; недостаток произношения сонорных; недостаток произношения губно-губных; недостаток произношения губно-зубных; недостаток произношения средненебных; недостаток произношения заднеязычных; недостаток произношения твердых согласных; недостаток произношения звонких согласных /фонологические дефекты (нарушение дифференциации звуков) – их замены.

Степень разборчивости речи: разборчивость речи не нарушена; разборчивость речи несколько снижена, речь не четкая; речь невнятная, смазанная, малопонятная для окружающих.

Мелодико-интонационная сторона речи: не нарушена; слабая выраженность голосовых модуляций (голос монотонный, маломодулированный); отсутствие голосовых модуляций (голос не модулированный); нарушение интонационного оформления речи.

Темп речи: нормальный (N); ускоренный (тахилалия); замедленный (брадилалия); запинки; заикание.

Ритм речи: нормальный (N); дисритмия; растянутый, скандированный, зависит от проявления гиперкинезов.

Паузации (правильность расстановки пауз в речевом потоке): правильная; нарушенная (деление слов паузой на слоги, деление слогов на звуки; излишне частая паузация, излишне редкая).

Выразительность: тембр (эмоциональная окраска высказывания); интонирование (способность употреблять основные виды интонации: повествовательную, восклицательную, вопросительную); употребление ударения (словесного, логического).

Фонематический анализ: (сформирован; недостаточен; не сформирован).

Фонематический синтез: (сформирован; недостаточен; не сформирован).

Фонематические представления: (сформированы; недостаточны; не сформированы

Состояние слоговой структуры слова

Воспроизведение слоговой структуры слова, его звуконаполняемости: парафазии (замены звуков, слогов), элизии (пропуски звуков, слогов), итерации (повторения звуков, слогов), контаминации (часть одного слова соединяются с частью другого), персеверации (отсроченное повторение), перестановки звуков, слогов, антиципации (замены предшествующих звуков последующими).

Ритмический рисунок слова: воспроизводит правильно /воспроизводит с ошибками.

объем словаря (ограниченность, бедность, соответствие словаря возрастной норме);

резкое расхождение объема пассивного и активного словаря;

неточность употребления слов, многочисленные вербальные парафазии (смешения слов по родовидовым отношениям, замена обобщающих понятий словами конкретного значения);

несформированность семантических полей;

трудности актуализации слов (особенно предикативного – глаголов, прилагательных);

трудности классификации слов на основе семантических признаков (семантически далеких и близких).

Грамматический строй речи:

морфологические и синтаксические аграмматизмы;

владение синтаксическими конструкциями не соответствует возрастной норме;

ограничено понимание и передача в самостоятельной речи смысловой связи слов;

нарушения в овладении морфологическими и синтаксическими единицами (пропуск членов предложения; нарушение порядка слов в предложении; нарушение грамматических связей между словами; трудности в словообразовании; трудности в словоизменении);

своеобразное употребление грамматических категорий (замены окончаний; их нерегулярное использование; неправильное воспроизведение фонетического состава грамматических морфем).

умеет слушать и понимать обращенную речь /невнимателен;

легко входит в контакт /контакт затруднен;

участвует в общении по инициативе других;

активность в общении /активен; малоактивен.

фонетическое нарушение речи (ФНР) или нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ ). При ФНР нарушены фонетическая сторона речи (звукопроизношение, звуко-слоговая структура слова, просодика) в комплексе или какие-либо отдельные компоненты фонетического строя речи (например, только звукопроизношение или звукопроизношение и звуко-слоговая структура слова).

фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР). При ФФНР наряду с нарушением фонетической стороны речи имеется и недоразвитие фонематических процессов: фонематического восприятия (слуховой дифференциации звуков), фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений.

лексико-грамматическое недоразвитие речи (ЛГНР). При ЛГНР у детей нормальное звукопроизношение, относительно сохранны фонематические процессы (чаще всего в результате логопедического воздействия), однако отмечаются ограниченный словарный запас, нарушение грамматического строя речи.

общее недоразвитие речи (ОНР I, II и III уровня), а также нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НОНР). При ОНР у детей нарушены все компоненты языковой ( речевой ) системы: фонетико-фонематическая сторона речи, лексика, грамматический строй.

Примерные формулировки логопедических характеристик

Полиморфное нарушение звукопроизношения, отсутствие как сложных, так и простых форм фонематического анализа, ограниченный словарный запас (до 10— 15 слов). Фразовая речь представлена однословными и двусловными предложениями, состоящими из аморфных слов-корней. Формы словоизменения и словообразования отсутствуют. Связная речь не сформирована. Грубое нарушение понимания речи.

Полиморфное нарушение звукопроизношения, грубое недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза (как сложных, так и простых форм); ограниченный словарный запас; выраженные аграмматизмы, проявляющиеся в неправильном употреблении окончаний существительных в предложных и беспредложных синтаксических конструкциях, в нарушении согласования прилагательного и существительного, глагола и существительного; несфор-мированность словообразовательных процессов (существительные, прилагательные и глаголы); отсутствие или грубое недоразвитие связной речи (1—2 предложения вместо пересказа).

Полиморфное нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза; аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения (в предложно-падежных конструкциях при согласовании прилагательного и существительного среднего рода и именительном падеже, а также в косвенных падежах); нарушение словообразования, недостаточная сформированность связной речи, в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение передачи последовательности событий.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *