Административная реформа это что
Административная реформа в Свердловской области
О реформе
Одним из ключевых факторов успешного социально-экономического развития страны в современных условиях является качество государственного управления.
За период с 2003 года мероприятия по совершенствованию государственного управления разбивались на несколько базовых блоков: административная реформа, реформа государственной службы, электронное правительство, бюджетная реформа.
Административная реформа, проведенная в стране в 2003 — 2013 годах, была направлена на повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг и ограничение вмешательства государства в развитие бизнеса. За эти годы сформирована нормативная и методическая база повышения качества и предоставления (исполнения) государственных и муниципальных услуг (функций), а также созданы механизмы управления и стимулирования реализации административной реформы.
На федеральном уровне основные направления преобразований определили:
— Указ Президента Российской Федерации от 23 июля 2003 г. № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003 — 2004 годах»;
— Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006 — 2010 годах;
— Концепция снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011 — 2013 годы.
В Свердловской области были реализованы соответствующие Программы:
— Программа проведения административной реформы в Свердловской области на 2009 — 2010 годы;
— Программа снижения административных барьеров, оптимизации и повышения качества предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе на базе многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг в Свердловской области на 2011 — 2013 годы.
По итогам реализации данных Программ в Свердловской области в 2009-2013 годах достигнуты следующие результаты.
Опыт реализации административной реформы показал ее тесную взаимосвязь с преобразованиями в других сферах государственного управления. Сегодня объектом реформирования становится государственный сектор в целом со всеми его компонентами – государственной службой, финансами, системой управления, информационными ресурсами.
В настоящее время приоритеты совершенствования государственного управления обозначены в Указе Президента России от 7 мая 2012 года № 601.
В целях его реализации в Свердловской области принята соответствующая дорожная карта и Концепция совершенствования государственного и муниципального управления на территории Свердловской области на 2014-2018 годы.
Главной задачей для органов власти является выход на качественно новый уровень предоставления государственных и муниципальных услуг населению, ограничения вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращения избыточного государственного регулирования, повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти.
При этом, основными направлениями совершенствования системы государственного управления, по которым ведется систематическая работа, остаются:
Регламентация и стандартизация предоставления государственных (муниципальных) услуг
Результатом внедрения административных регламентов является построение четкого алгоритма действий с указанием исполнителей, результатов, предусматривающей устранение избыточных административных процедур, в том числе осуществление отдельных административных процедур в альтернативных формах — электронной и по принципу «одного окна».
Предоставление государственных (муниципальных) услуг в эл. виде
Под электронными услугами понимается такая организация взаимодействия между органами власти и населением, при которой подача заявления и необходимых документов для получения услуги осуществляется в электронном виде через государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)». По итогам принятия решения заявителю может предоставляться результат в форме электронного документа.
Предоставление государственных (муниципальных) услуг по принципу «одного окна»
Основной задачей сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг является реализация принципа «одного окна», когда гражданин освобождается от необходимости получать справки в иных государственных органах и организациях или платить посредникам. От получателя требуется только подать заявление и получить результат в установленный срок, а всю остальную работу, в том числе межведомственное согласование, должны проводить сотрудники МФЦ и соответствующие органы власти. Ключевым направлением работы является обеспечение возможности предоставления гражданам через МФЦ комплексных услуг в соответствии с жизненными ситуациями по единому заявлению, а также обеспечение предоставления услуг по экстерриториальному принципу (не зависимо от регистрации или места пребывания заявителя), а также проактивно.
Совершенствование разрешительной и КНД
В настоящее время в Свердловской области ведется работа по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности как основного направления стратегического развития Российской Федерации до 2018 года и на период до 2025 года (Протокол заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 19.10.2016 № 8), а также достижению целевой модели организации контрольно-надзорной деятельности в субъекте РФ, предусмотренной в Докладе о мерах по повышению инвестиционной привлекательности в субъектах Российской Федерации, одобренном Государственным Советом Российской Федерации 12 ноября 2016 года.
Механизм оценки регулирующего воздействия (далее – ОРВ) проектов нормативных правовых актов повышает открытость исполнительных органов государственной власти Свердловской области и органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, качество гражданского контроля функций государственного управления и вовлеченность граждан в процесс формирования управленческих решений по вопросам проведения ОРВ.
Ключевыми задачами на среднесрочную перспективу в сфере совершенствования регуляторной политики являются:
1) повышение качества проводимой ОРВ проектов и экспертизы нормативных правовых актов Свердловской области путем повышения квалификации государственных гражданских служащих Свердловской области и совершенствования нормативной и методологической базы;
2) повышение эффективности участия предпринимательского сообщества в публичных консультациях путем увеличения охвата участников таких обсуждений, привлечения профильных экспертов и узкоспециализированных организаций, налаживание обратной связи по представляемым в рамках публичных консультаций предложениям.
Развитие механизмов ДСО
Механизм досудебного обжалования решений и действий органов государственной власти и местного самоуправления по оказанию государственных и муниципальных услуг позволяет усилить защиту интересов граждан за счет сокращения сроков рассмотрения жалоб и повышения мер ответственности должностных лиц по сравнению с обычным порядком рассмотрения обращения граждан.
Мониторинг удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных и муниципальных услуг
В целях повышения качества предоставления государственных и муниципальных услуг в Свердловской области с 2013 года на ежеквартальной основе организовано проведение мониторинга качества предоставления государственных и муниципальных услуг.
Через специализированный сайт «Ваш Контроль» в сети Интернет посредством специальной опросной формы для заявителей представлена возможность направлять оценки и текстовые комментарии о качестве государственных и муниципальных услуг, предоставляемых федеральными органами исполнительной власти, территориальными органами государственных внебюджетных фондов, а также в многофункциональных центрах. С 01.07.2019 обеспечена возможность оценивать и региональные государственные и муниципальные услуги, оказанные на территории Свердловской области.
На основании поступивших оценок граждан о качестве оцениваемых услуг в информационную аналитическую систему «Ваш контроль» в автоматическом режиме формируются сводные значения уровня удовлетворенности граждан качеством оцениваемых услуг.
Развитие вышеуказанных направлений способствовало достижению важнейших целевых показателей, установленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования государственного и муниципального управления».
В настоящее время главной задачей для органов власти является выход на качественно новый уровень предоставления государственных и муниципальных услуг населению посредством внедрения новых принципов их оказания, ориентированных на максимальное удобство для граждан и организаций, проактивность и многоканальность их предоставления.
Основные приоритеты обозначены в Указах Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», а также «Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года», утвержденных Правительством Российской Федерации 29.09.2018.
В целях реализации указанных приоритетов реализуется национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Среди федеральных проектов национальной Программы выделен в том числе федеральный проект «Цифровое государственное управление», предусматривающий внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг, в том числе в интересах населения и субъектов малого и среднего предпринимательства, включая ИП.
В декабре 2020 года внесены существенные поправки в Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». На системной основе закреплены принципы предоставления государственных и муниципальных услуг, такие как перевод всех процессов, связанных с предоставлением государственных и муниципальных услуг, в электронный вид, проактивность, приоритет записей в юридически значимых электронных реестрах («реестровая» модель) и экстерриториальность.
Дополнительным нововведением стала возможность не заполнять самостоятельно заявление на получение услуги, это будут делать сотрудники МФЦ. К тому же, будет реализована возможность получения госуслуг через инфраструктуру негосударственных организаций. К примеру, гражданин обращается в банк за ссудой и там же получает все необходимые справки.
Меняется и роль самих многофункциональных центров: МФЦ получил статус «цифрового нотариуса», то есть может отсканировать, подписать своей электронной подписью и поместить в цифровой профиль гражданина бумажный документ, нужный для получения услуги, после чего гражданину больше не придется предъявлять этот документ — при получении других его можно будет приложить из цифрового профиля гражданина.
Таким образом, усовершенствованы не просто отдельные аспекты предоставления государственных и муниципальных услуг, а заложена новая философия взаимодействия заявителя с государством в условиях цифровой среды.
С учетом ключевых федеральных установок в Свердловской области в целях повышения качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг дополнительно организовано проведение работ по следующим направлениям:
В целях исполнения субъектами Российской Федерации подпункта «б» пункта 4 поручения Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 10.11.2018 № ДМ-П6-7776, в Свердловской области Протоколом заседания Совета при Губернаторе Свердловской области по приоритетным стратегическим проектам Свердловской области от 17.12.2018 № 18 утвержден в том числе региональный проект «Цифровое государственное управление» программы цифрового развития экономики Свердловской области, который актуализирован и одобрен протоколом заседания Проектного комитета Свердловской области от 04.10.2019 № 14.
Соответствующие изменения также внесены в Программу «Пятилетка развития Свердловской области»
Административная реформа
Методические рекомендации
Принципы предоставления государственных и муниципальных услуг по целевой модели цифровой трансформации
Примерный административный регламент предоставления муниципальной услуги по присвоению адресов объектам адресации
Примерный административный регламент предоставления муниципальной услуги по предоставлению информации об очередности предоставления жилых помещений на условиях договора социального найма
Примерный административный регламент предоставления муниципальной услуги по предоставлению информации об объектах недвижимого имущества, находящихся в муниципальной собственности и предназначенных для сдачи в аренду
Примерный административный регламент предоставления муниципальной услуги по выдаче справок по предметам ведения органов местного самоуправления
Пункт 3.4 Методических рекомендаций по обеспечению перехода органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления к предоставлению услуг на основе межведомственного взаимодействия
Методические рекомендации по обеспечению перехода органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления к предоставлению услуг на основе межведомственного взаимодействия
Методические рекомендации по обеспечению перехода органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления к предоставлению услуг на основе межведомственного взаимодействия (Методика проектирования межведомственного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг на уровне субъекта Российской Федерации)
Примерная форма административного регламента предоствления государственных услуг
Примерная форма административного регламента государственной функции
Типовой административный регламент предоставления муниципальной услуги по переводу нежилого помещения в жилое помещение и жилого помещения в нежилое помещение, в том числе в электронном виде
Типовой административный регламент предоставления муниципальной услуги по предоставлению сведений из реестра муниципального имущества
Типовой административный регламент предоставления муниципальной услуги по согласованию переустройства и (или) перепланировки жилых помещений, в том числе в электронном виде
Типовой административный регламент предоставления муниципальной услуги по принятию на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в том числе в электронном виде
Типовой административный регламент предоставления муниципальной услуги по подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка, в том числе в электронном виде
Типовой административный регламент предоставления муниципальной услуги по выдаче (продлению срока действия) разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, внесению изменений в разрешение на строительство
Типовой административный регламент предоставления муниципальной услуги по выдаче (продлению срока действия) разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, внесению изменений в разрешение на строительство, в том числе в электронном виде
Типовой административный регламент предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства и реконструкции объектов капитального строительства, в том числе в электронном виде
Типовой административный регламент предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на территории муниципального образования
Типовой административный регламент предоставления муниципальной услуги по выдаче, продлению, переоформлению и закрытию разрешений, предоставляющих право производства на территории муниципального образования земляных работ
Типовой административный регламент предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешения на рубку (обрезку) древесно-кустарниковой растительности и ликвидацию травяного покрова
Типовой административный регламент предоставления муниципальной услуги по утверждению схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории
Типовой административный регламент предоставления муниципальной услуги по предоставлению информации об объектах недвижимого имущества, находящихся в собственности и предназначенных для сдачи в аренду
Типовой административный регламент предоставления муниципальной услуги по информационному обеспечению заявителей на основе архивных документов, хранящихся в ведомственных архивах органов местного самоуправления и (или) в муниципальном архиве
Типовой административный регламент предоставления муниципальной услуги по выдаче специальных разрешений на движение тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам местного значения
Примерный перечень муниципальных услуг, предоставление которых осуществляется по принципу «одного окна», в том числе, в многофункциональном центре
Методика подготовки и согласования технологических карт межведомственного взаимодействия в электронном виде при осуществлении государственного контроля (надзора) федеральными органами исполнительной власти (3 раздел)
Методика проектирования межведомственного взаимодействия при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления
Формы технологических карт межведомственного взаимодействия при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля
Методические рекомендации по составлению перечня правовых актов и их отдельных частей
Методические рекомендации по составлению перечня правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках отдельного вида государственного контроля (надзора) (вместе с типовой формой перечня правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю)
Методические рекомендации по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности
Методические рекомендации по организации предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме в Костромской области
Резерв управленческих кадров
Взаимодействие с религиозными организациями
Административная реформа
Административная реформа в России
Административная реформа в России стартовала в 2003 году.
Для этого была проведена полная инвентаризация функций министерств и ведомств. Выяснилось, что более трети функций и полномочий в разных госучреждениях являются ненужными или дублируют друг друга.
В 2005 году Правительством была принята Концепция административной реформы в Российской Федерации.
Ключевые направления совершенствования системы государственного управления обозначены в программных документах – «Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных услуг на 2011-2013 годы» и Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».
Основные направления совершенствования государственного направления
На протяжении десятилетий граждане при получении государственных или муниципальных услуг сталкивались с волокитой и коррупцией.
Ситуацию изменили базовые для сферы государственных и муниципальных услуг документы: Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и Концепция снижения административных барьеров и повышения качества государственных услуг на 2011—2013 годы.
Принятые документы принципиально поменяли подход к оказанию услуг и направлены на обеспечение прав граждан при обращении в государственные и муниципальные органы, а также оптимизацию предоставления услуг.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» поставлена задача по достижению следующих показателей:
Для оценки результатов проводимых преобразований на регулярной основе проводится мониторинг качества и доступности государственных и муниципальных услуг, который направлен на систематическое выявление наиболее проблемных сфер оказания государственных и муниципальных услуг.
Повышение эффективности органов власти
Повышение информационной открытости
Президентом Российской Федерации был подписан Федеральный закон от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», направленный на повышение открытости органов власти для граждан. Задачи, определенные федеральным законом, расширены Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления». Президентом Российской Федерации поставлены задачи:
В связи с этим в рамках совершенствования государственного управления ведется работа по следующим направлениям:
Информационная открытость является одним из приоритетных направлений работы «Открытого правительства».
В целях совершенствования процедур открытости органов власти Правительством Российской Федерации в 2014 году была утверждена Концепция открытости федеральных органов исполнительной власти (от 30 января 2014 г. № 93-р), определяющая основные принципы и задачи открытости государственных органов, а также основных подходы к их достижению.
Административная реформа это что
2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации подготовить программы и планы мероприятий по проведению административной реформы с учетом положений Концепции и плана мероприятий, одобренных настоящим распоряжением.
Председатель ПравительстваРоссийской Федерации М.Фрадков
ОДОБРЕНАраспоряжением ПравительстваРоссийской Федерацииот 25 октября 2005 г. № 1789-р
(В редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 09.02.2008 № 157-р; Постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.2008 № 221)
I. Введение
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2003 год основным препятствием на пути экономических реформ названа недостаточная эффективность государственного аппарата, несоответствие количества его полномочий качеству власти. Приоритетными задачами развития государственного управления на 2003 год назывались радикальное сокращение функций, осуществляемых государственными органами, и формирование эффективно работающего механизма разрешения споров между гражданином и государством за счет совершенствования административных процедур и судебных механизмов.
ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования;
исключение дублирования функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти;
развитие системы саморегулируемых организаций в области экономики;
организационное разделение функций регулирования экономической деятельности, надзора и контроля, управления государственным имуществом и предоставления государственными организациями услуг гражданам и юридическим лицам;
завершение процесса разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оптимизация деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
Решение указанных задач было возложено на Правительственную комиссию по проведению административной реформы, образованную постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 2003 г. № 451.
В результате реализации начального этапа административной реформы к 2005 году были созданы необходимые предпосылки для дальнейшей комплексной модернизации системы государственного управления.
Проанализирована деятельность 18983 учреждений и 6478 предприятий, из них предполагается ликвидировать, реорганизовать либо приватизировать 5008 учреждений (36,4 процента) и 3353 предприятия (51,8 процента).
Приняты изменения для внесения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, связанные с устранением функций федеральных органов исполнительной власти по внесудебному приостановлению работы организаций, отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении угрожающих жизни и здоровью людей нарушений требований законодательства Российской Федерации.
Внесены изменения в федеральные законы «О лицензировании отдельных видов деятельности», «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающие поэтапную отмену лицензирования 49 из 123 видов деятельности.
Подготовлены законопроекты о передаче саморегулируемым организациям государственных функций в области финансового аудита и оценочной деятельности.
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 19 января 2005 г. № 30 «О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти» и от 28 июля 2005 г. № 452 «О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти» закреплены принципы административной реформы, применяемые для взаимодействия и организации деятельности федеральных органов исполнительной власти.
Готовятся проекты федеральных законов об административных регламентах в органах исполнительной власти и о стандартах государственных услуг, ведется разработка перечней и стандартов государственных услуг, оказываемых на федеральном уровне.
Разработан и одобрен Правительством Российской Федерации проект федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», предусматривающий открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Начато реформирование системы закупок для государственных и муниципальных нужд: принят Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
В то же время стадии практической реализации достигла лишь относительно небольшая часть мероприятий административной реформы. По ряду ее приоритетных направлений работы еще не начаты. Прежде всего это касается механизмов реализации полномочий органов исполнительной власти, необходимых для работы в новых условиях.
Не разработаны стандарты качества и доступности государственных услуг и административные регламенты исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг.
Должны получить развитие меры, направленные на дальнейшее сокращение административных ограничений в предпринимательстве и предусматривающие повышение эффективности государственного контроля и надзора, упорядочение лицензирования, проведения государственной регистрации, аккредитации, государственных экспертиз и других форм государственного регулирования административного характера.
Необходимо разработать механизмы противодействия коррупции. Требует оптимизации взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также взаимодействие органов исполнительной власти с гражданским обществом.
Необходимо внедрить механизмы досудебного обжалования решений и действий государственных органов и должностных лиц.
Отсутствует необходимая координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по внедрению систем информационно-технологического обеспечения административных процессов. Уровень использования современных информационных технологий остается недостаточным для кардинального повышения эффективности деятельности органов государственной власти.
В основном административная реформа затронула федеральный уровень исполнительной власти. На региональном уровне она реализуется лишь в виде экспериментов.
По свидетельству международных экспертов, по эффективности государственного управления и качеству публичных услуг Российская Федерация находится на одном уровне со странами, намного уступающими ей в экономическом развитии. А по ряду интегральных показателей, используемых в международной практике, Россия значительно уступает не только развитым странам, но и большинству стран Восточной Европы.
В частности, в рейтинге международной конкурентоспособности Всемирного экономического форума за последний год Российская Федерация по показателю «качество государственных институтов» опустилась с 81-го на 89-е место.
Согласно индексу GRICS (Governance Research Indicator Country Snapshot), который определяется 1 раз в 2 года Всемирным Банком и оценивает эффективность государственного управления в 209 странах, Россия по таким показателям, как эффективность работы правительства, качество законодательства, верховенство закона и контроль за коррупцией, находится в нижней части рейтинга.
По индексу восприятия коррупции, рассчитываемому международной организацией «Транспэренси Интернэшнл», в 2004 году Россия среди 146 стран занимала 90-е место.
Система исполнительной власти является весьма закрытой для граждан и бизнеса. По данным международных исследований, по индексу непрозрачности Россия среди 48 крупнейших держав занимает 40-е место. При таком уровне непрозрачности дополнительные расходы российских и иностранных инвесторов в связи с увеличением рисков составляют 5,64 процента вкладываемых средств. В то же время, по данным экспертов, сокращение уровня непрозрачности в среднем на 1 пункт коррелирует с увеличением среднегодового валового внутреннего продукта на душу населения на 986 долларов США, прямых иностранных инвестиций по отношению к валовому внутреннему продукту на 1 процент и сокращением инфляции на 0,46 процента.
Результаты российских исследований состояния системы государственного управления также свидетельствуют о низкой эффективности государственной власти, коррумпированности государственного аппарата, падении доверия граждан к государственным институтам и государственным служащим. Данные опросов, проведенных фондом «Общественное мнение» в 2004 году в 7 субъектах Российской Федерации, свидетельствуют об отрицательной оценке гражданами деятельности государственных служащих по оказанию государственных услуг (более 71 процента опрошенных). Более 76 процентов опрошенных сталкивались с проявлениями коррупции в государственном аппарате.
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2005 год чиновничество названо замкнутой и подчас просто надменной кастой, понимающей государственную службу как разновидность бизнеса. В этой связи основными задачами определены повышение эффективности государственного управления, строгое соблюдение государственными служащими законности, предоставление ими качественных публичных услуг населению, обеспечение права граждан на объективную информацию.
По существу, сфера государственного управления превратилась в ограничивающий фактор для социально-экономического развития страны и повышения ее мировой конкурентоспособности.
II. Цели и задачи административной реформы. Сроки и этапы ее реализации
повышение качества и доступности государственных услуг;
ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования;
повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти.
Показатели достижения целей административной реформы приведены в приложении.
Для достижения этих целей необходимо решение следующих задач:
внедрение в органах исполнительной власти принципов и процедур управления по результатам;
разработка и внедрение стандартов государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти, а также административных регламентов в органах исполнительной власти;
оптимизация функционирования органов исполнительной власти и введение механизмов противодействия коррупции в сферах деятельности органов исполнительной власти;
повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и гражданского общества, а также повышение прозрачности деятельности органов исполнительной власти;
модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти;
формирование необходимого организационного, информационного, ресурсного и кадрового обеспечения административной реформы, совершенствование механизмов распространения успешного опыта государственного управления.
В 2005 году в рамках текущей деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации должны быть заложены основы реализации этих мероприятий: подготовлены планы работы на 2006 год и последующие годы, приняты первоочередные нормативные правовые акты, начата разработка методической базы. Должна быть осуществлена координация действий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Проведение административной реформы в 2006 году
В 2006 году в рамках административной реформы осуществляется работа по следующим направлениям:
разработка нормативно-правовой и методической базы для проведения административной реформы, в частности, создание организационных, нормативно-правовых и методических основ разработки, принятия и применения процедур управления по результатам, стандартов государственных услуг и административных регламентов, механизма досудебного обжалования гражданами и организациями действий и решений органов исполнительной власти и должностных лиц, модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти;
разработка стандартов массовых общественно значимых государственных услуг, предоставляемых федеральными органами исполнительной власти, их внедрение на федеральном и региональном уровнях;
разработка и принятие нормативных правовых актов, упраздняющих избыточные и дублирующие функции, осуществляемые органами исполнительной власти, позволяющих передавать ряд государственных функций саморегулируемым организациям и создавать механизмы, предотвращающие появление новых избыточных функций у органов исполнительной власти, а также закрепляющих процедуры раскрытия информации о деятельности государственных органов;
разработка и принятие нормативных правовых актов и разработка методической базы для совершенствования действующей системы контроля и надзора, процесса закупок для государственных нужд, механизма аутсорсинга административно-управленческих процессов, создания механизмов противодействия коррупции в сферах деятельности органов исполнительной власти, развития механизмов взаимодействия органов исполнительной власти с гражданским обществом, создания системы мониторинга по направлениям административной реформы и информирования общества о ее реализации;
реализация пробных проектов по созданию и внедрению процедур управления по результатам в федеральных органах исполнительной власти;
разработка, апробация и начало реализации программ подготовки кадров по основным направлениям административной реформы;
разработка типовых программ административной реформы для федеральных органов исполнительной власти (министерств, служб, агентств) и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
подготовка типовых антикоррупционных программ для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, разработка ведомственных антикоррупционных программ;
внедрение практики антикоррупционной экспертизы законопроектов и и