Административное или гражданское судопроизводство в чем разница
Разграничение административного и гражданского судопроизводства при рассмотрении дел в судах общей юрисдикции
В силу общего правила, изложенного в части 1 статьи 1 КАС РФ, в порядке административного судопроизводства в судах общей юрисдикции подлежат рассмотрению дела, возникающие из административных и иных публичных отношений и связанные с судебным контролем за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
После вступления в силу КАС РФ актуален вопрос о том, какие виды споров, разрешаемых в судах общей юрисдикции, относятся по своему характеру к гражданско-правовым и не могут рассматриваться в порядке административного судопроизводства.
К административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
По смыслу части 4 статьи 1 КАС РФ и части 1 статьи 22 ГПК РФ, а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ.
Наибольшие сложности в выборе надлежащих судопроизводственных процедур возникают в случаях оспаривания частными лицами решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления.
Ключевым при таком подходе для определения вида судопроизводства является отнесение либо неотнесение судом спорных правоотношений к публичным.
В значительном количестве ситуаций для правильного определения вида судопроизводства при выборе между процедурами КАС РФ и ГПК РФ применимы вышеуказанные критерии разграничения частноправовых и публично-правовых споров.
В настоящее время судебная практика исходит из того, что институциональные и процедурные условия осуществления права на доступ к механизмам правосудия должны не только предотвращать неоправданные задержки при рассмотрении дел, но и отвечать требованиям процессуальной эффективности, экономии в использовании средств судебной защиты и тем самым обеспечивать справедливость судебного решения.
Исходя из изложенного, судья суда первой инстанции, придя к выводу о том, что поступившее к нему в порядке административного судопроизводства заявление подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, обязан самостоятельно при решении вопроса о его принятии руководствоваться теми процессуальными нормами, которые регламентируют процедуру рассмотрения таких исков, если не имеется иных препятствий для рассмотрения дела в том же суде в ином судебном порядке».
Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Гражданское судопроизводство
Данные правила не применяются при рассмотрении административных дел судами апелляционной и кассационной инстанций.
Суд на стадии судебного разбирательства по административному делу вправе разрешить вопрос о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства.
Неявка в судебное заседание, в т.ч. в первое, всех лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте его проведения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, а также их представителей является основанием для рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства.
Переход к рассмотрению административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, осуществляется судом при соблюдении следующих условий:
— рассматриваемое дело не относится к категориям дел, не подлежащих рассмотрению в данном порядке ;
— явка не явившихся в судебное заседание лиц не является обязательной в силу закона (не признана судом обязательной);
— имеются доказательства надлежащего извещения участников дела и их представителей о времени и месте судебного заседания;
— отсутствуют ходатайства об отложении судебного разбирательства, подтвержденные доказательствами, свидетельствующими о наличии уважительных причин неявки в судебное заседание.
Суд может составить электронное решение по делу.
По ходатайству заинтересованного лица суд выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного производства и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения упрощенного порядка от лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу (в том числе доказательства, свидетельствующие о наличии уважительных причин неявки в судебное заседание, в котором разрешен вопрос о переходе к рассмотрению дела в порядке упрощенного (письменного) производства), направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда.
Прокуратура
Санкт-Петербурга
12 апреля 2021, 09:38
Переход к рассмотрению административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства
Данные правила не применяются при рассмотрении административных дел судами апелляционной и кассационной инстанций.
Суд на стадии судебного разбирательства по административному делу вправе разрешить вопрос о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства.
Неявка в судебное заседание, в т.ч. в первое, всех лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте его проведения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, а также их представителей является основанием для рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства.
Переход к рассмотрению административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, осуществляется судом при соблюдении следующих условий:
— рассматриваемое дело не относится к категориям дел, не подлежащих рассмотрению в данном порядке ;
— явка не явившихся в судебное заседание лиц не является обязательной в силу закона (не признана судом обязательной);
— имеются доказательства надлежащего извещения участников дела и их представителей о времени и месте судебного заседания;
— отсутствуют ходатайства об отложении судебного разбирательства, подтвержденные доказательствами, свидетельствующими о наличии уважительных причин неявки в судебное заседание.
Суд может составить электронное решение по делу.
По ходатайству заинтересованного лица суд выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного производства и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения упрощенного порядка от лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу (в том числе доказательства, свидетельствующие о наличии уважительных причин неявки в судебное заседание, в котором разрешен вопрос о переходе к рассмотрению дела в порядке упрощенного (письменного) производства), направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда.
КАС РФ: отличия от Гражданского процессуального кодекса РФ
В прошлом году был введен в действие Кодекс административного судопроизводства. Во многом он имеет сходство с Гражданским процессуальным кодексом. Однако некоторые нормы КАС РФ по праву можно считать новеллами. Рассмотрим их в статье.
Cуды будут рассматривать административные дела по административным искам административного истца к административному ответчику (ст. 38 КАС РФ). Процессуальное положение указанных участников дела практически совпадает с положением сторон в гражданском процессе. Однако Кодекс административного судопроизводства расширяет понятие института соучастия. Теперь наряду с предусмотренным ГПК РФ процессуальным соучастием введено понятие коллективных административных исков граждан в защиту прав и законных интересов группы лиц (ст. 42 КАС РФ). Подобные дела будут рассматриваться в случаях, когда ко дню обращения лица в суд к его требованию присоединилось не менее 20 лиц путем подписания административного иска либо подачи отдельного заявления о присоединении к нему.
КАС РФ сократил сроки апелляционного обжалования
КАС РФ ввел обязанность для представителей иметь высшее юридическое образование
Введение такой нормы вызвало жаркие споры в юридическом сообществе. Возможно, это первый шаг к реформе юридического рынка, направленной на ограничение круга лиц, имеющих право заниматься представительством в судах. Эти предположения обусловлены тем, что до настоящего времени такого рода ограничений для представителей по гражданским и административным судебным делам не существовало. Вместе с тем законодатель не устанавливает такого обязательного требования к представителю, как наличие статуса адвоката (которое, в свою очередь, устанавливает уголовно-процессуальный закон).
Полагаем, что требование о предъявлении диплома о высшем юридическом образовании представителя участника административного разбирательства является чем-то средним между нормами ГПК РФ и Уголовно-процессуального кодекса, регламентирующих институт представительства.
КАС РФ расширил меры процессуального принуждения
Таким образом, если суд сочтет рассмотрение конкретного дела невозможным без явки сторон, то они могут быть доставлены в зал судебного заседания посредством привода.
Иными мерами процессуального принуждения, предусмотренными КАС РФ, являются ограничение судом выступления или лишение участника процесса слова, удаление из зала судебного заседания и штрафы (ст. 118, 119, 122 КАС РФ).
Введен механизм замены упраздненных органов
В заключение отметим, что пока сложно сделать однозначные выводы о том, нужен ли был КАС РФ российской судебной системе и как его новеллы повлияют на разрешение административных дел. Однако совершенно ясно одно: новшества практически не коснутся предпринимательства, так как его дела по-прежнему будут рассматриваться в соответствии с ГПК РФ.
СРОЧНО!
Успейте разобраться в ФСБУ 5/2019 «Запасы», пока вас не оштрафовали. Самый простой способ – короткий, но полный курс повышения квалификации от гуру бухгалтерского учета Сергея Верещагина
Административное или гражданское судопроизводство в чем разница
Муниципальный округ Можайский
121596, г. Москва, ул. Барвихинская, д.4, корп.1
8 (495) 446-34-98,
8 (495) 446-25-05,
8 (495) 446-10-36
Муниципальный округ Можайский
121596, г. Москва, ул. Барвихинская, д.4, корп.1
8 (495) 446-34-98,
8 (495) 446-25-05,
8 (495) 446-10-36
Представительство в гражданском и административном судопроизводстве
Наиболее действенным способом защиты нарушенного права для граждан остается обращение в суд с соответствующим заявлением.
Однако, зачастую в силу возраста, состояния здоровья, отсутствия достаточных познаний, удаленности места жительства, занятости и прочих обстоятельств граждане лишены возможности самостоятельно отстаивать свои права в судебных инстанциях.
В таких случаях возникает необходимость привлечения к участию в деле представителей. В соответствие с Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (далее по тексту — ГПК РФ) и Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) личное участие в деле гражданина также не лишает его права иметь по этому делу представителя.
Согласно ст. 49 ГПК РФ представителями в суде по гражданскому делу могут быть дееспособные лица, наделенные соответствующими полномочиями.
Для представителей в суде по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, ст. 55 КАС РФ вводит дополнительное требование о наличии высшего юридического образования.
Не могут быть представителями граждан в суде судьи, следователи, прокуроры, а также лица, содействующие осуществлению правосудия по административному делу (ст. 51 ГПК РФ, ч. 2 ст. 55 КАС РФ).
В соответствии с положениями ст. 52 ГПК РФ, ч.ч. 2, 3 ст. 54 КАС РФ права, свободы и законные интересы недееспособных или не обладающих полной дееспособностью граждан защищают в суде их родители, усыновители, опекуны, попечители или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом.
Такие лица называются законными представителями, их полномочия подтверждаются представленными суду документами (свидетельство о рождении, распоряжение или решение об установлении опеки, попечительства и т.д.). Законные представители могут поручить ведение дела в суде другому избранному ими представителю.
Дееспособный гражданин вправе поручить участие в судебном разбирательстве адвокату или любому другому лицу, отвечающему приведенным выше требованиям. Право адвоката на участие в судебном заседании в качестве представителя удостоверяется ордером. В иных случаях полномочия представителя оформляются доверенностью.
Доверенность, выданная гражданином, может быть удостоверена в нотариальном порядке либо организацией, в которой работает или учится доверитель, товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющим управление многоквартирным домом, управляющей организацией по месту жительства доверителя, администрацией организации социального обслуживания, в которой находится доверитель, а также стационарного лечебного учреждения, в котором доверитель находится на излечении, командиром (начальником) соответствующих воинских части, соединения, учреждения, военной профессиональной образовательной организации, военной образовательной организации высшего образования, если доверенности выдаются военнослужащими, работниками этих части, соединения, учреждения, военной профессиональной образовательной организации, военной образовательной организации высшего образования или членами их семей.
Ряд полномочий представителя, предусмотренных ст. 54 ГПК РФ и ч. 2 ст. 56 КАС РФ (подписание и предъявление заявления в суд, отказ от иска, признание иска, обжалование судебных актов и прочие), должны быть специально оговорены в доверенности.
Помимо письменной доверенности полномочия представителя могут быть также выражены в устном заявлении представляемого лица, занесенном в протокол судебного заседания.
В соответствии с п. 1 ст. 188 ГК РФ действие доверенности прекращается по ряду оснований, в том числе вследствие отмены доверенности лицом, ее выдавшим.
Кунцевская межрайонная прокуратура г. Москвы
Защита прав и интересов в рамках гражданского судопроизводства
Как понять, в каком суде отстаивать свои права и как обжаловать незаконное судебное решение?
Судебная система в России
Согласно Конституции РФ правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Суд – это государственный орган, который разрешает правовые споры между гражданами и (или) организациями. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
В нашей стране действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ, составляющие судебную систему Российской Федерации.
К федеральным судам относятся:
К судам субъектов РФ относятся:
Конституционный Суд РФ – высший судебный орган конституционного контроля в Российской Федерации, осуществляющий судебную власть самостоятельно и независимо посредством конституционного судопроизводства в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории Российской Федерации.
Конституционный Суд РФ, в частности, проверяет по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод конституционность федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Госдумы, Правительства РФ, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ, примененных в конкретном деле, если исчерпаны другие внутригосударственные средства судебной защиты.
Верховный Суд РФ – высший судебный орган по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам. Верховный Суд осуществляет судебный надзор за деятельностью судов, рассматривая подсудные им дела в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций.
Арбитражные суды осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции. Система арбитражных судов в Российской Федерации включает:
Суды общей юрисдикции осуществляют правосудие, разрешая споры и рассматривая дела, отнесенные к их компетенции, посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Суды общей юрисдикции рассматривают: 1) все гражданские и административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов, за исключением дел, которые в соответствии с законодательством РФ рассматриваются другими судами; 2) все уголовные дела; 3) иные дела, отнесенные к их ведению Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами.
Систему судов общей юрисдикции в Российской Федерации составляют федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов РФ.
К федеральным судам общей юрисдикции относятся:
К судам общей юрисдикции субъектов РФ относятся мировые судьи.
Разобравшись с общими положениями, мы переходим к конкретным вопросам защиты прав, свобод и законных интересов в рамках гражданского судопроизводства в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом РФ (далее – ГПК РФ).
(Читайте также статью «Кратко о защите своих прав в новых судах». В ней вы найдете дополнительную информацию о том, куда жаловаться на незаконное судебное решение, представлять интересы в суде разрешат любому человеку или обязательно нужен юрист и в каком случае он должен иметь статус адвоката.)
Какие гражданские дела разрешают суды?
Суды рассматривают и разрешают:
Суды рассматривают и разрешают такие дела с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций. Суды рассматривают и разрешают дела за исключением экономических споров и других дел, отнесенных к компетенции арбитражных судов. При обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подсудны суду общей юрисдикции, другие – арбитражному суду, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции. Если разделение требований возможно, судья выносит определение о принятии требований, подсудных суду общей юрисдикции, и о возвращении заявления в части требований, подсудных арбитражному суду.
Как гражданские дела распределяются между судами?
Судебный участок мирового судьи
Мировой судья рассматривает в качестве суда первой инстанции дела:
При объединении нескольких связанных между собой требований, изменении предмета иска или предъявлении встречного иска, если новые требования становятся подсудными районному суду, а другие остаются подсудными мировому судье, все требования подлежат рассмотрению в районном суде. В этом случае, если подсудность дела изменилась в ходе его рассмотрения у мирового судьи, он передает дело на рассмотрение в районный суд после вынесения определение об этом.
Районный суд
Районный суд в качестве суда первой инстанции рассматривает гражданские дела, подсудные судам общей юрисдикции, за исключением дел, подсудных мировому судье, военным и иным специализированным судам; верховному суду республики, краевому, областному суду, судам городов федерального значения, автономной области и автономных округов; Верховному Суду РФ.
Военный и иной специализированный суд
В случаях, предусмотренных федеральным конституционным законом, гражданские дела рассматриваются военными и иными специализированными судами.
Верховный суд республики, края, области, суды городов федерального значения, автономной области и автономных округов
Верховный суд республики, краевой, областной суд, суды городов федерального значения, автономной области и автономных округов рассматривают в качестве суда первой инстанции гражданские дела: связанные с государственной тайной; связанные с признанием и исполнением решений иностранных судов и иностранных третейских судов (арбитражей).
Верховный Суд РФ
Подсудность дел Верховному Суду РФ определяется Федеральным конституционным законом от 5 февраля 2014 г. № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации».
Территориальная подсудность: как понять, в какой суд обращаться?
Предъявление иска по месту жительства или адресу ответчика:
Подсудность по выбору истца:
Выбор между несколькими судами принадлежит истцу.
Исключительная подсудность:
Подсудность нескольких связанных между собой дел:
Стороны могут по соглашению между собой изменить территориальную подсудность для данного дела до принятия его судом к своему производству, за исключением вышеуказанных случаев.
Как подать апелляционную жалобу?
Решения суда первой инстанции, не вступившие в законную силу, могут быть обжалованы в апелляционном порядке. Право апелляционного обжалования решения суда принадлежит сторонам и другим лицам, участвующим в деле. Апелляционную жалобу вправе подать также лица, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом.
Апелляционная жалоба рассматривается:
Порядок и срок подачи апелляционной жалобы
Апелляционная жалоба подается через суд, принявший решение. Если она поступила непосредственно в апелляционную инстанцию, то подлежит направлению в суд, вынесший решение. Жалоба может быть подана в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, если иные сроки не установлены ГПК РФ.
Апелляционная жалоба должна содержать:
В жалобе могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные необходимые для рассмотрения дела сведения, а также заявлены имеющиеся ходатайства.
В апелляционной жалобе не могут содержаться требования, не заявленные при рассмотрении дела в суде первой инстанции. Ссылка лица, подающего жалобу, на новые доказательства, которые не были представлены в суд первой инстанции, допускается только в случае обоснования в жалобе того, что эти доказательства невозможно было представить в суд первой инстанции.
Жалоба подписывается лицом, ее подающим, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, должны быть приложены доверенность или иной документ, удостоверяющие полномочие представителя.
К апелляционной жалобе также прилагаются:
Как подать кассационную жалобу?
Вступившие в законную силу судебные постановления могут быть обжалованы в кассационный суд общей юрисдикции лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями. Кассационная жалоба может быть подана в кассационный суд общей юрисдикции при условии, что лицами были исчерпаны иные способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу (под иными способами подразумевается обжалование постановления в апелляционном порядке).
Срок подачи кассационной жалобы
Кассационная жалоба может быть подана в кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления. Срок подачи жалобы, пропущенный по причинам, признанным судом уважительными, может быть восстановлен судьей соответствующего суда кассационной инстанции при подаче соответствующего заявления. В отношении физлиц уважительными причинами могут быть признаны обстоятельства, относящиеся к личности заявителя (тяжелая болезнь, беспомощное состояние и т.п.), семейные обстоятельства (смерть или тяжелое заболевание членов семьи и близких родственников, иные ситуации, требующие личного участия заявителя) и иные обстоятельства, если они исключали или существенно затрудняли подачу кассационной жалобы в установленные законом сроки.
Порядок подачи кассационной жалобы
Жалоба подается в кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции. Суд первой инстанции обязан направить жалобу вместе с делом в суд кассационной инстанции в трехдневный срок со дня ее поступления в суд.
Кассационная жалоба подается:
Форма и содержание кассационной жалобы
Кассационная жалоба подается в суд в письменной форме. Также она может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на сайте суда.
Кассационная жалоба должна содержать:
Жалоба может также содержать ходатайства, номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные необходимые для рассмотрения дела сведения.
В кассационной жалобе лица, не привлеченного к участию в деле, должно быть указано, какие его права или законные интересы нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением.
Жалоба должна быть подписана лицом, ее подающим, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, прилагается доверенность или другой документ, удостоверяющие полномочия представителя.
К кассационной жалобе прилагаются:
Документы, прилагаемые к кассационной жалобе, могут быть представлены в суд в электронном виде.
Каков порядок подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда РФ?
Кассационная жалоба подается непосредственно в Судебную коллегию ВС РФ.
Срок подачи кассационной жалобы
Жалоба подается в срок, не превышающий трех месяцев со дня вынесения определения кассационным судом общей юрисдикции, рассмотревшим кассационную жалобу по существу. Срок, пропущенный по причинам, признанным судом уважительными, может быть восстановлен по заявлению заинтересованного лица.
Кассационная жалоба подается:
Кассационная жалоба может быть подана в судебную коллегию ВС РФ при условии, что лицами были исчерпаны иные способы обжалования судебного постановления.
Каков порядок подачи надзорной жалобы?
Вступившие в законную силу судебные постановления могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда РФ по жалобам лиц, участвующих в деле, и других лиц, если их права и законные интересы нарушены этими судебными постановлениями.
В Президиум ВС РФ обжалуются:
Порядок и срок подачи надзорной жалобы
Надзорная жалоба подается непосредственно в Верховный Суд РФ. Судебные постановления могут быть обжалованы в порядке надзора в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу. Срок, пропущенный по причинам, признанным судом уважительными, может быть восстановлен по заявлению заинтересованного лица.
Основания для пересмотра судебных постановлений, вступивших в законную силу
Основаниями для пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений являются:
К вновь открывшимся обстоятельствам относятся:
К новым обстоятельствам относятся:
Суды, пересматривающие судебные постановления по вновь открывшимся или новым обстоятельствам
Вступившее в законную силу судебное постановление пересматривается по вновь открывшимся или новым обстоятельствам судом, принявшим это постановление. Пересмотр постановлений судов апелляционной, кассационной или надзорной инстанции, которыми изменено или принято новое судебное постановление, производится судом, изменившим судебное постановление или принявшим новое судебное постановление.
Как подать жалобу в Европейский Суд по правам человека?
Граждане, не сумевшие добиться защиты своих прав в российских судах, могут подать жалобу в Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ). Сейчас срок для подачи такой жалобы составляет шесть месяцев после исчерпания внутренних средств правовой защиты. С 1 февраля 2022 г. этот срок будет сокращен до четырех месяцев.
Жалоба должна быть заполнена строго по формуляру, опубликованному на сайте ЕСПЧ. Там же содержится инструкция по заполнению данного формуляра. Если это будет сделано неправильно, суд откажет в регистрации и рассмотрении жалобы.
После установления ЕСПЧ нарушения положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод гражданин может вновь обратиться в российский суд в связи с появлением основания для пересмотра судебных постановлений, вступивших в законную силу.