Адресное хранение что это
Как организовать адресное хранение на складе с нуля
Буду исходить из своего 8-и летнего опыта работы, как на больших распределительных центрах, так и небольших складах, где адресное хранение также имело место, но в упрощенном виде. Сегодня мы разберем адресное хранение на складе от А до Я, с чего именно следует начать, какие ошибки учесть. Постараюсь дать максимально полную информацию.
Без традиционных слов вступления, что такое склад и тому подобное, сразу начнем.
Адресное хранение на складе — с чего начать
Что такое адресное хранение на складе?
Адресное хранение, это способ размещения товара, где в системе учета склада, каждому товару присвоено место (адрес) хранения.
Что бы избежать ошибок, из-за чего пойдет «все не так», в первую очередь, нам нужно:
Да, это займет время, но совершенно точно сэкономит ваши деньги, нервы. И главное, в процессе внедрения, вы не пойдете по пути вынужденного перекраивания или компромисса от задуманного плана. Мы говорим не об уровне адресной системы хранения, а о реализации всех идей и планов относительно нашего склада.
В рамках концепта, нам необходимо разобраться, требуется ли нам полностью автоматизированная система склада, где внедрены штрих-кода продукта, мест и зон склада. Или нам будет достаточно иметь простую кодировку мест хранения.
Вообще нужна ли вам система адресного хранения? Такой склад не нужен, если:
Финансовые вложения, в том числе время на сканирование, не будут соответствовать потребностям.
И нам нужна динамическая система хранения товара, или же оптимальным будет статическая?
Динамическое и статическое хранение в адресной системе склада
Динамическое хранение в адресной системе склада, это способ, когда за товаром не закрепляется конкретное место или ячейка хранения. WMS склада автоматически подбирает адрес хранения и дает задание на размещение товара в соответствии с заложенным алгоритмом.
Например, по АВС анализу, когда товары группы А, размещаются максимально близко к зоне приемки, отгрузки, с целью наименьшего «пробега» по складу. Об этом мы подробно говорили в моей статье « Управление запасами, АВС анализ ».
Зоны склада по АВС анализу
Плюсы динамического хранения:
минусы:
Статическое хранение в адресной системе склада, это способ, когда за товаром закрепляется определенное место (адрес хранения) и область хранения.
Плюсы статического хранения:
Минусы:
Исходя из товарного ассортимента, задач и массы других переменных, следует выбрать тот или иной способ адресного хранения. Вместе с тем, есть и совмещенный вариант, когда для части товаров будет оптимальна динамическое хранение, для другой, — статическое.
Как организовать адресное хранение на складе от А до Я.
Итак, следующими шагами будет ранжирование товара по категориям и логистическим параметрам:
Из этого мы понимаем, сколько площадей, мест хранения, по какому товару нам требуется. Отсюда напрямую будет исходить формирование топологии склада (на эту тему у меня есть отдельная статья)
Также нам необходимо, как в рамках топологии склада, так и в части адресного хранения, разделить склад на зоны. Их может быть множество, но сейчас нас интересует три:
Суть в схеме
На складе могут быть и другие зоны и подзоны, где использование штрих-кода также будет полезным.
Следует учесть, что каждый товар должен иметь не только наименование, но и уникальный код товара, который в складской системе учета будет «привязываться» к местам хранения.
Кодировка в адресном хранении склада
Итак, мы подошли к техническим аспектам адресного хранения. Здесь важно разделить тему на две части.
Первое — адресное хранение без использования штрих-кодов, соответственно без ТСД ( терминала сбора данных). Скорее всего, такой вариант будет хорошо сочетаться со статическим хранением, когда визуально определяется, где, что хранится. В этом варианте способ кодировки мест хранения будет упрощенным. Однако, совсем не значит, что менее эффективным.
Если склад разделен на блоки, то наилучшим способом будет обозначить блок или помещение буквой, а ряд и места хранения — цифрой.
Так легче воспринимается и запоминается.
В этом контексте, проще воспринимать букву и цифры, чем только цифры.
Например, у вас два блока, первой цифрой в кодировке мест хранения, будет буква «Б» или Латинская «В«. Если корпус, то «K«. Далее будет номер стеллажа или ряда. Затем номер вертикальной секции ряда. И последняя цифра, номер полки или ячейки. Таким образом, код места адресного хранения, например, будет В2341
Код адресного хранения на складе
Этот код распечатываем хорошо читаемым шрифтом и прикрепляем к месту хранения. Этот код в системе WMS склада, ваш специалист «привязывает» к коду товара (если выбран статический способ хранения)
Ячейки хранения можно организовать и на полу, сделав соответствующую разметку.
Кодировка в адресном хранении склада с использованием штрих-кода
Теперь наиболее сложное, адресное хранение с использованием штрих-кода. Как понимаете, в этом случае, нам потребуется более мощная WMS система склада, оборудование, как ТСД, принтера, система обмена данными, точки Wi-fi и так далее.
Но суть остается той же.
Первая буква может обозначать не только блок, но и ряд. Затем номер стеллажа, номер вертикальной секции стеллажа (яруса) и номер самого места хранения. К этому номеру в системе привязан штрих-код места хранения. К примеру, вот так:
Код и штрих-код адресного хранения на складе
Обратите внимание, что на складе, где используются стеллажи в два и более яруса по высоте, «на первом этаже» прикреплены этикетки верхних ярусов, что бы водитель штабелера мог с помощью ТСД «пристрелить» паллет к верхним ярусам.
Для удобства есть цветовое разделение. Желтый цвет — второй ярус. Зеленый — третий ярус и так далее.
Обозначение штрих-кодом ячеек верхних уровней
При приемке или отгрузке товара, паллет с товаром с помощью ТСД «пристреливается» к той зоне, где сейчас он находится, что бы никакой товар не пропал из вида WMS склада.
Пока товар на стеллаже, он числится на хранении. Как только паллет переместили в зону комплектации, его прикрепили к зоне подбора (или пиккинга). После того, как товар скомплектован, его перемещают в зону собранных заказов или в зону отгрузки, пристреливая паллет с товаром к этой зоне.
Если хватает количества ворот и площади для накопления товара по магазинам, штрих-код также можно использовать для привязки: одни ворота — один магазин. Это является хорошей защитной мерой для предотвращения отгрузки товара в другой магазин.
Адресное хранение на складе от А до Я, важные детали
Считаю, что кроме теоретической части, которой может овладеть начальник склада, должен быть толковый IT специалист, кто настроит это функционал в WMS системе склада. Как Вы понимаете, дать пошаговую инструкцию, как запрограммировать IT функционал, я не смогу.
А что еще важно, так это тщательная подготовка к внедрению адресного хранения.
После всех тестовых, виртуальных прогонов, следует выделить небольшой участок склада, и всю тренировку проводить на этом испытательном полигоне. Из опыта, вы ни один раз поблагодарите себя за это. В большинстве случаев без теста на «живом» товаре, внедрение дает отрицательный начальный результат.
Как вариант, возьмите пару своих мало оборачиваемых товаров, или товар «маленького клиента», который Вы легко можете восстановить в своей учетной системе и обкатайте процессы на нем. Ведь действующая система адресного хранения стоит всех затрат и усилий.
Плюсы системы адресного хранения:
Все, это повышение эффективности работы склада, что повышает уровень сервиса компании.
Программы для обеспечения адресного хранения на складе
Вынужден повториться. Все зависит от ваших процессов, объемов, задач, возможностей. И конечно, нужно смотреть на перспективу. Для этого, не зависимо от программы, важно учесть, имеет ли интересующий Вас программный продукт следующие блоки или уровни автоматизации.
Если да, то какие именно?
Загадывать трудно, но исключать нельзя.
Есть программный комплекс DataMobile с версиями Windows и Android. Эта программа обеспечивает полный функционал от маркировки товара, адресного хранения до работы с упаковочными листами.
Есть многим известная система Buhta WMS. Систем много. Лучших нет. Есть ваши предпочтения по месту, бюджету и задачам.
Что будет справедливым на 100%, так это то, что не найдете для себя универсальную систему. Вам нужно будет затачивать, дописывать ее под свою специфику и бизнес-процессы.
Надеюсь, что в формате статьи Адресное хранение на складе от А до Я, смог дать полезную информацию. По возможности, отвечу на вопросы в комментариях. Всего Вам хорошего, и успехов!
Адресное хранение на складе: принцип работы, с чего начать организацию, маркировка стеллажей
Мы предлагаем рассмотреть адресную систему хранения на складе и принципы ее работы. Каждый раз, когда поступает новый товар, перед бухгалтером и кладовщиком возникает вопрос – где все это размещать. Если в хранилище и документации творится хаос, заказы собираются в разы дольше, продукция постоянно портится.
Рекомендуем наладить все эти процессы своевременно и следить за корректным функционированием программ. Тогда всегда будет ясно, где искать необходимый сорт.
Адресная система: что это такое и с чего начать хранение товаров на складе
Стоит понимать, что в современных реалиях бизнеса помещения уже нельзя назвать просто местом для временного размещения. Сейчас это структура и порядок, где выполняется ряд разнообразных функций по накоплению и переработке, а потом и по распределению.
В успешно работающей компании бухгалтерия, логистика и все структуры работают в гармонии. Если любая из сторон провиснет и перестанет активно функционировать, начнутся сложности с продажей и клиентами. Важно все – чтобы заказ комплектовался, как можно быстрее, соблюдались дедлайны, а пересорта не было вообще. Несоблюдение простых условий приводит к потере даже постоянных партнеров.
Фирмы, которые смогли внедрить на своей территории адресную складскую систему хранения товара, получили серьезное преимущество перед конкурентами.
Все изделия промаркированы, разнесены в программе и учтены, ничего не теряется и не превращается в потери. Это серьезно повышает прибыль и производительность как отдельного подразделения, так и всего предприятия в целом. И чем крупнее компания, тем выгоднее проводить такую оптимизацию.
Как сделать обновление и внедрить адресное хранение на складе: принципы работы
В первую очередь необходимо осуществить виртуальное наведение порядка и создание систематизации продукции. Выглядит это просто – каждой единице присваивается личный табельный номер и адрес, по которому она будет располагаться.
Когда все лежит там, где должно согласно маркировке, достигаются сразу три эффекта:
Кроме того, если изделия имеют срок годности, оптимизация позволяет учитывать дату производства, чтобы не допустить просрочки. Это экономит потери.
В накладной в момент поступления вещи указывается точка, в которой она должна храниться. Специалист транспортирует ее к этому месту и размещает ее там. Когда понадобится забрать предмет, комплектовщик просто отправится по адресу, хранящемуся в базе.
Чтобы разобраться в работе, кладовщику и иным работникам требуется понять принципы маркировки стеллажей на складе, для этого специально скачивают образцы.
Есть два вида адресного хранения:
Первый вид является неизменным, точка закрепляется за вещью, а группа адресов – за несколькими предметами одновременно. Это комфортная матрица для использования в небольших компаниях с ограниченным ассортиментом. В этом случае ячейки иногда будут пустовать, но объемы помещений это позволяют. Также это подходит для точек, где нет учета по срокам производства.
Вторая разновидность отличается тем, что за продуктом не будет закрепляться конкретная полка. Ставить его оператор может на любое удобное ему местоположение в зависимости от годности, востребованности, размеров и других нюансов. Самое главное – когда кладовщик установит товар на каком-либо месте, он внесет изменения в базу. Считается, что это наиболее удобный метод, но его введение требует большей подготовленности и внимания.
Преимущества внедрения
Предлагаем рассмотреть несколько основных достоинств применения подобного способа:
Если пользоваться динамическим методом складирования, появляются дополнительные плюсы:
Организация адресного хранения на складе
Если вы уже приняли решение о проведении внедрения, весь процесс нужно распределить на небольшие этапы. Действовать следует по частям.
Сначала все складские помещения делятся на 3 зоны:
Если это удобно, можно разделить пространство на дополнительные подзоны.
Чтобы не приходилось долго думать, как лучше организовать бизнес, советуем обратиться в «Клеверенс». Специалисты помогут подобрать качественное оборудование и программное обеспечение.
Чтобы облегчить проведение процедуры, необходимо:
Чтобы провести маркировку складских помещений и отдельных зон, рекомендуется использовать буквы, а для наименьших и точных окошек-показателей местоположения – цифры. Лучше не пользоваться одинаковыми и похожими символами – не брать в оборот букву «О» и цифру 0, то же касается «З» и числа 3.
Ячейки
Необходимо разграничить так, чтобы было понятно, где начинается и завершается отдел. Персонал обязан ориентироваться во внутреннем расположении, знать, где находится конкретная продукция. Он не должен лихорадочно соображать, где располагается требующийся ему сорт или цвет. Все продумывается таким образом, чтобы логика была простой и запоминающейся.
Правила хранения товаров любого размера на складе:
Кодировка
Ячеистое хранение на складе предполагает обязательное указание корпуса, если пространство большое. С него начинается название. Затем вписывается:
Каждый сотрудник, разбирая такую запись, должен сразу понимать, куда надо двигаться. Допускается использовать разные символы для кодировки – так проще воспринимать и распознавать информацию.
Если в компании уже введено использование ТСД во время приемки и сборки заказов, к каждому товару, который нужно найти, и к любому месту требуется добавить штрих-код для оптимизации и упрощения работы.
Зональность склада и группы
Обычно группировка производится по следующим характеристикам:
Однотипные предметы будут находиться в одной части складских помещений. Например, в определенной ячейке может располагаться сок всех заводов в литровых пакетах, а в соседней – такие же сорта, но меньшего объема. Совмещать их можно только в случае применения статического способа.
Каким может быть хранение
Мы уже говорили, что существует два типа:
С первой разновидностью все максимально просто. Это прозрачная и понятная технология, при использовании которой упаковка со стиральным порошком всегда будет ставиться в одну и ту же ячейку годами. Но постоянно приходится вручную контролировать остатки и оборот, чтобы не допустить просрочки.
Если случится сбой, и программа не будет работать, любой сотрудник сможет собрать накладные без помощи техники. Но производительность значительно снизится.
Если применять динамический метод, то заранее определенного местоположения у упаковки порошка не будет, ее могли поставить куда угодно. Найти ее можно только по присвоенному номеру. Так не придется затрачивать уйму времени на анализ оборота, искать продукцию с истекающим сроком годности для быстрой продажи.
Учет полностью зависит от работников и их внимательности. А главный недостаток – если не будет света или ПО сломается, найти что-то в огромных помещениях очень сложно.
Чтобы получить наивысшие результаты производительности, два способа – размещение и стеллажное хранение товаров на складе совмещают. Это помогает избежать сложностей и улучшит показатели скорости сборки заказов.
Что необходимо выполнить для внедрения
Сначала нужно выбрать способ, как именно будет организована работа. Динамика выгоднее для крупных компаний с большим постоянно меняющимся ассортиментом, статика – для небольшой фирмы с 10-30 наименованиями продукции.
Следует ограничить пределы для каждой ячейки, создать систему для кодировки и отдельные зоны для приемки и отгрузки. Это важно – их нельзя совмещать.
Затем проводится несколько тестов, чтобы проверить работоспособность и закрепить правильную последовательность. Все возможные ошибки и неверные действия нужно исключить до того, как запустится весь комплекс.
Не стоит считать, что инструктаж в этом занимает мало места. Это важный элемент перед началом полноценного функционирования отделов. Каждый сотрудник должен быть проинструктирован по поводу выполнения задач и поиска, ознакомлен с работой техники и научен пользованию устройств.
Как это работает
С помощью внедрения адресного хранения можно автоматизировать большую часть операций по приходе, перемещению и продаже. С его помощью становится возможным упростить процессы и облегчить труд работников. Помещения будут использоваться более рационально, повысится эффективность.
Возникающие ситуации с потерей товаров, ошибками в сборах заказов становятся минимальными. Половина рабочего времени тратится на поиск, установление причин и комплектацию или списание продукции.
Как внедрить адресное хранение на складе
Весь процесс можно структурировать и разделить на 4 последовательных этапа:
С новым приходом товара на склад, бухгалтера часто сталкиваются с вопросом, где его разместить. Для больших организаций с огромным количеством продукции, насущным остается вопрос хранения товаров. Выход только один применить систему адресного хранения.
Принцип работы в том, что каждой единице товара присваивается место – адрес и табельный номер.
При поступлении новой продукции, сотрудник доставляет ее до места хранения, которое указанно в накладной.
Точно также и со сбором заказов, товар забирается с того места, что указано в накладной. Все что потребуется сотруднику, понимание маркировки мест хранения.
Как организовать адресное хранение
Сначала нужно разделить товары на склады, присвоить им адреса. Название складов напрямую взаимосвязано с использованием этих товаров. Следующим действием будет разделение складов на ячейки.
Ячейки
В случае хранения продукции на полу, пределами ячейки будут проезды или проходы. Необходимо отвести место для приема и отгрузки продукции.
Маркируйте и приклеивайте стикеры с адресами в помещении склада. Это нужно для того, чтобы работник не перепутал место хранения при приемке товара.
Кодировка адресов
Для правильной кодировки нужно указывать адрес корпуса, если склад разделен на несколько помещений. Потом идут ячейки склада: стеллажи, ряды, паллето-место, этажи и т.д. Кодировка происходит последовательно. Работник, читая кодировку должен четко понимать, что это, например: корпус 1, склад 2, этаж 2, стеллаж 1, ярус 2.
Примеры кодировок: К1:А-5/2
Символы для разделения могут быть разными. Так легче зрительно воспринимать читаемую информацию. Для кодировки не стоит применять похожие буквы с цифрами. Путаница не приемлема.
Хранение на стеллажах: Ряд – Место – Ярус
Хранение на полу: Ряд – Место
В складе маркировка выглядит следующим образом:
Если предприятие пользуется терминалами для сбора данных, то к адресу добавляют штрих-код ячейки.
Зональность склада и формирование групп ячеек
Формирование групп ячеек проводится по типам, весовой категории и габаритности товаров. Однотипные ячейки группируются в так называемых областях склада.
Ячейки можно совмещать только при использовании статистического хранения.
Зональность склада – это выделение конкретного места для проведения определенных действий. Распределяют на:
Виды адресного хранения
В схеме адресного хранения, существуют такие виды, как:
При применении динамического вида, у продукции нет конкретного места на складе, соответственно она может находиться где угодно, единственное как ее можно найти – так это по присвоенному номеру.
При таком сбережении есть свои плюсы, не нужно тратить время на анализ позиций в обороте, уменьшается время для приема и размещения продукции. Происходит грамотное использование складов. Учет напрямую зависит от сотрудников фирмы. Хотя на практике доказано, что именно такой вид самый результативный.
Минус динамического хранения заключается в том, что при возможных сбоях, найти что либо, будет не возможным.
При использовании статического хранения, все позиции расположены на своих местах. Оприходованные товары расположены в своих разделах. При отсутствии данных позиций, ячейки не могут быть заняты другим товаром, они остаются пустые до следующего прихода.
Этот вид нуждается в постоянном контроле над остатками товаров, и их оборотом. Статистическое сбережение – это чистый лист бумаги, все прозрачно и доступно.
Если случаются неисправности в работе системы, проверку и отгрузку сможет провести любой сотрудник фирмы.
Во избежание таких сбоев используют комбинированный метод, который совмещает и динамический и статистический.
Что необходимо выполнить для внедрения системы
Выбрать систему хранения. Динамическая система более выгодна для хранения больших товарных запасов. Если в Вашем ассортименте 10 наименований, тогда больше подойдет статистическая система хранения.
Сложить адреса. Ограничить пределы ячеек. Грамотно подойти к кодировке продукции.
Зонировать склад. Важно. Нельзя совмещать место приема и отгрузки продукции. Зоны должны иметь адреса.
Провести тестовый заказ/ прием. Проверить работу системы. Последовательность действий работников. Нужно исключить возможные ошибки до начала работы.
Как работает адресный склад
Происходит полная автоматизация всех процессов, связанных с оприходованием и перемещением продукции. Это возможность проводить огромное количество складских операций, рационально использовать помещения. Эффективно планировать работу.
Часто возникают ситуации, когда заказы собираются с ошибками, теряется товар, в следствии, половина рабочего дня уходит на поиски и комплектацию заказа.
Работа склада обусловливается расположением товаров по их особенностям и характеристикам.
Товары подразделяют по следующим признакам:
Адресное хранение рекомендовано для таких гигантов рынка как торговые сети, дистрибьюторы товаров, производства и т.д.
Под адресным хранением подразумевают следующие виды логистики:
Система адресного хранения – это не только грамотное хранение продукции. Данная система поможет Вам руководить торговлей, финансовыми поступлениями, администрировать интернет – магазин, выстраивать деловые отношения с клиентами.