Агашка по казахски что значит
«Каждый агашка – мужчина, но не каждый мужчина – агашка… Все в Казахстане, от мала до велика, четко знают, кто главный агашка в их роду, кто главный в производственном коллективе и кто главный агашка в стране»
AZATTYQ.ORG. Артур НИГМЕТОВ в материале «Нефтяной Жанаозен превращается в город-призрак» пишет: «Город нефтяников Жанаозен, как и многие населенные пункты Мангистауской области, погряз в безработице и нищете. Его жители жалуются на криминал, разруху, дороговизну продуктов питания, перебои в электроснабжении, нехватку питьевой воды«.
Дерья АТАБАЕВ в статье «Цены на некоторые продукты питания в Казахстане выше, чем в России» пишет: «В Казахстане цены на некоторые продукты питания стали выше, чем в России. В Казахстане не публикуются некоторые ключевые статистические данные, потому трудно судить, насколько эта страна живет лучше африканских или, скажем, даже соседних стран.
Беларусь, Казахстан и Россия вступили в Таможенный союз как начало интеграционного процесса с разными экономическими показателями и с разным уровнем жизни населения. По данным некоторых международных организаций, Казахстан опережает своих партнеров по уровню благосостояния населения и занимает при этом верхние строчки рейтингов.
Так ли это на самом деле, какие изменения произошли в жизни казахстанцев за год существования Таможенного союза по сравнению с россиянами.
Следует признать, что по объему и открытости публикуемых статистических данных Казахстан – лидер в Центральной Азии. Хотя агентство по статистике Республики Казахстана и претендует на то, что формирование статистических данных в Казахстане осуществляется в соответствии с международными стандартами и качество статистических показателей является высоким, в открытых для общественности материалах этого ведомства некоторые ключевые сведения отсутствуют. Например, в последних отчетах агентство по статистике не публикует показатели уровня благоустройства жилищного фонда в сельской местности (канализация, водопровод и так далее). Как не публикуются и ежемесячные показатели роста цен на основные товары и услуги в абсолютных цифрах. (К примеру, агентство “КазТАГ” пытается восполнить этот пробел, проводя опросы среди населения)«.
TIME.KZ. Досым САТПАЕВ в статье «Великие инквизиторы» отмечает: «Действительно, как-то нехорошо получается. Тут двадцатилетие независимости на носу. Уже даже деньги на “скромное” проведение праздника выделили — осталось только поделить. Уже красочные буклеты напечатали, с певцами договорились, патриотические фильмы сняли и величественные оды об уникальной казахстанской модели стабильности и процветания написали — и на тебе, всякие там салафиты-малафиты повылазили. Долго не думали, пошли по проверенному пути. Если хотите иметь красивый газон, заведите себе газонокосилку. Именно такая роль будет у нового Закона “О религиозной деятельности и религиозных объединениях”, который, судя по содержанию, должен следить за чистотой религиозных рядов. Коротко его основную цель можно обрисовать так: “Веришь в Бога — сообщи государству!”. А государство само, как великий инквизитор, решит, кого направить на костер, а кого — к верующим».
Геннадий БЕНДИЦКИЙ в материале «Тайны советника» пишет: «5 сентября Дияр Махпиров получил подписанное министром иностранных дел Казыхановым назначение в посольство в Абу-Даби, а уже 7 сентября за подписью того же министра его отозвали, но уже из консульства, базирующегося в Дубае. Судя по датам и путанице с городами, кадровые решения принимались в невероятной спешке.
Оказывается, служба безопасности казахстанского посольства в Дубае засекла очень странные контакты одного из сотрудников диппредставительства. Он встречался вне стен миссии с какими-то подозрительными личностями, передавал и получал от них какие-то свертки, пакеты, при этом испытывая явное беспокойство, что его увидят и узнают. Человеком, который привлек внимание службы безопасности, был советник Дияр Махпиров. Посольские спецслужбисты стали выяснять, что за люди встречаются с казахстанским дипломатом. В одном случае это были лица, близкие к радикально настроенным кругам сепаратистов из СУАР Китая.
По нашим данным, справка об этом ушла по специальным каналам сначала в КНБ РК, а потом и в МИД РК. Легла на стол министра. Повлияло ли это как-то на отзыв Дияра Махпирова — судить сложно«.
Виктор ВЕРК в публикации «О Божкоугодничестве» замечает: «В понедельник в ходе онлайн-конференции министр по чрезвычайным ситуациям Владимир БОЖКО дал гневную отповедь тем читателям и посетителям его блога, которые “считают, что они Аллаха и Бога — обоих — схватили за бороды”, и пообещал “на оскорбительные высказывания отвечать очень жестко”.
Владимир Божко пришел к рулю МЧС после многолетней службы в КНБ, где занимал руководящие должности.
Был я уверен отчего-то, что министерство — для народа, а не наоборот. Но вот на днях вещал в онлайне министр наш чрезвычайный — и так ругал народ!
“Нам, — говорил он, — в эмчеэсе, представьте, не до политеса — мы вас спасать должны. А потому — вы так и знайте! — хамить себе не позволяйте Спасателям страны. А не поймете это, люди, — я с вами цацкаться не буду: отвечу жестко, йес!”
LITER.KZ. Серик МАЛЕЕВ в публикации «Институт казахских агашек» отмечает: «Маке, Саке, Баке – таковы телефонные позывные современных казахских агашек, принятые от сокращения их имен.
И если японцы, чтобы выразить уважение к своему непосредственному начальнику, прибавляют к его имени частицу – “сан”, если англичане непременно вставят свое “сэр”, то казахи, напротив, какую-то частицу в разговоре из имени бастыка уберут.
Что вполне удобно, поскольку отпадает нужда полностью озвучивать труднопроизносимые казахские имена. Когда вместо “Сейдайхметказы Абдыжаппарович” можно сказать просто “Саке”, не ломая язык и не насилуя свою память. И вместе с тем оставаясь предельно вежливым по отношению к нему…
Если мы отвлечемся от ложных баек и анекдотов, рассказанных о них, попробовав добраться до самой сути, то увидим, что за плечами многих агашек очень бурная биография. О ярчайших представителях этого института можно сказать: “Каждый агашка – мужчина, но не каждый мужчина – агашка”. И дело здесь не в физическом здоровье и даже не в толщине кошелька. Ты можешь быть очень драчливым и очень богатым человеком, но при этом агашкой не станешь.
Агашка – этот тот человек, который не может отказаться от войны и драки, когда нет выбора, но при этом любые конфликты пытается решить силой разума.
Агашка никогда не будет подкаблучником, сколько бы жен у него ни было – одна или четыре.
Агашка справедлив. Он всегда может найти правильное решение. А если нет, то верное решение проблемы найдет объединенный консилиум агашек.
Одновременно с этим определяющая функция любого агашки – это оказание социальной помощи своим сородичам и членам команды, входящим в ближнее окружение такого индивида. Организация и проведение свадеб, торжеств и похорон, ни одно мероприятие не обходится без присутствия агашек. Когда люди так и говорят: “Слушайте, давайте дождемся Маке. Как он скажет, так и будет”.
И наконец, самое важное – все в Казахстане, от мала до велика, четко знают, кто главный агашка в их роду, кто главный в производственном коллективе и кто главный агашка в стране. Причем роль такого агашки, пока он справляется с обязанностями, особой критике не подвергается. Более того, даже если агашка выйдет на заслуженную пенсию, все равно он останется стопроцентным агашкой, пользующимся уважением окружающих. За любым столом, в любом доме, его место строго определено – это “тёр” (возвышение). И плох тот хозяин дома, кто это обстоятельство упустит из виду«.
Сандугаш ДУЙСЕНОВА в заметке «Самородок из глубинки» сообщает: «Мальчик из сельской глубинки Алматинской области подписал контракт с известным бразильским футбольным клубом “Атлетико Минейро”.
Не думал простой труженик из аула Крупское Алматинской области Ерлан Сариев, что его сын Рауан вдруг окажется в столь престижном клубе и примерная цена контракта с ним на футбольном рынке достигнет одного миллиона евро.
– Клуб “Атлетико Минейро” занимает на данный момент 16-е место в Высшей лиге чемпионата Бразилии, – посвящает нас в мир футбола счастливый отец. – На днях, 3 сентября, во время встречи с соседней противоборствующей командой наш сын забил гол в ворота соперников с 40-метровой дистанции!».
KAZPRAVDA.KZ. В публикации «Борьба за души: арбитром выступит Закон. За годы независимости количество религиозных объединений в нашей стране выросло с 671 до 4 551 субъекта» говорится: «С учетом светского статуса Казахстана приведенная динамика – реальный повод задуматься о целесообразности регулирования духовной сферы законом, который бы четко и внятно отвечал реалиям времени. А реалии таковы: пришла пора бороться за людские души. Об этом члены Общественной палаты при Мажилисе Парламента говорили вчера на заседании, посвященном обсуждению проекта закона “О религиозной деятельности и религиозных объединениях” и сопутствующих поправок. Участники дискуссии – общественные деятели, депутаты Парламента, представители различных религиозных конфессий – отмечали: тема документа важна, актуальна и… крайне деликатна. Поэтому в формулировке новелл закона чрезвычайно важно сохранить баланс общественных и религиозных интересов….
По итогам заседания Общественной палаты принято заключение, в котором говорится: первостепенной задачей для осуществления правовых мер, принимаемых государством для совершенствования законодательства в области религии, является принятие законодательных актов, направленных на формирование поля толерантности и взаимоуважения в межконфессиональных отношениях«.
DIAPAZON.KZ. Альмира АЛИШБАЕВА в материале «Учиться в хиджабах запрещают» сообщает: «В учебных заведениях началась борьба с хиджабами. Школьниц и студенток в платках не пускают на занятия. Назерке Дуйсалина из университета им. Жубанова не учится вторую неделю. Ей поставили условие – снять платок. Мама Назерке написала заявление в прокуратуру и акиму области…
– Дочь поступала в вуз уже в платке, так фотографировалась на документы, и тогда никто ничего не говорил, теперь требуют снять, – возмущается мама Назерке Акмарал. – Я написала акиму области, прокурору, в департамент по делам религий и имаму. Была и в университете. Уговорить преподавателей пустить дочь на занятия не удалось. Вместе с Назерке прогуливают занятия еще три студентки, будущие психологи. У тех тоже на голове платки. Да, дочь читает намаз. Это хуже, чем пить и гулять.
В Кенкияке, Сарколе и Кумсае в школу не ходят 11 девочек.
Школьниц не пускают на уроки в платках, а снять хиджабы они отказываются.
Родители 11 школьниц, это ученицы 3-11 классов, на прошлой неделе обратились в прокуратуру и в ОО “Ару ана”…
Раиса Шер, председатель Комитета по охране прав детей МОН РК: – К вопросу с хиджабами надо подходить очень осторожно. Не допускать к учебе из-за этого нельзя. Учиться в школе – право каждого ребенка по Конституции. Форму вводят не для того, чтобы всех уравнять, а чтобы был порядок…«.
NP.KZ. Юлиана ЖИХОРЬ материале «Дефицит будущего» отмечает: “Сегодня потребительская корзина означает такую степень бедности, что уже эту корзину надо съедать”, — охарактеризовали степень “благосостояния” населения депутаты, прослушав презентацию проекта бюджета страны на три ближайших года. Кабмин в ответ пообещал, что все будет еще лучше
Наше правительство уже давно подвергалось критике за то, что отечественные прогнозы на будущее экономики уж слишком часто расходятся с реалиями. Оно и понятно: экономисты, может, и умеют правильно предсказывать, да вот политики требуют слишком оптимистичных прогнозов…
Причем оптимизм зашкалил уже настолько, что даже депутаты парламента (а нынешний созыв отличается более чем лояльным отношением к нынешнему же правительству) задались вопросом: а где тут доля правды?…
Гульмира Исимбаева задала другой вопрос: как мы собираемся идти в светлое будущее, если за 20 лет не смогли решить вопросы обеспечения нормального образования будущих поколений в приемлемых для жизни и здоровья детей условиях. “Мы в течение всех лет, что находимся в парламенте, поднимаем вопрос строительства школ, ликвидации трехсменки и аварийных школ. Я специально запросила данные и с регионов, и из уполномоченного органа… У нас на сегодня до сих пор количество аварийных школ по республике 228, трехсменных школ — 69. Получается, что мы вообще ничего не сделали?” Она разглядела в проекте бюджета, что в ближайшее время будут строиться только 72 школы. И резонно задала вопрос: “Как мы будем решать проблему аварийных школ?”
Подобная же ситуация и по детским садам. Программа “Балапан” хороша, но: “Я опять прочитала ваш бюджет, и у меня такое впечатление, что мы начали за здравие, а кончаем за упокой. 100 тысяч детей стоят в стране в очереди в детсад, а за три будущих года государство намерено построить только три детских сада. Зато “согласно проводимой политике по обеспечению полного охвата детей дошкольного возраста дошкольным образованием будет осуществлено увеличение расходов на размещение гособразовательного заказа в детские сады. В том числе путем сокращения расходов на строительство новых детских дошкольных организаций”.
IA-CENTR.RU. Эдуард КОВЕЛЬ в заметке «Длинный старт казахстанских выборов» замечает: «Избирательная кампания в Казахстане фактически стартовала в тот момент, когда было объявлено о смене руководства партии Ак Жол. Основные игроки вышли на партийное поле и вне зависимости от сроков парламентских выборов, речь теперь идет об эффективности набора призовых очков перед избирателями, а точнее сказать, перед Главным Избирателем страны. Простым смертным все равно не понять степень различия между программами всех политических сил страны, кроме Нур Отан, ибо программы эти списаны как-будто под копирку. Нет оснований полагать, что нынешние выборы добавят креативности партийным командам от оппозиции, которые застряли в политтехнологических сетях прошлого века…
Поскольку в победе Нур Отан, в принципе, нет ни малейшего сомнения, то интрига будет разворачиваться вокруг двух тем — количество мест, отведенных для партии номер 2 (предполагаем, что Ак Жола) и будут ли у выборов-2012 новые герои в лице партии номер 3, героически сумевшей войти в парламент наравне со старыми и новыми тяжеловесами.
Рискнем сделать прогноз — сообразить на троих не получится«.
«- А как вы относитесь к идее, прозвучавшей в августе месяце, насчет того, что с 2013 года госорганам следует прекратить прием обращений от граждан на русском языке?
— Это тоже правильно. В других государствах это – аксиома, знание государственного языка обязательно, и это даже не обсуждается. На каком еще языке можно обращаться к госчиновнику? Мне кажется, никакого противостояния вокруг этого не будет, недопонимание должно быть ликвидировано. Конечно, будет трудно людям, не знающим казахского языка. Но наше оправдание единственно: мы дали 20 лет. Еще 20 лет, 40 лет никто не даст. С другой стороны, я думаю, что все равно будет еще некоторый переходный период.
Я помню, в 1989 году, когда только приняли “Закон о языке”, мои друзья (они все русскоязычные) — Жовтис, Дуванов и другие — говорили: “Дос, не дай Бог, со следующего года потребуют знание казахского! Пусть дадут хотя бы 3-4 года”. С тех пор прошло 20 лет!».
DIALOG.KZ. Андрей МАТВЕЕВ в статье «Золотое время для геологов» пишет: «Национальные нефтяные компании увеличат долю в финансировании отечественных геологических изысканий, об этом заявили участники первой международной конференции геологов “Атырау ГЕО-2011”. Весомая часть инвестиций будет направлена в Атырауский регион, где сконцентрирована значительная часть отечественных нефтяных богатств. В своем обращении к делегатам председатель Фонда Национального благосостояния “Самрук-Казына”, председатель Ассоциации KAZENERGY Тимур Кулибаев отметил высочайший вклад геологов в развитие добывающих отраслей, и тем самым, в процветание Казахстана…».
В публикации «Создан общественный комитет 25-летия декабрьского восстания казахской молодежи» говорится: «Создан Общественный Комитет 25-летия Декабрьского восстания казахской молодежи. С предложением о его создании на заседании Президиума ДПК “Ак жол” на прошлой неделе выступил председатель партии Азат Перуашев.
“Разгоревшаяся на днях в обществе дискуссия о положении государственного языка показала, что некоторые сограждане воспринимают нашу государственность вне контекста исторической судьбы казахского народа и его борьбы за свободу и независимость. К сожалению, иным из нас кажется, что Независимость – бесплатный подарок судьбы, не потребовавший от наших предшественников ни жертв, ни усилий.
На самом же деле были и усилия, и жертвы; была многолетняя борьба и сопротивление вплоть до открытых восстаний. В год 20-летия Независимости необходимо, наряду с праздничными мероприятиями, отдать дань уважения людям и событиям, оплатившим истинную цену Независимости. И в первую очередь, это необходимо сделать по отношению к нашим современникам, участникам декабрьского восстания казахской молодежи в 1986 году, 25-летие которого приходится прямо на празднование юбилея Независимости” — отметил Азат Перуашев…
Формирование Общественного комитета 25-летия Декабрьского восстания на этом не завершено, к участию в нем приглашаются все заинтересованные объединения и граждане страны.
Работа Общественного комитета будет носить независимый и внепартийный характер, поскольку значение Декабрьского восстания носит общенациональный характер и не может быть присвоено или “приватизировано” какой-либо одной общественной организацией.
На первом заседании общественного комитета Председателем Комитета единогласно избран известный писатель, общественный деятель Смагул Елубай».
Агашки оказались тормозом прогресса и рассадником клановой формы правления
Агашки как неформальный институт стали неотъемлемой частью политической и экономической жизни Казахстана. Они действуют в интересах самой власти, говорят участники круглого стола радио Азаттык.
Еще одним признаком присутствия в казахском обществе института агашек является наличие интернет-сайта и юмористического блога nashaagasha.org и agashki.kz.
Агашки, в зависимости от уровня своих неформальных связей, начиная от высшего политического руководства страны и заканчивая акимом или прокурором, могут повлиять на принятие положительного решения не только по экономическим, но и по политическим вопросам. Например, на решение суда или тендерной комиссии, на карьерный рост чиновника вплоть до высшего звена государственной власти, на получение выгодного заказа бизнесменом или квартиры рядовым гражданином.
Модератор круглого стола – сотрудник Казахской редакции Радио «Свободная Европа»/Радио «Свобода», радио Азаттык, Султан-Хан Аккулыулы.
ИCТОКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ АГАШЕК
— В чем феномен такого неформального института власти, как агашки? Когда и почему он возник? Нет ли у власти причастности к его созданию?
— Я считаю, что феномен агашек возник в период становления Казахстана, примерно в 1997 году. Кто такие агашки? В основном с ними сталкиваются люди, работающие в бизнесе. На сегодняшний день агашки стали неотъемлемой частью казахского общества.
Я думаю, что власть не заинтересована в агашках. Дело в том, что агашки способны решать довольно важные вопросы, которые могут влиять на развитие общества в целом. Некоторые моменты могут не нравиться властям. Если раньше они закрывали на это глаза, то теперь вступают в перепалку с агашками и я была свидетелем таких ситуаций.
Амиржан Косанов:
— Во-первых, как патриот казахского языка я против употребления термина «агашки» в негативном контексте. Но мы реалисты и понимаем, что этот феномен имеет место в казахском обществе и является, может быть, более влиятельной силой, чем официальная власть. Если аким или министр формально несут ответственность за результаты своей деятельности, то тот институт, о котором вы говорите, никакой ответственности не несет.
За двадцать лет с момента обретения Казахстаном независимости созданы все условия для того, чтобы феномен, именуемый экономикой агашек, расцвел буйным цветом. Нет контроля со стороны общества. Даже независимые журналисты боятся упоминать имена тех или иных особ, влияющих на власть, не говоря уже о центре. Все мы понимаем, кто является верховными агашками в большой экономике и политической жизни Казахстана.
Сейчас, когда даже провластные политики начинают говорить о постназарбаевском периоде, естественно, что люди, именуемые агашками, тоже будут думать о развитии ситуации после возможного ухода Назарбаева со своего поста.
Насколько я знаю, это имеет место в так называемых патриархальных областях нашей страны, где действуют советы старейшин. В большинстве случаев это бывшие первые секретари, деятели Коммунистической партии. Формально они являются председателями общества ветеранов. Я даже знаю, что там применяются элементы трайбализма. Эти аксакалы из благородного сословия постепенно превратились в меркантильных агашек, преследуя свои частные интересы в отношении того или иного акима.
Аффилированность с конкретным финансовым институтом, группой, формой собственности является объединяющим началом для того или иного агашки. Сейчас они разделены именно по линии соотношения к той или иной финансовой группе.
Ержан Досмухамедов:
— Понятие «ага» или «агашки», как это употребляется в русскоязычной прессе, и старое, и новое. К сожалению, этот термин претерпел паразитическое
преобразование и стал приобретать значение мафиозной неформальной системы властных отношений.
Я очень хорошо помню, как Тимур Кулибаев в период моей совместной работы с ним неоднократно бахвалился тем, что его главная миссия заключается в том, чтобы вести переговоры и договариваться с такими вот агашками. Это говорит о том, насколько глубокие корни пустило в нашу реальность это паразитическое явление. Тема, которая поднимается сейчас, представляется довольно актуальной, поскольку чем слабее становится формальная власть, тем более выпуклыми и наглыми становятся неформальные институты власти.
Александр Перегрин:
Дефицит правового регулирования приводит к тому, что внутри самой власти могут возникать отношения, напоминающие отношения авторитета и социальной группы. Допустим, степень влияния института махалли в Узбекистане колоссальное. Решение проблемы, с которой сталкивается человек, на 90 процентов зависит от того, что скажет авторитет. Разумеется, этот институт никто не придумывал. Он возникает тогда и там, где есть объективный правовой вакуум. Те сферы, которые не регулируются правом, будут регулироваться такими неформальными институтами.
Если бы этого института не было, то на его место обязательно пришел бы другой институт, может быть, криминальный. Поэтому говорить, что агашки существуют с подачи власти, нельзя. Этот институт заполняет правовой вакуум, а насколько он ладит с законом – это уже другой вопрос.
АГАШКИ БЕРУТ НАЧАЛО С АКОРДЫ
— Каковы роль и место агашек в политической, экономической и повседневной жизни Казахстана?
— Безусловно то, что власть взаимодействует с агашками, но они конкурирующие институты и это очевидно. Инструмент власти – это закон, а любые общественные альтернативные структуры являются конкурентами. Власть все равно сильнее, и рано или поздно подомнет под себя этот институт и, надеюсь, именно в правовом поле.
Ну а сейчас агашки – это необходимый общественный институт. Не представляю, как без него будет существовать Казахстан в условиях неразвитости отношений собственности.
Ержан Досмухамедов:
— Я считаю, что власть умышленно использует этот старый неформальный институт, имеющий четко выраженный национальный и исторический характер. Наша политическая и экономическая реальность носит изуродованные очертания, поскольку в обществе полностью перекрыты все каналы для получения полноценной всесторонней информации гражданами страны.
Государством целенаправленно вытравливается критическое мышление у людей. Во-первых, не предоставляется весь объем объективной информации, во-вторых, устраняются, в том числе и физически, политические оппоненты. В этих условиях власть искусственно взращивает агашек для того, чтобы через них осуществлять манипулирование общественным сознанием, регулировать возникающее в протестной части населения недовольство, не позволяя консолидироваться с другими частями протестного электората.
Канагат Такеева:
— Я совершенно согласна с господином Косановым. Действительно, власть взращивала агашек. Я бы отнесла таких людей не к категории агашек, а к категории коррумпированных чиновников. Я, занимаясь бизнесом, встречалась по работе с довольно молодыми по возрасту агашками. У них нет никого в сфере власти, но они завоевали и коррумпировали отдельную часть экономики. При помощи силового воздействия контролируют довольно жирную часть экономики нашей страны. Чиновники в этих условиях просто подвержены коррумпированному механизму, но я бы не отнесла их к числу агашек.
Раньше, когда представители бизнеса обращались к агашкам, у последних существовала определенная ставка и вопрос решался с учетом более порядочной позиции. Сейчас же, особенно в условиях финансового кризиса, в стране проявляется какое-то бессердечие.
Я сейчас выступаю от имени бизнесменов среднего класса, которого сейчас практически нет. Нам приходится ликвидировать свои предприятия, продавать их и идти работать служащими в крупные корпорации, которые курируют агашки. Такая тенденция сейчас наблюдается в отечественной экономике. Я считаю, что власть сама взрастила монстра, который впоследствии ее поглотит.
У представителей малого и среднего бизнеса очень много идей, но нет агашек, нет «волосатой руки». Мы строим бизнес благодаря своим идеям, лидерским качествам, но экономика сейчас просто поделена между отдельными группами лиц. И бизнесмену, рассчитывающему на свои силы и внутренний потенциал, просто не выжить в условиях контроля над всеми секторами экономики. Куда ни пойдешь, везде опека какого-то агашки. Это ненормально. Страна в экономическом плане задыхается.
Амиржан Косанов:
— Политика – это концентрированное выражение экономики в любом обществе. Влияя на решение экономических вопросов, институт, именуемый агашками, влияет и на политическую ситуацию. Хочу сразу сказать, что он имеет влиятельную роль. Как бы мы ни хотели, уважаемая Канагат, не получится разделить коррумпированное чиновничество от агашек, потому что они интегрированы.
Существование такого паразитирующего института отрицательно влияет на развитие любого цивилизованного общества, в том числе и Казахстана. Мы воспитываем молодое поколение, в том числе и бизнесменов, уповающих на агашек.
Канагат говорит, что раньше ставки взяток были более приемлемыми, чем теперь. А кто виноват? Виновата не только Акорда или власть, которая создает условия для агашизма. Виноват и сам бизнес, развративший этих агашек, как виноваты водители, которые развращают гаишников. Бизнес сейчас пожинает плоды.
Когда в свое время оппозиционные политики говорили о необходимости честных выборов, формировании институтов власти публичным путем, тогда малый и средний бизнес не поддержал оппозицию. Да и сейчас только малое количество бизнесменов открыто поддерживает оппозицию. Чем больше институт агашек внедряется в экономику, бизнес, распределение финансовых ресурсов, к представителям малого и среднего бизнеса больше приходит понимание.
Например, Канагат в одиночку может выйти победителем в своем противостоянии. Она правильный путь избрала, стала публично говорить о недостатках системы, несмотря на угрозы своим близким. Но Канагат-то может победить, а весь бизнес, что будет делать? Поэтому, думаю, малому и среднему бизнесу не следует зацикливаться только на проблемах экономики и росте своих производительных мощностей, но настало время подумать о политических изменениях, с пониманием отнестись к тем политическим партиям и демократическим институтам, которые стремятся изменить систему.
Никто из нас еще не упомянул агашизм в близком окружении президента Назарбаева. Мы все понимаем, что ни администрация президента со своими клерками, ни парламент, который является самостоятельной ветвью власти, ни правительство со своими министрами и акимами вкупе не имеют такого влияния, какое есть у отдельно взятых персон из окружения президента.
Византийское устройство формирования государственной политики позволяет отдельно взятому человеку, не имеющему даже определенной должности, открыть дверь к президенту, который принимает решения государственной важности. Если мы начнем избавляться от большого агашизма в близком окружении президента, тогда, возможно, общество избавится от этого неформального института.
Я часто бываю в регионах, общаюсь с простыми казахстанцами, в том числе и бизнесменами, с людьми, формально не имеющими отношения к оппозиции. Они не хотят жить по этим правилам. Идет глобализация. Молодые люди видят, что существует иная жизнь, где есть суд, который может привлечь к ответственности губернатора, независимые журналисты, которые могут заставить вице-президента США подать в отставку и так далее.
Я считаю, что институт агашизма свое отжил. Я уверен, честные выборы, публичное формирование институтов власти приведут к тому, что агашки окажутся не у дел.
АГАШКАМ УЖЕ НЕ ВЕРЯТ
— Думаю, что повторения кыргызских событий никто не желает. Я тоже выезжаю в регионы и встречаюсь с разными людьми. Я вижу, что люди хотят кардинальных перемен. Они больше не обращаются к агашкам, понимают, что могут рассчитывать только на себя и на свое окружение.
На нашей пресс-конференции юрист Сергей Уткин отметил, что за последние годы бизнесмен впервые публично говорит о существующей в стране коррупции. Обычно это делают только журналисты. Мы созрели для открытых заявлений, у нас нет поддержки, мы уже не надеемся на агашек. Агашки не на стороне народа, рядовых граждан, поэтому мы вынуждены отстаивать свои права, мы требуем законности.
Александр Перегрин:
— Если наступят такие времена, безусловно, эти агашки сыграют свою роль. В России, к примеру, тоже есть свои авторитеты. В Казахстане этот институт более явный и имеет исторические корни.
Амиржан Косанов:
Во время «междуцарствия», как он пишет, будут использованы другие механизмы. Если наступит час икс, когда президент Назарбаев примет политическое решение, связанное с преемником, дистанцированием от института президентства, или возникнут иные форс-мажорные обстоятельства, то будут задействованы не трайбалистские механизмы. Будет разделение по кланам, миллиардерским группам, гласные и негласные лидеры которых уже видят себя президентом после Назарбаева.
Как отец троих детей, как политик и гражданин Казахстана, я боюсь именно такого часа икс. Демократические силы всегда призывали президента до своего возможного ухода, а рано или поздно это случится, создать многопартийный парламент, который стал бы гарантом стабильности в обществе, в том числе при смене верховной власти. А если на место президента, который имеет агашек в своем близком окружении, придет другой президент с такими же полномочиями, нет никакой гарантии, что эти агашки между собой не передерутся.
Поэтому я считаю, что господин Вешняков глубоко неправ. Как современный казах я посоветовал бы ему воздержаться от таких сомнительных версий, унижающих наш народ.
Ержан Досмухамедов:
— Деление по принципу трайбализма, родоплеменные раскольнические шаги предпринимаются самой властью. Здесь действует старый проверенный принцип деспотов всех времен «Разделяй и властвуй!».
То, что назначения на ключевые государственные должности происходят по родоплеменному признаку, было всегда, даже при Советском Союзе. Я наблюдал это, когда работал в администрации президента. Никто из тех, кто знаком с политической кухней Казахстана, отрицать этот факт не будет.
В 2006 году мы создавали партию «Атамекен», чтобы поддержать именно вот этот средний класс бизнесменов, о котором говорила Канагат. Средний бизнес абсолютно не нужен всем этим агашкам, которые заняты снятием сливок с высокодоходных отраслей казахстанской экономики. Они мыслят краткосрочными категориями, у них гораздо более простой механизм самообогащения – добыча нефти или алюминия, их продажа.
Я знаю, что первым противником появления нашей партии был покойный Владимир Ни. На следующий день после нашего учредительного съезда он находился в Сарыагаше, где играл в гольф с президентом, и первым из существующих тогда агашек высказался категорически против регистрации нашей партии. Агашкам не нужны открытые официальные политические структуры, которые будут разрушать их власть, предоставляя платформу для заявлений таких людей, как Канагат.
Агашки действительно играют негативную роль, поскольку раскалывают казахский народ по родоплеменному признаку. Этот неформальный институт лишает права политического и экономического голоса другие этнические группы в Казахстане. Политическая и социальная опасность этого явления довольно высокая как для казахского народа, так и, как я уже отметил, для людей других национальностей, населяющих нашу республику.
— Уважаемые гости, на этом радио Азаттык завершает свой круглый стол. Я благодарю вас за участие в нашей дискуссии. До свидания.