Агб в дорожном строительстве что такое
Асфальтогранулобетон » Асфальтирование и дорожно-строительные технологии (г. Киев)
Общая информация об асфальтогранулобетоне
Асфальтогранулобетон (АГБ) — дорожно-строительный материал, образуемый в процессе холодной регенерации (ресайклинга) асфальтированных дорожных покрытий, путём разработки (фрезерования) асфальтобетонного слоя и смешения полученного асфальтобетонного гранулята (асфальтовой крошки) с минеральным заполнителем, вяжущим компонентом и другими добавками.
Используется для создания нижнего или верхнего подстилающего слоя дорожной конструкции под последующую обработку или асфальтирование.
Применяется с целью восстановления изношенных асфальтобетонных покрытий при проведении текущего и капитального ремонта (реконструкции) автомобильных дорог, что является альтернативой традиционной практике восстановления дорожной конструкции путём устройства усиливающих слоев.
Экономическое преимущество при использовании асфальтогранулобетонной смеси проявляется в снижении затрат на проведение дорожно-ремонтных работ за счёт эффективного применения старого дорожного материала.
Процедура образования асфальтогранулобетона:
Как правило, все этапы образования асфальтогранулобетона проходят на месте проведения работ. В некоторых случаях процедура смешения асфальтобетонного гранулята с дополнительными компонентами может осуществляется с отрывом от строительного участка, что в свою очередь, влечёт к разрыву технологического процесса и увеличению общего количества операций, повышая при этом стоимость проводимых работ.
Классификация асфальтогранулобетонов
По типу вяжущего компонента:
Битум и материалы на его основе используются для усиления связей между отдельными зёрнами асфальтового гранулята и добавляемого скелетного материала (щебня), а также заполнения межзернового пространства с целью уменьшения водонасыщения асфальтогранулобетона.
Цемент, образующий при смешивании с водой цементный камень, используется для заполнения межгранулярных пустот АГБ-смеси и усиления межзерновых связей.
Наиболее практичными, являются те асфальтогранулобетонные смеси, для укрепления которых используется катионная битумная эмульсия или вспененный битумом в сочетании с портландцементом.
По массовой доле щебня или гравия входящего в состав исходного асфальтобетона:
Практическое применение асфальтогранулобетона
В зависимости от толщины слоя и типа вяжущего компонента, восстановленное с применением асфальтогранулобетона дорожное основание, может выступать в качестве верхнего или нижнего слоя дорожной одежды. Минимальная толщина асфальтогранулобетонного слоя должна быть 6 см, максимальная же ограничивается возможностью уплотнения. В зависимости от степени нагрузки на дорожное основание и величины транспортного потока, поверх АГБ-слоя производится укладка одного или двух слоев асфальтобетона толщиной от 4 до 11 см.
Асфальтирование поверх асфальтогранулобетонного слоя на основе цемента, выполняется по прошествии 2–3 суток после его укладки.
Асфальтирование поверх асфальтогранулобетонного слоя на основе битумной эмульсии, выполняется по прошествии 3–4 недель после его укладки.
Укладка асфальтогранулобетона осуществляется при температуре окружающего воздуха не менее +10 °С.
Всё об асфальтировании / Справочник / Асфальтогранулобетонная смесь
Общие сведения об асфальтогранулобетонной смеси
Асфальтогранулобетонная смесь — композиционный дорожно-строительный материал представляющий собой смесь асфальтобетонного гранулята (асфальтовой крошки), зернистого минерального материала необработанного битумом (щебня, песка, песчано-гравийной или щебеночно-песчано-гравийной смеси), вяжущего и воды.
Асфальтогранулобетон (АГБ) — уплотнённая и сформировавшаяся асфальтогранулобетонная смесь. Процесс формирования асфальтогранулобетонной смеси заключается в полном схватывании вяжущего компонента (цемента, извести, вспененного битума, битумной эмульсии или других вяжущих материалов).
Процесс приготовления и укладки асфальтогранулобетонной смеси осуществляется в рамках технологического цикла дорожно-строительных работ под названием «Регенерация» (ресайклинг, рециклинг, ресайклирование). Суть этой технологии заключается в повторном использовании устаревшего и потерявшего несущую способность асфальтобетонного покрытия (в виде фрезерованной или дробленой асфальтовой крошки) с целью создания нового конструктивного слоя дорожной одежды.
АГБ-смесь не является альтернативой обычной горячей асфальтобетонной смеси и поэтому, после устройства асфальтогранулобетонного слоя, в большинстве случаев (исключение — горячий ресайклинг), осуществляется традиционное асфальтирование с укладкой замыкающего слоя асфальта и/или слоя износа.
Назначение и область применения асфальтогранулобетонных смесей
Различные типы асфальтогранулобетонных смесей предназначены для:
Устройство верхнего слоя дорожного основания по технологии холодного ресайклинга
Для устройства дорожного основания асфальтогранулобетонная смесь может применяться на дорогах I–IV категории. Слой асфальтогранулобетонной смеси при устройстве дорожных оснований составляет от 8 до 30 см. Если толщина слоя превышает 20 см, то АГБ-смесь укладывается в два слоя с последовательным уплотнением каждого слоя. Показанием для применения АГБ служит трещиновато-блочное состояние пакета асфальтированных слоев дорожной одежды, то есть такое состояние дорожного покрытия, при котором устройство выравнивающего слоя методом сплошного асфальтирования или слоя износа становятся малоэффективными.
Устройство нижнего слоя дорожного покрытия по технологии холодного ресайклинга
Асфальтогранулобетонные смеси с добавлением битумных эмульсий могут применяться для устройства нижнего слоя дорожного покрытия на дорогах III–IV категории. После уплотнения и формирования (схватывания вяжущего материала) такой слой должен быть покрыт замыкающим слоем асфальтобетонной смеси и/или слоем износа. В некоторых случаях (для дорог IV–V технических категорий) асфальтогранулобетонные смеси на основе битумных эмульсий допускается применять при устройстве верхнего слоя дорожного покрытия с последующей тонкослойной поверхностной обработкой АГБ-слоя.
Устройство верхнего слоя дорожного покрытия по технологии горячего ресайклинга
Горячий ресайклинг — технология восстановления верхнего слоя дорожного покрытия с применением АГБ-смеси. Целью этой процедуры является быстрое устранение различных повреждений верхнего слоя покрытия глубиной до 40 мм (колея, трещины, неровности, мелкие выбоины) и восстановление целостности дорожного покрытия. Выполняя всего один проход, ремиксер (дорожно-строительная машина для горячего ресайклинга) снимает предварительно нагретое старое асфальтобетонное покрытие, смешивает его по необходимости с новой асфальтобетонной смесью и вяжущими и тут же укладывает обратно.
Горячий ресайклинг применяется в тех случаях, когда дорожное основание не повреждено и сохранило несущую способность. В отличие от холодного ресайклинга, слой дорожного покрытия из АГБ-смеси устроенный по технологии горячей регенерации не требует последующего асфальтирования (укладки замыкающего слоя).
Типовой состав асфальтогранулобетонных смесей
Типовой состав большинства асфальтогранулобетонных смесей включает 4 основных компонента:
1. Асфальтобетонный гранулят (асфальтовая крошка) — главный компонент асфальтогранулобетонной смеси. Является вторичным дорожно-строительным материалом образующимся в процессе механического измельчения старого асфальтированного покрытия «методом холодного фрезерования» или «методом дробления асфальтового лома» на дробильно-сортировочной установке. В большинстве случаев, при производстве АГБ-смесей используют именно фрезерованную асфальтовую крошку. Ценность асфальтовой крошки — содержание остаточной доли битума, благодаря чему конструктивный слой дорожной одежды получается более связным и плотным, в сравнении с обычным слоем из зернистых минеральных материалов необработанных битумом.
К асфальтовой крошке используемой при производстве асфальтогранулобетонной смеси предъявляются следующие требования в части ее гранулометрического состава:
Доля асфальтобетонного гранулята в АГБ-смеси должна быть не ниже 60 % от общей массы зернистого материала. Чем более высокое содержание асфальтобетонного гранулята в общей массе зернистого материала, тем выше физико-механические показатели асфальтогранулобетона (уплотненной АГБ-смеси).
Зернистый материал — смесь асфальтобетонного гранулята со щебнем, песком, песчано-гравийной или щебеночно-песчано-гравийной смесью (скелетным материалом).
2. Скелетный материал — необработанный битумом щебень, песок, песчано-гравийная или щебёночно-песчано-гравийная смесь. Не являясь обязательным компонентом асфальтогранулобетонной смеси, скелетный материал добавляется при необходимости корректировки гранулометрического состава асфальтовой крошки.
3. Вяжущее — обязательный компонент большинства АГБ-смесей (кроме смеси типа «А»). В качестве вяжущих компонентов используются органические и/или минеральные вяжущие материалы.
К органическим вяжущим материалам относятся:
Органические вяжущие материалы в составе асфальтогранулобетонных смесей выполняют следующие функции:
К минеральным вяжущим материалам относятся:
Минеральные вяжущие при затворении водой образуют каменный материал, который армирует битумную пленку (окружающую гранулы асфальтовой крошки) и связывается с необработанным битумом зернистым материалом.
4. Вода — обязательный компонент большинства типов асфальтогранулобетонных смесей (кроме смесей на основе разжиженного битума). Для каждого типа смеси дозировка воды подбирается индивидуально с помощью тестовых образцов асфальтогранулобетона, исходя из оптимальной влажности уплотненной смеси при которой плотность АГБ достигает максимального значения.
Технология производства асфальтогранулобетонной смеси
Как уже было упомянуто выше, приготовление асфальтогранулобетонной смеси осуществляется в рамках технологического цикла дорожно-строительных работ под названием «Регенерация/Ресайклинг».
Регенерация (ресайклинг, ресайклирование, рециклинг) — технология восстановления конструктивных слоев дорожной одежды с применением асфальтогранулобетонных смесей.
Суть технологии регенерации заключается в измельчении, путем фрезерования, старого асфальтобетонного покрытия (в некоторых случаях с захватом части основания), перемешивании смеси на дороге или в специальных установках (с добавлением или без добавления вяжущего, нового скелетного материала и воды), распределении полученной асфальтогранулобетонной смеси в виде слоя и его уплотнении. Существует 2 вида регенерации:
Горячая регенерация (горячий ресайклинг) чаще всего применяется для восстановления верхнего слоя дорожного покрытия и не предусматривает последующее асфальтирование поверх регенерированного слоя.
Холодная регенерация (холодный ресайклинг) применяется для восстановления верхнего слоя дорожного основания или нижнего слоя дорожного покрытия (с последующим асфальтированием этого слоя с применением обычной горячей асфальтобетонной смеси или щебёночно-мастичного асфальта).
Процесс приготовления асфальтогранулобетонной смеси может осуществляться двумя способами: «методом смешения на дороге» или «методом смешения в установке».
«Метод смешения на дороге» предусматривает приготовление асфальтогранулобетонной смеси непосредственно на месте проведения дорожных работ. Производство и укладку АГБ-смеси «методом смешения на дороге» можно разделить на 4 условных этапа:
Все эти этапы осуществляются в процессе движения звена специализированных дорожных машин, количество которых, в зависимости от выбранной технологической схемы, может варьироваться от 3 до 6 машин и включать в различной компоновке:
Технологические схемы производства и укладки АГБ-смеси на месте проведения работ могут отличаться и зависят от цели ремонта, категории автомобильной дороги, конструкции дорожной одежды и её состояния. В общем случае технологическая схема разрабатывается на основе имеющейся в наличии техники и выбранного типа АГБ-смеси.
«Метод смешения в установке» предусматривает приготовление АГБ-смеси на полустационарной (мобильной) установке или на стационарном асфальтобетонном заводе. Потребность в производстве асфальтогранулобетонной смеси на стационарной или полустационарной установке может возникнуть при выполнении работ в условиях плотной городской застройки, когда имеются ограничения на передвижение крупногабаритной дорожной техники. К месту проведения работ готовая смесь доставляется самосвалами, а сама укладка осуществляется обычными асфальтоукладчиками. Преимуществом полустационарной установки перед стационарным заводом является возможность ее размещения вблизи объекта проведения работ, что значительно сокращает дальность возки смеси.
Процесс приготовления АГБ-смеси «методом смешения в установке» можно условно разделить на 7 этапов:
Приготовление АГБ-смеси «методом смешения в установке» является более затратным по сравнению с «методом смешения на дороге», т. к. предусматривает разрыв технологического процесса и добавление лишних операций.
Классификация асфальтогранулобетонных смесей
По типу вяжущего
Органические вяжущие предназначены для обновления старого битума, пластификации и склеивания зернистого материала (скелетного материала и асфальтовой крошки). Минеральные вяжущие используются для повышения теплостойкости, прочности и связывания гранул зернистого материала. Использование в АГБ-смесях комплексных вяжущих позволяет совместить все преимущества органических и минеральных вяжущих.
Агб в дорожном строительстве что такое
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дороги автомобильные общего пользования
СМЕСИ ГОРЯЧИЕ АСФАЛЬТОБЕТОННЫЕ И АСФАЛЬТОБЕТОН
Automobile roads of general use. Hot asphalt mixtures and asphalt concrete. Technical conditions
Дата введения 2020-06-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Автономной некоммерческой организацией «Научно-исследовательский институт транспортно-строительного комплекса» (АНО «НИИ ТСК») и Обществом с ограниченной ответственностью «Инновационный технический центр» (ООО «ИТЦ») совместно с Ассоциацией Производителей и Потребителей Асфальтобетонных Смесей «Р.О.С.АСФАЛЬТ» (Ассоциация «Р.О.С.АСФАЛЬТ»)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 418 «Дорожное хозяйство»
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на смеси горячие асфальтобетонные и асфальтобетон и устанавливает требования к ним, а также к исходным материалам для их приготовления.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 12.1.004 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования
ГОСТ 12.1.005 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны
ГОСТ 12.1.007 Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности
ГОСТ 12.3.002 Система стандартов безопасности труда. Процессы производственные. Общие требования безопасности
ГОСТ 23932 Посуда и оборудование лабораторные стеклянные. Общие технические условия
ГОСТ 30108 Материалы и изделия строительные. Определение удельной эффективной активности естественных радионуклидов
ГОСТ 32703 Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и гравий из горных пород. Технические требования
ГОСТ 32708 Дороги автомобильные общего пользования. Песок природный и дробленый. Определение содержания глинистых частиц методом набухания
ГОСТ 32730 Дороги автомобильные общего пользования. Песок дробленый. Технические требования
ГОСТ 32761 Дороги автомобильные общего пользования. Порошок минеральный. Технические требования
ГОСТ 32824 Дороги автомобильные общего пользования. Песок природный. Технические требования
ГОСТ 32826 Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и песок шлаковые. Технические требования
ГОСТ 33029-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и гравий из горных пород. Определение гранулометрического состава
ГОСТ 33133 Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические требования
ГОСТ 33137 Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Метод определения динамической вязкости ротационным вискозиметром
ГОСТ Р 51568 (ИСО 3310-1-90) Сита лабораторные из металлической проволочной сетки. Технические условия
ГОСТ Р 52056 Вяжущие полимерно-битумные дорожные на основе блоксополимеров типа стирол-бутадиен-стирол. Технические условия
ГОСТ Р 55419-2013 Материал композиционный на основе активного резинового порошка, модифицирующий асфальтобетонные смеси. Технические требования и методы испытаний
ГОСТ Р 58144 Вода дистиллированная. Технические условия
ГОСТ Р 58400.1 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Технические условия с учетом температурного диапазона эксплуатации
ГОСТ Р 58400.2 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Технические условия с учетом уровней эксплуатационных транспортных нагрузок
ГОСТ Р 58400.10 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы вяжущие нефтяные битумные. Метод определения свойств с использованием динамического сдвигового реометра (DSR)
ГОСТ Р 58401.8 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Метод определения содержания воздушных пустот
ГОСТ Р 58401.9 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Методы сокращения проб
ГОСТ Р 58401.10 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Методы определения объемной плотности
ГОСТ Р 58401.15 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Определение содержания битумного вяжущего методом выжигания
ГОСТ Р 58401.16 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Методы определения максимальной плотности
ГОСТ Р 58401.18 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Метод определения водостойкости и адгезионных свойств
ГОСТ Р 58401.19 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Определение содержания битумного вяжущего методом экстрагирования
ГОСТ Р 58406.3 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Метод определения стойкости к колееобразованию прокатыванием нагруженного колеса
ГОСТ Р 58406.5 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Метод определения истираемости
ГОСТ Р 58406.6 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Метод определения предела прочности на растяжение при изгибе и предельной относительной деформации растяжения
ГОСТ Р 58406.7 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Метод определения влияния противогололедных реагентов
ГОСТ Р 58406.8 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Определение сопротивления пластическому течению по методу Маршалла
ГОСТ Р 58406.9 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Метод приготовления образцов уплотнителем Маршалла
ГОСТ Р 58406.10 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Правила проектирования
ГОСТ Р 58407.4 Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные. Методы отбора проб
ГОСТ Р 58407.5 Дороги автомобильные общего пользования. Асфальтобетон дорожный. Методы отбора проб из уплотненных слоев дорожной одежды
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 асфальтобетонная смесь: Рационально подобранная смесь, состоящая из минеральной части (щебня, песка и минерального порошка или без него) и битумного вяжущего (с модификаторами или без них), взятых в определенных соотношениях и перемешанных в нагретом состоянии.
3.2 асфальтобетон: Уплотненная асфальтобетонная смесь в лаборатории или на месте производства работ.
номинально максимальный размер минерального заполнителя, мм: Размер минерального заполнителя в асфальтобетонной смеси, соответствующий размеру ячейки сита, которое на один размер больше первого сита, полный остаток минерального заполнителя на котором составляет более 10%.
максимальный размер минерального заполнителя, мм: Размер минерального заполнителя в асфальтобетонной смеси, который на один размер больше, чем номинально максимальный размер минерального заполнителя.
минеральный заполнитель: Смесь из щебня, песка и минерального порошка, которая при соблюдении требований к зерновому составу образует минеральный каркас асфальтобетона.
основные показатели: Показатели асфальтобетонных смесей и асфальтобетонов, определяемые в обязательном порядке при проектировании смесей, в приемо-сдаточных и периодических испытаниях.
дополнительные показатели: Показатели асфальтобетонных смесей и асфальтобетонов, указанные в проектной и/или контрактной (договорной) документации, определение которых обусловлено конкретными условиями эксплуатации.
керн (вырубка): Образец, полученный из асфальтобетона путем выбуривания или выпиливания.
Асфальтогранулобетонная смесь
Общие сведения об асфальтогранулобетонной смеси
Асфальтогранулобетонная смесь — композиционный дорожно-строительный материал представляющий собой смесь асфальтобетонного гранулята (асфальтовой крошки), зернистого минерального материала необработанного битумом (щебня, песка, песчано-гравийной или щебеночно-песчано-гравийной смеси), вяжущего и воды.
Асфальтогранулобетон (АГБ) — уплотнённая и сформировавшаяся асфальтогранулобетонная смесь. Процесс формирования асфальтогранулобетонной смеси заключается в полном схватывании вяжущего компонента (цемента, извести, вспененного битума, битумной эмульсии или других вяжущих материалов).
Процесс приготовления и укладки асфальтогранулобетонной смеси осуществляется в рамках технологического цикла дорожно-строительных работ под названием «Регенерация» (ресайклинг, рециклинг, ресайклирование). Суть этой технологии заключается в повторном использовании устаревшего и потерявшего несущую способность асфальтобетонного покрытия (в виде фрезерованной или дробленой асфальтовой крошки) с целью создания нового конструктивного слоя дорожной одежды.
АГБ-смесь не является альтернативой обычной горячей асфальтобетонной смеси и поэтому, после устройства асфальтогранулобетонного слоя, в большинстве случаев (исключение — горячий ресайклинг), осуществляется традиционное асфальтирование с укладкой замыкающего слоя асфальта и/или слоя износа.
Назначение и область применения асфальтогранулобетонных смесей
Различные типы асфальтогранулобетонных смесей предназначены для:
Устройство верхнего слоя дорожного основания по технологии холодного ресайклинга
Для устройства дорожного основания асфальтогранулобетонная смесь может применяться на дорогах I–IV категории. Слой асфальтогранулобетонной смеси при устройстве дорожных оснований составляет от 8 до 30 см. Если толщина слоя превышает 20 см, то АГБ-смесь укладывается в два слоя с последовательным уплотнением каждого слоя. Показанием для применения АГБ служит трещиновато-блочное состояние пакета асфальтированных слоев дорожной одежды, то есть такое состояние дорожного покрытия, при котором устройство выравнивающего слоя методом сплошного асфальтирования или слоя износа становятся малоэффективными.
Устройство нижнего слоя дорожного покрытия по технологии холодного ресайклинга
Асфальтогранулобетонные смеси с добавлением битумных эмульсий могут применяться для устройства нижнего слоя дорожного покрытия на дорогах III–IV категории. После уплотнения и формирования (схватывания вяжущего материала) такой слой должен быть покрыт замыкающим слоем асфальтобетонной смеси и/или слоем износа. В некоторых случаях (для дорог IV–V технических категорий) асфальтогранулобетонные смеси на основе битумных эмульсий допускается применять при устройстве верхнего слоя дорожного покрытия с последующей тонкослойной поверхностной обработкой АГБ-слоя.
Устройство верхнего слоя дорожного покрытия по технологии горячего ресайклинга
Горячий ресайклинг — технология восстановления верхнего слоя дорожного покрытия с применением АГБ-смеси. Целью этой процедуры является быстрое устранение различных повреждений верхнего слоя покрытия глубиной до 40 мм (колея, трещины, неровности, мелкие выбоины) и восстановление целостности дорожного покрытия. Выполняя всего один проход, ремиксер (дорожно-строительная машина для горячего ресайклинга) снимает предварительно нагретое старое асфальтобетонное покрытие, смешивает его по необходимости с новой асфальтобетонной смесью и вяжущими и тут же укладывает обратно.
Горячий ресайклинг применяется в тех случаях, когда дорожное основание не повреждено и сохранило несущую способность. В отличие от холодного ресайклинга, слой дорожного покрытия из АГБ-смеси устроенный по технологии горячей регенерации не требует последующего асфальтирования (укладки замыкающего слоя).
Типовой состав асфальтогранулобетонных смесей
Типовой состав большинства асфальтогранулобетонных смесей включает 4 основных компонента:
1. Асфальтобетонный гранулят (асфальтовая крошка) — главный компонент асфальтогранулобетонной смеси. Является вторичным дорожно-строительным материалом образующимся в процессе механического измельчения старого асфальтированного покрытия «методом холодного фрезерования» или «методом дробления асфальтового лома» на дробильно-сортировочной установке. В большинстве случаев, при производстве АГБ-смесей используют именно фрезерованную асфальтовую крошку. Ценность асфальтовой крошки — содержание остаточной доли битума, благодаря чему конструктивный слой дорожной одежды получается более связным и плотным, в сравнении с обычным слоем из зернистых минеральных материалов необработанных битумом.
К асфальтовой крошке используемой при производстве асфальтогранулобетонной смеси предъявляются следующие требования в части ее гранулометрического состава:
Доля асфальтобетонного гранулята в АГБ-смеси должна быть не ниже 60 % от общей массы зернистого материала. Чем более высокое содержание асфальтобетонного гранулята в общей массе зернистого материала, тем выше физико-механические показатели асфальтогранулобетона (уплотненной АГБ-смеси).
Зернистый материал — смесь асфальтобетонного гранулята со щебнем, песком, песчано-гравийной или щебеночно-песчано-гравийной смесью (скелетным материалом).
2. Скелетный материал — необработанный битумом щебень, песок, песчано-гравийная или щебёночно-песчано-гравийная смесь. Не являясь обязательным компонентом асфальтогранулобетонной смеси, скелетный материал добавляется при необходимости корректировки гранулометрического состава асфальтовой крошки.
3. Вяжущее — обязательный компонент большинства АГБ-смесей (кроме смеси типа «А»). В качестве вяжущих компонентов используются органические и/или минеральные вяжущие материалы.
К органическим вяжущим материалам относятся:
Органические вяжущие материалы в составе асфальтогранулобетонных смесей выполняют следующие функции:
К минеральным вяжущим материалам относятся:
Минеральные вяжущие при затворении водой образуют каменный материал, который армирует битумную пленку (окружающую гранулы асфальтовой крошки) и связывается с необработанным битумом зернистым материалом.
4. Вода — обязательный компонент большинства типов асфальтогранулобетонных смесей (кроме смесей на основе разжиженного битума). Для каждого типа смеси дозировка воды подбирается индивидуально с помощью тестовых образцов асфальтогранулобетона, исходя из оптимальной влажности уплотненной смеси при которой плотность АГБ достигает максимального значения.
Технология производства асфальтогранулобетонной смеси
Как уже было упомянуто выше, приготовление асфальтогранулобетонной смеси осуществляется в рамках технологического цикла дорожно-строительных работ под названием «Регенерация/Ресайклинг».
Регенерация (ресайклинг, ресайклирование, рециклинг) — технология восстановления конструктивных слоев дорожной одежды с применением асфальтогранулобетонных смесей.
Суть технологии регенерации заключается в измельчении, путем фрезерования, старого асфальтобетонного покрытия (в некоторых случаях с захватом части основания), перемешивании смеси на дороге или в специальных установках (с добавлением или без добавления вяжущего, нового скелетного материала и воды), распределении полученной асфальтогранулобетонной смеси в виде слоя и его уплотнении. Существует 2 вида регенерации:
Горячая регенерация (горячий ресайклинг) чаще всего применяется для восстановления верхнего слоя дорожного покрытия и не предусматривает последующее асфальтирование поверх регенерированного слоя.
Холодная регенерация (холодный ресайклинг) применяется для восстановления верхнего слоя дорожного основания или нижнего слоя дорожного покрытия (с последующим асфальтированием этого слоя с применением обычной горячей асфальтобетонной смеси или щебёночно-мастичного асфальта).
Процесс приготовления асфальтогранулобетонной смеси может осуществляться двумя способами: «методом смешения на дороге» или «методом смешения в установке».
«Метод смешения на дороге» предусматривает приготовление асфальтогранулобетонной смеси непосредственно на месте проведения дорожных работ. Производство и укладку АГБ-смеси «методом смешения на дороге» можно разделить на 4 условных этапа:
Все эти этапы осуществляются в процессе движения звена специализированных дорожных машин, количество которых, в зависимости от выбранной технологической схемы, может варьироваться от 3 до 6 машин и включать в различной компоновке:
Технологические схемы производства и укладки АГБ-смеси на месте проведения работ могут отличаться и зависят от цели ремонта, категории автомобильной дороги, конструкции дорожной одежды и её состояния. В общем случае технологическая схема разрабатывается на основе имеющейся в наличии техники и выбранного типа АГБ-смеси.
«Метод смешения в установке» предусматривает приготовление АГБ-смеси на полустационарной (мобильной) установке или на стационарном асфальтобетонном заводе. Потребность в производстве асфальтогранулобетонной смеси на стационарной или полустационарной установке может возникнуть при выполнении работ в условиях плотной городской застройки, когда имеются ограничения на передвижение крупногабаритной дорожной техники. К месту проведения работ готовая смесь доставляется самосвалами, а сама укладка осуществляется обычными асфальтоукладчиками. Преимуществом полустационарной установки перед стационарным заводом является возможность ее размещения вблизи объекта проведения работ, что значительно сокращает дальность возки смеси.
Процесс приготовления АГБ-смеси «методом смешения в установке» можно условно разделить на 7 этапов:
Приготовление АГБ-смеси «методом смешения в установке» является более затратным по сравнению с «методом смешения на дороге», т. к. предусматривает разрыв технологического процесса и добавление лишних операций.
Классификация асфальтогранулобетонных смесей
По типу вяжущего
Органические вяжущие предназначены для обновления старого битума, пластификации и склеивания зернистого материала (скелетного материала и асфальтовой крошки). Минеральные вяжущие используются для повышения теплостойкости, прочности и связывания гранул зернистого материала. Использование в АГБ-смесях комплексных вяжущих позволяет совместить все преимущества органических и минеральных вяжущих.
По массовой доле щебня или гравия (в составе асфальтобетонного гранулята)
Информация взята с сайта ДСП “Юнидорстрой”