Агрессия у ребенка с зпр что делать

Когда ЗПР переходит в умственную отсталость

Агрессия у ребенка с зпр что делать. Смотреть фото Агрессия у ребенка с зпр что делать. Смотреть картинку Агрессия у ребенка с зпр что делать. Картинка про Агрессия у ребенка с зпр что делать. Фото Агрессия у ребенка с зпр что делатьНевооруженный взгляд может не увидеть разницы между детьми с задержкой психического развития и признаками умственной отсталости. На самом деле их отличия принципиальны. И, что главное, это дает возможность первым в дальнейшем наладить психическое развитие и стать полноценной ячейкой общества при соответствующем обучении. Вторые, к сожалению, остаются вне игры, исключая психический прогресс. Однако может быть и третий вариант, когда менее утрированная задержка психического развития (ЗПР) усугубляется, приобретая черты умственной отсталости (УО).

Чтобы понять механизм данной трансформации, следует четко разграничить оба понятия.

Дети с ЗПР

Задержка психического развития – это пограничное состояние между нормой и умственной отсталостью, выражающееся в замедлении темпа нормального психического развития данного возрастного периода. Сопровождается отставанием в развитии функций психики, таких как мышление, память, внимание, эмоции, волевая сфера. Это проявляется в скудной интеллектуальной деятельности, ограниченности знаний и представлений, доминировании игровых интересов, быстрой утомляемости от интеллектуальной работы.

Иными словами, ребенок ведет себя инфантильно. Его поведение не соответствует реальному возрасту. Оно как будто откатывается назад, на несколько ступеней ниже, повторяя поведение детей более младшего возраста.

Однако в условиях корректного обучения такой ребенок способен достаточно хорошо приспосабливаться к жизни в обществе, повышая уровень своего развития.

Среди причин, провоцирующих патологию, можно выделить биологические и социальные факторы. К биологическим относят патологии во время беременности, недоношенность, родовые травмы, генетические заболевания, тяжелые соматические заболевания, травмы, инфекции в раннем возрасте, проблемы слуха и зрения. К социальным факторам относятся:

Интересно, что с 1997 года термина «задержка психического развития» официально не существует. С введением МКБ-10 это понятие входит в категорию «расстройства психического развития». Агрессия у ребенка с зпр что делать. Смотреть фото Агрессия у ребенка с зпр что делать. Смотреть картинку Агрессия у ребенка с зпр что делать. Картинка про Агрессия у ребенка с зпр что делать. Фото Агрессия у ребенка с зпр что делать

В зависимости от причины, ЗПР может проявляться в нескольких формах.

1-ая форма носит конституциональный характер и встречается у детей с инфантильным типом телосложения. Такие дети проявляют яркие, живые эмоции, превалирующие в поведении. Их развитие отстает от возрастной нормы, соответствуя более ранней стадии развития. Они с головой вовлекаются в игровую деятельность, творчески проявляя себя, очень подвижны.

Это именно те школьники, которым сложно усидеть на уроке и соблюдать дисциплину. Из-за сниженной способности контролировать свое поведение, мышление, эмоционально-волевую сферу вне благоприятных условий такое положение дел может свестись к социальной дезадаптации.

2-ая форма имеет соматогенную природу, то есть возникает в связи с хроническими заболеваниями, вызывающими упадок сил, снижается активность деятельности. Это формирует такие особенности характера, как неуверенность в своих силах, различного рода опасения, сомнения, робость.

Гиперопека в связи с болезнью дополнительно подкрепляет уже имеющийся инфантилизм. Ребенок неспособен сконцентрироваться, направить внимание в нужное русло. Он эмоционально нестабилен, его легко вывести из равновесия, обладает заниженной самооценкой и высокой тревожностью.

3-я форма развивается вследствие педагогической запущенности. Такие дети физически совершенно здоровы и являются обладателями изначально нормальной нервной системы. В условиях дефицита информации, воспитания и эмоциональной близости со значимыми людьми, у них наблюдается недостаточное развитие должных навыков, умений, знаний.

Агрессия у ребенка с зпр что делать. Смотреть фото Агрессия у ребенка с зпр что делать. Смотреть картинку Агрессия у ребенка с зпр что делать. Картинка про Агрессия у ребенка с зпр что делать. Фото Агрессия у ребенка с зпр что делатьПри данной форме ЗПР преобладает мозаичное мышление. Это отрывочное восприятие, знания понемногу обо всем, которые не подкрепляются опытом и переживаниями. Так вот, дети с 3 формой ЗПР очень хорошо ориентированы и сообразительны в знакомых для них ситуациях или в том, что вызывает неподдельный интерес. Если ребенок развивается в условиях дефицита внимания, он приобретает такие черты, как бесконтрольность над собственными эмоциями, импульсивность, безответственность.

Гиперопека приводит к эгоцентризму, безволию, тунеядству. В целом, ребенок имеет хорошо развитые психические функции (память, мышление, внимание), но при этом может не уметь читать, считать, не знает элементарных геометрических, математических понятий. Однако образное мышление высокоразвито.

4-я форма обусловлена органическим поражением ЦНС во время беременности, родов и на протяжении первого года жизни. Незрелость и инфантилизм проявляются во всех сферах. Нарушение моторики выражается в виде повышенной возбудимости, неловкости движений, нарушении сна. Эмоции примитивны, неяркие. Игра – стереотипная и однообразная, но преобладает над учебной деятельностью.

Такие дети условно делятся на две категории: с повышенным настроением (импульсивность, расторможенность) и пониженным (боязливость, страхи, несамостоятельность). 4-я форма ЗПР вызывает парциальное, то есть частичное нарушение познавательной деятельности.

ЗПР не является тотальным недоразвитием, а выражается в замедлении темпа психического развития. Следует понимать, что состояние носит обратимый характер, но при условии должного специфического обучения.

Умственная отсталость

Такое название получило недоразвитие психической деятельности. Как правило, ее провоцируют несколько факторов, среди которых на первом месте генетические заболевания. Другую группу составляют экзогенные факторы: травмы, интоксикации, инфекции, гипоксия плода.

Умственная отсталость имеет необратимый характер и характеризуется следующими особенностями:

УО, прежде всего, представлена олигофренией. Это недоразвитие мозга, связанное с повреждением коры больших полушарий, необратимого характера. Является врожденным или приобретенным до двухлетнего возраста дефектом.

Различают три степени олигофрении:

Они различаются степенью выраженности интеллектуального дефекта. Если IQ при дебильности составляет от 50 до 70, то при идиотии этот показатель равен 20. Агрессия у ребенка с зпр что делать. Смотреть фото Агрессия у ребенка с зпр что делать. Смотреть картинку Агрессия у ребенка с зпр что делать. Картинка про Агрессия у ребенка с зпр что делать. Фото Агрессия у ребенка с зпр что делать

Дети, страдающие дебильностью, способны к простому труду. Им сложно усваивать новые навыки, а их эмоции весьма примитивны. Сенсомоторные реакции замедлены. Сохраняется фразовая речь, механическая память. Они способны овладевать базовыми навыками чтения, письма, счета. Дебильность – самая легкая степень расстройства.

Имбецильность сохраняет наиболее примитивные навыки самообслуживания, способность запоминать небольшой объем информации, позволяет получить элементарные учебные навыки.

Идиотия – грубое, глубокое нарушение мышления (практически отсутствует) и всех психических процессов в целом. Такие дети не способны к самообслуживанию, плохо ориентируется в пространстве. Практически никого не узнают кроме ухаживающих за ними людей. Поведение чаще диктуется инстинктивными программами. Речь непонятная. Такие выражения эмоций как плач, слезы, не свойственны.

Деменция – это приобретенное слабоумие, развивающееся у ребенка после 2-3 лет, и сопровождающееся распадом уже сформированных психических функций. Спровоцировать деменцию могут инфекции или травмы. Состояние характеризуется неравномерностью поражения, когда одни отделы ГМ страдают больше, чем другие.

Умственная отсталость и ЗПР: в чем разница

Оба состояния очень похожи между собой, поскольку и в том, и другом случае наблюдается искажение, нарушение психических функций и несоответствие уровня развития ребенка его возрасту. То есть поведение, эмоции, интеллект находятся на стадии, характерной для младшего возраста. Однако специалист обязан провести дифференциальную диагностику, чтобы определиться с диагнозом. Это очень важно, поскольку умственная отсталость и ЗПР подвергаются различным методам терапии, преследуемым отдельные цели.

Чтобы быстрее уловить разницу между расстройствами, представим их сравнение в виде таблицы:

Источник

Особенности агрессивности у детей с задержкой психического развития в период подросткового возраста.

Агрессия у ребенка с зпр что делать. Смотреть фото Агрессия у ребенка с зпр что делать. Смотреть картинку Агрессия у ребенка с зпр что делать. Картинка про Агрессия у ребенка с зпр что делать. Фото Агрессия у ребенка с зпр что делать

Лепорский Тимур Александрович,
бакалавр кафедры Специальной психологии
ТГПУ им. Л.Н. Толстого, Россия, г. Тула
E-mail: Dex007@bk.ru

Научный руководитель: Васина Юлия Михайловна,
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры специальной психологии
ТГПУ им. Л.Н. Толстого, Россия, г. Тула

Клинико-психологическое изучение детей с задержкой психи­ческого развития (ЗПР) начато сравнительно недавно. Первым значи­тельным исследованием в этой области была монография А. Штрауса и Л. Летинен. Авторы описывали особенности психического развития детей с мини­мальными повреждениями мозга. В числе этих особенностей от­мечались следующие: стойкие трудности в обучении, неадекват­ное поведение, но сохранные интеллектуальные возможности. Авторы подчеркивали, что необходимо отличать таких детей от умственно отсталых. Другие исследователи, в частности К. Ясперс, указывали на то, что интеллектуальная недостаточность у детей с ЗПР является вто­ричной, обусловленной нарушениями предпосылок интеллекта памяти, внимания, речи, эмоционально-волевых и других характеристик личности.

В психолого-педагогических исследованиях отмечается, что в структуре психического дефекта у детей с ЗПР на первый план выступают незрелость эмоционально-волевой сферы с не резко выраженными интеллектуальными нарушениями, а также замедленное развитие интеллектуальных процессов.

У дошкольников с ЗПР наблю­дается отставание в развитии эмоций, наиболее выраженными проявлениями которого являются эмоциональная неустойчивость, лабильность, легкость смены настроений и контрастных проявле­ний эмоций. Отмечается нетолерантность к фрустрирующим ситуациям. Не­значительный повод может вызвать эмоциональное возбуждение и даже резкую аффективную реакцию, неадекватную ситуации. Та­кой ребенок то проявляет доброжелательность по отношению к дру­гим, то вдруг становится злым и агрессивным. При этом агрессия направляется не на действие личности, а на саму личность.

Негативизм, боязнь, агрессивность не способствуют благоприятному развитию личности ребенка с ЗПР, поэтому каждый, кто занимается воспитанием и обучением такого ребенка, понимает, как важна своевременная коррекция его эмоциональной сферы.

Своеобразие в развитии структуры эмоциональной сферы детей может существенно влиять на особенности их сознания и поведения. Состояния дисфункции, ее отдельных уровней меняют тип организации всей эмоциональной сферы и могут привести к развитию различных вариантов дезадаптации ребенка.

По данным З. Тржесоглавы, агрессивность как один из наиболее устойчивых признаков ЗПР церебрально-органического генеза проявляется с частотой 44% в возрасте Агрессия чаще всего возникает при смене привычных обстоятельств, например, при появлении новых учителей, при смене привычных требований в организации деятельности на занятиях или при изменении режима.

Дети с ЗПР имеют тягу к контакту с детьми более младшего возраста, которые лучше их принимают. А у некоторых детей возникает страх перед детским коллективом, и они избегают его.

В результате неблагополучия в сфере межличностных отношений у детей создается отрицательное представление о самом себе: они мало верят в собственные способности и низко оценивают свои возможности. В результате отрицательной обратной связи у этих детей зачастую формируется агрессивно-защитный тип поведения. В ситуациях постоянного отвержения или неудач дети с ЗПР реагируют обычно на уровне более низкой стадии развития, используя примитивные реакции, так как найти конструктивный выход из таких ситуаций они не в состоянии.

Источник

Журнал Педагог

Автор: Стрельчук Людмила Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКОУ «Верхнесуерская СОШ» филиал Ошурковская ООШ
Населённый пункт: Курганская область Варгашинский район с. Ошурково
Наименование материала: статья
Тема: Коррекция агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством игры
Раздел: дошкольное образование

Коррекция агрессивного поведения у детей старшего

дошкольного возраста с ЗПР посредством игры

Людмила Николаевна Стрельчук,

студентка 5 курса заочного отделения

факультета коррекционной педагогики и психологии,

кандидат психологических наук,

доцент кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии,

Кропачева Марина Николаевна

В данной статье рассматривается проблема агрессивного поведения у

старших дошкольников с задержкой психического развития и раскрываются

агрессивного поведения у данной категории детей.

Материал может быть полезен в работе дефектологов и специальных

старшего дошкольного возраста, имеющих диагноз ЗПР.

дошкольный возраст, агрессивное поведение, игра, коррекция.

Проблема агрессии детей является одной из самых распространенных

проблем в настоящее время. Агрессивность современных детей имеет свои

взаимоотношениях с окружающими, определяет развитие всей его личности,

разных ее сторон. В каких бы формах не проявлялась агрессия, она приносит

боль и непонимание, часто приводит к негативным последствиям.

Агрессивное поведение детей является важной проблемой не только для

педагогов и психологов, но и в целом для общества. Особенно важным является

изучение агрессивности в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в

стадии своего становления и когда еще можно предпринять коррекционные

Проявление агрессии свойственно многим детям, но у детей, имеющих

устойчивое качество личности.

Детям дошкольного возраста с ЗПР характерно отставание в развитии

неадекватную ситуации. Такой ребенок то проявляет доброжелательность по

отношению к другим, то вдруг становится злым и агрессивным. При этом

агрессия направляется не на действие личности, а на саму личность.

дошкольников, имеющих диагноз ЗПР:

— упрямство, постоянные возражения, отказы даже от легких поручений,

игнорирование просьб взрослого;

— постоянная или длительная подавленность, раздраженность;

— беспричинные вспышки гнева, озлобленность;

— жестокое обращение с животными;

— стремление оскорбить, унизить;

— властность, стремление настоять на своем;

— эгоцентризм, неспособность понять других;

— эмоциональная глухота, душевная черствость.

— отсутствие уверенности в своих силах, завышенная или заниженная

Достаточно с высокой частотой в поведении детей с ЗПР доминирует речевая

агрессия, которая проявляется в виде оскорблений, враждебных замечаний,

насмешек, грубых требований, отказа, агрессивного протеста, угроз, упреков,

направленная на предметы. Чаще речевая агрессия направлена на сверстников,

показали, что для семей, из которых выходят агрессивные дети, характерны

психологами описаны как «цикл насилия».

дошкольного возраста с ЗПР, выбирая методы выяснения отношений с братьями

и сестрами, копируют тактику разрешения конфликтов у родителей. Когда дети

вырастают и вступают в брак, они используют отрепетированные способы

разрешения конфликтов и, замыкая цикл, передают их своим детям посредством

жестокое обращение с ребенком в семье не только повышает агрессивность его

агрессию в жизненный стиль личности. Таким образом, дети часто перенимают

агрессивные формы поведения у родителей [19].

проблем не только окружающим, но и самим себе. Агрессивные поведенческие

проявления оказывают деструктивное воздействие на здоровье воспитанников.

устойчивой личностной чертой, агрессивное поведение усложняет процессы

личностного развития и социализации детей с ЗПР.

воспитанием и обучением такого ребенка, понимает, как важна своевременная

коррекция его эмоциональной сферы.

поведения у детей дошкольного возраста с ЗПР принято считать игру, которая

деятельности детей данного возраста.

Имеется множество теоретических и практических разработок в области

изучения агрессивного поведения детей с условно-нормативным развитием (А.

Бандура, П. Бейкер, Е.К. Лютова, З. Фрейд, Ю.С. Шевченко), однако проблема

агрессивного поведения детей с ЗПР в настоящее время является открытой.

Авторы, занимающиеся проблемой коррекции агрессивного поведения детей с

ЗПР, предлагают большое количество разных игр и рекомендаций, однако мало

кто систематизирует их в комплексы игровых упражнений для детей данной

категории. Именно поэтому проблема коррекции агрессивного поведения у

детей дошкольного возраста с ЗПР будет актуальной во все времена, особенно в

аспекте практической работы с детьми.

В целях коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного

возраста с ЗПР следует использовать:

— этюды и игры на развитие навыка регуляции поведения в коллективе;

— этюды и игры релаксационной направленности;

— игры и упражнения на развитие осознания детьми отрицательных черт

— игры и упражнения на развитие позитивной модели поведения;

накопившегося напряжения, обучению эффективным способам общения и т. д.

Для развития контроля над собственными импульсивными действиями

старшего дошкольного возраста с ЗПР такие как:

Обучение ребенка отреагированию гнева приемлемым способом:

пластическое выражение гнева, отреагирование гнева через движение;

арт-терапия (рисование гнева, лепка);

перенос гнева на безопасные предметы (бить подушку, рвать бумагу)

2. Обучение ребенка управлению своим гневом, приемам саморегуляции,

релаксационные техники – мышечная релаксация, глубокое дыхание,

ролевая игра, включающая провоцирующую ситуацию для наработки

осознание гнева через сенсорные каналы (на что похож твой гнев)

Снижение уровня личностной тревожности:

свободное движение под музыку; работа со страхами; ролевые игры.

Формирование осознания собственных эмоций и чувств других людей,

Источник

Особенности внимания, восприятия, памяти, речи и мышления у детей с ЗПР

Статья основана, на опыте, которым обладают детские психологи, она поможет вам выработать правильную тактику при работе с такими детьми.

О внимании

Следует понимать, что подобные дети на занятиях довольно рассеяны, они не способны работать больше десяти – пятнадцати минут. Дети с ЗПР отличаются ослабленным вниманием к словесной (вербальной) информации, даже когда повествование очень захватывающее и интересное. Ребенок может потерять нить вопроса или рассказа даже при малейших раздражителях, к примеру, при стуке в дверь.

Спецификой в формировании внимания у ребенка с ЗПР является то, что с учетом структуры дефекта, дефицит внимания разделить можно на два направления.

Дети из данной группы страдают от импульсивности, неустойчивого внимания, истощаемости, которые сочетаются с достаточно высокими процессами в познавательной деятельности (наглядно-образного и словесно-логического мышления, памяти).

При коррекции в данной группе требуется дозировать задания во времени, а также применять приемы, которые способствуют развитию самоконтроля, формированию произвольного внимания и т.д.

Память

Дети с ЗПР обладают памятью, которая отличается качественным своеобразием. У подобных деток, в первую очередь, снижена прочность запоминания и ограничен объем памяти. Им характерны быстрая утеря информации и неточность воспроизведения. Вербальная память страдает в наибольшей степени. Выраженность указанного дефекта может зависеть от происхождения ЗПР. При грамотном подходе к обучению дети способны усваивать некоторые мнемотехнические приемы, а также овладевать логическими способами запоминания. В единицу времени, дети с ЗПР воспринимают меньшую долю информации.

Особенности восприятия:

— Ограниченность, недостаточность, фрагментарность познаний об окружающем мире;

— Страдает целостность восприятия. Нарушение касается не только отдельных свойств восприятия, но также восприятие как деятельность;

— Нарушены структурность и предметность ( отмечается затруднение в узнавании предметов в непривычном ракурсе, ребенок узнает и смешивает сходные по начертанию элементы букв и буквы);

— Затруднена деятельность ориентировочно-исследовательская, которая направлена на исследование качеств и свойств предметов;

— Подобным детям свойственна пассивность восприятия (более сложная задача подменяется простой), затруднения в ориентировке в пространстве.

— Необходимо большее число примериваний и практических проб при решении наглядно-практических задач, дети испытывают затруднения в обследовании предмета.

— Дети могут практически соотносить предметы по величине, форме, цвету, однако их сенсорный опыт длительно не обобщается и не находит закрепления в слове. Присутствуют ошибки при назывании величины, цвета или формы. Из-за перечисленного, своевременно не формируются эталонные представления.

— Называя основные цвета, ребенок затрудняется в названиях цветовых промежуточных оттенков. Не применяет слова, которые обозначают величины («широкий-узкий», «короткий-длинный», «низкий-высокий» и т.п.), а применяет слова «маленький-большой».

— недостатки сенсорного и речевого развития оказывают влияние на формирование области образов-представлений.

— из-за ослабленного анализирующего восприятия ребенок имеет затруднения в выделении главных составных частей предметов, определении их взаимного расположения в пространстве.

— Отмечается замедленный темп в формировании способности воспринимать целостные образы предметов.

— дефицит тактильно-двигательного восприятия, выражающийся в неудовлетворительной дифференцированности тактильных и кинестетических ощущений (фактуры материала, температуры, величины, формы, свойства поверхности), у ребенка затруднения в процессе узнавания предметов на ощупь.

— замедление процесса формирования межанализаторных связей, лежащих в основе сложных видах деятельности. Недостатки слухо-зрительно-моторной и зрительно моторной координации.

Мышление

Отставание на уровне наглядных форм мышления:

— Проявляются сложности в формировании сферы образов-представлений;

— Несформированность способности к творческому созданию новых образов;

— Замечен подражательный характер деятельности деток с ЗПР;

— Замедления в процессе формирования мыслительных операций.

По достижении старшего дошкольного возраста у детей с ЗПР не формируется уровень словесно-логического мышления, соответствующий возрастным возможностям:

Ребенок не выделяет существенных признаков при обощении, а обощает по функциональным или ситуативным признакам.

— Дети затрудняются при сравнении предметов, выполняя их сравнение по случайным признакам, также при этом затрудняются даже при поиске признаков различия. Но дошкольники с ЗПР, после полученной помощи, предложенные задания выполняют на более высоком уровне, который близок к норме.

У большинства детей с ЗПР в норме уровень развития наглядно-действенного мышления. Они верно выполняют задание, однако некоторым необходимо задание стимулирующее. Наглядно-образное мышление: большинству подобных детей необходимо многократное повторение задания, а также оказание определенных видов помощи, но имеются и такие детки, которым и помощь не помогает справиться с заданием. Мышление словесно-логическое у большинства не развито.

В зависимости от развития мышления и особенности детей с ЗПР можно разделить на три группы:

Речь (нарушена вторично)

Нарушения речи имеют системный характер и включены в структуру дефекта.

— Импрессивная сторона речи отличается недостаточной дифференциацией восприятия оттенков речи и речевых звуков.

— Экспрессивная сторона речи характеризуется бедным словарным запасом (речь составляют глаголы и существительные).

— Наблюдается нарушение в звукопроизношении, лексико-грамматическая сторона речи сформирована небогато ( цветы вместо клумба, стакан – кружка, ребенок смешивает слова разного значения, но близкие по звуковому составу: поезд-пояс; не улавливает разницу: шьет – вышивает, употребляет слова в неточном, приблизительном значении: дерево-сад, шапка-шляпа, заменяет наименование действием или описанием предмета), дефекты артикуляционного аппарата, наличие аграмматизмов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *