Аил алтай что это
Алтайские аилы
Жилища алтайцев
Южные кочевые Алтайцы жили в шалашах, называемых, юртами (юрап живу, юрта жильё). Они имели две формы:
а) коническую которая делалась из жердей, соединенных кольцами, свитыми из прутьев, и обложенных корою сосны, лиственницы или бересты или обтянутых войлоком; войлочная юрта этой формы называется соольты, или аланчик;
б) второй формы юрта, войлочная же, с решетчатыми складными стенками, называется керегэ. Решётка была сделана, из перекрещенных палочек, связанных в точках прикосновения ремешками. Керагэ имела вид хлебного скирда.
Бывали здесь прежде еще юрты, подобные киргизским кибиткам, которые назывались упкэ или пюкмэ.
Войлочная юрта красивее и лучше сохраняла от воздушных перемен, чем крытая древесною корою. Южный алтаец любил простор, ему тесно было в большом обществе, и потому аилы их обыкновенно состояли не более как от 3—5 юрт, принадлежащих родственникам: отцу с сыновьями и их семейством. Дверь в юрту или деревянная, или отверстие, чрез которое лазили в закопченное жилище, была завешана звериной кожей или кочмой.
Среди юрты — неугасимый огонь и зимой и летом, и днём и ночью. Дым поднимался вверх и уходил в оставленное в центре юрты отверстие, не забывая, впрочем, и сторон. Оттого внутренность юрты, вещи в ней и лица были закопчены и чумазы.
Если случалось путешественникам прошлого ночевать в юрте, то влияние дыма сначала было не заметно, но когда закрывали глаза, тогда-то они докладывали, что ночлег для них не благоприятен, их что-то ест. По проведении же целой ночи в юрте, на свежем воздухе долго нельзя было открыть глаза от рези.
Конечно, это от непривычки, ну и у привычных к дыму алтайцев весьма много было больных глазами и слепых. Позади огня на стене, противоположной двери, были наставлены идольцы около 4 вершков длины, тоненькие, с большой башкой, с пуговицами вместо глаз. B ряд с ними была веревка с 9-ю тряпочками (само), из коих средняя имела вид животного. Точно такие лоскутки бывали и снаружи у некоторых юрт на веревочке, привязанной концами к двум берёзам. В частности юрты, разумеется, разнились одна от другой.
Вот что видел Вербицкий Василий Иванович в конце 19 века в разных юртах. «Недалеко от само висит медный колокольчик, в ушко коего воткнуты три пестрых пера какой-то птицы. Тут же затыкают за кольцо, огибающее юрту, телячью брюшину для того, чтобы скот водился и несколько остовов тетеревов, чтобы птицы попадались на глаза, и закопченные шкурки небольших зверьков. По другим стенам навешены ружья, непременно с деревянными сошками, конские кишки с маслом, капканы, нагайки и тому подобное. На земле, под само, поставлены вьючные кожаные сумы; число их определяет состояние хозяина юрты. У богатого алтайца сум до 40 с различным имением.
Вокруг самого огня, на корточках, помещаются полунагие хозяева юрты с совершенно уже нагими, роющимися в теплой золе, детьми и посторонние, если есть, с трубками в зубах. Калмыки все, без исключения пола и возраста, курят. Трубочки у них большею частью железные под одно с чубуком, около 5 вершков длины, или деревянные, умещающиеся в их кисетах. Для подспорья табаку и для ослабления крепости, прибавляют к нему порошка сухой березовой коры.
Корзина эта имеет следующие достоинства: в ней можно только двигать дитя, без одуряющего сотрясения тела; резвый ребёнок, если и выползет из неё, — не ушибается; она удобоподвижна, занимает мало места; ребенок редко расстается с этим своим жилищем, принимает в нем пищу и даже следует в нём вне юрты вместе с матерью; покатость корзинки способствует опрятности, и, главное, корзина эта всегда дает правильное положение телу ребенка, что не всегда достигается подушкою в обыкновенной люльке».
Юрты северных алтайцев составляли уже переход к избам и по внешнему виду, и по внутреннему устройству. Летние юрты или делались из стоек, обтянутых берестой, или были срублены из тонкого леса в четыре стены; как те, так и другие, покрыты были на два ската берестой. У зимних юрт бревна были положены на мох. Много юрт было пятистенных с двумя дверями (одна против другой на расстоянии 2 аршин), между которыми находилось предъюртие для поклажи хозяйственных принадлежностей. Вход в юрту был закрыт тесовою дверью, которая вращалась на ремешках.
На одной стороне с дверью, по левую сторону её, был сбитый из глины очаг, который, протянувшись чрез все бревна, выходил сверх крыши. Иногда в этом глиняном столбе делалась полукруглая пещера, вроде печи, для жарения кандыка или печения пресных лепешек. По бокам пещеры были просверлены дыры для вложения палок, на которые вешались чайники и котелки. В большей части юрт к очагу примыкал вверху, сплетенный из прутьев, полукруглый колпак (чувал), обмазанный глиною.
Дрова приставляли к очагу как в камин, дым собирался под чувалом и почти весь улетал из юрты. Перед чувалом, вверху крыши, было продолговатое отверстие для света; зимою оно накрывалось льдиной. По передней стене и двум боковым были сделаны широкие, около аршина, возвышения, от полу не более 5 вершк., покрытые берестою, каждое лето обновляемою. На этих возвышениях было удобно сидеть, лежать и спать.
Передняя стена против очага был назначена для гостей. На левой стене от входа за очагом было место неприкосновенное ни для кого, кроме хозяйской семьи в самом тесном смысле: здесь никто и никогда не мог сесть, кроме хозяина юрты, его жены и детей. Если в семье были братья, сестры хозяина или старуха мать, то они занимали правую стену от входа, в переднем углу которой помещались ручные жернова, к боку верхнего из них была приделана палка для удобного верчения. В больших семействах жернова находились почти в постоянном дневном круговращении.
Пол юрты большею частью был настлан досками с оставлением земляного полукруга около очага.
Юрта северного алтайца, отличалась от простой бедной избы только тем, что в ней не было потолка и настоящей печи. Впрочем, достаточные люди строили настоящие избы и амбары, но только не бросали и юрт; в ряд с избою всегда стояла и юрта, потому что в избах их донимали клопы и блохи, а в берестяных и бревенчатых, но без моху, юртах этого добра не было.
Русским людям, особенно миссионерам, инородцы всегда предлагали избы для ночлега.
Северные алтайцы были более склонны к общественной жизни, чем южные. Они жили аилами от 7—20 юрт. Название аилов было большею частью от старшего члена в роде; напр.: аил Сачабая, аил Пайдоры, аил Сарки.
Если же несколько разных родов жили в одном месте, такое селение называется уж не аилом, а улусом.
Улусы большею частью носили название речек, при которых они были расположены, или зависели от некоторых особенных признаков, которыми отличалась местность, напр.: улус Осиновский, Сосновая Гора, Красный Яр и т. под.
Громкий лай собаки встречал проезжего во всех местностях, где бы ни жили инородцы. Но этот лай продолжался до тех пор, пока гость не слезал с коня, потому ли, что они обнюхивали приезжего и тем познакомились, или потому, что обыкновенно при подъезде к юртам, оттуда выскакивали любопытные хозяева разных полов и возрастов с вопросом: кэм? (кто?) и если был гость чиновный или почетный, т. е. заседатель или миссионер (более кто же и ездил?), то хозяин юрты помогал ему слезать с коня, по крайней мере хотя для вида, поддержав под руку, и отводил коня к столбу с оставленными наверху несколькими сучьями.
Впрочем, как утверждал В.И. Вербицкий, эта вежливость соблюдалась более у южных алтайцев.
Материал подготовил Е. Гаврилов, 8 августа 2016 года. Ссылка на сайт обязательна!
Источник: Алтайские инородцы: Сб. этногр. ст. и исслед. алт. миссионера, протоиерея В. И. Вербицкого / Под ред. А. А. Ивановского. Горно-Алтайск, 1893. 270 с.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Аил – традиционное жилище алтайцев
Весь нижеследующий рассказ записан со слов Айдыновой Раисы Тёлёсовны (1927 года рождения), жительницы деревни Ело (Jоло).
Вообще-то есть некоторые отличия в аилах разных местностй на Алтае (скорее, во внешнем виде и особенностях конструкции, а не во внутреннем обустройстве), но мы сейчас говорим о центральном Горном Алтае (долины Ело и Урсула).
Аил — традиционное жилище алтайцев.
В прежние времена аил (“содон аил” или “чадыр”) выглядел вот так:
Это была конструкция из трех толстых жердей, составляющих основу конуса аила, и большого количества более тонких, покрывалось это строение как правило корой лиственницы. Вверху оставлялось отверстие (дымоход). Внутри — земляной пол, посередине — очаг.
А теперь строят КАЖАН АИЛ.
А) Шестигранный аил с каркасной крышей.
Б) Шестигранный аил со стропильной конструкцией крыши.
В) Четырёхгранный аил со стропильной конструкцией крыши.
Г) Четырёхгранный аил с каркасной крышей.
В созданном в 1988 г. музее-заповеднике «Томская писаница», археологами под руководством
А.И. Мартынова реконструированы различные типы жилищ народов Сибири от каменного века до средневековья.
Такой аил по сей день непременный атрибут жизни алтайцев: он всегда есть рядом с основным домом (избой) в деревне, он есть на зимних и летних стоянках.
Как правило, новый аил ставится к свадьбе. Раньше это было место, где поначалу живут молодожены, пока не “встанут на ноги” и не построят уже свой дом. Бывает, что постройка нового аила связана и с хозяйственной необходимостью.
Чаще всего встречается шестигранная конструкция, хотя бывает и четырех-, и пятигранная, гораздо реже — восьмигранная.
Вход в аил часто делают с восточной стороны, но это не обязательно. Многое зависит от рельефа конкретной местности, скажем, вход не удобен, если он смотрит на гору. Не говоря уже о том, что недалеко перед входом стоит коновязь, так что из двери хорошо бы видеть, кто подъезжает к аилу.
Внутри аила — традиционно земляной пол. Сейчас, конечно, делают и деревянный, и бетонный, и покрывают линолеумом.
Посередине — сердце аила — очаг (от тюркского слова “очок”). В русском языке очагом называется домашнее место для огня, но алтайский “очок” — это треножная чугунная подставка, куда ставился казан.
Над очагом делался керем — специальная конструкция, на которой коптили сыр курут. Перед очагом и за ним ставили вертикальные жерди, на каждую из них приделывали по небольшой горизонатльной перекладине, а потом клали две горизонтальные жерди, соединяя две подставки.
На этом фото подставок нет, керем подвешен к потолку, но общая идея понятна. Вот на эти горизонтальные жерди клали арткыш (сплетенная из тонких ивовых прутьев решеточка), на которую и раскладывали курут.
У аила есть несколько зон: слева от входа — мужская, справа от входа — женская, стена напротив входа — это красный угол.
На мужской части аила клали седла, вешали сбрую — словом, всё то, что касалось мужской работы, которая была связана с охотой и скотоводством. Там же были и топчаны для отдыха и сна.
На женской половине располагалось всё то, что было необходимо для хранительниц очага: вся домашняя кухонная утварь, припасы, еда, одежда, люлька. Как правило, тоже был небольшой топчан.
Посмотрите, сразу видно, где мужская, а где женская половина
Вот фотографии домашней утвари из музея в Кулады (соседняя от нас долина):
В красном углу располагались нарядные резные сундуки (кайырчак) и большие кожаные сумки, тоже для хранения (сумки назывались каптырга или кап). Кап — показатель благосостояния хозяина, чем их больше, тем зажиточней хозяин.
Кстати, около деревни Ело есть гора, которая называется Аптырга. Это как раз измененное слово от “каптырга”. И действительно, гора имеет довольно пологий “сундучнообразный” верх, что наводит на мысль о коробке или сумке.
Вот этим сундукам (на фото) уже больше 100 лет.
Место между красной стеной и очагом нельзя было пересекать никому, кроме хозяина. Именно пересекать. А находится там могли только хозяин и хозяйка. В этом же пространстве стоял обычно небольшой столик, на который ставили вазочку с арчином (это такой горный можжевельник, который используется у алтайцев во всех обрядах).
Интересная подробность про коновязь: она всегда выглядит приблизительно так, как на фото, такими этажами, которых будет столько, сколько хозяин знает колен в своей родословной. Например, хозяин этой коновязи знает свою родословную до седьмого колена. (с)
А) Шестигранный аил с каркасной крышей.
Б) Шестигранный аил со стропильной конструкцией крыши.
В) Четырёхгранный аил со стропильной конструкцией крыши.
Г) Четырёхгранный аил с каркасной крышей.
Аил – традиционное жилище алтайцев
Жилище алтайцев — аил
Раньше алтайцы жили в небольших посёлках, которые находились чаще всего в долинах рек. Они состояли из нескольких построек — аилов, которые находились далеко друг от друга. Тип жилища алтайцев зависел от природных условий, в которых находился данный посёлок. Какое жилище у семьи зависело также от благосостояния семьи и степени осёдлости.
Алтайцы – это собирательное название народов и народностей, проживающих на территории Алтая. Республика Алтай находится на юге западной Сибири. Она граничит с Кемеровской областью и Алтайским краем, республикой Тыва, республикой Хакасия, государствами Казахстан, Монголия и Китай.
В основном это тюркские народы. Они представлены Челканцами, Тубаларами, Казахами, Лебединцами, Телеутами, Телесами, Кумандинцами, Теленгитами и другими народами. На территории Алтая также проживают и русские.
И всё же традиционным жилищем народов Алтая считается аил. Это жилище в виде конуса. Конус строится из длинных и тонких стволов деревьев или жердей. Основание выполняется в виде круга. Сверху жерди связываются. Весь конус покрывается войлоком, корой деревьев или шкурами зверей. В самом верху оставляется отверстие для выхода дыма. Вход располагается с восточной стороны.
Обогревается аил костром, который находится в центре аила. Вдоль стен аила располагаются скамейки. В центре аила располагается очаг. Над костром подвешивается котёл, в котором готовится пища.
Типы жилища алтайцев
Поскольку существует многообразие народов, населяющих Алтай, то и жилища тоже отличаются у разных народов. Южные алтайцы жили в войлочных, решётчатых юртах и строениях, похожих на чум, которое покрывалось полосами бересты или лиственничной коры — аланчик.
Южные алтайцы вели кочевой образ жизни. Они перегоняли свои стада животных с одного пастбища на другое. И вслед за ними переносился их дом – юрта. Поэтому эти сооружения были разборными, лёгкими.
Северные алтайцы вели осёдлый образ жизни. Челканцы и Тубалары жили в — айлу (чайлу) или как сегодня называют их — аил. Аил — это квадратное в плане сооружение, которое строилось из бревен, досок и жердей, поставленных почти вертикально с небольшим наклоном к центру. Сооружение покрывалось корой.
Обычно члены одного рода жили поблизости. Их поселение состояло из нескольких юрт. Сколько семей в роду – столько и юрт. Если рядом жили представители нескольких родов, то это уже было большое поселение и называлось оно – улус.
Имелись также и многоугольные юрты, нижняя часть которых строилась из деревянного сруба, а верх в виде традиционной юрты. Такие сооружения распространились в 19 веке. Окон в жилищах алтайцев, как правило не было. Зимой оно освещалось от пламени очага, летом естественным солнечным светом через открытую дверь.
Сегодня алтайцы живут в домах. У многих на территории усадьбы сохранился алтайский аил, который используется в качестве летней кухни.
Прочтите:
Пещера – жилище первобытного человека Самое древнее жилище первобытного человека – это пещера. »
Прошло много времени с тех пор, когда человек использовал для своей жизни только естественные. »
В наше время туристы имеют палатки, шатры и другие временные укрытия. Ну, а если человек оказался. »
Монастырь – это не только каменное или деревянное религиозное сооружение. В монастыре живут. »
Алтайский аил
Аил — традиционное жилище алтайцев.
В прежние времена аил (“содон аил” или “чадыр”) выглядел вот так:
Это была конструкция из трех толстых жердей, составляющих основу конуса аила, и большого количества более тонких, покрывалось это строение как правило корой лиственницы. Вверху оставлялось отверстие (дымоход). Внутри — земляной пол, посередине — очаг.
Такой аил по сей день непременный атрибут жизни алтайцев: он всегда есть рядом с основным домом (избой) в деревне, он есть на зимних и летних стоянках.
Как правило, новый аил ставится к свадьбе. Раньше это было место, где поначалу живут молодежены, пока не “встанут на ноги” и не построят уже свой дом. Бывает, что постройка нового аила связана и с хозяйственной необходимостью.
Чаще всего встречается шестигранная конструкция, хотя бывает и четырех-, и пятигранная, гораздо реже — восьмигранная.
Вход в аил часто делают с восточной стороны, но это не обязательно. Многое зависит от рельефа конкретной местности, скажем, вход не удобен, если он смотрит на гору. Не говоря уже о том, что недалеко перед входом стоит коновязь, так что из двери хорошо бы видеть, кто подъезжает к аилу.
Внутри аила — традиционно земляной пол. Сейчас, конечно, делают и деревянный, и бетонный, и покрывают линолеумом.
Посередине — сердце аила — очаг (от тюркского слова “очок”). В русском языке очагом называется домашнее место для огня, но алтайский “очок” — это треножная чугунная подставка, куда ставился казан.
Над очагом делался керем — специальная конструкция, на которой коптили сыр курут. Перед очагом и за ним ставили вертикальные жерди, на каждую из них приделывали по небольшой горизонатльной перекладине, а потом клали две горизонтальные жерди, соединяя две подставки. На этом фото подставок нет, керем подвешен к потолку, но общая идея понятна. Вот на эти горизонтальные жерди клали арткыш (сплетенная из тонких ивовых прутьев решеточка), на которую и раскладывали курут.
У аила есть несколько зон: слева от входа — мужская, справа от входа — женская, стена напротив входа — это красный угол.
На мужской части аила клали седла, вешали сбрую — словом, всё то, что касалось мужской работы, которая была связана с охотой и скотоводством. Там же были и топчаны для отдыха и сна.
На женской половине располагалось всё то, что было необходимо для хранительниц очага: вся домашняя кухонная утварь, припасы, еда, одежда, люлька. Как правило, тоже был небольшой топчан.
Вот фотографии домашней утвари из музея в Кулады (соседняя от нас долина):
В красном углу располагались нарядные резные сундуки (кайырчак) и большие кожаные сумки, тоже для хранения (сумки назывались каптырга или кап). Кап — показатель благосостояния хозяина, чем их больше, тем зажиточней хозяин.
Кстати, около деревни Ело есть гора, которая называется Аптырга. Это как раз измененное слово от “каптырга”. И действительно, гора имеет довольно пологий “сундучнообразный” верх, что наводит на мысль о коробке или сумке.
Вот этим сундукам (на фото) уже больше 100 лет.
Место между красной стеной и очагом нельзя было пересекать никому, кроме хозяина. Именно пересекать. А находится там могли только хозяин и хозяйка. В этом же пространстве стоял обычно небольшой столик, на который ставили вазочку с арчином (это такой горный можжевельник, который используется у алтайцев во всех обрядах).
Интересная подробность про коновязь: она всегда выглядит приблизительно так, как на фото, такими этажами, которых будет столько, сколько хозяин знает колен в своей родословной. Например, хозяин этой коновязи знает свою родословную до седьмого колена.
Туркомплекс АиЛ
Добро пожаловать в «Туркомплекс АиЛ» (видео внизу)!
Туркомплекс АиЛ находится в центральной части Горного Алтая, Онгудайском районе, в однодневной автомобильной доступности почти до всех уголков Республики Алтай. До села Онгудай 10 км, до Горно-Алтайска 195 км.
Найти туркомплекс АиЛ очень просто! Придерживайтесь федеральной трассы М-52 и за 628-ым километром, немного не доезжая до с. Шашикман, сверните направо. Затем проедете по мосту через реку Урсул и небольшой лес, и Вы окажетесь сразу на территории туркомплекса. Период работы с мая по октябрь.
Здесь есть жаркая баня с парилкой и пруд, в который можно окунуться сразу после бани, есть футбольная площадка и волейбольная сетка, беседки-навесы и большой шатер, где можно скрыться от дождя. Также вы можете заказать питание или сами готовить себе еду на костре или в кухне.
Пантовые ванны с 30 мая по 20 августа
Прекрасный способ оздоровиться на Алтае. Это отвар молодых неокостеневших рогов марала (благородного оленя).
1200 руб. за 1 сеанс. Минимум 7 сеансов.
По предварительной записи.
Дом на два благоустроенных номера с общей верандой от 5000 р. за дом
6 основных + 3 доп. места
Летние домики №1, №2, №3 от 1200 р. домик
Одна 2-спальная и одна 1-спальная кровати (либо три 1-спальных), столик, тумбочки, умывальник, круглосуточное электричество, обогреватель в прохладное время. Возможность 1 доп. места (раскладушка).
Утепленные домики с верандой №4, №5, №6, №7 от 1200 р. домик
Двуспальная кровать, односпальная кровать, столик, тумбочки, умывальник, электричество круглосуточно, обогреватель в прохладное время. Возможность 1 доп. места (раскладушка, двухместная надувная кровать).
5-местные аилы с печкой №8, №9 от 2600 р. домик
Кирпичная печь, кухонный шкаф с раковиной, 2 двуспальные кровати одна из которых находится на втором уровне, 1 односпальная кровать, столик, тумбочки, санузел, круглосуточное электричество. Есть возможность установки дополнительно 3х спальных мест.
Цены 2021 г. на проживание указаны за номер в сутки, руб.
Размещение | Домики №1, №2, №3 (1 односп., 1-1,5 кровати) | Домики №4, №5, №6, №7 (1 односп., 1-двусп. кровати) | Аил №8, №9 (2 двусп., 1-односп. кровати) | Благоустр. номера №10, №11 (1 двусп. кровать, 1 двухмест. софа, санузел с душем) |
1 чел. | 1200 | 1200 | 2600 | 2500 |
2 чел. | 1400 | 1400 | 2800 | 2800 |
3 чел. | 1800 | 1800 | 3000 | 3000 |
4 чел. | 2000* | 2000* | 3200 | 3200* |
5 чел. | — | 2200* | 4000 | 3400* |
Один ребенок до 8 лет | бесплатно | бесплатно | бесплатно | бесплатно |
Доп. место | 400 | 400 | 400 | 400 |
*Cтоимость размещения без предоставления дополнительного спального места. Дополнительное место (раскладушка, матрац, одеяло, постельное белье). Проживание двух детей приравнивается к одному взрослому. |
Санитарный блок с туалетными кабинками и душем на территории.
Во всех домиках есть столики, тумбочки.
Проведено электричество.
Для удобства в номерах 2-9 есть дачный умывальник.
Вода из скважины.
Питание: 3-разовое, по желанию. Меню обсуждаем с Вами за сутки.
Кроме того, мы предложим Вам блюда алтайской национальной кухни из натуральных продуктов.
Дегустация алтайских национальных блюд – 300 руб./ чел.
Алтайский обед 700 руб./чел.
Баня: 600 р. до 24-00, 700 р. после 24-00
Веник 150 р.
Простынь 100 р.
Бесплатно: пользование беседками, мангалом, холодильником, морозильной камерой, волейбольным и футбольными мячами, шашки, шахматы. Пользование шатром также для Вас бесплатно.
Бронирование: по предоплате 50% от общей стоимости проживания.
При отказе от брони ранее чем за 14 дней до даты заезда бронь возвращается в полном объеме.
При отказе от брони ранее чем за 7 дней до даты заезда бронь возвращается в размере 50% от суммы бронирования.
При отказе от брони от 7 дней и менее до даты заезда бронь не возвращается.