Аис контингент что это такое

Аис контингент что это такое

К концу 2016 года планируется полностью ввести 1 этап автоматизированной информационной системы «Контингент», содержащей персональную информацию на всех детей Российской Федерации. Пока отдельно по каждому региону. Затем системы объединят между собой.

Редакция задала несколько вопросов ведущему специалисту службы поддержки АИС «Контигент» Анне Базир.

Как следует из ее ответа, в настоящее время в региональных АИС «Контингент» существуют следующие поля для заполнения информации о ребенке:

блок «Общие сведения»:

блок «Контакты» (имеются ввиду родители или, как это принято нынче, «законные представители»):

— адрес постоянной регистрации;

— адрес временной регистрации;

— дата окончания временной регистрации;

— адрес фактического места жительства;

— сейчас учится (название школы).

Родители и учителя доступа в систему не имеют. Доступ имеют только муниципальные и региональные координаторы. Ответственность за сохранение и защиту персональных данных передается владельцу системы, то есть Министерству образования того или иного региона. Оператором персональных данных ребенка является детсад или школа, куда родители дают согласие на обработку этих персональных данных с указанием целей обработки.

Чтобы проверить, какие данные содержатся на вашего ребенка в АИС «Контингент» и правильны ли они, можно будет обратиться к ответственному сотруднику образовательного учреждения, где учится ребенок. Данные в АИС «Контингент» не вносятся напрямую, а только через образовательное учреждение. На вопрос, предусмотрено ли обязательное размещение персональных данных ребенка в системе «Контингент», специалист уклончиво ответила, что в настоящее время нет документа, обязывающего законных представителей подписывать согласие на обработку персональных данных.

Ответственности за отказ от предоставления согласия не предусмотрено.

Источник

Справочник «Контингент»

Справочник «Контингент» содержит информацию об учащихся ОО, которую получает из АИС «Зачисление в ОУ».

Справочник служит для работы с профилями учащихся, систематизации данных об успеваемости, привязке к УП, дополнительном образовании, а также включает информацию о законных представителях учащегося.

Порядок оказания образовательных услуг регулируется нормативно-правовыми актами, принятыми как органами государственной власти РФ, так и ОГВ субъектов РФ.

Важно! При обнаружении ошибки в данных об учащихся следует обращаться в техническую поддержку: по номеру +7 (495) 539-38-38 или e-mail: contingent@mos.ru.

Справочник «Контингент» позволяет выполнять следующие действия:

Для перехода в справочник выберите в главном системном меню «Общее образование → Справочники → Контингент» (см. Рисунок 1)

Рисунок 1. Переход в раздел «Контингент»

Откроется страница «Список учащихся» по умолчанию в режиме «Обычный вид» (см. Рисунок 2).

На странице «Список учащихся» в режиме «Обычный вид» представлены:

Рисунок 2. Список учащихся в режиме «Обычный вид»

В правой колонке табличной формы доступны следующие иконки и соответствующие им действия:

Списочный состав учащихся можно сортировать, используя параметры и режимы отображения в правом функциональном меню:

Для выгрузки списка учащихся в Excel следует использовать иконку Аис контингент что это такое. Смотреть фото Аис контингент что это такое. Смотреть картинку Аис контингент что это такое. Картинка про Аис контингент что это такое. Фото Аис контингент что это такое, расположенную в правом функциональном меню.

Для просмотра страниц справочника «Контингент» используйте навигацию, расположенную в правом функциональном меню. Если необходимо перейти на определенную страницу в списке, то нажмите на поле, где указан номер текущей страницы и введи необходимый номер для перехода (см. Рисунок 3), после чего нажмите кнопку или клавишу «Enter» на клавиатуре.

Рисунок 3. Изменение номера страницы

На странице «Список учащихся» в режиме «Вид с логинами» (см. Рисунок 4) представлены:

Рисунок 4. Список учащихся в режиме «Вид с логинами»

Данный режим отображения позволяет распечатать персональную информацию учащегося.

Источник

Аис контингент что это такое

Аис контингент что это такое. Смотреть фото Аис контингент что это такое. Смотреть картинку Аис контингент что это такое. Картинка про Аис контингент что это такое. Фото Аис контингент что это такое

Обзор: Что происходит с АИС «Контингент»: свидетельства очевидцев

В конце 2015 г. в России стартовал один из крупнейших проектов в области информатизации образования – создание АИС «Контингент». По замыслу ее создателей, в ней должны были быть собраны данные обо всех детях, обучающихся в организациях общего, профессионального и дошкольного образования, а также о студентах высших учебных заведений. Промышленная эксплуатация межведомственной системы начнется уже в декабре 2016 г.

25 октября 2014 г. распоряжением правительства РФ № 2125-р была утверждена Концепция создания единой федеральной межведомственной системы учета контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам (АИС «Контингент»). Чуть позже распоряжением правительства РФ от 14.02.2015 № 236-р на свет появилась дорожная карта по созданию системы.

Создание АИС «Контингент» может стать одним из крупнейших проектов в области информатизации образования, который выполняется двумя федеральными ведомствами – Министерством образования и науки РФ, которое отвечает за ее методологическое и методическое обеспечение, и Министерством связи и массовых коммуникаций РФ, обеспечивающим ее создание и сопровождение и являющимся ее технологическим оператором.

Кто и как считает детей сегодня

Согласно данным Минобрнауки, сегодня в России существует около 44 тыс. школ, 40 тыс. детских садов, 11 тыс. кружков и секций и более 590 вузов. Достоверных данных о числе детей, посещающих различные учебные заведения сегодня, фактически не существует. И тем более нет данных о том, сколько их появится через 3, 5 или 10 лет. Планирование в области образования осуществляется на основе сведений, предоставляемых Росстатом и другими ведомственными информационными ресурсами. «Существуют утвержденные формы статистического наблюдения за деятельностью образовательных организаций, которые определяет Министерство образования и науки РФ. Эти достаточно объемные документы, которые на регулярной основе заполняются учебными заведениями, а в дальнейшем консолидируются и обрабатываются, – говорит Олег Исайкин, генеральный директор компании «ИРТех». – Однако у существующей системы сбора данных есть существенный недостаток – низкая скорость обновления информации». « Долгосрочное планирование развития образовательной сети на государственном уровне всегда было синхронизировано с результатами переписи населения, но за последние 10 лет этот метод устарел, перестал быть адекватным реальной ситуации», – продолжает Гавриил Леви, основатель и генеральный директор «Дневник.ру».

Аис контингент что это такое. Смотреть фото Аис контингент что это такое. Смотреть картинку Аис контингент что это такое. Картинка про Аис контингент что это такое. Фото Аис контингент что это такое

Понятно, что потребности сферы образования не ограничиваются только учетом количества учащихся. Огромное значение имеет также информация об их успеваемости, увлечениях. Такие данные существуют в получивших сегодня широкое распространение электронных дневниках, но на уровне региона, а тем более всей страны они не систематизированы. «Отдельно ведутся базы одаренных детей, трудных подростков. Сведения хранятся в базах данных информационных систем различной ведомственной принадлежности, таких как электронные дневники, системы комплектования», – уточняет Гавриил Леви.

Еще одна проблема отрасли связана с внедрением нормативно-подушевого финансирования, на которое с 1 января 2016 г. перешли общеобразовательные учебные заведения и организации дополнительного образования. В ситуации, когда объемы выделяемых учебному заведению средств напрямую зависят от числа его учеников, региональные власти очень заинтересованы в отсутствии «мертвых душ». Ни для кого не секрет, что ситуация, когда ребенок начал посещать спортивную секцию, затем поступил в кружок рисования, а в конечном итоге бросил и то, и другое, не является уникальной. Сегодня подобная информация поступает в региональные органы управления образованием с большим опозданием.

Более-менее объективная картина складывается только в сфере дошкольного обучения благодаря появлению в 2013 г. федеральной системы мониторинга показателей электронной очереди. «Это позволило субъектам Российской Федерации актуализировать данные о текущих потребностях и спрогнозировать необходимость предоставления дополнительных мест в детских садах», – отмечает Гавриил Леви.

Создаваемая сегодня АИС «Контингент» призвана решить все эти проблемы. По замыслу ее создателей, в ней должны были быть собраны данные обо всех детях, обучающихся в организациях общего, профессионального и дошкольного образования, а также о студентах высших учебных заведений.

7 бед АИС «Контингент»

Интеграция с информсистемой ЗАГС. У учреждений ЗАГСа нет полномочий на передачу данных в органы управления образованием.

Интеграция с федеральным сегментом. У образовательных организаций отсутствуют полномочия на передачу персональных данных учеников в федеральный сегмент.

Взаимодействия региональных ведомств и учреждений, участвующих в наполнении системы. Необходимо принятие региональных регламентов взаимодействия регионального сегмента АИС «Контингент» с ведомственными информсистемами.Также ведомство, курирующее информатизацию в регионах и получающее субсидию на создание АИС «Контингент», иногда проводит политику, несогласованную с ведомством, курирующим образование.

Качество первичных данных. В некоторых регионах автоматизация управления образованием практически не применяется, данные собираются произвольно, вручную вносятся в электронные таблицы. В систему поступают первичные данные низкого качества.

Отсутствие четких требований к данным. Изменения требований к составу и формату данных для передачи в федеральный сегмент АИС «Контингент» вынуждают переделывать базу данных системы.

Отсутствие возможности использования модели ГЧП. Для реализации проекта по схеме ГЧП необходимо внедрение всех систем нижнего уровня – поставщиков данных в региональный сегмент со всех уровней системы образования.

Сжатые сроки. В октябре 2016 г. все субъекты должны закончить создание региональных сегментов. Необходимо ускорение, особенно в части обеспечения информационной безопасности и защиты персональных данных.

У каждого ребенка в системе должна будет появиться учетная запись, вокруг которой сформируется его «электронное портфолио». Портфолио будет содержать ФИО, пол, место и дату рождения, номер записи акта о рождении, серию и номер паспорта (после его получения), адрес регистрации, СНИЛС, сведения о родителях, о месте и периоде обучения, успеваемости и достижениях (включая информацию о победах на олимпиадах и т.п.), освоенных образовательных программах, документах об образовании.Также планируется, что АИС «Контингент» будет собирать информацию о количестве детей, проживающих на различных территориях, об очередях на зачисление в образовательные учреждения, сможет прогнозировать потребности на места в учебных заведениях и садиках.

В соответствии с дорожной картой, все сегменты межведомственной системы должны быть введены в промышленную эксплуатацию к декабрю 2016 г.

Как создавался федеральный сегмент

АИС «Контингент» состоит из трех типов сегментов: федерального, высшего образования и множества региональных. Федеральный сегмент включает в себя ядро системы (реестры обучающихся, образовательных учреждений и др.); аналитический модуль, в котором формируется консолидированная отчетность, а также наглядная аналитика для первых лиц и ответственных сотрудников; различные сервисы для интеграции с инфраструктурой электронного правительства (ЕСИА, ЕСНСИ, СМЭВ), с электронными сервисами федеральных органов исполнительной власти и региональными сегментами. Отдельно следует выделить модуль мониторинга дорожных карт, с помощью которого контролируются этапы создания региональных сегментов в субъектах РФ.

Д ля федерального сегмента АИС «Контингент», помимо портала, были разработаны различные подсистемы: администрирования, сбора, хранения и верификации данных, управления данными о персонах, педагогических работниках и организациях, управления нормативно-справочной информацией, интеграции с внешними системами, аналитики. Одним из условий контракта было использование при создании федерального сегмента свободного ПО или ПО российского производства.

Компаниям «Барс Груп» и «Нетрика» была поручена интеграция с различными ведомственными источниками данных, взаимодействие федерального сегмента системы с уже разработанными ранее региональными сегментами. Были созданы прототипы сервисов взаимодействия федерального сегмента с системами ФНС, ФМС, Пенсионного фонда, Минтруда, Минздрава и Рособрнадзора, а также опробовано взаимодействие системы с сегментом высшего образования. Большое внимание было уделено производительности системы, которая ежедневно обрабатывает большие массивы данных, удобству пользования, дизайну и эргономике интерфейсов портала федерального сегмента, которым будут пользоваться сотрудники нескольких российских ведомств.

Для полноты картины

Важной составляющей федерального сегмента АИС «Контингент» является аналитический модуль, в котором предусмотрена возможность многомерного анализа данных, наложения их на карту, имеются конструктор отчетов и преднастроенные аналитические отчеты.

Модуль, построенный на базе платформы Alpha BI, разработанной «Барс Груп», позволяет анализировать этапы образовательного процесса, выявлять социально неблагополучных учеников по косвенным признакам (например, таким как немотивированный перерыв в получении образования), контролировать наполненность учреждений образования в различных разрезах, процесс миграции учащихся, качество образования по косвенным признакам (например, таким как поступление в вуз), формировать рейтинги образовательных учреждений по различным признакам (например, здоровье учеников, количество учебных часов по предметам и т.п.).

Лицом к регионам

В соответствии с дорожной картой, в каждом российском регионе должны быть созданы региональные сегменты межведомственной АИС «Контингент», сервисы для интеграции с федеральным сегментом, проведено первичное наполнение данными и организована их актуализация. В декабре 2015 г. эти работы должны были завершить 36 регионов, вошедших в так называемую пилотную зону. Для остальных 49 плановый срок завершения работ определен дорожной картой.

Финансирование работ осуществляется из средств региональных бюджетов, а также за счет федеральных субсидий, которые ежегодно выделяются Минкомсвязи на реализацию проектов, направленных на развитие информационного общества в регионах. В 2015 г. 30 субъектам, получившим субсидии на общую сумму p 554,6 млн, необходимо было потратить их на создание АИС «Контингент», АИС «Транспорт», а также на развитие государственных услуг по регистрации актов гражданского состояния и выдаче охотничьего билета. «В 2015 году 29 субъектов получили субсидии на создание региональных сегментов межведомственной системы. Это позволило 40 регионам к концу 2015 года создать свои сегменты АИС «Контингент»: 29 из них использовали субсидии, еще 11 – собственные средства», – рассказывает Андрей Черненко, директор департамента проектов по информатизации Минкомсвязи РФ. Согласно данным министерства, по итогам года реализация АИС «Контингент» позволила спрогнозировать потребности населения в необходимости детских садов и школ, а также объединить и систематизировать информацию из уже существующих в стране информационных систем. В систему внесены данные 81,6% обучающихся и 92% организаций.

«В 2016 году из общего числа субъектов, допущенных к конкурсному отбору, 39 подавали заявки на проект «Создание АИС «Контингент». 20 из них, которые стали победителями, в установленном порядке будут предоставлены субсидии на реализацию проекта», – продолжает Андрей Черненко.

Централизованная архитектура регионального сегмента АИС «Контингент»

Аис контингент что это такое. Смотреть фото Аис контингент что это такое. Смотреть картинку Аис контингент что это такое. Картинка про Аис контингент что это такое. Фото Аис контингент что это такое

Источник: «Дневник.ру», 2016

В состав регионального сегмента АИС «Контингент» входят подсистемы хранения и обработки данных, администрирования, модули безопасности и построения отчетности, а также шлюзы взаимодействия и выгрузки данных, обеспечивающие взаимодействие с внешними информационными системами и федеральным сегментом.

Данные в региональный сегмент поступают из информационных систем образовательных учреждений. Однако, согласно данным исследования, проведенного ГНИИ ИТТ «Информика», по состоянию на второй квартал 2014 г. уровень оснащенности системами автоматизации основной деятельности (зачисление, электронный журнал, формирование учебных планов) учебных заведений общего образования в среднем по России составлял 49%, среднего профессионального образования – 25%, дополнительного образования – 10%. Таким образом, сроки запуска регионального сегмента могут варьироваться от двух недель до двух месяцев в зависимости от стартового уровня информатизации каждого конкретного региона.

По этой же причине архитектура решения может быть как централизованной, так и распределенной. Например, как рассказал CNews Олег Исайкин, в Волгоградской области на всех уровнях управления – от детского сада до министерства образования – развернута единая информационная среда. Вся система размещена в региональном ЦОДе, и пользователи подключаются к ней через интернет при помощи персонального компьютера, ноутбука или телефона – клиент работает в браузере.

Сценарий распределенной системы реализован в Камчатском крае и Сахалинской области. Части системы развернуты на серверах в конкретных учебных заведениях. С определенной периодичностью они синхронизируют данные с головным сервером. «Причиной децентрализации является нестабильный доступ в интернет, однако бывают и другие основания для подобных решений. При этом информационная среда остается единой», – говорит Олег Исайкин.

Одной из важнейших задач создателей регионального сегмента стала очистка первичных данных – часто даже такая базовая информация, как номер СНИЛС или номер свидетельства о рождении, была заведена неверно, так как ранее практически не использовалась. Дополнительное время потребовалось и на сбор с родителей согласия на обработку персональных данных.

Что ждет российское образование после запуска системы

Понятно, что результаты внедрения системы в полной мере проявятся после того, как она будет полностью передана в промышленную эксплуатацию. Но уже сегодня очевидно, что за прошедший год существенно увеличилось количество образовательных организаций, использующих в своей работе автоматизированные системы. Немаловажным результатом внедрения системы является и то, что органы управления образования навели порядок в информационных системах, являющихся поставщиками данных. Ведь в «Контингент» нельзя загружать данные просто так. Для этого нужны основания, например договоры или соглашения с государственным заказчиком.

Запуск АИС «Контингент» должен состояться в конце 2016 г. Таким образом, уже в 2017 г. появится возможность скорректировать данные, на основании которых осуществляется подушевое финансирование системы образования. «Фактически система реализует задачи учета народонаселения, так как будет осуществлять агрегацию данных с момента рождения до окончания обучения в высших учебных заведениях», – говорит Гавриил Леви. На основе этих данных можно также прогнозировать количество мест в детских садах и школах, которое потребуется в будущем, и, в случае необходимости, принимать решения о строительстве.

Кроме того, процесс управления системой образования в регионах станет абсолютно прозрачным. «Согласитесь, что на фоне повышения трудовой мобильности населения вопрос о переводе ребенка на обучение в школу другого муниципалитета в области или даже в другой регион перестает быть редкостью. И будет очень удобно, если этот процесс станет абсолютно прозрачным и простым как для самого ребенка, так и для его нового образовательного учреждения и новых педагогов», – продолжает Олег Исайкин.

Прозрачность, с одной стороны, позволяет акцентировать внимание на проблемных зонах в образовании конкретного региона, а с другой – выявлять одаренных детей, талантливых педагогов, эффективные образовательные организации и грамотных управленцев. Все необходимые данные для подобной аналитики в системе есть. «Мы абсолютно уверены, что в ближайшем будущем, после решения базовых вопросов с учетом и прогнозом, наступит время и для такой аналитики. Система образования генерирует по-настоящему большие данные, и их обработка и анализ – дело первостепенной важности», – говорит Олег Исайкин.

Существенно упростится процесс мониторинга системы образования. Образовательные организации будут избавлены от необходимости сдачи бумажной отчетности, а органы управления смогут практически в режиме реального времени контролировать и анализировать их работу. «Фактически, АИС «Контингент» может стать полноценной системой управления отраслью. Именно в этом мы видим ее развитие», – уточняет Гавриил Леви.

Имея консолидированные данные по учебным и внеучебным достижениям ребенка за много лет, работники образования получат возможность более индивидуально подходить к его обучению, помогать в выборе специализации. Фактически школы и органы образования смогут использовать АИС «Контингент» как экспертную систему поддержки принятия решений при выборе оптимальной траектории обучения. Еще одна важная задача – профилактика социально опасного поведения. «Единая система не даст вызывающим тревогу сведениям затеряться в ведомственных базах данных и поможет своевременно выявить таких детей и принять меры», – говорит Тимур Ахмеров.

Кроме того, АИС «Контингент» способствует формированию в России единой образовательной электронной среды, а на этой основе может быть организован целый ряд дополнительных сервисов. В качестве примера Тимур Ахмеров приводит платформу доверенного образовательного контента: «Не секрет, что у многих педагогов есть интересные авторские курсы. С помощью контент-платформы эти курсы можно сделать общедоступными за определенную плату. А также организовать удаленное репетиторство учителей и привлечение вузовских преподавателей, рейтингование репетиторов, дистанционное обучение».

Источник

Аис контингент что это такое

Информационный портал о системе ГИС «Контингент» и подключению к ней

Федеральный и региональный сегменты АИС Контингент

На региональном уровне проходит первичное наполнение системы, включая следующие организации:

Федеральный сегмент объединит данные:

Региональные сегменты ГИС Контингент

Региональные сегменты ГИС Контингент создаются в каждом российском регионе. Должны быть также созданы сервисы для интеграции с федеральным сегментом, проведено первичное наполнение данными и организована их актуализация. Плановый срок завершения этих работ определяется для каждого региона дорожной картой внедрения системы.

• Разработка федерального и регионального сегментов. Изменения в законодательство. Срок: Июнь, 2016

• «Стыковка» федерального и регионального сегментов. Принятие подзаконных актов. Срок: Сентябрь 2016 г.

• Внедрение в эксплуатацию ГИС КОНТИНГЕНТ. Развитие сервисов для пользователей. Срок: 30 декабря 2016 г.

Заявка на подключение к ГИС «Контингент»

Основанием для проведения работ являются следующие документы и нормативные акты:

Внедрение регионального сегмента единой системы учета, мониторинга и управления контингентом обучающихся в образовательных организациях Российской Федерации

Система предназначена для автоматизации процесса сбора актуальной информации из ВИС ОО о фактическом и прогнозируемом количестве обучающихся (контингенте) в образовательных организациях различного типа на территории субъекта РФ, а также:

Основные модули АИС «Контингент-регион»

Схема обмена данными между различными системами по учету контингента

Источник

Аис контингент что это такое

Аис контингент что это такое. Смотреть фото Аис контингент что это такое. Смотреть картинку Аис контингент что это такое. Картинка про Аис контингент что это такое. Фото Аис контингент что это такое

Обзор: Что происходит с АИС «Контингент»: свидетельства очевидцев

CNews: Каким образом сегодня организованы учет и планирование в сфере образования? Какие проблемы существуют в этой сфере?

Олег Исайкин: Существуют утвержденные формы статистического наблюдения за деятельностью образовательных организаций, которые определяет Министерство образования и науки РФ. Эти достаточно объемные документы, которые на регулярной основе заполняются учебными заведениями, а в дальнейшем консолидируются и обрабатываются. На основании этих данных, например, происходит планирование открытия новых учебных заведений.

Однако, у существующей системы сбора данных есть существенный недостаток – низкая скорость обновления информации. Внедрение новой федеральной АИС должно повлиять на точность и актуальность всех статистических показателей, а значит и на темпы появления новых учебных заведений именно там, где они больше всего нужны.

Кроме того, уже несколько лет в отрасли действует принцип нормативно-подушевого финансирования. Этот принцип можно коротко описать выражением «деньги ходят за ребенком». Именно поэтому сегодня для любого региона России очень важно сформировать полный и точный перечень образовательных организаций, которые посещает ребенок.

Например, к числу образовательных учреждений относятся не только детские сады, школы, вузы, но и любые организации дополнительного образования. При слабой автоматизации учета может возникать ситуация с «мертвыми душами». Дети могут быть зачислены одновременно в несколько учебных заведений дополнительного образования, но по факту не посещать их. Обычная ситуация – ребенок пошел в кружок рисования, через несколько месяцев его заинтересовала спортивная секция, а в итоге настоящим призванием стала скрипка в музыкальной школе. Однако, если школьник продолжает числиться в трех учебных заведениях, то и бюджетное финансирование нужно направлять в каждое из них. Такая ситуация существует, конечно, не повсеместно, а там, где регионы или муниципалитеты частично финансируют занятость детей в системе дополнительного образования.

CNews: Как вы оцениваете текущий уровень автоматизации управления образованием в России?

Олег Исайкин: Первые шаги в направлении автоматизации управления образованием начали предприниматься в России c конца 90-ых годов. И учет образовательных учреждений и учащихся – лишь одна из задач, первая, но далеко не главная. Конечная цель автоматизации, как и абсолютно любых изменений в этой отрасли, – повышение качества и доступности образования. Приходя на рабочее место, педагог или сотрудник министерства должен иметь возможность непосредственно со своего компьютера управлять всеми административными и образовательными процессами.

Школы, муниципалитеты, регионы все последние годы самостоятельно решали задачи информатизации. Коллектив «ИРТех» работает на рынке с 2002 года, мы фактически стоим у истоков этих процессов. Наша компания была первой, кто реализовал в России на практике такие решения, как «Электронный журнал» и «Электронный дневник», работающие в режиме онлайн через интернет.

На сегодняшний день в каждом регионе учет учащихся организован по-разному. И речь идет не столько о тех средствах автоматизации, которые используются в каждой конкретной школе, сколько об автоматизированной информационной системе уровня региональных министерств образования.

Существуют регионы, где автоматизация управления отраслью практически не применяется, данные собираются произвольно, а затем вручную вносятся в электронные таблицы. Нетрудно догадаться, что при этом непродуктивно расходуется огромное количество человеческих ресурсов и времени, а результат может иметь существенную погрешность.

CNews: Как должна быть организована региональная система учета для того, чтобы избежать этих недостатков?

Олег Исайкин: Если говорить про задачу учета обучающихся с точки зрения архитектуры, то хорошим примером централизованной системы может служить АИС «Сетевой Город. Образование» в Волгоградской области. Здесь на всех уровнях управления – от детского сада до министерства образования – развернута единая информационная среда. Вся система размещена в региональном ЦОД, и пользователи подключаются к ней через интернет при помощи персонального компьютера, ноутбука или телефона – клиент работает в браузере.

Сценарий распределенной системы реализован в Камчатском крае и Сахалинской области. Части системы развернуты на серверах в конкретных учебных заведениях. С определенной периодичностью они синхронизируют данные с головным сервером. Причиной децентрализации является нестабильный доступ в интернет, что обусловлено географическими особенностями этих регионов, однако бывают и другие основания для подобных решений. При этом информационная среда остается единой.

Хочу отметить, что АИС, разработанные нашей компанией, полностью поддерживают принцип нормативно-подушевого финансирования еще с 2008 года, давая тем самым управленцам инструмент эффективного распределения и контроля бюджета. Одной из показательных площадок является городской округ Тольятти, где уже после первого года эксплуатации АИС «Сетевой Город. Образование» для организаций дополнительного образования удалось без увеличения общего объема финансирования получить существенный социальный эффект. Так, число детей, пользующихся услугами дополнительного образования, увеличилось на 10,5%, одновременно на 11,6% возросла доля тех, кто посещает такие учреждения 1-2 года. На 20% повысился интерес детей к научно-техническому творчеству. При этом число учеников, нагрузка на которых превышает предельно допустимые нормы, сократилась на 3%.

Точный учет стимулирует организации дополнительного образования на более качественную работу с родителями и детьми. Да, это конкуренция между организациями, но именно она помогает существенно экономить бюджет и перераспределять его в те учебные заведения, где он действительно востребован и эффективно осваивается.

CNews: Какова структура создаваемой сегодня АИС «Контингент»?

Олег Исайкин: Существует федеральный сегмент системы, оператором которого является Минкомсвязь РФ. Это единая база данных, поддерживающая взаимосвязь с регионами.

Региональные сегменты – это тоже базы данных с набором коннекторов к источникам в ведомственных АИС региона. Здесь происходит получение информации, стандартизация форматов данных, формирование отчетности для нужд региона, и самое важное – дальнейшая передача данных в федеральный сегмент. Источником данных являются все типы образовательных организаций, в том числе к федеральному сегменту планируется подключение вузов.

CNews: Существуют ли регионы, в которых ранее уже были созданы ресурсы, подобные АИС «Контингент»?

Олег Исайкин: Работы по автоматизации системы управления образованием в регионах идут непрерывно, и решения с похожим функционалом, безусловно, есть. Практически любой регион, где внедрена АИС «Сетевой Город. Образование», а их на сегодня уже более 20 по всей России, может служить хорошим примером.

Другое дело, что все существующие системы работают в пределах одного министерства, а новая федеральная система – межведомственная. Идеи, заложенные в проекте АИС «Контингент», приводят к упорядочиванию и унификация процессов. При этом замещения существующих АИС не происходит, они являются источниками данных для «Контингент».

CNews: Какие работы в рамках создания АИС «Контингент» ведет ваша компания?

Олег Исайкин: Наша компания разрабатывает региональные АИС различных уровней. Эксплуатируемые у заказчиков системы «ИРТех», в первую очередь, являются источниками данных для «Контингент». Это электронная очередь в детский сад, запись детей в первый класс, кружки и секции ну и, конечно, основа успешной работы любой образовательной организации сегодня – АИС «Сетевой Город. Образование».

С точки зрения работ по АИС «Контингент» мы являемся поставщиками решения для регионального сегмента в 15 регионах – Волгоградской, Костромской, Самарской, Сахалинской, Свердловской, Тульской, Ульяновской, Калужской областях, Забайкальском, Камчатском, Алтайском краях, Республиках Коми, Марий Эл, Саха (Якутия) и Ямало-Ненецком автономном округе. В этом году ожидаем поставку еще в несколько регионов. Наш продукт называется «Учет Контингента», он интегрируется как с АИС разработки «ИРТех» (если они уже внедрены в регионе), так и с системами других разработчиков. Гораздо проще осуществлять внедрение в окружении собственных продуктов, но мы изначально формировали архитектуру регионального сегмента АИС «Контингент» так, чтобы сделать универсальное, адаптируемое решение для любого региона РФ.

CNews: Удается ли вам уложиться в сроки, определенные дорожной картой?

Олег Исайкин: На сегодняшний день федеральный сегмент уже работает в режиме опытной эксплуатации, что позволяет нам как разработчику и региону как заказчику успешно решать свои задачи. Практически во всех регионах, где мы работаем, система полностью готова – развернут региональный сегмент, подключены внешние системы, настроена выгрузка данных. Как только будет сдан в промышленную эксплуатацию федеральный сегмент АИС «Контингент», заказчик сможет оценить всю эффективность нашего решения.

Время, необходимое для завершения работ в каждом регионе, сильно зависит от текущего уровня его автоматизации и может варьироваться от недели до месяца. Например, в Республике Саха (Якутия) и Самарской области на реализацию проекта потребовалось около двух недель, так как регионы ранее внедрили полный набор наших решений.

В Тульской области исторически сложилось так, что профессиональные образовательные организации эксплуатируют решение одного из российских вендоров и полностью им довольны. Мы выполнили дополнительную интеграцию и таким образом проект создания регионального сегмента занял около двух месяцев.

CNews: С какими информационными системами происходит интеграция регионального сегмента?

Олег Исайкин: Давайте посмотрим на конкретном примере в Самарской области. Здесь интеграция подразумевает взаимодействие с более чем 700 школами, более чем 900 детскими садами, около 100 учреждений профессионального образования и организациями дополнительного образования.

Задача решилась относительно просто за счет использования в регионе единого решения «Автоматизированная система управления региональной системой образования» (АСУ РСО), созданного на основе АИС «Сетевой Город. Образование». Ядро этого комплекса было развернуто еще в начале 2007 года, далее серьезно модернизировано в 2012 году, а отдельные модули активно внедрялись последние 6 лет. Более 2000 образовательных организаций объединяются в 13 территориальных управлений, с которыми связан региональный модуль АИС «Сетевой Город. Образование».

Таким образом, для запуска регионального сегмента АИС «Контингент» в Самарской области потребовалось подключить к нему АИС «Сетевой Город. Образование» и настроить получение дополнительных данных из информационных систем ЗАГС. Эти работы были успешно выполнены нашей компанией в прошлом году.

CNews: Это облачное решение?

В случае с АСУ РСО сервера, обслуживающие систему, расположены в дата-центре ГКУ СО РЦУП Самарской области. Важно, что владельцем информационной системы является регион, а данные хранятся на серверах в контролируемом заказчиком ЦОД с соблюдением нужных уровней безопасности. На сегодня такой подход, на наш взгляд, – единственное легитимное решение для развертывания любой государственной информационной системы в России. Это наша принципиальная позиция – никаких систем на неконтролируемых регионом серверах, тем более, серверах коммерческих компаний.

CNews: Какие сложности возникают при создании регионального сегмента?

Олег Исайкин: Избежать сложностей в нашей работе практически невозможно. Одним из критичных моментов является количество и качество первичных данных. Например, такие базовые вещи, как номер СНИЛС или номер свидетельства о рождении – это типовые поля учетной карточки ребенка в существующих АИС. Однако далеко не всегда эти данные корректно заполнены, так как ранее мало использовались в реальной работе. Передавать сырой материал в АИС «Контингент» нельзя, а заказчик зачастую даже не имеет представления о том, что первичные данные годами заводились в системы формально. С одной стороны, подобные сложности нетехнического характера мало должны волновать нас как разработчика системы. Однако именно такие ситуации напрямую влияют на сроки сдачи проекта. Мы стараемся помогать заказчику, в том числе и в решении таких задач, особенно, если есть возможность организовать автоматическую выверку или коррекцию по защищенным каналам связи.

Большинство данных в системе классифицируется как персональные, и это вызывает дополнительные организационные расходы. Например, необходимость сбора с родителей согласия на их обработку. Это тоже задача заказчика, но мы стараемся методически помочь даже в таких нюансах.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *