Аккомпаниатор концертмейстер в чем разница

Как объяснить бабушке, кто такой концертмейстер и почему аккомпанируют всегда только на рояле? Полина Задрейко отвечает на вопросы о своей профессии

Как по нотам

Зачем дружить с артистами и почему аккомпанируют всегда только на рояле? На вопросы о своей профессии отвечает концертмейстер хора Большого театра оперы и балета Беларуси Полина Задрейко.

Аккомпаниатор концертмейстер в чем разница. Смотреть фото Аккомпаниатор концертмейстер в чем разница. Смотреть картинку Аккомпаниатор концертмейстер в чем разница. Картинка про Аккомпаниатор концертмейстер в чем разница. Фото Аккомпаниатор концертмейстер в чем разница– При работе в театре главное условие – любить музыку на всех ее уровнях

1 Итак, хочу стать концертмейстером. С чего мне начать?

– Самое главное – это любовь к музыке и грамотный педагог, который привьет интерес к будущей профессии. Мне посчастливилось, нашелся преподаватель, который увлек меня музыкой, и я до сих пор ею живу.

2 Как объяснить бабушке, кто такой концертмейстер?

– Это человек, который исполняет произведение на рояле вместе с певцом или другими инструментами. Так вроде немного понятнее, да?

3 Концертмейстер и аккомпаниатор – это разные люди?

– Со словом «аккомпаниатор» мы сталкиваемся не слишком часто. Так нас почему-то называют, когда мы, еще не окончив академию музыки, начинаем работать в музыкальных школах. Даже не знаю, с чем это связано. Обижает ли? Нисколько. Хотя, на мой взгляд, концертмейстер звучит чуточку значимее и приятнее. Концертмейстер все-таки играет большую роль во время подготовки к спектаклю. Оперные спектакли солист исполняет с оркестром, а вся подготовительная работа проводится в классе под руководством концертмейстера. Он не просто аккомпанирует, он в эти моменты еще становится учителем, помощником и правой рукой артиста.

4 Почему аккомпанируют всегда только на рояле?

– Может, скажу громко, но роял­ь – это король всех музыкальных инструментов. Кроме того, считается, что только на рояле можно воссоздать всю ту палитру звуков, которую оркестр передает большим количеством инструментов.

Аккомпаниатор концертмейстер в чем разница. Смотреть фото Аккомпаниатор концертмейстер в чем разница. Смотреть картинку Аккомпаниатор концертмейстер в чем разница. Картинка про Аккомпаниатор концертмейстер в чем разница. Фото Аккомпаниатор концертмейстер в чем разница

5 Можно репетировать без концертмейстера?

– Можно, но не нужно. Конечно, есть вариант все выучить самостоятельно, но полностью погрузиться в музыку, представить ее краски и оттенки без концертмейстера вряд ли возможно.

6 С руководителем хора (хоровы­м дирижером) нужно дружить?

– Обязательно. Как и в любом большом коллективе, в театре важны взаимопонимание и работа сообща. В оперном спектакле задействовано огромное количество людей: оркестр, дирижер, солисты, хор… И чтобы все это работало, взаимопонимание должно быть и в классе, и вне его. Спектакль идет один раз вечером, а работа в классе – каждый день на протяжении многих месяцев. Поэтому нам всем обязательно нужно жить дружно.

7 Кто важнее: хормейстер или концертмейстер?

– Конечно, хормейстер. Во-первых, это руководитель. Во-вторых, опытный человек, к мнению которого нужно прислушиваться, а его авторитету – доверять. Работа концертмейстера зачастую черновая: выучить материал, подыграть, а хормейстер слышит всю картину целиком.

8 Сколько партитур можно запомнить наизусть?

– Я знаю на память штуки две-три. И это при условии постоян­ной работы с хоровыми пар­титурами.

9 А надо их вообще заучивать?

– Нет. Скорее их просто нужно хорошо знать. Ноты – главный помощник концертмейстера.

10 Как играть и одновременно следить за дирижером?

– Ну, не третьим глазом, но боковым зрением так точно. Все мы люди творческие, и у каждого может возникнуть порыв интерпретировать произведение по-своему, сделать ускорение или, наоборот, замедление… Поэтому периодически нужно посматривать на дирижера и контролировать музыкальный процесс.

11 Если кто-то из солистов просит остаться после занятий в классе и подыграть, обязательно соглашаться?

– Я такой альтруист, да еще влюб­ленный в свое дело, что никому и никогда не отказываю. При работе в театре главное условие – любить музыку на всех ее уровнях. Если ты с этим соглашаешься, то ответ на вопрос очевиден.

12 Концертмейстер может заменить дирижера?

– Только на определенных этапах. За пульт стать в концерте или спектакле, конечно, не может. Здесь как минимум нужен навык дирижирования, этому надо отдельно учиться. А провести репетицию без хорового дирижера в принципе можно. Но на моей практике таких случаев пока еще не было. Другое дело – работа с молодыми ребятами, которые только пришли в труппу хора. Тогда мы занимаемся с ними без хормейстера. Но это не огромный коллектив, человек пять-десять.

Аккомпаниатор концертмейстер в чем разница. Смотреть фото Аккомпаниатор концертмейстер в чем разница. Смотреть картинку Аккомпаниатор концертмейстер в чем разница. Картинка про Аккомпаниатор концертмейстер в чем разница. Фото Аккомпаниатор концертмейстер в чем разницаКак и в любом коллективе, в театре важны взаимопонимание и работа сообща

13 Какой карьерный рост у концертмейстера?

– Для меня карьерный рост – это больше про различные стажировки, концертные проекты, участие в конкурсах. Считаю их очень полезными. С каждым годом уровень творческих состязаний все выше и выше, а соперничать с профессионалами всегда приятно. Еще при желании можно переучиться и стать симфоническим дирижером. В Белорусской государственной академии музыки есть возможность получить второе высшее образование на базе первого. Специальностей три: «композиция», «пение» и «дирижирование». То есть, если поставить цель, можно стать дирижером – и это тоже будет своеобразный карьерный рост.

Полина Задрейко. Родилась в Минске. В 2019 году окончила Белорусскую государ­ственную академию музыки по специальности «фортепиано», в этом году – там же магистратуру. С 2019-го – концертмейстер хора Большого театра.

Источник

Эссе на тему : «Концертмейстер и аккомпаниатор. Отличительные характеристики терминологии.»

Аккомпаниатор концертмейстер в чем разница. Смотреть фото Аккомпаниатор концертмейстер в чем разница. Смотреть картинку Аккомпаниатор концертмейстер в чем разница. Картинка про Аккомпаниатор концертмейстер в чем разница. Фото Аккомпаниатор концертмейстер в чем разница

Краснова Елена Михайловна

Эссе на тему : «Концертмейстер и аккомпаниатор. Отличительные характеристики терминологии.»

Концертмейстер – «пианист, помогающий вокалистам, инструменталистам, артистам балета разучивать партии и аккомпанирующий им и на репетициях, и на концертах».

Деятельность аккомпаниатора-пианиста подразумевает обычно лишь концертную работу, тогда как понятие концертмейстер включает в себя нечто большее: разучивание с солистами их партий, умение контролировать качество их исполнения, знание их исполнительской специфики и причин возникновения трудностей в исполнении, умение подсказать правильный путь к исправлению тех или иных недостатков. Таким образом, в деятельности концертмейстера объединяются творческие, педагогические и психологические функции и их трудно отделить друг от друга в учебных, концертных и конкурсных ситуациях.

Если обратиться к истории данного вопроса, то можно отметить, что многие десятилетия понятие «концертмейстер» обозначало музыканта, руководившего оркестром, затем группой инструментов в оркестре. Концертмейстерство, как отдельный вид исполнительства появился во второй половине Х1Х века, когда большое количество романтической, камерной, инструментальной и песенно-романсовой лирики потребовало особого умения аккомпанировать солисту. Этому также способствовало расширение количества концертных залов, оперных театров, музыкальных учебных заведений. В то время концертмейстеры, как правило, были «широкого профиля» и умели делать многое: играли с листа хоровые и симфонические партитуры, читали в различных ключах, транспонировали фортепианные партии на любые интервалы и т. д.

Со временем эта универсальность была утрачена. Это было связано с все большей дифференциацией всех музыкальных специальностей, усложнением и увеличением количества произведений, написанных в каждой из них. Концертмейстеры также стали специализироваться для работы с определенными исполнителями.

Какими же качествами и навыками должен обладать пианист, чтобы быть хорошим концертмейстером? Прежде всего, он должен хорошо владеть роялем – как в техническом, так и в музыкальном плане. Плохой пианист никогда не станет хорошим концертмейстером, как, впрочем, всякий хороший пианист не достигнет больших результатов в аккомпанементе, пока не усвоит законы ансамблевых соотношений, не разовьет в себе чуткость к партнеру, не ощутит неразрывность и взаимодействие между партией солиста и партией аккомпанемента. Концертмейстерская область музицирования предполагает владение как всем арсеналом пианистического мастерства, так и множеством дополнительных умений, как то: навык соорганизовать партитуру, «выстроить вертикаль», выявить индивидуальную красоту солирующего голоса, обеспечить живую пульсацию музыкальной ткани, дать дирижерскую сетку и т. п. В то же время в искусстве концертмейстера с особой силой проявляются такие краеугольные составляющие деятельности музыканта, как бескорыстность служения красоте, самозабвение во имя солирующего голоса, во имя одушевления партитуры.

Хороший концертмейстер должен обладать общей музыкальной одаренностью, хорошим музыкальным слухом, воображением, умением охватить образную сущность и форму произведения, артистизмом, способностью образно, вдохновенно воплотить замысел автора в концертном исполнении. Концертмейстер должен научиться быстро осваивать музыкальный текст, охватывая комплексно трехстрочную и многострочную партитуру и сразу отличая существенное от менее важного.

Концертмейстер, работающий в хореографическом классе, должен знать основы хореографии и сценического движения, чтобы верно организовать музыкальное сопровождение танцорам; быть осведомленным об основных движениях классического балета, бальных и русских народных танцев; знать основы поведения актеров на сцене; уметь одновременно играть и видеть танцующих; уметь вести за собой целый ансамбль танцоров; уметь импровизировать (подбирать) вступления, отыгрыши, заключения, необходимые в учебном процессе на занятиях хореографии. Концертмейстер должен уметь «на ходу» подобрать мелодию и аккомпанемент; иметь навыки импровизации, то есть умение играть простейшие стилизации на темы известных композиторов, без подготовки фактурно разрабатывать заданную тему, подбирать по слуху гармонии к заданной теме в простой фактуре.

Он должен знать историю музыкальной культуры, изобразительного искусства и литературы, чтобы верно отразить стиль и образный строй произведений. Концермейстеру необходимо накопить большой музыкальный репертуар, чтобы почувствовать музыку различных стилей. Чтобы овладеть стилем какого-либо композитора изнутри, нужно играть подряд много его произведений. Хороший концертмейстер проявляет большой интерес к познанию новой, неизвестной музыки, знакомству с нотами тех или иных произведений, слушанию их в записи и на концертах. Концертмейстер не должен упускать случая практически соприкоснуться с различными жанрами исполнительского искусства, стараясь расширить свой опыт и понять особенности каждого вида исполнительства. Любой опыт не пропадет даром, даже если впоследствии определится узкая сфера аккомпаниаторской деятельности, в избранной области всегда будут встречаться в какой-то мере элементы других жанров.

Специфика игры концертмейстера состоит также в том, что он должен найти смысл и удовольствие в том, чтобы быть не солистом, а одним из участников музыкального действия, причем, участником второплановым. Пианисту-солисту предоставлена полная свобода выявления творческой индивидуальности. Концертмейстеру же приходится приспосабливать свое видение музыки к исполнительской манере солиста. Еще труднее, но необходимо при этом сохранить свой индивидуальный облик.

Концертмейстер должен обладать рядом положительныхпсихологических качеств. Так, внимание концертмейстера – это внимание совершенно особого рода. Оно многоплоскостное: его надо распределять не только между двумя собственными руками, но и относить к солисту – главному действующему лицу. В каждый момент важно, что и как делают пальцы, как используется педаль, слуховое внимание занято звуковым балансом (которое представляет основу основ ансамблевого музицирования), звуковедением у солиста; ансамблевое внимание следит за воплощением единства художественного замысла. Такое напряжение внимания требует огромной затраты физических и душевных сил.

Мобильность, быстрота и активность реакции также очень важны для профессиональной деятельности концертмейстера. Он обязан в случае, если солист на концерте или экзамене перепутал музыкальный текст (что часто бывает в детском исполнении), не переставая играть, вовремя подхватить солиста и благополучно довести произведение до конца. Опытный аккомпаниатор всегда может снять неконтролируемое волнение и нервное напряжение солиста перед эстрадным выступлением. Лучшее средство для этого – сама музыка: особо выразительная игра аккомпанемента, повышенный тонус исполнения. Творческое вдохновение передается партнеру и помогает ему обрести уверенность, психологическую, а за ней и мышечную свободу. Воля и самообладание – качества, также необходимые концертмейстеру и аккомпаниатору. При возникновении каких-либо музыкальных неполадок, происшедших на эстраде, он должен твердо помнить, что ни останавливаться, ни поправлять свои ошибки недопустимо, как и выражать свою досаду на ошибку мимикой или жестом.

Функции концертмейстера, работающего в учебном заведении с солистами (с детским контингентом в особенности), носят в значительной мере педагогический характер, поскольку они заключаются, главным образом, в разучивании с солистами нового учебного репертуара. Эта педагогическая сторона концертмейстерской работы требует от пианиста, помимо аккомпаниаторского опыта, ряда специфических навыков и знаний из области смежных исполнительских искусств, а также педагогического чутья и такта.

Источник

Слово педагога

Автор: Саловская Ирина Павловна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МБУ ДО Волгограда
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: Мтодический доклад
Тема: «Некоторые вопросы отличия деятельности аккомпаниатора и концертмейстера»
Раздел: дополнительное образование

Комитет по культуре администрации Волгограда

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования Волгограда

«Детская школа искусств имени М.А. Балакирева»

Тема: «Некоторые вопросы отличия деятельности

аккомпаниатора и концертмейстера»

Цели и задачи концертмейстера в отличие от деятельности

Народный танец – отражение жизни и традиций народа

Принципы подбора музыкального материала на примере показательного

урока «Казачий танец»

5. Используемый музыкальный материал

Цель данного доклада – доказать, что концертмейстер – это более

широкое понятие, нежели аккомпаниатор. Если обязанности последнего не

выходят за рамки собственного аккомпанирования, музыкального

озвучивания урока с помощью инструмента, то задачи концертмейстера

включают в себя участие в решении образовательных и воспитательных

задач, содействие развитию эмоционально-творческих начал учеников и

формирование эстетического вкуса.

2.Цели и задачи концертмейстера в отличие от

Каким же образом осуществляется это на практике? Первоочередной

задачей концертмейстера является, конечно, подбор музыкального

репертуара, создание музыкальной атмосферы урока, ведь музыка

помогает понять эмоциональную подоплёку танцевальных движений,

сделать их более привлекательными. Но на своём опыте я убедилась, что

не всякая музыка, соответствующая танцевальному движению по

метроритму, в равной степени воспринимается учащимися. Совершенно

необходимо, чтобы она нравилась ребятам, совпадала с их вкусом. В

значительной степени это зависит от возрастных особенностей. Так,

например, у учащихся младших классов преобладает наглядное

мышление. Поэтому музыку стоит подбирать с четкими, простыми

ритмами, несложной мелодией, не перегруженной фактурой, жанровой

определённостью (марш, вальс, полька и т.д.).

В подростковом возрасте происходит осознание своих возможностей,

утверждение себя как личности, подросток примеряет на себя роль

взрослого. Повышается степень трудности решаемых задач. В этом свете

концертмейстеру тоже необходимо повышать уровень сложности

музыкального репертуара. На этом этапе появляется изысканность

образов, более сложная фактура, развитая мелодия, неоднозначный ритм.

3. Народный танец – отражение жизни и традиций

Являясь концертмейстером по предмету «Народно-сценический танец»,

я всегда помню о том, что каждый народный танец отражает образ жизни

народа, его характер, традиции и т.д. Музыкально-сценический образ,

воспеваемый в народном танце, является собирательным, но в тоже время

одно и то же движение может исполняться по-разному, в зависимости от

географического расположения. О разнообразии и различии в манере

исполнения, условиях, влияющих на формирование тех или иных черт в

народных танцах образно писал Н.В. Гоголь: «Северный рус не так пляшет,

как малороссиянин, как славянин южный, как поляк, как финн: у одного

танец говорящий, у другого бесчувственный, у одгого бешенный, разгульный,

у другого спокойный, … у одного напряжённый, воздушный у другого.

Откуда такое разнообразие танцев? Оно родилось из характера народа, его

жизни, образа занятий, природных условий, климата. Народ, прошедший

горделивую жизнь, выражает ту же гордость в своём танце, у народа

беспечного и вольного – та же безграничная воля и поэтическое самозабвение

отражается в танце, народ климата пламенного оставил в своём

национальном танце ту же страсть и ревность. Примером этому может

казачий танец – отражение быта, культуры и самосознания казаков. У них

сложился свой образ жизни, быт, своеобразное красочное искусство.

Жизнь их была нелёгкой и опасной, поэтому казаки сызмальства

приучались к военному делу – лихо скакали на конях, искусно владели саблей

и ружьём. Казачьи поселения служили надёжной защитой Руси от нападения

врагов с юга. Образ жизни казаков воспитывал людей с сильным характером,

неустрашимостью, выносливостью, умением отстаивать свою жизнь, свои

4. Принципы подбора музыкального материала на примере

показательного урока «Казачий танец»

Вместе с хореографом я изучила книгу Шалыгина « Мой край родной,

казачий» для лучшего понимания стоящих передо мной задач. Главная

трудность заключалась в поиске музыкального материала, который

соответствовал бы движениям конкретной местности ( казаки донские,

кубанские, уральские и т.д.). Хочется отметить, что казачья песенная и

танцевальная культура в том виде, в котором она существует сейчас,

складывалась веками и основывалась на творчестве народов тех мест, где

казаки селились, но в тоже время они вносили в него такие изменения,

которые были присущи их характеру: непокорность, своенравие,

В ходе урока можно было увидеть яркий тому пример: в музыкальном

сопровождении упражнения «plie» многие узнают русскую народную

мелодию «Белолица, круглолица». У казаков эта же мелодия известна как

«Черноброва, черноока». Мелодия как-будто сохранена, но из лирической

хороводной превращается в более подвижную, с лукавой озорной искоркой.

В упражнении « Rond de jamfe parters» в музыкальном сопровождении

обращает на себя внимание отсутствие музыкальных квадратов, что ещё раз

подчёркивает желание казаков быть непохожими на других.

Движение Battement teundus ( река Хопёр) и Battement tendus (средний

Дон, г.Ростов) имитируют гарцевание и скачки на лошади.

Rond de jambs parters ( р. Иловля, х. Вилтовский) – движение ломкие,

заковыристые, что соответствует руслу реки в этом месте ( с изгибами,

Все эти особенности нужно было учитывать при подборе музыки к

движению. Нотный музыкальный материал найти не представлялось

возможным, поэтому приходилось заниматься самой обработкой материала,

добытых из разных источников ( связанных с этнографической работой,

записанных во время посещения концертов вокальных и танцевальных

коллективов казаков ( «Лазоревый цветок», «Кубанский казачий хор»), с

В этом я вижу ещё одно отличие в деятельности аккомпаниатора и

концертмейстера, который занимается не только иллюстрацией, но и

поиском, обработкой песенно-танцевального материала.

На каждом уроке этот материал давался учащимся в небольших дозах

из-за его необычности и сложности. Так что уже к середине учебного года

наши учащиеся владели теоретическим и практическим материалом из жизни

5. Используемый музыкальный материал

Поклон – «Как за Доном»

Peie – «Черноброва, черноока»

Battement tendu – «Донцы-молодцы»

Battement tendu jete – «Поехал казак на чужбину далёко»

Rond de jamb parterre – «У нас, братцы, было на Дону»

Каблучное – « Ехали казаченки» ( Кубанский казачий хор)

Веревочки – «Галя» ( Кубанский казачий хор)

Battement fondu – «Ягодиночка»

Дробные выстукивание – « Мы донские казаки»

10. Pas tortilles – «Воспой, соловейка»

11.Мужская техника – «Кубанская кавалерийская»

Источник

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ДОБРОВОЛЬЧЕСТВА И
КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЭКСПРОМТ

Рабочее время: ПН-ПТ 09:00-19:00 (МСК)

07 июля 2020 г.

Аккомпаниатор концертмейстер в чем разница. Смотреть фото Аккомпаниатор концертмейстер в чем разница. Смотреть картинку Аккомпаниатор концертмейстер в чем разница. Картинка про Аккомпаниатор концертмейстер в чем разница. Фото Аккомпаниатор концертмейстер в чем разница

КОНЦЕРТМЕЙСТЕР И АККОМПАНИАТОР — КТО ОН? В ЧЕМ ЕГО РОЛЬ?

Деятельность концертмейстера и аккомпаниатора— это целое искусство!
Специфика этой работы требует от музыканта особого универсализма и мобильности. Концертмейстер, аккомпаниатор – это призвание и их труд по своему предназначению равен труду педагога, и в художественном смысле являются членами единого, целостного музыкального организма!
Но, к сожалению, не всегда значимость и сложность этой профессии бывает понята окружающими.

Концертмейстерство и аккомпаниаторство не приносят внешнего успеха музыканту– аплодисментов, цветов, почестей и званий, т.к. зачастую они остаются «в тени», их работа растворяется в общем труде всего коллектива.

Концертмейстер и аккомпаниатор — самая распространенная профессия среди музыкантов и они нужны буквально везде: и в классе — по всем специальностям, и на концертной эстраде, и в хоровом коллективе, и в оперном театре, и в хореографии, и на преподавательском поприще (в классе концертмейстерского мастерства).
Без концертмейстера и аккомпаниатора не обойдутся музыкальные и общеобразовательные школы, дворцы творчества, эстетические центры, центры досуга, музыкальные и педагогические училища и вузы.

Искусство быть концертмейстером или аккомпаниатором доступно далеко не всем пианистам. Оно требует призвания, мастерства высокого уровня и исполнительской культуры. Настоящий профессионал, помимо владения полным арсеналом пианистического мастерства и педагогическими навыками, при наличии музыкальной одаренности, слуха и воображения, способности охватить форму и образную сущность произведения, умения понять и воплотить в исполнении произведения все то, что вложил в него автор,- обладает чуткостью, коммуникабельностью, тактичностью при общении с солистом.

Круг внимания у аккомпаниатора обширный и сложный: это работа рук и использование педали, это слуховое внимание к звуковому балансу и звуковедению солиста, это ансамблевое внимание и воплощение художественного замысла. Совершенствование этих качеств требует напряжения духовных и физических сил.
Опытный аккомпаниатор знает и понимает профессиональный уровень солиста, его музыкальность, знает его характер, что имеет большое значение для гармонии между солистом и аккомпаниатором.

Аккомпаниатор является источником вдохновения для солиста, и его игра должна сверкать в прекрасных вступлениях и заключениях, а также аккомпаниатору необходимо вжиться в характер произведения в той же мере, что и солисту.
Под аккомпанемент играют многие инструменталисты (скрипачи, флейтисты, домристы), с их помощью проходят занятия и экзамены в музыкальных учебных заведениях (уроки вокала, хора, хореографии). Они аккомпанируют на концертах и помогают артистам в репетиционный период, скрытый от зрительских глаз.
Концертмейстер (от нем. кonzertmeister)–пианист, разучивающий партии с вокалистами или инструменталистами, а также артистами балета и аккомпанирующий им на репетициях и в концертах.

Автор статьи: Татьяна Конюхова
Заслуженный работник культуры Российской Федерации,
Председатель жюри конкурсов и фестивалей “ЭКСПРОМТ-ЦЕНТР”

Источник

Концертмейстер: в чем суть этой профессии?

Аккомпаниатор концертмейстер в чем разница. Смотреть фото Аккомпаниатор концертмейстер в чем разница. Смотреть картинку Аккомпаниатор концертмейстер в чем разница. Картинка про Аккомпаниатор концертмейстер в чем разница. Фото Аккомпаниатор концертмейстер в чем разница

В мире музыки хватает самых разных профессий, но в отличие от музыкантов и певцов многие их них остаются за кадром. Самым ярким примером можно считать профессию концертмейстера.

Если упрощать, то концертмейстером принято называть музыканта, который своей игрой на фортепиано сопровождает солирующую партию. Чаще всего концертмейстер работает с хором или певцом-исполнителем, однако, возможны и музыканты:

Когда появились концертмейстеры

Впервые о профессии концертмейстера стало известно в XVII веке, когда большую популярность приобрели сольные выступления. Тогда певцы стали брать себе в напарники пианистов, которые могли бы подыгрывать им, но при этом не забирать своей игрой все внимание публики. Также бытует мнение, что зачатки профессии были заложены в традиции домашних музыкальных вечеров.

С течением времени данная профессия оформляется, обрастает обязанностями и требованиями. Поэтому на текущий период времени этот род деятельности достаточно востребован.

Особенности профессии концертмейстер

Аккомпаниатор концертмейстер в чем разница. Смотреть фото Аккомпаниатор концертмейстер в чем разница. Смотреть картинку Аккомпаниатор концертмейстер в чем разница. Картинка про Аккомпаниатор концертмейстер в чем разница. Фото Аккомпаниатор концертмейстер в чем разница

Источник фото cottonbro/pexels

Концертмейстер – это музыкальный деятель, который берет на себя обязанность по сопровождению основного исполнителя. В определенной степени он может выступать педагогом для начинающего музыканта. Чтобы работать концертмейстером необходимо иметь высокий уровень общей музыкальной грамотности. Хороший специалист знает особенности:

инструментального и ансамблевого исполнения.

В связи с этим в профессии с момента ее возникновения сформировались также более узкие направления деятельности. Некоторые из них:

Главная обязанность аккомпаниатора состоит в том, чтобы найти гармоничное звучание между своим инструментом и солирующим. А для этого нужен большой талант и понимание особенностей звучания различных инструментов, типов голосов.

Концертмейстер-пианист – это музыкант, который имеет определенные категории и возможности для собственного звучания и применения своих талантов. Более того, многие представители данной профессии самостоятельно перерабатывают музыкальные композиции, поскольку многие из них не рассчитаны на поддержку фортепиано.

Другая специальность в этой сфере – это концертмейстер-педагог, который учит начинающего музыканта слушать другие инструменты в оркестре. Концертмейстер имеет возможность не только указать на ошибки, но и направить ученика, открывая всю глубину и возможности исполняемого произведения.

Профстандарт профессии концертмейстера

Обязанности концертмейстера

В связи с тем, что по факту концертмейстер может брать на себя обязанности организатора, педагога и даже психолога, то перечень обязанностей зависит от места работы.

Общими обязанностями следует считать:

поддержку солирующего исполнителя;

выполнение работы репетитора, наставника для солирующего исполнителя;

участие в разработке репетиционных планов, программы выступлений.

Что должен знать концертмейстер

Для того, чтобы работать концертмейстером, необходимо соответствовать жестким требованиям:

высшее музыкальное образование;

общая музыкальная грамотность;

навыки педагога и психолога;

опыт работы в музыкальном коллективе и игры на музыкальных инструментах.

В Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКСД) перечислено, что должен знать концертмейстер:

Законы и нормативные акты Российской Федерации, которые затрагивают концертную деятельность и различные отрасли музыкального искусства (включая историю музыки, вокальное искусство, музыкальный театр, хореографию и т.д.);

Основные направления современной музыки;

Репертуар концертной организации, в которой трудоустроен концертмейстер;

Методы вокальной педагогики, ансамблевого и хорового пения;

Принципы концертмейстерской работы по балету;

Основы организации концертного дела;

Правила внутреннего распорядка коллектива;

Правила пожарной безопасности и охраны труда.

Помимо прочего хорошему концертмейстеру требуется отличный музыкальный слух, умение находить ошибки в исполнении, исправлять их или подсказывать музыканту во время выступления.

Где может работать концертмейстер

Аккомпаниатор концертмейстер в чем разница. Смотреть фото Аккомпаниатор концертмейстер в чем разница. Смотреть картинку Аккомпаниатор концертмейстер в чем разница. Картинка про Аккомпаниатор концертмейстер в чем разница. Фото Аккомпаниатор концертмейстер в чем разница

Источник фото Ludwig Kwan/freepik

В зависимости от профиля деятельности и от интересов самого концертмейстера он может успешно работать как в театре или консерватории, так и в детской музыкальной школе.

Если концертмейстера привлекают выступления на сцене, то ему необходимо много и усиленно работать. Его профессия – это не только высокие стандарты, но и большая ответственность. В связи с этим существует относительно небольшое число концертмейстеров, которые добились известности и большого успеха.

Если же больше всего в этой деятельности привлекают идеи творчества и наставничества, то работа при музыкальных образовательных учреждениях станет наиболее подходящей. Кроме того, необходимо понимать, что концертмейстер имеет возможность не просто привить любовь к музыке, но раскрыть талант ребенка, дать ему векторы для дальнейшего развития.

Где выучиться на концертмейстера?

Чтобы работать концертмейстером необходимо иметь высшее музыкальное образование. Получить необходимую подготовку возможно, например, по классу «Фортепиано» в консерватории.

При этом стоит отметить, что подготовка музыкантов начинается еще в детстве, когда они поступают на начальное образование в ДМШ. И в принципе процесс образования у музыкантов, а особенно у концертмейстеров, непрерывен, ведь им необходимо держать свое мастерство на достаточно высоком уровне.

Средняя зарплата концертмейстера

Величина дохода концертмейстера зависит от многих факторов. Например, он места работы. Так, специалист, осуществляющий свою профессиональную деятельность в музыкальной школе в среднем зарабатывает около 25 000 рублей.

Если же речь идет о концертмейстерах, которые работают в оркестрах или оперных театрах, то средний уровень их заработной платы может варьироваться от 15 000 до 25 000 рублей.

Плюсы и минусы профессии концертмейстер

В число положительных моментов профессии следует отнести следующее:

возможность работать в различных направлениях;

возможности для профессиональной реализации.

К минусам же можно отнести:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *