Акт приема передачи квартиры утерян что делать
Акт приема передачи квартиры утерян что делать
Каждый собственник недвижимого имущества должен иметь определенный пакет документов, при отсутствии которого владение, а особенно распоряжение этой недвижимостью весьма затруднительно. Если какой-то из необходимых документов испорчен или утерян, собственнику необходимо своевременно восстановить утраченную документацию.
Документы на недвижимое имущество бывают двух видов:
– правоустанавливающие – документы, на основании которых возникло право собственности (договор купли-продажи, мены, дарения, свидетельство о праве на наследство, договор долевого участия, решение собственника и т.п.);
– правоподтверждающие (свидетельство о государственной регистрации права).
Для восстановления вышеперечисленных документов нужно придерживаться следующего алгоритма.
Шаг 1. Необходимо обратиться в Управление Росреестра с запросом одним из следующих способов (п.2 Порядка, утв. приказом Минэкономразвития России от 14.05.2010 № 180):
– лично, предоставив запрос на бумажном носителе;
– по почте, направив запрос на бумажном носителе;
– через форму на интернет-сайте Росреестра;
– с помощью веб-сервисов, направив запрос в виде ХМL-документа;
– лично через многофункциональный центр, взаимодействующий с Росреестром, представив запрос на бумажном носителе.
В соответствии с действующим законодательством размер платы за предоставление сведений составляет 200 рублей. Срок подготовки копий запрашиваемых документов – пять рабочих дней (п.2 ст.7 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации); приложение № 2 к приказу Минэкономразвития России от 16.12.2010 №650).
Сведения могут быть выданы только самим правообладателям или их законным представителям, а также физическим и юридическим лицам, получившим доверенность от правообладателя или его законного представителя (п.3 ст.7 Закона о регистрации).
Шаг 2. В случае если в Росреестре необходимые документы отсутствуют или право собственности возникло до 31 января 1998года (до момента вступления в силу Закона о регистрации) и не было впоследствии зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, вам необходимо обратиться:
– к нотариусу, оформлявшему сделку или наследство. У него вы можете получить заверенные копии документов. Стоимость за свидетельствование верности копий документов, а также выписок их них осуществляется в соответствии с установленными тарифами (ст.22 Основ законодательства РФ о нотариате);
– в государственный орган, ранее выдававший вам документы (например, муниципальное предприятие центр технической инвентаризации и землеустройства). В нем вы можете получить копии необходимых документов либо выписку из соответствующего постановления (распоряжения);
– к застройщику, с которым ранее заключался договор;
– к другой стороне по сделке (в случае заключения договора в простой письменной форме в период с 1996 по 1998 годы, когда обязательное нотариальное удостоверение было отменено, а Закон о регистрации ещё не вступил в силу).
Госпошлина за повторную выдачу правообладателю свидетельства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество составляет 350 рублей (пп.33 п.1 ст.333.33 Налогового кодекса РФ).
В заключение следует сказать, что главное при утрате документов на недвижимое имущество – не паниковать, а здраво оценить ситуацию. В большинстве случаев получить копии утерянных документов можно, обратившись в органы, выдававшие их.
муниципального отдела по Омскому району
Управления Росреестра по Омской области.
Утеряны акт приема-передачи недвижимости и расписка о передаче денежных средств. Каковы последствия?
При продаже загородной недвижимости в Подмосковье покупатель просит меня предоставить передаточный акт и расписку о передаче мною, покупателем, бывшему продавцу денежной суммы за приобретённые объекты недвижимости. Эту недвижимость я приобрёл в январе 2018 г. Но названные документы утеряны, в Росреестре их нет, и бывший продавец отказывается помочь в их восстановлении.
Требующий акт и расписку покупатель выражает мне своё опасение, мол, как бы прежний продавец после совершения между нами сделки не возбудила дело о возврате ей недвижимости в связи с отсутствием указанных документов.
Прошу подсказать, возможно ли такое и стоит ли опасаться этого?
А договор у вас есть?
Возможно в договоре указано что недвижимость считается переданной и деньги уплачены, то есть договор включает в себя акт приема-передачи и расписку.
Покупатель полагающийся на информация в ЕГРН об отсутствии ограничений на недвижимость будет считаться добросовестным и у него не может быть истребована данная недвижимость, если в ЕГРН никаких ограничений или залога нет.
Статья 302. Истребование имущества от добросовестного приобретателя
1. Если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.
При этом вполне возможно что при неполной оплате ипотека на дом не была зарегистрирована, так как она регистрируется по заявлению залогодателя или залогодержателя, но в этом случае вина в отсутствии регистрации ипотеки будет на залогодателе, а новый покупатель будет добросовестным.
Разъясните ему положения ст. 302 ГК РФ о том что имущество не может быть истребовано у добросовестного приобретателя, кроме случаев хищения, утери, или случаев выбытия из владения помимо воли.
Договор не включает в себя акт приема-передачи и расписку. Полная оплата соответственно в полной сумме согласно договора была произведена наличными через банковскую ячейку.
Покупатель, вероятно, переживает не возникло ли в пользу Вашего продавца ограничение прав, обременение объекта недвижимости в виде ипотеки в силу закона. Такое возможно, если между Сторонами при совершении сделки окончательно не произведены взаиморасчеты, т.е. за Вами остался долг по оплате за недвижимость по договору в силу ст. 489 Гражданского кодекса РФ, например (если договором купли-продажи была предусмотрена оплата в рассрочку).
Следует исходить из того, что стороны, совершая сделку, действуют исходя из принципа добросовестности и разумности. Ваш покупатель в данном случае явно перегибает
просит меня предоставить передаточный акт и расписку о передаче мною, покупателем, бывшему продавцу денежной суммы за приобретённые объекты недвижимости.
Эти документы Вы предоставлять покупателю не обязаны.
Действуя добросовестно, покупателю достаточно заказать выписку из ЕГРН, чтобы получить полную информацию, в т.ч. по ограничениям/обременениями в отношении объекта недвижимости.
Удачи Вам и всего хорошего!
Статьей 1 Федерального закона от 16.07.1998г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» установлено:
1. По договору о залоге недвижимого имущества (договору об ипотеке) одна сторона — залогодержатель, являющийся кредитором по обязательству, обеспеченному ипотекой, имеет право получить удовлетворение своих денежных требований к должнику по этому обязательству из стоимости заложенного недвижимого имущества другой стороны — залогодателя преимущественно перед другими кредиторами залогодателя, за изъятиями, установленными федеральным законом.
Прежнему продавцу была произведена полная оплата соответственно в полной сумме согласно договора наличными через банковскую ячейку. То есть ни рассрочки, никаких задолженностей вообще не было. Да и продавец на протяжении почти трёх лет после продажи никаких вопросов, тем более претензий, не предъявляла.
1. По поводу передаточного акта.
В том случае, если в Росреестре отсутствует акт приема-передачи недвижимого имущества, то вероятнее всего в договоре купли-продажи, который вы подписали с прежним собственником, имеется пункт о том, что договор имеет силу передаточного акта.
Передача недвижимости продавцом и принятие ее покупателем осуществляются по подписываемому сторонами передаточному акту или иному документу о передаче.
Если иное не предусмотрено законом или договором, обязательство продавца передать недвижимость покупателю считается исполненным после вручения этого имущества покупателю и подписания сторонами соответствующего документа о передаче.
Таким образом, указание в договоре купли-продажи положения о том, что договор имеет силу передаточного акта достаточно, имеет юридическую силу, и отдельного подписания акта приема-передачи не требует.
Рекомендую Вам указать покупателю на данный пункт договора купли-продажи и на ч. 1 ст.556 ГК РФ.
2. По поводу расписки о передаче денежных средств.
Такая расписка и не должна быть в Росреестре.
Посмотрите внимательно пункты договора купли-продажи по поводу того, каким образом между вами и продавцом производился расчет за объект недвижимости. Если в договоре указано, что денежные средства полностью переданы продавцу до подписания договора купли-продажи, то указания на это положение вполне достаточно для вашего покупателя, и никакой распиской подтверждать передачу денег не нужно.
Кроме того, получите в Росреестре расширенную выписку на объект, и предъявите покупателю, что обременения, такие как ипотека, залог, на недвижимость отсутствуют. Это также является гарантией того, что бывший собственник не имеет прав притязать на недвижимость.
Если бы в договоре купли-продажи было указано о том, что вы не полностью рассчитались с продавцом, то возникла бы ипотека в силу закона, о чем должно быть указано в выписке на объект.
ст. 1 Федерального закона от 16.07.1998 N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» установлено, что по договору о залоге недвижимого имущества (договору об ипотеке) одна сторона — залогодержатель, являющийся кредитором по обязательству, обеспеченному ипотекой, имеет право получить удовлетворение своих денежных требований к должнику по этому обязательству из стоимости заложенного недвижимого имущества другой стороны — залогодателя преимущественно перед другими кредиторами залогодателя. Имущество, на которое установлена ипотека, остается у залогодателя в его владении и пользовании.
Кроме того, если объект недвижимости обременен ипотекой в пользу бывшего собственника, то вы не сможете продать его без согласия последнего.
Поэтому вам нужно грамотно все это донести до вашего покупателя, чтобы развеять его опасения.
Как восстановить документы на квартиру?
Что делать, если вы потеряли документы на квартиру? Куда обращаться и как их восстановить?
Какие документы должны быть у собственника квартиры?
При совершении любых действий с квартирой (продажа, сдача в аренду, оформление прописки) потребуются документы, которые подтверждают ваше право собственности и содержат технические характеристики квартиры. К их числу относятся:
Что делать, если документы на квартиру украдены?
В таком случае необходимо обратиться в полицию с заявлением о краже. После этого следует подать заявление об утере документов в территориальное подразделение Росреестра (если стали собственником после ) или в районное бюро технической инвентаризации (если право собственности возникло до ). В заявлении рекомендуется указать, что вы запрещаете любые действия с собственностью или документами без вашего личного присутствия.
Какие документы нужно восстановить в первую очередь?
Как восстановить договор купли-продажи квартиры?
Восстановить договор квартиры или дарения можно различными способами в зависимости от обстоятельств, при которых вы приобрели квартиру.
Способ 1. Связаться с продавцом или дарителем
В некоторых ситуациях наиболее простым способом будет обращение к человеку или организации, которые продали вам недвижимость, и сделать нотариально заверенную копию с их экземпляра.
Способ 2. Обратиться к нотариусу
Если сделка оформлялась с участием нотариуса и по причинам нет возможности связаться со второй стороной, копию документа можно получить в нотариальной конторе.
Способ 3. Обратиться в Росреестр
Договоры или дарения всегда составляются в трех экземплярах, один из которых отправляется на хранение в Росреестр. Чтобы получить официальную копию с этого экземпляра, можно обратиться в территориальное подразделение Росреестра. Также это можно сделать через МФЦ по месту жительства.
Способ 4. Обратиться в БТИ
Как восстановить свидетельство о праве на наследство?
Чтобы восстановить свидетельство о праве наследования, нужно обратиться к нотариусу, который вел наследственное дело.
Что делать, если утрачены судебные акты?
Если вы потеряли судебный акт, по которому квартира перешла в собственность, нужно обратиться с письменным заявлением в суд, который вынес решение.
Как восстановить свидетельство о праве собственности на квартиру?
Выдача свидетельств о праве собственности на квартиру прекращена с июля 2016 года. Вместо этого документа теперь используется выписка из ЕГРН. Для того, чтобы получить выписку, нужно обратиться в территориальное подразделение Росреестра, МФЦ по месту жительства или подать через портал «Госуслуги».
С 2017 года выдача кадастровых паспортов прекращена. Данный документ содержал информацию об объекте недвижимости (площадь, этажность, назначение, кадастровый номер и др). Теперь все эти сведения содержатся в выписке из ЕГРН.
Как избежать потери документов?
Для того, чтобы избежать неприятных ситуаций, связанных с потерей документов, рекомендуется сделать нотариально заверенные копии наиболее важных из них и хранить их отдельно от оригиналов.
Акт приема-передачи квартиры
Акт приема передачи квартиры составляется при любой смене собственника или проживающего в квартире: при покупке, продаже, обмене, дарении, аренде. Документ подтверждает факт передачи имущества, поэтому он не менее важен, чем договор купли-продажи или обмена.
Что такое акт приема-передачи квартиры
Это документ, подтверждающий передачу недвижимости по договору.
При купле-продаже он подтверждает, что обязательства, принятые сторонами, полностью выполнены и недвижимость принята покупателем.
Зачем и в каких случаях нужен
Подписание акта приема-передачи означает, что ответственность за недвижимость переходит новому пользователю, а бывший уже не имеет отношения к содержанию объекта. Он является заключительным этапом сделки, связанной со сменой пользователя квартирой. При наличии подписанного акта, у сторон сделки не будет оснований обвинять друг друга в возможной порче имущества в момент его передачи новому собственнику.
Составление акта обязательно для получения покупателем налогового вычета. Он входит в перечень необходимых документов для ФНС.
В зависимости от ситуации, акт подтверждает разные действия сторон.
При продаже или при покупке
Акт составляется не при оформлении договора купли-продажи, а в момент передачи ключей от недвижимости покупателю. Он подтверждает, что продавец освободил квартиру, а покупатель принимает квартиру или другой объект в текущем состоянии. При возникновении претензий к квартире после подписания акта, покупатель уже не сможет добиться от продавца их устранения.
При дарении
Документ подтверждает, что квартира фактически передана в дар и одаряемый принял ее в том состоянии, в котором она находится и не имеет претензий к дарителю. Составление акта не является обязательным, но в отдельных случаях может стать доказательством согласия обеих сторон на сделку.
От застройщика
Акт составляется после сдачи дома в эксплуатацию. Дольщик должен подписать акт и подтвердить принятие квартиры. Он подписывается только после полного осмотра жилплощади. Если замечены дефекты, они включаются в акт с требованием устранения и сроком. Ключи могут быть переданы собственнику и без устранения дефектов. В этом случае исполнение обязательств подрядчиком придется контролировать отдельно.
В других случаях
Акт составляется при сдаче квартиры в аренду. Он подтверждает, что недвижимость передана во временное пользование в текущем состоянии. В нем описываются все основные характеристики объекта, например, наличие бытовой техники, паркета, отделка и т. д. К документу можно приложить фотографии квартиры.
При обмене жилья акты составляются на оба объекта. Он подтверждает, что стороны выполнили свои обязательства и передали квартиры согласно договора обмена.
Как составить акт приема передачи
Чтобы акт приема-передачи выполнил свою роль, т. е. мог служить доказательством в суде, если у сторон возникнут претензии, он должен быть составлен строго по установленной форме и включать все необходимые пункты.
Для новостройки
В этом случае второй стороной акта выступает застройщик. Поэтому он составляет документ по типовой форме. Покупателю потребуется только внимательно его изучить и включить все недостатки в квартире, обнаруженные при осмотре.
Если дефекты мелкие, например, оторваны обои, скрипят двери, акт можно подписать с требованиями их устранения в установленные сроки.
При обнаружении серьезных нарушений, например, поцарапанные стеклопакеты, некачественная электропроводка, акт лучше не подписывать до их полного устранения.
Для вторички
Акт приема передачи квартиры при продаже квартиры на вторичном рынке стороны составляют самостоятельно. Необходимо включить в него обязательные пункты и индивидуальные моменты, характерные для конкретной сделки.
Как может выглядеть акт, что в нем должно быть:
Бланк акта можно скачать с интернета, главное точно и полно его заполнить.
Если квартира сдается квартирантам, собственнику нужно указать в акте состояние квартиры, мебели, бытовой техники, особенно, если предметы обихода новые. Арендатор вправе указать в акте дефекты, например, не работает телевизор.
Где и когда подписывать акт
Акт должен быть подписан в присутствии обеих сторон, лучше в приобретаемой квартире. Стороны должны поставить собственноручные подписи, а застройщик печать.
Количество экземпляров зависит от сделки, если она регистрируется в Росреерстре, то потребуется 3 экземпляра: по одному для каждой стороны и для сдачи документов на регистрацию. Акт приема-передачи при аренде составляется в 2-х экземплярах.
Акт составляется в простой письменной форме и не подлежит нотариальному заверению.
Есть правила, соблюдая которые акт будет составлен правильно и сможет выполнять предназначенную функцию:
Сроки и условия освобождения квартиры после подписания акта
Сроки и условия освобождения квартиры продавцом обычно устанавливаются в договоре купли-продажи, но могут быть отражены и в акте передачи имущества.
Лучше не подписывать акт до тех пор, пока продавец не съедет и не вывезет полностью свое имущество. Без него сделку можно быстро расторгнуть, при возникновении проблем с освобождением жилплощади.
Как можно обезопасить себя с помощью акта в случае судебных разбирательств?
Составьте акт строго по форме, укажите в нем имеющиеся претензии. Можно пригласить на сделку третье лицо и включить его паспортные данные в акт. При судебных разбирательствах он сможет выступить официальным свидетелем.
Как составить акт грамотно с юридической точки зрения?
Обратитесь к профессиональным юристам за консультацией.
Акт приема-передачи квартиры
Акт приема-передачи квартиры не является самостоятельным документом. Его формируют как приложение к договору купли-продажи или аренды квартиры. Сами по себе оба документа — акт и договор — не имеют юридическую силу. Акт фиксирует факт передачи объекта от продавца покупателю или от арендодателя арендатору. Сторонами сделки могут выступать как физические лица, так и юридические. Рассмотрим, как правильно оформить акт приема-передачи квартиры юрлицам.
Общая информация, функция акта
Вопросы процесса купли-продажи и аренды регулируются Гражданским кодексом. В ст. 556 и ст. 655 говорится о том, что передача объекта недвижимости должна осуществляться посредством подписания передаточного акта или иного подобного документа. То есть законодательство обязывает стороны составлять такой документ.
Причина в том, что договор лишь указывает на намерение участников сделки совершить ее, а акт является как бы заключительным этапом в проведении сделки. Кроме того, подписывая этот документ, арендатор или покупатель заявляет, что состояние квартиры ему известно и никаких претензий к продавцу или арендодателю он не имеет.
Акт купли-продажи квартиры — первичный документ бухгалтерского учета. На основе его бухгалтер одной организации списывает объект с учета, а другой — принимает на баланс.
Важно! Заполненный бланк хранится вместе с договором и платежными бумагами, информация о нем фиксируется в журнале регистрации входящих документов, если в компании ведется такой документ.
Особенности составления
При составлении акта необходимо помнить о следующем:
Важно! Вместе с актом требуется передать покупателю ключи от квартиры и все документы по ней.
Составляем документ
Акт имеет трехчастную структуру, куда входят шапка, основная часть и заключительная.
Шапка
В этой части располагают такую информацию:
Основная часть
Текст этого раздела начинают с данных о продавце и покупателе или арендодателе и арендаторе (наименование компаний, должности и ФИО представляющих их лиц), далее идет номер договора купли-продажи или аренды, номер и дата его создания.
Затем идет описание квартиры:
Заключение
В этой части располагают сведения о том, что все данные о передаваемой квартире сверены, у покупателя или арендатора претензий к состоянию объекта не имеется, денежные средства отданы продавцу или уплачены в кассу предприятия. В свою очередь, продавец или арендодатель не имеет претензий к покупателю или арендатору по расчетам за переданную недвижимость. Кроме того, можно написать, что данный акт сформирован в двух экземплярах и оба они имеют одинаковую юридическую силу.
После этого абзаца участники сделки ставят свои подписи.
К сведению! Заверять акт нотариально не требуется, достаточно того факта, что обе стороны расписались на документе.