Актерский тренинг что это
Актерский тренинг как методика обучения элементам актерского мастерства
Актерский тренинг предполагает совершенствование психического аппарата, позволяет артисту вызвать в себе творческое самочувствие (упражнения на внимание, мышечную свободу, воображение и фантазию, веру в предлагаемые обстоятельства, смену отношения к объекту). А так же подготовка телесного, физического аппарата к воплощению роли и точной передаче внутренней психической жизни (речевой, пластический тренинг).
В разных возрастных группах методика проведения актерского тренинга будет разной.
Для ребенка 4-8 лет игра является ведущей деятельностью. Поэтому тренинг в форме игры будет для него естественной формой существования. Тренинг строиться по законам игры «для себя», он помогает раскрыть возможности ребенка и не потерять себя в процессе взросления, сохранить наивность и искренность. Содержанием психофизического тренинга будут элементы системы: внимание, воображение, общение, мышечная свобода.
Поскольку элементы системы тесно взаимосвязаны, они не существуют отдельно друг от друга. Каждое упражнение, даже самое простое, предполагает всех элементов как единого целого.
Совершенно не правильно, создавая детский театральный коллектив, игнорировать законы детской игры и учит детей «играть по взрослому». Это сразу омертвит затею, перекроет возможность творческой самореализации детей. Необходимо учитывать особенности детской природы:
Чем младше возраст учащихся, тем больше приближаются занятия к детской игре. На занятиях необходимо помнить, что нельзя увлекаться игрой, надо найти золотую середину Упражнения, которые предполагает методика работы с детьми, должны быть доступны, просты, наглядны, и в то же время, иметь далекую перспективу. Тренинг необходимо выстроить согласно нескольким правилам:
ü игровое самочувствие,
ü от простого к сложному,
ü от элементарного фантазирования к созданию образа.
Преподавая актерское мастерство, нужно творчески подходить к подбору упражнений, добавляя и изменяя их.
Для детей подросткового возраста при проведении тренинга необходимо соблюдать свободу творчества, при точном выполнении условий упражнения.
К сожалению, современный человек отнюдь не свободен. Уже к 17 годам он представляет собой целый комплекс мышечных зажимов, которые являются лишь проекцией зажимов внутренних: психологических и интеллектуальных. Это итог необходимости «соответствия миру», социальному устройству в частности.
Выполнение условий упражнений обеспечивает развитие умений и навыков при работе над элементами актерского мастерства, а свобода способствует возврату ребенка к себе естественному, подлинному свободному.
Для взрослого человека тренинг направлен на развитие умений и навыков при работе над элементами актерского мастерства. Упражнения тренинга также можно сочетать с игрой, в которой все время меняются и усложняются предлагаемые обстоятельства.
Тренинг может стать боле эффективным «инструментом» в руках педагога, если приобретает целенаправленность и строиться с учетом индивидуальных условий, в которых он применяется. Исходя из этого можно классифицировать тренинги (Н.Ф. Щербина):
ü Тренинг – школа – освоение основ артистической техники. Этот вид тренинга должен проводиться длительное время.
ü Тренинг-диагноз – его функция диагностическая. С помощью специально подобранных упражнений педагог сможет составить представление о личном и профессиональном потенциале, обучающихся, следовательно более дифференцировано построить учебную и творческую работу. Игровая форма тренинга поможет скрыть исследовательскую позицию педагога.
ü Тренинг-разминка – настраивает на работу, разогреть свой психофизический аппарат и подготовить его к творчеству. Комплекс упражнений рассчитывается на 15-20 минут.
ü Тренинг тематический – один из наиболее сложных и продуктивных тренингов. Цель – овладение «природой чувств» данного спектакля. Режиссер выбирает или придумывает упражнения на тему будущего спектакля. Он «подкалывает» к уже знакомым упражнениям предлагаемые обстоятельства пьесы и роли.
ü Тренинг-эксперимент – требует определенной предварительной подготовки и художественной программы. Направлен на развитие специальных способностей актера.
Актерское мастерство
Данный курс занятий предназначен для начинающих актеров, которые только пробуют себя в искусстве перевоплощения и хотят пройти бесплатные онлайн-уроки по развитию актерского мастерства. В уроках тренинга вы кратко познакомитесь с театральными системами Станиславского, Мейерхольда, Чехова, Немировича-Данченко, узнаете, какими качествами должен обладать настоящий актер и как эти качества можно приобрести, приблизитесь к искусству перевоплощения и искусству переживания, сможете произносить сценические речи, понимать и естественно воспроизводить простейшие эмоции в необходимый момент.
Кроме того, в данном разделе вы узнаете про ведущие театральные вузы, школы, кружки и студии; сможете скачать, а также прочитать полезные книги и учебники; узнаете про упражнения и игры, которые используют в обучении профессиональных актеров; а также сможете воочию посмотреть видеофрагменты настоящих актерских тренингов.
Содержание:
Что такое актерское мастерство?
Актёрское искусство — это профессиональная творческая деятельность в области исполнительских искусств, состоящая в создании сценических образов (ролей), вид исполнительского творчества. Исполняя определённую роль в театральном представлении, актёр как бы уподобляет себя лицу, от имени которого он действует в спектакле. Путём воздействия на зрителя во время спектакля создаётся особое игровое пространство и сообщество актёров и зрителей.
В современном обществе, когда люди проводят много времени за компьютерами и различными мобильными гаджетами, многим сложно чувствовать себя раскрепощёнными, управлять своими эмоциями, свободно общаться, быть уверенным в себе. Из-за этого люди испытывают апатию или страх, а также трудности в выражении собственных мыслей и настроения.
Эмоциональная подавленность приводит к внутренним зажимам, которые проявляются не только в мимике, речи, движениях, а также во внутреннем мире. Поэтому актерское мастерство полезно не только для тех, кто хочет в будущем стать профессиональным актером, но и людям, желающим научиться управлять эмоциями, быть коммуникабельными, харизматичными и успешными в жизни.
Элементы искусства перевоплощения
Чтобы по-настоящему перевоплотиться в своего персонажа, нужно знать и уметь многое. Константин Станиславский выделял две ключевых группы элементов актерского мастерства:
Первая группа: работа актера над собой. Элементы этой группы, представляют собой психофизические процессы, в которых участвуют воля, ум, эмоции, внешние и внутренние артистические данные актера. Все это названо Станиславским элементами творчества актера, к ним относятся: внимание, память, воображение, чувство правды, способность к общению, эмоциональная память, чувство ритма, техника речи, пластика.
Конечно, научиться всем элементам актерского мастерства сложно, и это могут осилить далеко не все. Фаина Раневская однажды сказала:
Получаю письма – ‘Помогите стать актером’. Отвечаю: ‘Бог поможет!’
Наверное, уповать на одного Бога тоже не стоит. Важно захотеть и много работать, а тем, кто старается, действительно, благоволит удача и высшие силы.
Хотите проверить свои знания?
Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
Тренинг и уроки актерского мастерства
Для того чтобы овладеть описанными выше качествами и техниками, составляющими искусство актерского мастерства, мы подготовили для вас ряд уроков.
Урок 1. Система Станиславского
Общепризнано, что система Константина Сергеевича Станиславского является ведущей системой подготовки актеров к исполнению роли. Этот урок представляет собой небольшой конспект по актерскому мастерству, из которого вы узнаете об основных элементах системы Станиславского, о том, на каких принципах она базируется, как актеру работать и над собой, и над ролью, чтобы достичь высот сценического мастерства. Также вы сможете понять, чем психотехника Станиславского отличается от биомеханики Мейерхольда, и можно ли совместно использовать техники обеих систем в своей актерской работе.
Урок 2. Профессиональные качества актера
Этот урок открывает направление «работы над собой» и посвящен тем профессиональных качествам, которыми должен обладать любой хороший актер. Эти качества подобраны с учетом принципов ведущих театральных школ Станиславского, Мейерхольда, Чехова и включают сценическое внимание, эмоциональную память, ораторское мастерство, творческое мышление, пластику. Конечно, в рамках одного урока невозможно рассказать, как развить в себе эти качества, поэтому мы подготовили лишь описание направлений развития и дали ссылки на полезные статьи, книги, уроки, а также наши онлайн-тренинги.
Урок 3. Управление эмоциями – ремесло актера
Второй урок о работе актера над собой посвящен умению «здесь и сейчас» показать нужную эмоцию. В данном занятии вы узнаете, как осуществляются эмоциональные процессы человека, и какие существуют базовые эмоции (радость, интерес, гнев, страх и другие). Для каждой эмоции подобраны рекомендации и упражнения, помогающие тренировать мимику, жесты, позу и другие репрезентативные элементы, которые помогают выразить эту эмоцию. Кроме того, вы узнаете про технику якорения, с помощью которой сможете быстро воспроизвести необходимое эмоциональное состояние в нужный момент.
Урок 4. Искусство переживания и искусство представления
Искусство переживания – умение вжиться в роль, понять характер, мысли, эмоции своего героя. Искусство переживания Станиславский считал одним из главных атрибутов правдивой игры, который позволяет актёру в процессе игры испытывать подлинные переживания, и это рождает жизнь образа на сцене. Рождение текста и действий «здесь и сейчас» невозможно только лишь за счет ремесла и репетиций. В роль нужно вжиться, нужно думать и чувствовать, как персонаж, поверив на какое-то время, что актер и является самим персонажем. В данном уроке вы узнаете, при помощи каких упражнений и техник можно развивать искусство переживания, которое дополнит ваш актерский арсенал.
Урок 5. Сценическая речь
Помимо прочих качеств актера, сценическая речь является очень полезным и востребованным навыком, которому посвящен отдельный урок нашего тренинга. В этом уроке вы узнаете, что такое сценическая речь, какими характеристиками она обладает, и как тренировать свою сценическую речь самостоятельно.
Как проходить занятия
Естественно, невозможно в полной мере освоить актерское искусство самостоятельно в домашних условиях, проходя лишь онлайн-занятия. Подборка уроков на нашем сайте подготовлена, во-первых, для общего ознакомления с основами искусства перевоплощения, во-вторых, для того, чтобы вы могли попробовать какие-то актерские упражнения и техники.
Такая апробация позволит понять, насколько легко вам даются сценические навыки, интересна ли для вас актерская профессия, и даже то, насколько хорошо вы знаете свой внутренний мир. Уроки, размещенные на нашем сайте, предназначены для детей, подростков и взрослых и, по сути, представляют собой бесплатные актерские курсы, которые можно проходить в режиме онлайн.
Время и режим занятий вы можете выбирать самостоятельно. Конечно, важно понимать, что чем больше и чаще вы работаете над собой и над своими ролями, тем больше вы будете узнавать, тем больше и лучше у вас будет получаться перевоплощение.
Также важно, чтобы вы нашли человека, который будет помогать вам, оценивать вас со стороны. Это может быть как профессиональный педагог, так и просто ваш знакомый-единомышленник. На крайний случай, вы можете использовать зеркало или видеокамеру, чтобы видеть себя со стороны и вносить коррективы собственными силами.
Дополнительные материалы
Помимо уроков в данном разделе, посвященном актерскому мастерству, вы сможете найти разнообразные дополнительные материалы: игры и упражнения, книги и учебники, тексты и статьи, видео, а также описание ведущих театральных вузов, школ и курсов.
Игры и упражнения
Тренинг на нашем сайте направлен, в первую очередь, на практическую сторону развития сценического мастерства, поэтому специальные игры и упражнения даны практически в каждом уроке.
Кроме того, на отдельной странице мы подобрали 10 наиболее интересных упражнений и игр для тренировки качеств актерского мастерства. Эти упражнения зачастую направлены на развитие не какого-то определенного профессионального качества, а помогают отшлифовать целый набор умений и навыков, которые могут быть полезны для перевоплощения в роль. Многие из этих упражнений применяли ведущие мировые актеры для развития своего актерского таланта.
Ведущие театральные школы и педагоги
На данной странице будут рассмотрены ключевые педагоги, которые создали ведущие актерские школы. Среди них можно выделить таких деятелей театрального мастерства, как Станиславский, Мейерхольд, Чехов и Немирович-Данченко.
Владимир Иванович Немирович-Данченко (1858-1943)– российский и советский театральный педагог, режиссёр, писатель и театральный деятель. Для развития актерского мастерства можно использовать разработанную Немировичем-Данченко концепцию о системе «трех восприятий»: социального, психологического и театрального. Каждое из видов восприятия должно быть важно для актера, а их синтез является основой театрального мастерства. Подход Немировича-Данченко помогает актерам создать яркие социально насыщенные образы, которые соответствуют сверхзадаче всего спектакля.
Книги и учебники
Театральному и сценическому мастерству посвящено множество книг и учебников. Чтобы вам проще было ориентироваться в этом многообразии актерской литературы, мы создали специальный книжный раздел, где будем рассказывать про наиболее интересные, а главное, полезные издания для обучения актеров.
Статьи и тексты
Видео
Кроме того, мастер-классы состоявшихся актеров помогут вам получить практические советы о мастерстве перевоплощения. Видеоматериалы используются и в уроках. Видеоролики, которые не связаны с темами занятий нашего тренинга, но все-таки заслуживают вашего внимания, собраны на отдельной странице.
Тренинги
Также обратите внимание на наши бесплатные онлайн-тренинги, которые могут быть полезны при освоении сценического мастерства:
Если вы считаете, что можете попробовать себя в искусстве перевоплощения, и вам пока не обязательно ехать в Москву, Санкт-Петербург, Киев, Минск или другой крупный город и поступать в ГИТИС, ВГИК или Щепкинское училище, вы можете попробовать освоить наши уроки.
Цитаты известных людей об актерском мастерстве
В заключение вводного урока предлагаем прочитать несколько вдохновляющих цитат известных людей об актерском мастерстве:
Актер – нечто меньшее, чем мужчина, актриса – нечто большее, чем женщина.
Ричард Бартон
Актерское искусство есть искусство выдавать секреты.
Эллен Баркин
Самых хороших и самых плохих актеров мы видим отнюдь не на сцене.
Ромен Роллан
На лицах актеров можно прочесть все не сыгранные ими роли.
Мечислав Шарган
Актер – это человек, который называет свой истинный возраст только в военное время.
Пол Виктор
Незанятые актеры как призраки, которые ищут тело, в которое они могли бы вселиться.
Гейл Годвин
Актеры как дети, им бы только поиграть.
Борис Крутиер
Лучше недоиграть, чем переиграть.
Мария Савина
Нет великих ролей. Просто одни роли немного длиннее других.
Лоуренс Оливье
Настоящий артист – всегда артист, даже на сцене.
Михаил Генин
На этом вводный урок окончен. Приглашаем вас перейти к основной части курса.
Желаем вам успехов в обучении актерскому мастерству!.
ЧАЙКОВСКИЙ НАРОДНЫЙ ТЕАТР ЮНОГО ЗРИТЕЛЯ
Этот материал можно отнести к категории конспектов. Составитель М. Корзун, худ. руководитель и режиссер театра, подготовила его для руководителей младшей и старшей студий.
Психотехника позволяет нам разобраться, откуда берутся чувства, эмоции, желания, как они работают и как ими управлять, и что такое вдохновение. Психофизический тренинг является неотъемлемой частью каждого урока по мастерству актера, даже если предстоит провести лекционное занятие.
Упражнения психофизического тренинга условно можно разделить по следующим направлениям (темам):
1) Освобождение от мышечных напряжений (от так называемых «зажимов»). Освобождение от телесных зажимов, согласно теоретическим положениям телесно- ориентированной психотерапии, это один из косвенных путей к освобождению от зажимов психологических, так как телесные порождаются психическими. Упражнения этой темы даются в начале любого занятия, это так называемые «разогревающие процедуры».
2) Внимание. В этой теме содержатся упражнения на сосредоточение внимания (на «здесь и сейчас»), переключение внимания, привлечение внимания к себе и т.д.
3) Воображение и фантазирование, которые являются необходимым звеном творческого поиска, наполняют сходные движения человека разнообразным и, главное, осмысленным содержанием.
4) Собственно общение и взаимодействие с проработкой невербальных средств общения (интонаций, мимики, движений и т.п.) и его содержания (контекста, подтекста, атмосферы).
Необходимо специально оговориться, что такое разбиение на темы имеет целью только обозначение направлений работы и является достаточно условным, так как большинство упражнений (кроме части разогревающих процедур) охватывает сразу несколько тем. Упражнения по мере их освоения, а также в зависимости от контекста, наполняются новым содержанием.
Мышечная свобода и внимание находятся в тесной зависимости друг от друга. Если мы по-настоящему сосредоточены на каком-то объекте и одновременно отвлечены от других, мы непременно свободны. С другой стороны, отсутствие мышечной свободы не даст нам возможности полностью сосредоточить свое внимание на нужном объекте. Таким образом, внимание и мышечная свобода, тесно переплетаясь, сопровождают процесс сценического действия и являются необходимым условием актерского творчества. Поэтому, упражнения на внимание и мышечную свободу можно объединять.
Упражнения на напряжения и расслабления мышц нужно продолжать до тех пор, пока учащиеся не научатся по требованию педагога моментально напрягать и освобождать любую мышцу. Но создание «контролера» (способности механически находить и убирать излишнее напряжение) возможно только при длительной и кропотливой работе. На начальной стадии необходимо помочь учащимся научиться определять, где у них излишнее напряжение, убирать его, оставляя напряжения столько, сколько нужно для данной позы или действия.
Освободиться от зажимов учащимся помогают такие упражнения, как РАССЛАБЛЕНИЕ ПО СЧЕТУ, НАПРЯЖЕНИЕ – РАССЛАБЛЕНИЕ, ПЕРЕКАТ НАПРЯЖЕНИЯ, УПОР, ЗАЖИМЫ ПО КРУГУ, ОГОНЬ – ЛЕД, РТУТЬ, РАСТЕМ, ПОТЯНУЛИСЬ – СЛОМАЛИСЬ, ПЛАСТИЛИНОВЫЕ КУКЛЫ, СПАГЕТТИ, МАРИОНЕТКИ (ПОДВЕСКИ). Описание всех упражнений дается на отдельной странице.
Будущие актеры должны овладеть умением, сосредотачиваться на чем-то (на объекте) и отключать все мешающее, научиться по своей воле, переносить внимание с предмета на предмет (с объекта на объект). Другими словами – развить у себя управляемое внимание, гибкое и послушное, цепкое и активное. Внимание, способное переключаться в нужный момент с одного объекта на другой.
Внимание, мышечная свобода, воображение, вера в предлагаемые обстоятельства – являются основой творческой импровизации. Внимание, воображение, оценку предлагаемых обстоятельств еще называют элементами органического действия. Все они неразрывно связаны между собой. С утратой одного из них теряются и все остальные. Если внимание актера рассеялось, то и воображение перестает работать. А как только замолкает воображение, становится невозможной и оценка предлагаемых обстоятельств. И наоборот, «зацепившись» за любой из элементов, мы вызываем и все остальные. Спросив себя, «а что если бы…», мы вызываем и внимание к предлагаемым обстоятельствам, и их оценку.
Внимание, сосредоточенное на каком-то сценическом предмете, непременно приводит к оценке этого предмета, его качеств, всего, что вы должны с ним сделать в данных условиях, которые вы тоже начинаете воспринимать и оценивать.
Развитию навыков собранности, сосредоточенности помогут, например, такие упражнения: СЛУШАЕМ ТИШИНУ, ОСЕЛ, ВОПРОС – ОТВЕТ, ДЕСЯТЬ СЕКУНД,
ПЕЧАТНАЯ МАШИНКА, «ДА» И «НЕТ» НЕ ГОВОРИТЬ, ЭСТАФЕТА, ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ.
Принципиально важным является то, что практически с самого начала обучения актерскому мастерству необходимо обратить пристальное внимание на выработку у начинающих «чувства локтя». Упражнения по наработке коллективного «чувства локтя» у начинающих обучение актерскому мастерству целесообразны и при дальнейшей работе, как средство собрать внимание, мобилизовать группу перед началом занятия, репетиции. К этой группе упражнений относятся: СТУЛЬЯ, ВСТАТЬ ПО ПАЛЬЦАМ, ЯПОНСКАЯ МАШИНКА, РУЛЕТКА, ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА, РУКИ-НОГИ, РИТМЫ, ОРКЕСТР, ПЕРЕДАЧА ПОЗЫ, БЫК И КОВБОЙ.
Воображение и фантазию развивают следующие упражнения: ПУТЕШЕСТВИЕ КАРТИНЫ, СКУЛЬПТОР И ГЛИНА, КОГО ЖЕ ВЫБРАТЬ, НЕ ОЧЕНЬ РЕАЛЬНЫЙ ПРЕДМЕТ, РЯДОМ С ХУДОЖНИКОМ, ОБРАЗЫ ИДЕЙ, МЕТАФОРЫ, СИНТЕЗ.
Выполняя цепь сценических задач и действуя таким образом по отношению к партнеру, актер неизбежно и сам подвергается воздействию со стороны партнера. В результате возникает взаимодействие, борьба. Актер должен уметь общаться. Это не так просто. Для этого он должен научиться не только действовать, но и воспринимать действия партнера, ставить себя в зависимость от партнера, быть чутким, податливым и отзывчивым по отношению ко всему, что исходит от партнера, подставлять себя под его воздействие и радоваться всякого рода неожиданностям, неизбежно возникающим при наличии настоящего общения.
В чем проявляется общение? Во взаимозависимости приспособлений. Сценическое общение налицо тогда, когда едва заметное изменение в интонации одного вызывает соответствующее изменение в интонации другого. При наличии общения реплики двух актеров музыкально между собой связаны: раз один сказал так, другой ответил непременно этак, и никак не иначе. То же самое относится и к мимике. Чуть заметное изменение в лице одного влечет за собой ответное изменение в лице другого.
Искусственно, внешним путем, этой взаимозависимости сценических красок добиться невозможно. К этому можно прийти только изнутри, путем подлинного внимания и органического действия со стороны обоих. Если нарушена органика поведения хотя бы одним из партнеров, общения уже нет.
Навыки взаимосвязи и взаимодействия хорошо тренируются упражнениями на парные физические действия: СОГЛАСОВАННЫЕ ДЕЙСТВИЯ, ТЕНЬ, ЗЕРКАЛО, ПРЕДМЕТ ПО КРУГУ, ФРАЗА ПО КРУГУ, ПРИСЛУШИВАНИЕ, ПРИГЛЯДЫВАНИЕ – 1 и 2, СИАМСКИЕ БЛИЗНЕЦЫ, РАЗГОВОР ЧЕРЕЗ СТЕКЛО. Упражнения на бессловесное общение: ВСТРЕЧА, ЦЕПОЧКА, БЕГ В РЕЗИНКЕ, МАШИНА.
Для актера очень важно, чтобы его лицо было выразительным. Если человек владеет мимикой, хорошо выражает свои эмоции на лице, то и партнеру легче с ним общаться и зрителю легче понять сцену. Кроме комплекса упражнений на тренировку мимических мышц лица полезно в тренинг включить упражнение ДЕСЯТЬ МАСОК.
Каждое действие человека имеет конкретную цель (пусть не всегда осознанную) и его можно разложить на составные действия более мелкого объема. Мельчайшими составляющими действия являются оценка, пристройка и воздействие (мобилизация).
На первых порах проще овладеть оценкой в делах, требующих срочных, простых физических действий (выключить чайник, открыть, схватить, бежать, прятаться и т.д.)
Упражнения на оценку:
ТРИ ДЕЛА ОДНОВРЕМЕННО. Например: собираться в поход, следить за готовящейся пищей, говорить по телефону. Если получится добиться того, чтобы все три дела были для учащегося достаточно важны (не отмахивается ни от одного) оценки возникнут сами.
ПУЛЕМЕТНАЯ ОЧЕРЕДЬ ОЦЕНОК. На любое слово партнера, на любой предмет учащийся должен сделать ряд оценок с общим подтекстом «не может быть!», «неужели!».
В процессе выполнения различных упражнений тренинга педагог постоянно следит за тем, чтобы учащиеся не забывали об оценке.
Прежде всего пристройки могут быть разделены на две группы: пристройка для воздействия на неодушевленные предметы, и пристройка для воздействия на партнера. Пристраиваясь к воздействию на живого человека, мы вынуждены исходить из своих субъективных представлений о его свойствах и качествах. Причем главную роль здесь играет представление действующего о соотношении сил своих и партнера.
Пристройки для воздействия на живого человека можно разделить на группы: «пристройки сверху», «пристройки снизу» и промежуточная группа пристроек – «наравне».
Пристройки «снизу» и «сверху» отличаются друг от друга не только по своему психическому содержанию, но и с внешней мускульной стороны. Мускульная мобилизация пристройки «сверху» противоположна мускульной мобилизации пристройки «снизу». Пристраивающийся «снизу» тянется к партнеру, он готовится получить просимое так, чтобы как можно меньше затруднять партнера, он вынужден ждать и в полной готовности воспринимать любую реакцию партнера… В каждое мгновение он готов к ответу. Пристройку «сверху», наоборот характеризует тенденция быть выше партнера…выпрямить позвоночник. То есть откинуться от партнера.
Пристройки обладают чрезвычайной выразительностью именно потому, что они непроизвольны. Они автоматически, рефлекторно отражают то, что делается в душе человека: и его душевное состояние, и его отношение к партнеру, и его представление о себе, и степень его заинтересованности в цели.
При выборе упражнений следует добиваться реальной занятости внимания учащихся каким-либо делом, например:
ВХОД В ПРИСТРОЙКЕ. Учащийся должен войти в помещение, используя различные виды «входов».
ЦАРЬ ГОРЫ. Один из учащихся отвечает на все реплики партнеров в пристройке «сверху». Если другому учащемуся удается «скинуть его с горы», то он сам забирается на гору.
ДЕТСКИЕ СТИХИ. Выберите несколько детских стихов (например, Барто, Михалков, Чуковский и т. д.) Учащиеся должны исполнить их от лица какого-либо персонажа с определенной пристройкой к слушателям.
Такие характеристики действия, как темп и ритм (темпо-ритм) отрабатываются в упражнениях ПОВТОРЯЙ ЗА МНОЙ, РИТМ – РИТМ, ПЯТЬ СКОРОСТЕЙ и др.
Органическое действие актера подчинено законам жизненного действия. Без познания законов жизненного действия (это одна из задач психофизического тренинга) невозможно освоить сценическое действие. В рамках психофизического тренинга, педагог по мастерству актера, решая задачи определенные изучаемой темой, (например, психологический жест) выбирает упражнения и наполняет их содержанием с учетом индивидуальных способностей учащихся, и степени освоения учащимися предыдущих тем, и своего видения той стадии, на которой учащиеся находятся в данный момент на пути к конечному результату. Нет в психофизическом тренинге актера стандартного набора и стандартной последовательности отрабатываемых элементов, которые гарантировали бы заданный результат. Помощники педагога – его интуиция, творческий и педагогический опыт.