Активность учащихся при опросе что можно писать
Система опроса учащихся на уроке по ФГОС
Описание презентации по отдельным слайдам:
Система опроса учащихся на уроке в условиях ФГОС
Опрос является важным составляющим компонентом урока, позволяя систематически проводить текущий контроль, качественно оценивать усвоение материала. На уроке опрос является одним из видов самостоятельной работы обучающихся, способствующих развитию их самостоятельности и закреплению знаний. Выделяют более 30 приемов опроса.
Активные методы опроса на уроках в начальной школе 1. Базовый лист. В листе перечислены базовые вопросы, ответы на которые должен знать каждый ученик по данной теме. В старших классах лист «двухэтажный», так как после обязательного минимума следуют вопросы повышенной сложности. Базовый лист создается заранее, до объяснения новой темы. По мере объяснений и работы на уроках, учащиеся составляют ответы на вопросы. Опрос по базовым листам удобно проводить во время завершающего практического урока по теме. Это может быть как фронтальный, так и индивидуальный опрос.
Опрос по цепочке используется, когда нужно дать развернутый ответ. Эффективен при закреплении новой темы. Один ученик начинает отвечать — другие дополняют. 3.Взаимоопрос — один из самых сложноконтролируемых. Однако именно такой вид опроса лучше всего отвечает нормативам ФГОС. Учащиеся работают в парах, опрашивая друг друга по заранее составленным вопросам и выставляя оценки по заранее определенным критериям.
Островки. Ученику предлагается текст, например, определения термина. Но часть текста закрыта листом с вырезанными окошками, сквозь которые видны лишь отдельные слова. По ним ученик должен восстановить или пересказать близко к тексту само правило или определение.
Подбери пару. Ученику предлагается лист, разделенный на две части. В одной из них — вопросы по теме, в другой части листа — ответы. Задача: подобрать правильный ответ для каждого вопроса. Этот опрос можно проводить и используя ИКТ.
Опрос с отсроченной реакцией. При этом после вопроса выдерживается пауза в течение 30-40 секунд. Это позволяет отвечать не только тем, кто быстро соображает. Отсроченная реакция помогает привлечь к работе и менее энергичных учащихся, которые при обычном опросе занимают пассивную позицию
Буквенный диктант. Один из вариантов комбинированного опроса. Учитель зачитывает вопросы, учащиеся записывают лишь первые буквы ответов. Из этих букв потом складывается ответ на главный, ключевой вопрос.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-460164
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Чем заняться с детьми в новогодние праздники в Москве
Время чтения: 4 минуты
Путин призвал повышать уровень общей подготовки в колледжах
Время чтения: 1 минута
При детском омбудсмене в России создадут платформу для взаимодействия с родителями
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
30 способов проведения опроса на уроке
Со временем у каждого учителя в его методической копилке накапливаются самые разнообразные приемы опроса. Предлагаем ознакомиться с некоторыми, наиболее популярными способами проведения опроса на уроке.
1. Базовый лист. В листе перечислены базовые вопросы, ответы на которые должен знать каждый ученик по данной теме. В старших классах лист «двухэтажный», так как после обязательного минимума следуют вопросы повышенной сложности.
Базовый лист создается заранее, до объяснения новой темы. По мере объяснений и работы на уроках, учащиеся составляют ответы на вопросы. Опрос по базовым листам удобно проводить во время завершающего практического урока по теме. Это может быть как фронтальный, так и индивидуальный опрос.
2. Опрос по цепочке используется, когда нужно дать развернутый ответ. Эффективен при закреплении новой темы. Один ученик начинает отвечать — другие дополняют.
3. Программируемый опрос. Проводится на этапе закрепления новой темы или во время проверки домашнего задания. Учащиеся должны выбрать один верный ответ из нескольких вариантов. При этом важно обосновать свой выбор. Для мотивации или чтобы побудить к дискуссии, учитель может защищать неверный ответ.
4. Магнитофонный опрос. Ответ ученика записывается, потом ему дают послушать. В этом и заключается цель — дать послушать себя со стороны. Прием используется для развития устной речи, при обучении навыкам логического изложения.
5. Взаимоопрос — один из самых сложноконтролируемых. Однако именно такой вид опроса лучше всего отвечает нормативам ФГОС. Учащиеся работают в парах, опрашивая друг друга по заранее составленным вопросам и выставляя оценки по заранее определенным критериям. Читайте статью Взаимоконтроль и взаимопроверка на уроке: правила проведения.
6. Опрос с отсроченной реакцией. При этом после вопроса выдерживается пауза в течение 30-40 секунд. Это позволяет отвечать не только тем, кто быстро соображает. Отсроченная реакция помогает привлечь к работе и менее энергичных учащихся, которые при обычном опросе занимают пассивную позицию.
7. Щадящий опрос. Класс делится на две группы или по вариантам. Учитель задает вопрос — ученики первой группы отвечают на него, сообщая свои ответы друг другу «по цепочке». Затем на вопрос отвечает кто-то из учащихся или сам учитель. После этого ученики из первой группы ставят своим товарищам + или —.
Достаточно десяти вопросов. Такой прием предполагает, что каждый ученик не только ответит минимум на пять вопросов, но и выслушает ответы на остальные пять.
8. Индивидуальный опрос, или опрос у доски — эффективный прием для развития устной речи. Предполагает обстоятельный опрос одного ученика, максимально глубокую оценку его знаний и умений.
9. Пресс-конференция — еще одна разновидность индивидуального опроса. Но в роли опрашивающих выступают сами ученики. Они заранее составляют вопросы по теме. Во время урока вызывается один ученик, который будет играть роль интервьюируемого. Остальные выступают в роли журналистов и опрашивают ученика.
10. Опрос по видеоролику или анимации. Демонстрируется видео или анимационный ряд, подобранный учителем по теме. Но звук у ролика выключен. Ученик должен прокомментировать увиденное. Например, на уроке физики можно показать, как проводится тот или иной опыт. Ученик должен в объяснить: какие физические законы работали в данном примере.
11. Шапка вопросов. Суть приема в том, что учащиеся учатся сами составлять вопросы. Учитель предлагает три шапки. В первую складываются вопросы по тексту учебника. Например, если это урок литературы — то вопросы по тексту произведения.
Во вторую шапку идут вопросы оценочные, начинающиеся со слов: «Я считаю, что…, а ты как думаешь?» Эта шапка тоже важна, так как учит оценочным суждениям.
Например, на уроке истории сюда попадут вопросы, касающиеся оценки того или иного события.
В третью шапку собираются вопросы, на которые ученик и сам затрудняется ответить или вовсе не знает ответа. Это позволяет учащимся самостоятельно оценить свой уровень подготовки и стимулирует к расширению кругозора.
Кстати, вопросы из шапок потом можно использовать при взаимоопросах или фронтальных проверках.
12. ПОПС-формула. Строится на следующем:
Это прием творческого опроса, который, однако, учит лаконичности и развивает навыки логического мышления.
Как применять? Учитель задает вопрос. Учащиеся подготавливают ответы по формуле, используя следующие предложения:
П — » Я могу доказать это на примере. «
С — «Поэтому я делаю вывод, что…»
Читайте подробнее о ПОПС-формуле.
13. Островки. Ученику предлагается текст, например, определения термина. Но часть текста закрыта листом с вырезанными окошками, сквозь которые видны лишь отдельные слова. По ним ученик должен восстановить или пересказать близко к тексту само правило или определение.
14. Трафарет. На большом листе расчерчиваются квадраты. В каждый вписывается одно слово: по изучаемой теме и «лишние». Затем ученику предлагается выбрать из всех слов только те, которые являются ответами на поставленный вопрос. Если опросный лист сделать бумажным, то ученику предлагается отметить (закрасить) правильные ответы.
Проверка проста. На основной лист накладывается трафарет, в котором вырезаны окошки для правильных ответов.
Сейчас такой трафарет можно сделать в программе PowerPoint, что облегчает задачу. Читайте Как сделать трафарет в презентациях.
Пример: На основном листе написаны имена всех героев романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Но есть и имена героев и из других его произведений. Вопрос: Отметьте всех героев романа «Евгений Онегин».
15. Аукцион. Задается тема аукциона, например, «Страны Африки». Учащиеся называют страны, каждый — по одной стране. Оценку (или поощрение, плюсик, зачет, конфетку) получает лишь тот, кто назовет страну последним.
Этот прием опроса позволяет в считанные минуты освежить базовые знания по теме. Его с успехом можно использовать для закрепления материала по уроку или для обобщения больших тем.
16. Подбери пару. Ученику предлагается лист, разделенный на две части. В одной из них — вопросы по теме, в другой части листа — ответы. Задача: подобрать правильный ответ для каждого вопроса.
Этот опрос можно проводить и используя ИКТ.
17. Брейн-ринг. Подготавливаются вопросы, требующие лаконичных ответов или на которые можно ответить однозначно «да» или «нет».
Побеждает в ринге тот, кто сумеет безошибочно ответить подряд на 5 вопросов ведущего. Вместо вопросов можно использовать примеры устного счета, мини-задачи и пр.
18. Хлопни в ладоши. Прием прост в применении и используется, когда нужно проверить базовые знания по теме. Учитель перечисляет термины, имена, названия и т.д. — то, что связано с темой. Задача учеников — хлопнуть в ладоши, когда произносится верный ответ.
Например, на уроке истории учитель перечисляет имена исторических деятелей. Вопрос: Перечислите главных героев Петровской эпохи.
19. Разминка. Проводится в начале урока и позволяет не только освежить в памяти пройденные темы, но и подготовить учащихся к восприятию нового материала. Для разминки подбираются базовые вопросы, требующие лаконичных ответов. Проводится в быстром темпе.
Важно! Не стоит фиксировать внимание на неправильных ответах. Разминка проводится в начале урока, а потому важно сохранять позитивный настрой.
Для более успешного и эффективного опроса во время разминки можно использовать слайды или видеоряд.
20. «Угадай-ка«. Принцип ее знаком каждому, но данная игра позволяет не только проверить знания учащихся по теме, но и акцентировать внимание на построении логических цепочек.
Учитель задумывает слово. Например, известная историческая личность. Учащиеся задают вопросы, на которые можно отвечать только «Да» или «Нет».
Пример использования: загадан император Николай II.
Это русский царь? — Да.
Он из династии Романовых? — Да.
Он жил в XVIII веке? — Нет.
И так далее, пока не будет отгадано слово.
Этот прием опроса можно проводить на стадии введения в урок, повторяя основные понятия пройденной темы.
Вариация этой игры: ученик выходит к доске. За его спиной на экране выводится загаданное слово. Теперь этот ученик задает вопросы, а класс отвечает.
21. Телеграф — это прием письменного опроса. Учитель подготавливает карточки с текстом, в котором слова состоят только из согласных. Задача учащихся — восстановить все слова. Прием эффективен, когда нужно опросить знание базовых терминов, понятий, формулировок.
22. Все наоборот. Интеллектуальный игровой прием, позволяющий провести опрос в занимательной форме. Суть в том, что учитель называет слова, а учащиеся должны назвать слово, противоположное по значению. Этот прием давно известен учителям русского языка, которые практикуют его при изучении антонимов.
Но прием можно разнообразить, зашифровав целую фразу. Можно использовать не только антонимы, а слова из того же логического ряда. Разгадав фразу, учащиеся получат ответ на поставленный вопрос.
Например, вопрос: Назовите произведения Ж. Верна.
Фразы «Отцы майора Васильева», «Мистический материк», «Восьмилетний штурман» и т.д.
23. Верно-неверно. Суть опроса заключается в том, что из предложенных учителем выражений учащиеся выбирают лишь правильные. Очень эффективный прием при проверке домашнего задания или при повторении пройденного материала.
24. Экспресс-тестирование. Вопросы тестов с вариантами ответов выводятся на экране (или зачитываются учителем устно). Учащиеся на отдельных листочках решают тесты. Вопросов не стоит выбирать много. Для экспресс-теста достаточно 5-6 вопросов по теме. В конце можно вывести на экран варианты правильных ответов, — учащиеся самостоятельно проверяют свои работы, либо используют прием взаимопроверки.
Этот прием часто используется на этапе введения в урок или при проверке домашнего задания. Так же можно быстро проверить знание базовых понятий по пройденной теме.
25. Тысяча примеров. Прием используется для проверки практических навыков. Это форма устного фронтального опроса, который позволяет за короткое время оценить, насколько верно учащиеся могут связывать изученную теорию с практикой.
Суть приема: дается понятие, определение, дата, название. Учащиеся должны привести примеры, раскрывающие смысл.
Например, на уроке химии задается вопрос «Применение железа». Учащиеся не просто отвечают «в производстве», а приводят конкретные примеры.
26. Почини цепочку. На экран выводятся предложения. Задача учащихся: составить логическую цепочку. Предложения можно заменить картинками.
Например, на уроке биологии нужно восстановить цикл произрастания дерева из семени.
Такой опрос позволяет не только проверить знание основных понятий, но и умение составлять логически последовательные циклы.
27. Буквенный диктант. Один из вариантов комбинированного опроса. Учитель зачитывает вопросы, учащиеся записывают лишь первые буквы ответов. Из этих букв потом складывается ответ на главный, ключевой вопрос.
28. Тренировочная контрольная работа. Работа проводится как обычная контрольная, но оценки за нее идут в журнал лишь по желанию учащегося. Задания для такой контрольной нужно выбирать такие, которые будут максимально похожими на задания в основной контрольной. Это позволяет не только проверить знания учащихся, но и выявить пробелы.
29. Релейная контрольная работа — еще один вариант письменного опроса. Задания для нее подбираются из уже пройденного материала, те, что дети уже выполняли. Чаще всего берутся из учебника, из пройденных и выполненных упражнения. Цель двоякая: и выяснить, насколько дети уяснили пройденный материал, и не создается напряженная обстановка, потому что дети по умолчанию уже знакомы с заданиями. Стоит заметить, что после проведения такого опроса к выполнению домашнего задания дети стали относится намного внимательнее.
30. Азбука. Учитель называет одну букву. Учащиеся должны подобрать как можно больше слов, начинающихся на эту букву. Все слова и понятия должны перекликаться с темой урока.
Такой опрос помогает не только проверить знания учащихся в активной форме, но и повторить пройденный материал. Прием удобно использовать в начале урока, при введении в новую тему или про проверке домашнего задания.
Выбирая тот или иной прием, следует помнить о цели опроса, о том, какое время вы планируете отвести для него.
Мы перечислили лишь 30 способов проведения опроса на уроках. А какие приемы используете вы?
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Формы и методы опроса как средство повышения качества знаний учащихся
Предназначение школы – передавать подрастающим поколениям все наиболее ценные, стабильные знания и опыт, накопленные предыдущими поколениями, и воспитывать граждан, способных к дальнейшему развитию общества. Исходя из данной трактовки предназначения школы, можно выделить три важнейших направления работы педагогов.
Первое – интеллектуальное развитие детей. Второе – социальное развитие учащихся.
Третье – эмоциональное творческое развитие учащихся.
Строя урок, я стараюсь определить не только какие знания должны быть усвоены, но и на каком уровне они должны быть усвоены на уроке: на уровне восприятия, осмысления и запоминания; на уровне применения знаний по образцу; на уровне применения знаний в новой ситуации.
Но одним из основных требований к уроку является научность, творческий подход к каждому уроку. Существенной стороной урока является индивидуализация обучения, грамотный подход к каждому ученику. Я пытаюсь организовать процесс обучения таким образом, чтобы каждое усилие по овладению знаниями протекало в условиях развития познавательных способностей учащихся, формированию у них таких основных приемов умственной деятельности, как анализ, синтез, обобщение, сравнение; пытаюсь учить самостоятельно работать, высказывать и проверять предложения, догадки; уметь делать обобщение изучаемых факторов, творчески применять знания в новых ситуациях.
Работа будет творческой, когда в ней проявляются собственный замысел учащихся, ставятся новые задачи и самостоятельно решаются при помощи приобретаемых знаний.
Знания, умения и навыки проверяются на разных этапах учебного процесса – это основные средства, с помощью которых устанавливается, как учащийся усваивает программный материал, продвигается в своем развитии.
На каждом этапе проверка выполняет различные функции. В начале изучения нового материала проверяются знания опорных представлений и понятии для уточнения и углубления их с целью подготовки учащихся к усвоению нового материала.
В ходе самого процесса обучения знания проверяются для того, чтобы определить их уровень, эффективность процесса обучения, обнаружить пробелы в восприятии и осознании, осмыслении и запоминании, обобщении и систематизации знаний и действий, применения их на практике, а также, соответственно, корректировать деятельность учащихся и способы руководства этой деятельностью. При этом получаем обратную информацию о ходе процесса усвоения знаний и его результатах и соответствующим образом вмешиваемся в процесс: даем индивидуальные задания учащимся, дополнительно объясняем, приводим вспомогательные примеры, в случае выявления ошибочных суждений сообщаем факты, противоречащие неверному суждению, помогаем выработать правильный способ рассуждений. После изучения соответствующего материала проверяется уровень усвоения, контролируется старательность, прилежание, внимательность. Выявление качества знаний, умений и навыков необходимо для решения вопроса о способах усовершенствования учебно-воспитательного процесса на уроке. Функции проверки в этом случае заключается в том, чтобы предупредить отставание и неуспеваемость отдельных учащихся, своевременно выявить пробелы в их знаниях и принять решение о способах и средствах ликвидации этих пробелов.
Опыт работы показал, что тематическая структура содержания образования и тематическое осуществление процесса обучения требует такого же тематического подхода к проверке к учету знаний.
Для осуществления такого подхода темы, рассчитанные на большое количество часов, предлагается разбить на отдельные под темы, а темы, рассчитанные на 1-2 урока объединить. При таком подходе освобождается время для проведения контроля знаний.
Важное место при тематическом контроле занимает вопрос о системе фиксации результатов проверки и оценки. Эта проверка осуществляется на отдельных уроках, зачетных занятиях, переводных или выпускных экзаменах.
В условиях беспрерывных изменений функций проверки знаний изменяется и характер методики проверки. Актуализируя отдельные представления и понятия, следует учитывать, что учащиеся должны припоминать фрагменты знаний, полученных ими давно, которые могут быть ими в значительной степени забыты. Такие знания часто бывают, неполными, неглубокими, неточными и схематичными. Поэтому такая проверка часто бывает коллективной, фронтальной, а знания проверяются фрагментарно. Наиболее целесообразная методика такой проверки – фронтальная беседа.
Проверка знаний очень важна для правильного управления процессом усвоения знаний учащимися. Она требует непрерывного получения информации о знаниях уч-ся и вмешательства учителя в этот процесс. Здесь важно быстро проверить качество усвоения учащимися знаний и своевременно реагировать на отклонения от нормального хода учения. Методика такой проверки – это беседа с учащимися, во время которой дети отчитываются о ходе работы и ее результатах, о том, как они выполняют те или иные задания, почему так, а не иначе, сокращенно воспроизводят приобретенные знания и показывают практически способы выполнения действий.
Главнейшее требование такой проверки – быстрота, точность, лаконичность ответов, массовость в получении результатов и своевременность сообщения их учителю.
В процессе поурочной проверки выявляется, как учащиеся усвоили формулировки понятий, законов, закономерностей, как осмыслили изучаемые явления и т.д.
Здесь можно применить и тестовую методику проверки знаний и контрольные работы, и устные формы опроса, групповую работу.
Проверку знаний, навыков и умений осуществляют так же после больших разделов или тем программы. Здесь проверяется качество усвоения учащимися системы знаний – понятий, законов, теорий – и умения применять их на практике в комплексе.
Для такой проверки нужно, чтобы учащиеся выполнили комплексные задания, включающие знания, умения и навыки целого раздела или нескольких разделов программы. Для этого учащимся предлагают обобщенные вопросы для устных или письменных ответов, задания для описания процессов, явлений, событий с соответствующими обобщениями и аргументацией, для применения знаний в стандартных или нестандартных условиях, в сложных комплексных задачах или практических заданиях.
Еще более обобщенными и универсальными должны быть вопросы и задания при проверке знаний, навыков и умений учащихся в конце учебного курса.
Основной задачей к проверке является определение качества усвоения знаний навыков и умений учащихся.
В процессе массовой проверки качества знаний, навыков и умений можно выделить задания следующих уровней их усвоения.
Первый, наиболее элементарный уровень направлен на проверку знаний учащихся фактического материала.
Второй, направлен на определение, как учащиеся могут воспроизводить формулировки понятий, законов, закономерностей и объяснить их сущность или раскрыть объективные связи и отношения между ними.
Третий уровень предусматривает выявление качества обобщений и систематизации знаний. На этом уровне учащиеся должны охарактеризовать определенное явление в широком плане, используя знания многих разделов программы.
Четвертый уровень направлен на проверку знаний умений учащихся применять знания, навыки и умения в стандартных условиях или в заранее заданной ситуации.
Пятый уровень требует творческих решений. На этом уровне учащиеся должны уметь применять знания навыки и умения в нестандартных условиях, без указания на материал и способы выполнения действий.
Определяя структуру урока контроля, целесообразно исходить из принципа постепенного нарастания уровня знаний, навыков, умений – от уровня осознания до реконструктивного и конструктивного. При таком подходе структура урока этого типа будет примерно следующей.
Мотивация учебной деятельности школьников и сообщение темы, цели и задач урока. Здесь возможен: 1) показ необходимости широкого и свободного использования в жизненных ситуациях приобретенных в школе знаний, навыков и умений; 2) сообщение о характере заданий на уроке, последовательности и способах их выполнения, оформления результатов самостоятельной работы.
Проверка знания учащимися фактического материала и умения раскрывать элементарные внешние связи в предметах и явлениях. Это – 1) устная фронтальная беседа; 2) устный индивидуальный опрос.
Проверка знаний учащимися основных понятий (законов) и умений объяснять их сущность, приводить наиболее убедительные аргументы к своим суждениям. Здесь возможна: 1) письменная работа (в течение 8-10 минут); 2) индивидуальный опрос.
Проверка глубины осмысления учащимися знаний в стандартных условиях. Может быть: 1) письменное решение задач; 2) выполнение самостоятельных, практических заданий по предметам, по готовым данным сформулированным вопросам.
Применение знаний в нестандартных условиях – это 1) выполнение комплексных творческих письменных работ, требующих переноса усвоенных знаний и способов выполнения действий в новые условия; 2) выполнение комплексных творческих практических заданий.
Планируя опрос учащихся нужно четко определить цель, содержание и методы проверки; наметить сроки; продумать план и содержания проверки; наметить сроки проведения.
Существующие формы контроля, такие как обзорный, предварительный, персональный, тематический, фронтальный и другие виды можно осуществлять различными методами это и устная проверка, письменная, графическая, комбинированная, тестирование, групповая работа, конструирование дидактических карточек, дидактических таблиц, пособий и другие.
Для контроля и оценки знаний учащихся стараюсь использовать зачетную систему.
Уроки делятся на несколько видов: лекции, практические занятия, семинары, консультации, зачетные уроки, конечно, подобное деление уроков весьма условно, но однако они удобны, т.к. при достаточно систематическом применении учащиеся уже по названию вида урока заранее знают, как будет на нем организована их деятельность и учащиеся психологически подготовлены к работе.
Изучение большой темы начинается с сообщения учащимися плана работы: количество уроков, краткое содержание, какие виды уроков будут применяться при изучении темы, на каких уроках будут проводиться промежуточные зачеты, указывается срок итогового зачета.
Это делается для того, чтобы подготовить учащихся к работе, сделать их активными участниками процесса обучения, приучает их к планированию своей деятельности, умению видеть конечную цель работы.
Учащимся дается долговременное домашнее задание, нацеленное на подготовку к зачету. Ребята обращаются к учителю, к консультанту в случае, если затрудняются решить ту или иную задачу. Для тех, кому это необходимо можно организовать индивидуальные консультации.
Кроме долговременного домашнего задания есть и текущее, которое проверяется на уроках. На протяжении всего зачетного периода на стендах вывешиваются задания к зачету; различные задачи, вопросы.
В конце изучения темы проводится зачет, в результате которого ученик получает итоговую отметку за тему. На зачет отводится 2 урока. Если к концу изучения темы все домашние задания и промежуточные зачетные работы у ученика оценены положительно, то получение оценки “3” обеспечивается автоматически. Чтобы получить оценки “4” и “5” нужно выполнить задания обязательного уровня и брать дополнительные задания для выполнения.
Предлагается другая форма зачета:
Перед зачетом проводится самостоятельная работа. В нее включаются типичные вопросы изученного материла и более сложные, требующие использования теории в нестандартной ситуации. Учащиеся, получившие за самостоятельную работу “отлично” помогают учителю проводить зачет. Учащиеся, сдавшие зачет на “отлично” освобождаются от контрольной работы.
Зачет состоит из теоретической и практической части.
Теоретическую часть – опрос производили помощники, отмечая результат в специальной карточке. На уроке сдается только практическая часть зачета. Каждому ученику дается карточка с обязательным и дополнительным заданием. Время на выполнение работы – 30 минут, на проверку– 10 минут, на подведение итогов – 5 минут. Класс разделен на 4-5 групп. Итоги подводят старшие группы.
Такая форма организации зачета дает всем равные возможности для достижения хороших результатов. “Сильные” уже на этапе самостоятельной работы могут показать высокий результат. Далее они продолжают закреплять полученные знания, работая со своими группами. Остальные учащиеся имеют возможность сдать зачеты на “отлично”. Обычно к контрольной работе подтягиваются и средние ученики, а “слабые” становятся более уверенными.
В 10-11-х классах можно проводить зачеты-экстерны. Ученик изучает темы самостоятельно. Сдают его обычно те, кто уверенно чувствует себя в знании предмета.
Для опроса учащихся можно использовать устные контрольные работы – устный счет. Цель этой работы не только проверить знания, но и еще раз отработать какие-то вопросы теории. Устная контрольная работа несколько отличается от традиционной. Здесь ученик как бы сам себя контролирует при помощи заданий учителя. Сам он делает выводы об уровне усвоения, учитель не видит его неудач. Поэтому устная контрольная работа чаще имеет обучающий характер. Ученик поставлен в ситуацию, когда он вынужден работать в темпе, заданном учителем, контролировать свои действия и использовать весь материал темы. Работа может занимать как часть урока, так и весь урок (в старших класса).
Задачи контрольной или зачетной работы должны быть составлены таким образом, чтобы не только проверить учебные задачи темы, но и развивающие и воспитательные задачи.
А это значит, что наряду с заданиями по проверке основных знаний и учебных умений, должны быть творческие задания, задания требующие применения изученного материала в практических жизненных ситуациях.
Для проверки знаний также используются контрольные тест анализы. Тест позволяет провести более широкий и более глубокий контроль за усвоением материала на ту или иную тему или по ряду тем. Это особенно важно в тех случаях, когда необходимо выявить “потолок” знаний в группе учащихся, определить в них лидеров и отстающих. Как правило тест из 8-12 вопросов дается на 10-15 минут.
Выигрыш во времени позволяет проводить контроль знаний постоянно, почти на каждом уроке, и кроме того дает возможность повторить те разделы, которые усвоены не очень хорошо.
После этого можно провести “реабилитирующий тест” для тех, кто не справился с первым. Более интенсивная работа при тестировании и ее игровой характер достаточно сильно повышают заинтересованность учащихся в хорошем результате.
Все это направлено на то, чтобы на своих уроках активизировать личность ученика, приложить все усилия к тому, чтобы работа была творческой, чтобы ребятам было интересно на уроке, чтобы как можно больше полезного они вынесли с каждого урока, чтобы каждый урок был, творческим процессом, процессом содружества ученика и учителя.