Александритовое стекло что это
Как отличить александрит от подделки в домашних условиях 🔎
Этот самоцвет, вместе с бриллиантом, изумрудом, сапфиром и рубином, составляет пятерку самых дорогих. Он же – редчайший среди них, поэтому подделок достаточно. Отличить натуральный камень александрит от искусственного можно самостоятельно.
Александрит
Как выглядит камень
Александрит – это хризоберилл с добавкой хрома и ванадия. Качественный камень прозрачен, насыщенного цвета.
Такие экземпляры уникальны, чаще попадаются малопрозрачные, замутненные кристаллы.
Распространен голубовато-зеленый самоцвет, реже встречаются оливковые, с оттенками от желтого до коричневого экземпляры.
Особенности александрита – плеохроизм и три обязательных цвета: зеленый, темно-красный, желтый с оранжеватостью. Их могут дополнять синий или сиреневый.
О нем говорят, что днем это изумруд, а вечером рубин. При разном освещении выглядит по-разному: днем чистая зелень либо с синеватостью или желтизной. В искусственном свете становится красным либо с оранжеватыми или пурпурными оттенками. Это свойство называется плеохроизмом или цветовым реверсом.
Свойство изменять цвет в зависимости от освещения получило также название александритового эффекта.
Свойство | Описание |
---|---|
Формула | Al2BeO4 |
Цвет | При дневном свете: тёмно-сине-зелёный, голубовато-зелёный, тёмно-травяно-зелёный, оливково-зелёный. При вечернем или искусственном свете: розово-малиновый, красно-фиолетовый, пурпурный. |
Блеск | Стеклянный |
Прозрачность | Прозрачный, полупрозрачный |
Твердость | 8,5 |
Спайность | Несовершенная |
Излом | Раковистый |
Плотность | 3,5-3,84 г/см³ |
Что учитывают, покупая самоцвет
Александриты мелки, до 2-3 карат. Уникумы крупнее пяти карат занесены в каталоги. Все экземпляры снабжаются сертификатом (актом геммологической экспертизы), подтверждающим натуральность. Если документа нет, – оригинал от подделки отличать не требуется, все и так понятно. Однако проверки требует и сам документ: подлинность устанавливают, связавшись с организацией, выдавшей его. Информацию о выданных сертификатах размещают на официальных сайтах компаний.
Настоящий александрит
Настоящий александрит есть в дореволюционных отечественных драгоценностях. Советские украшения содержат искусственные вставки.
Что предлагают вместо александрита
Под видом минерала предлагают заменители разного вида и происхождения:
Только стекло считается подделкой. Первые два – имитации александрита, поскольку копируют характеристики или являются природными минералами.
Синтетическая имитация
Получить искусственный аналог можно двумя способами: вырастить с нуля в лаборатории (самый дешевый – гидротермальный метод) или обогатить хромом и ванадием минерал классом ниже.
Виды александрита
Выращивать кристаллы научились сто лет назад (метод Чохральского). Первый искусственный александрит получили американцы из соединений лития. Советский Союз синтезировал его через девять лет, в 1973 году.
Корунд. Лучшая имитация. Спектр содержит три цвета, поэтому по основным характеристикам камни не сильно отличаются от оригинала. Из них сделаны «александритовые» вставки украшений времен СССР. В США искусственные кристаллы, произведенные в России, реализуются как натуральные африканские, бразильские, цейлонские.
Натуральные самоцветы
Для имитации берут драгоценные камни классом ниже с похожими свойствами. Популярные «исходники» – турмалин, рубин, андалузит, циркон. Редко используются пиропы и гранаты.
Гарантированно различить рубин и природный александрит можно после изучения материала под микроскопом: твердость, цвет, другие характеристики схожи. Сложно опознать зеленый андалузит, но это редкий камень, поэтому как имитация почти не используется.
Стекло
Дешевый вариант подделки дорогих камней. Ювелирное стекло обогащают хромом, реже применяется хрусталь (кристаллы Swarovski).
Вставки используются в бижутерии.
Как установить происхождение кристалла
Если самоцвет не снабжен документом, это не александрит. В этом случае стоит разобраться, какой вид искусственного камня выбран для изделия. Установить происхождение помогают свойства александрита: набор цветов, плеохроизм, равнодушие к ультрафиолету (самоцвет иногда чуть флюоресцирует красным), слабая реакция на магниты.
Александрит
Синтетическая имитация
Отличить натуральный минерал от синтетического легко по следующим признакам: искусственный часто крупнее трех карат, у него повышенная чистота, внутренние пузырьки сферичны (в натуральном каплеобразные).
Александрит. К магнитам равнодушен, ярко флюоресцирует в ультрафиолете оранжевым.
Шпинель. Самый популярный искусственный «дублер», который можно отличить по следующим признакам:
Стоимость искусственной шпинели сопоставима с аметистом, цитрином, аквамарином.
Корунд. Днем проявляется яркая желтизна, которая у александрита едва различима.
Определить подлинность таких кристаллов в домашних условиях реально лишь в первом приближении.
Натуральные самоцветы
Как имитация используются минералы с «александритовыми» характеристиками: содержанием хрома и эффектом плеохроизма.
Натуральный александрит
Распознать камень можно самостоятельно:
Циркон, аметист или сподумен отличаются от александрита настолько, что имитация видна даже неискушенному ценителю.
Стекло
Отличить александрит от подделки такого вида проще всего:
У искусственного материала отсутствует плеохроизм. Цвета ярче, но не такие глубокие.
Искусственное происхождение – не всегда минус
Наука и технология довели процесс выращивания кристаллов до совершенства: физико-химические и эстетические характеристики имитации и оригинала идентичны. Гарантированно отличить искусственный александрит от натурального невозможно: для этого нужны спецсредства.
За синтетически созданными самоцветами не тянется шлейф «вдовьего камня», такие изделия из александрита подходят всем знакам Зодиака.
Знак Зодиака | Совместимость («+++» — подходит идеально, «+» — можно носить, «-» — категорически противопоказан) |
---|---|
Овен | + |
Телец | — |
Близнецы | +++ |
Рак | — |
Лев | +++ |
Дева | — |
Весы | + |
Скорпион | + |
Стрелец | + |
Козерог | + |
Водолей | + |
Рыбы | + |
Искусственный материал прочнее, проще в уходе, дешевле натурального. Вполне органичен для эры цифровых технологий.
Что такое «Неодимовое стекло».
Что такое «Неодимовое стекло».
Неоди мовое стекло — относят к минеральному стеклу, в состав которых входит оксид неодима, иногда присутствует смесь оксидов других редкоземельных элементов, имеющее несколько названий: неодимовое стекло, Дидимовое стекло, стекло-хамелеон, Александритовое стекло.
Минеральные стекла с добавлением оксидов неодима других лантаноидов несут в себе полезные физические и интересные оптические свойства. Тем самым пользуются обширным применением в научных приборах, в аксессуарных и защитных очках, декоративном стеклоделии.
Самое часто встречаемое и нам знакомое использование Неодимового стекла в технологии изготовления защитных очков и для фотографических светофильтров. Все эти изобретения имеют в своем составе стекла, используемые в оптическом приборостроении, действие которых направленно на повышение показателя преломления пучка света, усиление контрастности и кажущееся увеличение яркости и отчётливости красного, зелёного и синего цветов.
Неодимовые стекла бывают разных цветов: оранжевый, фиолетовый, зелёный, синий и другие сочетания оттенков.
Главным преимуществом неодимового стекла является его высокая оптическая однородность, в результате чего длина светопропускания активных элементов может достигать 2 м, а сила излучения превосходит дифракционный предел.
Неодимовые стекла имеют так же и недостатки, одним из основных является его низкая теплопроводность в результате чего стеклянные активные элементы эффективно работают только в режиме одиночных вспышек. Из-за большого ТКЛР и высокого уровня хрупкости стандартные активные стержни Ф10х130 мм ломаются уже при разности температур 35-930С. Жидкостное охлаждение оказывается неэффективным в этом случае.
Оптические свойства, которыми обладает НС, связано с f-f переходами в электронной оболочке атома неодима. Все цвета стекл имеют свои особенности светопропускания.
— Коричневое стекло кроме жёлтого почти совершенно поглощает синий цвет, тем самым ещё более обостряет контрастность и видимость красных оттенков, причём делает красными, ярко-бордовыми и алыми оранжевые, коричневые и фиолетовые цвета.
— Оранжевые и розовые заметно краснеют и также выглядят ярче, кожа бледнолицых людей приобретает розовый цвет.
— Серое стекло делает акцент на зелёном цвете, несколько в ущерб синему, делая его больше сине-зелёным.
— Зелёные и синие предметы, голубое небо и поверхность воды выглядят насыщеннее, имеющими как бы более чистый цвет.
— Рубиновое стекло с высоким содержанием неодима в очках подводников для быстрого привыкания к темноте.
— Дидимовые очки для стеклодувов и лампворкеров, оформленные в спортивном стиле
Неодимовое стекло
В англоязычных странах для обозначения линз очков и светофильтров из фиолетового неодимового стекла используется аббревиатурное название «ACE» — Amethyst Contrast Enhancer — «аметистовый усилитель контрастности». Эта аббревиатура иногда применяется и для стёкол других цветов, только в начале пишется сам цвет, например зелёное стекло — «Green ACE». Название «дидимовое стекло» (Didymium glass) хотя и имеет устаревший термин «дидим», но до сих пор используется для обозначения как стекла со смесью оксидов лантаноидов, так и собственно неодимового стекла с чистой окисью неодима, применяющегося для технических защитных очков и для фотографических светофильтров.
Содержание
Свойства
Это стекло обладает интересными оптическими свойствами, связанными с f-f переходами в электронной оболочке атома неодима.
Стёкла других цветов имеют свои особенности светопропускания. Коричневое стекло кроме жёлтого почти совершенно поглощает синий цвет [8] и тем самым ещё более обостряет контрастность и видимость красных оттенков, причём делает красными, ярко-бордовыми и алыми оранжевые, коричневые и фиолетовые цвета. Серое стекло делает акцент на зелёном цвете, несколько в ущерб синему, делая его больше сине-зелёным.
Применение
Благодаря оптическим свойствам неодимовое стекло находит различное применение.
Способность к генерации лазерного излучения:
Цвет стекла и его двухцветность:
Усиление контрастности и кажущееся увеличение яркости и отчётливости красного, зелёного и синего цветов:
Поглощение жёлтого излучения:
История исследований и производства
Получение
Пурпурное и аметистовое стекло получается путём добавки к шихте чистого оксида неодима в разных пропорциях.
Визуальные эффекты
Александритовый эффект
Два лазерных стержня одинакового цвета
Разноцветные неодимовые очки под лампой накаливания
Те же очки под люминесцентной лампой
Колба лампы накаливания из неодимового стекла
Особенности светопропускания
Источники света без неодимовых очков
Источники света через неодимовые очки
В люстре одна лампа накаливания, остальные — люминесцентные (серые линзы)
Освещение в метрополитене: от света натриевых ламп осталась в основном красная составляющая, а ртутные лампы под арками поголубели и кажутся более яркими (фиолетовые линзы)
Значительное падение яркости жёлтых ламп натриевого спектра в сравнении с лампами остальных цветов
Вид на объекты без неодимовых очков
Те же объекты через неодимовые очки без поляризации
Зелень выглядит ядовито зелёной (серые линзы)
Красные, оранжевые и розовые предметы кажутся более яркими на фоне затемнённых остальных цветов, синий цвет более насыщен (фиолетовые линзы)
Розовые, бледно-фиолетовые, бордовые и жёлто-оранжевые цвета из-за поглощения жёлтых и синих тонов выглядят ярко-красными (коричневые линзы)
Рекламный проспект неофановых светильников 1930-х годов
Напишите отзыв о статье «Неодимовое стекло»
Литература
443258.aspx Chameleon Glass Changes Color]. Проверено 6 июня 2009. [web.archive.org/web/20080403165916/coloradosprings.yourhub.com/CrippleCreekTellerCounty/Stories/Arts/Story
Ссылки
Отрывок, характеризующий Неодимовое стекло
– Папа, а я к вам за делом пришел. Я было и забыл. Мне денег нужно.
– Вот как, – сказал отец, находившийся в особенно веселом духе. – Я тебе говорил, что не достанет. Много ли?
– Очень много, – краснея и с глупой, небрежной улыбкой, которую он долго потом не мог себе простить, сказал Николай. – Я немного проиграл, т. е. много даже, очень много, 43 тысячи.
– Что? Кому?… Шутишь! – крикнул граф, вдруг апоплексически краснея шеей и затылком, как краснеют старые люди.
– Я обещал заплатить завтра, – сказал Николай.
– Ну!… – сказал старый граф, разводя руками и бессильно опустился на диван.
– Что же делать! С кем это не случалось! – сказал сын развязным, смелым тоном, тогда как в душе своей он считал себя негодяем, подлецом, который целой жизнью не мог искупить своего преступления. Ему хотелось бы целовать руки своего отца, на коленях просить его прощения, а он небрежным и даже грубым тоном говорил, что это со всяким случается.
Граф Илья Андреич опустил глаза, услыхав эти слова сына и заторопился, отыскивая что то.
– Да, да, – проговорил он, – трудно, я боюсь, трудно достать…с кем не бывало! да, с кем не бывало… – И граф мельком взглянул в лицо сыну и пошел вон из комнаты… Николай готовился на отпор, но никак не ожидал этого.
– Папенька! па…пенька! – закричал он ему вслед, рыдая; простите меня! – И, схватив руку отца, он прижался к ней губами и заплакал.
В то время, как отец объяснялся с сыном, у матери с дочерью происходило не менее важное объяснение. Наташа взволнованная прибежала к матери.
– Мама!… Мама!… он мне сделал…
– Что сделал?
– Сделал, сделал предложение. Мама! Мама! – кричала она. Графиня не верила своим ушам. Денисов сделал предложение. Кому? Этой крошечной девочке Наташе, которая еще недавно играла в куклы и теперь еще брала уроки.
– Наташа, полно, глупости! – сказала она, еще надеясь, что это была шутка.
– Ну вот, глупости! – Я вам дело говорю, – сердито сказала Наташа. – Я пришла спросить, что делать, а вы мне говорите: «глупости»…
Графиня пожала плечами.
– Ежели правда, что мосьё Денисов сделал тебе предложение, то скажи ему, что он дурак, вот и всё.
– Нет, он не дурак, – обиженно и серьезно сказала Наташа.
– Ну так что ж ты хочешь? Вы нынче ведь все влюблены. Ну, влюблена, так выходи за него замуж! – сердито смеясь, проговорила графиня. – С Богом!
– Нет, мама, я не влюблена в него, должно быть не влюблена в него.
– Ну, так так и скажи ему.
– Мама, вы сердитесь? Вы не сердитесь, голубушка, ну в чем же я виновата?
– Нет, да что же, мой друг? Хочешь, я пойду скажу ему, – сказала графиня, улыбаясь.
– Нет, я сама, только научите. Вам всё легко, – прибавила она, отвечая на ее улыбку. – А коли бы видели вы, как он мне это сказал! Ведь я знаю, что он не хотел этого сказать, да уж нечаянно сказал.
– Ну всё таки надо отказать.
– Нет, не надо. Мне так его жалко! Он такой милый.
– Ну, так прими предложение. И то пора замуж итти, – сердито и насмешливо сказала мать.
– Нет, мама, мне так жалко его. Я не знаю, как я скажу.
– Да тебе и нечего говорить, я сама скажу, – сказала графиня, возмущенная тем, что осмелились смотреть, как на большую, на эту маленькую Наташу.
– Нет, ни за что, я сама, а вы слушайте у двери, – и Наташа побежала через гостиную в залу, где на том же стуле, у клавикорд, закрыв лицо руками, сидел Денисов. Он вскочил на звук ее легких шагов.
– Натали, – сказал он, быстрыми шагами подходя к ней, – решайте мою судьбу. Она в ваших руках!
– Василий Дмитрич, мне вас так жалко!… Нет, но вы такой славный… но не надо… это… а так я вас всегда буду любить.
Денисов нагнулся над ее рукою, и она услыхала странные, непонятные для нее звуки. Она поцеловала его в черную, спутанную, курчавую голову. В это время послышался поспешный шум платья графини. Она подошла к ним.
– Василий Дмитрич, я благодарю вас за честь, – сказала графиня смущенным голосом, но который казался строгим Денисову, – но моя дочь так молода, и я думала, что вы, как друг моего сына, обратитесь прежде ко мне. В таком случае вы не поставили бы меня в необходимость отказа.
– Г’афиня, – сказал Денисов с опущенными глазами и виноватым видом, хотел сказать что то еще и запнулся.
Наташа не могла спокойно видеть его таким жалким. Она начала громко всхлипывать.
– Г’афиня, я виноват перед вами, – продолжал Денисов прерывающимся голосом, – но знайте, что я так боготво’ю вашу дочь и всё ваше семейство, что две жизни отдам… – Он посмотрел на графиню и, заметив ее строгое лицо… – Ну п’ощайте, г’афиня, – сказал он, поцеловал ее руку и, не взглянув на Наташу, быстрыми, решительными шагами вышел из комнаты.
На другой день Ростов проводил Денисова, который не хотел более ни одного дня оставаться в Москве. Денисова провожали у цыган все его московские приятели, и он не помнил, как его уложили в сани и как везли первые три станции.
После отъезда Денисова, Ростов, дожидаясь денег, которые не вдруг мог собрать старый граф, провел еще две недели в Москве, не выезжая из дому, и преимущественно в комнате барышень.
Соня была к нему нежнее и преданнее чем прежде. Она, казалось, хотела показать ему, что его проигрыш был подвиг, за который она теперь еще больше любит его; но Николай теперь считал себя недостойным ее.
Он исписал альбомы девочек стихами и нотами, и не простившись ни с кем из своих знакомых, отослав наконец все 43 тысячи и получив росписку Долохова, уехал в конце ноября догонять полк, который уже был в Польше.
– Имею удовольствие говорить с графом Безухим, ежели я не ошибаюсь, – сказал проезжающий неторопливо и громко. Пьер молча, вопросительно смотрел через очки на своего собеседника.
– Я слышал про вас, – продолжал проезжающий, – и про постигшее вас, государь мой, несчастье. – Он как бы подчеркнул последнее слово, как будто он сказал: «да, несчастье, как вы ни называйте, я знаю, что то, что случилось с вами в Москве, было несчастье». – Весьма сожалею о том, государь мой.
Пьер покраснел и, поспешно спустив ноги с постели, нагнулся к старику, неестественно и робко улыбаясь.
– Я не из любопытства упомянул вам об этом, государь мой, но по более важным причинам. – Он помолчал, не выпуская Пьера из своего взгляда, и подвинулся на диване, приглашая этим жестом Пьера сесть подле себя. Пьеру неприятно было вступать в разговор с этим стариком, но он, невольно покоряясь ему, подошел и сел подле него.
– Вы несчастливы, государь мой, – продолжал он. – Вы молоды, я стар. Я бы желал по мере моих сил помочь вам.
– Ах, да, – с неестественной улыбкой сказал Пьер. – Очень вам благодарен… Вы откуда изволите проезжать? – Лицо проезжающего было не ласково, даже холодно и строго, но несмотря на то, и речь и лицо нового знакомца неотразимо привлекательно действовали на Пьера.
– Но если по каким либо причинам вам неприятен разговор со мною, – сказал старик, – то вы так и скажите, государь мой. – И он вдруг улыбнулся неожиданно, отечески нежной улыбкой.
– Ах нет, совсем нет, напротив, я очень рад познакомиться с вами, – сказал Пьер, и, взглянув еще раз на руки нового знакомца, ближе рассмотрел перстень. Он увидал на нем Адамову голову, знак масонства.
– Позвольте мне спросить, – сказал он. – Вы масон?
– Да, я принадлежу к братству свободных каменьщиков, сказал проезжий, все глубже и глубже вглядываясь в глаза Пьеру. – И от себя и от их имени протягиваю вам братскую руку.
– Я боюсь, – сказал Пьер, улыбаясь и колеблясь между доверием, внушаемым ему личностью масона, и привычкой насмешки над верованиями масонов, – я боюсь, что я очень далек от пониманья, как это сказать, я боюсь, что мой образ мыслей насчет всего мироздания так противоположен вашему, что мы не поймем друг друга.
– Мне известен ваш образ мыслей, – сказал масон, – и тот ваш образ мыслей, о котором вы говорите, и который вам кажется произведением вашего мысленного труда, есть образ мыслей большинства людей, есть однообразный плод гордости, лени и невежества. Извините меня, государь мой, ежели бы я не знал его, я бы не заговорил с вами. Ваш образ мыслей есть печальное заблуждение.
– Точно так же, как я могу предполагать, что и вы находитесь в заблуждении, – сказал Пьер, слабо улыбаясь.
– Я никогда не посмею сказать, что я знаю истину, – сказал масон, всё более и более поражая Пьера своею определенностью и твердостью речи. – Никто один не может достигнуть до истины; только камень за камнем, с участием всех, миллионами поколений, от праотца Адама и до нашего времени, воздвигается тот храм, который должен быть достойным жилищем Великого Бога, – сказал масон и закрыл глаза.
– Я должен вам сказать, я не верю, не… верю в Бога, – с сожалением и усилием сказал Пьер, чувствуя необходимость высказать всю правду.
Масон внимательно посмотрел на Пьера и улыбнулся, как улыбнулся бы богач, державший в руках миллионы, бедняку, который бы сказал ему, что нет у него, у бедняка, пяти рублей, могущих сделать его счастие.
– Да, вы не знаете Его, государь мой, – сказал масон. – Вы не можете знать Его. Вы не знаете Его, оттого вы и несчастны.
– Да, да, я несчастен, подтвердил Пьер; – но что ж мне делать?
– Вы не знаете Его, государь мой, и оттого вы очень несчастны. Вы не знаете Его, а Он здесь, Он во мне. Он в моих словах, Он в тебе, и даже в тех кощунствующих речах, которые ты произнес сейчас! – строгим дрожащим голосом сказал масон.
Он помолчал и вздохнул, видимо стараясь успокоиться.
– Ежели бы Его не было, – сказал он тихо, – мы бы с вами не говорили о Нем, государь мой. О чем, о ком мы говорили? Кого ты отрицал? – вдруг сказал он с восторженной строгостью и властью в голосе. – Кто Его выдумал, ежели Его нет? Почему явилось в тебе предположение, что есть такое непонятное существо? Почему ты и весь мир предположили существование такого непостижимого существа, существа всемогущего, вечного и бесконечного во всех своих свойствах?… – Он остановился и долго молчал.
Пьер не мог и не хотел прерывать этого молчания.
– Он есть, но понять Его трудно, – заговорил опять масон, глядя не на лицо Пьера, а перед собою, своими старческими руками, которые от внутреннего волнения не могли оставаться спокойными, перебирая листы книги. – Ежели бы это был человек, в существовании которого ты бы сомневался, я бы привел к тебе этого человека, взял бы его за руку и показал тебе. Но как я, ничтожный смертный, покажу всё всемогущество, всю вечность, всю благость Его тому, кто слеп, или тому, кто закрывает глаза, чтобы не видать, не понимать Его, и не увидать, и не понять всю свою мерзость и порочность? – Он помолчал. – Кто ты? Что ты? Ты мечтаешь о себе, что ты мудрец, потому что ты мог произнести эти кощунственные слова, – сказал он с мрачной и презрительной усмешкой, – а ты глупее и безумнее малого ребенка, который бы, играя частями искусно сделанных часов, осмелился бы говорить, что, потому что он не понимает назначения этих часов, он и не верит в мастера, который их сделал. Познать Его трудно… Мы веками, от праотца Адама и до наших дней, работаем для этого познания и на бесконечность далеки от достижения нашей цели; но в непонимании Его мы видим только нашу слабость и Его величие… – Пьер, с замиранием сердца, блестящими глазами глядя в лицо масона, слушал его, не перебивал, не спрашивал его, а всей душой верил тому, что говорил ему этот чужой человек. Верил ли он тем разумным доводам, которые были в речи масона, или верил, как верят дети интонациям, убежденности и сердечности, которые были в речи масона, дрожанию голоса, которое иногда почти прерывало масона, или этим блестящим, старческим глазам, состарившимся на том же убеждении, или тому спокойствию, твердости и знанию своего назначения, которые светились из всего существа масона, и которые особенно сильно поражали его в сравнении с своей опущенностью и безнадежностью; – но он всей душой желал верить, и верил, и испытывал радостное чувство успокоения, обновления и возвращения к жизни.
– Он не постигается умом, а постигается жизнью, – сказал масон.
– Я не понимаю, – сказал Пьер, со страхом чувствуя поднимающееся в себе сомнение. Он боялся неясности и слабости доводов своего собеседника, он боялся не верить ему. – Я не понимаю, – сказал он, – каким образом ум человеческий не может постигнуть того знания, о котором вы говорите.
Масон улыбнулся своей кроткой, отеческой улыбкой.
– Высшая мудрость и истина есть как бы чистейшая влага, которую мы хотим воспринять в себя, – сказал он. – Могу ли я в нечистый сосуд воспринять эту чистую влагу и судить о чистоте ее? Только внутренним очищением самого себя я могу до известной чистоты довести воспринимаемую влагу.
– Да, да, это так! – радостно сказал Пьер.
– Высшая мудрость основана не на одном разуме, не на тех светских науках физики, истории, химии и т. д., на которые распадается знание умственное. Высшая мудрость одна. Высшая мудрость имеет одну науку – науку всего, науку объясняющую всё мироздание и занимаемое в нем место человека. Для того чтобы вместить в себя эту науку, необходимо очистить и обновить своего внутреннего человека, и потому прежде, чем знать, нужно верить и совершенствоваться. И для достижения этих целей в душе нашей вложен свет Божий, называемый совестью.
– Да, да, – подтверждал Пьер.
– Погляди духовными глазами на своего внутреннего человека и спроси у самого себя, доволен ли ты собой. Чего ты достиг, руководясь одним умом? Что ты такое? Вы молоды, вы богаты, вы умны, образованы, государь мой. Что вы сделали из всех этих благ, данных вам? Довольны ли вы собой и своей жизнью?