Амальгама на стекле что это
Амальгама
Амальга́ма (ср.-век. лат. amalgama — сплав) — жидкие или твёрдые сплавы ртути с другими металлами. Также амальгама может быть раствором ведущих себя аналогично металлам ионных комплексов (например, аммония).
Содержание
Получение
Свойства
При нагревании амальгам меди, серебра, золота и др. отгоняется ртуть. Железо не образует амальгамы, поэтому ртуть можно перевозить в стальных сосудах.
Применение
Амальгаму используют при золочении металлических изделий, в производстве зеркал, а также в люминесцентных лампах, в том числе компактных энергосберегающих люминесцентных ламп и индукционных лампах. Амальгамы щелочных металлов и цинка в химии применяют как восстановители. Амальгаму используют при электролитическом получении редких металлов, извлечении некоторых металлов из руд (см. Амальгамация). Амальгаму применяют при холодной сварке в микроэлектронике. Раньше амальгама серебра применялась в стоматологии в качестве материала зубных пломб.
См. также
Ссылки
Примечания
Полезное
Смотреть что такое «Амальгама» в других словарях:
АМАЛЬГАМА — (араб. amalgama, испорч. греч. malagama размягчение, смягчение, с араб. членом al). 1) сортучка: так называемое соединение (сплав) ртути с другими металлами; 2) в переносном значении смесь вообще. Словарь иностранных слов, вошедших в состав… … Словарь иностранных слов русского языка
амальгама — См … Словарь синонимов
АМАЛЬГАМА — (средневековое лат. amalgama сплав) сплав ртути с др. металлом. Амальгаму применяют, напр., при золочении, в производстве зеркал, в цветной металлургии (амальгамация) … Большой Энциклопедический словарь
АМАЛЬГАМА — АМАЛЬГАМА, твердый или жидкий сплав ртути с другими металлами. В прошлом дантисты использовали для пломбирования амальгамы, содержащие медь и цинк. Большинство металлов растворяется в ртути, за исключением железа и платины … Научно-технический энциклопедический словарь
Амальгама — (иноск.), безсвязная смѣсь вообще. Ср. Горячее препирательство (между славянофилами и западниками). въ Одессѣ едва едва, глухимъ, отдаленнымъ эхомъ доносилось до той случайной амальгамы индивидовъ изъ всѣхъ странъ и племенъ міра, которая… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
АМАЛЬГАМА — АМАЛЬГАМА, амальгамы, жен. (от греч. malagma размягчение). 1. Соединение какого нибудь металла с ртутью (хим.). Зубная пломба из амальгамы. 2. перен. Смесь разнородных вещей. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
АМАЛЬГАМА — АМАЛЬГАМА, ы, жен. 1. Жидкий, полужидкий или твёрдый сплав ртути с др. металлами (спец.). 2. перен. Разнородная смесь, сочетание чего н. (книжн.). | прил. амальгамный, ая, ое (к 1 знач.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949… … Толковый словарь Ожегова
АМАЛЬГАМА — жен., хим. спуск, соединение, сплав других металлов с ртутью, сортучка. Серебряная сортучка находится в природе в виде руды; золотую делают для пополоты через огонь. Амальгамный, сортучковой, спусковой. Амальгамическое золото, серебро, спущенное… … Толковый словарь Даля
АМАЛЬГАМА — метал, система, одним из компонентов которой является ртуть. А. представляют собой твердые или жидкие растворы или кристаллические хим. соединения. Для А. характерны полиморфные превращения. Геологический словарь: в 2 х томах. М.: Недра. Под… … Геологическая энциклопедия
амальгама — ы, ж. amalgame m., Amalgam <ср. лат. amalgama. 1. хим. Соединение (раствор или сплав) металлов с ртутью. Сл. 18. С золотом, серебром, оловом и свинцом соединяется <ртуть> очень легко, и составляет густую как тесто мяхкую материю, которую … Исторический словарь галлицизмов русского языка
амальгама — Сплав металла, включая драгоценный, с ртутью, представляющий собой в зависимости от соотношения компонентов и температуры плавления гомогенную или гетерогенную систему. Примечание. Гомогенная система может быть в виде твердого интерметаллида,… … Справочник технического переводчика
Современное производство зеркал
Зеркало – это не только поверхность для изучения своей внешности и гардероба, но и элемент декора в экстерьере, интерьере, приспособления для обзора дороги сзади автомобиля, элемент многих медицинских и оптических приборов.
Известен факт, что в XIII веке зеркала изготавливались путем нанесения на стекло тончайшего слоя свинца. Такая технология была сложной и небезопасной, поскольку на одном из этапов использовалась ртуть – ядовитый металл. Несмотря на трудности и высокий риск при производстве, изделия не отличались качеством, отражающая поверхность была мутной. Тем не менее, такой способ практиковался почти до середины XIX века.
Технология производства зеркал
Зеркало состоит из стекла разной степени полировки и нанесенного на него отражающего напыления.
Зеркала, в том виде, какими их знаем мы, стали выпускаться только после индустриальной революции. С того времени технология практически не менялась, и сегодня существуют два основных способа изготовления зеркал:
1. Изделия производятся путем использования раствора серебра, закрепляемого на стекле слоем меди или специальным химическим составом.
2. На ровную основу напыляют алюминий, титан и другие сплавы.
Небьющиеся зеркала получают методом осаждения металлического серебра на оргстекле или целлулоиде.
Каким может быть основание зеркала
Чаще всего зеркала изготавливают из силикатного стекла. У таких изделий есть бесспорные преимущества – устойчивость к царапинам, отличные светоотражающие характеристики. Но есть у них и большой минус – стеклянное зеркало хрупкое, поэтому легко бьется, а еще оно обладает большим весом.
Применение для зеркал закаленного стекла позволяет существенно улучшить прочностные свойства изделий. Для повреждения такой поверхности придется приложить некоторые усилия, но даже когда оно разобьется, осколки рассыпаются на мелкие и округлые частички, поэтому нанести физический вред человеку не могут.
Хорошей альтернативой тяжелому стеклянному зеркалу является изделие из оргстекла. Такая основа относится к группе пластмасс, поэтому обладают небольшой пластичностью. Зеркала из органического стекла легки, просты в обработке, безопасны, но тоже непрочны. Однако в отличие от изделий из силикатного аналога, эти не разлетаются на осколки, а лишь трескаются или разламываются на две-три части. В качестве основы для отражающего слоя используют и другие полимеры: полистирол, акрил, полиэфир, поликарбонат.
Как делают основу для зеркал
Современная технология изготовления зеркал безопасна, но очень интересна. Отражающие поверхности сегодня создаются методом соединения обработанного стекла и амальгамы. В идеале обе составляющиеся выпускаются на одном производстве. Такая продукция отвечает всем существующим нормативам и требованиям, основными из которых являются высокая степень очистки, отсутствие примесей. Даже невидимые невооруженному глазу микрочастицы негативно скажутся на качестве отражения, поэтому сырье для стекла проходит тщательную многоэтапную очистку и только после этого поступает в плавильные печи. В качестве сырья используют:
Обработка стекла
Производство зеркал включает в себя множество этапов, но первым из них является обработка базовой поверхности. Сначала цельные листы подвергаются раскрою на нужные фрагменты. Данная процедура осуществляется инструментом с неотшлифованными алмазами, имеющими несколько граней. Помимо алмазных используют стеклорезы роликовые, масляные, циркульные.
Разрезанные стекла поступают на фацетировку (получение декоративного скоса/среза под углом), где края заготовок подвергаются обработке и шлифовке. На первом этапе металлическими фризами и карборундовыми камнями делают черновую обработку. Далее осуществляют тонкую фацетировку.
Фацет бывает узким крутым и широким пологим. Крутым называется скос шириной 3-7 мм с углом 45-50° по отношению к плоскости основы. В дальнейшем на эту полоску можно будет нарезать фигурную грань. Широким фацетом называется кромка шириной 22-26 мм с углом 10-18°. Такую технику фацетирования применяют в основном для больших зеркал.
Заканчивается процесс полировкой заготовок войлоком на станках в присутствии специфических суспензий. Края тоже обрабатываются и шлифуются под определенным углом. Процедура фацетирования трудоемкая, но без этого этапа получить красивое зеркало невозможно.
Подготовка
Прежде чем нанести на стекло амальгаму, его нужно подготовить – очистить, обезжирить спиртовым составом. В промышленных условиях очистка осуществляется на полуавтоматических конвейерных линиях. Для безопасности кромки помещаются между резиновыми валиками. Заготовки движутся вертикально по ленте и обдаются паром. На следующем этапе они натираются щетками в присутствии мелового порошка. Далее следует промывка и принудительная сушка под воздействием горячих воздушных масс. Подготовленную основу для зеркала с обеих сторон обрабатывают растворителем, техническим спиртом или другим эффективным обезжиривателем.
Серебрение
Нанесение слоя амальгамы называется металлизацией. Процесс этот выполняется двумя вариантами. В недалеком прошлом популярностью пользовалась исключительно технология серебрения поверхности в присутствии электрического тока. Суть ее такова: на основу наносится серебрильный раствор толщиной до 0,3 мкм, состоящий из щелочной смеси азотнокислого серебра. Для кристаллизации жидкой массы в нее вводят хлористое олово, а функцию восстановителя выполняет инвертный сахар, полученный путем смешивания обычного сахара с серной кислотой с последующим их кипячением.
В результате активной химической реакции получается смесь альдегидной глюкозы с фруктозой. Под воздействием этих веществ металлическое серебро восстанавливается и осаждается на стекле. Процедура занимает 12-15 минут. Чтобы получить толстый слой, ее повторяют дважды и даже трижды. Соответственного стоимость изделия, изготовленная методом двойного или тройного налива, увеличивается.
Обычно серебро при соединении с кислородом темнеет. Данная же технология позволяет сохранить благородному металлу свои свойства, поэтому зеркала с использованием серебрильного раствора обладают отличным отражающим эффектом.
Алюминирование
Второй метод металлизации стеклянных заготовок при производстве зеркал называется алюминирование. Эта технология сегодня более распространена. Заключается она в термическом выделении алюминия вакуумным методом в специальных установках.
Заготовки помещают в камеру с испарителем (медная рамка) и полосками алюминия. Из испарителя откачивается воздух до значения 13,33 Па. Затем в камеру подается электрическое напряжение, которое обеспечит полный вакуум, удалив остатки воздуха с поверхности стекла. Далее повышают температуру до момента плавления алюминия. Металл испаряется, покрывая заготовку сплошным слоем толщиной не менее 0,12 мкм. Весь процесс занимает около 20 минут.
Алюминирование считается экономичным способом, поэтому в производстве зеркал используется чаще. Однако для изготовления дорогих предметов интерьера, как и прежде, применяют технологию серебрения. Зеркала с серебряной амальгамой обеспечивают лучший отражающий эффект, чем выгодно отличаются от алюминированных аналогов.
Проверка на качество и защита
Посеребренные или алюминированные заготовки после выгрузки проверяют на качество. Если на обработанной металлическим составом поверхности нет задымленности, просветов и других изъянов, ее покрывают защитной медной пленкой той же градации. На этот слой наносят нитролак с алюминиевым порошком, который в свою очередь предупреждает повреждения защитной пленки. Зеркала, предназначенные для помещений с высокой влажностью, защищают слоем эмали с битумным лаком. Готовые изделия упаковываются и отправляются заказчику.
Амальгама на стекле что это
Люди всегда видели в драгоценных камнях намного большее, чем красивые, но все же бездушные кристаллы. История минералов менялась одновременно с историей человечества. Философы, мистики, эзотерики, литотерапевты всегда считали, что кристалл объединяет в себе макрокосмос, то есть Вселенную, и микрокосмос, то есть человеческое тело и душу.
Стекло получают путем плавления смеси, в которую входит кварцевый песок, сода, поташ, сульфат, мел и известняк. Если вместо известковых веществ вводят окислы свинца, то получают свинцовое стекло, которое отличается от обычного большей прозрачностью, высоким коэффициентом преломления и массой. Изделия из свинцового стекла обычно называют хрустальными или хрусталем. Однако этот «хрусталь» нельзя смешивать с природным горным хрусталем.
Цветное стекло получают при введении главным образом окислов металлов: меди – для синего стекла, кобальта – для темно-синего, хрома – для зеленого, марганца – для фиолетового и т.д. При добавлении нерастворимых веществ (костной муки, криолита, окиси олова) получают белое молочное стекло.
Из ювелирного стекла изготовляют наиболее массивные виды украшений для женщин (бусы, колье, серьги-клипсы), а также ювелирные вставки различных цветов и оттенков, имитирующие натуральные камни. Украшения вырабатывают как прессовым способом, так и дутьем. Прессовым способом изготовляют также вставки для ювелирных изделий. В результате дополнительной обработки (шлифовки и полировки) прессованных бус и вставок из стекла получают граненые бусы и граненое стекло для вставок. Дутьем изготовляют полые украшения, а с помощью ручной обработки стеклянных палочек над газовой горелкой – ламповые.
Граненому (шлифованному и полированному) стеклу для вставок в ювелирные украшения придают те же формы, что и натуральным или синтетическим камням, – круглую, овальную, квадратную, прямоугольную и др. Для усиления оптических свойств граненого стекла на его нижнюю часть наносят амальгаму из азотнокислого серебра с последующим закреплением этой амальгамы путем бронзирования.
Декорируют (украшают) изделия из стекла различными способами. Наиболее распространенным является алмазная шлифовка, или алмазная грань (по аналогии с огранкой алмазов). Художественный эффект от этой шлифовки и полировки достигается благодаря тому, что на изделия наносят глубокие и острые грани, способствующие лучшему преломлению и игре света.
Значительно более сложным и требующим большого мастерства является особый вид художественной обработки стекла – гранирование на медном колесе. С его помощью можно наносить на поверхность изделий любые рисунки и даже горельефные и барельефные портреты.
Выдувные изделия декорируют и путем ирризации, т. е. нанесением тончайших слоев металлических окислов, дающих эффект радужной побежалости такого же вида, который получается от пятен нефти или масла на воде. Украшение ирризацией достигается обработкой поверхности изделия парами хлористого олова.
Одним из приемов художественного декорирования изделий из стекла является нанесение на их поверхность тончайшего металлического слоя в виде ободков, а иногда и более сложных рисунков. [3]
В XVII в. Чехии, а также Силезии концентрируется производство стекла с высокими декоративными свойствами, повторяющими свойства драгоценных камней. В будущем новый вид материала будет широко использоваться в изготовлении ювелирной галантереи или бижутерии. Для имитации бриллиантов начали применять высокопреломляющие свинцовые стёкла – стразы. Такое стекло с содержанием оксида Pb до 53 % было создано в 1758 г. Позже научились изготавливать цветные стразы, в т.ч. розовое стекло с примесью Nd и рубиновое стекло c примесью Au. В 1780 г. в России стали известны стразы.
Камни-самоцветы чаще всего имитируют следующими видами стека: кальциевым, боросиликатным, свинцовым, опаловым, глушённым. Кроме того в зависимости от направления моды и спроса используют эмаль, стеклокерамику, техногенные шлаки, минеральное стекло и др.
Популярны в настоящее время декоративные стекла, в т.ч. высокопреломляющее стекло с плотностью 2,9 – сварогрин, производимое в Австрии фирмой «Сваровски». Нужную окраску им придают примеси оксидов металлов, редкоземельных и различных тонкодисперсных компонентов. Например, жёлтое канареечное стекло содержит уран и обладает флюоресценцией в УФ-лучах.
Одним из самых красивых драгоценных камней является рубин и для его имитации применяют селеновое стекло – красное от примеси Se. Таллиевое стекло – тяжёлое за счёт примеси Tl, его плотность до 5,4.
Обычное стекло, обогащённое кальцием, это и есть богемский хрусталь. Покрытый алмазной гранью он называется баккара. Для дешёвой имитации бриллиантов широко используют свинцовое стекло или флинтглас. Оно содержит значительную примесь оксида Pb, который увеличивает его дисперсию, плотность и повышает коэффициент преломления световых лучей.
Боросиликатное стекло может быть получено из кальциевого стекла путём добавки оксида бора. Это стекло с твёрдостью около 7, применяемое для имитации аквамарина, так наз. масс-аква.
Такие поделочные камни как: атоникс с опалесценцией, топазовый опал изготавливают из полихромного белого стекла с включениями тончайших металлических чешуек. Японской фирмой «Киото Керамик» изготовлена имитация опала, в которой игра цветов создаётся мельчайшими микросферами кремнезёма. Находят применение разноцветные стёкла с авантюресценцией.
Из глушёных стекол пользуется спросом голубое медное стекло, а также синее кобальтовое стекло с белыми пятнами кристобалита, используемое для имитации лазурита. Синяя паста – фритта была известна в Древнем Египте с 2900 г. до н.э. как египетский кианус или фритта александрийская.
Эмаль – это многокомпонентный сплав стекла. Техника эмали основана на соединении этого сплава с металлом посредством обжига. Цвета эмали зависят от добавленных к ней оксидов металлов и неметаллов. Обычно эмали непрозрачные или полупрозрачные. Классифицируют эмали по технике исполнения:
– просвечивающая эмаль заполняет сквозные отверстия в ювелирном изделии,
– перегородчатую эмаль получают, напаивая на изделие витые перегородки, пространство между которыми заполняют эмалью,
– выемчатая эмаль заполняет углубления в изделии,
– живописная эмаль после обжига является фоном компазиции,
– гильошированная эмаль покрывает резной рисунок.
Разновидностью эмали можно рассматривать и глазурь (от нем. глас – стекло) – прозрачное стеклянное покрытие керамики [1].
Стеклокерамика или ситалл – стекла полученные путем направленной кристаллизации. В стекловидной массе образуются мельчайшие (0,1—10 мм) незакономерно ориентированные кристаллы. Он бывает различной прозрачности. Цвет зависит от вида добавляемого оксида. Цвет: рубиново-красный, жёлтый, зелёный, голубой разной интенсивности и оттенков. Этот материал незаменим в ювелирном производстве.
Техногенные шлаки используют в качестве дешёвой имитации цветных камней, напр., чёрный железистый шлак – ферролит, тенгизит. Тенгизит образуется при длительном горении нефтяных фонтанов. В результате частичной раскристаллизации в нём возникают оливково-зелёные и бурые диопсид-волластонитовые прожилки и сферолиты. Тенгизит имеет слойчатую массивную текстуру (прожилково-сфероидальную, порфировидную), твёрдость 5,5. При его обработке можно получить идеальную полировку.
Из минеральных стекол чаще используются кварцевое и берилловое. Кварцевое стекло, имеет высокую себестоимость, поэтому преимущественно используется в оптоэлектронике. У бериллового стекла твёрдость 7, плотность 2,5. При введении в берилловое стекло Co они принимают синий цвет и используются для имитации шпинели и аквамарина. Для имитации так называемого научного изумруда или смарагдолина, ему придаётся зелёная окраска примесью Cr. Диопсидовое стекло обычно подвергают огранке для имитации хромдиопсида.
В США силикатное редкоземельное стекло с эффектом кошачьего глаза получило название кетсеит. Эта имитация, содержит включения тонковолокнистого редкоземельного силиката. Текстура этого стекла тонкослоистая, за счёт этого в результате интерференции создаётся эффект иризации. Эта имитация благородного опала получила торговое название камень эссенс опал с твёрдостью около 6 и плотностью 2,4-2,5 [2].
Цветное стекло получается путём добавления меди, марганца, железа и других элементов. Благодаря новым технологиям, в промышленных масштабах сегодня изготавливают большой ассортимент ювелирных стеклянных бусин самой разнообразной формы – классические круглые бусинки, гранёные разновидности, бусинки в виде бабочек и цветов, животных, сердечек и т.д. Это сотни фантастически красивых цветовых оттенков, тысячи всевозможных конфигураций.
Ювелирное стекло высокого качества обладает прекрасными характеристиками и является вполне достойной заменой натуральным камням.
Что такое амальгама и области применения
Амальгама представляет собой смесь металлов, наполовину состоящей из ртути. Другие 50% амальгамы – это тяжелые металлы, вроде серебра, олова и меди. В сравнении с другими материалами для пломбирования, амальгама довольно проста в работе, и ее стоимость относительно невысокая. Пломба из этого материала способна прослужить до 10 лет, при этом, например, в Германии данные расходы покрывают законные больничные кассы.
amalgama — в переводе «сплав» / синоним слова «смесь», сбор, состав или конломерат. В русском языке означает сплав одного или более металлов со ртутью. В древности алхимики полагали, что ртуть способна вызвать мистические силы во всем. В комнатных условиях ртуть в жидком состояние способна вступить в реакцию со многими легко плавными металлами, такие как серебро или олово.
Самое распространенное понимание под этим словом — это применение Амальгамы в зеркалах.
Вредна ли амальгама?
Главная проблема в том, что при нахождении в полости рта, амальгама медленно растворяется, так, через 10 лет в пломбе будет только половина ртути, которую она содержала изначально. Многочисленные исследования доказывают, что растворившуюся ртуть усваивает наш организм. На износ пломбы оказывает влияние множество факторов, вроде скрежетания зубами, употребления сладких, кислых продуктов, горячей пищи. Помимо этого, зачастую истирание происходит из-за повышенной кислотности слюны или жевания резинки. Действительно ли вредно использовать амальгаму – весьма спорная тема. Одни исследования неоспоримо подтверждают ее вред, другие же ставят под сомнение ее применение в виде пломбировочного материала только для детей и беременных. Но, факт в том, что с 2018 г. Евросоюз объявил о полном запрете использования амальгамы как пломбировочного материала для детей до 15 лет, женщин в период беременности и лактации.
Стоматологическая амальгама
Стоматологическая амальгама является одним из старейших пломбировочных материалов. Упоминания об использовании пасты на серебрено-оловянной основе встречаются в древнейших китайских рукописях. Впервые стоматологическая амальгама для пломбирования кариозной полости была использована французским дантистом Тавеаном в 1800 г.
В 1912 г. братья Кравкур из США предложили применение порошка, имеющего близкий к амальгаме состав, но более низкое содержание меди. С 1928 г. начался выпуск безртутных металлических пломб, основанных на галлии. Их предложил Питкаммер. В 1963 г. канадцами Ином и Юделисвом была изобретена амальгама без гамма-2фазы, в которой отмечалось высокое содержание меди.
Популярность ее по всему миру обуславливается тем, что она надежно реставрирует, имеет невысокую стоимость компонентов, а также проста в использовании. Амальгамы представляют собой сплавы, которые состоят в том числе и из ртути. Стоматологическая амальгама – особая разновидность амальгамы, используемая как пломбировочный материал. Она образовывается путем смешения ртути и металлического сплава, который выпускается промышленностью как металлические опилки, размером 36 мкм. Так, образование стоматологической амальгамы происходит при взаимодействии ртути и металлического сплава. Амальгаму, имеющую концентрацию цинки свыше 0,01%, принято называть цинкосодержащей. Подобные амальгамы отличаются клинически высокой прочностью, долговечностью и способностью хорошего краевого прилегания. Добавление Pt, Pd, подобно другим металлам, происходит в объеме не более нескольких процентов, что не оказывает кардинальных изменений на свойства амальгамы.
Ртуть – обязательный компонент амальгамы. В каком объеме она будет изначально содержаться, зависит от того, каковы состав, форма и размер частиц сплава. Чаще всего изначально ртуть содержится в объеме 40-53% по массе. А окончательно оно достигает 37-48% в зависимости от изначального содержания и техники, по которой ставится пломба. Морфологическая структура порошка – частицы, имеющие игольчатую, шаровидную (сферическую) формы. Их комбинация позволяет получить порошок на основе смешанных частиц.
Игольчатым амальгамам, в которых низкое содержание меди, требуется наибольшее количество ртути, а сферическим амальгамам с большим количеством меди – ртути нужно в минимальном объеме. У серебряных амальгамных сплавов в составе имеется меньше 6% меди (ССТА).
До 1960 г. почти все виды амальгам были именно подобного типа (I поколения). В составе современных медных амальгам обычно имеется 12-30% меди. В амальгамах III поколения содержится атомарная медь. К положительным свойствам серебряной амальгамы можно отнести пластичность и твердость. Она не оказывает влияния на изменение цвета зуба, не происходит ее разрушения и не изменения во рту и во время соприкосновения со слизистой оболочкой ротовой полости, имеет устойчивость к условиям гигиены рта.
К недостаткам материала можно отнести возможность отлома тонких стенок зуба после установки пломбы (что обуславливается разницей между коэффициентами теплового расширения амальгамы и твердых тканей зубов). Также амальгама обладает плохой адгезией и усадкой. Если в ротовой полости имеются другие металлические конструкции, может развиться гальванический синдром. Под гальваническим синдромом следует понимать образование гальванического тока в ротовой полости. Гальванизм может возникнуть при присутствии во рту разнородных металлов. Он может проявится в виде ощущения металлического вкуса, чувства кислоты, извращения вкуса, жжения языка.