Анабаптист что это такое
АНАБАПТИСТЫ
Полезное
Смотреть что такое «АНАБАПТИСТЫ» в других словарях:
АНАБАПТИСТЫ — (от греч. ana опять, и baptizein крестить). Последователи секты, требовавшей вторичного крещения над взрослыми, считая крещение детей недействительным. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АНАБАПТИСТЫ… … Словарь иностранных слов русского языка
АНАБАПТИСТЫ — (от греч. anabaptizo вновь погружаю т. е. крещу вторично) (перекрещенцы), участники радикального сектантского движения эпохи Реформации 16 в., главным образом в Германии, Швейцарии, Нидерландах. Требовали вторичного крещения (в сознательном… … Большой Энциклопедический словарь
АНАБАПТИСТЫ — перекрещенцы (от греч. ἀναβαπτίζω – перекрещиваю, букв. – вновь погружаю), – последователи возникшего в Германии и Швейцарии в эпоху Реформации 16 в. плебейского движения, принявшего форму религ. ереси. А. требовали, чтобы акт крещения совершался … Философская энциклопедия
Анабаптисты — Реформация 95 тезисов Формула согласия Контрреформация … Википедия
анабаптисты — (от греч. anabaptízō вновь погружаю, то есть крещу вторично) (перекрещенцы), участники радикального сектантского движения эпохи Реформации XVI в., главным образом в Германии, Швейцарии, Нидерландах. Требовали вторичного крещения (в сознательном… … Энциклопедический словарь
анабаптисты — () участники радикального сектантского движения в эпоху Реформации в Западной и Центральной Европе в XVI в. Общим для них было требование вторичного крещения () при вступлении в общины анабаптистов, отрицание церковной организации и иерархии,… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»
Анабаптисты — (от греч. anabaptízō вновь погружаю, т. е. перекрещиваю) перекрещенцы, последователи одного из наиболее радикальных течений сектантского типа в народном направлении Реформации (См. Реформация) в Западной и Центральной Европе в 16 в.… … Большая советская энциклопедия
Анабаптисты — см. Перекрещенцы … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
АНАБАПТИСТЫ — перекрещенцы (от греч. anabaptizo перекрещиваю), секта в христианстве, требовавшая крещения в сознат. возрасте, когда, по их вероучению, только и возможно истинное приобщение к христ. вере. В 16 в. А. участники религ. политич. движения,… … Советская историческая энциклопедия
анабаптисты — анабапт исты, ов, ед. ч. ист, а … Русский орфографический словарь
Анабаптисты
Анабаптисты (с греч. – перекрещенцы) есть название буйной мистической секты, которая, представляя собою самый крайний радикализм, порвала с общим реформаторским движением XVI века, и вскоре погрузилась в фанатизм и всевозможные крайности. Общий характер секты – безусловный разрыв с существующим порядком вещей, церковным, политическим и общественным. Анабаптисты отвергали все, что находили существующим в церкви или государстве, и предполагали создать совершенно новый порядок согласно с своими собственными вдохновениями. Но особенно отвергали они крещение детей, на том основании, что дитя не способно принимать на себя ответственность, возлагаемую таинством. Вопросы касательно крещения возникали в истории христианской церкви уже и раньше. Так в течение ІІІ и IV веков был спор о том, считать ли крещение, совершенное еретиком, действительным. Затем вопрос то и дело вновь возникал в течение средних веков, вследствие сомнения в действительности крещения младенцев, и в XVI веке сделался девизом одной из самых диких и яростных сект, когда-либо зарождавшихся в ограде христианской церкви, и от него именно они и получили свое название. Секта эта возникла в Цвиккау, в Саксонии. Там некий Фома Мюнцер своею фантатическою проповедью стал собирать около себя большую толпу, особенно ремесленников, и на этих собраниях многие гордились божественным откровением, и открыто говорили о ниспровержении всего общественного порядка. Изгнанные из Цвиккау, некоторые из приверженцев Мюнцера попытались утвердиться даже в самом центре реформации, в Виттенберге. Николай Шторх и двое других выступили в качестве проповедников (так называемых цвиккауских проповедников, посланных Богом проповедовать истину). По их учению, нужно держаться не буквы, а духа; крещение младенцев нужно отвергнуть, так как спасать может только личная вера; Бог намерен теперь основать новую святую общину, и проч. Могучее проповедничество Лютера, однако, вскоре ослабило произведенное ими впечатление, и Мюнцер, поэтому, старался осуществить свои радикальные идеи в Мюльгаузене, в то время свободном городе империи. Под его влиянием разразилась в своем роде крестьянская война, воспламененная полудемогогическими, полутеократическими тенденциями, и распространилась по большей части Тюрингии, пока побоище во Франкенгаузене не положило конец всему этому движению. Приверженцы Мюнцера, однако, не совершали перекрещивания, и не составили особой общины; но все они носили на себе печать своеобразно мрачного мистицизма, примером последования выставляли «огорченного Христа», и поносили Лютера, как легкомысленного обманщика. Совершенно другой характер секта эта получила в Швейцарии. Некоторые сотрудники Цвингли, Вильгельм Реублин, Симон Штумпор, Людовик Гетцер, Феликс Манц и Конрад Гребель, постепенно отделились от него и его общины, и начали совершать богослужение в частных домах, где собирались толпы возбужденных ремесленников. Апостольская община была идеалом этих собраний, – идеалом, с которым несогласовалась государственная постановка церкви у Цвингли; и образование общины истинных христиан, в строгом согласии с этим идеалом, сделалось самым пламенным предметом их стремлений. Вскоре возникло сомнение в действительности крещения младенцев: некоторые родители отказывались совершать над ними перекрещивание; магистрат угрожал изгнанием, и, как раз в этот момент возбуждения и тревоги, Яков Блаурок, бывший монах из Хура, на одном из собраний попросил Гребеля дать ему истинное христианское крещение. Блаурок затем крестил других, и таким образом составилась первая анабантистистская община, причем перекрещивание сделалось главным признаком секты. Общий характер всего этого движения, однако, был мирный, не смотря на крайнее возбуждение. Никто не думал силой приводить новые идеи в действие. В полной противоположности с буйством Мюнцера, смирение и страдание считались тут самыми существенными элементами христианского идеала. Из Швейцарии движение распространилось в Южную Германию. Ревностно распространяемое странствующими миссионерами оно нашло, во время общего возбуждения и брожения того времени, благоприятную для себя почву, особенно среди низших классов, хотя также проникло и в среду высших. Центром его сделались Аугсбург, Нюренберг и Никольсбург в Моравии. Осенью 1527 г. сектанты подверглись гонению, как с римско-католической, так и протестантской стороны. Большинство вождей ее были убиты, сотни членов подверглись изгнанию, были ввергнуты в тюрьмы и избиты. За этим гонением следовало внутреннее преобразование всего движения. Немногие из спасшихся во Франкенгаузене приверженцев Мюнцера принесли идеи общественного переворота к анабаптистам Южной Германии, – и хотя сначала и встретили противодействие, однако скоро нашли там благоприятную почву. Анокалипсические видения, ожидание скорого наступления страшного суда Божия, и, наконец, идеи о восстановлении царства небесного посредством меча, овладели умами людей, причинили невыразимое смятение и даже угрожали большими опасностями. В Страсбурге, в качестве пророка анабаптистов, выступил Мелхиор Гофман, возвещавший скорое основание царства Нового Сиона. В Мюнстере Иоанн Лейденский, захватив власть в свои руки и даже приняв титул царя, довел народ до самых ужасных крайностей. Во многих других местах в Германии и Голландии также произошли большие беспорядки. Тогда за дело взялась гражданская власть, и жестоко отомстила еретикам. Движение было совершенно подавлено; и немногие остававшиеся в живых члены ее, рассеянные в разных местах, сплочены были в небольшие общины Менионом Симмонсом. См. Меннониты. Мюнцер и Баптисты.
I. Наst; Geschichte der Wiedertäufer, Мünster, 1836; L. Кеller: Geschiehte der Wiendertäufer in d. Schоeiz, Einsiedeln. 1885.
Анакатарзис ( ἁ – ревизия, пересмотр) – так называется сборник в 50 книгах, изданный импер. Василием Македонянином и представляющий собою собрание Юстиниановых новелл, остававшихся в действии к этому времени. – Курс лекций проф. моск. унив. А. С. Павлова; подробнее у М. А. Остроумова. Введение в правосл. ц. право. Харьков, 1893 г. стр. 240. Н. Марков.
Анабаптизм
Полезное
Смотреть что такое «Анабаптизм» в других словарях:
анабаптизм — анабаптизм … Орфографический словарь-справочник
АНАБАПТИЗМ — (от греч. ana опять, и baptizem крестить). Учение анабаптистов (см. это слово). Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АНАБАПТИЗМ от греч. ana, опять, и baptizein, крестить. Учение анабаптистов. Объяснение … Словарь иностранных слов русского языка
анабаптизм — а, м. anabaptisme m. Христианская секта, выступавшая за крещение в сознательном возрасте, отрицавшая церковную иерархию, иконы, требовала уничтожения собственности, общности имущества. СИС 1985. Анабаптизм, ересь признающая в младенчестве… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
АНАБАПТИЗМ — АНАБАПТИЗМ, анабаптизма, мн. нет, муж. (рел.). Учение анабаптистов. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
анабаптизм — м. Религиозно радикальное направление в сектантстве, возникшее в XVI в. в период Реформации в Германии, Швейцарии, Нидерландах, представители которого требовали вторичного крещения в сознательном возрасте, отрицали церковную иерархию, осуждали… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Анабаптизм — Христианская ересь позднего средневековья. К анабаптистам относились представители радикальных протестантских сект эпохи Реформации, критически относившихся ко многим церковным обычаям и ритуалам. Движение анабаптизма возникло преимущественно… … Религиозные термины
анабаптизм — анабаптизм, анабаптизмы, анабаптизма, анабаптизмов, анабаптизму, анабаптизмам, анабаптизм, анабаптизмы, анабаптизмом, анабаптизмами, анабаптизме, анабаптизмах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
Анабаптизм — … Википедия
анабаптизм — анабапт изм, а … Русский орфографический словарь
Анабаптисты: кто такие и во что они верят. 13 фактов
Движение анабаптистов относят к общей категории Радикальной Реформации. И этому есть причины. Мы собрали 13 фактов про анабаптистов. Вот, что вам стоит знать об их принципах и убеждениях.
АНАБАПТИЗМ, протестантское течение, отделившееся во времена Реформации от главных течений протестантизма.
Анабаптисты – перекрещенцы, создававшие добровольные религиозные сообщества на основе ревностного соблюдения новозаветных установлений.
Термин «Анабаптисты» употреблялся и как оскорбительное наименование всех религиозных радикалов в 16–17 вв. со стороны католиков, лютеран и реформатов в межконфессиональной полемике.
Начало анабаптизма относится к 1525, когда небольшая группа верующих в Цюрихе под предводительством Конрада Гребеля отошла от последователей Цвингли. В основанных ими общинах они придерживались апостольских правил: во главе их стояли пресвитеры (Деян 14:23), они придерживались принципов непротивления злу (Мф 5:39 сл.), общности имущества (Деян 4:32 сл.), обличали согрешивших братьев (Мф 18:15-17).
Жестоко преследовавшиеся церковными и светскими властями эти, как их называли, Швейцарские братья нашли отклик у простых людей в германоязычных странах. Одно их течение развивалось в Моравии и Южной Германии; параллельно в 40-х и 50-х годах 16 в. в Нидерландах оформилось движение под руководством Менно Симонса (1492–1559).
В 1531 году Себастьян Франк, немецкий философ-мистик, богослов, историк, гуманист, идеолог левого крыла Реформации, сам, будучи их противником, писал: «…Анабаптизм распространялся так быстро, что вскоре охватил всю [нашу и соседние] страны. Очень скоро анабаптисты приобрели множество сторонников и крестили тысячи людей. К ним примкнуло множество искренних душ, горящих ревностью, к Богу… Их количество увеличивалось настолько быстро, что мир стал опасаться их восстания, хотя я со временем пришел к выводу, что подобные опасения совершенно необоснованны…»
Именно отношение анабаптистов к крещению послужило причиной преследований их со стороны правительства и дало молодому религиозному движению его наименование. В письме Конрада Гребеля и его друзей Томасу Мюнцеру, было сказано: «Мы считаем, что даже взрослый человек не должен креститься, если он не следует учению Христа, говорившего: «Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе». Священное Писание дает нам такое определение: «крещение означает, что верою и кровью Христа смываются грехи с того, кто принимает крещение, оно изменяет его сознание, и он верует до и после крещения; оно означает, что человек мертв и должен быть мертв по отношению к греху, и что он вступает в новизну жизни и духа».
Священное Писание не представляло для анабаптистов абсолютного авторитета. Только личную веру священник протестант считал основной религией.
Анабаптисты требовали упрощения церковных и феодальных привилегий и выражали идеи коллективного землевладения. Реализация этих идей должна стать, по их мнению, началом царства божьего на земле.
С самого начала анабаптисты говорили об общности материальных благ как необходимом условии христианской жизни. Под этим они, на первых порах, не имели в виду общую казну для всего братства и его нужд; не подразумевали они и того, чего все опасались революции для уничтожения частной собственности как примера для всего общества. Тем не менее, они не считали, что могут собственность называть своей. Они ответственны за управление ею, не только перед Богом, но и конкретно перед своими братьями и перед каждым нуждающимся. Там, где есть нужда, туда они и дают, не надеясь на то, что им вернут даруемое. Таким образом, общая казна была установлена в 1528 году при изгнании из Никольсбурга, и это было не радикальным нововведением, а всего лишь очередным шагом в сложившемся направлении.
Как показывают обнаруженные после 1879 многочисленные архивные документы, основным расхождением анабаптистов с протестантскими реформаторами являлся вопрос о союзе между церковью и государством. В качестве руководящей модели анабаптисты избрали раннехристианскую церковь; они говорили, что церковь совершила «грехопадение» уже при Константине и проповедовали необходимость «восстановления» церковной жизни.
Доктор Иоганн Лозерт, профессор истории Черновицкого университета, писал: «Анабаптисты более радикально, чем любое другое течение, стремящееся к реформации церкви, пошли по стопам церкви nepвого столетия, стараясь возродить ее чистую христианскую веру».
Основные принципы учения анабаптистов, в которых выделяются три следующих момента:
INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!
Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!
Анабаптисты
Содержание
История
Возникновение движения
От Крестьянской войны до Мюнстера
Гонения на анабаптистов, спровоцированные как их богословием — требование крещения по вере, отрицание централизованной церковной организации, так и социальным учением — отрицание присяги, военной службы, отказ подчиняться правительству в сфере противоречащей религиозным убеждениям, усилились в результате Крестьянской войны в Германии. Это было вызвано сильной ассоциацией между анабаптистами и Томасом Мюнцером, являвшимся одним из лидеров крестьянского восстания. К этому же провоцировали и призывы некоторых радикально настроенных анабаптистов, которые требовали насильственного ниспровержения существующих порядков, основываясь на том, что «вера без дел мертва».
К этому времени относится появление новых движений анабаптистов. На востоке — в Моравии, где после смерти Губмайера анабаптисты приняли Шляйтхаймское исповедание и стали пацифистами. Со временем часть анабаптистов приняла взгляды моравских братьев и объединилась с ними. Другая часть переместилась немного восточнее, образовав свою епархию с центром в Соботиште, Словакия. На севере — в Нидерландах и Нижней Германии, анабаптистское движение напротив оказалось более радикальным, следуя апокалиптическому учению Мельхиора Хоффмана, объявившего о скором Втором Пришествии Христа и Страшном суде.
Анабаптисты в Мюнстере
Гонения и казни приводили перекрещенцев к ожиданию скорого наступления тысячелетнего царства Христова на земле. Особенно напряжёнными эти хилиастические чаяния сделались около 1530 г., когда несколько пророков предсказывали скорую кончину мира. Особенно остро это учение выразилось в Нидерландах и Нижней Германии, где Мельхиор Хоффман распространял своё учение. Объявив себя пророком Илией, он предвещал Второе пришествие Христа в 1533 году, а Страсбург, по его мнению, должен был стать Новым Иерусалимом. Прибыв в Страсбург, Хоффман был арестован и заключён в тюрьму, где и умер. Под влиянием его взглядов образовалось движение мельхиоритов (иногда называемые гоффманитами), которые строго следовали хилиастическим взглядам. Из числа последних особенно выдвинулся гарлемский булочник Ян Матис, назвавший себя Енохом и выславший двенадцать апостолов на проповедь.
Поднявшееся в Мюнстере социальное движение привело к революции. Ян Матис (Матисен) прибыл в Мюнстер, совместно с Иоанном Лейденским, и возглавил движение. В городе было организовано теократическое государство в основе которого лежали коммунистические принципы общности имущества и социального равенства. Мюнстерский епископ несколько раз пытался взять город, однако католическо-протестантская коалиция смогла максимум взять город в осаду. Даже несмотря на осаду послы от Матиса могли пробираться в другие города и распространять его воззвания. Во время одной из вылазок Матис был убит и руководство движением перешло к Иоанну Лейденскому.
Голод и эпидемия ослабили защиту городских стен Мюнстера, и 24 июня 1535 года он был взят объединёнными католическо-протестантскими войсками под руководством Мюнстерского епископа. Многие адепты учения были казнены. Руководители Иоанн Лейденский, бургомистр города Бернд Книппердоллинг были обезглавлены, а их тела помещены в клетках на башне церкви св. Ламберта.
Анабаптизм после Мюнстера
Быстрое распространение в Германии, Швейцарии и Голландии, привело анабаптизм к принятию конгрегациональной формы самоуправления, т.е. локальные религиозные общины были связанных друг с другом братскими узами, но не составляли организационного единства. Такое единство могло быть образовано на локальном уровне среди нескольких ближайших общин, но это было практически невозможно на общегерманском уровне. Для взаимной помощи и защиты, а также для обсуждения вероучения, иногда собирались съезды, но образ жизни и варианты исповедания веры у каждой общины в основном оставались свои. Любые попытки объединения общин подавлялись властями. Общим признаком анабаптистов были, кроме крещения взрослых, признание необходимости возвращения к церкви апостольских времён, веры в милосердие Божие, необходимость добрых дел, и учение о свободе воли человека.
Учение
Основными элементами учения анабаптистов, которые отличали их от других, современных им течений в христианстве были следующие:
Эти элементы стали ключевыми для анабаптистского вероучения, отвергнув политический радикализм (проявившийся в Крестьянской войне и в Мюнстерском восстании), но приняв радикализм духовный.
Практическим результатом такого понимания христианства были: крещение только в сознательном возрасте по вере (как результат выражения добровольно согласия быть учеником и последователем Христа), отношение к богословию как к вспомогательному инструменту, а не цели (поэтому анабаптистское богословие имело лишь частичное развитие), требование практических элементов освящения в жизни верующих.
Вторым важным элементом учения анабаптистов явилось понимание Церкви как братства, живущее согласно принципов ученичества и следования за Христом. Последствием такого понимания явился отказ от государственной церкви, и даже противление самому пониманию государственной церкви, где гражданство и религиозная принадлежность являлись одним и тем же. Анабаптисты отстаивали добровольность присоединения к Церкви по вере и личному убеждению каждого отдельного человека. Это было еще одной причиной отрицания крещения младенцев, поскольку младенец не может сделать сознательный выбор в пользу принадлежности к Церкви.
Такое понимание Церкви и принадлежности к ней вело и к преобразованию социальной системы в целом. Какая-либо форма феодальной зависимости и социального неравенства, согласно анабаптистскому учению, была антихристианской, так как противоречила пониманию братства. Отсюда же следует и понимание отделения (нем. absonderung ) церкви от мира.
Современный анабаптизм и его идейные наследники
Несмотря на общее название, анабаптисты довольно быстро разделились на три основные ветви, связанные с местом их возникновения. Каждая из этих ветвей имеет собственный акцент в вероучении, что и определяет их особенности. Общим для всех трёх ветвей является самоназвание «Братья». Отсюда нередкое использование названия «Братские церкви» (англ. Brethren Church, Church of the Brethren и т. п.).
Многочисленные общины наследников анабаптистского движения, разбросаны по всему миру. Наибольшее количество их в Швейцарии, Голландии, Эльзасе, Германии и особенно в Соединённых Штатах Америки и Канаде. Достаточно большое их количество когда-то проживало в Российской империи, в основном это были меннониты. Поскольку большинство из них были немецкого происхождения, религиозные и национальные притеснения в советский период спровоцировали массовую эмиграцию меннонитов на Запад. Немногие из этих общин сохранили радикальный характер анабаптизма реформационной эпохи. Общим для них остаётся учение о крещении взрослых, отрицание присяги (клятвы), военной службы (пацифизм) и строгость в нравах.
Несомненно, что учение анабаптистов оказало определённое влияние на вероучение баптистов, других евангельских церквей, и вообще на движение Свободных Церквей в целом. Таким образом, анабаптисты занимают свою, особую нишу в истории христианской Церкви.