Анаморфотные объективы что это
Съемка с анаморфотным объективом
Не многие знают, что такое анаморфотный объектив и как им пользоваться. Эта оптика используется в съёмке широкоформатного кино.
Использование анаморфотной линзы на DSLR
Давным-давно режиссёрам захотелось, чтобы в кадр умещалось как можно больше пространства. На стандартную 35мм плёнку вмещалась только та область, которую захватывали в поле зрения обычные объективы. Даже сферические линзы не давали нужного охвата. Тогда нашёлся интересный выход из сложившейся ситуации.
Было решено сжимать кадр по горизонтали при помощи специальной линзы. На плёнку записывалось сжатое изображение, которое в последствии через проектор выводилось на экран и через такой же анаморфотный объектив разворачивалось до очень большой ширины. Таким образом удалось сохранить фокусное расстояние оригинального объектива, но вместить в кадр очень широкое изображение.
Вот так выглядит изображение в видоискателе камеры с объективом Sigma 85mm F/1.4 и анаморфотной линзой-насадкой 1.9x.
В графическом редакторе или видеоедакторе, если вы снимаете видео, нужно вернуть пропорции путём растягивания изображения. В итоге получается красивый кинематографический эффект.
Всё, что нужно сделать, для того, чтобы работать с анаморфотнымным объективом – это закрепить его перед объективом вашей камеры. В продаже можно найти анаморфотные линзы с различным коэффициентом сжатия. Диапазон сжатия может составлять 1,3 или 1,5 раза. Часто встречается 1,9 раза. Есть даже 2 и более раз.
Однако, не сразу может быть понятна концепция анаморфотной съёмки, поэтому лучше один раз показать, чем расписывать теорию на десятки страниц.
Вот портрет с нормальным фокусным расстоянием 85mm и диафрагмой F/1.4:
А вот фото с анаморфотным объективом перед 85мм оптикой. Единственное, что изменилось – это перед камерой был установлен анаморфотный объектив.
Это то же самое изображение, но его пропорции приведены к естественным путём растягивания.
Следующий снимок демонстрирует попытку получить то же поле зрения благодаря перемещению камеры назад. Используются те же настройки объектива 85мм F/1.4 без анаморфотной линзы.
Сразу видно, что из-за удаления от объекта съёмки боке стало менее выраженным. Также проблематично получить такую же ширину кадра.
В продаже проще всего найти оптику производства времён СССР. Это объективы для проекторов ЛОМО 35-НАП, Meopta anagon 2x и Rectimascop. Цены очень сильно варьируются в зависимости от качества оптики, её состояния и жадности продавца. Все эти объективы очень массивные, поэтому их нужно крепить на специальные шасси перед объективом.
Также существуют готовые решения, наподобие SLR Magic. Это компактная насадка для объектива со специальным креплением. Но их стоимость не сравнима высока с кустарными решениями, однако и качество работы совместно с удобством использования значительно превышают аналоги из прошлого.
Фокусировка
Работа с таким объективом отнимает много времени и сил. Работать придётся в ручном режиме. Нужно сфокуировать свой объектив, настроить диафрагму, а потом выставить перед объективом анаморфотную насадку на таком расстоянии, чтобы нужный объект оказался в фокусе. При этом нужно постоянно работать фокусом камеры и расстоянием до второго объектива.
Также часто фотографы разбирают оптику и отдельно крепят блоки линз на рельсах. Это позволяет более гибко настраивать фокусировку.
Другие преимущества анаморфотной оптики
Также анаморфотные объективы изменяют вид боке, делая его овальным и преобразуют блики в уникальный вид.
Оригинальные и сплющенные изображения:
И на таком же расстоянии без анаморфотнго объектива:
Особенно хорошо блики выглядят в видеороликах во время движения автомобилей или движения камеры относительно источника света.
Почему до сих пор анаморфотные линзы не популярны в фотографии? Вероятно из-за того, что такой формат трудно печатать. Также, из нескольких кадров легко сделать панорамный снимок. Кроме того, панорама из нескольких стандартных снимков будет качественнее на пиксельном уровне, чем растянутый анаморфот. Видео с таким широким полем зрения невозможно снять без специалного объектива, а с фото всё проще. Тем более есть короткофокусные широкоугольные объективы, которые покрывают большие пространства. Снимки, полученные с их помощью можно обрезать в нужных пропорциях и получать практически то же самое, что и в случае с анаморфотом. Но всё же есть преимущества старой широкоформатной технологии. Это сохранение фокусного расстояния и размытия при использовании оптики с фокусным расстоянием 58мм, 81мм и т.д. Невозможно одним кадром получить на «Рыбий глаз» такую же картинку, как и на портретник, а портретник не захватит такую ширину кадра. Поэтому выход очевиден. Использование анаморфотных линз.
Так как многие видеооператоры переходят на использование компактных камер, а байонеты унифицируются, то в ближайшее время возможно засилие рынка анаморфотной оптикой. Так компания Veydra уже анонсировала разработку анаморфотной оптики для камер с датчиком 4/3.
Имитация анаморфотной линзы
Существует способ имитации эффекта овального боке и растянутых бликов от света при помощи специального фильтра. Его легко можно сделать самостоятельно. Всё что нужно, это вырезать из картона плотно вставляющийся перед передней линзой круг и прорезать в его середине овальное отверстие. Это поможет получать овальное боке на открытой диафрагме.
Преобразовать блики поможет вертикально натянутая леска, проходящая через центр объектива. Закрепить её можно на самой картонной насадке или просто обернуть вокруг объектива и зафиксировать резинкой.
Вывод:
Теперь вы понимаете, что создавая снимки на простой объектив невозможно воссоздать анаморфотный эффект без склейки нескольких изображений, а в случае с видео вовсе не добиться такого эффекта без специальной насадки.
👌Лучшие анаморфотные объективы на 2021 год
С развитием цифровой техники, каждый, у кого в кармане смартфон, может снимать видеоролики и даже короткометражные фильмы. Тем, кто продвинулся в этом занятии дальше других, доступны даже съемки на свой умный телефон широкоформатного кино в HD качестве. Для этого нужно всего лишь приобрести специальную оптическую насадку и надеть ее на камеру своего смартфона или айфона. Редакция сайта «Янашла» предлагает обзор: «Лучшие анаморфотные объективы на 2021 год», составленный по отзывам покупателей и оценкам экспертов.
История появления анаморфотной оптики
Кино появилось в нашей жизни в конце декабря 1895 года. Братья Люмьер устроили первый киносеанс в Гранд кафе на бульваре Капуцинок. В Париже.
Интересно! Бульвар, расположенный во втором округе французской столицы получил свое название от стоящего здесь женского монастыря. Нам это место известно под ошибочным наименованием «бульвар Капуцинов».
Очень скоро кино стало любимым развлечением граждан в развитых странах. Так продолжалось до тех пор, пока у владельцев кинотеатров не появился весьма серьезный конкурент-телевидение. Кинозалы опустели. Нужно было придумать нечто новое, какой-то эффект, какого не могло дать людям телевидение. И выход был найден – широкоэкранное кино.
Этот прием делал изображение на экране более реалистичным, благодаря широкому углу съемки. Такой формат максимально приблизил изображение на экране к углу зрения человеческого глаза. Задача состояла в том, чтобы вместить в рамку 35 миллиметровой пленки как можно больше пространства в горизонтальной плоскости. Решением стало использование специальных анаморфотных объективов при съемке фильма и его демонстрации.
Новая оптика сплющивала изображение в горизонтальной плоскости, позволяя на 35 мм гораздо больше объектов. Принцип действия довольно прост. Однако в вертикальном направлении изображение получалось вытянутым.
Этот недостаток устранялся при проецировании отснятого материала через анаморфотную оптику обратного действия. Такой прием позволил кинематографистам избежать применения пленки разных форматов и неизбежных осложнений, связанных с их стандартизацией.
Анаморфотная оптика имеет интересные побочные эффекты: едва заметные блики среди нечетких элементов на заднем плане – т.н. овальное боке, светящиеся полосы от вспышек линз. Их можно сделать менее заметными, а можно наоборот, подчеркнуть, придав изображению фантастический вид. Этот прием особенно почитаем знаменитыми режиссерами. Примером тому фильм «Чужие» Джеймса Кэмерона.
Интересно! В СССР первым широкоэкранным фильмом, стал «Илья Муромец» Александра Птушко, снятый в 1956 году.
Виды анаморфотов
Афокальная насадка
Присоединяется к обычным объективам для достижения нужного эффекта. Бывает линзовой и зеркальной. Первая оснащается цилиндрическими линзами, вторая зеркалами с цилиндрической поверхностью. Применение афокальной насадки может повлечь за собой искажение (аберрацию) изображения, откорректировать которое будет сложно.
Анаморфотный блок
Оптическая система, собранная из цилиндрических элементов, как единая конструкция. Рассчитать и юстировать ее нетрудно.
Анаморфотная оптическая система
Применяется для трансформации обычного изображения в широкоформатное. Используется кинематографистами при печати прокатных копий с рабочих негативов. В состав входят два объектива, сфокусированные на бесконечность, с размещенными между ними цилиндрическими линзами. Первая такая система, разработанная В 1964 году, получила название «Технископ».
Важно! Применение технископа позволяет не использовать анаморфотную оптику при съемке и демонстрации фильма.
Анаморфная насадка для смартфона
Та же афокальная насадка. Надевается на камеру смартфона или айфона. Специальное приспособление (винт под шестигранный ключ) фиксирует ее положение относительно встроенной камеры вашего гаджета. Для крепления насадки к корпусу смартфона в нужном положении используются разные приспособления. Это может быть клипса (попросту– прищепка), зажим или чехол для телефона со специальным гнездом.
Насадка вставляется в гнездо, после чего ее нужно провернуть в посадочном месте на 90°, что называется «до щелчка». Афокальные насадки для смартфонов позволяют владельцам снимать широкоформатные ролики в высоком качестве своими руками.
Критерии выбора анаморфного объектива
Анаморфотная оптика (далее АО), не может считаться самой востребованной даже среди профессионалов. Редакция сайта подготовила в помощь начинающим видеоблогерам ряд рекомендаций и полезных советов, которые помогут решить эту проблему и подскажут на что обратить внимание.
Лучшие производители
Китайский производитель профессиональной фототехники. Основанная в 2001 году, компания быстро заняла лидирующие позиции в избранной отрасли. В ее распоряжении завод, занимающий площадь более 20 тысяч квадратных метров, внушительный штат исследователей и конструкторов, современные производственно-технологические линии. Популярные модели бренда широко известны в Китае и за его пределами. Их отличает качество на уровне мировых стандартов и доступные цены.
Китайская компания. В 2016 году ее основали фотографы-любители, знающие не по наслышке, о важности аксессуаров, обеспечивающих комфортную съемку с высоким качеством снимков и видеороликов. Популярность моделей штативов, стабилизаторов, кронштейнов для камер и микрофонов, объясняется высоким качеством исполнения, стильным дизайном, разумной ценой. В ассортименте компании различные фотокомпоненты, в том числе различные типы насадок и объективов анаморфотного исполнения.
Аббревиатура Ленинградского оптико-механического объединения. Крупнейший производитель оптических систем различного назначения в СССР и РФ. История компании началась в 1913 году со строительства в северной столице завода по производству оптики. Первую продукцию предприятие произвело в 1914 году. Свое нынешнее название фирма получила в 1962 году. Занималась производством киноаппаратуры, военной оптики, фотоаппаратуры и аксессуаров. Сегодня это современное предприятие, основное направление деятельности которого и премиальное качество продукции остались неизменными.
Британская компания. Основана в 1888 году. Производила и производит оптику для кино и фотоаппаратов, совместимых с байонетами других брендов. Среди многочисленных моделей оптических устройств, в ассортименте Cooke Optics есть и анаморфоты, зуммированные и фиксы.
На заметку! Фиксами фотографы называют объективы с постоянным фокусным расстоянием. Оптика с регулируемым фокусом называется зуммированной.
Российская компания производит анаморфотные блоки и насадки, считается одной из лучших в стране. Фирма выпускает изделия только собственной разработки, отличающиеся простотой в эксплуатации, надежностью и бюджетными ценами. Продукция компании пользуется повышенным спросом у профессиональных фотографов, видеоблогеров и киноманов.
Китайский производитель кинообъективов, в том числе анаморфотных. Изделия отличаются высоким качеством, доступной ценой, пользуются заслуженной популярностью видеоблогеров. Не так давно компания выпустила последний из трех анаморфотов серии Т2 1.8х с фокусным расстоянием 28, 40 и 65мм. Все три новинки спроектированы для камер с матрицами 4:3 Panasonic GH5, BGH1 и т.п.
Это далеко не полный список лучших производителей и продолжать его можно довольно долго. Какой фирмы лучше купить анаморфотную оптику, решать покупателю. Прежде, чем потратить деньги, нужно собрать как можно больше информации о товаре: уяснить, как работает АО и что это такое вообще, выслушать советы и рекомендации опытных пользователей и профессионалов.
Рекомендуем посетить официальные сайты производителей. На их страницах можно найти описание и технические характеристики моделей, узнать, сколько стоит приглянувшееся вам изделие, изучить инструкцию пользователя, ознакомится с новинками. Проанализировав весь объем информации можно с уверенностью выбрать модель и оплатить заказ.
Где купить
В больших городах всегда найдутся специализированные магазины, где можно не только увидеть, но и пощупать товар своими руками, расспросить продавца-консультанта о сильных и слабых сторонах модели, оформить гарантийный талон.
Если такой вариант невозможен, остается заказать онлайн нужную модель в интернет-магазине. Адреса виртуальных торговых площадок можно найти на сайте Яндекс.Маркет. Здесь можно найти характеристики устройств от разных производителей, перейти на страницу интернет-магазина и сделать заказ.
Рейтинг качественных анаморфотных объективов
Афокальные насадки для смартфонов
Универсальный анаморфик, совместимый с техникой от Motorola, Xiaomi, LG, OnePlus, Pixel. Корпус их алюминиевого сплава предохраняет набор линз от повреждений. Мультиэлементное покрытие стекла минимизирует искажения и блики при съемке. Байонет оборудован резьбой 17 мм. Крепления в комплекте. Масса прибора с упаковкой составляет 90 г.
Насадка позволяет снимать ролики с кинематографическим качеством изображения. Широкоугольная оптика захватывает гораздо больше информации, чем у самого короткофокусного объектива. Соотношение сторон полученной картинки – 2:4:1. Средняя цена: 3900 рублей.
Покупатель должен знать, что для работы с насадкой потребуется скачать и установить специальное приложение для работы с аноморфиком. Это может быть ProMovi или Filmic Pro.
Анаморфот от компании Apexel. Пригоден для работы со смартфонами от других производителей. Результаты съемки максимально приближены к «киношному» качеству. Оптика от Apexel универсальна, высокого качества, доступна по цене.
Модель APL-HDAN относится к широкоугольной оптике с постоянным фокусным расстоянием и диафрагмой 1,8. Присоединяется с смартфону посредством байонета, типа T-Mount, который крепится на корпусе устройства зажимом – скрепкой.
Для топовых iPhone и Samsung фирма предлагает специальный чехол с резьбой для присоединения насадок к встроенной камере. Средняя цена – 6000 рублей. По мнению покупателей – неплохое соотношение цены и качества.
Анаморфотный объектив что это такое?
Что такое анаморфотные объективы?
Существует два вида объективов, которые могут использоваться при создании фотографии: сферические линзы и анаморфотные линзы. Сферические линзы — это тип, который мы все используем чаще всего, и они передают изображение на сенсор или пленку, не влияя на соотношение сторон. Однако анаморфотные линзы искажают изображение, сжимая его по горизонтали, оставляя вертикальный аспект без изменений. Чтобы понять, зачем это нужно разберемся дальше.
Широкоэкранная съемка
Хотя в первые годы кино было опробовано несколько широкоэкранных форматов, подавляющее большинство фильмов снимались в стандартном 35-мм формате с соотношением 1,37:1 до начала 1950-х годов. Именно тогда, чтобы противостоять сокращению аудитории кинотеатров, вызванному ростом популярности телевидения, киностудии перешли к созданию фильмов в широкоэкранных форматах.
Некоторые методы, используемые для достижения более широкого соотношения сторон, просто маскируют верх и низ 35-мм пленки. Однако обрезанное изображение, полученное таким образом, тратит большую часть площади каждого кадра, уменьшая разрешение и увеличивая зернистость при проецировании.
Анаморфные линзы были разработаны для использования всей 35-мм пленки, сжимая изображение по горизонтали с коэффициентом 2 при использовании полной высоты рамки. Когда готовый фильм был показан в кинотеатре, объектив проектора, соответственно, вернул изображение обратно в правильные пропорции. Таким образом, классическое соотношение сторон широкоэкранного фильма 2,39:1 может быть получено из кадров пленки с соотношением сторон 1,37:1.
Анаморфные объективы
В то время как анаморфные линзы были разработаны, чтобы преодолеть ограничения 35-мм пленки, они добавили изображениям особый вид.
Одной из самых уникальных особенностей анаморфотных изображений является то, что нечеткие элементы на заднем плане создают характерное вертикальное овальное боке. Вспышки линз также видны как горизонтальные или вертикальные полосы по всему кадру.
Овальные блики боке и линзы, видимые как горизонтальные или вертикальные полосы по всему кадру, являются уникальными особенностями анаморфных изображений.
При использовании анаморфные линзы имеют эффективную меньшую глубину резкости по сравнению со сферическими линзами, которая часто считается более кинематографической. Чтобы понять этот эффект, учтите, что когда вы используете 50-миллиметровую анаморфный объектив, он имеет вертикальную перспективу 50-миллиметрового сферического объектива, но из-за сжатия изображения вдоль горизонтальной оси изображения эффективное горизонтальное фокусное расстояние такое как у объектива 25 мм. Следовательно, для достижения поля зрения, аналогичного 50-миллиметровой сферической линзе, необходимо использовать 100-миллиметровую анаморфную линзу с меньшей глубиной резкости.
Анаморфные объективы и цифровые датчики
С появлением цифровых датчиков потребность в анаморфных линзах уменьшилась. Цифровые видеодатчики обычно имеют более широкий формат изображения, чем 35-мм пленка, поэтому сферические линзы можно использовать для получения широкоэкранного изображения с минимальным количеством кадрирования.
Использование стандартной анаморфной линзы с 2-кратным коэффициентом сжатия на цифровом датчике с соотношением сторон 16: 9 приведет к получению окончательного изображения с чрезмерно широким соотношением сторон 3,55: 1. Для достижения соотношения сторон 2,39: 1 используется только центральная часть датчика, что может означать, что в конечном изображении используется меньше пикселей, чем было бы достигнуто простым маскированием верхней и нижней части датчика полной ширины. По этой причине компания Arri выпустила версию своей кинокамеры Alexa с сенсором изображения 4:3, специально разработанной для получения изображения 2,39: 1 в сочетании с 2-кратным анаморфным объективом.
Существует также ряд анаморфных дополнительных объективов с горизонтальным коэффициентом сжатия 1,33: 1 или 1,35: 1, которые предназначены для работы в сочетании со сферическими линзами на камерах, таких как зеркальные фотокамеры с цифровыми датчиками 16: 9. Однако более низкий коэффициент сжатия означает, что эти адаптеры производят меньше характерных анаморфных бликов и бликов, которые ищут кинематографисты.
Как правильно снимать на анаморфотные объективы
Хотя существуют анаморфотные объективы, которые можно адаптировать для работы с большинством камер, существует ряд вопросов, которые необходимо рассмотреть, прежде чем планировать свой первый анаморфный широкоэкранный проект.
Если у вашей камеры нет функции сжатия изображения в видоискателе или на экране монитора, вам придется работать с горизонтально сжатым изображением, что усложняет кадрирование и съемку.
Анаморфотные линзы зачастую больше и тяжелее, чем сферические линзы, что делает их менее пригодными для съемки и в движении. Они также могут иметь более медленную максимальную диафрагму, поэтому вам понадобится больше света при съемке.
Широкоугольные анаморфные линзы могут иметь большее искажение, чем сферические линзы, что затрудняет получение прямых вертикалей на изображении. Искажение линзы, вызванное анаморфными линзами, также может затруднить работу с визуальными эффектами.
Дополнительные стеклянные элементы в анаморфированных линзах могут повлиять на резкость изображения, хотя некоторые кинематографисты активно предпочитают более мягкий характер стекла при работе с цифровыми форматами с разрешением 4K или более высоким, поскольку это может снизить чрезмерную клиническую природу отснятого материала.
Кому подойдет анаморфотный объектив?
Анаморфные линзы не подходят для повседневного кинопроизводства. Однако для нужного проекта анаморфотные линзы могут увеличить ваши производственные показатели и придать вашей съемке уникальный кинематографический вид.