Анима и анимус в психологии что это
Анима и Анимус. Архетип Персона. Тень. Индивидуация
Анима
Анима – это бессознательная женская сторона личности мужчины.
Противоположным понятию «анима» является понятие «анимус» – мужская часть психики женщины. Эти термины были введены К. Юнгом (1875 – 1961) для обозначения архетипов.
Анима и анимус рассматриваются как комбинации архетипических образов, которые содержится в культуре и проявляются в мужском и женском началах.
Анима можно наблюдать в таких проявлениях мужского характера, как сверхчувствительность, утрата мужественности, переменчивость настроения, плаксивость и т.д.
Анима включает в себя принцип Эроса, так как проявление анимы в мужской психике фиксируется через его отношение к женщине.
4 образа анима
Архетипическая анима проявляется в четырех образах, которые носят название женских имен: Ева, Елена, Мария, София. Эти образы мужчина проецирует на женщину. Чаще всего они проявляются в сновидениях.
Анима рассматривается как психический компонент, который находится ниже порога сознания, комплементарен Персоне и состоит с ней в компенсаторных взаимоотношениях.
Архетип Персона
Анима претерпевает изменения на протяжении жизни мужчины.
Первая половина жизни характеризуется стремлением освободиться от чар материнской анимы. Молодые мужчины могут пережить полную утрату анимы без всякого ущерба. На этой стадии развития главное — быть мужчиной.
После середины жизни потеря анимы выражается в снижении подвижности и человеческой доброты, в результате чего чаще всего возникает сварливость, упрямство, неряшливость, безответственность, раздражительность, склонность к злоупотреблению алкоголем.
В позднем возрасте недостаток связи с анимой сопровождается депрессиями, диссоциациями, хроническими болезнями, трудностями в принятии решений.
Анимус
Анимус представляет собой бессознательную мужскую часть личности женщины и персонифицируется в принципе Логоса. Анимус проявляется в жестком и самоуверенном характере женщины, которая может постоять за себя и принять волевое решение.
Анимус – это психический компонент, который находится ниже порога сознания и действует из бессознательного.
Анимус, как и анима, рассматривается в качестве архетипического образа.
К. Юнг выделил четыре стадии в развитии анимуса:
В психике каждого человека есть тень и, чем больше эта тень осознается, тем больше шансов исправить те негативные качества, которые человек имеет. Если теневая сторона изолирована от сознания, то имеется возможность ее проявления в неожиданный для человека момент. Именно из сильно увеличенной тени формируются неврозы.
Индивидуация
Юнг разделил понятия «индивидуализм» и «индивидуация», определив индивидуализм как подчеркивание мнимого своеобразия в противовес коллективным требованиям, а индивидуацию как результат ассимиляции в сознании личного и коллективного бессознательного.
Индивидуация – это процесс перехода бессознательного в сознательное через духовное развитие. В процессе индивидуации человек осознает свою психологическую уникальность, реализует свои задатки и способности.
Процесс индивидуации включает в себя четыре этапа:
На первом этапе процесса индивидуации происходит раскрытие Персоны. Человек рассматривает ее как полезный инструмент, а не как часть себя. Хотя Персона выполняет значимые защитные функции, она выступает маской, которая скрывает самость и бессознательное. В итоге получения знаний об ограничениях и деформациях Персоны человек становится независим от культуры и общества.
На втором этапе человек знакомимся с Тенью, происходит борьба с ней. Человек может освободиться от воздействия тени в том объеме, в каком он понял реальность темной стороны.
На третьем этапе происходит столкновение с анимой или анимусом. Человек относится к этим архетипам как к реальным. Он понимает, что фигуры анимы или анимуса автономны и могут воздействовать на него в том случае, если он игнорирует их или просто принимает их образы за свое собственное личное создание.
Анима и Анимус- это про адаптацию к внутреннему миру
И вот эти субличности(Анима и Анимус) представляют более глубинный уровень бессознательного, чем ТЕНЬ. Если мы посмотрим на структуру психики по Юнгу, то мы увидим, что Анима и Анимус находятся в личном бессознательном ниже, чем Тень.
Мюррей Стайн пишет по этому поводу: «Подобно Тени, Анима и Анимус представляют собой личность внутри психики, не соответствующие саморепрезентации и самоидентификции, которые принадлежат Персоне. В то же время она отличается от Тени и не принадлежит Эго настолько, насколько ему принадлежжит Тень. Она более иная, чем Тень.»
Если различия между Персоной и Тенью строятся по принципу:
То различие между Эго и Анимой и Анимусом характеризуется полярностью:
И это очень интересно, что Тень связана с Эго. То есть то, что есть в Эго- это противоположно Тени. Например, я в Эго-наивная, в Тени-хитрая, в Эго- добрая, в Тени- злая(условно, это как антонимы). А Анима и Анимус- это совершенно иное, и соответственно, то, что дает очень богатые возможности для расширения себя, для перехода на качественно новую версию себя.
Анима и Анимус имеют архетепическую природу, с одной стороны. С другой стороны, они формируются тоже в некоторой степени через те образы Мужчин и Женщин, с которыми мы соприкасаемся в детстве(семейная система и также те фильмы, которые мы смотрим и т д). Всё это вместе формирует какие-то образы внутри:
Юнг пишет, что естественная функция Анимы и Анимуса- это сохранить свою позицию между индивидуальным бессознательным и коллективным бесознательным. Точно также как Персона своего рода прослойка межу Эго-сознанием и объектами внешнего мира. Анима и Анимус должны функционировать как мост или дверь, ведущая к образам коллективного бессознательного. Как Персона должна быть чем-то вроде моста, связывающего с миром. То есть еще раз, Анима и Анимус отвечает за то, как мы справляемся с информацией идущей изнутри, с содержанием, с энергиями которые возникают в сознании из коллективного и личного бессознательного.
Как проявляет себя Анима у мужчин и Анимус у женщин? Например, Мюррей Стайн пишет, что мужчина, который поддается плохому настроению, можно сказать, что у него ПРОБЛЕМА С АНИМОЙ. Он находится сегодня под влиянием Анимы. Его Анима, вместо того, чтобы помогать справиться с эмоциями, излучает настроение, которое просачивается подобно газу в сознание Эго и несет в себе так сказать множество сырых, недифиринцированных аффектов. Это по меньшей мере оказывает влияние на функционирование Эго. Эго мужчины начинает идентифицироваться с Анимой личностью, которая обычно чрезвычайно чувствительна и окутана эмоциональностью. Его Анима мало развита, поэтому она не помогает ему справиться с охватившим его настроением. Человек, подвергнутый частым и интенсивным переменам в настроении, находится в слишком тесных отоншениях с этой, обычно подчиненной, частью личности.
Подобным образом женщина, имеющая «проблему», связанную с Анимусом, также переполненная бессознательным, обычно эмоционально-заряженными мыслями и мнениями, которые контролируют ее больше, чем она контролирует их. Эта ситуация не особенно отличается от ситуации мужчины, одержимого Анимой, только в случае с женщиной, как правило, более акцентирован интеллектуальный аспект. Это автономные мысли и мнения, которые приводят к нарушению адаптации к миру, потому что они проявляются с вызывающей эмоциональной энергией. Часто они опасны для отношений, потому что людям, окружающих такую женщтину приходится строить вокруг себя защитные стены, когда они рядом с ней. Они чувствуют себя в её присутствии дискомфортно и у них возникает желание защититься, как бы сильно она не старалась быть восприимчивой и теплой. Ей это не удается, потому что её Эго подвержено вторжению разрушительной энергии, которая превращает её в кого угодно, но только не в доброго и нежного человека, каким она хотела бы быть. Наоборот, она резка и охвачена бессознательной борьбой за власть и контроль. Это то, что Юнг назвал одержимостью Анимусом. То есть если сказать проще и короче, то Анима проявляется в мужчине как НАСТРОЕНИЕ, как ЧУВСТВА, а Анимус у женщины- это как МЫСЛИ, СУЖДЕНИЯ, МНЕНИЯ.
Почему считается, что женщины легче переключаются, например, если мужчина впадает в какое-то настроение, оно его захватывает(определенный аспект Анимы), ему сложно переключится. У женщины это встроено, она идентифицирована со своей Анимой, это у нее сознательная функция. И точно также, женщине труднее с какими-то суждениями, с тем, что касается мыслительного процесса. Вот здесь сложнее менять свои установки, сложнее их так вот со стороны наблюдать и понимать их адекватность(вот это про Анимус). В реальной жизни Анима и Анимус могут по-другому себя проявлять в мужчине и женщине. Это всегда про то, что Эго не может справиться с искажениями, которые создаются образами вот этих внутренних фигур. Если связать эту тему с комплексами, то, конечно, же
Мюррей Стайн пишет о том, что ОДЕРЖИМОСТЬ Анимой и Анимусом широко распахивает ворота бессознательного и пускает практически всё то, что обладает достаточной энергией, чтобы пронукнуть в них. Человека охватывают настроения и прихоти, контроль импульсов минимален. Мысли и аффекты не удержиаются. Это безусловно и проблема Эго, СИМПТОМ НЕРАЗВИТОГО ЭГО, которое не может удержать и справиться с теми содержаниями, которые обычно проникают в сознание, но должны быть осмыслены и переварены перед тем, как воплотятся в вербальное или физическое действие. Здесь мы говорим про то, что нет возможности СДЕРЖАТЬ ИМПУЛЬС, нет контейнера. То, что поступает во внутрь, сразу воплощается в вербальное или физическое действие. Например, у женщины возникает импульс, который выражается мыслью: мучжина ее обманывает. В здоровом варианте, она может удержать этот импульс на какое-то время, то есть подумать, действительно ли это так, проверить, сопоставить факты и т д. Если нет возможности удержать этот импульс, она начинает либо сразу закатывать скандал, обвинять, то есть в вербальное переводить этот импульс, либо, например, нанимает детектива, чтобы следить за мужчиной(это уже импульс превращается в физическое действие).
Анима и Анимус также могут быть не развиты. Здесь мы говорим про то, что Эго не достаточно развито, чтобы удержать эти импульсы, но могуть быть недостаточно развиты и Анима и Анимус. И тогда находятся партнер, который это компенсирует. Мужчина ищет женщину, которая помогает ему справиться с его чувством, это любые созависимые отношения(вот на этом живут). А женщина ищет мужчину, который может больше воспринимать ее мысли и идеи и как-то это встраивать в жизнь. То есть, как правило, это успешный мужчина, у которого вот это получается(взять что-то организовать, что-то сделать и т д). Женщина со слабым Анимусом будет привлекать таких мужчин.
И опять же, если мы говорим о неком идеале, в идеале психического здоровья, то это выглядит так, что у человека:
Но это происходит не так уж часто. И как правило, когда клиент к нам приходит идет перекос в какую-то сторону:
Юнг утверждал, что оба пола имеют как маскулинные, то есть мужские, так и феминные, то есть женские, компоненты и качества(такой генетический материал). Наблюдаемые различия- это всего лишь степень выраженности этих генов.
Также тема анимы и анимуса- это про КОМПЛЕМЕНТАРНОСТЬ психики. У Юнга эта идея одна из центральных идей. Это про то, что везде есть другой полюс. И Юнг пишет, что если мужчины мускулины внешне, то они феминны внутри, у женщин наоборот. Эго и Персона у женщин чувствительны и настроены на общение, но они прочны и способны проникнуть на обратную стороны их личности. Мужчины же жестки и агрессивны внешне, а внутри чувствительны и общительны. Если снять маски Персон со взрослых мужчин и женщин, то восприятие полов изменится. Женщины окажутся более твердыми и в большей степени контролирующие ход событий, чем мужчины. А мужчины- более заботливы и чувствительны, чем женщины. Согласно Юнгу комплементарная сторона, внутренняя, не осознаваемая, она тоже меняется.
Маскулинность(мужественность) практически всегда определяется такими прилагательными как:
Это всё про маскулинность психики, не важно мужчина это или женщина. Это про мужскую часть.
Другими словами, это не про тело мужчины или женщины, это про качество психики. Это про то, о чем говорят энергии Инь и Ян. В разных философиях и школах есть какое-то свое определение, но это всё про это. И про то, что только СОЕДИНЯЯСЬ эти энергии дают новую жизнь, что-то новое рождается!
И проблема возникает тогда, когда какая-то из этих сторон остается сильно подавленной, в зародише. И тогда она всё-равно прорывается на свет, но прорывается карикатурно. Например, очень рациональный мужчина, который отрицает психологию, может поверить гадалки на улице.
Если фигура Анимы и анимуса остаются в зародыше, то это следствие установки:
Когда мы влюбляеся- это всегда констеляция Анимы и анимуса, то есть активация внутри. Когда мы влюбляемся? Когда женщина, например, внутренний образ Анимуса спроецировала на реального мужчину. И дальше происходит влюбленность и наобророт. Когда мужчина проецирует, находит подходящий объект для проекции своей Анимы- возникает влюбленность. Это буквально. Даже ВЛЮБЛЕННОСТЬ В СВОЁ ДЕЛО, во что-то ещё(само состояние влюбленности). Это про то, что поднимается, активируется Анима или Анимус. Только эти фигуры дают нам это состояние.
Юнг всегда придерживался мнения, что ПРОЕКЦИИ создаются БЕССОЗНАТЕЛЬНЫМ, а не Эго. Это очень важно. Мы не ответственны за свои проекции, мы ответственны за то, что не осознаем их и не анализируем. То есть не в нашей власти выбирать, какая проекция куда падает. Но, мы можем:
И уже дальше рассоединять там, где это творит какие-то нехорошие вещи. Механизм проекции нужен. Без этого не влюбиться.
Мы постоянно проецируем и наши взгляды на жизнь, на других людей, на то, как создан мир и т д. Иногда получается удивительно, насколько искаженным может быть видение у некоторых людей и не менее замечательно, что все мы абсолютно верим в наше собственное видение, даже когда обнаруживаем в нем серьезные недостатки. Что из этого вытекает? Что по большей части мы выдумываем себе мир, поэтому надо придумывать что-то более приятное, более желанное. И в это верить! Да, конечно, надо сохранять некий принцип реальности, объективная реальность все есть, Но, например. одну и ту же жизнь, отношения можно очень по-разному увидеть. И мы каждый день получаем подтверждение этому. Например, в один день мы всем довольны, а в другой момент нам кажется, что вся жизнь пошла наперекосяк :))) Это пример того, как мы видим то, что видим!
Почему работают тренинги? Потому что идет активация этой энергии(идет возбуждение, подъем). На этой энергии возможна трансформация. То есть влюбленность трансформирует!(это состояние влюбленности) Каждый его переживал, вспомните. Это очень энергетически сильное состояние и оно всегда трансформирует. Если буквально, то из любой влюбленности никто не выходил таким же, каким входил в эту влюбленность. Всегда происходит трансформация.
И в каком-то смысле в терапии тоже происходит момент влюбленности. Как правило, клиент вначале в какой-то степени влюбляется в нас. Не в нас, а в ту проекцию, которая на нас возникает. Тем не менне это нужное состояние для трасформации.
И вот здесь есть очень важный момент. Для целей психологического развития и расширения сознания важна функция Эго вовлечь Аниму и Анимус в диалектический процесс и не последовать за призывом к действию немедленно. То еть это про управление той энергией, которая поднимается. Когда Эго может как-то с этим побыть. Когда об этой энергии можно говорить, понимать о чем это, куда это нас толкает и т д. Также часто, например, после тренингов хочется:
Очень важно в этом смысле побыть с этой энергией, поразмышлять. Чтобы центр нашего сознания-Эго как-то с этим повзаимодействовало. И тогда это про то, что произошло расширение сознания и человек перешел на новый уровень, произошла трансформация, которая закрепилась внутри. Также это про возможность сохранять относительную ЯСНОСТЬ сознания в процессе эфории, эмоционального подъема. Это непростой НАВЫК. Но тоже очень важный, его надо тренировать. Это не менее важный навык, чем выводить себя из сильных негативных переживаний. И если говорить о работе с клиентом, то это идет потом, когда мы разобрались с негативом. Но этот этап тоже есть! И у себя в жизни его также важно тренировать.
Анима и Анимус познаются только в отношениях. Только другой человек может привести наши проекции в действие. То есть я не могу узнать, какой у меня Анимус, пока я не вступлю в отношения. И поэтому работает терапия, потому что это некий процесс, где начинает движение проекций и можно увидеть что-то такое, что дремлет в глубине бессознательного. В отношениях всегда, по-сути, есть трое:
И уже такое трехмерное восприятие уже помогает чуть эти вещи разделить:
В хорошем смысле слова разделить. Например, женщина в каждом мужчине почему-то видела предателя. И это у нее разделилось. То есть начинают расклеиваться проекции.
Аниму и Анимус еще можно увидеть в наших снах. Они показываются фигурами противоположного пола.
И когда ДЕПРЕССИЯ с точки зрения Анимы и Анимуса если смотреть? Это когда эти фигуры не активны. Это противоположное состояние влюбленности. То есть депрессия-это потеря связи с собой. Нет связи с этой фигурой, а значит, нет связи со своим внутренним миром. Почему так важны отношения? Потому что только там мы можем соединиться со своей комплементарной частью. Женщина с мужской своей частью, а мужчина со своей женской частью.
Как проявляется Анима и Анимус в паре? Когда, например, женщина захвачена Анимусом, то через 5 минут мужчину захватывает Анима :))) Все конфликты в семье порождаются так, одна захваченность порождает другую.
Это осознание помогает в дальнейшем, чтобы мы не смешивали реального человека и свои проекции. Это очень упрощает многие отношения.
С уважением, психолог, коуч Евгения Порошина.
Короткие видео в ютубе на эту тему:
Другие статьи по аналитичнской психологии:
Всех приглашаю в школу коучинга. Набор в группы идет постоянно. Подробнее здесь.
Сайт Школы Психологии Кристины Кудрявцевой- здесь. Заходите, смотрите. Рекомендую также обучение у Кристины.
Сама по многим программам у нее прошла обучение. В своей школе коучинга, в обучающей программе, именно лекции по психологии использую лекции Кристины. Кристина, благодарю за профессионализм!
ИП Благодатная Евгения Александровна
354392, РОССИЯ, КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ, Г СОЧИ, С ЭСТОСАДОК, УЛ ЭСТОНСКАЯ, Д 37, КВ 315
Анима и анимус
Связанные понятия в других учениях
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Анима и анимус» в других словарях:
Анима и Анимус — Анима термин, введённый Юнгом, обозначающий женский элемент в психике каждого мужчины. Еще в Средние века, задолго до того, как физиологи выяснили, что в каждом человеке наличествуют мужские женские гормональные элементы, говорилось, что… … Википедия
АНИМА — АНИМА, АНИМУС (лат. anima душа и animus дух) понятия, выражающие в древнегреческой культуре феномен духовного; выступало этапами эволюции осмысления последнего: если анима (душа) неотделима от своего телесного носителя, то анимус (дух) обладает… … Новейший философский словарь
АНИМА, АНИМУС — (от лат. anima – душа, animus – дух) – бессознательные представления, выступающие в образах женского начала в мужчине и мужского начала в женщине. Понятия Анимы и Анимуса были использованы К.Г. Юнгом (1875–1961) для характеристики вечных… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
анима, анимус — (от лат. anima душа и animus дух) понятия аналитической психологии К. Г. Юнга, посредством которых он обозначал наследуемые бессознательные, архетипические (см. архетип) многосторонние психические образы и формы души, представляющие женский… … Большая психологическая энциклопедия
анимус и анима — Этимология. Происходит от лат. anima душа. Автор. К.Г.Юнг. Категория. Архетипы. Специфика. Представляют собой архетипические образы, в которых запечатлен многовековой опыт предков (по преимуществу в аспекте пола). Анимус исходно, собрание отцов,… … Большая психологическая энциклопедия
Анима — (лат. «душа») – идеальная женская душа, которую юноша образует в своем подсознании. См. и ср. анимус. Через понятие анима объясняют возникновение образа сирен. По интерпретации психоаналистов, образ Спящей Красавицы в сказке – анима. В сказке… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Анимус — (лат. «душа») – по теории психоанализа, идеальная мужская душа, которую девушка образует в своем подсознании. Когда двое влюбляются друг в друга, это значит, что их любовные фантазии, мечты совпадают (Т. Рейк, Психология сексуальных отношений).… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
АНИМУС — 1. Интенсивная и длительная неприязнь. См. гнев, враждебность и словарные статьи, указанные там в ссылках. 2. В более поздних работах К.Г. Юнга бессознательный мужской архетип в личности женщины. См. анима (3) … Толковый словарь по психологии
Анима и Анимус
Анима и Анимус
Анима — термин, введённый Юнгом, обозначающий женский элемент в психике каждого мужчины.
Еще в Средние века, задолго до того, как физиологи выяснили, что в каждом человеке наличествуют мужские-женские гормональные элементы, говорилось, что «каждый мужчина несёт в себе женщину». Женский аспект представляет определённый подчинённый уровень связи с окружающим миром и, в частности, с женщинами, уровень, который тщательно скрывается от других и от себя.
Явление анимы хорошо известно знатокам художественной литературы. Анима как прототип женского персонажа романа, написанного мужчиной — не редкость. Например, есть основания полагать именно такое происхождение образа Маргариты из «Мастер и Маргарита» Булгакова.
Анимус (лат. «дух») — термин, введённый в психологию Юнгом для обозначения мужского элемента в психике женщины. Подобно Аниме для мужчины, Анимус представляет самую дальнюю и самую сокровенную часть в психике женщины. Но если Анима — это его чувства, то Анимус — это мнения и убеждения. Женщина, одержимая Анимусом, становится догматичной, фанатичной, фригидной и негибкой.
Но, как и Анима, Анимус является ключом к индивидуации женщины. Через анализ сновидений и активное воображение Женщина достигает соединения с Анимусом и интегрирует в своей психике мужские качества.
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Анима и Анимус» в других словарях:
Анима и анимус — Анима и анимус (от лат. anima и лат. animus «жизненное начало» или «душа» в, соответственно, женском и мужском родах) термины, введённые в психологию Юнгом для обозначения архетипических образов, связанных,… … Википедия
АНИМА — АНИМА, АНИМУС (лат. anima душа и animus дух) понятия, выражающие в древнегреческой культуре феномен духовного; выступало этапами эволюции осмысления последнего: если анима (душа) неотделима от своего телесного носителя, то анимус (дух) обладает… … Новейший философский словарь
АНИМА, АНИМУС — (от лат. anima – душа, animus – дух) – бессознательные представления, выступающие в образах женского начала в мужчине и мужского начала в женщине. Понятия Анимы и Анимуса были использованы К.Г. Юнгом (1875–1961) для характеристики вечных… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
анима, анимус — (от лат. anima душа и animus дух) понятия аналитической психологии К. Г. Юнга, посредством которых он обозначал наследуемые бессознательные, архетипические (см. архетип) многосторонние психические образы и формы души, представляющие женский… … Большая психологическая энциклопедия
анимус и анима — Этимология. Происходит от лат. anima душа. Автор. К.Г.Юнг. Категория. Архетипы. Специфика. Представляют собой архетипические образы, в которых запечатлен многовековой опыт предков (по преимуществу в аспекте пола). Анимус исходно, собрание отцов,… … Большая психологическая энциклопедия
Анима — (лат. «душа») – идеальная женская душа, которую юноша образует в своем подсознании. См. и ср. анимус. Через понятие анима объясняют возникновение образа сирен. По интерпретации психоаналистов, образ Спящей Красавицы в сказке – анима. В сказке… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Анимус — (лат. «душа») – по теории психоанализа, идеальная мужская душа, которую девушка образует в своем подсознании. Когда двое влюбляются друг в друга, это значит, что их любовные фантазии, мечты совпадают (Т. Рейк, Психология сексуальных отношений).… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
АНИМУС — 1. Интенсивная и длительная неприязнь. См. гнев, враждебность и словарные статьи, указанные там в ссылках. 2. В более поздних работах К.Г. Юнга бессознательный мужской архетип в личности женщины. См. анима (3) … Толковый словарь по психологии