Античное искусство это что
античное искусство
Полезное
Смотреть что такое «античное искусство» в других словарях:
Античное искусство — включает: На Среднем Востоке Искусство Месопотамии Искусство Древнего Египта В Азии Скифское искусство В Европе Кельтское искусство Вестготское искусство Этрусское искусство Искусство Древней Греции Искусство Древнего Рима Эллинистическое… … Википедия
Античное искусство — (от лат. antiquus древний), название древнегреческого и древнеримского искусства, возникшее в эпоху Возрождения. По данным современной науки, античное искусство (развивавшееся в пределах 1 го тысячелетия до н. э. и первой половины 1 го… … Художественная энциклопедия
АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО — название древнегреческого и древнеримского искусства, возникшее в эпоху Возрождения. Зародилось в южной части Балканского п ва, на о вах Эгейского арх. и западном побережье М. Азии и пережило наивысший расцвет в Др. Греции в 5 4 вв. до н. э. В… … Большой Энциклопедический словарь
Искусство Урарту — историко региональный тип искусства, относящийся к направлению Древнего Востока. Искусство государства Урарту испытало сильное влияние мастеров соседней Ассирии, ведущей державы того периода. Расцвет урартского искусства пришёлся на VIII век до н … Википедия
ИСКУССТВО — форма творчества, способ духовной самореализации человека посредством чувственно выразительных средств (звука, пластики тела, рисунка, слова, цвета, света, природного материала и т.д.). Особенность творческого процесса в И. в нерасчлененности его … Философская энциклопедия
искусство — Творческая художественная деятельность. Безграничное, безыдейное, бесплодное, беспредметное, бессодержательное, блистательное, боевое, вечное, воинствующее, волнующее, волшебное, вольное (устар.), высокое, гуманистическое, гуманитарное (устар.),… … Словарь эпитетов
Античное собрание (Берлин) — У этого термина существуют и другие значения, см. Античное собрание. Берлинское античное собрание всемирно известное собрание античного искусства. В нём хранятся тысячи интереснейших археологических находок древнегреческого, древнеримского … Википедия
Искусство Возрождения — Запрос «Ренессанс» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Ренессанс Культура Архитектура Военное дело Изобразительное искусство Литература Музыка Наука Танец Технологии Философия … Википедия
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И МИФОЛОГИЯ — Проблема соотношения изобразительного искусства (И. и.) и мифологии охватывает широкий круг вопросов, связанных как с генезисом И. и., так и с особенностями языка И. и. и способностью его адекватно передавать содержание мифологических текстов,… … Энциклопедия мифологии
Классическое античное искусство: определение, история 1 474 слова читать
10 мин. Раздел в процессе наполнения и корректировки
Возможно, вы видели фотографии храма Парфенона на Акрополе в Афинах или видели некоторые из греческих скульптур в Лувре. Возможно, вы слышали о выносливости римских мостов или знаете примеры знаменитых римских зданий, таких как Колизей в Риме. В любом случае, все греческое искусство и римское искусство были созданы в период, известный как классическая античность, который длился около 1450 лет – примерно от 1000 до н.э. до 450 н.э. Примечание: для более поздних художников и стилей, вдохновленных античностью, см.: Классицизм в искусстве (800 г. и далее).
Определение
В изобразительном искусстве термин «античность» относится к далекому прошлому, означающему период между 4500 г. до н.э. (началом западной цивилизации) и около 450 г. н.э. (началом средневековья). Две основные цивилизации ранней античности – это Месопотамия и Египет. Другие культуры – это, например, культуры Древней Персии (с 3500 г. до н.э.)
Однако более конкретный термин «классическая древность» встречается чаще. Это относится к более короткому периоду классической цивилизации (ок. 1000 г. до н.э. – 450 г. н.э.) (другие эксперты предпочитают период 800 г. до н.э. – 450 г. н.э.), сосредоточенному на культурах Древней Греции и Древнего Рима, а также их прототипах – Эгейское море, этрусские культуры и их производные, например, влияние греческой культуры на Турцию, Персию, Центральную Азию, Индию и Египет, процесс, известный как эллинизм; кельтская культура, раннехристианская культура.
Примечание: отдельный термин «древности» (почти всегда используется во множественном числе) относится к объектам, зданиям или артефактам, сделанным в древности.
Подробнее о влиянии античной классики на художников XX века см. «Классическое возрождение в современном искусстве» (1900–30). См. Также: Неоклассическая живопись, рисунки Пикассо (1906-30).
Виды искусства
История ранней античности (около 4500-800 гг. до н.э.)
Античность начинается в пятом тысячелетии около 4500 г. до н.э. Это связано с постепенным началом цивилизации на Западе, о чем свидетельствуют:
Месопотамия (современный Ирак) – «земля между двумя реками» (Тигр и Евфрат) – была первой колыбелью цивилизации, за которой следовали Египет и его земли по обе стороны Нила. Художественные традиции, порожденные этими двумя культурами (особенно египетская каменная кладка), оказали огромное влияние на последующие культуры, особенно на культуру древней Греции. См. Месопотамское искусство (4500 г. до н.э.).
Месопотамская цивилизация (охватывающая шумерскую, аккадскую, вавилонскую, хеттскую и ассирийскую культуры) распространилась на Малую Азию, Левант и Восточное Средиземноморье, а также от Эгейского моря до Крита, на Киклады и Микены, где она процветала примерно до 1100 г. до н.э. Эгейское искусство в целом характеризуется инновационным керамическим искусством, в то время как критское или минойское искусство иллюстрируется дворцовой архитектурой в Кноссе, Акротири и других местах, начиная с протопространственного периода (ок. 1700 г. до н.э.) и неопространственного периода (ок. 1700-1425 гг. до н.э.), Микенское искусство славится своим ювелирным делом и ювелирными украшениями, примером которого являются кубки Вафайо и гравировка на камнях (печати).
Тем временем египетское искусство продолжало развиваться дальше на юг. Египтяне были плодовитыми строителями и их культура характеризуется, в частности, их монументальной архитектурой египетской пирамиды (2650-1800 гг. до н.э.). Кроме того, археологи обнаруживали богатые тайники с драгоценными предметами в их царских гробницах, свидетельствующие о развитых технологиях ювелирного дела (начиная с 3000 г. до н.э.), а также коллекции картин и статуэток.
Еще статьи о месопотамской культуре
Еще статьи о египетской культуре
История античной культуры
Архаический период Древней Греции (около 800-500 г. до н.э.)
Примерно с 800 г. до н.э., после периода потрясений в Восточном Средиземноморье, вызванных миграциями из южной Европы и Черноморского региона, Древняя Греция начала испытывать постепенный рост благосостояния и мощи. Так, например, в 776 году в Олимпии были проведены первые Олимпийские игры, а около 750 мы видим свидетельства появления первого греческого алфавита. В эпоху архаики Древняя Греция находилась на окраине неоассирийской империи и, хотя и искала свой собственный стиль, в искусстве, а также в религии и мифологии продолжала заимствовать элементы из других ближневосточных стран. Традиционно считается, что архаический период заканчивается свержением последнего тирана в Афинах и началом афинской демократии (508 г. до н.э.). Определяющей художественной формой периода древнегреческого архаики является греческая керамика, особенно в стилях геометрических, восточных и черных фигур. Скульптура в этот период представлена статуями в жестких иератических позах, примером чего является стоящая обнаженная молодежь ( курос ) и стоящая драпированная девушка ( коре ).
Еще статьи о архаической культуре
Классический период Древней Греции (около 500-323 гг. до н.э.)
В этот античный период, известный как «классическая греческая культура», мы видим апогей греческой цивилизации, основание всей западной цивилизации. Классическая греческая культура оказала огромное влияние на римлян, которые экспортировали ее версии во все части своей империи. В результате древнегреческие идеи и ценности оказали большое влияние на искусство и архитектуру современного мира, особенно в эпоху искусства Возрождения в Европе, а затем в эпоху неоклассического искусства и неоклассической архитектуры в 18-м веке в Европе и 19-м в Америке. Фактически, гуманистическая эстетика и высокие технические стандарты греческого искусства продолжали доминировать в ценностях академического искусства на Западе до конца 19-го века.
В классический период, который начался с военного поражения Персии и вплоть до 400 года до н.э., доминировали Афины и Делийская лига. После этого Спарта доминировала в течение некоторого периода, пока гегемония не перешла в Фивы и Беотийскую лигу. На заключительном этапе доминировала Коринфская лига во главе с Македонским.
Классическое греческое искусство иллюстрируется колоссальной скульптурой хризелефатина Афины Парфеносской (447-5), созданной Фидием (488-431 гг. до н.э.), а также широким спектром других бронзовых и мраморных статуй, в том числе: Колесница Дельфи (475); Дискобол (450) от Мирона (работал в 480-444 гг.); Дорифор (440) от Поликлета (работал в 450-430); Афродита (Венера Генетрикс) (5 век), Каллимах (активная работа в 432-408); Афродита Книдская (350-40) от Праксителя (работал в 375-335); Геркулес Фарнезский (350-300) Лисиппа (395-305); и Аполлон Бельведер (330) от Леохара (работал в 340-320).
Классический период также был свидетелем многочисленных примеров греческой архитектуры, включая не только Парфенон, но и Храм Зевса в Олимпии (468-456), Храм Гефеста (449), Храм Афины Ники (427) и Театр в Дельфах (400).
Примечание: одним из самых известных предметов классической греческой скульптуры была статуя Зевса в Олимпии (466-435 гг. до н.э.) – одно из знаменитых Семи чудес Древнего мира, по версии греческого поэта Антипатра Сидонского.
Еще статьи о классической культуре
Эллинистический период Древней Греции (323–27 до н.э.)
Эллинистический период классической античности начинается со смерти Александра Македонского в 323 г. до н.э., до окончательной победы римлян в битве при Акциуме в 31 г. до н.э. и последующего завоевания Птолемеевского Египта. Он был свидетелем распространения греческой культуры по всему Средиземноморскому бассейну, а также в Европу, Африку и Азию. Например, на Западе римское искусство в основном основывалось на греческих моделях, а на Востоке завоевания Александра Македонского привели к многовековому влиянию Греции на левантийскую, среднеазиатскую и индийскую культуры, что привело к появлению форм греко-буддийского искусства. В то время как этот период (как часто полагают) уступает блеску греческой классической эры, эллинизм ввел новый, часто острый экспрессионизм: см., Например, Пергамская школа эллинистической скульптуры (241-133 до н.э.). Греческое эллинистическое искусство иллюстрируется такими статуями, как Венера Милосская (ок. 130-100 до н.э., Лувр) и Лаокоон и его сыновья (42-20 гг. до н.э., Музей Пио Клементино, Ватикан), а также мраморная скульптура Пергамского алтаря (166-156 до н.э.).
Еще статьи об эллинистической культуре
Римский период (27 г. до н.э. – 330 г. н.э.)
Этот период простирается от римского поражения египтян до создания Византии (Константинополя) Константином в качестве новой восточной столицы Римской империи в 330 г. н.э. Покрывая всю эпоху имперского Рима, он стал свидетелем Пакс Романа (Августов мир) и прославление Рима путем изготовления десятков тысяч портретных бюстов римских императоров и других сановников. В культурном отношении этот период характеризуется прежде всего выдающейся римской архитектурой, такой как акведук Пон-дю-Гар, Ним, Франция (19 г. до н.э.); Колизей, Рим (72-80 н.э.); Арка Тита, Рим (81 г. н.э.); Акведук, Сеговия, Испания (100 г. н.э.); Ванны Траяна (104-109); Мост Траяна, Алькантара, Испания (105 г. н.э.); Пантеон, Рим (128 г. н.э.); Ванны Диоклетиана, Рим (306 г. н.э.); Арка Константина, Рим (312 г. н.э.). Кроме того, он хорошо представлен повествовательной римской рельефной скульптурой, на которой изображены резные фигурки: Ара Пацис Августа («Алтарь Августовского мира»), Рим (c.13-9 до н.э.); Колонна Траяна, Рим (106-113 гг. Н.э.); Колонна Антонина Пия (161 г. н.э., Кампус Мартиус, Рим) и колонна Марка Аврелия (193 г. н.э., Рим).
Еще статьи о римской культуре
Христианский период (330-472)
Последний период древней античности охватывает период христианизации вплоть до смерти Антемия (420-472), последнего римского императора на Западе (правил с 467 по 472). После падения Рима, Равенна стала новой западной столицей Римской империи, хотя сама Империя находилась в окончательном упадке, поскольку ее границы постепенно захватывали варвары. Фактически, европейский континент вскоре испытал четыре столетия культурного застоя в период, известный как темные века. Культурные достопримечательности христианского периода античности включают славные мозаики Равенны (около 400), а также архитектурные шедевры, такие как базилика Сан-Витале, Равенна (около 527-546) и церковь Хора, Константинополь (около 405). Для получения дополнительной информации см.: Раннехристианское искусство (от 150) и Византийское христианское искусство (около 400-1200).
Урок 2. Античное искусство: Древняя Греция и Древний Рим
Античное искусство – одно из красивейших и совершеннейших во всей истории человечества. Именно во времена Античности были заложены традиции искусства, получившие развитие в последующие периоды истории.
На первое место вышел человек во всей своей красоте и совершенстве. И, если раньше поклонялись божествам, мифологическим существам и священным животным, в античном искусстве даже боги изображены в виде людей. Древнегреческая мифология дала огромный импульс развитию всех видов искусства, да и саму мифологию тоже можно считать искусством.
Изучив урок, вы получите представление, как развивались архитектура, скульптура, живопись, литература, музыка и зрелищные искусства в древнегреческий и древнеримский периоды истории.
Содержание:
Как вы уже поняли, начнем мы с истории искусства Древней Греции.
Искусство Древней Греции
Искусство Древней Греции – это все произведения искусства, созданные собственно в Греции, греческих колониях, на территории эллинистического побережья Передней Азии и в части Скифии, испытывавшей влияние древнегреческой культуры, до момента, когда Греция оказалась под властью Рима, т.е. до 2 века до нашей эры.
В истории древнегреческого искусства принято выделять несколько основных этапов:
Каждому из периодов свойственны свои черты и закономерности. Мы посмотрим, как развивались различные виды искусства в каждый из периодов. Пойдем по уже привычной и отработанной нами схеме:
Архитектура
Памятники архитектуры древнегреческого периода сохранились достаточно хорошо и в большом количестве, что позволяет увидеть определенные тренды и закономерности в развитии.
Крито-Микенский период
Крито-Микенский период характеризуется активными контактами со странами Востока, заимствованием восточной культуры и адаптацией ее к западным традициям. Как вы помните, в Древнем Египте особое внимание уделяли погребальным сооружениям, а примером адаптации к западным традициям могут служить микенские гробницы:
Примером адаптации традиций строительства может служить Кносский дворец, названный так по наименованию древнего города Кносс на острове Крит:
К слову, Кносский дворец считается первым в истории человечества образцом многоэтажного строительства с водопроводом, канализацией, искусственным освещением, подземными сооружениями (лабиринтом), вентиляцией и даже отоплением. Схема лабиринта была воспроизведена на монетах Римского периода, когда Греция оказалась под властью римлян.
Сам дворец обнаружен в ходе раскопок, организованных греческим археологом-любителем Миносом Калокериносом (1843-1907). Впоследствии раскопки были продолжены английским археологом Артуром Эвансом (1851-1941). Узнать больше вы сможете из статьи «Кносский дворец» [П. Фатеев, 2013].
В целом, древнегреческие архитектурные традиции были более светскими, чем восточные, и у греков было меньше кричащей вызывающей роскоши. Этот тренд сохранился и в последующие периоды.
Гомеровский период
В гомеровский период превалирует так называемая «сырцово-деревянная архитектура», 4-скатные кровли, узкие вытянутые здания прямоугольной формы. Описание строений и скульптурных традиций данного периода есть в эпосах «Илиада» и «Одиссея». Многие ученые по сей день используют эти произведения как источник информации (как, например, для статьи «Жилой дом гомеровского периода в «Илиаде» и «Одиссее») [Е. Поляков, 2016].
Архаический период
Архаический период характеризуется зарождением двух определяющих стилей и направлений – ионического и дорического. Они во многом похожи, поэтому разницу, малозаметную для неспециалиста, лучше изобразить схематически:
Классический период
В классический период господствует дорический стиль, который изначально отличается некоторой тяжеловесностью, но затем прогрессирует до легких изящных форм. Образцы дорического стиля – это, например, храм Геры в Олимпии и храм Зевса в Афинах:
В конце классического периода получает развитие такое направление в архитектуре, как коринфский стиль, который занимает господствующее положение в следующий период эллинизма.
Эллинизм
Период эллинизма в архитектуре Древней Греции прошел под эгидой коринфского стиля. Его красота и изящество стали определяющими для всей эпохи, а присущие ему тренды сохранились и в последующие периоды истории. Одним из красивейших образцов коринфского стиля является мавзолей в Галикарнасе на территории современного Бодрума в Турции:
Мавзолей в Галикарнасе по сей день открывает все новые и новые тайны, что находит отражение в научных исследованиях 21 столетия [К. Jeppeson, 2002].
Напомним, границы влияния Древней Греции были намного шире, нежели территория современной Греции, а культурный обмен благодаря тому, что Эгейское и Средиземное моря были судоходными, шел достаточно интенсивно.
Отдельно стоит сказать о строительстве амфитеатров в Древней Греции, предназначавшихся для массовых мероприятий. Предположительно, самым первым в 5 веке до нашей эры был построен амфитеатр в Афинах, получивший название «Театр Диониса», т.к. был предназначен для проведения торжеств, посвященных этому божеству. Далее традиция распространилась по всей подконтрольной грекам территории, а остатки амфитеатров можно увидеть практически в любой стране Средиземноморья.
И прежде, чем мы продолжим, предлагаем вам выполнить небольшое, но очень интересное задание.
Задание «Архитектура Древней Греции»
Выше вы познакомились с основными периодами развития архитектуры Древней Греции и наверняка в общих чертах уловили характерные их признаки и черты. На этом и основывается следующее задание.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
Скульптура
Теперь о скульптуре и, как и в предыдущем разделе, пройдемся по всем периодам. Памятники самого древнего периода истории не столь многочисленны, как более поздних, но от того не менее прекрасны.
Крито-Микенский период
Интереснейшим образцом скульптуры Крито-Микенской культуры является барельеф, венчающий Львиные ворота на входе в акрополь в Микенах. Мы можем видеть элементы заимствования из египетских скульптурных традиций, однако греческой скульптуре свойственны более плавные линии:
Гомеровский и архаический период
В гомеровский период были популярны скульптуры животных, особенно лошадей и людей. По-прежнему сильно влияние египетской культуры. Так, на скульптурах волосы людей имеют стилизованный однотипный вид, который иногда называют «волосы-шлем». Этот тренд сохранился и в скульптуре архаического периода, что мы можем видеть на скульптуре, изображающей древнегреческого юношу-атлета (куроса):
Куросами назвали статуи юношей-атлетов. Обычно их заказывали богатые люди для установки в гробницах или святилищах. Отметим, что у Гомера курос – это юноша-воин. В отличие от юношей, девушки в этот период всегда изображались в одежде, а женскую скульптуру того времени называли «кора». К слову, именно в период архаики и зародилась традиция изображать мужчин обнаженными, а женщин – в задрапированных одеждах.
Классический период
В классический период скульптуры становятся более динамичными, мастера стремятся передать красоту движения, что им блестяще удается. Знаменитая статуя «Дискобол», сделанная скульптором Мироном из Елевфер, относится как раз к этому периоду:
Эллинизм
В период эллинизма скульптура становится все более сложной и утонченной. Так, появляются групповые скульптуры. Знаменитый «Лаокоон» является наиболее известным образцом данной эпохи:
К слову, это коллективный труд скульпторов Агесандра, Полидора и Афинодора. Рекомендуем прочитать книгу «Античная скульптура», которая даст расширенное представление о скульптурных традициях Древней Греции и Рима и новых исследованиях в этой области [И. Афанасьева, 2017]. Эта книга пригодится нам еще раз, когда мы будем изучать древнеримскую скульптуру.
Живопись
Начнем, как обычно, с Крито-Микенской культуры, она же Эгейская. В живописи, как и в архитектуре и скульптуре, прослеживается тема заимствования восточных традиций.
Крито-Микенский период
Как и в предыдущих разделах, обратимся к наиболее сохранившемуся и потому наиболее информативному памятнику искусства. Элементы сходства в росписи Кносского дворца видны невооруженным глазом, однако силуэты не такие строгие и симметричные, как у египтян, а линии более плавные:
Гомеровский период
Разговор о живописи гомеровского или геометрического периода начнем с того, что сама эпоха получила название именно из традиций росписи. Древнегреческие амфоры (сосуды с ручками) расписывались преимущественно в геометрическом стиле с циклически повторяющимся узором. К слову, его элементы, так называемые «меандры», можно увидеть в современном дизайне предметов и одежды, произведенных в Греции:
Архаический период
В архаический период, помимо геометрической росписи, стали чаще использоваться изображения людей и животных, особенно лошадей. Тут мы вновь видим явное заимствование из египетской культуры. Люди часто изображены с выставленной вперед ногой, что было свойственно изображениям людей в Древнем Египте. Например, как на работах мастера вазописи Евфрония:
Классический период
В классический период в живописи, как и в скульптуре, превалируют изображения людей в динамике. Есть работы, передающие важные для истории Древней Греции события. Особенно поражают масштабом работы художника Полигнота, некоторые из которых удалось воссоздать практически полностью. Например, его работа «Взятия Трои»:
Эллинизм
В эпоху эллинизма художники традиционно старались не только изобразить событие, реальное или мифическое, но и максимально убедительно передать эмоции. Примером может служить картина Тимомаха, изображающая Медею в момент сомнений – убивать или не убивать своих детей:
Узнать больше вы можете из работы «Эллинистическое искусство», где рассказано о множестве памятников культуры и искусства данного периода, [Е. Ротенберг, 1956].
Письменность и литература
Литература Древней Греции начала развиваться до момента появления и распространения письменности. Так, мифы и легенды Древней Греции, связанные с религиозными представлениями, изначально передавались в устной форме.
Впрочем, письменность в Древней Греции появилась достаточно давно. При раскопках Кносского Дворца были найдены образцы двух систем линейной письменности, использовавшиеся в разное время. «Илиада» и «Одиссея», написанные Гомером, по мнению разных исследователей, появились где-то между 12 и 8 веками до нашей эры. В целом, в древнегреческой литературе выделяют два основных периода:
Рубиконом считается 5 век до нашей эры, т.е. архаический период. В классический период мощного расцвета достигли драматургия и комедия. Произведения Софокла, Эсхила, Аристофана, Еврипида по сей день пользуются популярностью.
Это лишь некоторые литературные творения, которые подарили миру Древняя Греция и ее неутомимые творцы. Больше имен и образцов творений вы найдете в книге «История античной литературы» [И. Тронский, 1988]. Любителям изящных стихотворных форм рекомендуем книгу «Эллинистическая поэзия» [Н. Чистякова, 1988].
Музыка и зрелищные искусства
Положение человеческих фигур на некоторых фресках Кносского дворца позволяет предположить, что уже тогда древним грекам были известны танцы и единоборства. Состязания спортсменов организовывались в присутствии зрителей, и спорт в Древней Греции изначально был зрелищным мероприятием.
Возможно, это и стало предпосылкой к тому, что первые в мире Олимпийские игры были проведены в Древней Греции в 776 году до нашей эры. Они проводились вплоть до 393 года до нашей эры, т.е. на протяжении порядка четырех веков. Заметим, что современная традиция Олимпийских игр берет начало с 1896 года и насчитывает чуть больше столетия.
Не менее захватывающим зрелищем были лошадиные бега или скачки. В 680 году до нашей эры гонка на колесницах была включена в программу олимпийских соревнований.
О развитии музыки известно из греческой мифологии. В частности, из мифа об Орфее и Эвридике. Согласно мифу, музыка Орфея очаровывала не только людей, но даже зверей и птиц. В распоряжении древних греков было множество музыкальных инструментов: арфа, лира, форминга, многоствольная флейта (сиринга), самбука и прочие.
Развитие музыки, литературы и традиции проведения зрелищных мероприятий дало предпосылки к возникновению театра. Первые театры в Древней Греции появились в классическую эпоху в 5 веке до нашей эры. Самым первым был, скорее всего, «Театр Диониса», под который было построено невиданное доселе сооружение амфитеатр. Строительство амфитеатров, к слову, способствовало развитию театрального искусства и его проникновению в массы, т.к. некоторые сооружения вмещали до 10 тысяч зрителей, как, к примеру, амфитеатр в Ларисе:
В рамках темы зрелищных искусств стоит затронуть тему костюмов, которые шили для театральных постановок. Ткани почти никогда не сшивались, а вся красота форм достигалась за счет драпировки. Этот же тренд был характерен для повседневной одежды.
Для всех, кто вошел во вкус и хотел бы познакомиться с искусством Древней Греции ближе, рекомендуем книгу «Художественные проблемы искусства Древней Греции» [М. Алпатов, 1987]. Отдельная рекомендация для тех, кто интересуется художественной росписью: книга «История античной расписной керамики» [В. Блаватский, 1953]. И, конечно, книга «Искусство Древней Греции» [Г. Соколов, 1980].
Искусство Древнего Рима
История искусства Древнего Рима ведет отсчет со 2 века до нашей эры, т.е. с момента, когда в результате 2-й Македонской войны римлянам удалось подчинить Грецию, и вплоть до падения Западной Римской империи в 476 году нашей эры. История Древнего Рима имеет свою периодизацию:
Ввиду того, что тренды в искусстве для всех периодов имели много общего, мы будем рассматривать виды искусства только по направлениям, без разделения на периоды. Мы рассмотрим все основные тренды в искусстве на территории Римской империи, которая во время своего расцвета во 2 веке нашей эры охватывала земли от современной Великобритании до Судана и от Португалии до Ирака.
Архитектура
История римской архитектуры и искусства – это история заимствований. В архитектуре Древнего Рима прослеживаются элементы архитектуры едва ли не всех завоеванных территорий, но самое сильное влияние оказали традиции эллинизма. В частности, римляне высоко оценили пространственные решения, принятые в его архитектуре.
Однако римская архитектура была более прикладной, чем у греков, и архитектор был, в первую очередь, инженером, и уже потом дизайнером. Большого успеха римляне достигли в строительстве крепостей, водопроводов, очистных сооружений, мостов, акведуков и прочего. Параллельно появляются новые типы сооружений: виллы, библиотеки, архивы.
Ввиду прикладного характера архитектуры и ограниченного количества времени на строительство фортификационных сооружений в условиях бесконечных войн, римляне работали над усовершенствованием технологий строительства и строительных материалов. Так, именно римляне изобрели бетон.
Еще одна особенность: римляне в меньшей степени привязывались к рельефу местности, чем представители других культур того времени. Так, если греки для строительства амфитеатра предпочитали задействовать естественные склоны холмов, римляне ставили бетонное кольцо, что называется, «в чистом поле». В качестве примера можно привести римский Колизей:
Вид снаружи позволяет оценить, что Колизей стоит на ровном рельефе. Узнать больше можно из книги «Архитектура Древнего мира», где том 2 посвящен античному периоду [Е. Поляков, 2018].
Скульптура
Скульптура Древнего Рима была заметно ближе к реализму, чем это было принято в прочих культурах. Так, скульптурные и портретные композиции стремятся передать реальность настолько, что даже не исправляют некоторые изъяны и асимметрию во внешности человека. В итоге римский скульптурный портрет стал своего рода хранителем истории, благодаря чему мы понимаем, как в реальности выглядели правители и прочие политические деятели Древнего Рима.
В целом, реализм и натурализм – отличительные черты древнеримского искусства, которое фокусировалось на самых разных бытовых сюжетах. Известная скульптура «Мальчик, вынимающий занозу» как раз относится к древнеримскому периоду:
Скульптурная композиция демонстрирует вполне заурядную для стран с теплым климатом ситуацию: юноша случайно занозил босую ногу, и теперь борется с этой напастью. Больше можно узнать из ранее упомянутой нами книги «Античная скульптура» [И. Афанасьева, 2017].
Живопись
Бытовые сюжеты распространены и в живописи Древнего Рима, в основном, на фресках. И, в целом, древнеримская живопись известна нам преимущественно по настенным росписям. Искусство стенописи развивалось бурными темпами, что привело к формированию четырех самостоятельных стилей в стенописи:
Название четвертого стиля может содержать отсылку как к технической стороне («перспективно-орнаментальный»), так и к тематической («мифологический»). Более того, у разных исследователей можно встретить как разные названия каждого из стилей, так и просто нумерацию от 1 до 4.
Письменность и литература
Латинский язык, на котором говорили в Древнем Риме, сформировался примерно в 4 веке до нашей эры, хотя появился намного раньше, ориентировочно в 8 столетии до нашей эры. Словарь латинских слов содержит множество заимствований из языков разных народов мира, в том числе греческого.
Мифология как первая форма литературного произведения появилась до распространения письменности, и мифы передавались из поколения в поколение в устной форме. Из произведений, дошедших до наших дней в письменной форме, известны «Сентенции» Аппия Клавдия. Так, поговорка «Всяк своего счастья кузнец» пришла как раз из этих «Сентенций».
Формированию художественной литературы в традиционном понимании римляне обязаны попавшему к ним в плен Ливию Андронику, который основал в Риме школу, перевел на латинский язык «Одиссею» и адаптировал, переработал несколько древнегреческих мифов под восприятие римской публики.
Его ученик Тит Макций Плавт стал известным комедиографом и профессиональным актером, игравшим в своих же комедиях. До сегодняшних дней дошли два десятка его комедий. В целом, его творчество стало началом национальной римской литературы и театра.
Помимо собственно художественных произведений, в Древнем Риме были популярны философские трактаты Сенеки, Плиния-старшего и Плиния-младшего, исторические очерки Юлия Цезаря, Тацита, Антония Юлиана и многих других.
Музыка и зрелищные искусства
Театр в Древнем Риме долгое время был на вторых ролях. Спектакли шли на специально сооруженных для этого деревянных подмостках, которые после мероприятий уничтожались. Первый стационарный деревянный театр появился в 179 году до нашей эры, первый каменный театр – в 178 году до нашей эры.
Спектакли в Древнем Риме, в отличие от Греции, носили преимущественно развлекательный характер. Было не принято использовать сцену для восхваления богов и правителей. Возможно, именно поэтому театр в Древнем Риме не пользовался поддержкой государства.
Тем не менее знаменитое «Хлеба и зрелищ» пришло к нам как раз из Древнего Рима. Столь меткая формулировка принадлежит римскому сатирику Дециму Ювеналу, причем она относилась в большей степени к любви римлян смотреть гонки на колесницах, запряженных лошадьми. Такие состязания проводились обычно в цирке, под которым подразумевалось специальное сооружение овальной формы с дорожкой для колесниц. У прочих народов такие сооружения назывались «ипподром».
Такой же и даже больший ажиотаж вызывали бои гладиаторов. Это эксклюзивное явление в древнеримской культуре: таким способом рабы могли получить свободу, если победят в турнире. Нередко кандидаты в магистраты использовали всенародную любовь к гладиаторским боям в качестве предвыборной агитации, организовывая такие зрелища для своих потенциальных избирателей.
Конечно, бои «на публику» практиковались у разных народов, однако только в Древнем Риме явление обрело такие масштабы и государственную поддержку. Как и многие другие представления, бои могли сопровождаться соответствующей случаю музыкой.
Музыкальная культура Древнего Рима впитала в себя традиции многих народов, однако наибольшее развитие получила инструментальная музыка. Представители высших слоев древнеримского общества имели собственные оркестры, где на музыкальных инструментах играли рабы, а сольные исполнители практиковали турне по различным городам, где показывали свое мастерство на концертах. У знати стало трендом обучать своих детей музыке, нанимая действующих музыкантов и преподавателей.
И даже высшие правители, такие, как, к примеру, император Нерон, были не чужды музыки. Так, Нерон писал стихи, пьесы и увлекался пением. Нотных записей древнеримского периода нет, о развитии музыкальной культуры можно судить лишь по упоминаниям в литературе и сохранившимся изображениям. Например, на вилле в Боскореале найдена фреска, изображающая даму с кифарой:
Обратим внимание на еще один аспект, повлиявший на развитие искусства в Древнем Риме. Там издревле серьезное внимание уделялось культуре публичных выступлений. Например, Марк Цицерон известен не только как политический деятель, но и как блестящий оратор. Понятно, что для декламации стихов и постановки спектаклей ораторское мастерство имело большое значение, и развитие культуры публичных выступлений было на руку развитию искусства в целом.
Вот так вкратце выглядит история развития искусства в Древнем Риме. Желающим узнать о древнеримском периоде в истории искусства советуем прочитать книгу «Искусство Древнего Рима» [Г. Соколов, 1996]. Еще рекомендуем соответствующий раздел в книге «История итальянского искусства» [Д. Арган, 1990].
Мы в общих чертах изучили развитие искусства в период Античности, познакомились с основными трендами в искусстве Древней Греции и Древнего Рима, и теперь вы точно готовы пройти проверочный тест.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.