Антоновские яблоки что является предметом воспоминаний
Что является предметом воспоминаний в рассказе антоновские яблоки
Рассказ И.А.Бунина «Антоновские яблоки» разделён на 3 части.
Сначала автор описывает раннюю осень, то, как люди собирали урожай. Охарактеризовывал и описывал этих людей. В 1 главе он изобразил крестьянские образы. Заканчивается описанием осенней ночи и тем, как автору прелестна эта жизнь.
Во-второй части, Бунин описывает долгожителей (намекая на то, что его поколение слабее). Читатель может узнать, как жили богатые люди. Бунин с нескрываемым восхищением описывает быт дворян.
Третью часть Бунин посвятил охоте. Она :»поддерживала угасающий дух помещиков».
Предмет воспоминания в рассказе И.А.Бунина- дворянство и его быт. Здесь присутствует ностальгия по прошлой жизни, где дворяне имели свои привилегии и заслуженный авторитет среди общества.
Сразу видно, что автор гордится своим сословием и ставит его очень высоко.
Как известно, после совершения преступления Родион Раскольников отправляется на каторгу в Сибирь. Соня Мармеладова, подруга главного героя, следует за ним. На каторге Соня посещает Раскольникова и всячески его поддерживает.
Однажды Соня простужается и несколько дней не появляется в остроге. Отсутствие Сони беспокоит Раскольникова. Он наконец понимает, насколько дорога ему Соня. Благодаря этой вынужденной разлуке в душе Раскольникова происходит переворот:
«В следующий день Соня не приходила, на третий день тоже; он заметил, что ждет ее с беспокойством он узнал от арестантов, что Софья Семеновна заболела, лежит дома и никуда не выходит. Он был очень беспокоен, посылал о ней справляться. «
Раскольников понимает, что убеждения, чувства и стремления Сони должны быть и его убеждениями. Этот переворот в душе Раскольникова можно расценивать как первый шаг на пути к раскаиванию:
Сам Достоевский заканчивает роман фразой о «постепенном обновлении и перерождении человека». Судя по всему, таким образом писатель дает читателям надежду на то, что Раскольников в конце концов раскается в своем преступлении:
Известный критик Н. Н. Страхов предполагает, что Раскольников в конце концов раскается, «обновится и станет вполне человеком»:
«. Раскольников идет в каторгу. Там, после долгих лет испытаний, он, вероятно, обновится и станет вполне человеком, то есть теплою, живою человеческою душою. » (Н. Н. Страхов)
Таковы возможные ответы на вопрос: раскаивается ли Раскольников в своем преступлении?
Урок литературы по теме: « Потерянный рай» ( И.А. Бунин « Антоновские яблоки»)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема: « Потерянный рай» ( И.А. Бунин
Познакомить с разнообразием тематики прозы Бунина,
Научить определять литературные приемы, использованные Буниным для раскрытия психологии человека, и другие характерные черты рассказов Бунина,
Развить навыки анализа прозаического текста.
1). Выявить первые впечатления учащихся о прочитанном произведении;
2). Проследить за тем, как меняется возраст героя и вместе с ним восприятие мира;
3). Обратить внимание учащихся на интонацию светлой грусти, печали в рассказе;
4). Подвести к выводу, что данный рассказ широко включает в себя пейзажи, которые помогают наиболее глубоко понять внутреннее состояние героя, выражают ностальгию по ушедшему прошлому;
5). Рассмотреть образ природы, изображение мира людей, настроение героя-рассказчика, образы символы рассказа «Антоновские яблоки».
1) Развивать у учащихся навыки литературно-критического анализа произведения;
2) Развивать у учащихся навык полного грамотного устного ответа;
3). Развивать умение делать выводы и обобщения.
1) Привить учащимся чувство прекрасного;
2) Воспитание культурного читателя; письменной речи; интерес к истории языка и народа
Тип урока : урок объяснение нового материала
Технология : урок разработан с применением проблемной технологии обучения, здоровьесберегающей, системно- деятельностного подхода и общепедагогических технологий, а также с применением информационно- коммуникативных технологий.
Методы урока : репродуктивный, поисковый, эвристический
Формы работы : фронтальная, индивидуальная, в парах
Оборудование : рассказ И.А. Бунина « Антоновские яблоки», презентация, тетрадь.
О счастье мы всего лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно-
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.
Разве не печально наблюдать, как все, дорогое тебе с детства, безвозвратно уходит в прошлое? Для наследника дворянской литературы И.А.Бунина, гордящегося своей родословной, такова была усадебная Россия, весь уклад помещичьей жизни, тесно связанный с природой, земледелием, родовыми обычаями, жизнью крестьян.
Человек, далекий от политики, противник всяческого насилия, он трагически переживал события, последовавшие за 1917 годом, эмигрировал из большевистской России, сохранив в эмиграции в глубинах своей памяти прежнюю Россию, ностальгически окрашенную в теплые тона.
Память художника оживляет картины прошлого, он словно видит красочные сны о былом, силой воображения стремится остановить. Увядание дворянских гнезд ассоциируется у Бунина с осенним пейзажем. Очарованный осенью и поэзией старины, Бунин написал один из лучших рассказов начала века «Антоновские яблоки» (1900 год) Слайд 1 запись в тетрадях темы урока
Для начала скажите, какие ощущения вы пережили, читая этот рассказ?
Не так – то просто разобраться с этим бунинским шедевром. Рассказ вызывает определенные затруднения. Он вызвал недоумения у современников Бунина: «Описывает всё, что попадается под руку». А критики были единодушны в своем восхищении изумительным художественным мастерством «Антоновских яблок», их непередаваемой эстетической прелестью.
Попробуем убедиться в справедливости оценки критиков.
Можно ли четко определить сюжет рассказа?
(Привычной определенной сюжетной линии рассказ не имеет. Это рассказ об осени, об антоновских яблоках. Рассказ построен как череда воспоминаний автора, разнородных отступлений, лирических откровений и философских раздумий. — запись в тетрадях.
Что является предметом воспоминаний, какие картины изображаются особенно ярко и живо?
( Осень, урожай, утро, сад, звездное небо, ночь, ярмарка, люди; суета в саду ранним погожим утром, голоса, скрип телег, мужик, сочно, хрустно евший яблоко, дорога, усыпанная соломой, земляная печка. )
Давайте внимательно прочитаем тему сегодняшнего урока, о каком
« потерянном рае» повествует писатель?
( Рай – это прошлая жизнь, жизнь в усадьбе, жизнь в согласии с природой)
В чем состоит смысл названия рассказа?
«запах антоновских яблок исчезает из помещичьих усадьб». Перед нами 4 главы – 4 фазы яблочного оскудения.
1 глава – яблоки в изобилии: огромный сад, множество груженных яблоками подвод, и есть их можно без ограничения.
2 глава – яблоки подают как угощение в усадьбе тетушки.
3 глава – всего лишь одно яблоко ( «случайно забытое, мокрое, холодное») удается найти в облетевшем саду.
4 глава – уже и запах яблок исчезает.
А что же случилось? Куда девались яблоки?
Что-то случилось с усадьбами.
Давайте вместе разбираться в этом.
Какова композиция произведения?
( Произведение состоит из 4 частей. Каждая глава – это отдельная картина прошлого. Вместе они образуют целый мир, которым восхищался писатель.)
Если читать рассказ внимательно, можно заметить, что настроение в каждой части различно. Для того чтобы подтвердить данный тезис, проведем небольшое исследование. Вы разделились на 4 группы, каждая группа будет работать с одной частью рассказа, результатом вашей работы будет таблица, состоящая из следующих граф:
Как вы понимаете, особое внимание мы обратим на композицию произведения. Сейчас мы рассмотрим каждую главу и проследим, как меняется герой-рассказчик и его настроение.
Где происходит действие?
Родная усадьба героя, дом, Выселки.
В начале первой главы описан удивительный сад.
Каким его видит лирический герой?
«большой, весь золотой, подсохший и поредевший».
Что включает он в своё пространство?
и «овины и риги, крытые впричёску «.
И всё это живёт вместе с природой единой жизнью, всё это неотделимо от неё, поэтому таким чудным и далёким кажется образ проносящегося мимо Выселок поезда.
Как вы думаете, символом чего он является?
Какие запахи, краски, звуки встречаются в 1 главе?
Звуки – стук яблок, ссыпаемых в кадушки, скрип телеги. Бульканье кулеша. Закипание самовара. Сочный треск разгрызаемых яблок, смех, пляски, говор, топот – кипение самой жизни.
Краски – золотой сад, коралловые рябины, голубоватый дым, красные уборы, багровое пламя, бриллиантовые созвездья стожар, белесый Млечный путь.
Ощущения – теплые дождики, свежий воздух, холодно и росисто, студеная заря.
Каково основное настроение 1 части рассказа?
Грусть (светлая), счастье, упоенность жизнью.
Вторая глава начинается с народной мудрости: «Ядреная антоновка – к веселому году».
Почему год веселый?
Связь слов: яблоки – хлеб – урожайный год – жизнь в достатке, в довольстве, жизнь до 100 лет. Это ценности одного ряда, которые должны приумножаться.
Что является символом богатства? (золото)
Найдите определение, образованное от этого слова.
Золотой город – хлеб.
Каковы же крестьяне?
Панкрат – живет 100 лет и не заботится о дне завтрашнем, не боится за день грядущий.
О чем мечтал герой?
Стать мужиком. Отсюда – назначение человека на земле – трудиться.
Каким чувством проникнуты в этой главе воспоминания о деревне? Почему?
Всё вокруг кажется близким и родным.
Где происходит действие?
Усадьба тетушки Анны Герасимовны, словно оставшаяся в другом, уже прошедшем времени.
Склад жизни какого социального слоя изображает писатель?
Склад средней дворянской жизни.
Как вы трактуете поведение дворовых, их поклоны?
Традиционное почтение к тому, кто выше, старше. Древний ритуал уважения.
В «Антоновских яблоках» иногда усматривают поэтизацию крепостного быта. Но это не совсем так. У Бунина нет цели идеализировать, а есть цель показать простоту и деловитость деревенской жизни. Ведь в этой же главе мы встречаем такое признание: «И помню, мне порой казалось на редкость заманчивым быть мужиком». Речь, правда, идет о богатом мужике, о сходстве его и средней дворянской жизни. Почему герою хочется стать мужиком? Что привлекает в его жизни? (Быт). Прочитаем описание усадьбы со слов «Сад у тетки славился. «.
Итак, идеализация есть, но не столько социальных порядков, сколько особенного состояния души тех, кто крепко связан с чернеющими или зеленеющими полями, долинами, оврагами.
Какое слово повторяется во второй части наиболее часто?
Старый. Бесконечные разговоры про старину.
Вывод: не должна прерываться цепь поколений. Иначе мы становимся Иванами, не помнящими родства. Людьми, не имеющими ценностей.
Где происходит действие 3 части рассказа?
В усадьбе шурина Арсения Семеновича и у соседа холостяка.
Что интересного отмечает в этом человеке Бунин? (. ) Какова его внешность?
В самом Арсении Семеновиче и в его гостях мы чувствуем стихийную силу. И в то же время Арсений Семенович способен цитировать поэтические строки. Так, в нескольких чертах писатель создает образ человека, в котором сохраняется противоречивое сочетание стихийных инстинктов и образованности.
Как вы думаете, случайно ли Бунин включил в главу об умирающем дворянстве сцену охоты? Читаем ее.
В этой сцене писатель дает возможность проявить русскому помещику свой характер.
Как великолепно воссоздал Бунин чувства молодости, энергии, жизни! Вспомните произведение, изученное в 10-м классе, которое изображением сцены охоты напоминает нам этот эпизод. («Война и мир» Л.Н. Толстого). В умении передать незабываемые ощущения Бунин продолжает литературную традицию Л. Толстого.
А сейчас мы перейдем к эпизоду, который, может быть, является для Бунина самым главным.
Изображая быт помещиков, охоту, писатель любуется некогда будто бы неколебимым единением людей, их неразрывными узами с землей, нехитрыми естественными утехами, нравами. По убеждению автора, на этой почве возник неповторимый пласт отечественной культуры, прославленный в старых книгах и старых портретах, в творениях классицизма, в журнале романтических времен «с именами Жуковского, Батюшкова, лицеиста Пушкина».
Читаем отрывок из 3-й главы со слов «Когда удавалось проспать охоту. » под медленный вальс Шопена (. ).
Не знаю, как вам, а мне передаются замечательная атмосфера того времени и гордость за дворянство. (заканчивается музыкальный отрывок).
Из большого, золотого, наполненного звуками, он превращается в стр.28 Бунин, показывая процесс вырождения дворянства, говорит о невосполнимых потерях в духовных и культурных отношениях (стр.31-32)
Где происходит действие 4 части рассказа?
В усадьбе мелкопоместного соседа, где собираются обедневшие охотники.
О чем говорит замечание «запах антоновских яблок…»?
Всё меняется, всё уходит в прошлое; начинается новое время, «наступает царство мелкопоместных, обедневших до нищенства»
А дальше автор пишет, что «хороша и эта нищенская мелкопоместная жизнь»
Бунин начинает описывать деревню, свои родные Выселки. Рассказывает, как5 проходит день помещика, подмечает такие детали, которые делают картину бытия настолько зримой, что кажется, будто прошлое превращается в настоящее. Только при этом привычное, обыденное воспринимается уже как утраченное счастье.
В этой главе много цветовых эпитетов и звуковая гамма богата. Приведите примеры.
Как завершается глава?
Словами песни, которую поют нескладно, с особым чувством
Почему Бунин именно так заканчивает свое произведение?
Автор вполне трезво осознавал, что «белым снегом» заносит дороги истории. Ветер перемен ломает вековые традиции, устоявшийся помещичий быт, ломает человеческие судьбы. И Бунин пытается увидеть впереди, в будущем, тот путь, по которому пойдет Россия, но с грустью понимал, что обнаружить его в силах только время.
Итак, самым главным символом в рассказе является образ антоновских яблок.
Что же они символизируют?
Богатство –деревенские дела хороши, если антоновка уродилась.
Это вся Россия – с ее «золотыми, подсохшми и поредевшими садами, кленовыми аллеями и с твердым сознанием того, «как хорошо жить на свете».
На пороге нового века остались одни воспоминания о некогда блистающем саде. Мотивы покинутой дворянской усадьбы созвучны знаменитому стихотворению И. Бунина « Запустение» ( 1903):
Томит меня немая тишина.
Томит гнезда родного запустенье.
Я вырос здесь. Но смотрит из окна
Заглохший сад. Над домом реет тленье..
Домашнее задание: 1) Напишите небольшое эссе на тему « Потерянный рай» Ивана Бунина» или « Что сближает комедию А.П. Чехова « Вишневый сад» и рассказ И.А. Бунина « Антоновские яблоки»?
или Письменно ответить на вопрос: «В чем же проявляется чудесная власть прошлого в рассказе И.Бунина «Антоновские яблоки».
2) Прочитать рассказ « Чистый понедельник», «Легкое дыханье»
«как лубочная картинка», ярмарка, новые сарафаны. Праздничные краски: «черно-лиловая, кирпичного цвета, широким золотым «позументом понева»
Что-то тревожное, мистическое, страшное: костер Ада как символ смерти
Радостное, бодрое: «Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете»
2.Описание усадьбы тетки – Анны Герасимовны
Вода прозрачная. Лиловый туман, бирюзовое небо (сентябрь начало)
Народ прибран и весел, мужицкая жизнь- богатая, постройки- домовитые. Тетушка ведет разговоры о былом, но она важна, приветлива, угощает славным обедом.
Образ смертной старухи с могильным камнем
Возникает тема угасания, старения, угасания. Начинают преобладать слова с корнем « старый». Настроение призвано подтвердить былое довольство и благополучие деревенской жизни.
3. Великолепные сцены охоты.
Хмурые низкие тучи, жидкое голубое небо, ледяной ветер, жидкие пепельные облака (конец сентября)
Чтение книг, любование стариной журналы
Человек в зрелом возрасте
Последняя вспышка жизни перед дальнейшем исчезновением. Усиливается мотив заброшенности.
4. Время разорения, оскудения, конец былого величия.
Пустые равнины, обнаженный сад, Первый снег
Перемерли старики в Выселках, деревня напоминает пустыню.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Курс профессиональной переподготовки
География: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема: « Потерянный рай»( И.А. Бунин
« Антоновские яблоки»)
Цель:
Задачи:
1). Выявить первые впечатления учащихся о прочитанном произведении;
2). Проследить за тем, как меняется возраст героя и вместе с ним восприятие мира;
3). Обратить внимание учащихся на интонацию светлой грусти, печали в рассказе;
4). Подвести к выводу, что данный рассказ широко включает в себя пейзажи, которые помогают наиболее глубоко понять внутреннее состояние героя, выражают ностальгию по ушедшему прошлому;
5). Рассмотреть образ природы, изображение мира людей, настроение героя-рассказчика, образы символы рассказа «Антоновские яблоки».
1) Развивать у учащихся навыки литературно-критического анализа произведения;
2) Развивать у учащихся навык полного грамотного устного ответа;
3). Развивать умение делать выводы и обобщения.
1) Привить учащимся чувство прекрасного;
2) Воспитание культурного читателя; письменной речи; интерес к истории языка и народа
Тип урока: урок объяснение нового материала
Технология: урок разработан с применением проблемной технологии обучения, здоровьесберегающей, системно- деятельностного подхода и общепедагогических технологий, а также с применением информационно- коммуникативных технологий.
Методы урока: репродуктивный, поисковый, эвристический
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах
Оборудование: рассказ И.А. Бунина « Антоновские яблоки»,презентация, тетрадь.
Ход урока.
О счастье мы всего лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно-
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.
Разве не печально наблюдать, как все, дорогое тебе с детства, безвозвратно уходит в прошлое? Для наследника дворянской литературы И.А.Бунина, гордящегося своей родословной, такова была усадебная Россия, весь уклад помещичьей жизни, тесно связанный с природой, земледелием, родовыми обычаями, жизнью крестьян.
Человек, далекий от политики, противник всяческого насилия, он трагически переживал события, последовавшие за 1917 годом, эмигрировал из большевистской России, сохранив в эмиграции в глубинах своей памяти прежнюю Россию, ностальгически окрашенную в теплые тона.
Память художника оживляет картины прошлого, он словно видит красочные сны о былом, силой воображения стремится остановить. Увядание дворянских гнезд ассоциируется у Бунина с осенним пейзажем. Очарованный осенью и поэзией старины, Бунин написал один из лучших рассказов начала века «Антоновские яблоки» (1900 год) Слайд 1 запись в тетрадях темы урока
Для начала скажите, какие ощущения вы пережили, читая этот рассказ?
Не так – то просто разобраться с этим бунинским шедевром. Рассказ вызывает определенные затруднения. Он вызвал недоумения у современников Бунина: «Описывает всё, что попадается под руку». А критики были единодушны в своем восхищении изумительным художественным мастерством «Антоновских яблок», их непередаваемой эстетической прелестью.
Попробуем убедиться в справедливости оценки критиков.
Работа с текстом
Можно ли четко определить сюжет рассказа?
(Привычной определенной сюжетной линии рассказ не имеет. Это рассказ об осени, об антоновских яблоках. Рассказ построен как череда воспоминаний автора, разнородных отступлений, лирических откровений и философских раздумий. — запись в тетрадях.
Что является предметом воспоминаний, какие картины изображаются особенно ярко и живо?
( Осень, урожай, утро, сад, звездное небо, ночь, ярмарка, люди; суета в саду ранним погожим утром, голоса, скрип телег, мужик, сочно, хрустно евший яблоко, дорога, усыпанная соломой, земляная печка.)
Давайте внимательно прочитаем тему сегодняшнего урока, о каком
« потерянном рае» повествует писатель?
( Рай – это прошлая жизнь, жизнь в усадьбе, жизнь в согласии с природой)
В чем состоит смысл названия рассказа?
«запах антоновских яблок исчезает из помещичьих усадьб». Перед нами 4 главы – 4 фазы яблочного оскудения.
1 глава – яблоки в изобилии: огромный сад, множество груженных яблоками подвод, и есть их можно без ограничения.
2 глава – яблоки подают как угощение в усадьбе тетушки.
3 глава – всего лишь одно яблоко ( «случайно забытое, мокрое, холодное») удается найти в облетевшем саду.
4 глава – уже и запах яблок исчезает.
А что же случилось? Куда девались яблоки?
Что-то случилось с усадьбами.
Давайте вместе разбираться в этом.
Анализ рассказа
Какова композиция произведения?
( Произведение состоит из 4 частей. Каждая глава – это отдельная картина прошлого. Вместе они образуют целый мир, которым восхищался писатель.)
Если читать рассказ внимательно, можно заметить, что настроение в каждой части различно. Для того чтобы подтвердить данный тезис, проведем небольшое исследование. Вы разделились на 4 группы, каждая группа будет работать с одной частью рассказа, результатом вашей работы будет таблица, состоящая из следующих граф:
Основная тема части
Основные образы природы
Изображение людей
Образ- символ
Возраст героя
Каким настроением проникнута данная часть рассказа
Как вы понимаете, особое внимание мы обратим на композицию произведения. Сейчас мы рассмотрим каждую главу и проследим, как меняется герой-рассказчик и его настроение.
1 глава.
Где происходит действие?
Родная усадьба героя, дом, Выселки.
В начале первой главы описан удивительный сад.
Каким его видит лирический герой?
«большой, весь золотой, подсохший и поредевший».
Что включает он в своё пространство?
И Выселки, которые «. ещё со времён дедушки славились богатством»,
и стариков и старух, которые «жили. очень подолгу»,
и большой камень около крыльца, который хозяйка «сама купила себе на могилу»,
и «овины и риги, крытые в причёску«.
И всё это живёт вместе с природой единой жизнью, всё это неотделимо от неё, поэтому таким чудным и далёким кажется образ проносящегося мимо Выселок поезда.
Как вы думаете, символом чего он является?
Какие запахи, краски, звуки встречаются в 1 главе?
Звуки – стук яблок, ссыпаемых в кадушки,скрип телеги. Бульканье кулеша. Закипание самовара. Сочный треск разгрызаемых яблок, смех,пляски, говор, топот – кипение самой жизни.
Краски – золотой сад, коралловые рябины, голубоватый дым, красные уборы, багровое пламя, бриллиантовые созвездья стожар, белесый Млечный путь.
Ощущения – теплые дождики, свежий воздух, холодно и росисто, студеная заря.
Каково основное настроение 1 части рассказа?
Грусть (светлая), счастье, упоенность жизнью.
2 глава
Вторая глава начинается с народной мудрости: «Ядреная антоновка – к веселому году».
Почему год веселый?
Связь слов: яблоки – хлеб – урожайный год – жизнь в достатке, в довольстве, жизнь до 100 лет. Это ценностиодного ряда, которые должны приумножаться.
Что является символом богатства? (золото)
Найдите определение, образованное от этого слова.
Золотой город – хлеб.
Каковы же крестьяне?
Панкрат – живет 100 лет и не заботится о дне завтрашнем, не боится за день грядущий.
О чем мечтал герой?
Стать мужиком. Отсюда – назначение человекана земле – трудиться.
Каким чувством проникнуты в этой главе воспоминания о деревне? Почему?
Всё вокруг кажется близким и родным.
Где происходит действие?
Усадьба тетушки Анны Герасимовны, словно оставшаяся в другом, уже прошедшем времени.
Склад жизни какого социального слоя изображает писатель?
Склад средней дворянской жизни.
Как вы трактуете поведение дворовых, их поклоны?
Традиционное почтение к тому, кто выше, старше. Древний ритуал уважения.
В «Антоновских яблоках» иногда усматривают поэтизацию крепостного быта. Но это не совсем так. У Бунина нет цели идеализировать, а есть цель показать простоту и деловитость деревенской жизни. Ведь в этой же главе мы встречаем такое признание: «И помню, мне порой казалось на редкость заманчивым быть мужиком». Речь, правда, идет о богатом мужике, о сходстве его и средней дворянской жизни. Почему герою хочется стать мужиком? Что привлекает в его жизни? (Быт). Прочитаем описание усадьбы со слов «Сад у тетки славился. «.
Итак, идеализация есть, но не столько социальных порядков, сколько особенного состояния души тех, кто крепко связан с чернеющими или зеленеющими полями, долинами, оврагами.
Какое слово повторяется во второй части наиболее часто?
Старый. Бесконечные разговоры про старину.
Вывод: не должна прерываться цепь поколений. Иначе мы становимся Иванами, не помнящими родства. Людьми, не имеющими ценностей.
3 часть
Где происходит действие 3 части рассказа?
В усадьбе шурина Арсения Семеновича и у соседа холостяка.
Что интересного отмечает в этом человеке Бунин? (. ) Какова его внешность?
В самом Арсении Семеновиче и в его гостях мы чувствуем стихийную силу. И в то же время Арсений Семенович способен цитировать поэтические строки. Так, в нескольких чертах писатель создает образ человека, в котором сохраняется противоречивое сочетание стихийных инстинктов и образованности.
Как вы думаете, случайно ли Бунин включил в главу об умирающем дворянстве сцену охоты? Читаем ее.
В этой сцене писатель дает возможность проявить русскому помещику свой характер.
Как великолепно воссоздал Бунин чувства молодости, энергии, жизни! Вспомните произведение, изученное в 10-м классе, которое изображением сцены охоты напоминает нам этот эпизод. («Война и мир» Л.Н. Толстого). В умении передать незабываемые ощущения Бунин продолжает литературную традицию Л. Толстого.
А сейчас мы перейдем к эпизоду, который, может быть, является для Бунина самым главным.
Изображая быт помещиков, охоту, писатель любуется некогда будто бы неколебимым единением людей, их неразрывными узами с землей, нехитрыми естественными утехами, нравами. По убеждению автора, на этой почве возник неповторимый пласт отечественной культуры, прославленный в старых книгах и старых портретах, в творениях классицизма, в журнале романтических времен «с именами Жуковского, Батюшкова, лицеиста Пушкина».
Читаем отрывок из 3-й главы со слов «Когда удавалось проспать охоту. » под медленный вальс Шопена (. ).
Не знаю, как вам, а мне передаются замечательная атмосфера того времени и гордость за дворянство. (заканчивается музыкальный отрывок).
Как меняется сад?
Из большого, золотого, наполненного звуками, он превращается в стр.28 Бунин, показывая процесс вырождения дворянства, говорит о невосполнимых потерях в духовных и культурных отношениях (стр.31-32)
4 часть
Где происходит действие 4 части рассказа?
В усадьбе мелкопоместного соседа, где собираются обедневшие охотники.
О чем говорит замечание «запах антоновских яблок…»?
Всё меняется, всё уходит в прошлое; начинается новое время, «наступает царство мелкопоместных, обедневших до нищенства»
А дальше автор пишет, что «хороша и эта нищенская мелкопоместная жизнь»
Чем же она хороша?
Бунин начинает описывать деревню, свои родные Выселки. Рассказывает, как проходит день помещика, подмечает такие детали, которые делают картину бытия настолько зримой, что кажется, будто прошлое превращается в настоящее. Только при этом привычное, обыденное воспринимается уже как утраченное счастье.
В этой главе много цветовых эпитетов и звуковая гамма богата. Приведите примеры.
Как завершается глава?
Словами песни, которую поют нескладно, с особым чувством
Почему Бунин именно так заканчивает свое произведение?
Автор вполне трезво осознавал, что «белым снегом» заносит дороги истории. Ветер перемен ломает вековые традиции, устоявшийся помещичий быт, ломает человеческие судьбы. И Бунин пытается увидеть впереди, в будущем, тот путь, по которому пойдет Россия, но с грустью понимал, что обнаружить его в силах только время.
Итак, самым главным символом в рассказе является образ антоновских яблок.
Что же они символизируют?
Богатство –деревенские дела хороши, если антоновка уродилась.
Это вся Россия – с ее «золотыми, подсохшми и поредевшими садами, кленовыми аллеями и с твердым сознанием того, «как хорошо жить на свете».
На пороге нового века остались одни воспоминания о некогда блистающем саде. Мотивы покинутой дворянской усадьбы созвучны знаменитому стихотворению И. Бунина « Запустение» ( 1903):
Томит меня немая тишина.
Томит гнезда родного запустенье.
Я вырос здесь. Но смотрит из окна
Заглохший сад. Над домом реет тленье..
Домашнее задание: 1) Напишите небольшое эссе на тему « Потерянный рай» Ивана Бунина» или « Что сближает комедию А.П. Чехова « Вишневый сад» и рассказ И.А. Бунина « Антоновские яблоки»?
или Письменно ответить на вопрос: «В чем же проявляется чудесная власть прошлого в рассказе И.Бунина «Антоновские яблоки».
2) Прочитать рассказ « Чистый понедельник», «Легкое дыханье»
Основная тема части
Основные образы природы
Изображение людей
Образ- символ
Возраст героя
Каким настроением проникнута данная часть рассказа
1.Воспоминания о сборе яблок
Ранняя погожая осень: «свежее утро», «сочный треск» яблок. Прохладная тишина, чистый воздух, бодрое эхо, (август)
«как лубочная картинка», ярмарка, новые сарафаны. Праздничные краски: «черно-лиловая, кирпичного цвета, широким золотым «позументом понева»
Что-то тревожное, мистическое, страшное: костер Ада как символ смерти
Радостное, бодрое: «Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете»
2.Описание усадьбы тетки – Анны Герасимовны
Вода прозрачная. Лиловый туман, бирюзовое небо (сентябрь начало)
Народ прибран и весел, мужицкая жизнь- богатая, постройки- домовитые. Тетушка ведет разговоры о былом, но она важна, приветлива, угощает славным обедом.
Образ смертной старухи с могильным камнем
Возникает тема угасания, старения, угасания. Начинают преобладать слова с корнем « старый». Настроение призвано подтвердить былое довольство и благополучие деревенской жизни.
3. Великолепные сцены охоты.
Хмурые низкие тучи, жидкое голубое небо, ледяной ветер, жидкие пепельные облака (конец сентября)
Чтение книг, любование стариной журналы
Человек в зрелом возрасте
Последняя вспышка жизни перед дальнейшем исчезновением. Усиливается мотив заброшенности.
4. Время разорения, оскудения, конец былого величия.
Пустые равнины, обнаженный сад, Первый снег
Перемерли старики в Выселках, деревня напоминает пустыню.